Эсхатология. Часть 3: Где находился Храм Соломона?

Храм Соломона называли в древности одним из 7 чудес света. Своим величием и грандиозными размерами он поражал очевидцев. В 10 веке до н.э. Храм Соломона воздвиг царь Соломон. Это был период расцвета государства Израильского, а сам Храм стал считаться главной святыней евреев. Пока они ходили по всей земле, ища Землю обетованную, и воевали с соседями, пока у евреев не было еще своего государства, Бог странствовал вместе со своим избранным народом. Гарантией избранности служил Ковчег Завета. Однако евреи со временем решили обосноваться в Палестине. Тогда они построили Храм царя Соломона, который стал символом единства Израиля, управляемого богом царства.

Вклад Давида в строительство Храма Соломона

У Орны-иевусиянина Давид купил гору Мориа. Здесь, на месте бывшего гумна, он воздвиг жертвенник богу Яхве для того, чтобы остановить эпидемию, поразившую народ. Гора Мориа — особое место. Авраам, согласно Библии, хотел принести Исаака, своего сына, в жертву Богу именно здесь. Давид решил на этом месте возвести Храм. Однако замысел осуществил лишь его сын, Соломон. Давид тем не менее многое сделал для его строительства: заготовил сосуды из меди, серебра и золота, полученные в дар или добытые в войнах, а также запасы металлов. Ливанские кедры и тесаные камни доставлялись из Финикии по морю.

Храмовая гора

Храм Соломона был построен на горе Мориа (высота 774 метра) на востоке Старого города Иерусалима. Вершина величественной горы должна была стать местом принесения праотцом Авраамом своего единственного сына Исаака (Бытие, 22:2). Во времена царя Давида здесь находилось гумно (помещение для сжатого хлеба) местного жителя Орны. Выкупив у него участок земли, царь Давид соорудил там жертвенник Господу (Вторая Книга Царств, 24:18-25). Впоследствии при царе Соломоне, сыне Давида, здесь был воздвигнут Первый Храм.

«Выбор гумна Орны на место воздвижения ветхозаветного храма говорит о том, что обожженное солнцем место труда человеческого, где он приобретает честный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога больше благоволение, чем самые красивых места в мире, но не освящены трудом рук человеческих. Всякий раз, когда потом приносились сюда первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны» (монахиня Мариам Юрчук).

Ход строительства

Соломон начал строительство на 4-й год своего правления, в 480 году после исхода из Египта евреев, т.е. в 966 г. до н.э. Он обратился к Хираму, царю Тирскому, и тот прислал ремесленников, плотников, а также зодчего Хирама-Абиффа.

Наиболее дорогой материал того времени — кипарисы и кедры из Ливана — был использован при возведении такого величественного здания, как Храм царя Соломона. Использовался также песчаник. Его обтесывали каменотесы из Гебала, финикийского города. В готовом виде блоки доставляли на место строительства. Для утвари и храмовых колонн применяли медь, добытую в Эдоме из медных копей Соломона. Также строительство Храма Соломона проходило с использованием золота и серебра. Около 30 тыс. израильтян трудилось на его возведении, а также примерно 150 тыс. финикиян и ханаанеев. 3,3 тыс. надсмотрщиков, специально назначенных для этого ответственного задания, руководили работами.

Реальность

Вопросами грядущего строительства занимается Институт Храма — организация, специально созданная под этот «проект» в 1987 году. Сотрудники Института разрабатывают конструкцию Храма. Кроме того, на данный момент специалисты уже восстановили более 60 священных реликвий, в том числе нагрудник и венец священника, музыкальный инструмент шофар, сосуд для омовений и многое другое. Закончена реставрация и некоторых главных предметов культа: меноры, золотого стола хлебов предложения и печально известного ковчега Завета.

В теории начать строительство Храма можно было бы прямо сейчас, если бы не одно «но»: на том месте, где израильтяне хотят возвести Храм, уже стоит Купол Скалы — исламское святилище, расположенное рядом со старейшей мечетью на планете, Аль-Акса. Так что либо строителям придется договариваться с мусульманами, либо, что еще интереснее, искать новое место для строительства.

Описание Храма Соломона

Великолепием, богатством и величием поражал иерусалимский Храм Соломона. Построили его по образцу Скинии Моисеевой. Только размеры были увеличены, а также использованы приспособления, необходимые для богослужения. Из 3 частей состояло сооружение: притвор, святилище и Святая святых. Большой двор, предназначенный для народа, окружал его. В скинии находился умывальник, предназначенный для ритуальных омовений. Целая система сосудов существовала при жертвеннике этого храма: 10 умывальников на подставках, художественно сделанных, а также большой бассейн, называвшийся из-за своей величины Медным морем. Коридор 20 локтей в длину и 10 — в ширину представлял собой притвор. Две медных колонны стояли перед ним.

Святилище и Святая святых отделялись друг от друга каменной стеной. В ней была сделана из масличного дерева дверь. Из массивного тесаного камня были выложены стены Храма. Они обложены были белым мрамором снаружи, а внутри — листовым золотом и деревом. Золото покрывало также потолок и двери, а пол был выполнен из кипариса, поэтому внутри Храма камня не было видно. Орнаменты в виде различных растений (колокинтов, пальм, цветов), а также изображения херувимов украшали стены. В древности пальма считалась райским деревом. Она являлась символом величия, красоты, нравственных совершенств. Это дерево в Храме стало символом торжества Бога в еврейской земле.

Хотя Первый Иерусалимский Храм был построен царем Соломоном, но приготовления к его постройке были начаты еще в предшествующее царствование. Царь Давид приобрел место для храма, сделал обширные заготовления строительного материала, составил план храма, скопил денежные средства.


Храм Соломона
Иерусалим того времени был гораздо меньше нынешнего, из четырех его холмов был заселен только один — гора Сион. После занятия города Давид обнес его стеною. К Сиону с восточной стороны примыкала довольно высокая гора Мориа. Она была занята полем одного местного жителя, иевусея Орны. Среди поля, на верхнем хребте горы, было устроено гумно. Царь Давид купил эту гору у Орны за 50 сиклей серебра (по другим источникам, за 600 сиклей золота). Вполне возможно, гора покупалась по частям: сначала небольшая часть ее за 50 сиклей серебра, а потом и другие прилегающие к ней участки — всего на 600 сиклей золота.


После приобретения места Давид немедленно освятил его созданием жертвенника. По преданию, это было то самое место, на котором Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Заготовленный царем Давидом строительный материал для храма — это золото, серебро (хотя оно в отделке Храма Соломона не упоминается), медь, драгоценные камни, железо, кедровые балки, мрамор, камень. Иерусалимский Храм был единственным для всего израильского царства и поэтому требовал всевозможного великолепия. Давид выполнил план Храма в общем и частностях, переданных им наследникам в торжественном завещании и с настойчивым требованием исполнить его.


Несмотря на множество заготовленного Давидом строительного материала, его было недостаточно даже для начала работ, особенно мало было камней и строевого дерева. Поэтому царь Соломон, приступая к постройке Храма, заключил соглашение с тирским царем Хирамом, по которому тот обязывался: снабжать Соломона кедровым и кипарисовым деревом, тесаными готовыми камнями с ливанских гор; вырубку строевого леса и обработку камней предоставлять людям, присланным Соломоном, но для руководства поставить над ними еще и финикийских мастеров, как более опытных в деле; деревянные брусья доставлять с Ливана морем на плотах до Яффы, ближайшей к Иерусалиму пристани. Со своей стороны Соломон должен был поставлять в Тир пшеницу, вино, масло. Есть свидетельство, что подобный договор царь Соломон заключил и с египетским царем. На месте строительства Храма не было слышно ни топора, ни молота, ни другого железного орудия: работы по отделке дерева и камня производились в Ливане, литейные работы исполнялись в иорданской долине.


Прежде чем приступить к постройке Храма, требовалось найти для него соответствующее плану место. В первоначальном виде хребет горы Мориа был очень обрывистым, на нем едва могли разместиться корпус храма и жертвенник. Для дворов, которые должны были со всех сторон окружать Храм, места не было совсем. Кроме того, по своему первоначальному направлению хребет горы шел по диагонали — не прямо с севера на юг, а с северо-запада на юго-восток. А Храм и его дворы должны были быть четко ориентированы (подобно скинии) в правильном отношении к четырем сторонам света. Поэтому при подготовке к строительству Храма требовалось: а) расширить верхнюю часть горы до размеров, предусмотренных планом Храма; б) изменить или выровнять направление кряжа так, чтобы приготовленная для Храма площадь была возможно точнее обращена к четырем сторонам света. И царь Соломон придумал мудрый план: построить по восточной стороне горы, начиная от ее подошвы, среди проходящей здесь Кедронской долины, большую и твердую каменную стену в направлении, которое должна была иметь стена двора Храма (то есть прямо с севера на юг), а промежуток между стеной и склоном горы засыпать землей. В общем, Храм Соломона был построен по плану, данному для скинии Моисеевой, только в больших размерах и с теми приспособлениями, какие были необходимы в богатом неподвижном святилище. Храм разделялся на Святае Святых, святилище и притвор, но был обширнее и великолепнее скинии.


Кругом внутреннего отделения Соломонова Храма была устроена большая площадь — отделения для народа (или большой двор). Второй внутренний двор, или двор священников, по размерам вдвое превосходил скинию. Соответственно омывальнику скинии при жертвеннике Храма имелась целая система сосудов омовения: 10 художественно сделанных омывальников на подставках и большой бассейн для воды, по величине своей называвшийся морем. Притвор храма представлял собой коридор 20 локтей в длину (по ширине корпуса Храма) и 10 локтей в глубину. Перед ним стояли две большие медные колонны. Святая Святых и святилище разделялись каменной стеной с дверью из масличного дерева. Стены самого Храма были выложены из массивного тесаного камня, снаружи обложены белым мрамором, но, как и двери скинии, внутри были покрыты деревянной обкладкою, а потом еще обложены листовым золотом. Золотом же были покрыты и двери, и потолок, и кипарисовый пол Храма. На стенах скинии были изображены фигуры тех же херувимов, что и на расшитом покрове, который драпировал ее внутренние стены. И на стенах Храма Соломона были изображены херувимы, только прибавился еще орнамент в виде растений. Внешне вид Храма поражал своим величием, массивностью и крепостью, а внутри — богатством и великолепием, не слыханными даже в древнем мире. Вся внутренность Храма была выложена деревом — стены и потолок кедром, а пол — кипарисом, так что камня внутри Храма не было видно. Стенные доски были украшены резьбою из вырезанных внутрь (а не выступавших вперед) рельефов, глубоко вырезанные главные сюжетов картин никогда не выдавались выше плоскости стены. На картинах опять же были изображены фигуры херувимов, но к ним прибавились еще изображения пальм, колокинтов (род диких огурцов) и распустившихся цветов. Выбор пальмы объясняется не только тем, что это было самое красивое и полезное дерево — символ красоты, величия и нравственных совершенств. По признанию древних, родиной пальмы была Палестина, откуда она распространилась по всему древнему Востоку. Пальма в иерусалимском Храме была символом торжества Божия в земле обетованной. В скинии же изображений пальмы не было, так как это было святилище пустыни, устроенное еще только на пути в Палестину. Деревянные доски, покрывавшие каменные стены (решетки в окнах, потолок, пол, ступени, ведущие в Святая Святых), в свою очередь были покрыты листовым золотом. Каждый гвоздь, которым были прибиты золотые листы, тоже был золотой. По золоту еще были расположены разноцветные драгоценные камни для украшения. По своим наружным формам Храм напоминал корабль, расширяющийся к верху, или Ноев ковчег. Возвышавшиеся одна над другой внутренние платформы выходили наружу из нижней основной части стены тремя выступами. Эти выступы требовали особых подпор, которыми и являлись три ряда колонн с четвертым рядом кедровых пилястров. Таким образом, вдоль трех стен Храма (северной, южной и западной) образовались колоннады (или крытые аллеи) под широкими навесами выступавшей в верхних частях стены. Когда Храм был готов, царь Соломон призвал к освящению его всех старейшин и множество народа. При звуке труб и пении духовных песней внесен был Ковчег Завета и поставлен в Святая Святых под осенение двух новых колоссальных херувимов, простиравших свои крылья так, что концы внешних крыльев касались стены, а внутренние крылья склонялись над Ковчегом. Слава Господня в виде облака наполнила Храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда Соломон взошел на свое царское место, пал на колени и стал молить Бога, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. По окончании этой молитвы сошел с неба огонь и опалил жертвы, приготовленные в Храме. Вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания Храм Соломона. Тогда же погиб и Ковчег Завета. Весь народ иудейский был отведен в плен (589 год до н.э.), только самые бедные иудеи были оставлены на своей земле для обрабатывания виноградников и полей. В разрушенном Иерусалиме остался пророк Иеремия, который плакал на развалинах города и продолжал учить добру оставшихся жителей. Иудеи находились в вавилонском плену 70 лет. Персидский царь Кир, в первый же год своего владычества над Вавилоном, разрешил иудеям возвратиться в свое отечество. Такая продолжительная неволя привела их к осознанию, что только Храмом Иеговы может стоять Иерусалим и все иудейское царство. Это убеждение было настолько твердо в них, что они покинули Вавилон, как только заручились царским разрешением вновь строить Храм в Иерусалиме. Сорок две тысячи иудеев отправились в свою землю. Оставшиеся в Вавилоне оказали им помощь золотом, серебром и другим имуществом и сверх того богатыми пожертвованиями на Храм. Царь отдал иудеям священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из Храма Соломона. Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала восстановили жертвенник Господу, а на другой год положили основание Храму. Через девятнадцать лет строительство Храма было окончено. Новый Храм был не таким богатым и великолепным, как Храм Соломона, и старцы, помнившие великолепие прежнего Храма, плакали о том, что Второй Храм беднее и меньше прежнего. Но в царствование Ирода (37-4 годы до н.э.), который приложил много усилий для его расширения и украшения, Храм достиг особенного расцвета и великолепия. Иосиф Флавий оставил следующее описание Храма: «Храм блистал так ярко, отражая солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него. А на расстоянии он выглядел, как сверкающая снегами горная вершина. Террасы Храма состояли из огромных гранитных глыб до 20 метров длиной. Эти каменные блоки были тщательно подогнаны друг к другу с тем, чтобы их не сдвинуло даже землетрясение. Местами они возвышались сплошной стеной до 150 м высоты. Стена заканчивалась двойной колоннадой, которая окружала Храмовый двор для неевреев. От него поднимались лестницы к девяти золотым и серебряным воротам. Они вели во дворы для женщин и мужчин иудеев. Над ними располагался Двор для священников, а еще выше поднимался 50-метровый фасад собственно Храма. Все сооружения были украшены белым мрамором и золотом, и даже шипы на крыше Храма, сделанные специально, чтобы голуби не садились на нее, были золотыми». Во время Иудейской войны Иерусалимский храм был вторично разрушен в 70 году новой эры, причем разрушение Второго храма произошло «девятого аба» по еврейскому летоисчислению, в день разрушения Первого храма — через 500 с лишним лет.


Сегодня о величественном сооружении, бывшем средоточием духовной жизни еврейского народа, напоминает лишь сохранившаяся часть западной стены, окружавшей Храмовую гору Мориа, на вершине которой стоял Иерусалимский храм. Эта часть стены, сложенная из огромных каменных монолитов, имеет длину 156 метров. Она называется «Стеной плача» (или «Западной стеной») и является национальной святыней еврейского народа.

Храмовая гора в Иерусалиме

Остатки мегалитических сооружений были обнаружены во время проведения археологических работ под Храмовой горой в Иерусалиме в конце XX века. Они слагают южную часть расчищенного фрагмента основания западной опорной стены храма Соломона, построенного в 480 г. с начала Исхода иудеев из Египта. Скрытые под землей несколько тысячелетий назад ряды ее кладки можно увидеть в открытом в 1996 г. тоннеле Котеля, протягивающемся приблизительно на 500 м от арки Уилсона до Виа Доло-роса. Здесь на уровне древней улицы обнажаются четыре массивных каменных блока. Три из них имеют длину 14, 13,5 и 8,5 м и весят 600, 570 и 355 тонн. Причем, как и в Баальбеке, они лежат на блоках чуть меньшего размера. Все эти блоки были доставлены к месту строительства из каменоломни, расположенной к западу от Иерусалима. ХРИСТИАНСТВО Христианские святыни Храм гроба Господня

Copyright © 2021 Любовь безусловная

Освящение Храма

Семь лет продолжалось строительство Храма (957-950 гг. до н.э.). В 8-м месяце 11-го года правления Соломона была завершена работа. На праздник Кущей происходило освящение. Сопровождаемый левитами, священниками и толпами народа Ковчег Завета торжественно перенесли внутрь, в Святая святых. Войдя в Храм Соломона (фото его макета представлено ниже), руководивший строительством царь пал на колени и начал молиться. После этой молитвы огонь сошел с неба и опалил приготовленные жертвы.

В течение 14 дней продолжалось празднование освящения главного храма. Это событие отмечал весь Израиль. Не было в стране ни одного человека, не посетившего в то время Храм Соломона в Иерусалиме и не принесшего хотя бы одну овцу или вола в жертву.

Ветхозаветная Скиния

Пока евреи не окончили войны за Обетованную (Обещанную) землю, Господь не желал «обитать в доме». Он не давал повеление о строительстве постоянного храма. Поэтому пророк Моисей получил указание построить Скинию Завета — переносное святилище (Книга Исход, 25-31). В этом походном храме за занавеской находилась Святая Святых, где был поставлен Ковчег Завета со Скрижалями. Сама Скиния собиралась из брусьев и ткани и представляла собой подобие большой палатки.

Во время правления царя Давида была построена новая Скиния и поставлена на постоянном месте в Иерусалиме. Господь не благословил царя на возведение каменного храма. Согласно Воле Божьей, построить Храм должен был не Давид, а его наследник. Это было связано с тем, что Давид много воевал и пролил много крови (Первая Книга Паралипоменон, 22:8).

Богослужение в Святая святых

Царь Соломон строил Храм не только лишь для евреев. Он хотел, чтобы к Единому Богу пришли все народы мира. А Храм — место, где он обитает. Мы можем наблюдать сегодня, как сотни тысяч людей со всех уголков земного шара приходят к Стене Плача ежедневно. Это место, рядом с которым когда-то находился знаменитый Храм. Однако приближаться к Святая святых его запрещено было категорически даже священникам. Страшная казнь ожидала нарушителей — смерть. Только в Судный день, то есть раз в году, первосвященник — главный жрец храма — входил сюда для того, чтобы совершить молитву о прощении всему народу Израиля грехов.

Особая накидка была поверх длинных льняных одежд этого священника — ефод. Он был соткан из 2 полотнищ и вплетенных в виссон золотых нитей. Сверху надевался также нагрудник с 12 камнями, представлявшими 12 колен Израилевых. Корона с именем Бога («Яхве» — в русской Библии) украшала голову первосвященника. С внутренней стороны в нагруднике его был карман с золотой пластиной, на которой написано было состоящее из 70 букв имя Бога. Именно по этому имени священник во время молитвы обращался к Всевышнему. Согласно легенде, к служителю была привязана веревка. Снаружи оставался один конец ее на случай, если во время молитвы произойдет беда и тело его останется в помещении, в которое никто не имел права входить, кроме него.

В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы

Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чте­ния. Все остальные детали синаго­гальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рас­смотрим организацию ашкеназских синагог.

По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориен­тиро­ваны на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон а-кодеш, находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распро­странением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отно­шению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.

1 / 6

Арон а-кодеш и амуд в синагоге города Пьятра-Нямц. Румыния, 1904 год© Центр еврейского искусства / Зев Радован

2 / 6

Арон а-кодеш в Большой синагоге в Сатанове. Украина, 1721 год © Центр еврейского искусства / Владимир Левин

3 / 6

Арон а-кодеш в Хоральной синагоге в Вильнюсе. 1903 годWikimedia Commons

4 / 6

Арон а-кодеш в синагоге Биробиджана. 1957 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин

5 / 6

Арон а-кодеш. Германия, XVIII век© The Jewish Museum, New York

6 / 6

Арон а-кодеш в Испанской синагоге в ПрагеWikimedia Commons

Рядом с арон а-кодешем располагается амуд — специальный пюпитр, на кото­ром человек, ведущий молитву, размещает молитвенник. Такой человек называется «представитель общества» (шалиах цибур, или сокращенно шац), и им может быть любой из молящихся. В том случае, когда община нанимает для ведения богослужения профессионала с музыкальным образованием, его обычно называют кантор (хазан на иврите).

1 / 4

Амуд в синагоге в Мишкольце. Венгрия, 1863 год© Центр еврейского искусства / Екатерина Олешкевич

2 / 4

Амуд в Малой синагоге в Санкт-Петербурге. XIX век © Центр еврейского искусства / Зев Радован

3 / 4

Амуд в бейт-мидраше ребе Леви в Романе. Румыния, около 1900 года© Архив Зуси Эфрона / Центр еврейского искусства

4 / 4

Амуд в Старой синагоге в Кракове. Польша, XVIII век© Центр еврейского искусства / Борис Хаймович

Стол, за которым читают Тору, обычно стоит на помосте, который называется бима (дословно «возвышение»). В ашкеназской традиции биму принято распо­лагать в центре молитвенного зала, в то время как, например, в Италии она находится у стены, противоположной арон а-кодешу.

1 / 3

Бима в синагоге в Ансбахе. Германия, 1746 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин

2 / 3

Бима в синагоге в Ланьцуте. Польша, 1761 год© Владимир Левин

3 / 3

Бима в синагоге в Алба-Юлии. Румыния, 1840 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин

Большую часть времени молящиеся сидят или стоят лицом к арон а-кодешу, но, когда из него вынимают свитки Торы и переносят их на биму, все внимание переключается на нее. Этим синагога также отличается от церкви, в которой все священнодействие происходит в одном месте: у алтаря (у като­ликов) или в алтар­ной части церкви (в право­славии). Такая двухполюсность не способ­ствует поддержанию тишины, поэтому почти во всех синагогах мира можно увидеть таблички с надписью «Запрещено разгова­ривать во время молитвы и чтения Торы».

Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга© Александр Демьянчук / ТАСС
В XIX веке в Германии, а позже и в других европейских странах стали появлять­ся реформированные синагоги, которые заим­ствовали у христианских церквей внешние формы богослужения: хоровое пение в сопровождении органа, ежене­дельную проповедь раввина, кантора со светским музыкальным образованием и запреты для молящихся читать молитвы в полный голос. В Российской импе­рии такие синагоги получили название хоральных. Для придания богослуже­нию более упорядо­ченного характера биму в реформистских синагогах стали располагать не в центре зала, а прямо перед арон а-кодешем.

Таким образом, организация пространства в реформистской синагоге стала похожа на организацию пространства в католи­ческой или протестантской церкви, с одной фокусной точкой в виде арон а-кодеша, перед которым находится и стол для чтения Торы, и место для кантора и проповедника. В постсоветское время хоральные синагоги перешли в руки ортодоксальных общин, и бима во многих из них была передвинута в центр зала.

Как отвечал евреям Бог?

Согласно Талмуду, первосвященник «читал» ответы Господа по 12 камням на нагруднике. Это были обычно ответы на самые важные вопросы для народа и царя Израиля. Например, будет ли этот год урожайным, стоит ли вступать в войну и др. Обычно царь задавал их, а первосвященник смотрел подолгу на камни. Буквы, выбитые на них, по очереди зажигались, и жрец из них складывал ответы на вопросы.

Разрушение и восстановление Храма

Храм Соломона, грандиозный и величественный, простоял всего около трех с половиной веков. Навуходоносор, вавилонский царь, в 589 г. до н.э. захватил Иерусалим. Он разграбил город, разрушил и сжег Храм. Был утерян Ковчег Завета, и о нем не известно ничего до сих пор. Иудейский народ отведен был в плен, который продолжался в течение 70 лет. Кир, персидский царь, в первый год правления позволил вернуться в свою родную страну иудеям. И они принялись за восстановление Храма Соломона. Серебро, золото и другое имущество собрали оставшиеся в Вавилоне. Они отправили все это с репатриантами на родину и затем продолжили посылать богатые пожертвования на Храм Соломона в Иерусалиме. Восстановление его проходило не без участия царя Кира, который внес свой вклад тем, что возвратил священные сосуды иудеям, взятые из Первого Храма Навуходоносором.

КРУШЕНИЕ СИМВОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Иерусалимские храмы были разрушены, но многие века остаются в памяти евреев не только символом веры, но и символом независимости.

Через полвека по указу Кира Великого евреям было разрешено вернуться в Иерусалим после Вавилонского пленения (598-539 гг. до н. э.) и отстроить заново свой храм. Но он не шел ни в какое сравнение с первым. Не этот «промежуточный» храм Зоровавеля, а храм Ирода Великого вошел в историю как Второй Иерусалимский храм. После реконструкции, произведенной царем Иродом, храмовый комплекс стал огромным сооружением на платформе (частично сохранилась) из белых мраморных плит размером 14 гектаров. Для размещения этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме. Реставрацией храма нелюбимый в народе Ирод хотел улучшить свою репутацию. Работы начались примерно в середине его царствования в 19 или 22 г. и продолжались еще очень долго. Согласно Евангелиям, когда в храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. И фактически уже через 6 лет после окончания масштабных строительных работ в 64 г. Второй храм был разрушен римлянами при подавлении антиримского восстания (Первая Иудейская война 63-70 гг.). Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.


Храм Ирода тех времен, когда здесь проповедовал Иисус Христос (реконструкция конца XIX в.).

Город долгое время находился в руинах и запустении, пока в 130 г. император Адриан не повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина по образцу римского военного лагеря. На месте храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвященное Юпитеру, а там, где была Святая святых, воздвигли конную статую Адриана. Такого святотатства евреи не выдержали, и вспыхнула свирепая и затяжная война — новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или Вторая Иудейская война, 132-136 гг.). Повстанцы удерживали город почти три года. Соорудили Скинию — временный храм, и возобновили жертвоприношения Единому Богу. После подавления восстания Скиния вновь была разрушена, а все иудеи изгнаны из города по указу Адриана.


План Храма Ирода.

Известно, что византийский император Юлиан Отступник (361-363 гг.), воцарившись в Константинополе, начал проводить политику веротерпимости, объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего Юлиан обнародовал свой план о восстановлении еврейского храма в Иерусалиме. Однако спустя месяце небольшим Юлиан погиб, и храм не был восстановлен. Тем не менее тема эта не закрыта: по иудейскому преданию, Иерусалимский храм когда-нибудь будет восстановлен и станет главным религиозным центром иудеев и всего мира.

Значение Храма

Евреи и раньше ощущали присутствие Бога, когда он шел в огненном столбе по пустыне впереди народа, когда с горы Синай сходил Моисей и его лицо сияло словно солнце. Однако Храм стал для народа особым местом, символизировавшим присутствие Божие. Хоть раз в год каждый благочестивый еврей должен был прийти сюда. Со всех концов Иудеи и Израиля, да и со всего мира, где жили в рассеянии евреи, народ собирался по большим праздникам в Храм. Об этом сказано во 2-й главе Деяний апостолов.

Конечно, иудеи, в отличие от язычников, не верили в то, что Бог обитает в рукотворных храмах. Однако они полагали, что именно на этом месте происходит его встреча с человеком. Об этом было известно и язычникам. Ведь Помпей, который был послан во время Иудейской войны командовать усмирявшими Иерусалим римскими когортами, неслучайно стремился попасть в Святая святых этого храма для того, чтобы понять, чему или кому поклоняются иудеи. Насколько же было велико его удивление, когда, отдернув завесу, он обнаружил, что здесь ничего нет. Ни статуи, ни образа, ничего! Невозможно заключить Бога Израилева в изваяние, его невозможно изобразить. Евреи когда-то верили в то, что между крыльями Херувимов, охраняющих Ковчег Завета, обитает Шехина. Теперь же Храм этот стал служить местом встречи человека и Бога.

В преддверии Апокалипсиса

В конце хотелось бы вспомнить о том, как в 2021 году на Гугл картах вместо мечети Аль-Акса оказался Третий храм, в котором, как многие утверждали, должен короноваться антихрист. Этот храм был «поостроен» лишь в виртуальности, но как многие утверждают со временем готовится его реальное воплощение.

На сегодняшний день вы не увидите этих проекций на гугл картах т.к. После того, как люди подняли шум относительно этого храма, Google удалил эти проекции. Но кому и зачем это нужно остается открытым вопросом. Возможно лишь шутка человека, который подменил gps координаты в телефоне и смог разместить картинку в этом месте? Или же действительно подготовка к неизбежности конца света?

Давайте обсудим этот вопрос в комментариях? Расскажите, что вы думаете по этому поводу?

Разрушение Второго Храма, Стена Плача

Иерусалимский храм в 70 г. н.э. римские войска стерли с лица земли. Таким образом, через 500 с лишним лет после разрушения Первого храма был разрушен Второй. О великой святыне сегодня напоминает лишь часть западной стены, которая окружала гору Мориа, где стоял Храм Соломона в Иерусалиме. Сейчас ее называют Стеной Плача. Это национальная святыня народа израильского. Однако не только евреи приходят молиться сюда. Считается, что если встать к стене лицом и закрыть глаза, можно услышать, как тысячи музыкантов и певцов воспевают Бога, трубит шофар и с небес на молящихся сходит слава Господня. Кто знает, возможно, на этом священном месте когда-нибудь будет построен и Третий храм Соломона…

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Сразу после смерти Соломона Израильское царство распалось на Иудейское Южное и Северное царства.

Когда Соломон официально запросил царя Хирама Тирского помочь в строительстве нового храма рабочими и материалами, тот отвечал: «Итак я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирама моего мастера каменщика, сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его Тирянин, — умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего».

При реконструкционных работах, проводимых царем Иродом, тысяча священников была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части храма, куда разрешено входить только священникам. Строительство велось с тщательным соблюдением всех требований Гапахи. Были приняты необходимые меры, чтобы во время работ обыкновенные службы в храме не прекращались.

Название Стена Плача, или Стена Стенаний придумано не евреями (для них она просто Западная стена), а арабами, наблюдающими стенающих об утраченном храме паломников-иудеев.

Традиция строительства христианских храмов

Известно, что апостолы и Христос посещали Иерусалимский храм. После его разрушения и расселения христиан по всей земле они не могли строить другие храмы почти 300 лет. Люди богослужения совершали в катакомбах, в своих домах, на могилах мучеников из-за жестоких гонений Рима. Константин Миланский, император, в 313 году даровал своим эдиктом свободу вероисповедания Римской империи. Так христиане получили наконец возможность возводить храмы. По миру, начиная с 4 века и по сей день, строятся христианские святыни всевозможных стилей и форм, однако они восходят, так или иначе, именно к Иерусалимскому храму. Они имеют такое же трехчастное деление — алтарь, наос и притвор, повторяют в основных чертах Ковчег Завета. Однако теперь Евхаристия служит местом присутствия Божия.

Стили построек менялись со временем, каждый народ строил храмы в соответствии со своими собственными представлениями о величии и красоте, в духе аскетизма и простоты или, наоборот, богатства и роскоши. Однако живопись, архитектура, скульптура, музыка во всех из них служат одной цели — встрече Бога и человека.

Также храм часто выступал образом Вселенной в преображенном ее состоянии. Однако богословы и Вселенную нередко сравнивают с храмом. Сам Господь в Библии именуется Художником и Архитектором, создавшим по законам гармонии и красоты этот мир. Апостол Павел в то же время храмом называет и человека. Творение, таким образом, выступает как бы матрешкой: Бог создает как храм всю Вселенную, человек строит внутри нее храм и входит в него, сам являясь храмом духа. Однажды 3 этих храма должны соединиться, и тогда Бог будет во всем.

В ортодоксальной синагоге женщины молятся отдельно от мужчин

1 / 2

Женщины в синагоге. Гравюра Жана Батиста Пьера Михельса. XIX векRijksmuseum

2 / 2

В синагоге. Нью-Йорк, 1871 год© Kean Collection / Archive Photos / Getty Images

Еще одно важное отличие синагоги от церкви — разделение молящихся по ген­дерному признаку. Во время молитвы мужчины не должны видеть женщин, чтобы не отвлекаться от служения Всевышнему. В средневековых ашкеназских синагогах отделение для женщин находилось обычно в пристрой­ках, связан­ных с молитвенным залом через небольшие окошки. Начиная с XVIII века в Центральной Европе появ­ляются женские галереи внутри зала. В строго ортодоксальных синагогах женские галереи имеют специальные решетки или занавески, называемые мехица, которые не позволяют моля­щимся муж­чинам видеть женщин, в то время как в хоральных синагогах таких решеток и занавесок нет. Однако в реформистских синагогах Америки уже с XIX века женщины сидят в молитвен­ном зале рядом с мужчинами.

Открытие бразильского Храма Соломона

Год назад, в 2014 году, был открыт Храм Соломона в Бразилии, самый большой среди всех неопротестантских храмов в этой стране. Высота сооружения составляет около 50 метров. Площадь его эквивалентна площади пяти футбольных полей. Из Хеврона были привезены камни для строительства стен. Вечернее освещение, стоимость которого составляет около 7 млн евро, имитирует вечернюю атмосферу самого Иерусалима. Происходящее внутри храма демонстрируют 2 огромных экрана, находящихся слева и справа от алтаря. Само здание рассчитано на 10 тыс. человек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]