Александр Михайлович очень долго не мог решиться на путь монашества
Александр Михайлович не забыл своего обещания. Он просто не мог решиться на столь серьёзный поступок. Совесть напоминала о себе.
Несмотря на остроумие, живость и веселье, успешный преподаватель испытывать тоску и угрызения совести. Он будто чего-то ожидал, некого знака. И тот, наконец-то, появился.
Однажды Александр Михайлович гулял по лесу. Там протекал ручей, и в его журчании ясно слышалось: «Хвалите Бога, любите Бога».
Преподобный Амвросий Оптинский
Но даже такое событие не смогло подтолкнуть Александра Михайловича к решительному действию. Впоследствии он называл себя уступчивым человеком.
Видимо, уступал и своим слабостям. Поэтому, порой, полезно читать житие того или иного святого: узнаёшь много трудностей, которые подстерегают верующего на духовном пути.
За помощью Александр Михайлович обратился к старцу Иллариону — известному местному подвижнику. Тот настоятельно посоветовал идти в Оптину Пустынь. Этого-то то твёрдого руководства и не доставало! В 1839 году Александр Михайловича приняли в монастыре.
Александр Михайлович тайно сбежал в Оптинскую Пустынь.
Затем выяснилось, что Александр Михайлович так торопился туда, что сбежал тайно, даже не поставив в известность руководство Липецкого училища. Но, в конце концов, с ситуацией разобрались.
В Оптинской Пустыни отец Амвросий так часто страдал от множества недугов, что его вывели за штат
Александр Михайлович помогал на хлебне, потом на кухне, был помощником у старца Льва, а затем постригся в монахи и получил имя Амвросий, впоследствии стал иеромонахом. Он пригодился в издательском деле, так как знал пять языков.
Но очередной раз отец Амвросий столкнулся с сильной болезнью. Но этот опыт он счёл для себя благоприятным. Слишком живой и деятельный, он нуждался в чём-то, что могло его немного затормозить. Он рассуждал следующим образом:
«Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!»
Амвросий
преподобный
Болезнь, о которой идёт речь, — это простуда с осложнением на внутренние органы. Но это далеко не единственная проблема со здоровьем, с которой он сталкивался. У отца Амвросия постоянно возникали недуги: то гастрит, то рвота, то лихорадка.
Неправильное лечение вывиха руки привело к ещё большим осложнениям. Иеромонах не вставал с постели. Его постригли в великую схиму, а потом вывели за штат на иждивение монастыря.
Отец Амвросий встал на путь старчества, принимал людей, благословлял и давал советы
7 сентября 1860 года отец Амвросий решил унаследовать труд старчества, которым занимался отец Макарий, — его духовный наставник в монастыре.
Ежедневно отец Амвросий жил по такому расписанию:
- 4:00/5:00 — подъём;
- До 9:00 — чтение утреннего правила;
- С 9:00 — приём монашествующих и мирян;
- 14:00 — обед и часа полтора отдыха;
- Следом вечерня и приём до 23:00. Завершался день чтением вечернего правила.
Посещали отца Амвросия самые разные люди. Были среди них и знаменитости. Например, Лев Толстой, который так отозвался о старце:
«Этот отец Амвросий
совсем святой человек.
Поговорил с ним, и как-то легко
и отрадно стало у меня на душе.
Вот когда с таким человеком говоришь,
то чувствуешь близость Бога».
Лев Толстой
писатель
Это весьма примечательный отзыв, ведь Лев Толстой без симпатии относился к христианству и предпочёл ему восточные религиозные традиции, так что отец Амвросий действительно произвёл на писателя положительное впечатление.
Амвросий Оптинский
А очереди за советом и благословением старца не иссякали.
Хотя недуги не оставили отца Амвросия, он учился с ними уживаться. Зимой не показывался на улице, болезни облегчал молебном и акафистом. Однажды его состояние улучшила икона Казанской Божьей Матери.
Недуги мучили отца Амвросия всю жизнь.
В 1870 получил золотой наперсный крест.
Иеросхимонах Амвросий Оптинский скончался 10 октября 1891 года. В 1891 году причислен к лику святых.
Мощи преподобного обрели 27 июня. День памяти старца — 23 октября.
Оптина Пустынь
180. НЕ УНЫВАТЬ В СКОРБИ И НЕ ЗАБЫВАТЬ О ПИЩЕ
Мужайся о Господе и да крепится сердце твое в постигшем искушении обитель вашу.
Читаем в псалмах: мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна. Знаю, что ты от всего сердца любишь закон Божий. Поэтому крепись и мужайся против случившегося соблазна в обители. Правда, что нелегко понести подобный соблазн, как говорит о сем и святой апостол Павел: кто соблазняется и Аз не разжизаюся. Хотя и трудно переносить подобные обстоятельства, но малодушествовать ни в каком случае не следует. Помню, что тебе послана была мною книга писем Иоанна Златоуста к блаженной Олимпиаде. Из этих писем видно, какой соблазн происходил в Константинопольской Церкви во время гонения Иоанна Златоуста. Как много было тогда соблазнившихся и повредившихся душевно, но, несмотря на это, святитель Златоуст убеждал блаженную Олимпиаду не малодушествовать и не печалиться паче меры. А я слышу, что ты настолько предалась и предаешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой стал ссыхаться. Это неблагоразумно и несогласно с волей Божией, предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апостольскую заповедь: радоваться в различных искушениях, как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла. Всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите. Сия бо есть воля Божия. И нам следует придерживаться воли Божией, а противное отвергать и не предаваться оному. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святаго и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная. А ты уже пресытилась печалью, пора и отложить оную, и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает велия тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного.
Если бы было мне возможно, немедленно отправился бы в N и насильно заставил бы тебя есть и пить. Но слабость не допускает меня. И это письмо диктую тебе, сидя на кровати, потому что ноги мои почти не терпят никакой обуви. А приходящие с открытого воздуха производят насморк, приносимый холодом. Но ты, по крайней мере, послушайся моего грешного посланного совета. Как получишь это письмо, садись и ешь селедку, или икру с очищенными солеными огурцами, и запивай квасом или пивом; также не мешало бы подбодрить пустой и тощий желудок и виноградным, как советовал святой апостол Павел слабому желудком Тимофею. Время всякой вещи, как говорит премудрый Сирах. Болящему и скорбящему неблаговременно и неуместно поститься. Повторяю, как получишь это письмо, немедленно вели Е. подавать тебе все по-предписанному. Жаль, что издалека не могу угостить тебя по-лесному, а то было бы это благовременно. Я уже писал тебе, что и в старой Тихоновой обители было подобное искушение, но настоятель принял оное благодушно и с мужеством, и дело, по времени, помощью Божиею, хотя не вдруг, а уровнялось и пошло по-прежнему. Будем надеяться и ожидать хорошего исхода относительно и обители N, а также относительно и собственного душевного положения и расположения, по псаломскому слову святого Давида, взывавшего ко Господу: По множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19).
Господи, заступи, спаси и помилуй, и сохрани нас Твоею благодатию.
Приписка отца Амвросия: Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят, слушай, а что подают, кушай, особенно теперь понуждайся покушать, а то вредно.
К содержанию
181. УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ
Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем… И хорошо сделала. Елей означает милость. Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его; и несть лишения боящимся Его; и паки: многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь (Пс. 33: 20). Правда, нелегко перенести, когда, по псаломскому слову, человек мира моего, на него же уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание… И в другом месте, яко аще бы враг поносил ми, претерпех убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречивал, укрылбыхся от него. Ты же, человече равнодушие и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением, — и что твориши, забывая сказанное в Писании: обратится болезнь его на главу его; и паки: воздастся комуждо по делом его; и паки: несть тайна, яже не открыется. Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы.
Но, боголюбивая сестра, кто как хочет, а мы да изволяем благое, моляся псаломским словом благонадежно Господеви: Скорби сердца моего умножишася… и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко уповах на Тя, Господи (Пс. 24: 17-20). При этом полезно поминать и незлобие Самого Господа, как Он молился о распинателях Своих: Отче! Отпусти им грех их: не ведят бо что творят (Лк. 23: 34). Если и мы так будем поступать, то получим и в скорбях отраду душевную, как свидетельствует псаломское слово: По множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19). Еже буди получити нам неизреченным милосердием Божием.
Очень желаю, чтобы письмо мое застало тебя оправившеюся от болезни и умиренную в духе.
К содержанию
182. НАЗИДАНИЯ СЫПЛЮТСЯ НА НАС СО ВСЕХ СТОРОН, ТОЛЬКО НАДО НЕ ОТВЕРГАТЬ ИХ
Встретив праздник Рождества Христова, поздравляю тебя с Новым годом. Сердечно желаю тебе всего нового, хорошего, полезного и душеполезного, назидательного и спасительного. Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно, или хоть терпеливо переносить. Нездоровится нам телесно; ободряет нас святой апостол Павел, глаголя (2 Кор. 4: 16): аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни. Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем Евангельские слова Самого Господа: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5: 11). Возрадуйтеся в той день и взыграйте, яко мзда ваша многа на небеси, и мзда вечная. На земле же все временно, и кратковременно, и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное.
Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать апостольское слово: вcu… хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3: 12).
Правда, что неприятно и прискорбно видеть неожиданно случившееся расстройство в обители вашей. Но если сравнить это расстройство ваше с тем сильным расстройством, какое было в Константинополе во время гонения на святого Иоанна Златоуста, когда святая Олимпиада терялась в недоумениях, то при таком сравнении расстройство N против Константинопольского окажется очень маловажным. При таком сравнении есть для нас и утешительная мысль: святой Златоуст получил свою великую мзду от Бога, а святая Олимпиада не только успокоилась от своих недоумений, но и возрадовалась, и не перестает радоваться радостью неизглаголанной.
Понудимся и мы потерпеть болезненное и прискорбное. Есть старинная пословица: стерпится слюбится. А дело обители вашей силен Господь привести в должный порядок.
Я владыку вашего поздравляю с праздником и просил его, чтобы он ложные доносы принимал с рассмотрением, не доверял бы клеветам. Самое дело вернее слов.
К содержанию
183. НЕ ДОЛЖНО БЕЖАТЬ ОТ НАСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТОБЫ НЕ ОКАЗАТЬСЯ ПОДОБНЫМ ИОНЕ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ БЕЖАТЬ В ФАРСИС, А ПОПАЛ ВО ЧРЕВО КИТОВО
Мир тебе, и Божие благословение, и всякое утверждение в истине. N от твоего имени пишет, что ты написала было прошение об увольнении тебя от начальства. Но невидимка опрокинула стаканчик лампадки и залила маслом это прошение. Так дело это и осталось.
Знаю сестра, что тебе очень трудно — и от обстоятельств, и от резких и неуместных выходок, которые сильно влияют на слабые твои нервы, и потому ты все хочешь подражать пророку Ионе, который от Лица Божия побежал в Фарсис, да попал во чрево китово. Также помни, что и на берегу безмолвия ранний червь может подтачивать тыкву твою, а зной огненных стрел вражиих опалять главу. От Лица Божия никуда не можем уйти. Всякому христианину назначается свой крест, и указуется свой путь, и в Евангельском учении проповедуется, что послушание есть главная добродетель христианская. И настоятельство есть также послушание. Святой апостол Павел пишет и о Спасителе, что Он был послушлив до смерти, смерти же крестныя. А вообще ко всем нам апостол Петр глаголет (1 Пет. 1: 13-14): возлюбленнии… яко чада послушания… трезвящеся, совершение уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении. И Сам Господь во Евангелии глаголет (Ин. 6: 38): не приидох да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца, и к верховному апостолу рек: Петре! Любиши ли Мя паче сих?..
Паси агнцы Моя (Ин. 21: 15). Из этих слов сама ты, сестра, можешь понимать, чем более может выражаться любовь ко Христу. Поэтому не уклоняйся от возложенной на тебя трудной обязанности заботиться о юных сестрах, об их устроении и спасении, поминая сказанное слово: болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 13). И апостол пишет: кийждо примет мзду по своему труду. Силен Господь укрепить слабые твои нервы, а за резкие и неуместные выходки смирить виновного в свое время. Также, если воля Божия будет, то и безмолвие, в свое время, подастся желающим. Выше воли Божией нет ничего, и послушание паче жертвы; послушание — паче поста и молитвы. Всем назначено послушание — и младшим и старшим. Послушание для всех полезно и спасительно. (Конец утрачен.)
К содержанию
184. ДОЛЖНО ПОМНИТЬ СЛОВА: ВСЯ ЖЕ ХОТЯЩИЙ БЛАГОЧЕСТНО ЖИТИ… ГОНИМИ БУДУТ
Мужайся, и да крепится сердце твое. Если решились мы для спасения души своей идти путем благочестия, то да не забываем апостольских слов: ecu же хотящий благочестно жити… гоними будут (2 Тим. 3: 12), если не по-древнему, различными муками, то по-новому, различным поношением. Но чтобы мы в этом не малодушествовали, Сам Господь подкрепляет и утешает нас, глаголя во Евангелии: Блажени будете, егда поносят вам… и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5: 11-12).
Если же еще, по немощи нашей, не можем при поношении радоваться, то, по крайней мере, да не скорбим паче меры. Если же от слабости нервов не можем побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Если же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу, и да смирим себя пред Богом и людьми, и покаемся. Познание своей немощи и смирение — тверже всякой иной добродетели.
Святой апостол Павел пишет о себе так: За премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти (2 Кор. 12: 7). Александр ковач много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий.
Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобной женщиной топить городскую баню, и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в продолжение десяти лет и более. Зная и памятуя это, и мы да подклоняем или преклоняем выю нашу, когда возлагается на нас тягота скорбных обстоятельств, или поношения, или какого стеснения, имея надежду, что впоследствии выйдет что-либо полезное для тех, о ком поручено нам заботиться в духовном и внешнем отношении. Дивны дела Господни и неизследимы путие Его. Не напрасно и не вотще взывал святой Давид ко Господу: По множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19). Да веруем и да надеемся мы, что за понесенные скорби силен Господь утешить и нас, каждого в свое время и по устроению каждого. Преподобный Петр Дамаскин пишет: «Великий дар Божий открывается и в том, что Господь ищет спасения нашего и устрояет оное всеми способами».
Молись о мне, грешном, глаголющем и не творящем.
К содержанию
185. ПРИВЕТСТВИЕ С НОВЫМ ГОДОМ
Вступив в Новый год, благожелательно приветствую тебя со всем новым, хорошим и успокоительным, против того, что было в прошлом году.
Владыку вашего я поздравлял с праздником и Новым годом, объясняя нечто и о общине N. В ответ от него получил следующее: «Со своей стороны, при помощи от Господа, постараюсь водворить мир в среде сестер и должное повиновение начальнице».
Поздравляю тебя с приближающимся днем рясофорного твоего пострижения и сердечно желаю тебе подражать Той, о Нейже сказано в псалмах (Пс. 44: 10): в ризах позлащенных одеяна и преукрашена, и Которой теперь Церковь воспевает присно: «Радуйся, Благодатная!» Прежде же было сказано: Тебе же Самой душу пройдет оружие (Лк. 2: 35). А апостол пишет (Евр. 2: 18): Сам искушен быв, может и искушаемым помощи. Сама Владычица наша, Пресвятая Дева Богородица, столько испытала скорбей, болезней сердечных, как никто другой, и теперь помогает всем скорбящим, прибегающим к Ней[9].
На этих днях мне прихворнулось паче обычного. От приходящих простудил лицо, в испарине. Простуда перешла на больную внутренность и сделалось вроде желудочной лихорадки, и теперь еще не совсем прошло, а приходящие и приезжающие требуют свое: можно-не можно — принимай. Не примешь — на душе непокойно. Вот тут и разумевай, пожалуй и недоумевай, только поведенное твори. Но не всякий может, как Архангел Гавриил, поведенное в разуме прием.
Приветствую о Господе всех N чудотвориц.
Мир тебе! И молись о мне, грешном.
К содержанию
186. НАСТАВЛЕНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ
…Слышу, что ты желала бы слышать от меня что-либо человеческое, а тексты Священного Писания сама знаешь.
Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугуюший телом и душой. Пожалуй, по желанию твоему, слушай. Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает. Если бы не хмель — не мороз, то он и дуб перерос. В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло — и хорошо очищенное и хорошо соблюденное. За битого двух небитых дают, да еще не берут. Чего недосмотришь, карманом доплотишь. Что стерпится, то после слюбится. Адамовы лета с начала света. Сделал Адам ошибку и пришлось ему после много потерпеть; так бывает и со всеми, делающими ошибки. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные. Вот я тебе наговорил целую кучу человеческих слов, не знаю, выберешь ли ты из них что-либо для себя толковое и пригодное к делу. (Окончание не доставлено.)
К содержанию
187. БЕЗ СКОРБЕЙ НИКТО НЕ ПРЕБЫВАЕТ, А ОСОБЕННО В НАСТОЯТЕЛЬСТВЕ
Поздравляю тебя со всерадостным праздником Воскресения Христова. По милосердию Воскресшего Господа духовной радостью да растворяются и в продолжение целого года имеющие быть тебе скорби и неприятности, особенно настоятельские. Совсем без скорбей и простые люди, и простые послушники и послушницы не пребывают; кольми паче послушание настоятельское сопряжено со многими скорбными неудобствами. Ты хочешь сделать так, а выходит, попущением Божиим, иначе. А Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию нашего терпения и смирения и покорности воле Божией, потому что без сих трех ничего мы полезного и душеспасительного не приобретем. Правда, что тяжело бороться с немощами человеческими, и терпеть недостатки окружающих нас; но зато понесением такой тяготы доказывается исполнение закона Божия, как свидетельствует апостол; друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов…
О здоровье своем не знаю как и сказать тебе. Писал тебе о тяготах. И я, особенно последние три недели, чувствую какую-то тяготу в теле, так что по утрам с трудом разламываюсь, чтобы взяться за обычное многоглаголание с посетителями; и потом так наглаголешься, что едва добредешь до кровати, в час или более. Вот ты суди и рассуди прю мою с человеки праведными и неправедными. На лбу ни у кого не написано, кто он таков, а говорит, что ему потолковать нужно, и не хочет знать, что мне недосужно. Да и от немощи и усталости это очень натужно. Есть пословица: «Как не кинь, все выходит клин». Не принимать нельзя, а всех принять нет возможности, и сил недостает.
По пасхальному приветствую N многовещанную и мать казначею, иногда аки рыбу безгласную, а иногда поющую и возвышающую глас. По праздничному приветствую и всех жительниц N. Есть нескладная пословица: «Гусь да гагара — неладная пара, а часто в озере вместе плавают». Есть и другая пословица: «Нескладно, да ладно».
(Приписка отца Амвросия:) хоть — так — да ладно да будет! Многогрешный иеросхимонах Амвросий.
К содержанию
188. О СМЕРТИ МОНАХИНИ ЛАДЫЖЕНСКОЙ И О СВОИХ ЗАБОТАХ
И недосужно мне, и не совсем здоровится, а спешу уведомить тебя о смерти Б., швеи-монахини Евдокии А.Ладыженской. Вчера, 21 мая, в 6 часов вечера мирно скончалась, без особенных страданий, от чахотки, которая началась еще в феврале месяце. Несмотря на болезнь ее, Евдокия усердно занималась вышиванием ризы: за ее усердие и вы поминайте усердно душу покойной.
В настоящее время в Оптине уже несколько дней находится N, настоятельница с двумя сестрами. С собой привезли и Саратовскую монахиню А. Народное стечение и приезд многих мешает скоро отпустить их. Также мешает и переменчивая у нас погода: то очень тепло, то вдруг очень холодно, а через это я и подхватываю простуды. Но никто не хочет и слушать, что мне нездоровится. А почти все толкуют, почему их не принимаю скоро. Вот тут и управляйся — как хочешь и как знаешь. Не раз и вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». А пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.
Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет уныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров». Хотел назвать дубиной, да не сумел.
К содержанию
189. О ТОМ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ НЕ ВСЕ ИДУТ В МОНАШЕСТВО ПО ПРИЗВАНИЮ
Слышу, что ты скорбишь о том, что из сестер, живущих в общине вашей, мало оказывается таких, которые поступили в обитель по призванию, а большая часть поступивших — или из-за стесненных обстоятельств родителей, или по другим причинам.
А в Евангелии читаем, что и из званых мало обретается избранных, то есть имеющих настоящее благое произволение к благочестивой жизни, как сказано (Мф. 20: 16): мнози бо суть звони, мало же избранных. Но, несмотря на это, Господь ободряет нас, глаголя: Ее бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш (Небесный) дати вам Царство (Лк. 12: 32); и повелевает не восторгать прежде времени плевелы среди пшеницы, а оставлять обоя расти до жатвы, когда пшеницу соберут в житницу, а плевелы предадут огню неугасающему. Иное дело, когда сами плевельные сестры ушли из обители, о чем читаем свидетельство апостольское: неверный, аще отлучается, да разлучится.
Также слышу, что нога твоя по-прежнему разболелась и не дает тебе покоя. Недавно я раскрыл «Добротолюбие», и открылась 94-я глава блаженного Диодоха, в которой он толкует слова апостола: Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. 12: 9). Под немощами апостол разумеет возстание врагов Креста Христова, из-за которого тогдашние святые много терпели бедствий и скорбей, и выставляет апостол причину, — да не превозносятся превосхождением откровений, но паче да пребывают во смирении частых ради уничижений. Ныне же понеже мир Церквам множится о Господе, под немощами должно разуметь лукавые помыслы вражеские и телесные подстрекательства, или недуги и болезни, которыми должны искушаться подвижники благочестия. В притчах сказано: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12: 6). Подобает убо со благодарением терпети совет Господень; тогда бо нам вместо второго мучения вменяются частые недуги, и брань к бесовидным помыслам. Как тогда наводил, так и ныне враг наводит исповедникам благочестия различные страдания со многими досаждениями и уничижениями, да и на них исполнится псаломское слово: Терпя потерпех Господа, и внят ми (Пс. 39: 2).
Все это пишу я тебе, во-первых, для того, чтобы ты не думала теперь оставлять порученное тебе дело, а при болезни и сопротивлении непокорных занималась устроением новой обители, — да получишь многую и великую мзду от Господа, как свидетельствует слово Божие: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши. И паки: болши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 13).
Во-вторых, для того, чтобы ты проходила свое послушание без скуки и отягощения или отвращения, памятуй апостольское слово: ко всем долготерпите, всегда радуйтесь.
К содержанию
Изречения старца Амвросия полезны для верующих, их издают в книгах
Даже краткое житие Амвросия Оптинского не может обойтись без упоминания о его духовных наставлениях. Высказывания Оптинских Старцев всегда особенно ценились в православии.
Преподобный Амвросий Отпинский оставил для потомков немало информации о духовном пути человека. Вот несколько книг, посвящённых этому наследию:
Собрание Писем Оптинского старца Амвросия.
В книге собраны духовные наставления Амвросия Оптинского мирянам и монашествующим. Например, вот одно из изречений:
«Собрание Писем Оптинского старца Амвросия» Купить на ПСАЛОЛМ.РУ
«Тебя беспокоит слабое здоровье N, и боишься, как бы она скоро не умерла. Милостив Господь!
В монастыре болящие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу.
В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову.
А то, при полном здоровье, особенно молодым, какая и какая пустошь не приходит в голову.
Враг, чтобы выманить их из монастыря, обещает им почти все царство земное, и всякие блага, и всякие удовольствия, и то, чего и написать неудобно. А на самом деле, если послушают, награждает противным.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что мир обещает злато, а дарует блато».
Молитвенное правило Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений.
Изречения старца дают понять, что он прекрасно знал, какая молитва, в чём помогает. Он составил собственное молитвенное правило, чтобы укрепить дух человека. Цитата:
«Молитвенное правило Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений» Купить на Православное слово на Пятницкой
«Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских.
Сказано в псалмах: «Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век «.
Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й.
Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением.
А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывай 101-й псалом».
Житие и духовные наставления св. прп. Амвросия Оптинского
Псалом Давиду, внегда́ отбега́ше от лица Авессало́ма, сына своего, 3.
Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ моей: несть спасе́ния ему в Бо́зе его. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, слава моя и вознося́й главу́ мою. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Господь засту́пит мя. Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зубы гре́шников сокруши́л еси. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твоих благослове́ние Твое.
В конец, в песнех разума Давиду. Внегда приити́ Зифе́ем и рещи́ Сау́лови: не се ли Давид скры́ся в нас? 53.
Боже, во имя Твое спаси́ мя и в силе Твоей суди́ ми. Боже, услы́ши молитву мою, внуши глаго́лы уст моих. Яко чу́ждии воста́ша на мя, и кре́пцыи взыска́ша ду́шу мою, и не предложи́ша Бога пред собо́ю. Се бо Бог помогает ми, и Господь Засту́пник души моей. Отврати́т злая врагом моим, и́стиною Твоею потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе, испове́мся и́мени Твоему, Господи, я́ко бла́го, яко от вся́кия печали изба́вил мя еси, и на враги моя воззре́ о́ко мое.
В конец, да не растли́ши, Давиду в столпописа́ние, внегда́ посла́ Саул, и стреже́ дом его, е́же умертви́ти его, 58.
Изми́ мя от враг моих, Боже, и от востаю́щих на мя изба́ви мя. Изба́ви мя от де́лающих беззако́ние и от муж крове́й спаси́ мя. Яко се улови́ша ду́шу мою, нападо́ша на мя кре́пцыи, ниже́ беззако́ние мое, ниже́ грех мой, Господи. Без беззако́ния теко́х и испра́вих, воста́ни в сре́тение мое и виждь. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми́ посети́ти вся язы́ки, да не уще́дриши вся де́лающыя беззако́ние. Возвратя́тся на вечер и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град. Се ти́и отвеща́ют усты́ своими, и мечь во устна́х их, я́ко кто слы́ша? И Ты, Господи, посмее́шися им, уничижи́ши вся язы́ки. Держа́ву мою к Тебе сохраню́, я́ко Ты, Боже, Засту́пник мой еси. Бог мой, милость Его предвари́т мя, Бог мой, яви́т мне на вразе́х моих. Не уби́й их, да не когда́ забу́дут зако́н Твой, расточи я́ силою Твое́ю, и низведи́ я́, Защи́тниче мой, Господи. Грех уст их, сло́во усте́н их, и я́ти да бу́дут в горды́ни своей, и от кля́твы и лжи возвестя́тся в кончи́не. Во гневе кончи́ны, и не бу́дут: и уве́дят, я́ко Бог влады́чествует Иа́ковом и концы́ земли́. Возвратя́тся на вечер, и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град. Ти́и разы́дутся я́сти. Аще ли же не насы́тятся, и поро́пщут. Аз же воспою́ си́лу Твою и возра́дуюся зау́тра о ми́лости Твоей, я́ко был еси Засту́пник мой и Прибе́жище мое в день ско́рби моея́. Помо́щник мой еси, Тебе пою: я́ко Бог Заступник мой еси́, Боже мой, ми́лость моя.
Псалом Давиду, егда́ гоня́ше его Авессало́м, сын его, 142.
Господи, услы́ши моли́тву мою, внуши́ моле́ние мое во и́стине Твоей, услы́ши мя в пра́вде Твоей: и не вни́ди в суд с рабо́м Твоим, яко не оправди́тся пред Тобою всяк живый. Яко погна́ враг ду́шу мою, смири́л есть в зе́млю живо́т мой, посади́л мя есть в те́мных, яко ме́ртвыя века. И уны́ во мне дух мой, во мне смяте́ся се́рдце мое. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твоих, в творе́ниих руку́ Твоею поуча́хся. Возде́х к Тебе ру́це мои, душа́ моя, яко земля́ безво́дная Тебе. Ско́ро услы́ши мя, Господи, исчезе́ дух мой, не отврати́ лица Твоего от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою, яко на Тя упова́х. Скажи́ мне, Господи, путь, во́ньже пойду́, яко к Тебе взях ду́шу мою. Изми́ мя от враг мои́х, Господи, к Тебе прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву. Имене Твоего ра́ди, Господи, живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою. И ми́лостию Твоею потреби́ши враги́ моя и погуби́ши вся стужа́ющыя души́ моей, яко аз раб Твой есмь.
Моли́тва ни́щаго, егда́ уны́ет, и пред Господем пролие́т моле́ние свое, 101.
Господи, услы́ши моли́тву мою, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет. Не отврати́ лица́ Твоего от мене́: во́ньже а́ще день скорблю́, приклони́ ко мне у́хо Твое: во́ньже а́ще день призову́ Тя, ско́ро услы́ши мя. Яко исчезо́ша яко дым дни́е мои, и ко́сти моя яко суши́ло сосхо́шася. Уя́звен бых яко трава́, и и́зсше се́рдце мое, яко забы́х снес́ти хлеб мой. От гла́са воздыха́ния моего прильне́ кость моя пло́ти моей. Уподо́бихся нея́сыти пусты́нней, бых яко нощны́й вран на ны́рищи. Бдех и бых яко пти́ца осо́бящаяся на зде. Весь день поноша́ху ми врази́ мои, и хва́лящии мя мною кленя́хуся. Зане́ пе́пел яко хлеб ядя́х, и питие́ мое с пла́чем растворя́х. От лица́ гне́ва Твоего и я́рости Твоея́: яко возне́с низве́ргл мя еси. Дни́е мои яко сень уклони́шася, и аз яко сено изсхо́х. Ты же, Господи, во век пребыва́еши, и па́мять Твоя в род и род. Ты воскре́с уще́дриши Сио́на, яко вре́мя уще́дрити его, яко прии́де время. Яко благоволи́ша раби́ Твои ка́мение его, и персть его уще́дрят. И убоя́тся язы́цы и́мене Господня, и вси ца́рие зе́мстии славы Твоея́. Яко сози́ждет Господь Сио́на, и яви́тся во сла́ве Своей. Призре́ на моли́тву смире́нных, и не уничижи́ моле́ния их. Да напи́шется сие в род ин, и лю́дие зи́ждемии восхва́лят Господа. Яко прини́че с высоты́ святы́я Своея́, Господь с Небесе́ на зе́млю призре́, услы́шати воздыха́ние окова́нных, разреши́ти сы́ны умерщвле́нных, возвести́ти в Сио́не имя Господне, и хвалу́ Его во Иерусали́ме. Внегда́ собра́тися лю́дем вку́пе и царе́м, еже рабо́тати Господеви. Отвеща́ Ему на пути́ кре́пости Его: умале́ние дней моих возвести́ ми. Не возведи́ мене́ во преполове́ние дней мои́х: в ро́де родо́в ле́та Твоя. В нача́лех Ты, Господи, зе́млю основа́л еси, и дела́ руку́ Твоею суть небеса́. Та поги́бнут, Ты же пребыва́еши, и вся яко ри́за обетша́ют, и я́ко оде́жду свие́ши я́, и изменя́тся. Ты же тойжде еси́, и ле́та Твоя не оскуде́ют. Сы́нове раб Твоих вселя́тся, и се́мя их во век испра́вится.
Псалом Давиду, 36.
Не ревну́й лука́внующым, ниже́ зави́ди творя́щым беззако́ние. Зане́ яко трава́ ско́ро и́зсшут, и яко зе́лие зла́ка скоро отпаду́т. Упова́й на Господа, и твори́ благосты́ню, и насели́ зе́млю, и упасе́шися в бога́тстве ея́. Наслади́ся Го́сподеви, и даст ти проше́ния се́рдца твоего. Откры́й ко Господу путь твой, и упова́й на Него, и Той сотвори́т: и изведе́т яко свет пра́вду твою и судьбу́ твою яко полу́дне. Повини́ся Господеви и умоли́ Его. Не ревну́й спе́ющему в пути своем человеку, творя́щему законопреступле́ние. Преста́ни от гне́ва и оста́ви ярость: не ревну́й, е́же лука́вновати. Зане́ лука́внующии потребя́тся, терпя́щии же Господа, ти́и насле́дят землю. И еще ма́ло, и не будет грешника: и взы́щеши место его, и не обря́щеши. Кро́тцыи же насле́дят землю и насладя́тся о мно́жестве мира. Назира́ет грешный пра́веднаго и поскреже́щет нань зубы́ своими. Господь же посмее́тся ему, зане́ презира́ет, яко прии́дет день его. Мечь извлеко́ша гре́шницы, напряго́ша лук свой, низложи́ти убо́га и ни́ща, закла́ти пра́выя сердцем. Мечь их да вни́дет в сердца́ их, и лу́цы их да сокруша́тся. Лучше малое пра́веднику, паче бога́тства грешных мно́га. Зане́ мы́шцы грешных сокруша́тся, утвержда́ет же пра́ведныя Господь. Весть Господь пути непоро́чных, и достоя́ние их в век будет. Не постыдя́тся во время лю́тое, и во днех гла́да насы́тятся, яко гре́шницы поги́бнут. Врази́ же Господни, ку́пно просла́витися им и вознести́ся, исчеза́юще яко дым исчезо́ша. Зае́млет гре́шный и не возврати́т, пра́ведный же ще́дрит и дае́т. Яко благословя́щии Его насле́дят зе́млю, клену́щии же Его потребя́тся. От Господа стопы́ человеку исправля́ются, и пути его восхо́щет зело́. Егда паде́т, не разбие́тся, яко Господь подкрепля́ет ру́ку его. Юне́йший бых, ибо состаре́хся, и не ви́дех праведника оста́влена, ниже́ се́мени его прося́ща хле́бы. Весь день ми́лует и взаи́м дае́т пра́ведный, и се́мя его во благослове́ние будет. Уклони́ся от зла, и сотвори бла́го, и всели́ся в век века. Яко Господь любит суд и не оста́вит преподо́бных Своих, во век сохраня́тся. Беззако́нницы же изжену́тся, и семя нечести́вых потреби́тся. Пра́ведницы же насле́дят землю и вселя́тся в век ве́ка на ней. Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язык его возглаго́лет суд. Закон Бога его в сердце его, и не за́пнутся стопы́ его. Сматря́ет гре́шный пра́веднаго и и́щет е́же умертви́ти его. Господь же не оста́вит его в руку́ его, ниже́ осу́дит его, егда́ су́дит ему. Потерпи́ Господа, и сохрани́ путь Его, и вознесе́т тя, еже насле́дити землю, внегда́ потребля́тися гре́шником, у́зриши. Ви́дех нечести́ваго превознося́щася и вы́сящася, яко ке́дры Лива́нския. И ми́мо идо́х, и се не бе́, и взыска́х его, и не обре́теся место его. Храни незло́бие и ви́ждь правоту́, я́ко есть оста́нок человеку ми́рну. Беззако́нницы же потребя́тся вку́пе: оста́нцы же нечести́вых потребя́тся. Спасе́ние же пра́ведных от Господа, и Защи́титель их есть во вре́мя ско́рби. И помо́жет им Господь, и изба́вит их, и и́змет их от гре́шник, и спасе́т их, яко упова́ша на Него.
Псалом Давиду, пре́жде пома́зания, 26.
Господь просвеще́ние мое и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Господь Защи́титель живота́ моего, от кого́ устрашу́ся? Внегда приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя, оскорбля́ющии мя, и врази́ мои́, ти́и изнемого́ша и падо́ша. Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю. Еди́но проси́х от Господа, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего, зре́ти ми красоту́ Господню и посеща́ти храм святы́й Его. Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол моих, покры́ мя в тайне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. И ныне, се вознесе́ главу́ мою́ на враги́ моя: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Господеви. Услы́ши, Господи, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. Тебе́ рече́ сердце мое: Господа взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое, лица́ Твоего, Господи, взыщу́. Не отврати́ лица́ Твоего от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Боже Спаси́телю мой. Яко оте́ц мой и ма́ти моя оста́виста мя, Господь же восприя́т мя. Законоположи́ ми, Господи, в пути́ Твоем и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг моих ра́ди. Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живых. Потерпи́ Господа, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое, и потерпи́ Господа.
Хвала́ песни Дави́довы, не надпи́сан у евреи́, 90.
Живый в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бога Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое, Бог мой, и упова́ю на Него́. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Яко Ты, Господи, упова́ние мое, Вы́шняго положи́л еси прибе́жище твое. Не прии́дет к тебе зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко Ангелом Своим запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твоих. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и змия. Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, яко позна́ и́мя Мое. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое.
В конец, псалом Давиду, 39.
Терпя́, потерпе́х Господа, и вня́т ми, и услы́ша молитву мою. И возведе́ мя от ро́ва страсте́й, и от бре́ния ти́ны, и поста́ви на ка́мени но́зе мои, и испра́ви стопы́ моя, и вложи́ во уста́ моя песнь но́ву, пе́ние Богу нашему. Узрят мно́зи и убоя́тся, и упова́ют на Господа. Блаже́н муж, ему́же есть имя Господне упова́ние его, и не призре́ в суеты́ и неистовле́ния ло́жная. Мно́га сотвори́л еси́ Ты, Господи, Боже мой, чудеса́ Твоя и помышле́нием Твоим несть кто́ уподо́бится Тебе: возвести́х и глаго́лах, умно́жишася па́че числа́. Же́ртвы и приноше́ния не восхоте́л еси́, те́ло же сверши́л ми еси, всесожже́ний и о гресе́ не взыска́л еси́. Тогда рех: се прииду́, в глави́зне кни́жне пи́сано есть о мне: е́же сотвори́ти во́лю Твою, Боже мой, восхоте́х, и зако́н Твой посреде́ чре́ва моего́. Благовести́х пра́вду в це́ркви вели́цей, се устна́м мои́м не возбраню́: Господи, Ты разуме́л еси́. Пра́вду Твою не скрых в се́рдце мое́м, и́стину Твою и спасе́ние Твое рех, не скрых ми́лость Твою и и́стину Твою от со́нма мно́га. Ты же, Господи, не удали́ щедро́т Твои́х от мене́: ми́лость Твоя и и́стина Твоя вы́ну да засту́пите мя. Яко одержа́ша мя зла́я, и́мже несть числа́, постиго́ша мя беззако́ния моя, и не возмого́х зре́ти, умно́жишася па́че влас главы́ моея́, и се́рдце мое́ оста́ви мя. Благоволи́, Господи, изба́вити мя: Господи, во е́же помощи́ ми вонми́. Да постыдя́тся и посра́мятся вку́пе и́щущии ду́шу мою изъя́ти ю́, да возвратя́тся вспять и постыдя́тся хотя́щии ми зла́я. Да прии́мут а́бие студ свой глаго́лющии ми: бла́гоже, бла́гоже. Да возра́дуются и возвеселя́тся о Тебе вси и́щущии Тебе, Господи, и да реку́т вы́ну: да возвели́чится Господь, лю́бящии спасе́ние Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попече́тся о мне. Помо́щник мой и Защи́титель мой еси Ты, Боже мой, не закосни́.