Житие святого преподобного Александра Константинопольского

Рукописная икона преподобного Александра Константинопольского. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа, лак.

Иконописная мастерская Радонежъ. Август, 2021 год. г. Сергиев Посад.

  • Иконография преподобного Александра Константинопольского
  • Житие преподобного Александра Константинопольского
  • В чем помогает образ преподобного Александра Константинопольского
  • Купить икону преподобного Александра Константинопольского
  • Какую икону купить в подарок
  • Рассчитать стоимость иконы

Икона преподобного Александра Константинопольского, представленная на нашем сайте воплотила в себе наиболее характерный, канонический образ святого. Согласно традиции Русской Православной Церкви преподобный Александра Константинопольского изображается в полном монашеском облачении облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

На золотом фоне иконы изображена поясная фигура преподобного Александра Константинопольского. Святой одет в монашеское облачение. В руках преподобный держит открытый свиток с изречением из псалма Давида.

Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику Александра Константинопольского.

Икона преподобного Александра Константинопольского выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания.

Житие

Точной даты рождения Александра Константинопольского не известно. предположительно, он появился на свет в 350 году

Известно, что родился будущий христианский подвижник в Азии. Получать образование Александр ходил в Константинополь. По достижении взрослого возраста, он поступил на воинскую службу. В свободное от служебных обязанностей время Александр читал духовную литературу.


Святитель Александр Константинопольский

Историки описывают его, как очень честного, богобоязненного и добродетельного человека.

  • Изучив Ветхий и Новый Завет, молодой человек принимает решение распродать всё свое имущество, а вырученные деньги раздать малоимущим и нуждающимся. Так он и поступает. Александр узнал, что в Сирии проживают подвижники в киновиях, которые полностью посвятили себя молитве и богослужению. Именно туда он впоследствии отправляется, оставив прежнюю жизнь, службу и друзей.
  • В обители он отыскал настоятеля Илию и горячо стал просить старца принять его в иноки. Четыре года Александр упражнялся в подвижничестве, выполняя все послушания и постоянно молясь. Однажды Александр стал размышлять, возможно ли полностью перестать печься о еде, одежде и полностью положиться на промысел Божий, молясь и прославляя имя Его. Эта мысль настолько сильно овладела им, что Александр решил удалиться в пустыню, получив на то благословение игумена.
  • Уходя из монастыря, инок взял с собой только Евангелие и больше ничего. Семь долгих лет он провёл в пустыне в полном одиночестве. Но Господь явил ему откровение, в котором призвал нести проповедь в языческие народы и обращать их веру христианскую. Преподобный Александр выполнил волю Божью. Недалеко от того места, где подвизался Александр, находилось поселение язычников. Придя туда, инок совершил поджог языческого храма. Он дождался жителей, прибежавших на пожар, и начал им проповедовать. В конце-концов и начальник города, Равул, и местные жители уверовали во Христа. А отшельник отправился снова в пустыню.

Преподобный Алекса́ндр Константинопольский

Житие преподобного Александра Константинопольского

Пре­по­доб­ный Алек­сандр, пер­во­на­чаль­ник оби­те­ли «Неусы­па­ю­щих», ро­дил­ся в Азии и по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле. Он со­сто­ял неко­то­рое вре­мя на во­ен­ной служ­бе, од­на­ко его влек­ло иное при­зва­ние: он оста­вил мир и при­нял по­стри­же­ние в од­ной из пу­стын­ных си­рий­ских оби­те­лей близ Ан­тио­хии под ру­ко­вод­ством игу­ме­на Ильи. Че­ты­ре го­да он про­вел в стро­гом по­слу­ша­нии и ино­че­ских по­дви­гах, по­сле че­го по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на на пу­стын­но­жи­тель­ство. Ухо­дя в пу­сты­ню, пре­по­доб­ный ни­че­го не взял с со­бой из мо­на­сты­ря, кро­ме Еван­ге­лия. Пре­по­доб­ный под­ви­зал­ся в пу­стыне семь лет. За­тем Гос­подь при­звал его на про­по­ведь языч­ни­кам. Свя­той об­ра­тил ко Хри­сту мест­но­го гра­до­на­чаль­ни­ка Ра­ву­ла, ко­то­рый впо­след­ствии был удо­сто­ен свя­ти­тель­ско­го са­на и 30 лет управ­лял епи­скоп­ской ка­фед­рой в го­ро­де Едес­се. Од­новре­мен­но с Ра­ву­лом Кре­ще­ние при­ня­ли все мест­ные жи­те­ли, ко­то­рые пе­ред та­ин­ством со­жгли на пло­ща­ди сво­их идо­лов. Утвер­див в ве­ре но­во­об­ра­щен­ных, пре­по­доб­ный Алек­сандр опять ушел в пу­сты­ню, где слу­чай­но по­пал в пе­ще­ру раз­бой­ни­ков. Не ис­пу­гав­шись гро­зив­шей ему смер­ти, он про­по­ве­дал им Еван­ге­лие и убе­дил по­ка­ять­ся. Дей­стви­тель­но, все раз­бой­ни­ки ис­крен­но рас­ка­я­лись, при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние, а свой вер­теп об­ра­ти­ли в мо­на­стырь, где пре­бы­ва­ли в по­ка­я­нии и мо­лит­ве. Пре­по­доб­ный Алек­сандр по­ста­вил им игу­ме­на, дал устав, а сам уда­лил­ся еще даль­ше в пу­сты­ню. Несколь­ко лет он жил в пол­ном оди­но­че­стве. Но и ту­да на­ча­ли сте­кать­ся к пре­по­доб­но­му лю­би­те­ли без­мол­вия. Воз­ник мо­на­стырь, на­счи­ты­вав­ший до 400 ино­ков. Же­лая в этом мо­на­сты­ре уста­но­вить непре­рыв­ное сла­во­сло­вие Гос­по­ду, пре­по­доб­ный три го­да мо­лил­ся, чтобы Со­зда­тель от­крыл ему Свою во­лю и, по­лу­чив от­кро­ве­ние, ввел в мо­на­сты­ре сле­ду­ю­щий по­ря­док: все ино­ки бы­ли раз­де­ле­ны на 24 мо­лит­вен­ные стра­жи. Сме­ня­ясь каж­дый час, день и ночь они пе­ли на два ли­ка псал­мы Да­ви­да, пре­ры­ва­ясь лишь на вре­мя со­вер­ше­ния Бо­го­слу­же­ния. Оби­тель по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние «неусы­па­ю­щих», по­то­му что по­движ­ни­ки круг­ло­су­точ­но пес­но­сло­ви­ли Бо­га.
Два­дцать лет пра­вил пре­по­доб­ный Алек­сандр мо­на­сты­рем на Ев­фра­те. За­тем, оста­вив игу­ме­ном од­но­го из сво­их уче­ни­ков, опыт­но­го стар­ца Тро­фи­ма, от­пра­вил­ся он с из­бран­ной бра­ти­ей по го­ро­дам, по­гра­нич­ным с Пер­си­ей, с про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди языч­ни­ков. По­сле это­го мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия, пре­по­доб­ный Алек­сандр со сво­и­ми ино­ка­ми жил неко­то­рое вре­мя в Ан­тио­хии. Там он по­стро­ил для жи­те­лей го­ро­да цер­ковь, боль­ни­цу и стран­но­при­им­ный дом на сред­ства, ко­то­рые обиль­но по­сту­па­ли в его рас­по­ря­же­ние от ми­ло­серд­ных ан­тио­хий­цев. Од­на­ко, по про­ис­кам злых за­вист­ни­ков, пре­по­доб­ный Алек­сандр вы­нуж­ден был уда­лить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Здесь он ос­но­вал но­вый мо­на­стырь, в ко­то­ром так­же ввел устав «неусы­па­ю­щих». В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Алек­сандр и его ино­ки по­стра­да­ли от ере­ти­ков несто­ри­ан, пре­тер­пев по­бои и за­клю­че­ние. По­сле то­го, как ми­но­ва­ла бу­ря ере­ти­че­ских вол­не­ний, пре­по­доб­ный Алек­сандр про­вел ко­нец сво­ей жиз­ни в ос­но­ван­ном им Кон­стан­ти­но­поль­ском мо­на­сты­ре. Умер он в глу­бо­кой ста­ро­сти око­ло 430 го­да, по­сле 50 лет непре­рыв­ных ино­че­ских по­дви­гов.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Алек­сандра, пер­во­на­чаль­ни­ка оби­те­ли неусы­па­ю­щих» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Чудеса и помощь

Уже при жизни по молитве своей Александр творил необъяснимые чудеса. Одним из ярких примеров стал диспут между философами язычества и Александром, организованный византийским императором Константином, которого корили за смену религии в государстве. Философ начал речь, но Александр именем Христа запретил ему продолжать. В результате тот не мог больше вымолвить ни одного слова. Лишь признав свою неправоту, он вновь заговорил и уверовал в Бога.

Важно! Молитва святому помогает собраться с мыслями, избавиться от рассеянности. Советуют перед началом чтения длинных акафистов или псалмов обращаться к Преподобному Александру с просьбой дать сил и вдохновения для чтения молитв.

В чем помогает икона преподобного Александра Константинопольского

Через иконы своих угодников Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности. Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона преподобного Александра Константинопольского помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ святого Александра, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.

Преподобному Александру Константинопольскому молятся:

— Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей.

Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи преподобного Александра! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Александр услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Купить икону преподобного Александра Константинопольского

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святого преподобного Александра Константинопольского. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ преподобного Александра Константинопольского выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Александр Константинопольский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Похожие иконы:


Кристина Кесарийская 12000 ₽


Никола Святоша 13000 ₽


Любовь Римская 13000 ₽


Макарий Калязинский 14000 ₽

Почитание

О святителе Александре упоминал в похвальном слове к Константинопольцам уже святитель Григорий Богослов.

В иконографической традиции святитель Александр изображается как святитель в омофоре, с Евангелием в руках. Так он предстает в диаконнике церкви святой Софии в Охриде, Македония (1050-е гг.); на минейной иконе на август (нач. XVII в., ЦАК МДА); в настенном минологии церкви святителя Николая в Пелинове (в рост, 1717-1718 гг.).

В 1892 году в Москве была построена церковь во имя Александра, архиепископа Константинопольского, при приюте Василие-Кесарийского попечительства, сохранившаяся доныне (Бутырский вал, 26).

Дни памяти

В исторических описаниях Александр Константинопольский представлен человеком высокой морали, обладающим непререкаемым авторитетом среди византийцев. Он возглавлял Византийскую кафедру в годы правления царя Константина I Великого.

На заметку! Преподобный стал первым епископом освящённого Константинополя. Этот человек всю свою жизнь демонстрировал непоколебимую веру в Иисуса Христа и на собственном примере подвижничества доказал, что промысел Божий никогда не оставит в беде истинно верующего христианина.

Св. Александр Константинопольский

Первым епископом Константинопольским стал святой Митрофан, а после его смерти управление восточной половиной церкви перешло к Александру I.
Как раз в то время множество греческих философов пришли к императору Константину и стали упрекать его за покровительство христианам. «Разве разумно, — говорили они, — забыть веру наших отцов и дедов ради какой-то новой веры? Пусть христиане сначала докажут нам, что их Бог действительно могущественнее наших!» — «Лично для меня, — отвечал Константин, — этот вопрос давно решен. Но если вы настаиваете, я согласен. Изберите из вашей среды мудрейшего, устройте диспут с христианским епископом, и пусть весь народ будет свидетелем вашего унижения».

Получив такой ответ, язычники обрадовались возможности унизить христиан и, посовещавшись между собой, избрали для диспута самого мудрого и красноречивого философа. Вслед затем они дали знать Александру, что готовы встретиться с ним в любое время для богословского спора. «Воля царя для меня закон, также как и воля Господа, — смиренно промолвил епископ. – Я принимаю вызов не ради себя, а ради утверждения веры Христовой».

Сам он сохранил полное спокойствие, но священники, окружавшие его, забеспокоились. «Противник наш хитер и коварен, — говорили они Александру, — ибо все языческие философы проводят жизнь в повседневных спорах и потому весьма искусны в этом ремесле. Язык их изворотлив, ум остер, душа лукава. Если ты, отче, не искушен в эллинской философии, лучше не принимай этот вызов – откажись от диспута под каким-нибудь предлогом или предоставь это дело другому». – «Хороши бы мы были, — возразил епископ, — если бы бегали от всякого уличного крикуна, который зарабатывает деньги тем, что обучает простаков пустословию и пустомыслию. Разве не с нами Господь наш? А раз так, то пусть выходит против меня хоть сам дьявол. С Божьей помощью я как-нибудь сумею унизить его». Так говорил Александр, имея великую веру в Бога.

В назначенный день множество христиан и язычников собрались на одной из площадей Константинополя, чтобы присутствовать при споре. Оба противника провели бессонную ночь. Философ, хотя и был уже человеком многознающим, просидел до утра за своими книгами. Александр же посвятил ночь молитве. И вот, по знаку царя, философ вышел из толпы единомышленников, готовый развернуть перед народом весь лживый блеск своего искусства, но тут епископ Александр воскликнул: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе умолкнуть!» И тотчас у философа отнялся язык, он лишился дара речи и не мог произнести ни слова, несмотря на все старания. Бессилие его перед Высшей Силой было таким явным, что язычники пришли в ужас. Многие из них разбежались.

Выждав некоторое время, епископ промолвил: «Если этому человеку еще есть, что сказать, то пусть говорит». Речь моментально вернулась к философу, но вместо того, чтобы хулить Христа, он начал славить Его, а затем исповедался перед всеми в своих былых заблуждениях и навсегда отрекся от них.

Некоторое время спустя Александр еще раз смог явить горожанам чудесную силу своей молитвы. Всем было известно, что император Константин сильно скорбел, видя раскол, происшедший среди христиан после Никейского Собора (https://www.proza.ru/2011/05/27/180). Многие из ариан лишь на словах тогда отреклись от своих заблуждений, но в душе оставались еретиками. Между тем Константин более всего желал увидеть отцов церкви примирившимися, а Ария вернувшимся к православию. Царедворцы, среди которых было множество тайных ариан, решили этим воспользоваться. Благодаря их стараниям, Арий был возвращен из ссылки и прибыл в Константинополь, чтобы встретиться с императором. На словах от отрекся от своего учения, но в действительности продолжал ему следовать. Собираясь к Константину этот лукавый человек спрятал на груди свиток, где были изложены все положения его еретической веры, после чего вошел в тронный зал. Константин спросил:

Обитель «Неусыпающих»

Однажды отшельник забрёл в пещеру, где жили разбойники. Александра тут же схватили, но он, проявив мужество и смелость, оставался спокоен и проповедовал Евангелие. В итоге все разбойники приняли крещение и раскаялись в своих деяниях.

На месте их жилища образовался монастырь. Преподобный Александр поставил им игумена, а сам отправился в уединение, в пустыню.

Преподобный Александр, первоначальник обители «Неусыпающих»

  • Но со временем люди, желающие повторить подвиг инока, начали приходить к его одинокой обители и оставались с ним в молитве. Так появился монастырь, в котором поселилось 400 монахов.
  • Александр начал размышлять о том, что в обители можно устроить беспрерывное славословие Господу. Но он не решался говорить об этом со своими братиями. Три года монах молил Бога послать ему откровение с ответом на вопрос, угоден ли Всевышнему такой устав. И он его получил.
  • Было решено учредить новый порядок восхваления Творца. Иноков разделили на двадцать четыре молитвенных стражи. Меняясь ежечасно, они пели псалмы. Только на время Божественной службы псалмопение прерывалось. Из-за того, что в монастыре круглосуточно поют хвалебные песни Богу, обитель получила своё название «неусыпающих».
  • Исторические источники свидетельствуют, что Александр оставался игуменом монастыря на реке Евфрат порядка 20 лет. После этого, по велению Божию, он отправился с избранными иноками по разным городам с Евангельской проповедью. Многие селения на границе с Персией тогда были языческими. На какое-то время преподобный старец осел с братией в Антиохии. Там, на средства благодетелей, он построил церковь, странноприимный дом и больницу.

Последние годы жизни Александр провёл в Константинополе, в монастыре, который построил. Во времена нашествия еретиков ему и его инокам пришлось тяжко. Были и побои, и заключения.

Когда буря миновала, старец вернулся в свою обитель, где умер в почтенном возрасте. В подвижничестве Александр прожил почти 50 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]