Благословение — православное издательство.
Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) – выдающийся православный пастырь, сыгравший огромную роль в издательской деятельности Русской Церкви, ярчайший представитель современного ученого монашества, агиограф, историк, археограф, краевед, видный церковный и общественный деятель.
Отец Иннокентий (в миру – Анатолий Иванович Просвирнин) родился 5 мая 1940 года в городе Омске, в верующей православной семье. С 10 лет прислуживал в Омском кафедральном соборе, был алтарником, затем иподиаконом.
После школы Анатолий поступил в Московскую семинарию в Троице-Сергиевой лавре, сразу во второй класс. Но вскоре молодого человека забрали в армию, и он три года служил в зенитно-ракетных войсках в Азербайджане. Закончив после демобилизации семинарию и Московскую духовную академию (в 1968 г.), Анатолий был оставлен в Московских духовных школах преподавателем истории РПЦ.
Во время учебы в МДА сформировались научные интересы подвижника: история монашества, старчества, миссионерства, книжности на Руси с древнейших времен. Свою первую научную работу он посвятил Оптиной Введенской Пустыни и был удостоен за нее степени кандидата богословия.
Рано проявился и его публицистический талант. Владыка Питирим по благословлению Оптинского старца Севастиана (Фомина) еще семинаристом пригласил Анатолия в издательский совет «Журнала Московской Патриархии», где он трудился более 30 лет.
Отец Иннокентий обладал огромной работоспособностью, а сердце его горело любовью к Церкви и родной истории. Он искал и собирал по крупицам информацию, изучал и исследовал архивы. Знавший его не один десяток лет старший научный сотрудник Института Российской истории РАН, доктор исторических наук, кандидат философских наук Николай Лисовой вспоминал: «Архимандрит Иннокентий стал ученым европейского уровня и в области истории, и в области научно-издательских проектов, совершенно неподъемных ни для кого более, кроме него. Бог как бы создал его для того, чтобы предпринимать такие труды, на которые никто бы никогда не решился».
4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона, а 22 февраля того же года – в иерея. Семь лет прослужил он священником и 22 декабря 1977 года в Троице-Сергиевой лавре принял постриг в монашество с именем Иннокентий – в честь святителя Московского Иннокентия (Вениаминова). Годом позже иеромонах Иннокентий был возведен в сан игумена, а в 1981-м удостоен сана архимандрита. Заслуги отца Иннокентия перед Церковью были отмечены высокими наградами – орденами равноапостольного Великого Князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского II степени.
Отец Иннокентий не уставал повторять, что люди оторваны от своих корней, что необходимо формировать историческое мышление. Он регулярно читал лекции на курсах повышения квалификации педагогов, учил работать с историческими документами. На конференции, посвященной краеведению Москвы, подвижник говорил: «Надеюсь, что министерство просвещения найдет достойное место краеведению, ибо нельзя строить свою жизнь на основании, которого не ведаешь».
Трудами архимандрита Иннокентия нашей истории возвращено много имен. К 1000-летию Крещения Руси вышли 24 тома Богослужебных Миней. Отец Иннокентий был инициатором включения служб Русским святым в корпус Миней, сам отредактировал текст этих служб. Некоторые богослужебные тексты он привез с Афона. Все ныне издаваемые Минеи – переиздание его труда.
Была и другая грандиозная работа – выпуск 10-томной Русской Библии, богато иллюстрированной миниатюрами, взятыми из библейских книг Русской рукописной традиции X–XX веков. Работа над этим уникальным изданием продолжалась 20 лет. При жизни отца Иннокентия свет увидели только 7-й и 8-й тома, включающие в себя все книги Нового Завета. Огромный иллюстративный материал, сопровождающий тома Русской Библии, превратил это издание в неоценимый источник по истории древнерусского искусства и книжной культуры: снимки многих рукописей исследователи могут увидеть только в этом издании. Основу труда составляет знаменитая Геннадиевская Библия, изданная при архиепископе Новгородском Геннадии († 1505).
Книга-альбом отца Иннокентия «Троице-Сергиева лавра» по-прежнему остается одним из лучших материалов об обители преподобного Сергия. В основу положено воспроизведение рукописного лицевого жития преподобного Сергия Радонежского ХVI века из собрания Российской государственной библиотеки.
Священник также возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России»; при его жизни вышел только 1-й том этого труда. После вынужденного ухода из московских духовных школ два года архимандрит Иннокентий состоял в братстве Успенского монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и занимался там хозяйственными и реставрационно-восстановительными работами. Там же он создал научный , при котором продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Плодом его работы стало «Международное Волоколамское краеведческое общество» на базе Иосифо-Волоколамского монастыря. Ежегодно, начиная с 1990 года, в день памяти преподобного Иосифа проводились научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и Русской культуры.
Архимандрит Иннокентий безпокоился о состоянии архивохранилищ, куда он имел доступ как крупный ученый. Особенно после пожара в Библиотеке Академии наук он при каждом удобном случае поднимал вопрос о создании т. н. охранного фонда – цветных копий наиболее ценных рукописей. Именно он придумал фотографировать документ на микропленку и разработал оригинальную форму хранения микрофильмов: по эскизу батюшки были изготовлены деревянные ларцы в форме древней книги размером в александрийский лист, внутри разделенной на ячейки, в которые помещается микрофильм, на корешке сделана стилизованная надпись.
Подвижник занимался изучением истории Оптиной Пустыни и наследием Оптинских Старцев до конца жизни. Он отснял часть архива Оптиной, хранящегося в Российской государственной библиотеке. В 1993 году микрофильмы были переданы в обитель. Батюшка сам иногда стоял за съемочной камерой – он был первоклассным фотографом, одним из первых среди отечественных историков освоил практику научной работы с помощью микрофиш (микрофиша – фотографическая карта-рамка, содержащая в виде множества «клеточек» микрофотографии документов и читаемая с помощью увеличительных устройств. До появления компьютеров имела широкое распространение в архивно-библиотечном деле. – Примеч. ред.) и стал их убежденным пропагандистом.
Диапазон научной и общественной работы пастыря поражает. Он активно участвовал в деятельности ряда фондов, был членом Археографической комиссии АН СССР, Международного фонда славянской письменности и культуры, Славянского фонда России. Отец Иннокентий являлся одним из активных организаторов и непременных участников проходивших в 1988–1989 годах международных церковно-светских научных конференций, посвященных 1000-летию Крещения Руси, которые положили начало взаимопониманию и тесному сотрудничеству церковных и светских ученых в постсоветский период. Участвовал в работе нескольких Международных съездов славистов, XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 1991 г.). Стал одним из инициаторов научной экспедиции на Афон 12 сентября – 21 октября 1983 года, в которой приняли участие крупнейшие ученые-археографы страны. В результате была осуществлена фото- и ксерокопия рукописей и актов библиотеки Пантелеимонова и других святогорских монастырей. Помимо научных и издательских интересов во время экспедиции подвижник занимался вопросом пополнения братии Пантелеимоновой обители. Часть творческих и научных проектов отца Иннокентия осталась нереализованной.
Трудовой подвиг батюшка всегда совмещал с подвигом молитвенным. Он был верным учеником Христовым, истинным служителем Святой Церкви. Ему было дано много талантов, и все их он посвятил Церкви. Архимандрит Иннокентий служил в храме при Издательском отделе, и верующие очень любили ходить на эти службы. При жизни его постоянно окружали люди: в московских духовных школах это были семинаристы и студенты, в храме или в монастыре – прихожане и братия, в Издательском отделе – посетители. Бывали дни, когда поток приходящих в его редакционный кабинет не прерывался ни на минуту. И он сам многих посещал – близких, друзей, особенно больных и немощных, – как пастырь, как духовный наставник, а иных – как редактор и издатель. Он практически не спал, время его было расписано по минутам… Разговаривал всегда спокойно, размеренно, негромко; делал все без суеты…
Испытания последних лет совсем не содействовали укреплению здоровья подвижника и не прибавляли ему сил. Отчисление из московских духовных школ, выселение из Водяной башни Троице-Сергиевой лавры, где он создал научно-издательский центр, затем отчисление из самой лавры, жестокое избиение двумя преступниками в Иосифо-Волоцкой обители, отчисление и из этого монастыря… Казалось бы, инок-труженик мог рассчитывать на поддержку со стороны Издательского отдела. Но и оттуда он был изгнан…
В последний год жизни отец Иннокентий нашел приют в Новоспасском ставропигиальном монастыре в Москве, ставшем и местом его упокоения. Почил он в результате острого сердечного приступа 12 июля 1994 года, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, в келье выдающегося Русского востоковеда, византолога и археолога епископа Порфирия (Успенского; † 1885), которого считал своим духовным наставником.
Архимандрит Иннокентий оставил после себя не только труды, но и благодарную память в сердцах человеческих. На его погребение приехали Патриарх Алексий II, архимандрит Кирилл (Павлов), многочисленные духовные чада и огромное количество светских людей. Могила подвижника находится напротив Спасо-Преображенского собора обители и почитается верующими.
СЛОВА ОТЦА ИННОКЕНТИЯ
Вернуться на стезю отцов, идти по стопам отцов – это главная задача нашего времени. Так мы понимаем патриотизм… Язык во многом определяет нравственность человека. Поэтому важно, чтобы каждый народ знал основополагающие источники истории, культуры, там паче – святого наследия Святой Руси.
+ + +
Сама эпоха того или иного времени говорит за себя. И сейчас, конечно, важно вновь выверить ориентиры жизни, вновь проверить свой опыт опытом наших отцов. Что читали наши отцы, чем руководствовались, на что ориентировали своих преемников – последующие поколения. На что призваны ориентировать мы, работая с подрастающим поколением в этот наш век всеядности, век особого духовного голода, когда важно именно выверить ориентиры и взять все лучшее, что откристаллизовалось тысячелетней историей…
+ + +
Если говорить о характерной тональности Русской книжности и отечественной культуры, то она определилась очень ярко в словах прабабушки Руси, святой равноапостольной Великой Княгини Ольги. Многими эти слова, сохраненные в летописи, не замечены. А они звучат так: «Воля Божия да будет! Аще восхощет Бог помиловати роду моего земли Русския, да возложит на сердце им обратитися к Богу, якоже и мене Бог сие дарова». В этих словах выражена преданность воле Божией: «Аще восхощет Бог…» И вот эта синергия – взаимодействие воли человеческой и воли Божией – проходит через всю историю…
Подготовила Ксения МИРОНОВА
По материалам: https://pravenc.ru/text/468751.html; https://tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2010-god/arhimandrit-innokentii-prosvirnin.html и др. интернет-СМИ
Источник:
https://www.pkrest.ru/205/205-12.html
Молитвословия
Из службы в кн. «Службы Одесским святым» [8]:
Тропарь, глас 4
От ю́ных ле́т прилежа́ уче́нию благоче́стия и стра́ху Бо́жию,/ во благода́ти Христо́вой преуспева́я,/ стяжа́л еси́ слове́сная дарова́ния/ и яви́лся еси́ неутоми́мый пропове́дниче спасе́ния,/ ду́ши ве́рных озаря́я спаси́тельными смы́слы/ и приводя́ все́х ко исправле́нию./ Святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// да́ти на́м оставле́ние грехо́в и ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 3
Ю́га земли́ на́шея цве́те,/ Це́ркве Росси́йския украше́ние,/ Правосла́вия наста́вниче пресла́вный,/ защ’итниче и моли́твенниче Оте́чества усе́рдный,/ но́вый Ру́сский Златоу́сте,/ богому́дре святи́телю Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
С интернет-страницы «О Соборе Воронежских святых» [9]:
Ин тропарь, глас 4
Дне́сь гра́д Херсо́нский ра́дуется,/ весели́тся земля́ Таври́ческая,/ иму́ще моли́твенника святи́теля Христо́ва Инноке́нтия,/ па́стыря до́бра и пра́ведника изря́днаго,/ и́же Бо́жия Ма́тери о́браз Ка́сперовский просла́вил еси́,/ в кра́е новору́сстем ве́ру пра́вую утверди́л еси́./ Те́мже святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Литература
- Православная энциклопедия, т. 22, с. 686-707
- Погодин М. П., Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического
, М., 1867. - Буткевич Т. И., свящ., Иннокентий, архиепископ Херсонский
, СПб., 1887. - Заведеев П., История русского проповедничества
, Тула, 1879, 210. - Барсов Н. И., Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский, по новым материалам
, 1884. - Барсов Н. И., Материалы для биографии Иннокентия архиепископа Херсонского
, 2 т., 1887. - Тузов, Каталог
, 104-105. - Макарий, «Биографические записки об Иннокентии» в V томе Ученых зап. II отд. Акад. Наук
, XXXVIII-IV. - Архангельский Н., Иннокентий архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности
, Казань, 1889. - Полимпсестов И., Мои воспоминания
, СПБ, 1888. - Нилус Сергий, Служка Божией Матери и Серафимов
. - Савва, архиеп., Хроника моей жизни
, Серг. Посад, 1902, т. IV, с. 67, пр. 1, 261, 801; 1904, т. V, с. 12, 58, 110-704. - Толстой, Ю., № 293.
- Булгаков, 1397, 1403, 1416.
- Строев, П.,10, 20, 489, 733, 966.
- Родос, А., Слов. восп. СПБ Дух. Акад.
, 20. - Гатцук, Календарь на 1883 г.
, 131. - Денисов, 300, 788, 792, 794, 795, 796, 797, 888.
- Списки архиереев
, № 293. - Юбилейный сборник
, 17, 96, 249-252. - Письма Филарета митрополита Московского к высочайшим особам
, Тверь, 1888, ч. I, с. 128, пр. 1; ч. II, с. 36. - Историко-стат. описание Харьковской епархии
, отд. I, М., 1812, 27. - Летопись Е. А.
, 826, 827. - Киево-Златоверх. Михаилов монастырь
, Киев, 1889, 136. - «Афонская летопись», Душеполезные Собеседования
, 1898, октябрь, 303, 304. - Труды К. Д. А.
, 1884, июнь, 258; август, 583, 593; сентябрь, 132; 1885, июнь, 314; июль, 472; август, 671; сентябрь, 156, 311; 1886, январь, 119; февраль, 261; апрель, 603; май, 142; август, 640; сентябрь, 178; октябрь, 32; ноябрь, 542; декабрь, 732; 1888, ноябрь, 118-127; 1889, август, 632-646. - Изв. Казанской епархии
, 1887, № 17, 429; 1907, № 24, 721-722 п/стр.; 1903, № 3, 21; № 9, 652 п/стр. - Самарские епархиальные ведомости
, 1886, № 11, 226; № 12, 250; 1901, № 2, 99. - Православное Обозрение
, 1888, май, июнь, 498, 499. - Миссионерское Обозрение
, 1901, 146. - Странник
, 1887, май, 3; 1888, сентябрь, 113. - Христианское Чтение
, 1872, июнь, 183-229; 1884, январь-февраль, 188-220; март, апрель, 489; июль-август, 99-161; 1885, май-июнь, 732-740, 798. - Исторический Вестник
, 1884, февраль, 336, 342; ноябрь, 454; 1885, май, 3, 75; декабрь, 35; 1888, январь, 1; март, 726; ноябрь, 10; 1890, август, 408; 1895, февраль, 650; 1900, июнь, 795. - Русская Старина
, 1874, январь, 137, 138; 1876, октябрь, 309; 1878, февраль, 203 п/стр. 203; апрель, 547-549 п/стр. 552, 562; ноябрь, 373-376 п/стр., 396, 367-398; 1879, апрель, 651-708, 795; май, 189-204; июнь, 367-370; сентябрь, 137-150, 161, 350; 1880, январь, 112, 123, 126; февраль, 434; июнь, 225; ноябрь, 789; сентябрь, 215; 1881, июнь, 204, 205, 318; апрель, 781, 791, 794; октябрь, 346; ноябрь, 575-581; 1882, апрель, 187; 1883, июнь, 671, 673; июль, 191-194; 1886, январь, 183, 184; 1887, апрель, 139 п/стр. 1; 1910, июль, 86. - Православное Обозрение
, 1871, т. 3, I-XII, 614; 1872, т. 1, I-VI, 262. - Церковный Вестник
, 1891, № 25, 392; 1908, № 31, 970. - Душеполезное Чтение
, 1900, ч. 3, 4, 6, 607-623. - Воскресный день
, 1900, № 52, 618. - ЖМП
, 1945, № 4, 70; 1957, № 4, 61-67; 1958, № 2, 38; № 4, 29-31; № 9, 52, 54; 1959, № 4, 61, № 11, 39. - ЖПБ
, т. доп. II, 364-403, 1908, май, 241-257. - Приб. к Ц. В.
, 1889, № 17, 464 прим.; 1897, № 8, 299; 1900, № 31, 1223-1236; № 52, 2167-2173; № 50, 2072-2076; 1903, № 37, 1421. - Православный собеседник
, 1874, январь, 119; 1885, февраль, 201-214; 1897, июль, 6-13; 1898, май, 192; 1899, февраль, 334; апрель, 425-442; май, 701; 1902, сентябрь, 125, 312; 1913, апрель, 184. - Русский Паломник
, 1900, № 50, 842-844; 862-866. - Русский Инок
, 1911, февраль, вып. 4, 65; сентябрь вып. 41-42, 24; 1912, вып. 49, 46-51. - Русский Архив
, 1871, № 7 и N, 1136, 1307; 1887, кн. 3-я, 245, 246, 249, 282 п/стр. 2, 287, 362, 369, 374, 381 («Филарет архиепископ Черниговский»); 1888, кн. 2-я, 365 («Из записок сенатора К. Н. Лебедева» 1854); кн. 3-я, 592-597 («Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским»); 1889, кн. 1-я, 149, 521 («Из записок сенаторая К. Лебедва»); кн. 3-я, 425 («Из бумаги Н. П. Гилярова-Платонова»); 1893, кн. 1-я, 144 п/стр. 1, 216 п-с. 2, («Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву»); кн. 2-я, 177-182 («Несколько слов о преосвященном Иннокентии Херсонском»); 1895, кн. 2-я, № 6, 178; № 7, 277-278; 1897, кн. 2-я, 176, 596 («Записки графа М. Д. Бутурлина»); 1898, кн. 1-я, 303-304 («Два письма архимандрита Виталия к архимандриту Филадельфу Пузыне»); кн. 2-я стр. 116, 117, 121 («Граф Остен-Сакен — его письма»); 1899, кн. 1-я, 662 («Воспоминания Н. Д. Богатинова»); 1900, кн. 1-я, № 1, 25; 1903, кн. 1-я, № 2, 220, 246; № 3, 372; кн. 3-я, 91 («Дневник И. М. Снегирева»); 1904, кн. 2-я, № 5, 50; 1912, № 7, 444. - БЭЛ
, т. III, 713; т. V, 954; т. Х, 619. - БЭС
, т. I, 241, 944, 945; т. II, 2271, 2275. - БЭЮ
, т. Х, 723; т. XI, 162. - Н. Д., 17, 48, 71, 74.
- РБС
, т. VIII, 110-115.
Так себе предприниматель
«Двадцать с лишним лет я занимался стройкой, стремился приобрести иконы, киоты. Сейчас пришло время уединения»
Наталья Писклова – координатор Дома сестринского ухода святого Луки. Раньше она была «так себе предпринимателем» – продавала одежду на рынке.
– У предпринимателя главное выручка, а я за деньгами никогда не гналась.
О том, что можно прийти и помочь, я узнала еще в году 2008: увидела объявление в храме. Было желание, но мешало то одно, то другое. Решилась в 2013 году. Пришла в дом сестринского ухода – и осталась, чтобы помогать людям.
Кто-то ведь и мне помогал. Я была одна с ребенком (дочь родилась в 90-е), но чудесным образом находились люди, которые помогали мне. Давали вещи, помогали советом, поддерживали. Без них бы не справилась, – рассказывает Наталья.
Она координирует работу сестер милосердия. Дочка сначала восприняла все это скептически, но со временем поменяла точку зрения.
– Потом стала тоже помогать, была волонтерчиком – вместе мы вырезали звездочки на Рождество, например.
Отец Иннокентий – самый сложный пациент гемодиализного центра: абсолютно неходячий, с сопутствующими заболеваниями.
– Когда мы с ним только познакомились, отец Иннокентий лежал в больнице и ему уже ампутировали ногу, – рассказывает Наталья. – Он сказал, что ему нужно проходить гемодиализ три раза в неделю, спросил, сможем ли мы возить его. Мы с сестрами решили, что попробуем.
Литература[ | ]
- Шмидт С. О.
Памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина) // «Отечественные архивы», 1994. — № 6. — C. 117—120. - Иннокентий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2010. — Т. XXIII : «Иннокентий — Иоанн Влах». — С. 19-21. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
- Соломина О. Л.
Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и предпринятое им издание Русской Библии. - Овсянников В. П.
Слово памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина) // Богословский вестник: юбилейный выпуск. 2010. — № 11-12 — С. 963—981. - Цуриков А. А.
Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и изучение Афонского наследия в России // Богословский сборник Новосибирской православной духовной семинарии. 2021. — № 1 (11). — С. 41-44.
Публикации[ | ]
Статьи
- Праздник 20-летия Патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Журнал Московской Патриархии. М., 1965. — № 3. — С. 17-22 (в соавторстве с В. Бороздиновым и А. Осиповым).
- Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири (к 250-летию со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии, 1965. — № 6. — С. 73-77; Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири (к 250-летию со дня кончины) // Блаженны чистые сердцем: Сб. статей… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 168-170.
- Схиархимандрит Севастиан (Фомин) // Блаженны чистые сердцем: Сб. статей… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 373-375.
- Равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (к 1000-летию блаженной кончины) // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 111-117.
- Хранитель Церкви Русской (Прп. Сергий Радонежский) // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 125-128.
- Святитель Софроний, епископ Иркутский, всея Сибири чудотворец // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 171-189.
- Иеросхимонах Амвросий (Гренков) // Блаженны чистые сердцем: Сб. ст… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 225-241.
- Труды архимандрита Леонида /Кавелина/ (1822—1891) // Блаженны чистые сердцем: Сб. ст… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 242-270.
- Митрополит Макарий (Булгаков) и акад. Е. Е. Голубинский: (Из истории рус. церк.-ист. науки) // Блаженны чистые сердцем: Сб. статей… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 392-424.
- Афон и Русская Церковь // Блаженны чистые сердцем: Сб. статей… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 273-366.
- Преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский (к 550-летию со дня преставления) // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 133-142.
- Преподобный Савва Звенигородский (к 570-летию со дня преставления) // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 154-158.
- Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 159-167.
- Святитель Димитрий, митрополит Ростовский // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 190-206.
- Св. блгв. Даниил, вел. кн. Московский // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 118-124.
- Преподобный Александр Свирский // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 143-153.
- К юбилею Русской Церкви // Блаженны чистые сердцем. – М.: ИХТИОС, 2008. – С. 75-77.
- О творческом пути священника Павла Флоренского // Флоренский: Pro et contra. М., 2001. — С. 504—520;
- Памяти епископа Порфирия (К. А. Успенского), 1804—1885 // Блаженны чистые сердцем: Сб. статей… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 376-391.
- Русское старчество и Оптина пустынь // Тысячелетие крещения Руси: Материалы Международной церковной научной конференции «Богословие и духовность» (Москва, 11-18 мая 1987 г.). — М. : Московская Патриархия, 1989. — C. 212—219;
- 1000-летие русской книжности // Блаженны чистые сердцем: Сб. статей… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 78-86.
- Послесловие к очерку Б. Зайцева. АФОН // Блаженны чистые сердцем: Сб. статей… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 367-369.
Книги
- Россикон. Буклет (на англ. и рус. языках). М., 1984. Россикон // Блаженны чистые сердцем: Сб. статей… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 370.
- Печальник земли Русской: К 600-летию преставления прп. Сергия, игум. Радонежского, всея России чудотворца // Блаженны чистые сердцем: Сб. статей… – М. : ИХТИОС, 2008. – С. 129-132.