Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь


Псалом 138

По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у LXX-ти к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа.
Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение (1–6). Куда бы я ни направился – в шеол ли, на небо, на конец Вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь (7–12). Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей (13–16). Как все чудно Тобой устроено и как дивны все проявления Твоей творческой мысли, которых не пересчитать (17–18)! Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя (19–22). Испытай меня, Боже, и не дай мне уклониться от Тебя (23–24).

Твое ведение настолько всеобъемлюще и глубоко, что невольно вызывает благоговейное чувство пред Тобою и сознание невозможности для человека его постигнуть.

Ты, Господи, всеведущ и вездесущ. Ничто, нигде и никогда не может укрыться от Тебя.

«Помышления» Господа – все многообразие тварного по своему составу, силам, назначению поражает человека и непосильно для полного изучения ему; Богу же все известно в совершенстве, так как каждое его творение обязано ему своим происхождением и является носителем и осуществителем той мысли Божией, с которой оно создано; можно сказать, что каждое творение имеет свой идеал, к осуществлению которого оно награждено соответственными силами. Понять эти мысли, идеалы и узнать их человеку за их возвышенностью и бесконечным разнообразием невозможно. Они многочисленнее песка и каждое утро, каждый день писателя, когда он отдается изучению творения Божия, обнаруживает все разнообразие последнего и творческую силу Бога, так что он всегда с Ним. Смысл тот, что писатель псалма всегда и всюду находит новые проявления великих мыслей Господа в его творениях, всегда видит Его (16 ст.).

Эти стихи – вывод из всего содержания псалма. Если Господь все содержит в Своей власти, то истинное поведение человека должно выражаться в преданности Ему и Его водительству, почему писатель молит Господа испытать его и направить его на надлежащий путь, если он в чем-либо уклонился от последнего.

Псалом представляет яркое и художественное изображение Божественного всеведения и вездеприсутствия.

Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь

ПОИСКФОРУМ

Псалом 138

Начальнику хора. Псалом Давида

По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у 70-ти к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа.

Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение (1-6). Куда бы я ни направился — в шеол ли, на небо, на конец Вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь (7-12). Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей (13-16). Как все чудно Тобой устроено и как дивны все проявления Твоей творческой мысли, которых не пересчитать (17-18)! Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя (19-22). Испытай меня, Боже, и не дай мне уклониться от Тебя (23-24).

1 Господи! Ты испытал меня и знаешь. 2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.

1-2. «Испытал» в смысле — исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. — «Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю», т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. — «Разумеешь помышления мои издали» — наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их.

3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. 4 Еще нет слова на языке моем,- Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. 5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

3-5. «Иду, отдыхаю, пути мои» — проявления моей внешней деятельности вне дома — они известны Тебе. Ты наперед знаешь мои будущие слова, мою речь. — «Сзади и спереди Ты объемлешь меня» — или в смысле — Ты всесторонне изучил меня, или в смысле — Ты знаешь не только все, что я сейчас делаю, но и мое прошедшее и будущее.

6 Дивно для меня ведение [Твое],- высоко, не могу постигнуть его!

6. Твое ведение настолько всеобъемлюще и глубоко, что невольно вызывает благоговейное чувство пред Тобою и сознание невозможности для человека его постигнуть.

7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?

7. Ты, Господи, всеведущ и вездесущ. Ничто, нигде и никогда не может укрыться от Тебя.

8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. 9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,- 10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. 11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; 12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.

8-12. Если бы вздумал человек скрыться от Тебя в высоких сферах неба или в преисподней, в шеоле — Ты там. «Взять крылья зари» — двигаться с необыкновенной быстротой, наподобие того, как быстро лучи восходящего солнца освещают всю землю от востока до запада. — «Край моря» — Средиземное море, находившееся на западе от Палестины. По представлению и пониманию древних жителей Востока водами этого моря ограничивался весь древний мир с запада. «Рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» — тоже, что и в 5 ст. «Ты… полагаешь на мне руку Твою», т. е. знаешь, что я сделаю, увидишь, что я буду поступать по тому направлению, какое известно Тебе по предвидению, т. е. человек во всякое время, во всяком месте и во всех своих делах является исполнителем предначертаний о нем Господа не в смысле принуждения Богом человека, а в смысле свободного избрания им того пути, который предвидел Он. — «Тьма скроет меня» — если бы я вздумал скрытно действовать, это бесполезно: Тебе все известно, ночь для Тебя также ясна и светла, как день для человека.

13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. 14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. 15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. 16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.

13-16. «Устроил внутренности» — Тебе известна моя природа, мой состав как душевный, психический, так и внешний, физический. — «Соткал меня во чреве матери» — организм человека со всеми его членами представляется стройным и сложным в своем строении наподобие хитрых и узорных тканей, где каждая нитка и линия служат общему рисунку и прочности ткани. Тебе известны мои «кости, когда я был созидаем во глубине утробы». Твое знание меня — полно и глубоко, оно обнимает не только мое внешнее строение, мой внешний вид, но и внутренние мои органы, мои кости еще с самого момента их образования и развития в утробе матери. — «Зародыш мой видели очи Твои» — Ты знаешь мой первоначальный состав, который, как зерно для растения, заключает в себе его будущий вид и ценность, т. е. Ты знаешь все, что из меня должно произойти. — «В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные» — Ты знаешь срок, продолжительность моей жизни еще ранее, чем я родился.

17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!

17. «Помышления» Господа — все многообразие тварного по своему составу, силам, назначению поражает человека и непосильно для полного изучения ему; Богу же все известно в совершенстве, так как каждое его творение обязано ему своим происхождением и является носителем и осуществителем той мысли Божией, с которой оно создано; можно сказать, что каждое творение имеет свой идеал, к осуществлению которого оно награждено соответственными силами. Понять эти мысли, идеалы и узнать их человеку за их возвышенностью и бесконечным разнообразием невозможно. Они многочисленнее песка и каждое утро, каждый день писателя, когда он отдается изучению творения Божия, обнаруживает все разнообразие последнего и творческую силу Бога, так что он всегда с Ним. Смысл тот, что писатель псалма всегда и всюду находит новые проявления великих мыслей Господа в его творениях, всегда видит Его (16 ст.).

18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. 19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! 20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои. 21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? 22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.

19-22. Если в писателе псалма развито так глубоко понимание величия Божия во всем тварном, то все, «кто говорит против Него нечестиво», кто оскорбляет и унижает Господа, является его врагом, с которым он не желает иметь никакого общения.

23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; 24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

23-24. Эти стихи — вывод из всего содержания псалма. Если Господь все содержит в Своей власти, то истинное поведение человека должно выражаться в преданности Ему и Его водительству, почему писатель молит Господа испытать его и направить его на надлежащий путь, если он в чем-либо уклонился от последнего.

Псалом представляет яркое и художественное изображение Божественного всеведения и вездеприсутствия.

Псалом 138

Пс. 138 Этот псалом — молитвенное обращение к Господу. Псалмопевец размышляет о Боге и от осмысления своей нерасторжимой связи с Господом переходит к просьбе о помощи. Наряду с утверждением суверенной власти Господа в псалме звучит тема близких личностных отношений между псалмопевцем и Всевышним.

138:1 Ты испытал меня и знаешь. Бог всеведущ и потому абсолютно все знает о псалмопевце, как и обо всем, сотворенном Им.

138:2 Ты разумеешь помышления мои. Все тайные помыслы человека открыты Богу, обладающему всеведением.

138:4 Еще нет слова на языке моем. уже знаешь его. И самые сокровенные мысли известны Богу, поэтому и молитва, не высказанная вслух, а произнесенная мысленно, также достигает Господа. См. статью “Бог видит и знает: Божественное всеведение”.

138:5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня. Псалмопевец свободен в своих поступках, но лишь в рамках, установленных Господом.

полагаешь на мне руку Твою. Рукою Своей Бог направлял Давида всю его жизнь.

138:7 от Духа Твоего. от лица Твоего. Божественное присутствие разлито во всем тварном мире. Нет такого места во вселенной, где бы псалмопевец мог укрыться от взора Господа. Не смог укрыться от Него и Иона, решивший уклониться от порученной ему Господом проповеди в Ниневии. См. статью “Духовная природа Божества”.

138:8 Взойду ли на небо. сойду ли в преисподнюю. С помощью противопоставлений в данном и в следующих стихах псалмопевец выражает идею вездесущности Господа. Он присутствует и на небесах, и в преисподней. Первое утверждение самоочевидно, второе нуждается в пояснении. Слову “преисподняя” в древнееврейском тексте соответствует “шеол”, обозначающее также могилу, бездну, царство смерти. Бог вездесущ и всемогущ, так что и посмертное существование не лишено Его присутствия и находится в Его ведении. Таким образом, в этом стихе явственно звучит надежда на продолжение жизни за порогом смерти (ст. 10).

138:9 Возьму ли крылья зари. на край моря. Т.е. повсюду на земле псалмопевец ощутит присутствие Божие.

138:10 и там рука Твоя поведет меня. Бог не просто знает, где в тот или иной момент находится псалмопевец, но и, где бы тот ни был, помогает ему. См. статью “Вездесущий и Всемогущий”.

Толкование Псалма 138

Всеведенье Божества и вездесущность Его, и всемогущество – вот предметы размышлений царя Давида в этом прекрасном, удивительно поэтичном псалме. Он делится на четыре строфы, по шесть стихов в каждой. Всепроникающее и всеобъемлющее знание Господа образует тему первой строфы. Из нее плавно возникает вторая тема (вторая строфа): псалмопевец сознает, что каждый аспект его жизни – под контролем всеведущего Бога, «убежать» от Него невозможно и потому, что Он – вездесущ.

Тема всемогущества Бога (третья строфа) раскрывается тут для Давида в плане дивной творческой потенции Его – на примере сотворения Им его собственной жизни. Все это вызывает у псалмопевца восторженное благоговение перед Господом, чувство преданной любви к Нему и, вместе с безграничным доверием Ему, горячее желание, чтобы Он и впредь направлял земные пути его и вывел на путь вечный. (В контексте псалма слово «вечный» может быть понято как «долговременный», «долгий», а фраза «путь вечный» – как «путь, ведущий к многолетию, к долгой жизни».)

Четвертая строфа, хотя и связана с предыдущими, в первой своей части несколько выбивается из общей тональности псалма. Но два его последних стиха перекликаются с двумя первыми – и поэтически, и по смыслу («Ты испытал меня и знаешь – Испытай меня… и узнай; Ты разумеешь помышления мои – Зри, не на опасном ли я пути»).

А. О всеведении Божием (138:1-6)

Пс. 138:1-6. Тема стихов 1-6 открывается вводной фразой (стих 1): Давид признает в ней, что Господь глубоко изучил (испытал) его, а потому знает о нем все. Ему известно каждое движение Давида; противоположный характер названных здесь: «сажусь – встаю» символизирует все представимые движения (литературный прием, так называемый меризм; сравните стих 3 и 8). Однако не только движения, но даже и помышления Давида известны Господу. Он «разумеет» их издали (тут в значении «задолго до того, как они возникнут»).

Как и слово его – еще не успеет оно сформироваться на языке Давида – а Господь уже знает, что он собирается сказать. (Некоторое, пусть весьма приблизительное, представление о поэтичности этих стихов в оригинале можно составить на примере созвучия двух слов в стихе 4 – слова и совершенно; по-еврейски они звучат как миллах и куллах.)

Образ всеобъемлющего знания Господа о Давиде и Его контроля над ним – в стихе 5. Дивно для меня такое ведение Твое! – восклицает он: непостижимо и недостижимо (высоко); стих 6.

Б. О вездесущности Господа (138:7-12)

Пс. 138:7-12. Мысль о ней выражена двумя риторическими вопросами в стихе 7 и развивается в последующих стихах этой строфы. Гипотетическое «Взойду ли на небо… сойду ли в преисподнюю» (стих 8) – пример еще одного «меризма» (сравните стих 2, 3). Господь-повсюду, сознает псалмопевец: и в этих «крайних сферах» вселенной, и в любом месте между ними. В стихе 9 – образ движения со скоростью света от восточной границы вселенной (на крыльях зари) до западной ее границы (каковую образовывало, в представлении жителей древнего Востока, подразумеваемое здесь Средиземное море).

Повсюду рука Господа поведет… и удержит Давида (стих 10 сравните со стихом 5). В обоих этих стихах «рука» Всевышнего изображается, однако, как сила направляющая, а не принуждающая: псалмопевец сознавал, что человек волен избирать свои пути, но Господь в Своем предведении об этих путях и во всеведении Своем направляет и удерживает земные Свои создания в рамках Своих предначертаний о них.

Для Господа ночь так же светла, как день, поэтому и во тьме невозможно скрыться от него тому, кто пожелал бы этого (стихи 11-12). «Тьма» может служить здесь и образом действий втайне: в отношении Бога бесполезны попытки осуществить их.

В. О всемогуществе Божием (138:13-18)

Мысль о том, что и тьма бессильна скрыть человека от Господа, образует переход к следующей строфе, начинающейся со слова «Ибо». Богу ли не ведать и «не видеть» все касающееся того, кого Он сотворил «во чреве матери его»!

Псалтирь, Псалом 138

138 По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения кивота завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у LXX-ти к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа.

138 Псалом представляет яркое и художественное изображение божественного всеведения и вездеприсутствия.

138 Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое всеведение вызывает во мне благоговение (1-6). Куда бы я ни направился — в шеол ли, на небо, на конец Вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь (7-12). Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей (13-16). Как все чудно Тобой устроено и как дивны все проявления Твоей творческой мысли, которых не пересчитать (17-18)! Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя (19-22). Испытай меня, Боже, и не дай мне уклониться от Тебя (23-24).

138:1-2 Испытал в смысле — исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. «Ты знаешь, когда я сажусь, когда я встаю», т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. Разумеешь помышления мои издали — наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их.

138:3-5 Иду… отдыхаю… пути мои — проявления моей внешней деятельности вне дома — они известны Тебе. Ты наперед знаешь мои будущие слова, мою речь. Сзади и спереди Ты объемлешь меня — или в смысле — Ты всесторонне изучил меня, или в смысле — Ты знаешь не только все, что я сейчас делаю, но и мое прошедшее и будущее.

138:6 Твое ведение настолько всеобъемлюще и глубоко, что невольно вызывает благоговейное чувство пред Тобою и сознание невозможности для человека его постигнуть.

138:7 Ты, Господи, всеведущ и вездесущ. Ничто, нигде и никогда не может укрыться от Тебя.

138:8-12 Если бы вздумал человек скрыться от Тебя в высоких сферах неба или в преисподней, в шеоле — Ты там. «Взять крылья зари» — двигаться с необыкновенной быстротой, наподобие того, как быстро лучи восходящего солнца освещают всю землю от востока до запада. Край моря — Средиземное море, находившееся на западе от Палестины. По представлению и пониманию древних жителей Востока водами этого моря ограничивался весь древний мир с запада. Рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница — то же, что и в 5 ст. «Ты полагаешь на мне руку Твою», т. е. знаешь, что я сделаю, увидишь, что я буду поступать по тому направлению, какое известно Тебе по предвидению, т. е. человек во всякое время, во всяком месте и во всех своих делах является исполнителем предначертаний о нем Господа не в смысле принуждения Богом человека, а в смысле свободного избрания им того пути, который предвидел Он. «Тьма сокроет меня» — если бы я вздумал скрытно действовать, это бесполезно: Тебе все известно, ночь для Тебя также ясна и светла, как день для человека.

138:13-16 Устроил внутренности — Тебе известна моя природа, мой состав как душевный, психический, так и внешний, физический. Соткал меня во чреве матери — организм человека со всеми его членами представляется стройным и сложным в своем строении наподобие хитрых и узорных тканей, где каждая нитка и линия служат общему рисунку и прочности ткани. Тебе известны мои «кости, когда я был созидаем во глубине утробы». Твое знание меня — полно и глубоко, оно обнимает не только мое внешнее строение, мой внешний вид, но и внутренние мои органы, мои кости еще с самого момента их образования и развития в утробе матери. Зародыш мой видели очи Твои — Ты знаешь мой первоначальный состав, который, как зерно для растения, заключает в себе его будущий вид и ценность, т. е. Ты знаешь все, что из меня должно произойти. В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные — Ты знаешь срок, продолжительность моей жизни еще ранее, чем я родился.

138:17 Помышления Господа — все многообразие тварного по своему составу, силам, назначению поражает человека и непосильно для полного изучения ему; Богу же все известно в совершенстве, так как каждое его творение обязано ему своим происхождением и является носителем и осуществителем той мысли Божией, с которой оно создано; можно сказать, что каждое творение имеет свой идеал, к осуществлению которого оно награждено соответственными силами. Понять эти мысли, идеалы и узнать их человеку за их возвышенностью и бесконечным разнообразием невозможно. Они многочисленнее песка и каждое утро, каждый день писателя, когда он отдается изучению творения Божия, обнаруживает все разнообразие последнего и творческую силу Бога, так что он всегда с Ним. Смысл тот, что писатель псалма всегда и всюду находит новые проявления великих мыслей Господа в его творениях, всегда видит Его (18 ст.).

138:19-22 Если в писателе псалма развито так глубоко понимание величия Божия во всем тварном, то все, «кто говорит против Него нечестиво», кто оскорбляет и унижает Господа, является его врагом, с которым он не желает иметь никакого общения.

138:23-24 Эти стихи — вывод из всего содержания псалма. Если Господь все содержит в Своей власти, то истинное поведение человека должно выражаться в преданности Ему и Его водительству, почему писатель молит Господа испытать его и направить его на надлежащий путь, если он в чем-либо уклонился от последнего.

139 Псалом по надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду. Его содержание сходно с псалмами 57 и 63. Заключение во всех трех псалмах почти по букве одинаково. Изображение в псалме врагов Давида коварными, притеснителями, составляющими козни и злословящими его, сходно с теми чертами, которые мы уже неоднократно встречали в псалмах из эпохи гонений Авессалома, почему и этот псалом нужно считать писанным в данное время, когда еще Давид не убежал из Иерусалима, но видел все то, что предпринимали против него его враги.

139 Сохрани меня, Господи, от врага, льстивого в речах, злого в сердце, моего притеснителя, который разложил на меня сети и тенета (2-6). Покрой меня от него и да погибнет мой враг, как бы в огне (7-11). Я верю, что Господь не даст торжествовать нечестивому, защитит невинных и непорочные найдут в Нем покровительство (12-14).

139:3 Всякий день ополчаются на брань — каждый день проводят во вражде ко мне и преследованиях кознями.

139:4 Указание средств, которыми пользовались враги против Давида. Они возбуждали против него народ клеветой и льстивыми заискиваниями пред ним.

139:8 Сила спасения моего — в Тебе моя сила, только от Тебя, а не от человека, жду помощи и защиты. «Покрыть голову в день брани» — защитить от удара врага, спасти.

139:9 Так как враги мои делают зло, то пусть последнее покроет их головы, т. е. пусть мои враги понесут заслуженное ими: как моя правда явится мне защитой от них, так их злые поступки да погубят их.

139:12 Вера Давида в гибель своих врагов покоится на вере в торжество правды: зло не может быть награждено Богом, а потому злоязычные мои враги непременно погибнут.

139:14 Обитать пред лицем Господа значит или пользоваться всегда Его защитой, как бы жить под кровлей жилища Его, или — благодарить Его за оказанную защиту молитвой пред местом Его обитания, пред кивотом завета, в Его скинии.

140 Можно относить написание этого псалма Давидом ко времени гонения от Авессалома. На это указывает изображение Давидом себя преследуемым от врагов, причем он нигде не говорит о своей полной невинности пред Богом, а только о том, что неприязненность действий врагов не вызвана поступками с его стороны, которые бы оправдывали силу этой неприязненности. Наоборот, его молитва к Богу о том, чтобы Он сохранил его от всего дурного и слова «пусть накажет мя праведник» дают возможность предполагать, что Давид не всегда следовал Богу, и что он получил обличение от праведника. Такое понимание данных слов псалма указывает на известное преступление Давида с Вирсавией и обличение его пророком. Следствием же указанного преступления Давида, были, как мы говорили ранее, семейные нестроения и, в частности, восстание Авессалома.

140 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду.

140 Поспеши, Господи, ко мне со Своею помощью; да направится к Тебе молитва моя, как фимиам вечерней жертвы (1-2). Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств (3-5). Враги жестоко преследуют нас, как бы плугом рассекают землю, я же невиновен пред ними и кроток (6-7). Я надеюсь на Тебя и верую, что Ты защитишь, а враги нечестивые падут (8-10).

140:2 Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.

140:3-5 Положи, Господи, охрану устам и огради двери уст — не дай мне преступить Твои заповеди словом, дай мне силы к достойному пользованию даром речи, направляя его к служению Тебе. Сохрани меня, сбереги от уклонения в сторону лукавых, соблазнительных и преступных по греховности речей, сохрани мой путь прямым, не допусти «уклониться к словам лукавым для извинения дел греховных» — измышлять, прибегать к извинениям, изворачиваться в отыскивании искусственных оправданий, как то делают люди нечестивые; да не буду считаться в числе избранных их, их соучастникам. Пусть всякий мой поступок будет обличаем праведником; это обличение благодетельно и полезно, как елей на голове. Фактическим подтверждением служит обличение Давида пророка Нафаном, вызвавшее в нем глубокое покаяние и послужившее к его нравственному возрождению и примирению с Богом. Мольбы мои — против злодейств их — я не только не желаю быть соучастником злых, но молю Тебя прекратить, остановить злодеяния их.

140:6-7 Рассыпались по утесам вожди их — вожди нечестивых моих врагов всюду следят да мною, они рассеялись даже по всем холмам и скалам. Слышат слова мои, что они кротки — мои увещевания к ним кротки и слышались ими. Злоба врагов не вызывалась моим отношением к ним: я был кроток, они же стремились так уничтожить нас, как раздробляют землю для посевов.

140:8-10 Давид здесь указывает, что преследующие его не могут найти в нем ничего злобного, дурного, за что бы его должно гнать так, как они. Такое злобное преследование Давида с их стороны найдет должную кару от Бога. Господь накажет их тяжелым, конечным исходом их жизни, отвержением от Себя. Вера в свою правоту и сознание греховности действий врагов вселяют в Давида уверенность, что они погибнут в тех кознях («силки, тенета»), которые ставят для него; он же, Давид, останется невредим («я перейду»). Эта вера Давида, как показывает исход Авессаломовых гонений, оправдалась.

141 По надписанию псалом в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду и изображает то его состояние, которое он переживал в вертепе. Здесь имеется в виду пребывание Давида в Одолламской пещере (1 Цар 22:1

) во время гонений от Саула.

141 140 и 141 псалмы употребляются на вечерне. Как и в 129 псалме

, здесь излагается молитва к Богу о спасении от бедствий, об исправлении молитвы на подобие «жертвы вечерней» (
140:2
) и об избавлении из всеми оставленного положения, беззащитного, каким бывает человек во время сна — (образ Ветхого Завета).

141 Во время бедствий я взывал ко Господу и только в Нем искал защиты, так как около меня не было никакого защитника (1-4). Я взывал ко Господу: внемли моему воплю, избавь от притеснителей, и тогда праведные соберутся вокруг меня (5-7).

141:2 Излил моление — указывает на постоянную усиленную молитву Давида к Богу.

141:3-6 Изнемогал… дух — когда я терял мужество, Ты, Господи, знал стезю мою — полюбил, одобрил мои действия, оказывал мне защиту и благоволение. Никто не признает меня — не было никого из людей, кто бы был ко мне близок, от меня все сторонились. Не стало для меня убежища — мне некуда было бежать, чтобы укрыться от врагов, почему я только в Тебе и ищу защиты.

141:7 Выведи из темницы душу мою — избавь меня от тяжелых бедствий, от стесненного положения, чтобы я мог славословить Тебя. Ко мне тогда (по миновании бедствий) присоединятся все праведники, которые ждут, наблюдают за ходом моей судьбы, чтобы, когда Ты явишь мне благодеяние — защитишь меня и воздашь должное моим врагам, присоединиться ко мне для Твоего восхваления.

142 Написанный, согласно надписаниям греческой и латинской Библий, во время гонений от Авессалома, псалом представляет молитву к Богу о возможно скорой помощи и внутреннем просвещении гонимого писателя.

142 Этот псалом последний в шестопсалмии. Укрепивши человека в надежде на получение спасения (Пс 102

), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (8 ст.), научить исполнять Его волю и удостоить его «земли правды» (10).

142 Господи! Услышь меня и не входи в суд с рабом Твоим (1-2). Враг преследует меня; я теряю мужество и успокаиваюсь только размышлением о делах Твоих (3-5). Я жду от Тебя помощи, как жаждущая земля дождя. Даруй мне Твою милость и избавь от врагов (6-9). Научи меня исполнять Твою волю и истреби врагов моих (10-12).

142:1-2 Внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей. Защити, Господи, меня, несправедливо преследуемого и накажи гонителей, как поступающих нечестиво, так как Ты, Господи, защитник правды.

142:3 Втоптал в землю жизнь мою — опасность угрожает мне смертью, нисхождением в землю, во гроб.

142:5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, о делах рук Твоих. В тяжелых обстоятельствах преследований Давид вспоминал о необыкновенной милости, которую Господь оказывал в истории еврейского народа, размышлял, насколько позволяли обстоятельства, о всем, что Он делал, размышлял и о всем Его творении. Очевидно, эти размышления успокоительно действовали на Давида, так как открывали необыкновенную любовь Бога ко всему тварному, почему в следующих стихах Давид продолжает обращаться к Нему с молитвой о скорой помощи (6-7 ст.).

142:8-10 Рано услышать милость — увидеть скорую помощь. Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, научи меня исполнять волю Твою, Дух Твой благий да ведет меня в землю правды — выражения синонимические. Научи меня, Господи, неуклонному следованию Твоим заповедям, чтобы мне быть достойным обитать в той земли (Палестине), которую Ты назначил только для праведных.

142:11 Ради имени Твоего… оживи меня — для того, чтобы быть достойным восхвалять Твое имя, оживи меня оправданием, внутренним очищением от моих недостатков. Здесь — признание Давидом некоторой своей нечистоты пред Богом во время бегства его от врагов, — один из признаков происхождения псалма в гонения от Авессалома, о чем мы говорили выше.

143 В греческой и латинской Библиях сравнительно с еврейским надписанием к имени Давида еще добавлено «против Голиафа», чем указывается на повод написания псалма. В содержании псалма нет ничего, что бы могло стоять в противоречии с этим указанием надписания, а потому его можно считать молитвой пред единоборством с филистимским богатырем, написанной только уже по одержании победы.

143 В псалме много мест, которые встречались нам ранее в других псалмах, напр. в 8, 17, 37, 101 и др.

143 Благословен Господь, мой щит и моя крепость (1-2). Господи, человек ничтожен пред Тобою, жизнь его, как тень, но Ты помнишь о нем (3-4). Господи! Приклони небеса, блесни молниею, простри руку Твою и спаси меня от иноплеменных, которые полны лжи (5-8). За спасение мое я буду петь Тебе новую песнь, равно как и за избавление своего народа от иноплеменников (9-11). Пусть настанет жизнь в моем народе полная как семейного счастья, так и внешнего, материального изобилия (12-15).

143:1 Давид свою победу над Голиафом приписывает божественной помощи, о которой он и молил пред вступлением в битву.

143:3 Избрание Давида и помазание его пророком Самуилом в цари над Израилем наполнило Давида чувством благоговения пред Богом, Который его, ничтожного из людей, удостоил, однако, великого избрания и назначения. В последнем — проявлении великой милости Бога к Давиду. Победа Давида над Голиафом сделала имя его самым популярным среди еврейского народа. В честь его составляли песни и ставили его выше Саула. Сердца евреев заметно склонялись к Давиду, что замечал и Давид и в чем он видел начало исполнения над ним божественного назначения быть царем над Израилем, почему и говорит, что Господь «подчиняет ему народ».

143:4 Может быть, что слова этого стиха относятся к Голиафу, который, при уверенности в своей силе и победе над Давидом, не предполагал, как близка к нему гибель.

143:5-7 Господь всемогущ: ему подчиняются и пред Ним трепещут горы, Он сыплет молнии. Окажи и мне защиту в борьбе со врагом, пошли с неба чудесную помощь мне («простри с высоты руку Твою»).

143:8 Характеристика филистимлян. Евреи вели с ними частые войны и для полного обезопасения своих пределов от их нападений недостаточно было одной победы Давида над Голиафом, но нужно было полное рассеяние всего этого народа. Давид и молит Господа помочь ему рассеять врагов, столь враждебных для евреев и коварных в отношении к ним.

143:12-15 Давид желает, чтобы с победой над филистимлянами для евреев открылась новая эра счастливой и довольной жизни.

144 Согласно надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Время и повод его написания неизвестны. Можно только догадываться на основании благодарственно-хвалебного его содержания, что он написан по поводу вообще великих милостей, оказанных ему за время его жизни.

144 Псалом алфавитный, не хватает только одного стиха, или вернее одного двустишия (пропущена буква нун), которое восполнено в Вульгате и у LXX-ти в дополнении к 13 ст.

144 Буду восхвалять и превозносить имя Господа всякий день за Его величие, дела и могущество (1-7). Господь щедр и милостив, царство Его — вечно (8-14). Господь поддерживает всех падающих, по Своему благоволению насыщает каждого, близок ко всем, призывающим Его, сохраняет любящих Его, а нечестивых истребит. Да благословляет Господа всякая плоть (15-21).

144:1 Благословлять имя Твое во веки и веки — всегда, вечно. Давид восхвалял Господа во все продолжение своей жизни, а его псалмы, ставшие достоянием церкви, непрестанно раздаются в ней и ныне, и будут слышаться во все время, доколе существует церковь, т. е. вечно.

144:7 Провозглашать память благости Твоей — возвещать, постоянно говорить о тех чудесных делах Господа, в которых проявилась Его благость к Давиду и всему живущему.

144:15-16 Означенные стихи составляют молитву пред обедом. Даешь им пищу их в свое время — в нужное время, все живущее получает от Тебя необходимое для поддержания своего существования. Насыщаешь… по благоволению — это насыщение есть дело Твоей милости к существующему.

Толкование на 138 псалом

138:1 Начальнику хора. Псалом Давида. Господи! Ты испытал меня и знаешь. Разговор Давида с Богом в абсолютной уверенности, что Бог знает о нём всё, что может знать о человеке Творец его, поэтому совершенно бесполезно пред Ним изображать из себя кого-то другого.

138:2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. От Бога невозможно сокрыть даже помышления, Он знает их задолго до того, как они преобразованы в слова, как написано далее:

то есть, деятельность Давида направляется рукою Божьей, его свобода ограничена рамками Божьих требований и строгим спросом за их нарушение в отличие от большинства человечества, для которого не скоро совершается суд над худыми делами (Еккл.8:11).

138:7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Даже если иногда и возникает соблазн скрыться от очей Господних куда подальше и хотя бы ненадолго отдохнуть от необходимости исполнять Божьи поручения, пожить немного в своё собственное удовольствие, но нет такого места в мироздании, где можно было бы спрятаться от вездесущего Бога:

138:11,12 Скажу ли: “может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня [сделается] ночью”; 12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Бог в любой темноте земли ориентируется превосходно, как в духовной, так и в буквальной: нет пределов Его восприятию и ведению, Давид это отчётливо осознаёт, всё открыто очам Его и нет смысла даже пытаться скрыться от Бога

138:16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. На этом стихе (Синод. пер.) многие строят учение о предопределении, о судьбе, запрограммированной для каждого человека ещё до его рождения, однако, если бы Бог программировал людей на тот или иной путь, то тогда Он не стал бы и взыскивать за согрешения. Поскольку Он строго взыщет и советует всем менять свой образ жизни, становясь на Божий путь, выходит, здесь речь не о судьбе.

138:19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Желание Давида можно понять: среди жаждущих крови и воинственных людей жить крайне сложно. Каждому человеку, в ком хотя бы теплится искра Божья, свойственно жить в мире и доброжелательности, ибо такими создал людей бог при их сотворении.

138:23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; Давид не только не желает прятаться от Бога и скрывать свои поступки, но, напротив, желает всегда находиться в Его поле зрения: ведь кто, как Бог может проанализировать внутреннюю сущность Давида? Кто, кроме Бога, может подсказать ему, что нужно исправить в себе и к чему стремиться, каких духовных высот достигать? Никто.

Источник

Ты дивно устроил внутренности мои

Люди покидают отчий дом для того, чтобы восхититься величием неприступных горных вершин, мощью необузданной морской стихии, величавым спокойствием полноводных рек. Они не перестают поражаться необозримости океанских просторов, неотрывно следят за движением звезд на небе. И лишь самих себя они не замечают и проходят мимо.

Блаженный Августин

Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

Давид Псалом 138:13–14

Выражаем огромную признательность всем, кто способствовал созданию этой книги. В работе над ней приняли участие около 20 человек, которые помогли ценными советами и предложениями. Особенно хотелось бы поблагодарить Хэрольда Фикета, Элизабет Шерилл и Тима Стэффорда, целиком изменивших всю структуру рукописи. Отдельная благодарность нашему дорогому и всеми уважаемому редактору Джудит Макхам.

Предисловие

Когда голос звучит особенно громко, бывает трудно разобрать услышанное: прислушиваешься к эху, чтобы расслышать непонятное слово. Бог и Природа являются для нас Голосом и Эхом.

Генри Драммонд

По всей книге, за исключением данного предисловия, личное местоимение «я» будет относиться к доктору Полу Брэнду: она написана от его имени. В отличие от большинства созданных в соавторстве книг, наше сотрудничество — это не сотрудничество журналиста и богатого опытом дилетанта от литературы.

Впервые я повстречался с доктором Брэндом, когда собирал материал для своей книги «Где же Бог, если мне так больно?» У него огромный врачебный опыт, он много знает о физической боли. Он пользуется большой популярностью как хирург и специалист по восстановительной терапии. Не менее известны его новаторские исследования проказы: 18 лет он проработал в больницах для прокаженных в Индии. За свои выдающиеся заслуги доктор Брэнд получил звание лауреата премии Альберта Ласкера, стал почетным обладателем Ордена Ее Императорского Величества Королевы Елизаветы[1].

Я много слышал о докторе Брэнде еще до встречи с ним в лепрозории г. Карвилля (штат Луизиана), где он живет и работает. Но тогда я не знал, что вся его жизнь и все его помыслы неразрывно связаны с христианством. Этот страстный исследователь, специалист–орнитолог, великолепный альпинист и садовод, использующий только органические удобрения, не мыслит своего существования без духовного роста.

Во время нашей второй встречи доктор Брэнд робко протянул мне 90–страничную рукопись. Некоторые страницы были напечатаны на машинке, другие — написаны неразборчивым почерком, почему–то всегда присущим врачам. Рукопись — это его размышления о человеческом организме, лекции, прочитанные в христианском медицинском колледже в городе Веллоре (Индия). «Нас, врачей, — сказал он мне, — можно сравнить с жалобной книгой. С утра до вечера клиенты жалуются нам, рассказывают, что у них болит. Рукопись долго пролежала у меня в столе. Это мои размышления обо всем, что сотворил Бог. Я использовал уже известную аналогию из Нового Завета (Новый Завет сравнивает церковь с Телом Христовым) и развил ее с учетом последних достижений науки. Любопытно: все медицинские открытия служат подтверждением слов апостола Павла».

Мне давно хотелось написать книгу, где я мог бы сравнить тело человеческое с Телом Христовым, проследить гармонию физического и духовного миров.

Честертон в эссе «Франциск Ассизский» выдвигает свое объяснение жуткому периоду средневековья: язычество и мифология настолько вошли в повседневную жизнь, что христиане перестали воспринимать природу как часть данного Богом откровения. «Было бессмысленно уговаривать этих людей исповедовать естественную религию, где отводилось место и звездам, и цветам. Для них не существовало ни цветка, ни даже звезды, которые не были бы запятнаны. Им пришлось идти в пустыню, где невозможно было найти ни одного цветка, и даже залезать в пещеру, откуда не было видно звезд»[2]. В результате в тот период истории искусство пришло в упадок. Христиане отторгли природу от духовного мира.

В наше время происходит нечто подобное. Природа лишилась священного смысла. Только сегодня христиане променяли ее не на язычество, а на физику, геологию, биологию, химию.

Таким образом, мы тоже перестали считать природу частью Божьего творения.

В лице доктора Брэнда я увидел человека, добившегося бесспорных достижений в области науки и в то же время твердо уверенного: природа есть отражение своего Творца. Вместе мы сделали много интересных выводов из своих наблюдений. Потом в течение нескольких месяцев я отбирал результаты научных исследований, подтверждающих каждое описанное нами сравнение. Я долгие часы беседовал с доктором Брэндом. Меня поражала необычайная скромность этого человека: мне стоило огромных усилий пробить стену его английской сдержанности и услышать удивительные рассказы из его личной жизни.

Мы с доктором Брэндом надеемся, что наша книга перекинет мост над пропастью, отделившей тварный мир от Создателя. Бог сотворил материю. Он вложил Свою созидательную сущность в этот мир, особенно в устройство нашего тела. Как не возблагодарить Его за это?

Мы также очень надеемся, что книга приоткроет завесу в мир духовного взаимодействия между членами Тела Христова — церкви. Это точное название — Тело Христово — дали церкви авторы Нового Завета. В первой книге мы поговорим о Теле и четырех его составных частях; об остальных — в других книгах.

Когда слепому пытаются объяснить, что такое алый цвет, ему говорят: «Он напоминает звук трубы». Так же и у нас: метафоры — единственный способ отразить духовные истины. Вот почему они используются в Библии. Образный язык обладает огромным воздействием. Джон Тэйлор писал: «Ни один человек не является островом в океане жизни». Эти слова куда сильнее, чем «Ни один человек не является полностью независимым и самодостаточным». Среди религиозных изданий преобладают книги со сложным богословским содержанием или книги, основанные на личном духовном опыте авторов. Мы хотим, чтобы наши сравнения открыли для вас новую грань восприятия окружающего мира.

Если вас заденет столь детальное развитие библейского сравнения, то смело откладывайте книгу в сторону. Мы не хотим искажать истину, чтобы привести ее в соответствие с собственными мыслями. Не исключено, что вы убедитесь: человеческое тело чрезвычайно похоже на своего духовного двойника, и вас перестанут смущать описанные в книге «приземленные материи».

Филип Янси

КЛЕТКИ

1.

Составные части

Я попытался представить себе нашу Землю в виде человеческого организма, но у меня ничего не вышло. Я не смог представить планету как организм. А вчера вечером я ехал на машине по зеленой холмистой местности, что на юге Новой Англии, и снова подумал о нашей планете. Если это не человеческий организм, то что же? На что похожа Земля? Я долго размышлял — неожиданно меня осенило: больше всего Земля напоминает живую клетку.

Льюис Томас

Отчетливо помню, как я в первый раз увидел под микроскопом живую клетку. Тогда мне был двадцать один год и я проходил краткий курс тропической гигиены в Ливингстонском колледже в Англии. Мы изучали строение паразитов. Все наши образцы были мертвыми, а мне хотелось увидеть живую амебу. Однажды рано утром, пока лаборатория еще не заполнилась галдящими толпами студентов, я прокрался в наш научно–исследовательский корпус. Это было внушительное здание из красного кирпича, расположенное рядом с прудом. Из этого пруда я кружкой зачерпнул воды. Обрывки прошлогодних листьев плавали на мутной поверхности, пахло гнилью.

Я нанес капельку воды на стеклышко и положил его под микроскоп — и тут передо мной открылась вселенная. На моих глазах происходило столпотворение сотен микроорганизмов: малюсенькие одноклеточные шарообразные кристаллики дышали, переворачивались, перемещались с места на место. Их привело в движение тепло, исходившее от лампочки микроскопа. Я немного передвинул стеклышко, наблюдая за быстро движущимися микроорганизмами. Ага, вот то, что мне надо. Прямо передо мной была амеба — полупрозрачная тонюсенькая отливающая синевой щепочка. Ее можно было видеть и невооруженным глазом. Но микроскоп позволял заглянуть ей внутрь.

О чем просят верующие при чтении молитвы псалом 138

Надписание к тексту 138 псалма, присутствующее в греческой, латинской и еврейской Библиях, однозначно свидетельствует о принадлежности этой песни перу царя и псалмопевца Давида. Несмотря на то, что в тексте его нет никаких указаний на причину написания, возвышенно-благодарственный тон дает основания предполагать, что таковой послужило перенесение самой главной святыни иудеев – Кивота Завета – в иерусалимскую скинию, долгое время заменявшую евреям полноценный храм. Толкование 138 псалма поясняет, что имя последнего пророка Захарии, присоединенное у имени Давида в переводе Семидесяти, свидетельствует, что именно в этот период псалом был особенно распространен среди народа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]