Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Медовый Спас и начало Успенского поста — таковы православные события, отмечаемые 14 августа. Этого же числа совершается «празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в воспоминание о победе, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов. Перед сражением усердно молился им, прося защиты и покровительства. Поэтому праздник установлен и в честь этого исторического эпизода.
История праздника
Крестные ходы с Животворящим Крестом Господним устраивались по улицам Константинополя
Август в Константинополе был одним из самых тяжёлых месяцев в году. Из-за наплыва огромного количества торговцев и жары здесь начинали свирепствовать различные болезни, в том числе эпидемии и моры. Поскольку даже у образованных и всесторонне развитых греков уровень медицины был далёк от современного, они уносили жизни многих людей, не щадя ни бедняков, ни знать. В связи с этим в IX веке было принято решение православному духовенству проходить по улицам и дорогам города с Честным Древом Креста (тем самым, к которому в часы казни пригвоздили Христа) для освящения различных мест, чтобы Господь даровал исцеление от недугов.
Хранился Животворящий Крест Господень в царской сокровищнице. Выносили его оттуда накануне крестного хода и полагали на святой трапезе Великой церкви.
Крестный ход по улицам совершался ежедневно вплоть до Успения Пресвятой Богородицы, как и литии по всему городу. По окончании Крест предлагали народу для поклонения.
Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название добавлено слово «изнесение».
Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально только как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.
Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня
Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня празднуется 14 августа (нов. ст.)
См. также: Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня (медовый Спас)
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.
* * *
Праздник изнесения Честного Креста установлен в день первого августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою[1] при царе Мануиле[2], а в России – митрополитом Киевским Константином[3] и Нестором, епископом Ростовским[4], при великом князе Андрее Юрьевиче[5]. Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацинов[6], и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование). Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин[7], а князь Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих данников. – Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение Честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: «Не на силу коня смотрит Он, не к [быстроте] ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс.146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и Честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве:
– О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и – Крест Сына Твоего – как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их.
После усердной молитвы все лобызали святую икону и Честной Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину[8] в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле, после сражения с болгарами, русская рать обратила последних в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю; после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой. – Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо, – исхождение от находившейся вместе с Честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.
Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря Честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название – изнесения Честного Креста, потому что Честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники. – Празднуем, братие, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице, благоговейно почитая и Честный Крест Христов; но празднуем с благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви, оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов: чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф.24:30), – Честный Крест Христов, предыдущий пришествию Судии живых и мертвых, грядущему с силою и славою многою, и осияет всех праведных светлыми и радостными лучами. По совершении же суда, предъидет всем святым, предводя их в Царство небесное, и будут блаженствовать все святые, радуясь бесконечные веки; к ним, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, да причтет и нас грешных всемилостивый Спас наш Христос[9]. Аминь.
Примечания
[1] Лука Хрисоверг – патриарх Константинопольский 1156–1169 гг.
[2] Мануил Комнен – греческий император 1143-1180 гг.
[3] Константин 2-ой, митрополит Киевский, прибыл в Киев из Греции в 1167 г.; упоминается в летописи еще под 1169 г.
[4] Нестор – шестой епископ Ростовской епархии упоминается летописью под 1149 г.; в 1156 г. Нестор, оклеветанный пред митрополитом своими домашними подпал запрещению; в 1157 г. он оправдался пред митрополитом, но в том же году из-за споров о посте в среду и пяток изгнан был с кафедры Андреем Боголюбским.
[5] Св. прав. Андрей Боголюбский – сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха – родился вероятно в 1111 г. Был убит 30 июня 1175 г.
[6] Сарацины – мусульмане.
[7] Ясных указаний на праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери по случаю победы над сарацинами императора Мануила нет ни у греческих историков, ни в богослужебных греческих книгах. Но в истории императора Мануила, ведшего немало войн с разными народами, находятся случаи, которые должны были возбуждать царя к особенному благодарению Бога за успешное окончание войны и избавление от опасностей. Здесь обращает на себя внимание жестокая война царя Мануила с турецким султаном или сарацинами. Сам царь начальствовал над войском, неоднократно подвергаясь чрезвычайным опасностям. Правда победа досталась врагу, но самое спасение царя поистине было чудом милости Божией. Это было в сентябре, поход же, конечно, начался ранее в августе. После этой войны у греков были два удачных сражения с сарацинами, и одна из них под предводительством самого царя. Эти события в соединении с известием из России о помощи Божией в войне против болгар, и могли расположить царя Мануила к установлению Спасу общего христианского праздника, начало которому уже было положено в Царьграде освящением воды 1 августа. Но службы Спасу в греческих памятниках агиологии не найдено доселе.
[8] Святой Константин Равноапостольный – память его 21 мая.
[9] Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа православною Церковью совершаются два торжества, различных по своему происхождению: 1) происхождение Честного и Животворящего Креста Господня и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В греческом часослове, изд. 1897 г., так объясняется происхождение первого праздника: «По причине болезней весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе великой церкви (т.е. св. Софии). С настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (продос) Честного Креста». 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты. «Этот обычай в соединении с другим обычаем Константинополя – освящать в придворной константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершается 6 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14) и послужил основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 1 августа». Уже в IX веке существовал этот обычай изношения Честного Древа из царских палат в церковь св. Софии пред 1 августа; канон же на предпразднство Креста 31 июля, написанный для настоящего случая (канон начинается словами: Крест предгрядый божественный) приписывается Георгию, еп. Амастридскому, жившему в VIII веке и дважды бывшему в Царьграде. В Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты пред 1 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число. В России до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется в XIV-XV вв. с введением Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России около 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг. с сарацинами) и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.
Значение праздника
Крестная Жертва Спасителя — Жертва, преобразившая орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня
Изнесение Честных древ для каждого православного человека — это не только обряд поклонения животворящему Кресту и проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием этого мира, в котором человек без Божией помощи подобен пылинке в ураганном вихре. В этот день мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего.
К этому дню приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 августа. Её жизнь была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муки матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира. Эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя — Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня.
И сегодня мы обращаемся к Животворящему Кресту Господню для исцеления души и тела.
Спасительный образ
На Руси праздник стал отмечаться лишь спустя 500 лет после его установления на территории Византийской империи. В русских летописях причина его возникновения объяснялась так: крестные ходы важны для просвещения народа и для освящения воды.
Также в этот день вспоминают победу русского войска над волжскими булгарами перед битвой. Полководец молился перед иконой Божьей Матери, которая держит младенца Иисуса на руках. Во время боя среди воинов присутствовали священники, которые несли образ в середине войска. В это же время константинопольский правитель тоже вел войну с врагами и победил. Два царя были знакомы друг с другом и знали о воинских успехах каждого.
Нужно сказать, что оба правителя не только сами усердно молились, но и показывали своим примером, как следует действовать всей рати. Когда же оба войска вернулись в свои станы, то все воины увидели, что от образа Пречистой Девы Марии исходило чудесное свечение. Правители известили об этом друг друга, а также архиереев своих государств, и сообща, пришли к выводу, что следует установить праздник в честь этого события в первый день августа.
Особенности Богослужения
Богослужение на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
Особенности богослужения аналогичны Крестопоклонной неделе (3‑я неделя Великого поста) и празднику Воздвижения Креста Господня (14 сентября).
В современной богослужебной практике Русской православной церкви накануне вечером совершается вечерня, перед которой совершается перенесение Креста с жертвенника на престол по чину, установленному для Крестопоклонной недели.
Малое освящение воды и мёда совершается до или после литургии.
Принятый для праздника цвет литургических облачений — фиолетовый (тёмно-красный).
- Тропарь Креста Господня (глас 1)
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
- Кондак Креста Господня (глас 4)
Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на супоста́ты, посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра непобеди́мую побе́ду.
Праздник в Византии
Установление этого праздника связано еще и с тем обстоятельством. В средневековом Константинополе каждый год в конце лета происходили многочисленные эпидемии страшных болезней. Медики того времени не знали, как справиться с напастью, и поэтому оставалось надеяться только на милость Господа Бога.
Творцу возносились молитвы во время крестных ходов, которые шествовали по главным улицам всех православных городов, воспевая славу Иисусу Христу, и моля Господа о помиловании и даровании народу спасения от всех болезней.
Народные традиции и обычаи
14 августа отмечается Медовый Спас, главным блюдом которого были блины с мёдом и маком
Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня в народе назывался по-простому — Медовый Спас. Правда, было немало и других названий — Маковый Спас, Первый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде. Успенский пост в народе ласково называли Спасовки. Крестьяне на Руси считали, что эти «две недели были „отрезаны“ Богом от Великого поста».
Что было принято делать на Медовый Спас, согласно русским традициям и обычаям:
- посещать Богослужение;
- освящать воду;
- освящать мёд нового сбора (загадывать желание, съедая первую ложку мёда);
- освящать букеты из васильков и бархатцев, засушивать и хранить дома в качестве оберегов;
- копать и чистить колодцы (поэтому Мокрый Спас);
- купать в последний раз скот;
- печь медовые пряники, блины с маком и мёдом, маканцы и мачники (постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом);
- варить медовуху;
- сеять озимую рожь;
- готовить гумны и овины для хлеба нового урожая, пашни — под озимые;
- по вечерам водить хороводы за околицей, посыпая головы друг друга маком (поэтому Маковый Спас).
У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра они осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. «Выламывали» из него соты и, отложив часть, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесённый в сотах мёд, а дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же нищим, поздравляющим пчеловодов с Медовым Спасом. Затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы ребят и подростков.
Что категорически запрещалось делать в этот день по русским традициям:
- ссориться;
- ругаться;
- выражаться матом;
- находиться в плохом расположении духа;
- желать зла другим людям.
Приметы на 14 августа:
- Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.
- Если поспела в лесу малина и её ягоды крупные, то пора сеять озимые. Если же ягоды средние по размеру или мелкие, то сев нужно отложить на более поздний период.
- Если розы к этому дню отцвели, то скоро наступят холода.
- Если день дождливый, то не стоит в поле выходить работать.
- Если погода ветряная, зима будет снежная и морозная.
- Какая погода на Медовый Спас, такая будет и на Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
Пословицы и поговорки про Медовый Спас:
- На первый Спас и нищий медку попробует.
- На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
- Первый Спас — первый сев.
- До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.
- У Первого Спаса всего в запасе — и дождь, и солнце, и ветер.
- Журавль на Спас в отлет летит.
- На Первый Спас святи колодцы, святи венки хлебные.
- В Первый Спас любой бабий грех прощается.
- После Первого Спаса в реку не заходят.
14 августа — важная дата для каждого верующего человека. В этот день празднуется православный малый праздник «со славословием» — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Грех не отметить и Первый августовский Спас — Медовый, освятить мёд. А также начать готовиться к Успению Пресвятой Богородицы, посвятив ей двухнедельный Успенский пост.
Крещение Руси
Поэтому несложно проследить связь этого события с днём Крещения Руси, когда князем Владимиром были обращены в христианство сразу несколько тысяч киевского народа. Существует легенда, что Владимир Красное Солнышко, осознав несостоятельность существовавшей на Руси языческой религии, решил принять новую веру, и для выбора ее отправил в некоторые страны, где исповедовались основные религии, своих послов для того, чтобы те сделали вывод о том, что в каждой является главным. Наиболее убедительным показался рассказ слуг, которые побывали в Византии и рассказали о религии, которая была принята в этом государстве.
Ныне князь Владимир Красное Солнышко прославлен русской православной церковью в лике святых как равноапостольный, то есть тот человек, чьи деяния были по своему значению схожи с делами учеников христовых, которые распространили христианское учение по всему миру.