Почему Господь Иисус Христос назван Мессией?
Во времена Ветхого Завета помазанием особым веществом — освящённым елеем или миром — сопровождалось посвящение человека на три рода общественной деятельности. Это действие было утверждено самим Богом. Считалось, что при совершении обряда помазания на человека низводились Божьи благословения, дары Святого Духа. По этой причине роль помазанника ставилась в связь со служением Богу.
О Пришествии Великого Праведника, Который избавит людей от тления и смерти, власти диавола и греха, человеку было известно с глубокой древности. Этот Праведник неоднократно обозначался в Священном Писании то как Священник (Пс.109:4), то как Пророк (Втор.18:15), то как Царь (Пс.44:2). Вместе с тем о Нем сообщалось как о Боге (Пс.109:1–2), Который, не переставая быть Господом неба и земли, воспримет в Свою Вечную Ипостась человеческое естество и родится, как Человек (Мих.5:2–3). И именно как Человек Он примет полноту даров Святого Духа (Ис.11:2). Речь во всех этих пророчествах шла, конечно же, о Господе Иисусе Христе).
Поэтому Он и был назван Мессией или, что то же, Помазанником: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня…» (Ис.61:1). Правда, там имелся в виду не обряд помазания Спасителя освященным миром: подразумевалось, что Дух будет почивать на Мессии, как на Человеке, в силу особого облагодатсвования, причем почивать в полноте, насколько это возможно для человеческого естества (Пс. 44:8–9). Позднее апостол заметит, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).
Кто такой Мессия в Библии?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Мессия в Библии.
Говоря о Священном Писании и истории иудейской и христианской религии, можно спутать два разных слова. «Миссия» (от латинского «missio» — отправление, посылка») – смысл существования или деятельности, «Мессия» (от еврейского «Машиах» — «помазанник») – имеет иносказательное значение «царь» и является одним из ключевых понятий в Библии. На греческий оно переведено как «Христос»,
Пророчества
Одна из величайших дихотомий, которую мы обнаруживаем в Писании, заключается в одном распространённом в пророчествах сверхъестественном явлении: Он будет человеком, и при этом Он будет Богом. Посмотрите, что предсказывали три разных пророка:
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Мих. 5:2)
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис. 7:4)
«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». (Ис. 9:6)
«Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: ‘Господь оправдание наше!’» (Иер. 23:5-6)
МЕССИ́Я
МЕССИ́Я [греч. μεσσίας, от арамейского משיהא (мшиха), евр. משיה (машиах), букв. – помазанный; греч. смысловой эквивалент – χριστός], в религии – ниспосланный Богом спаситель, который должен навечно установить своё царство.
На Древнем Востоке был широко распространён обряд помазания маслом, в т. ч. как часть ритуала возведения царя на престол. В Танахе термин «М.» («машиах») обозначает человека, избранного Богом («помазанник Господень» – 1 Цар. 24:7) и облечённого особой властью через ритуальное помазание елеем (оливковым маслом). М. прежде всего назывался царь, на которого возлагалась обязанность заботиться о народе (2 Цар. 2:4; 3 Цар. 1:39; в Ис. 45:1 М. назван перс. царь Кир), иногда священник (или только первосвященник) (Исх. 40:13–15; Лев. 8:12) и, возможно, пророк (3 Цар. 19:16). Начиная с периода вавилонского плена (6 в. до н. э.) в связи с гибелью Иудейского царства у евреев появляется представление о будущем идеальном правителе из рода царя Давида, господство которого положит конец войнам и раздорам на всей земле, ознаменует начало новой эпохи покоя и процветания (Ис. 11; Мих. 5:1–5; Ос. 3:5 и др.), а также представление о двух одновременно грядущих избавителях-помазанниках – священнике и правителе (Зах. 3–4). В сознании евр. народа эти пророчества связывались, скорее всего, с реальными историч. личностями (напр., с первосвященником Иисусом, сыном Иоседековым, царём Езекией или Зоровавелем). В период Второго храма, в условиях, когда надежда на обретение евреями независимости и восстановление правления династии Давида становилась всё более призрачной, учение о помазаннике, соединившись с учением пророков о грядущем избавлении, стало обретать эсхатологич. направленность, в соответствии с которой установилось представление о приходе М. не в историч. время, а «в конце времён». Представление о М. как о спасителе евр. народа особенно проявилось в период пребывания евреев под властью Селевкидов, а затем римлян. Это нашло отражение во многих апокрифич. иудейских текстах, в новозаветных и апокрифич. раннехристианских текстах, созданных между 250 до н. э. и 100 н. э. (Псалмы Соломона 17; 18:6; Книги Сивилл 3:652–656; Завещание Иуды 22, 24; Завещание Левия 18; 1 Еноха 37–71; 4 Езд. 7, 11–12, 13; Лк. 3:15–17; 17:20). Большие различия в описаниях М. в этих текстах свидетельствуют о том, что общепринятых представлений о его происхождении, роли и судьбе в тот период не существовало. В созданных тогда же т. н. текстах Мёртвого моря (см. Кумранистика) присутствует представление о М.-царе, о двух М. – царе и священнике, о М. – сыне Бога и др. В сочинениях Иосифа Флавия, в Деяниях апостолов упоминается о появлении на рубеже новой эры ряда претендентов на роль М.: Февды, Иуды Галилеянина, Симона, Афронгея.
Вера в Иисуса из Назарета как истинного, возвещённого в Священном Писании Мессию-Христа (Ин. 1:41; 4:25) (см. Иисус Христос) определила возникновение христианства (1 в. н. э.) и размежевание между христианством и иудаизмом. В христианстве Иисус считается потомком царя Давида, с Ним связывается мессианская терминология иудейских священных текстов: «Царь иудейский», «Господь» «Сын человеческий». При этом Иисус Христос есть не просто человек, но Богочеловек. Его пришествие трактуется не как избавление от политич. или социальных притеснений, но как спасение всех уверовавших в Него людей от рабства греху, от смерти и обретение вечной жизни в Боге. В христианстве сформировались учения об антихристе и о Втором пришествии Христа в конце времён для суда над людьми и окончательного установления Своего Царства (см. также Страшный суд, Христология, Царствие Божие, Эсхатология).
Для иудеев представление о М. приобрело особую актуальность в связи с ликвидацией римлянами евр. государственности, разрушением Второго храма (см. Иерусалимский храм) и изгнанием евр. народа из Страны Израиля (1 в.). Избавление от бедствий и гонений должен принести евр. народу М., который в раввинистич. иудаизме понимается как историч. личность, его пришествие предполагает наступление «золотого века», воскресение мёртвых, появление «небесного Иерусалима» и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру. На протяжении веков и доныне эти чаяния способствовали тому, что М. объявляли лидеров разл. течений в иудаизме и евр. политич. движений. Так, во 2 в. некоторые раввины, в т. ч. Акива, признали М. вождя евр. восстания Бар-Кохбу. Возможно, что поражение Бар-Кохбы стало стимулом для формирования учения о страдающем М. – предмессии, потомке Иосифа, гибель которого предвосхитит приход М.-царя из рода Давида. Возникло представление о страданиях, которые должен претерпеть мир перед приходом М. В Мишне упоминается о «днях машиаха», в Гемаре встречаются описания признаков прихода М., рассуждения о его имени, месте рождения. В средние века, с одной стороны, появилось множество апокалиптич. мидрашей («Книга Зоровавеля», «Признаки мессии») как результат бедствий, постигших евреев в разных странах (в частности, обострение апокалиптич. настроений наблюдалось в связи с распространением ислама). С др. стороны, отношение к ожиданию М. становилось в иудаизме более рационалистическим: обосновывалась идея о мессианской эре как эпохе политич. независимости и просвещения (труды Г. Саадии, М. Маймонида, «Книга верований и мнений»). Включив представление о М. в перечень обязат. принципов веры, Маймонид предостерегал от ожиданий знамений, чудес и преображения мира, связанных с приходом М. Некоторому переосмыслению представления о М. подверглись в каббале. Согласно каббалистич. учению И. Лурии (17 в.), человек собств. усилиями при помощи молитв и определённых мистико-религ. действий может приблизить приход М. Это учение оказало сильное влияние на позднейшие мессианские движения, возникшие среди евреев мусульм. стран, в частности на саббатианство (см. Саббатай, Дёнме), в котором сочетались лурианская идея о М., исправляющем мир, и христианское представление об искуплении, о М., берущем на себя грехи мира, уничтожающем зло изнутри. Саббатианство стало основой учения мессианской секты Я. Франка. Согласно учению хасидизма, в котором гл. внимание сосредоточено не на спасении мира, а на спасении человека, личном, внутреннем освобождении, М. может стать цадик, силой своей праведности спасающий своё поколение, а праведное поколение может удостоиться прихода М. В 20 в. мессианское учение развивалось в рамках движения Хабад. В нач. 21 в. в иудаистском учении о М. практически исчезла эсхатологич. составляющая, предсказания о скором приходе М. носят маргинальный характер. Наиболее актуальной формой этого учения является сформулированное в рамках сионизма т. н. политич. мессианство, осн. идеей которого является то, что создание Гос-ва Израиль стало началом мессианской эры без Мессии.
Понятиям М., мессианство (мессианизм) близки понятия в исламе – махди, в зороастризме – саошьянт, в буддизме – майтрея. Представления о будущем избавлении присущи некоторым политич. учениям.
Явления Лжемессии на протяжении 20-го века
В истории известно множество явлений Лжемессии, производящиеся людьми с целью обогащения или получения славы и влияния. Стоит отметить, что часто с этими людьми связывались большие надежды. Сам Христос неоднократно предостерегал своих последователей насчёт явлений Лжемессий.
В современной психиатрии также существует определение «иерусалимский синдром», или «мессианский синдром», применимый к душевнобольным людям, относящим себя к пророкам богов и учителям человечества.
Среди самых известных Лжемессий 20-го века особенно выделяются Григорий Грабовой, скандал с участием которого гремел в деле «воскрешения детей Беслана»; Джим Джонс, основатель церкви «Храм Народов» и спровоцировавший массовое убийство её адептов в 1978 году; Мун Сон Мён, создатель южнокорейской секты «Церковь Объединения»; Марина Цвигун, назвавшаяся Девой Марией Христос, создавшая в 1980 году секту имени себя и объявившая себя «Мессией эпохи Водолея и Матерью Мира».
Критерии прихода Мессии в Ветхом Завете (Танахе)
Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.
С точки зрения иудаизма, в Ветхом Завете (Танахе) главным критерием прихода Мессии является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:
«И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.» (Ис.2:4)
Тем самым, согласно библейским пророчествам, во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.
Спаситель человечества
И все же отдельные толкователи Священного писания попытались объяснить, какова высшая цель творения. Оказывается, она состоит в установлении на земле Царствия Небесного. Грехопадение нарушило планы Творца, после чего на земле воцарился ад. Приход грядущего Спасителя как раз и должен был восстановить прежнее положение дел и создать вместо земного ада Царство Божие.
Предполагается, что тот, кто будет послан на землю с целью спасения человечества, не в состоянии предаваться греху, а должен находиться в полной гармонии с Божественной природой. Избавитель должен быть совершенным существом, как и сам Творец. Он не мог быть рожден в грехе, а земная жизнь мессии должна быть образцом праведности.
В христианской религии считается, что пришествие мессии разделено на два этапа. Впервые Спаситель явился на землю в образе Иисуса Христа две тысячи лет назад. В отдаленном будущем, сроки которого в точности определить нельзя, неминуемо ожидается второе пришествие. В это раз Иисус, убеждены христиане, окончательно установит на земле Царствие Небесное.
Учитель буддизма
В буддизме также существует понятие, аналогичное христианскому и иудаистскому Мессии и имеющее черты цикличного пребывания в бренном мире.
Строго говоря, согласно буддистским религиозным положениям, существует бесчисленное количество будд как существ, постигших истину, и каждое явление их на планете — не более чем звено бесконечной цепи мироздания. Таким образом, каждый будда — это посредник в достижении мирового знания между людьми и богом. К понятию Будды близок по характеру, но чужд по функциям Бодхисаттва — «существо, стремящееся к пробуждению» и принявшее решение взять на себя роль Учителя в процессе достижения людьми всемирной истины. Побуждением к этому действию считается желание бодхисаттвы избавить всех живых существ от страданий и освободить от сансары — бесконечного круга перерождений.
Поэтому буддистский Мессия — это Бохисаттва Майтрея, чьё пророческое появления в конце Сатья-юги признаётся всеми школами буддизма. Его имя буквально означает «Владыка, наречённый Состраданием». Он — грядущий Учитель человечества, даст Новое Учение и сам будет носителем Учения Будды. Люди разорвут сеть страстей, научатся входить в транс и будут вести целомудренную и праведную жизнь.
Одним из явлений, предвещающих приход Майтреи, будет уменьшение площадей океанов, чтобы Бодхисаттве было легко их переступать.