Прп. Макарий Оптинский |
Макарий (Иванов)
(1788 — 1860), иеросхимонах, Оптинский старец, преподобный Память 7 сентября, в Соборах преподобных Оптинских старцев, Брянских и Курских святых
В миру Иванов Михаил Николаевич, родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное».
После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье. Однако мирская жизнь его не интересовала.
В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, куда преподобный Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем.
Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому преподобный Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А.К. Толстой и А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь и А.Н. Муравьев.
Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к преподобному Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.
Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.
За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.
Скончался 7 сентября 1860 года, через час после принятия Христовых Таин.
СТАРЦЫ, КТО ОНИ? СХИАРХИМАНДРИТ МАКАРИЙ — Фильм 3. НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ. (Видео)
Схиархимандрит Макарий (Болотов), многим известен также по своему имени в малой схиме – отец Власий. Родился отец Макарий в 1932 г. в Воронежской области, в семье бывших дворян. Он происходил из великого для Русской Церкви рода Болотовых. Его родственниками были профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов – выдающийся русский богослов 19 в., а также первая настоятельница Шамордина, духовная дщерь оптинского старца Амвросия, схиигумения София; иконописец, написавший икону Божией Матери «Спорительница хлебов», также был родственником отца Макария. Батюшка много рассказывал своим духовным чадам о своем выдающемся роде. Недолгая жизнь о. Макария прошла в болезнях и гонениях.
Свою монашескую жизнь он начал в знаменитой Глинской Пустыни – духовной сестры Оптиной. Но вскоре Глинская Пустынь была закрыта и некоторые из братии, в том числе отец Макарий, перебрались в Почаев. В Почаеве он стал участником знаменитого Почаевского противостояния. Во времена хрущевских гонений большинство монастырей было закрыто. Пришло время и Почаевской лавры. Однако, только в этом монастыре, имеющем древние традиции борьбы с униатством и польскими гонениями, монахи неожиданно для антихристианской «оттепели» оказали сопротивление бесчинству властей. Закрыв ворота, они встали на оборону монастыря. Властям пришлось уступить, но «активисты» был подвергнуты репрессиям. Их либо выгнали (как отца Макария), либо разослали по другим монастырям. Отца Макария истязали, требуя оставить Почаевский монастырь и отречься от Христа. Видя непреклонность батюшки, разгневанный следователь выбросил его из окна второго этажа, затем выстрелил, но пуля отскочила от нательного креста и оторвала указательный палец стрелявшему. Кроме этого, отцу Макарию пришлось пережить следующее мучение: дело было зимой, в лютый мороз. Его более чем на сутки поставили в емкость с холодной водой, но произошло чудо, батюшка не замерз.
После Почаева о. Власий провел долгое время под духовным покровительством чудного старца, бывшего глинского монаха схимитрополита Зиновия (Мажуги) в Абхазии. Схимитрополит Зиновий стал истинным духовным наставником для отца Власия, он-то и постриг молодого еще монаха в великую схиму. Прозревая его путь долготерпения и страданий.
После смерти владыки Зиновия, отец Макарий перебрался в Воронежскую епархию, поближе к родным местам. Здесь его тоже ждали скорби и гонения. Однажды он был так зверски избит, что, с трудом выхоженный своими духовными дочерьми, как-будто воскрес из мертвых. Однако здоровье старца было окончательно подорвано. Отец Макарий вспоминал, что в молодости, помогая матери, он за день лопатой вскапывал огромный огород. В конце жизни старец постоянно болел, с трудом ходил.
Еще в юности, за долготерпение в страданиях отец Макарий сподобился дара прозорливости. Своей духовной матерью отец Макарий считал схимонахиню Серафиму (Белоусову) из Мичуринска Тамбовской области. Матушка Серафима задолго предсказывала молодому отцу Власию, что Оптина будет открыта, и он станет ее насельником, при этом добавила, что «если будет отец в святой обители, то будешь жить в монастыре, а если отчим – то глазам будет смотреть близко, а ногам ходить – склизко: ревность будет съедать их».
Отец Макарий приобрел заброшенный дом в Нижних Прысках (через реку Жиздру от Оптиной). Этот дом ранее принадлежал священнику Прысковского храма. Сам по себе этот дом был святыней. В свое время в нем неоднократно останавливались старец Амвросий Оптинский по дороге в Шамордино, по его благословению был вырыт колодец во дворе дома, а также сам император Николай II, посещавший Оптину. Господь избрал отца Макария стать хранителем не только этой, но и многих других вещей, некогда принадлежавших старцу Амвросию. Все они (ковшик, посошок и другие) были переданы отцом Макарием в Оптину после ее открытия.
Но и здесь враг рода человеческого не оставлял батюшку. «Блажени вы есте егда ижденут вы и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради», — заповедует Спаситель. И отцу Макарию полной чашей досталось вкусить и изгнание и «всяк зол глагол лжущий». Самого Спасителя иудеи обвиняли в том, что Он исцеляет силой вельзевула. Старца обвинили, что дары, данные ему Богом, — прелесть и колдовство. В Оптиной стала распространяться дурная слава о «впавшем в прелесть старце-колдуне». Старцу запретили появляться на территории Оптиной пустыни и Шамординского монастыря, и этот запрет он ни разу не нарушил, памятуя слова псалма: «Уйди от зла и сотвори благо». Вновь отцу Макарию пришлось переселиться в прысковский дом. Соблазнились о нем и многие из его духовных чад. Наиболее «старцепослушные» ездили на остров к отцу Николаю Гурьянову. «Можно пользоваться духовными советами отца Макария, — ответил отец Николай, — старца оболгали»!
Своих духовных чад батюшка поучал безропотно нести ношу, которую Господь дал. «Волю Божию надо исполнять не трясясь, и не боясь, чтобы мы были носителями воли Божией». «Главное, — говорил батюшка, — не быть отторгнутым от Господа, а от человека быть отторгнутым – это всё человеческое, всё земное. Люты страдания, да сладок рай». «Здесь временное, скоропреходящее ради вечной жизни претерпеть». К личным врагам отец Макарий призывал оказывать христианские чувства – молиться за них, не важно молятся ли они за нас или нет.
Постсоветское время принесло отцу Макарию не только оптинские скорби, но и великую духовную радость. Он смог несколько раз побывать на Святой Земле, в том числе у мощей святой великомученицы Елизаветы в Свято-Магдалиновской пустыни, одной из первых насельниц которой была прабабушка старца. Старец говорил, что «сейчас русские люди, Россия-матушка испытывают тягчайшие испытания, страдания, но мы не малодушествуем, а уповаем на Господа и ждем этой благодатной минуты, когда воспрянет Россия от сна духовного. Воскреснет Россия. Как говорили святые старцы, мы не доживем, а вы доживете. Уж такая радость будет!».
К старцу приезжали его духовные чада и всех встречал он с любовью. Каждому старцем подавалась не только духовная, но и физическая пища. Всех сажал он за стол и обильно кормил, сам прислуживая всем. Но болезни брали свое. Последнее время отец Макарий с трудом передвигался, принимал людей в основном лежа, а советы давал иногда лишь по телефону. Но духом был всегда бодр и радовался посылаемым скорбям. Отец Макарий часто повторял слова святых старцев: «Не унывайте, не скорбите, а боле молитесь, а когда будете молиться, то и в скорбях будете радоваться». Батюшка наставлял уповать всегда на волю Божию: «А что мне гориться (т.е. горевать)? В Небесной канцелярии всё принято за меня, готово – исполняется. А если я что терплю – через свои грехи, я грешный человек. Возьмите за грехи лучше здесь потерпеть, нежели там, в будущем веце».
26 мая, после продолжительной болезни схиархимандрит Макарий мирно скончался в ясном сознании в военном госпитале им. Вишневского в городе Красногорске. Перед кончиной он причастился Святых Христовых Таин. Старец смиренно просил у всех прощения и сам прощал всех. Батюшка повторял, что желал бы умереть, как и святитель Иоанн Златоуст, со словами «Слава Богу за всё». Старец погребен на кладбище в Нижних Прысках, и на его могиле многие получают благодатную помощь.
Да разве нам можно унывать? Пусть унывают магометане, пусть унывают католики, что они отступили от Истины все, а мы – Православные христиане, Кафолической Церкви, истинной, Соборной, апостольской, неповредимой и непогрешимой Церкви, мы – чада, — как мы должны радоваться! Как Господа должны благодарить! Я всегда на историю нашу гляжу, да думаю: если б не было святого князя Владимира, что б мы делали? – мы б в язычестве померли. А князь Владимир познал истинную Веру, и эту истинность насадил в народе своем. Какая ж у него была любовь – был язычник, многожёнец, а Господа как познал, как он Его полюбил, и Россия – матушка просветилась, освятилась, почему она – Святая Русь называется. Вся усеяна куполами храмов, святых обителей. А по вере в людях какая была простота! Ведь наши первые христиане, которые при князе Владимире крещение получили, ведь они все святые были – они крещение когда получили, они чистые как алмазики были, а мы сейчас обгадились страстями, пороками, да ещё недовольны на Господа, жизнью недовольны, сами не знаем – что мы делаем… вот будем молиться, вот будем просить Господа, — мы ясней тогда сами себя увидим.
Макарий Оптинский
Запись передачи от 20 сентября 2021 года.
Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» — www.tvnoginsk.ru
С
егодня память преп. Макария Оптинского (1860).
П
уть преподобного Макария к монашеству был простым и прямым. Он остался послушником в монастыре Площанской Пустыни, приехав туда паломником в возрасте всего 22 лет. Господь, по-видимому, с самого начала предназначил к иноческому пути его юную и чистую душу, и у него не было ни метаний, ни сомнений. Он как бы с младенчества к этому пути был предуготовлен.
П
осле прихода в монастырь, Михаил отказался в пользу братьев от своей доли наследства, попросив лишь построить часовню на могиле отца. В монастыре он нашёл отраду своей души.
В
1834 г. преп. Макарий переходит в Оптину пустыню и становится учеником и сотаинником старца Льва.
С
емь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. По сравнению с отцом Львом, отец Макарий был более мягкого склада души. Также он был исключительно скромный. Его чада свидетельствовали о нём: «Про него без колебаний можно сказать то же, что было сказано про соименного ему подвижника авву Макария Великого: «Он, как Бог, всех покрывает любовью». И сила этой любви настолько привлекала к нему сердца всех, что мы готовы были не отходить от него, чтобы всегда наслаждаться светлым его лицезрением и сладкою беседою богоглаголивых уст его».
В
месте с отцом Львом они «вынянчили» великого старца Амвросия. После смерти отца Льва вся тяжесть духовного руководства легла на отца Макария. Тихая радость о Господе никогда не покидала его. Господь даровал преподобному Макарию дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.
В
от каким его запомнили в то время его чада: «Старец был огромного роста, с лицом некрасивым, со следами оспы, но белым, светлым, взгляд был тих и полон смирения. Нрав его был чрезвычайно живой и подвижной. Память прекрасная: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека. Но косноязычие и нехватка дыхания при разговоре — смущало его всю жизнь. Одет был всегда бедно. Зато был прозорлив: первый раз видя человека, называл его иногда по имени, прежде чем тот представлялся. Отвечал иногда на письменные вопросы, прежде их получения, так что писавший получал ответ на письмо, час тому назад посланное».
П
исьма не сходили со стола его. Окончив утреннее скитское правило, он начинал писать, но двери кельи были отворены для всех приходящих, кроме того, время от времени возвещали, что просят его выйти к воротам. Старец выходил; возвратившись, опять принимался за перо. Письма старца заключают в себе наставление в спасительном пути, утешение в скорбях и решение недоумений в самых разнообразных духовных вопросах. Можно утвердительно сказать, что одними этими письмами старец оставил по себе вечную память!
П
реподобный Макарий возглавлял группу ученых и литераторов (монахов и мирских лиц), которые переводили, обрабатывали и перекладывали на литературный язык писания величайших аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника (в основном в переводах старца Паисия Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. Для этого дела старец жертвовал своим кратким отдыхом. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А. К. Толстой, И. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, А. Н. Муравьев.
З
а два года до своей кончины преподобный Макарий был пострижен в великую схиму без изменения имени. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.
М
ощи преподобного Макария Оптинского находятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни, рядом с мощами его наставника, духовного друга и сотаинника, преподобного Льва. Как и при жизни, преподобный Макарий слышит молитвы страждущих и помогает им своим молитвенным предстательством.
Х
рани всех Господь!
Источник:
Ежедневная телепрограмма «Церковный календарь»на МУП РТРП «Ногинск» от 20 сентября 2021 года
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Димитрий_Пермь
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Прп. Макария Оптинского (1860).
Михаил Николаевич Иванов — таково мирское имя преподобного Макария. Он родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное». После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье. Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, куда преподобный Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем. Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому преподобный Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А. К. Толстой и И. С. Хомяков, Н. В. Гоголь и А.Н. Муравьев. Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к преподобному Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему. За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их. 7/20 сентября 1860 года, через час после принятия Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.