В РПЦ считают, что вскоре может быть объявлена уния Фанара и Ватикана
Константинопольский патриарх Варфоломей отрекся от истинного христианства, считает известный православный священник отец Всеволод Чаплин. Таким образом в интервью Федеральному агентству новостей клирик прокомментировал заявление главы Фанара о том, что между православием и католицизмом не существует никаких догматических разногласий. Есть только исторические различия.
Как сообщили источники портала «Союз православных журналистов», во время своего последнего визита на святую гору Афон фанарский патриарх заявил, что единение православной церкви с римо-католиками неизбежно. Для большей части монахов эти слова Варфоломея стали громом среди ясного неба, некоторые из них даже плакали, но никто не осмелился возражать.
Впрочем, разного рода сигналы о сближении с католицизмом из Константинопольского патриархата, который ныне правильнее называть стамбульским, шли уже давно. Начиная с перевода календаря богослужений на григорианский календарь в 20-х годах прошлого века и заканчивая совместными богослужениями фанарских иерархов с католиками. Правда, в последнее время число тревожных «звоночков» увеличилось. Практически при каждом удобном и неудобном случае Варфоломей делает реверансы в сторону католиков. Вот и 25 ноября во время встречи с делегацией Тбилисского университета, как сообщает греческий сайт Romfea, глава Фанара заявил, что диалог с другими христианами, особенно с Римско-католической церковью, является одним из приоритетов Вселенского патриархата.
«Фанар уже давно идет по пути радикального экуменизма, полностью игнорируя предельно важные различия в вере между католиками и православными», — отметил Всеволод Чаплин.
По его словам, все основные действия Варфоломея давно направлены на то, чтобы нравиться власть имущим на Западе.
«Не раз уже имели место совместные богослужения с католиками. Недавно Варфоломей получил награду от женщины — епископа шведской псевдорелигиозной организации, где вовсю благословляют так называемые однополые браки. То есть Фанар своим поведением показывает, что вопрос истины для него не важен, а важны аплодисменты, сигналы одобрения и встроенность в политические элиты на Западе», — полагает собеседник ФАН.
ru.wikipedia.org /
В случае с Фанаром имеет место попытка приспособиться любой ценой к западному истеблишменту, который, по сути, является богоборческим. И вся украинская история с признанием ПЦУ — это следование этому же вектору, считает священник.
«В какой-то момент Фанару дали команду «фас», и он, наплевав на все свои прежние заявления и обещания, прямо как Гитлер, без объявления войны, начал наступление на каноническую территорию Русской православной церкви. И мы в очередной раз убедились, что в Константинопольском патриархате Христа сейчас нет. А есть жажда денег и огромные амбиции».
При этом Фанар совершенно очевидно стремится к унии с католиками.
«Если слова Варфоломея корректно перевели и он действительно заявил о том, что между православными и католиками нет догматических различий, то это совершенно явное отречение от веры».
Любой мало-мальски грамотный православный священник скажет, что у православия есть принципиальные расхождения с католицизмом, в частности, касающиеся вопроса исхождения Святого Духа.
«Католикам также присуща нездоровая религиозная практика, когда духовность заменяется душевностью, эмоциональностью и чуть ли не квазисексуальными переживаниями в адрес Христа. Все это говорит о глубоком отступлении католического мира от христианской истины», — отметил отец Всеволод.
По его словам, за Варфоломеем пойдут те представители поместных церквей, кому важно положение в западном обществе.
«Как ни прискорбно, но, скорей всего, после некоторых колебаний большинство иерархов греческих поместных церквей подчинятся установкам Фанара на унию с католиками».
wikipedia.org / Kremlin.ru/CC BY-SA 4.0
Впрочем, и в греческом православии есть немало тех, кто отвергает политику Варфоломея. В частности, на Афоне есть монастырь и скиты, где имя Варфоломея не упоминается на богослужениях, что означает отказ признать его истинным патриархом.
«При этом я не считаю, что мы на пороге некоего раскола славянского и греческого православия. Это ложная идея, которую подкидывает пятая колонна в нашей церкви», — подчеркнул клирик.
По его мнению, и в Греции, и на Кипре, и на Афоне достаточно большое количество верующих, которые не согласятся на унию и останутся на позициях истинного православия.
«Поэтому очищающее разделение пройдет среди практически каждого православного народа. И наша задача — поддерживать тех, кто будет на нашей стороне, а не зацикливаться на критическом диалоге с теми, кто настроен на встраивание в западные обезбоженные элиты».
Отец Всеволод не исключил, что уже в ближайшее время главы Фанара и Ватикана объявят о создании новой унии.
«Ползучая уния идет, и я не исключаю, что на одном из так называемых межхристианских собраний папа Франциск и патриарх Варфоломей объявят, что они устанавливают евхаристическое общение, или заявят об отсутствии каких-либо неразрешимых догматических противоречий между католиками и православными. Это уже и будет уния. Все это может случиться без решения соборов, без широкого обсуждения. Просто наглой волей нынешнего главы Фанара».
wikipedia.org / Википедия
Есть вероятность, что при этом Русская православная церковь будет отмалчиваться или вести себя слишком деликатно. А это всегда проигрышная тактика.
В свою очередь заместитель председателя Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе в комментарии ФАН отметил, что церковь ведет свой диалог с католиками.
«У Русской православной церкви, которая является крупнейшей православной церковью в мире, есть свой диалог с Римско-католической церковью. Этот диалог построен на поиске путей взаимодействия в тех сферах, где мы можем взаимодействовать. Это и борьба за традиционные ценности семьи, попечение о преследуемых христианах, и многое другое», — констатировал он.
По словам Кипшидзе, диалог с Римско-католической церковью строится не только на признании единого христианского начала, но и на утверждении самобытности обеих церквей. Такая позиция помогает выстраивать взаимополезное сотрудничество.
Что касается Фанара, то это маленькая религиозная организация, которая представляет только саму себя, и все заявления, которые делает Фанар, не имеют никакого отношения к позиции РПЦ и других поместных православных церквей, считает заместитель председателя Синодального отдела РПЦ.
«Заявление Варфоломея является частной позицией главы маленькой иностранной религиозной организации. Мы вообще не можем никак его прокомментировать, поскольку к Русской православной церкви оно не имеет никакого отношения», — резюмировал собеседник ФАН.
16 ноября глава Католической церкви папа Франциск заявил о намерении ввести новый грех за нанесение вреда экологии. Причем произойти это может уже в ближайшее время. По мнению папы, занесение несознательного экологического поведения в реестр католических грехов поможет верующим задуматься о проблемах окружающей среды.
Литература
- Уния церковная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Волконский А. М.
Католичество и Священное Предание Востока. — Париж, 1933. - Москалик Я. Концепцiя Церкви митрополита Андрея Шептицького. Львiв, 1997
- Senyk S. The Ukrainian Church and Latinization // Orientalia Christiana Periodica. 1990. Vol. 56. P. 165—187
- Сенык София. Брестская уния: подведение итогов // 400 лет Брестской церковной унии (1596—1996): Критическая переоценка. М., 1998. С. 13-28.
Оформление унии
Киевский митрополит Михаил назначает Собор на 06.10.1596 г. От короля в Брест едет делегация, возглавленная воеводой Н. Радзвиллом. Из семи епископов западнорусской церкви позицию митрополита приняли пять, а двое остались на стороне православия. Направлялись на Собор и послы патриархов Восточной церкви. Однако в назначенный для Собора день православная сторона не была проинформирована о начале. Не получив приглашения, православные послы собрались на свой Собор. На нем было утверждено два положения:
- русских епископов, одобривших унию, лишали сана;
- любое решение об унии без согласия восточных патриархов было незаконным.
Послы короля Сигизмунда III к князю Острожскому не смогли добиться согласия на унию, все переговоры завершились взаимными упреками. Поэтому на униатском Соборе принимается декларация, где русскими епископами объявлялось о признании главенства папы и направлении своих представителей для клятвы верности престолу Рима. Православный Собор под председательством Никифора провел суд над священниками-отступниками и лишил их сана.
Выбери ответ
Заявления православных иерархов относительно унии с грекокатоликами
Казалось бы, какие «прекрасные» слова? Однако почему-то православные не только в Украине, но и в Европе не захотели расслышать этот призыв к объединению. Более того, не так давно греческий митрополит Коницкий и Погонианский Андрей сказал по этому поводу следующее:
«Уния — это система лжи и коварства. Она причинила великий вред в Украине и на Среднем Востоке»(3). Причем это не первый случай, когда иерархи Православных Церквей в Европе высказываются подобным образом в отношении унии между православными и католиками и, в частности, по поводу Брестской унии. Так, например, две предыдущие совместные декларации между православными и католиками (Фрайзингская (1990 г.) и Баламандская (1993 г.)) отвергают униатство как метод достижения церковного единства, а также не признают грекокатолические церкви в качестве образца такого единства. В этом смысле совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска принципиально не добавило ничего нового к оценке униатизма.
Такое же отношение к унии было высказано практически на всех проходивших встречах («синаксисах») Предстоятелей Автокефальных и Автономных Православных Церквей. Так, например, 13-15 марта 1992 г. в Фанаре (Стамбул) состоялся «синаксис» Предстоятелей Православных Церквей, участники которого со всей определенностью осудили деятельность униатов на Украине:
«…В частности, мы отмечаем и осуждаем деятельность униатов под руководством Римской церкви на Украине… направленную против нашей церкви»(4), — говорилось в послании.
Греческие богословы об унии
Еще более жесткую позицию по отношению к унии с католиками занимает большинство православных богословов в Западной Европе и, в частности, в Греции. Так, например, ординарный профессор истории богословия Афинского университета протопресвитер Георгий Металлинос в своей статье «Союз. Личность и личина» дает однозначно отрицательную оценку унии как таковой и Брестской унии в частности:
«»Брестская уния есть результат римского униатства, — пишет о. Георгий, — то есть метод, которым феодальное папство пользовалось для подчинения православия Риму. Хитроумной предпосылкой, включенной в этот метод, является, так называемое, сохранение свободы и непрерывности восточных традицийˮ… Металлинос заключает, что униатство, и особенно Брестская уния — ужасное явление, это — пятая колонна, концепция, опасная для христианского единства» (5).
Вторит ему и адъюнкт-профессор церковной истории Афинского университета г-н Димитриос Гонис. В частности, говоря о Брестской унии, он обвиняет украинских грекокатоликов в приверженности к националистическим идеям и неправомерному олицетворению Православной Церкви с Россией и Советским Союзом, называя униатство «хамелеонной стратегией» и троянским конем Западной Церкви. Аналогичного мнения придерживается большинство современных греческих богословов. Более того, в 1992 году в Афинах была опубликована декларация богословской секции богословского факультета Афинского университета и богословского факультета Фессалоникийского университета, в которой говорилось:
«Ватиканским лидерам надо бы знать, что религиозный фанатизм нельзя остановить одним желанием, и все же униаты направляют свое насилие, бесконтрольный и неиссякаемый слепой фанатизм против народов, которые сейчас более чем когда бы то ни было нуждаются в мире и гармонии… Это лишний раз подтверждает всем известное лицемерное отношение Ватикана к Православной Церкви вообще: на словах, в диалоге, папский престол отвергает униатство как путь к единству и в то же время направляет униатское насилие, в каком бы географическом регионе оно не возникало… На своей сегодняшней (20 января 1992 г.) сессии богословская секция единодушно осуждает политику Ватикана, направленную против страдающих православных народов» (6).
Если учитывать то, что творили украинские грекокатолики на Западной Украине в начале-середине 90-х годов, приведенные выше обвинения в лицемерии звучат достаточно правдоподобно, а именно: в то время как представители РПЦ и УПЦ, с одной стороны, и Ватикана и УГКЦ, с другой, создавали совместные комиссии по урегулированию ситуации на Западной Украине, украинские грекокатолики без тени смущения захватывали православные храмы, чем фактически срывали любые договоренности. В конечном итоге на Западной Украине были разгромлены три православные епархии. Так, например, во Львове из 19 действующих на тот момент православных храмов (конец 1990 года) были захвачены практически все. В Ивано-Франковске отобраны все 5 действующих православных храмов. Похожая ситуация имела место и в других западных областях Украины.