Чудеса преподобного Макария Калязинского: чем известен святой


Макарий Калязинский основатель монастыря

Несколько лет монах-неофит удивлял братию смирением и ревностью в послушаниях, но вскоре оживленный (не больше версты от центра города) монастырь начал его тяготить. И вот в середине 1430-х годов Макарий Калязинский отправился искать свою пустыню. Ушел на пару десятков верст, на то место, где сейчас Калягин, вернее, где сейчас затопленная часть Калязина. Там срубил себе келью. Вскоре к нему присоединились еще несколько клобуковских старцев, склонных к пустынножительству.

Да вот беда, «пустыня», как выяснилось, имела хозяина. Боярина Ивана Колягу. Тому пришлось не по душе, что на его земле поселились монахи, и задумал он, ни много ни мало, — убить Макария Калязинского. Но, не успев еще перейти от помышления к делу, тяжело заболел. Не все пропало в душе боярина, понял он, за какие грехи, вернее, от какого греха уберегает его Господь… Коляга лично отправился просить прощения у Макария, раскаялся перед ним в своих злодейских помыслах, а в ответ — «Бог простит!» Боярин быстро избавился от недуга и, говорят, сам потом поселился в Макарьевом монастыре, а угодья свои отдал обители, названной, по имени землевладельца, «Колязинской» (Калязинской).

Жизнь в миру

Преподобный Макарий, в миру — Матвей, родился в селе Грибково (позднее село стало именоваться Кожино), в 198 верстах от Твери, вблизи города Кашин. До середины XVI в. в Кожине стояла деревянная церковь; считается, что в ней крестили Матвея и там же он венчался. У Василия и Ирины Кожиных было четверо детей: Матвей, Александр, Григорий, Ксения.

Александр стал единственным, кто продолжил род Кожиных. Григорий (в иночестве Геннадий) был архимандритом легендарного Отроч монастыря в Твери, а в 1461-1477 гг. — тверским епископом. Дочь Ксения вышла замуж за Ивана Ивановича Гавренева, угличского боярина. Датой рождения старшего сына Кожиных — Матвея — называют 1400 г. или 1402 г.

Дворяне Кожины происходили от выходца из Священной Римской империи (либо из Швеции), который был послом, но позднее оказался на русской службе, в православном крещении имел имя Анания. Его сын, Василий Ананиевич, получил прозвище Кожа, по семейному преданию — за победу над Дмитрием Шемякой в 1450 году. Он якобы нагнал Шемяку и убил под ним коня, из которого и вырезал в память о том кусок кожи. За сей подвиг Василию были пожалованы достоинство российского дворянства.

Кожины готовили своего старшего сына Матвея к воинской службе. Матвей же любил проводить время за чтением духовных книг — он не увлекался играми, и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, стараясь как можно больше послужить Богу. Когда он стал приходить в совершенный возраст, то решил удалиться от мирской суеты. Однако, все же исполнив волю родителей, Матвей женился.

Его жена — Елена Яхонтова — приходилась племянницей боярину и дворецкому тверского великого князя Михаила Александровича. После того, как упокоились родители Матвея, а потом и его жена, с которой он договорился в случае смерти одного из них не вступать во второй брак, он ушёл в монастырь. «И он, прожив в браке всего три года, около 1420 г. раздал все свое имущество нищим, и постригся с именем Макарий, в Николаевском Клобуковом монастыре в г. Кашин».

(Интересно, что на Тверской земле есть несколько монастырей, имеющих говорящие названия или прозвища. Так, кашинский Клобуков монастырь имеет такое необычное наименование, поскольку старинное предание гласит, что новгородский архиепископ Иоанн, пролетая на бесе в Иерусалим, потерял над этой местностью свой иноческий клобук. Отроч монастырь, о котором говорилось выше, был основан отроком, молодым слугой князя Ярослава Ярославича, который был вынужден расстаться со своей возлюбленной по приказу князя, возжелавшего самому жениться на юной красавице).

Настоятель Макарий Калязинский

Правда, Макарий Калязинский долго не соглашался стать настоятелем. Потом все же уступил просьбам братии, но по-прежнему трудился наравне со всеми. Одежду носил столь бедную, что злые языки называли его «калязинским мужиком». Но этот «мужик» исцелял немощных и бесноватых, наставлял на путь истинный грешников. Рассказывают, что однажды разбойники украли монастырских волов. Однако далеко уйти со скотиной не сумели — внезапно ослепли, плутали-плутали, да и вышли обратно к воротам монастыря, где их уже поджидал Макарий. Старец вернул похитителям зрение в обмен на обещание никогда больше не зариться на чужое добро.

Умер Макарий в 1483 году. Незадолго до смерти тяжело болел, предался молчанию и только перед самым концом вновь заговорил: простился с братией и велел пребывать «всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве», соблюдать чистоту души и тела, не платить злом за зло.

Макарий Калязинский чудотворец

Похоронили Макария в деревянной церкви, которую он сам и построил. В 1521 году были обретены мощи: вместо обветшавшего деревянного храма ка-лязинский игумен распорядился строить каменный, благословил копать фундамент и… Строители отрыли нетронутый тлением гроб, от которого исходило благоухание. Тотчас признали, что гроб этот старца Макария… Вскоре от мощей начались чудеса — множественные исцеления, которые стали привлекать в Калязинскую обитель паломников вплоть до царственных особ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]