Храмы моего города. Храм Трооицы Живоначальной в Хорошеве.


Московский Троицкий храм в Хорошеве. Фотография с официального сайта храма.

Московский храм во имя Живоначальной Троицы в Хорошёве
(Московская епархия)

  • Престолы:
  • Живоначальной Троицы (главный)
  • свт. Николая Чудотворца
  • вмч. Феодора Стратилата
  • пророка Илии (придел в трапезной)
  • Адрес: Россия, г. Москва, Карамышевская наб., 15.
  • Телефоны,
  • Проезд: М. «Полежаевская», автобусы 48, 155, троллейбусы 20, 21, 35, 44, 59, 65, до остановки «Ул. генерала Глаголева».
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
  • Первоначально местность за речкой Ходыней, по дороге из Москвы в Звенигород (Звенигородский тракт), именовалась «Ходынский луг», на рубеже -XVI веков новое название «Беседы» вытесняет прежнее из документов. Наконец, в 1572 году в документах впервые упоминается дворцовое село Хорошево. Предположительно в 1594 году царь Феодор Иоаннович подарил Хорошево своему шурину, Борису Годунову, и тот принялся за новое обустройство усадьбы.
    Строительство храма неподалеку от царского путевого деревянного дворца предположительно началось между 1596 и 1597 годами.

    В 1598 году храм был освящен во имя Живоначальной Троицы. В 1650 году упоминается придел Николая Чудотворца, а в 1710 – придел Феодора Стратилата.

    В XVII веке храм получил большую известность; 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень.

    Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. В 1745 году была пристроена отдельно стоящая колокольня.

    Во время Отечественной войны 1812 года оккупированное французами село вместе с храмом было разграблено. Впрочем, церковная жизнь в храме «пособием приходских людей и доброхотных дателей»

    возобновилась довольно скоро. 27 января 1813 года освятили восстановленный Никольский придел, а 7 июня того же года был освящен главный престол.

    Московский Троицкий храм в Хорошеве, январь 2006 г. Фото Юрия Красильникова с сайта sobory.ru

    В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс.
    До 1918 года храму принадлежало 2 десятины 575 квадратных сажен усадебной земли, на которой находились деревянные дома церковнослужителей и погост. В штате клира состояли священник, два псаломщика и просвирня.

    В 1922 году из храмы были изъяты церковные ценности.

    В 1925 году храм трижды обворовывали.

    5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны – колхозному клубу.

    В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее – «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения, оно из которых содержало сохранявшуюся с 1590-х годов белокаменную сводчатую кладовую исчезнувшего дворцового комплекса

    В 1960 году территории колхоза, а вместе с ними и село Хорошево, вошли в состав Москвы. Тогда же храм поставили на государственную охрану, о чем свидетельствует специальное постановление №1327 Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.

    B 1963–1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательны натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен древний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства. По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить.

    В 1967 году в «Моспроекте-3» реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника «Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве». Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская. Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор – архитектор Н. Кузьмина. В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковые входы в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее. Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада. Во всем храмы были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки.

    В 1989 году был возвращен Церкви. На Пасху, 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался.

    B 1993 году из храма были похищены собранные c большим трудом несколько десятков старых и новых икон.

    С 1994 года клириками храма являлись сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в священном сане.

    5 июля 1998 года храм был освящен патриархом Алексием II.

    Летом 2002 года восстановлен уникальный декор — керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.

    Современное состояние

    Культовое религиозное здание в Хорошёве передали Русской православной церкви в 1989 году. В этом же году началось восстановление росписей, которые украшали стены и своды. Иконы для нового собрания собирали всем миром. Люди приносили как старинные, так и новые образы.

    В 1993 году все святые изображения были похищены. Но, как и когда-то в прошлом, усилиями прихожан и благотворителей коллекция икон в восстановленной церкви быстро пополнилась. А в 1997 году в храме появились новые иконостасы, образы которых написаны в рублевском стиле.


    Иконостас в храме Троицы Живоначальной в Хорошёве

    С благословения патриарха Алексия II настоятелями и клириками троицкого прихода являются священнослужители, находящиеся на службе в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. В настоящее время главой прихода является митрополит Рязанский и Михайловский Марк, являющийся руководителем Управления зарубежных учреждений.

    Реставрационные работы в храме Троицы Живоначальной завершились в 2002 году. На свои места в кокошниках основной части здания встали копии керамических тарелок, подаренных Борису Годунову турками.

    История

    Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве был построен в 1596-1598 г. в селе, принадлежащем Борису Годунову. Хорошево исполняло роль его загородной резиденции, в которой будущий царь любил проводить время, здесь он принимал иностранных гостей.

    Храм был вторым зданием, которое он здесь возвел после своего деревянного дворца всего через 2 года после того, как ступил во владения селом. Образцом для строительства выступил Донский монастырь, а за пример – его Малый собор. Имя зодчего собора сохранилось, им был Федор Конь, прозванный «государев мастер».

    Он один из немногих, чье имя известно и отображено в исторических источниках. О самом мастере мало что известно, но список его творений, помимо храма, весьма внушителен.

    Точно можно сказать, что он был русским человеком – это особо подчеркивали летописи того времени, и это очень ценилось, ведь многие иностранные мастера в то время бежали в Россию в поисках славы, а русский зодчий не уступил ни в чем им, и даже превзошел.

    Прошло меньше 10-ти лет после постройки, а на долю Хорошево выпали серьезные испытания. После смерти Бориса Годунова началась смута, село пострадало от пожаров, сражений с поляками и последователями Лжедмитрия II.

    Поляки наступали именно через Хорошево, издевательски называя прежде важное село «монастырем Нехорошево». Рядом с селом была собрана армия Василия Шуйского, когда она потерпела поражение.

    Только к восхождению на престол Михаила Романова Хорошево снова вернулось в свой цветущий вид. Хорошево продолжало быть любимой резиденцией, здесь часто гостили цари, занимаясь постоянным благоустройством храма. Здесь продолжались быть слышны и далекие военные отголоски: в Хорошеве ловили поляков, шпионов, литовских разведчиков, переходящих реку в удобном месте.

    В 1619 г. храм встречал митрополита, вернувшегося из плена. Храм находился на отрезке пути между Москвой и Звенигородом, туда ходили паломники, наведывались и цари. Долгое время это место было последней остановкой перед Москвой. Рядом располагались охотничьи угодья.

    В 1666-1667 г. в храме были проведены работы по реставрации икон, киотов, иконостаса и царских врат. Постепенно почти все иконы были «починены», а внутреннее убранство храма обновлено.

    Царским указом сюда были направлены пелены, ткани, различная утварь, престольные одежды, аналои, были заменены сосуды. На тот момент здесь располагалась мастерская по золотому шитью. Тогда же была проведена переделка храма: изменен фасад и паперть, был подняты полы, переделаны порталы. До самого 1676 г. церковь не облагалась налогами, и была одним из любимых мест царя Алексея.

    В 1688 г. в Хорошеве произошла еще одна реконструкция, на этот раз для восстановления дворца и царской резиденции. Это отразилось и на храме: положение дел в Хорошее и обилие земель, которыми владел притч, не устроило государя Петра, и в 1700 г. они были отчасти урезаны и правильно распределены.

    На тот момент Хорошево остается важным центром и сохраняет статус резиденции, но постепенно интерес к нему утрачивается, и уже к 1749 г. сюда заезжали мало, зато на территории села была открыта конюшенная школа.

    Постепенно храм ветшал, и ему снова понадобились ремонтные работы и замена обветшавших пелен и прочей утвари, и в 1748 г. началась новая реставрация. Храму была передана новая утварь, но этого было мало. По документам тех годов можно отследить прошения, направленные к царю о том, что храм требовал большего ремонта. В нем нужно было исправить печь, заменить иконостас, выбелить стены.

    Царским решением это должно было быть исполнено, но представители села только доложили о проведенных работах, но ничего не было сделано. Новая внутренняя реставрация затянулась надолго и была завершена только в 1763 г.

    А вот внешняя затянулась еще надолго из-за недостатка средств, мастеров и плохой организации работ. К 1785 г. все завершилось, обновление храма было проведено полностью и состояние здания было признано достаточно хорошим.

    1812 г. принес в храм множество разорений. Французы ограбили храм, сломали двери, повредили множество икон и испортили антиминс, без которого совершение Литургии оказывалось невозможным.

    Убыток был нанесен колоссальный, но благодаря пожертвованиям людей храм немедленно принялись ремонтировать, и всеобщее воодушевление после одержанной победы позволило уже в 1813 г. продолжить постоянные богослужения.


    Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве — проект до постройки трапезной

    Быстрый ремонт и реставрация сказались на внешнем виде храма. Теперь он многократно изменялся изнутри, каждое следующее обновление кардинально меняло предыдущий интерьер. Расположение наверху холма некоторое время внушало опасения, что храм может быть разрушен оползнем. Берег реки грозил обвалиться, по нему пошли трещины и оседания.

    Необходимость больших работ и серьезных денежных вложений не позволила московским властям сделать все необходимое, чтобы укрепить берег, но было предложено отстроить новое здание и перенести туда все убранство, а храм снести, пока он не рухнул.

    Люди же решили не сдаваться и своими силами укрепляли берег. Они не позволили трещинам разрастись с помощью ежегодных укреплений оседающего берега и насаждению деревьев. Храм был спасен. Позже, к 1903 г., в нем проводились замеры для замены старых голландских печей на новые духовые, и была запрошена новая реставрация.

    В феврале 1913 г. была начата работа над укреплением берега, так как угроза обвала продолжала быть реальной. Снова было предложено снести храм, но от этой недели почти немедленно отказались, так как он был исторически важным зданием. До 1917 г. были проделаны частичные укрепления оползня, но угроза революции не позволила кардинально исправить ситуацию.

    Вплоть до революции 1917 г. храм был на пике своего процветания, но почти сразу же – разграблен, хотя в нем еще совершались богослужения. В 1922 г. из храма была изъята драгоценная церковная утварь. В 1939 г. власти закрыли храм на 50 лет, здание было переделано под багетную мастерскую, а после – под отделение детской консультации.

    После войны здесь был обустроен колхозный клуб. Внутреннее убранство было разграблено, кладбище на территории храма – уничтожено.

    В начале 1960-х возрос интерес к историческим и культурным памятником, и храм был признан одним из них. В 1964 г. архитектор В. Дрегалов предложил план масштабной реконструкции, в которой приделы были соединены с трапезной частью здания и теперь могли отапливаться, в отличие от остальных приделов.

    Неотапливаемые части помещения отделялись стеной и были доступны только в летнее время. Убранство храма было заменено новым, но в одном из приделов, приделе Феодора Стратилата, теперь изолированном от остальных, сохранялось древнее убранство, иконы и центральный иконостас.

    В 1970-х известный реставратор и исследователь русского зодчества Б. Альтшуллер занялся исследованиями храма. Под его руководством храм был частично восстановлен к первоначальному облику, но некоторые перемены исправить не удалось.

    Так, например, безвозвратно утерянными оказались порталы – архитектурно оформленные входы в здание и переходы между приделами, которые были стесаны при перестройках здания. Реставрационные работы проводились только в храме, и никак не затронули здания колокольни и трапезной. В них по-прежнему был распложен цех офсетной печати.

    Первое богослужение в обновленном храме совершилось 30 апреля 1989 г., на Пасху.

    Постоянный настоятель на место храма был назначен в 2000 г., и с того времени храм развернул широкую миссионерскую деятельность и стал на путь постоянного развития.

    Архитектура

    Современный архитектурный ансамбль церкви Троицы Живоначальной складывался на протяжении нескольких веков. В этом процессе выделяются следующие этапы:

    1. Конец XVI века — возведение основной части храма, состоящей из трёх частей, которые были объединены общим гульбищем (террасой). Основной объём постройки украшает шлемовидными купол, стоящий на барабане, основой которого являются пять рядов кокошников. Эта же композиция повторяется и в боковых приделах. Таким образом, церковь в Хорошёво имеет три главы. Здание сложено из красного кирпича. Его стены, сегодня выкрашенные в белый цвет, первоначально оставались красными, а цоколь и декоративные детали выделялись своей белизной.
    2. XVII век — гульбище преобразуется в паперть с небольшими окнами.
    3. Конец XVIII века — строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной под руководством архитектора Андрияна Афанасьева в стиле русского классицизма. Она имеет небольшой размер, строгие и лаконичные линии, и венчается шлемовидным куполом, стоящем на небольшом барабане.
    4. Середина XIX века — строительство трапезной части, объединившей колокольню и основную часть. Трапезная представляет собой двустолпную залу с трёхскатной крышей. Декор её внешних стен визуально объединяет постройки XVI и XVIII веков. Вход в храм после возведения средней части происходил через колокольню, к которой пристроили два крыльца. На сегодняшний день колокольня имеет один вход.
    5. Начало XXI века — строительство административно-хозяйственного здания с примыкающим к нему крестильным помещением. Здание выполнено в стиле гражданской архитектуры допетровских времён.

    Как доехать

    Удобное расположение храма позволяет добраться к нему любым доступным способом:

    Метро «Полежаевская», автобусы 48, 155, троллейбусы 20, 21, 35, 65 до остановки на ул. Живописная. Обязателен переход через шоссе по подземному переходу.Среднее время: 25-35 мин
    Метро «Щукинская», трамваи 28, 30 едут до конечной остановки.Среднее время: 30-40 мин
    Метро «Сокол» или метро «Октябрьское поле», троллейбус 59 до конечной остановки.Среднее время: 40-45 мин

    Святыни

    За годы использования культовой постройки советскими властями для различных хозяйственных целей росписи стен и потолков были практически полностью потеряны. Часть икон вывезли в 1922 году в результате конфискации церковного имущества. После закрытия церкви, сохранившиеся образы были похищены или скрыты под слоями пыли и грязи.


    Храмовый образ церкви Троицы Живоначальной в Хорошёве

    После возвращения храма Московской патриархии началось восстановление собрания икон. Оно содержит большое количество старинных образов, написанных в XVIII-XIX веками. Самыми известными и почитаемыми из них являются:

    1. Икона Николая Чудотворца, написанная на металлическом круглом основании в XIX веке.
    2. «Мамврийский дуб» — часть дерева, изображенного на всех образах Троицы. В киоте, его содержащем, также находятся иконы и крест из белого перламутр и розового мрамора.
    3. Феодоровская икона Божией Матери (XIX век), к которой возносят молитвы об удачном течении беременности и рождении ребёнка.
    4. Ростовая икона Сергия Радонежского, являющаяся списком с крышки раки со святыми мощами преподобного мужа, который был сделан в XIX веке.
    5. Икона «Богоматерь Рудненская» — список с чудотворного образа XVIII века.

    Важно! Одной из самых почитаемых икон Троицкой церкви в Хорошёво является образ Казанской Богоматери, подаренный патриархом Алексием II к празднованию 400-я храма.

    Внутреннее убранство

    По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

    Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

    В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

    Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

    Работа храма

    Духовенство прихода проводит не только богослужение, но и ведёт активную просветительскую и попечительскую деятельность.

    Расписание богослужений

    Божественные службы проводятся в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво ежедневно по следующему расписанию:

    • в будние дни и субботу богослужения проводятся в 8.30 и 10.30;
    • по вечерам в 17.00 службы проводятся в пятницу, субботу и воскресенье;
    • в воскресенье проводят раннюю службу в 6.40 и позднюю литургию в 8.40.

    Расписание богослужений в дни престольных праздников, перечисленных ниже, уточняют на сайте храма. Его престольными праздниками являются:

    • день Святой Троицы, отмечаемый на 50-й день после Пасхи;
    • Фёдора Стратилата — 21 февраля и 21 июня;
    • Пророка Ильи — 2 августа;
    • Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря.

    Следует знать, что в церкви Троицы Живоначальной в Хорошёво запрещено вести видеосъемку и фотографировать. Одежда мужчин и женщин во время её посещения должна быть скромной, закрывающей колени и плечи у женщин, которым нельзя использовать косметику.

    Деятельность прихода

    В Троицком приходе действует Воскресная школа, в которой проводятся следующие занятия:

    • изучение Закона Божьего;
    • курсы церковнославянского языка;
    • кружок рукоделия;
    • хоровое пение.

    Взрослые могут участвовать в деятельности общества сестёр милосердия и молодёжного клуба «Синаксис», в катехизисных беседах.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]