Дерево для Креста Христова
История древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама и праведного Лота. Согласно Ветхому Завету после разрушения Содома и Гоморры праведный Лот укрылся со своими двумя дочерьми в пещере. Дочери его решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и согрешили с ним. От их детей впоследствии пошли два народа — моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей. Дальнейшая история не вошла в Священное Писание, но сохранилась в Предании Церкви.
Осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак епитимии дал Лоту три посоха, данные ему Святой Троицей, когда Бог в виде трех ангелов посещал его обитель, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда дерево обретет жизнь – это станет знамением его прощения.
Около 40 лет нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи (по другим версиям — три саженца или три горящих полена). Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан. И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен.
И выросло дерево очень красивым. Позже, когда царь Соломон заканчивал строительство первого храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то казалось короче, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его. Как здесь не вспомнить евангельские слова: «камень, его же не использовали строители — сей стал во главу угла..»!
Есть также предание, сохранившееся в западном христианстве, что после этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть. Но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.
Впоследствии на этом месте была построена купальня для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие (по разным преданиям, это или Силоамская, или Овчая купель).
Через 700 лет, незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, тогда вспомнили и про это отверженное дерево. За столько столетий пребывания в воде оно стало тяжелее камня, что усугубило страдания Спасителя, Который потом нес сделанный из него Крест и несколько раз падал под его тяжестью. Кроме того первосвященник Каиафа решил, что на этом искривленном дереве Христос будет мучиться сильнее, и распятие Его на этом дереве унизит Его ещё более.
Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова. Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося».
«Трисоставность» Креста у старообрядцев означает, что Крест обязательно должен изображаться восьмиконечным.
Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев. Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского прислать ему кедровых дерев, кипарису и певгового дерева с Ливана.
В Ветхозаветных богослужениях для жертвенных дров использовались только определенные породы деревьев, имеющие запах, чтобы возносилось благоухание их к небу, а именно: кипарис, ель, миндаль, сосну, пихту, кедр, можжевельник, лимон, маслину, мирт, лавр, кедр и бальзамовый кустарник. Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака – подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие. По мнению отцов Церкви дрова символизируют здесь Крест Христов. По словам Оригена, Исаак предъизображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.
В византийскую эпоху в окрестностях Иерусалима на месте, где, по преданию, росло Древо Креста, был образован монастырь. По одной из версий монастырь построила сама царица Елена. Затем император Константин подарил его грузинскому царю Мириану (265-342), обращенному в христианство св. Ниной, просветительницей Грузии, по совету которой Мириан отправился в Иерусалим как паломник и в старости (в 316 году) поселился в Святой Земле. Другая версия приписывает строительство монастыря на участке, приобретенном царем Мирианом, другому великому грузинскому царю – Вахтангу I Горг-Асалому (446-499), построившему много монастырей в Иерусалиме. Так или иначе, но сотни лет монастырь находился в руках грузин и служил обителью для паломников на Святую Землю с Кавказа.
Период расцвета монастыря приходится на время, когда царица Тамара выкупила у Цалах эд-Дина все грузинские святыни, захваченные мусульманами при вторжении в Иерусалим и она же финансировала их восстановление через своего казначея Шоту Руставели. В 1185 году в монастырь прибывает Шота Руставели и осуществляет ремонт строений. Именно в монастыре Креста он написал «Витязя в тигровой шкуре», там же есть его единственный автопортрет (Руставели был еще и художником-иконописцем) – он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми. В этом монастыре Руставели умер, и там же, по преданию, похоронен, прямо за алтарем. Со временем Грузия как держава ослабла и монастырь купили греки-ортодоксы. С тех пор монастырь принадлежит греческой православной церкви, хотя до сего дня фрески на стенах подписаны древнегрузинским языком, а сам монастырь находится на ул. Шота Руставели.
И по сей день место, где произросло древо Креста, сохраняется позади главного алтаря и обозначено серебряным кругом. Его может посетить любой паломник, пребывающий на Святой Земле.
Светлана Финогенова
Где посмотреть реликвии
Ряд христианских святынь, относящихся к библейским событиям, связанным с последними днями жизни ИИСУСА ХРИСТА, почитаются особо. Они разбросаны по всему миру, подлинность части вещей оспаривается, а некоторые представлены в нескольких вариациях.
- КРЕСТ, на котором был распят Иисус. Крупные фрагменты хранятся в соборе Святого Петра в Риме (Ватикан), в Нотр-Дам-де-Пари, в монастыре в Цетинье (Черногория), в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция), в Музее императорской резиденции Ховбург (Вена).
- ГВОЗДИ, которыми Иисус был прибит к кресту. До сих пор непонятно, сколько всего было гвоздей. Артефакты представлены в базилике Святого Иерусалимского Креста (Рим), в кафедральном соборе Святого Петра (Трир, Италия), в соборе Рождества Богородицы (Милан), в Музее истории искусств в Вене, в Нотр-Дам-де-Пари, в соборе Дуомо-ди-Монца (Милан), в храме Христа Спасителя (Москва).
- ТИТЛО — дощечка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский» — в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме.
Увидеть дощечку с надписью «INRI» можно в Риме
- КОПЬЕ, которым римский воин Лонгин проткнул грудную клетку распятого Христа, хранится в храме Эчмиадзин (Ереван, Армения).
- ПЛАТ ВЕРОНИКИ (Вуаль Вероники) — нерукотворное изображение Спасителя, появившееся на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда он нес крест на Голгофу. Хранится в соборе Святого Петра в Риме.
- ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ находится в соборе Нотр-Дам-де-Пари.
- ШИПЫ ИЗ ТЕРНОВОГО ВЕНЦА (около 70): в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме, в церкви Святого Иоанна Крестителя в Венеции, в Музее истории искусств в Вене, в базилике Святителя Николая в Бари (Италия), в сокровищнице кафедрального собора Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) в итальянской Генуе.
- ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА — хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском Турине.
Собор Иоанна Крестителя в Турине, где хранится знаменитая плащаница
- СВЯТАЯ КРОВЬ ХРИСТОВА — поклониться сосуду с реликвией можно в базилике Святой Крови в Брюгге (Бельгия).
Купить деревянный настенный крест Распятие
Выбор настенных крестов в церковных лавках, как правило, не отличается разнообразием, как по цене, так и по внешнему виду изделия. Для тех, кто желает приобрести действительно эксклюзивной изделие, выбрав его из множества других, и не потратив на выбор много времени, лучшее решение – купить настенный православный крест в интернет магазине «ПравЖизнь».
Мы работаем с большим количеством надежных поставщиков, из самых известных православных мастерских. Большое количество монастырских и церковных мастеров помогают нам поддерживать на сайте огромный выбор изделий православной тематики. Все изделия обладают безупречным качеством и созданы с любовью.
Добрый день! Дорогие друзья, позволю себе поподробнее описать представленную работу Распятие Иисуса Христа. Фигура Христа выполнена из липы, крест из сосны. Работа была заказана частным лицом в г.Казань в 1998г, но по окончании труда над образом связь с заказчиком была потеряна и работа осталась в собственности автора. Распятие не является каноническим с точки зрения ортодоксального православия, хотя крест восьмиконечный, сама фигура совершенно отделена от креста (не очень то лояльно православие к круглой скульптуре), на голове Иисуса — терновый венок, а нимб отсутствует, стопы ног параллельны и пробиты двумя гвоздями, как изображают в православии, хотя в ранних католических Распятиях такое изображение тоже присутствовало, это в более поздних стопы ног Христа наложены одна на другую и пробиты одним гвоздем, что открывало новый иконографический мотив для более объемной моделировки тела. Итак Распятие скорее католическое. Образ Христа мало драматизирован, он не умирает на кресте склонив голову на плечо, голова Христа высоко и горделиво поднята, тело не провисает на кресте, а кажется парит на нем, будто лишенное тяжести. Христос выглядит скорее победителем, чем умирающим страдальцем, терновый венок несет скорее как корону, отверстная рана на боку — лишь атрибут иконографии. Положение рук, распростертых вдоль креста спокойно, без напряжения. Жертвенный образ Христа побеждает смерть. Почему подробно описываю данную работу? Потому что описание данного изобразительного произведения являлось как бы техническим заданием заказчика, таковым оно и предстает, думаю, перед зрителем. По технике исполнения: центральная часть фигуры — из целикового ствола, руки надставные. Сочленение рук на предплечье на расстоянии 2/3 от плеча, ближе к локтю. Стык укреплен внутри стержнем из твердого дерева (яблони). Волокна древесины рук расположены параллельно волокнам древесины тела. Это дало возможность ровно оттонировать всю поверхность, без резких переходов окраса на теле и руках фигуры. Терновый венок на голове выполнен из монолита древесины и только те шипы венка, которые направлены перпендикулярно направлению волокон материала — вставные. Представленная работа в 2006г. явилась моделью для создания Распятия в Свято-Никольский монастырь в г.Саратов. Размеры фигуры Христа составили — 160см, а креста — 240см. Спасибо! Всего хорошего!