Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного


Преподобный Пимен Многоболезненный

Пимен Многоболезненный, Печерский
(+ ок. 1110), преподобный. Память 7 августа, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Ближних Пещер и в Соборе всех преподобных отцев Киево-Печерских.

Родился и вырос этот русский подвижник больным. Он долго просил родителей отнести его в Киево-Печерский монастырь. Когда они принесли сына в прославленную обитель, то стали просить в молитвах о его выздоровлении. Но сам страдалец, сознавая высокую ценность страданий, просил Господа о продолжении болезни, а также о пострижении его в иночество. И вот Ангелы в виде иноков совершили над ним чин пострижения. Некоторые из братии слышали звуки пения и, придя к преподобному Пимену, нашли его облаченным в монашеские одежды. В руке он держал горящую свечу, а постригальные волосы его оказались в раке преподобного Феодосия.

Много лет провел преподобный Пимен в тяжелой болезни, так что прислуживающие тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, но он терпел все с радостью. Жалея братию, преподобный Пимен исцелил одного такого же расслабленного брата, взяв с него слово служить больным до самой смерти. Раз брат обленился в служении, и его постигла прежняя болезнь. Преподобный Пимен вновь исцелил его с поучением, что больной и служащий больному получают равную награду.

Двадцать лет провел преподобный Пимен в тяжелом страдании. За три дня перед смертью, как и предсказывал раньше Ангел, он стал здоров. В церкви преподобный простился со всей братией и причастился Святых Таин. Затем, поклонившись гробу аввы Антония, преподобный Пимен указал место для своего погребения и сам отнес к нему заранее приготовленный гроб. Он указал там на погребенных друг против друга иноков и предрек, что братия найдет погребенного в схиме без нее, так как инок вел жизнь недостойную ее; тот же инок, что был погребен без схимы, облекся в нее по смерти, так как много желал этого при жизни и был достоин. После кончины преподобного братия убедилась в прозорливости его слов. В день преставления преподобного Пимена было явление трех огненных столпов над трапезою, перешедших на верх церкви. Подобное событие описано в летописи под 11 февраля 1110 года, почему и днем кончины преподобного Пимена предполагается день 11 февраля 1110 года.

Мощи преподобного Пимена почивают в Антониевой пещере.

Преподобный Пи́мен Печерский, Многоболезненный

Житие преподобного Пимена Печерского, Многоболезненного

Пре­по­доб­ный Пи­мен Мно­го­бо­лез­нен­ный (ХI в.) пу­тем тяж­кой бо­лез­ни до­стиг Цар­ствия Небес­но­го. Ро­дил­ся и вы­рос этот рус­ский по­движ­ник боль­ным. Он дол­го про­сил ро­ди­те­лей от­не­сти его в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь. Ко­гда они при­нес­ли сы­на в про­слав­лен­ную оби­тель, то ста­ли про­сить в мо­лит­вах о его вы­здо­ров­ле­нии. Но сам стра­да­лец, со­зна­вая вы­со­кую цен­ность стра­да­ний, про­сил Гос­по­да о про­дол­же­нии бо­лез­ни, а так­же о по­стри­же­нии его в ино­че­ство. И вот Ан­ге­лы в ви­де ино­ков со­вер­ши­ли над ним чин по­стри­же­ния. Неко­то­рые из бра­тии слы­ша­ли зву­ки пе­ния и, при­дя к пре­по­доб­но­му Пиме­ну, на­шли его об­ла­чен­ным в мо­на­ше­ские одеж­ды. В ру­ке он дер­жал го­ря­щую све­чу, а по­стри­галь­ные во­ло­сы его ока­за­лись в ра­ке пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. Мно­го лет про­вел пре­по­доб­ный Пи­мен в тя­же­лой бо­лез­ни, так что при­слу­жи­ва­ю­щие тя­го­ти­лись им и ча­сто остав­ля­ли без хле­ба и во­ды, но он тер­пел все с ра­до­стью. Жа­лея бра­тию, пре­по­доб­ный Пи­мен ис­це­лил од­но­го та­ко­го же рас­слаб­лен­но­го бра­та, взяв с него сло­во слу­жить боль­ным до са­мой смер­ти. Раз брат об­ле­нил­ся в слу­же­нии, и его по­стиг­ла преж­няя бо­лезнь. Пре­по­доб­ный Пи­мен вновь ис­це­лил его с по­уче­ни­ем, что боль­ной и слу­жа­щий боль­но­му по­лу­ча­ют рав­ную на­гра­ду. Два­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный Пи­мен в тя­же­лом стра­да­нии. За три дня пе­ред смер­тью, как и пред­ска­зы­вал рань­ше Ан­гел, он стал здо­ров. В церк­ви пре­по­доб­ный про­стил­ся со всей бра­ти­ей и при­ча­стил­ся Свя­тых Та­ин. За­тем, по­кло­нив­шись гро­бу ав­вы Ан­то­ния, пре­по­доб­ный Пи­мен ука­зал ме­сто для сво­е­го по­гре­бе­ния и сам от­нес к нему за­ра­нее при­го­тов­лен­ный гроб. Он ука­зал там на по­гре­бен­ных друг про­тив дру­га ино­ков и пред­рек, что бра­тия най­дет по­гре­бен­но­го в схи­ме без нее, так как инок вел жизнь недо­стой­ную ее; тот же инок, что был по­гре­бен без схи­мы, об­лек­ся в нее по смер­ти, так как мно­го же­лал это­го при жиз­ни и был до­сто­ин. По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го бра­тия убе­ди­лась в про­зор­ли­во­сти его слов. В день пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Пи­ме­на бы­ло яв­ле­ние трех ог­нен­ных стол­пов над тра­пе­зою, пе­ре­шед­ших на верх церк­ви. По­доб­ное со­бы­тие опи­са­но в ле­то­пи­си под 11 фев­ра­ля 1110 го­да (см. 5 ав­гу­ста па­мять свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста Чер­ни­гов­ско­го), по­че­му и днем кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Пи­ме­на пред­по­ла­га­ет­ся день 11 фев­ра­ля 1110 го­да.
Мо­щи пре­по­доб­но­го Пи­ме­на по­чи­ва­ют в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре.

Вто­рая па­мять свя­то­го празд­ну­ет­ся 28 сен­тяб­ря с Со­бо­ром пре­по­доб­ных Ближ­них пе­щер.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Пи­ме­на Мно­го­бо­лез­нен­но­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь, глас 5

Богоноснаго Антония смиренномудрием подражая, / терпением Иову подобяся, / не исцеления от болезни, но паче протяжения тоя / желал еси себе, терпеливодушне Пимене, / да не како, здрав быв / и от места сего родительми исторжен, / сожития преподобных и чина их лишишися, / тем паче надежды от самих Ангел пострижен был еси, / с нимиже моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

Долговременную болезнь благодарив претерпевшаго,/ приидите, сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго,/ иже бо иногда за смрад в болезни бе гнушаемь,/ сей ныне благоухание испущает/ с верою к раце мощей его приходящим/ и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих:/ прииди, Пимене, к нам, и ничтоже успеет враг на ны.

Память 20 августа

Блаженный Пимен родился на свет больным, больным и вырос, но эта телесная болезнь не дала в нем развиться душевной болезни. Он был чист от всякого порока и от утробы матери не познал скверного греха. Часто просил он родителей отдать его в монастырь, чтобы постричься в иноческий образ, но они, как чадолюбивые родители, желая по смерти своей иметь его наследником, препятствовали ему.

Однажды блаженный изнемог чрезвычайно, и не думали, что он будет жив. Тогда принужденные необходимостью родители принесли его в Печерский монастырь, прося живущих в нем преподобных отцов молиться о сыне их, чтоб исцелился он от недуга. Преподобные те отцы, потрудившись много в молитвах, ничем не облегчили больного, потому что сам он не просил себе у Господа здоровья, но, скорее, усиления болезни, чтобы, если выздоровеет, не быть взятым родителями из монастыря и не лишиться, чего желает.

Так как отец и мать его, не отходя от него, не позволяли ему постричься, блаженный был очень печален. И он начал прилежно молить Бога исполнить желание его, какими Сам Он знает путями. И вот, однажды ночью, когда родители его и слуги спали, вошли к нему светлые Ангелы, одни — в образе прекрасных юношей, другие же — в образе игумена и братии, неся в руках свечи, также Евангелие, власяницу, мантию, куколь и все, что нужно для пострижения, и сказали ему: «Хочешь ли, чтоб мы постригли тебя?» Блаженный же с радостью отвечал: «Да, хочу, Господь послал вас; прошу вас исполнить желание моего сердца». Они же стали предлагать вопросы, и все по порядку, как написано в уставе иноческого пострижения. И так постригли его в великий ангельский образ, облачив его в мантию и куколь, и нарекли его Пименом. Дав ему, по обычаю, горящую свечу, они сказали: «Сорок дней и ночей да не погаснет эта свеча». Они предсказали ему постоянные страдания от болезни и что получение здоровья будет знамением смерти. Совершив все, они дали ему целование и ушли в церковь, взяв в полотенце его волосы, которые положили на гроб преподобного Феодосия.

Братия же, находившаяся вблизи в своих келиях, слыша пение, разбудила других вокруг себя, думая, что игумен с некоторыми иноками постригает больного, или что он уже преставился. И все вместе, придя в ту келию, где лежал блаженный, они нашли там всех спящими, отца его и мать и рабов, которых они разбудили, и все исполнились благоухания. Больного же увидели полным радости и веселия и одетым в иноческую одежду. Братия спросила его: «Кем ты пострижен, и какое пение слышали мы здесь, которого не слыхали родители твои, бывшие здесь?» Больной отвечал: «Думаю, что игумен с братией пришел и постриг меня, и назвал меня Пименом. Они пели тем пением и голосами, которые вы слышали, и дали мне эту свечу, которую вы видите, говоря, что она будет гореть сорок дней и ночей. А с волосами моими, взяв их в полотенце, они пошли в церковь». Услыхав это, братия пошла сейчас к церкви и нашла ее запертой. Они разбудили пономарей и спросили их: «Входил ли кто в церковь после повечерней молитвы?» Им ответили: «Никто не входил, так как и ключи спрятаны у екклесиарха». Разбужен был и екклесиарх и, взяв ключи, потому что он их никому не давал и не входил в храм с тем сонмом, вступили в церковь и нашли на гробе преподобного Феодосия волосы, лежащие в полотенце, и тогда известили обо всем игумена.

Игумен же, сильно удивившись, начал всячески разыскивать, кто постриг блаженного Пимена, но не нашел. Только всем стало понятно, что то было дело Вышнего Промысла от Бога, через Его святых Ангелов. Игумен и братия подробно рассуждали о происшедшем чуде, вменится ли оно блаженному как пострижение по уставу; и так как у них было достаточное доказательство, то больше не совершали над ним пострижения, но сказали: «Довольно тебе, брат Пимен, чина, дарованного Богом и нареченного имени. Но скажи нам, — спросил его игумен, пришедший с книгами пострижения, — каковы были постригавшие тебя и не опустили ли чего, написанного в этих книгах?» Блаженный же Пимен сказал игумену: «Что искушаешь меня, отче? Ты сам, придя сюда со всей братией, совершил надо мной все то, что написано в этих книгах. Кроме того, сказал ты еще мне, что мне предстоит страдать в болезни всю жизнь, и, когда придет кончина моя, тогда будет подано мне здравие, так что своими руками можно мне будет нести мой смертный одр. Но моли обо мне, отче святой, чтобы подал мне Господь терпение». Услышав это, они оставили его.

Блаженный же Пимен, по предсказанию постригших его, лежал много лет в болезни очень тяжкой и отталкивающей, так что и служащие гнушались им и часто оставляли его в голоде и жажде на два или на три дня, он же с радостью терпел все и благодарил Бога за все.

Случилось однажды, что другой такой же больной принесен был в Печерский монастырь и пострижен. Братия же, назначенная для услужения больным, взяв его, принесла и его ко блаженному Пимену, чтоб им обоим служить вместе и равно. Но, небрежно относясь к этой службе, они забыли об обоих, так что больные изнемогли от неимения воды. Тогда блаженный Пимен сказал другому больному: «Брат, так как служащие гнушаются нами из-за смрада, бывающего от нас, то ты, если б Господь воздвиг тебя, захотел ли бы потрудиться в службе этой?» Больной же обещался блаженному: «До смерти моей с усердием я служил бы больным». Блаженный Пимен сказал ему: «Се, Господь снимает с тебя болезнь твою, и теперь, будучи здоров, исполни обет свой, служа мне и подобным мне; на тех же, кто нерадит о службе этой, Господь наведет лютую болезнь, чтобы они через это наказание спаслись». И тут же больной вдруг встал и начал служить ему, а на тех нерадивых, не хотевших служить больным, на всех, по слову блаженного, пал недуг.

Исцелившийся же от недуга брат немного ему послужил, но и он, наскучась смрадом, уклонился от Пимена и оставил его голодным и жаждущим, сам же пошел и лег в другой келии. И внезапно разгорелась в нем горячка и, не будучи в состоянии встать в продолжение трех дней, он не мог стерпеть жажды и стал вопить: «Смилуйтесь надо мной ради Господа, я умираю без воды». Услыхав эти крики, братия, находившаяся в другой келии, пришла к нему и, видя, что он страдает тяжким недугом, известила об этом преподобного Пимена словами: «Брат, служащий тебе, умирает». Блаженный же Пимен сказал: «Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7)»: он оставил меня в голоде и жажде и то же испытал сам, солгав Богу и презревши мою худость. Но так как нас учат не воздавать зла за зло, пойдите сказать ему: Пимен зовет тебя — встав, приди к нему». Когда же посланные сказали это ему, тогда больной вдруг стал здоровым и, встав, пришел сам к блаженному, и никто его не вел. Блаженный много наставлял его, говоря: «Маловерный, ты здоров теперь, больше не греши. Не знаешь ли, что равную мзду будут иметь больной и служащий ему, не пропадет бесследно терпение убогих, но кому скорбь и туга здесь, где недуг в малой степени, тем будет радость и веселие там, где нет болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. И потому, брат, я и терплю болезнь. Бог же, Который через меня исцелил тебя от недуга твоего, Тот может и меня воздвигнуть с этого одра и исцелить мою немощь, но я не хочу этого. Ибо «…претерпевший до конца (сказал Господь) спасется» (Мф. 10:22). Лучше мне в этой жизни всему сгнить, чтобы в той моя плоть была без тления, и здесь терпеть смрад, чтобы там исполниться неизреченного благоухания. Хорошо, брат, стояние в церкви, в светлом, чистом, пресвятом месте, где благоугодно и благоприятно воспевать песнь Богу с видимо присутствующими Ангельскими силами, ибо церковь называется земным небом, и стоящие в ней думают, что стоят на небесах. Что же представляет собой эта темная и смрадная горница? Не прежде ли суда — суд, и прежде бесконечной муки — мука? И кто терпит здесь с благодарением, праведно говорит: «Твердо уповал я на Господа, и Он услышал меня» (Пс. 39:2). Утешая таких людей, и Апостол сказал: «Если вы терпите наказания, то Бог поступает с вами, как с сынами… Если же остаетесь без наказания… то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:7-8). Ведь сам Господь увещевает нас, брат, говоря: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19)». Брат, наставленный такими мудрыми увещаниями блаженного, с тех пор неотступно служил ему.

Доблестный же страдалец и праведного Иова истинный подражатель, святой Пимен, беспрестанно благодаря Бога, лежал в страданиях своих двадцать лет.

Пришло время преставления его. И было знамение в Печерском монастыре: явилось три огненных столпа ночью над трапезой, поднимаясь на верх церкви. Господь ведает, что предсказывало то знамение, но истинно было то, что Тот, «Кто творит Ангелами Своими духов и служителями Своими огонь пылающий» (Пс. 103:4), уже прислал Ангелов Своих за душой Многоболезненного Пимена, как за Лазаревой (Лк. 16:22), ибо в тот день многоболезненный внезапно стал здоров и поведал, что, как предсказали постригавшие его, его исход приблизился. Встав, он обходил все келии, кланяясь всем и прося прощения.

Больным же братьям сказал: «Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня». И вдруг, по его слову, болезнь отступила от них, и они, выздоровев, пошли за ним. А он, войдя в церковь, причастился Божественных Таин и потом, взяв погребальный одр, понес его к пещере, в которой он никогда не был и которой никогда с рождения своего не видал. Войдя же в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония и показал место, на котором желал быть положенным.

Потом он открыл пречудную тайну, указав на гробы братьев, лежащих вблизи. «Здесь, — сказал он, — вы положили в этот год двух братьев — одного без схимы, а другого в схиме. Которого вы положили без схимы, того найдете в схиме; ибо он много раз хотел постричься в нее, но не позаботился о том, однако явил дела, достойные этого образа, и потому по смерти Господь даровал ему схиму. Другого же брата, которого вы положили в схиме, вы найдете без схимы. При жизни он не хотел ее и не показал дел достойных, но говорил так: «Если увидите меня отходящим из этой жизни и уже умирающим, тогда постригите меня в схиму». Не помнил он сказанного: «Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, ни все нисходящие в могилу, но мы (живые) будем благословлятъ Господа…» (Пс. 113:25-26). И потому отнята от него схимническая благодать и дана показавшему достойные дела, «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29). Третий брат положен здесь много лет назад, и он весь истлел, но схима его остается нетленною. Она сохраняется на обличение и осуждение ему, ибо он делал дела, недостойные схимнического образа. Потому что в лености и грешных делах провел всю свою жизнь, не поминая Того, Кто сказал: «Кому же дано будет много, много взыщется от него» (Лк. 12:48). И если его не избавит молитва преподобного Антония и Феодосия, не избежит он суда страшного Судии. Ибо пострижение схимническое не приносит никакой пользы таким людям, которые не имеют дел, избавляющих от мук».

Открыв эту тайну, преподобный отец наш Пимен сказал братии: «Вот пришли постригшие меня, желая взять меня». И после этих слов он возлег и уснул в Господе. Братия же с великой честью положила его в пещере на месте, им показанном.

Откопав гробы, тайну которых поведал преподобный, братья действительно нашли три гроба. Два из них принадлежали недавно умершим. Открыв раки, братья были изумлены точностью слов святого. Облеченный в схиму брат оказался без нее и, напротив, похороненный без схимы, был облачен в одеяния великого ангельского чина. Третьего же, давно умершего, нашли всего истлевшим, схима же его одна была цела. И много дивились неизреченному суду Божию, что он воздал каждому по делам его.

Печатный церковнославянский «Патерик» относит кончину святого Пимена к 1139 году, однако архиепископ Филарет (Гумилевский) считал эту дату неверной.

Мощи подвижника почивают в Ближних пещерах. На карте 1638 года упомянут «святой Пимин чудотворец».

Отдельно служба преподобному совершается 20 (7 по ст. ст.) августа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]