Православие в Республике Корея | |
Страна | Республика Корея |
Церковь | Представлены: Константинопольский патриархат Русская православная церковь заграницей Московский патриархат |
Дата основания | XIX век |
Управление | |
Главный город | Сеул |
Кафедральный собор | Никольский собор в Сеуле |
Иерарх | Митрополит Сеульский Амвросий (Зографос) (Константинопольский Патриархат) — с 2008 года. Архиепископ Корейский Феофан (Ким) (Московский патриархат) — с 2019 года. |
Статистика | |
Храмов | 16 |
Площадь | 100 210 км² |
Население | 51 413 925 чел. |
КП: https://www.orthodoxkorea.org РПЦ: www.korthodox.org |
Православие в Республике Корея
— христианская деноминация в Южной Корее, получившая развитие в стране с XIX века, благодаря миссионерской деятельности Русской православной церкви и действовавшей Русской духовной миссии в Корее.
На 2021 год число православных в Южной Корее оценивалось в 4 тысячи человек[1].
История
Ранние годы
История православия в Корее началась с учреждения указом Святейшего Синода от 2-4 июля 1897 года Российской духовной миссии, в задачу которого входило попечение о русских православных, проживающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного населения. Определенную роль в создании Миссии сыграл факт массового переселения корейцев в конце XIX — начале XX веков на территорию Российской империи[2]. В январе 1897 года в Сеуле проживало около 120 русских служащих и 30 православных российских корейцев[3]. 17 апреля 1903 года состоялось торжественное освящение церкви в честь святителя Николая Чудотворца (Чон-дон) в центре Сеула[4].
С момента японской оккупации Кореи, деятельность церкви претерпевала различные трудности.[2] Во время русско-японской войны церковь была закрыта. К началу революции кроме церкви в Сеуле, Корейская Миссия имела пять приходов в провинции, с несколькими сотнями христиан корейцев. Однако миссия претерпела бедствие, в связи с потерей средств к существованию. Часть имущества была продана, часть сдана в аренду. В этих тяжёлых условиях была оказана поддержка от иноверных: от главы Миссии Англиканской Церкви епископа Марка Троллопа и пионера российской торговли в Корее иудея Моисея Акимовича Гинсбурга. Кроме того, небольшую помощь оказывало Российское посольство в Токио, работавшее до 1925 года. В 1937 году в имении Ю. М. Янковского «Новина», расположенном у порта Чхонджин, был построен Воскресенский храм для русских эмигрантов, приезжавших в Северную Корею из Манчжурии на лето. К периоду 1936—1939 гг. относятся попытки возрождения миссионерской деятельности на территории Кореи.[2] В 1936 году было организовано строительство церкви-часовни в Омпо (Северная Корея).[5] Однако начиная с 1940 года Японская администрация последовательно изгоняла проповедников из Кореи и в 1941 году полностью запретила православные богослужения на корейском языке. После окончания войны и оккупации Кореи в 1945 году началось притеснение христиан на севере, которое контрастировало с поддержкой американцами христиан на юге и таким образом вызвало «религиозную эмиграцию» на юг[2].
После Второй мировой войны
В послевоенные годы Русская Миссия развернула деятельность на Юге. Однако, присутствие советского консульства в непосредственной близости к Миссии, а также слухи и скандал, связанный с посещением членов посольства Собора Св. Николая, привело к тому, что в 1949 году в результате силового захвата Миссии, поддерживаемого американской администрацией, последний русский начальник Духовной Миссии в Сеуле архимандрит Поликарп (Приймак) был вынужден покинуть Южную Корею.[2] Оставшийся священник в Миссии Алексей Ким Ый Хан пропал без вести в начале Корейской войны. С введением контингента войск ООН прибыл православный капеллан грек архимандрит Андрей (Халкилопулос)[6]
13 августа 2006 года был освящен храм в честь Живоначальной Троицы в Пхеньяне.[5] Во время строительства храма в Московской Духовной Академии и Семинарии проходили богословскую подготовку несколько северокорейцев, двое из которых были рукоположены в священный сан и в настоящее время несут служение.[6]
На запрос посольства РФ в 2009 году об участке земли для постройки церкви в Сеуле пришёл отказ. Согласно утверждению газеты «Корея Таймс» место, которое испрашивало посольство находится рядом с историческим зданием Русской Дипломатической Миссии, где в 1896—1897 гг. скрывался король Кореи с момента японского переворота и руководил страной[7].
Русская Православная Церковь
26 февраля 2021 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об образовании в составе Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии Корейской епархии. Ее правящим архиереем был назначен епископ Кызыльский и Тывинский Феофан. Об истории и современном положении Православия в Корее, а также об устроении приходов новообразованной епархии владыка Феофан рассказал в интервью порталу Православие.ru.
— Владыка Феофан, чем, по-вашему, были обусловлены решения Священного Синода учредить епархию в Корее?
— Священный Синод справедливо решил, что Русская Православная Церковь призвана сегодня возобновить свою пастырскую и миссионерскую работу в Юго-Восточной Азии, ту работу, которая была начата здесь несколько веков назад.
Появление Православия в Корее тесным образом связано с развитием российско-корейских отношений в XIX-XX веках. Во второй половине XIX века корейцы массово переселялись на Дальний Восток царской России. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди корейцев началась в 1856 году, когда святой Иннокентий (Вениаминов), архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, начал посылать проповедников Православия в Южно-Уссурийский край, куда направился поток корейских переселенцев. Корейцы принимали православную веру целыми поселками. Многие из них потом возвращались в Корею, составив собой первую паству Российской духовной миссии в Корее, которая была учреждена в 1897 году и начала свои труды на корейском полуострове в феврале 1900 года, и только лишь трагические события в истории России и Кореи помешали продолжению ее нормального функционирования. Я имею в виду революцию в России в 1917 году, приведшую к образованию советского государства, проводившего враждебную политику в отношении Церкви, и разделение Кореи по окончании Второй мировой войны на Северную и Южную с последующей гражданской войной в 1950-1953 годах.
Власти Южной Кореи в 1949 году выслали из страны начальника миссии архимандрита Поликарпа (Приймака). В силу политических причин деятельность миссии была приостановлена, имущество было конфисковано. Сегодня, когда факторов, препятствующих миссионерской и пастырской работе в Корее, уже нет, можно говорить о продолжении давно начатой работы.
Обстоятельства нового времени, когда в страны Азии приезжают на постоянное место жительства и во временные командировки значительное число чад Русской Православной Церкви — не только россияне, но и граждане других государств канонической ответственности Русской Православной Церкви, — побуждают священноначалие нашей Церкви проявлять пастырское попечение об этих людях, которые не желают разрывать духовные связи со своей Церковью. Так, только в Республике Корея число зарегистрированных россиян составляет примерно 20 тысяч человек, а в 2021 году Южную Корею посетило 300 тысяч российских туристов. Очевидно, что немалая часть этих людей желает активно участвовать в церковной жизни и посещать богослужения, которые совершаются в соответствии с традициями и церковным календарем, принятым в России.
Что касается создания Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии, то это тоже не является неким новшеством в истории нашей Церкви, а скорее возрождением существовавших церковных структур. В декабре 1945 года приходы Китая и Кореи были объединены в Восточно-Азиатский митрополичий округ, который указом Патриарха Алексия I в 1946 году был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат с центром в Харбине. Экзархат был упразднен решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 1954 году по обстоятельствам времени. Сегодня он воссоздан с учетом изменившихся условий.
Я бы сказал, что возродить структуры Русской Церкви в Корее хорошо было бы и раньше. Однако, когда в 1990 году были установлены дипломатические связи России и Южной Кореи, Русская Церковь в Отечестве переживала непростой период возрождения после десятилетий атеистического плена. Посещающие Республику Корея русскоязычные прихожане находили духовную поддержку в имевшихся приходах Константинопольского Патриархата. Сейчас Церковь в России активно развивает свое миссионерское служение, стараясь сопровождать своих чад во всех обстоятельствах жизни.
Поток русскоязычного населения в Корею увеличился в десятки, а то и сотни раз, необходимость открывать приходы Московского Патриархата в Корее очевидно назрела. К тому же из-за прекращения евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, произошедшего не по нашей вине и желанию, наши верующие оказались в ситуации, когда им стало некуда пойти, и поэтому открытие приходов Русской Православной Церкви в Корее и в других странах Юго-Восточной Азии вполне отвечает насущной потребности.
— Владыка, вскоре после принятых Синодом нашей Церкви решений вышло интервью служащего в Сеуле митрополита Константинопольского Патриархата Амвросия с критикой действий Московского Патриархата в Корее. Как бы вы это могли прокомментировать?
— Я хотел бы засвидетельствовать свое уважение и любовь к митрополиту Амвросию и ко всем священнослужителям, трудящимся под его омофором в Корее. Для меня лично стало значимым опытом время моего десятилетнего служения в Корее, и я желал бы навсегда сохранить со всеми ними теплые отношения. Однако сейчас я с болью в сердце читаю несправедливые упреки в адрес Русской Церкви, которые публикуются в интернет-изданиях за подписью владыки Амвросия. Мне думается, что они не способствуют умиротворению в умах и сердцах читателей.
Мне также хочется по-братски напомнить владыке Амвросию, что, несмотря на проблемы, имеющиеся сейчас между нашими Церквями, не стоит никому из нас допускать агрессивный тон или оскорбления в отношении иерархов других Поместных Церквей. Это отнюдь не способствует конструктивному диалогу.
Полагаю, что вместо того, чтобы выяснять, у кого больше прав заниматься миссией в Корее, гораздо лучше было бы мирно и спокойно трудиться, сохраняя взаимную любовь и общение, — это будет более реальным свидетельством о единстве Церкви перед инославным и секулярным миром. Поле для работы большое, и его хватит для всех.
— Можно ли думать о некоем «преднамеренном плане», о котором говорит в своем интервью митрополит Амвросий?
— Правильней было бы говорить о работе по устроению церковной жизни для соотечественников за рубежом и о заботе о людях, которые проживают вдали от Отечества.
Ведь для многих наших соотечественников православные приходы — это не только места, где верующие собираются для богослужений, но это также и места для общения, оказания взаимной помощи, поддержания национальных традиций и празднований. Во многих странах именно храмы становятся тем местом, благодаря которым люди сохраняют свою культурную идентичность.
Конечно, невозможность евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом в какой-то мере стимулировала образование новых приходов, но и без этого приходы Московского Патриархата рано или поздно вновь появились бы в Республике Корея, так как в этом назрела необходимость.
Отсутствие канонического общения между Русской и Константинопольской Церквями — болезненная для любого православного человека ситуация. Мы продолжаем надеяться, что она разрешится с течением времени и верующие смогут участвовать в таинствах в любом православном храме вне зависимости от юрисдикции. За каждой Божественной литургией мы молимся о восстановлении церковного единства.
— Владыка, расскажите, пожалуйста, о том, как на данном этапе вам видится работа в Корее. Сохранилось ли какое-то имущество Российской духовной миссии в Корее? Что уже есть, и что предстоит сделать?
— Сейчас у нас, к сожалению, нет ни участка земли, ни строений. Старый участок Российской духовной миссии, находившийся в центре Сеула в районе Чондон, средства на приобретение которого в свое время сложились из выделенных Правительством Российской империи денег и пожертвований, собранных в России, сейчас нам не принадлежит. Решением Святейшего Патриарха Тихона от 4 ноября 1921 года миссия в Корее стала подчиняться архиепископу Токийскому Сергию (Тихомирову), поэтому земля и строения были оформлены на имущественное общество Японской Православной Церкви. Впоследствии местная православная община, которая к тому времени присоединилась к Константинопольскому Патриархату, через суд получила права на все имущество Российской духовной миссии в Корее и после его продажи приобрела новый участок в Сеуле в районе Мапхо, где впоследствии был построен Никольский храм.
Сейчас для нового Воскресенского прихода снимается в аренду небольшое помещение в районе Йонгсан, где и проходят богослужения. На Пасху в нем уже было тесновато, так как богослужение посетило более 100 человек. Приход в Сеуле сформировался из граждан России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, США. Несмотря на то, что службы проходят на церковнославянском языке, они посещаются и гражданами Кореи. Часть православных корейцев, выразив свое несогласие с действиями Константинопольского Патриархата на Украине, или по каким-то другим причинам посещают наш приход в Сеуле.
Есть немало русскоязычных прихожан, которые проживают в г. Пусан, — для них тоже несколько раз были организованы богослужения, в том числе на Пасху. Кроме Сеула и Пусана есть и другие города, где компактно проживает русскоязычное население, — везде предстоит наладить полноценную церковную жизнь.
— А кто совершает службы в новом Воскресенском приходе?
— С самого начала в процессе организации прихода в Сеуле в Корею краткосрочно командировались священники из приходов Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии. Сейчас нам нужно будет подобрать постоянных священнослужителей. Также в Сеуле совершает служение гражданин Республики Корея протоиерей Павел Канг, являющийся клириком Русской Зарубежной Церкви. Еще один священник из Южной Кореи — иеромонах Павел (Чхве) — сейчас заканчивает обучение в Санкт-Петербургской духовной академии. Надеюсь, что по окончании обучения он вернется домой и будет помогать нам.
— Известно, что в КНДР действует Троицкий храм в Пхеньяне. Расскажите о нем.
— Решение о строительстве первого православного храма в КНДР было принято Ким Чен Иром в 2002 году после посещения хабаровского храма святителя Иннокентия Иркутского. Вскоре в Пхеньяне был построен храм, и в июле 2006 года община храма во имя Живоначальной Троицы была принята в лоно Русской Православной Церкви. Освящение храма в августе 2006 года совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Священнослужители храма прошли обучение в духовных школах России и были рукоположены русскими иерархами. Сейчас храм в основном посещается сотрудниками дипломатических миссий, находящихся в Пхеньяне.
— Владыка, что бы Вы хотели сказать нашим читателям?
— Через ваше издание я хотел бы обратиться ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, проживающим в Корее, с призывом объединиться вокруг своей Церкви и ее Предстоятеля, а также выразить свою поддержку Блаженнейшему митрополиту Киевскому Онуфрию и всей канонической Украинской Православной Церкви, которые сегодня переживают непростые времена. Сейчас, когда приходы в Корее только формируются, потребуется ваша активная помощь в созидании новых общин. Призываю на всех вас Божие благословение!
Патриархия.ru
Подчинение
Со дня основания до 1908 года Корейская миссия находилась в ведении Санкт-Петербургской епархии, а с 1908 по 1921 год — в ведении Владивостокской епархии, с 1921 по 1944 год в ведении Токийской епархии, с 1944 года — в ведении Харбинской и Восточно-Азиатской епархии.
После окончания Второй мировой войны указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 27 декабря 1945 года было подтверждено пребывание миссии в ведении Московского Патриархата. Российская духовная миссия в Корее продолжала свою деятельность вплоть до 1949 года, когда южнокорейские власти выдворили из страны последнего главу миссии архимандрита Поликарпа, а её имущество арестовали. В 1953 году греческий архимандрит в Южной Корее приступил к реорганизации существующего прихода в Сеуле.
В 1955 году сохранившиеся приходы, не имевшие в те годы возможности контактов с Русской православной церковью, перешли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата[5], а имущество Русской духовной миссии после Корейской войны были подчинены Американскому архиепископу (1955 год), а с 1970 года[6] — Австралийско-Новозеландской митрополии.[8]. Решением Синода Вселенского Патриархата 20 апреля 2004 года на территории Кореи была образована отдельная Корейская митрополия, первым главой которой был назначен епископ Сотирий (Трамбас), прослуживший в Корее более 30 лет в сане архимандрита и епископа. В мае 2008 года на посту главы Корейской митрополии митрополита Сотирия сменил митрополит Амвросий (Зографос), до тех пор несший служение в Корее более 10 лет.
С 2000 по 2011 год русскоязычный приход храма в честь преподобного Максима Грека, расположенный на территории кафедрального собора святителя Николая в Сеуле, по соглашению между Константинопольским и Московским патриархатами окормлялся иеромонахом Феофаном (Кимом), а с его отъездом в Россию, с 2012 года окормляется протоиереем Романом Кавчаком, украинским священнослужителем Константинопольского патриархата[9].
Организация[править]
Константинопольского патриархата[править]
Корейская митрополия, по данным 2007—2008 годов, состоит из 7 церковных общин, что составляет в общей сложности 25 церквей и часовен, 9 священников и 2 диаконов.
Русской Православной Церкви Заграницей[править]
Миссия соподчинена Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епрахии.
- Свято-Троицкий Скит и Храм Св. праведницы Анны, г. Самчхок, провинция Канвондо.
- Корейская Православная Mиссия, Община Рождества Пресвятой Богородицы, г. Куми, провинция Кёнсан-Пукто.
Московского патриархата[править]
- Храм во имя преподобного Максима Грека, расположенный на территории Кафедрального Собора св. Николая в Сеуле. Сайт русского храма
Юрисдикции
Константинопольский патриархат
Основная статья: Корейская митрополия
Корейская митрополия, по данным на 2021 год, насчитывала «6 приходов, 2 монастыря и 1 кладбище. Приход в Сеуле насчитывает 3 храма, два из которых — Никольский кафедральный собор и храм преподобного Максима Грека — для русской общины. Число паствы составляет более 4 тысяч человек, но из них регулярно приходят на богослужения примерно 300—400 человек»[1].
Московский патриархат
Корейская епархия
Основная статья: Корейская епархия
В ноябре 2021 года митрополит Иларион (Алфеев) заявил о намерении Московского патриархата учредить приход в Сеуле[10].
26 февраля 2021 года Священный синод Московского патриархата образовал Корейскую епархию в пределах Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея с титулом епархиального архиерея «Корейский»[11].
9 июля 2021 года на заседании Священного Синода были приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви следующие приходы[12]:
- приход Воскресения Христова в Сеуле
- приход Рождества Пресвятой Богородицы в Пусане
Корейская духовная миссия РПЦЗ
Основная статья: Корейская духовная миссия
Миссия соподчинена Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии[13]. Администратором миссии является священник Павел Канг[14]. Как отмечал в 2021 году Филарет Чхве: «Неизвестна численность паствы Корейской миссии РПЦЗ. Лишь известно, что в основном она состоит из членов семьи отца Иоанна и нескольких его приближенных»[1].
- Свято-Троицкий Скит и Храм Св. праведницы Анны, г. Самчхок, провинция Канвондо.
- Корейская Православная Mиссия, Община Рождества Пресвятой Богородицы, г. Куми, провинция Кёнсан-Пукто.
Православие в Южной Корее[править]
Православие в Республике Корея
— христианская деноминация в Южной Корее, получившая развитие в стране с XIX века, благодаря миссионерской деятельности Русской православной церкви и действовавшей в Сеуле Русской духовной миссии.
На 2011 год число православных в Южной Корее оценивается в 3 тысячи человек, что составляет около 0,005 % населения страны. Из православных церквей в стране представлены: Константинопольский Патриархат, имеющий на территории страны Корейскую митрополию, возглавляемую с 2008 года митрополитом Амвросием (Зографосом) и Корейскую духовную миссию в юрисдикции Русской православной церкви заграницей, возглавляемую священником Павлом Канг.
Примечания
- ↑ 123Филарет Чхве.
Православие в Корее: история и современность // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. — 2018. — № 2. — С. 188—195. - ↑ 12345
Русская Православная Духовная Миссия в Корее — Михаил Шкаровский, 24.11.2009 — Bogoslov.ru
(неопр.)
. Дата обращения: 29 октября 2011. Архивировано 27 мая 2012 года. - Архимандрит Феодосий (Перевалов). Российская Духовная Миссия в Корее (1900—1925 гг.) // История Российской Духовной Миссии в Корее. М., 1999. С. 179—180.
- Епископ Хрисанф. Из писем корейского миссионера. М., 1905. С. 6-7; Анисимов Л. Православная миссия в Корее (к 90-летию основания) // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1991. № 5. С. 57.
- ↑ 123
Российская духовная миссия в Корее - ↑ 123
Современное положение Православия на Корейском полуострове.- Игумен Феофан (Ким).// Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ - Russia Wants to Build Orthodox Church in Seoul — Korea Times — 29.11.2009
- Korea: a historical and cultural dictionary// Keith L. Pratt, Richard Rutt, James Hoare. — ISBN 0-7007-0463-9
- Сайт русского храма
- РПЦ из-за действий Константинополя направит священника в Южную Корею (неопр.)
. РИА Новости (23 ноября 2018). Дата обращения: 14 декабря 2018. - Образованы епархии в составе Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии (неопр.)
.
patriarchia.ru
. Патриархия.ru (26 февраля 2019). Дата обращения: 28 февраля 2019. - Журнал № 89 // Журналы заседания Священного Синода от 9 июля 2019 (неопр.)
.
patriarchia.ru
. Патриархия.ru (9 июля 2019). Дата обращения: 29 декабря 2019. - Список приходов и священнослужителей — www.synod.com
- ROCOR mission in Korea (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 17 августа 2011. Архивировано 3 октября 2011 года.