ЕВГЕНИЯ
Согласно Житию, приписываемому прп. Симеону Метафрасту, Е. род. в семье знатного рим. вельможи Филиппа, к-рый при имп. Коммоде (180-192) был назначен наместником Египта и переехал в Александрию вместе с женой Клавдией, сыновьями Авитом, Сергием и дочерью. Е. изучала философию, говорила на лат. и греч. языках, отличалась добрым нравом и красотой. Мн. знатные юноши сватались к ней, но Е. не хотела вступать в брак. После того как Е. случайно прочитала Послания ап. Павла, она уверовала во Христа, но, боясь гнева родителей, скрывала свою веру. Под предлогом прогулки она сбежала из дома и, переодевшись в муж. костюм, пришла в мон-рь вместе со своими слугами-евнухами Протом и Иакинфом. Находившийся в этой обители еп. Елий, к-рому во сне было открыто, что Е.- девица, крестил их и постриг в монахи.
Мученичество прмц. Евгении и с ней постродавших. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58.Л. 91 об.) Мученичество прмц. Евгении и с ней постродавших. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58.Л. 91 об.)
Е. вела подвижнический образ жизни и через неск. лет сподобилась дара чудотворения. После смерти игумена братия единодушно избрала Е. на его место. Некая женщина, по имени Меланфия, исцеленная Е., воспылала страстью к молодому игумену и, не добившись взаимности, оклеветала его перед правителем Египта в попытке насилия. Во время суда, к-рый Филипп учинил не только над Е., но и над всеми монахами обители, Е. пришлось открыть, что она девица. Правитель, узнав дочь, освободил ее вместе с братией и крестился. Императоры Септимий Север (193-211) и Антонин Пий (138-161) в ответ на просьбу Филиппа разрешили христианам строить в городах храмы. Е. собирала вокруг себя дев, и они вместе служили Богу, ее мать Клавдия построила странноприимный дом.
Узнав, что Филипп принял христианство, императоры назначили на его место нового правителя. Филипп был избран епископом Александрии. Вскоре по приказу нового правителя он был убит. Клавдия вместе с детьми переехала в Рим, ее сыновья получили высокие должности, а Е. продолжала наставлять дев в христ. вере.
При императорах Валериане (253-260) и Галлиене (260-268) возобновились гонения на христиан. Василла, одна из дев, уверовавших во Христа и крестившихся благодаря Е., Проту и Иакинфу, была казнена по приказу имп. Галлиена за отказ выйти замуж. 2 евнуха также были обезглавлены. Е. схватили и повели в храм Артемиды (Дианы) для принесения жертвы, однако храм разрушился еще до того, как она вошла в него. Тогда Е. привязали на шею камень и бросили в Тибр, но камень упал в воду, и дева пошла по воде, как по суше. Из печи, к-рая внезапно остыла, Е. вышла невредимой. После этого мученицу бросили в ров и неск. дней морили голодом, но пища посылалась ей с неба. Спаситель явился Е. и открыл день ее мученичества: она была казнена в праздник Рождества Христова. Святую похоронили на Латинской дороге недалеко от Рима. После смерти Е. явилась матери и предсказала ее скорую кончину.
Текст Мученичества изобилует анахронизмами. В Александрии события происходили во время правления Коммода, в Риме — при императорах Валериане и Галлиене, т. е. почти век спустя. Со временем в сказании о Е. появились имена папы Сотера (162 или 168-170 или 177) и Корнилия (251-253).
Евнухи Прот, Иакинф и мц. Василла, по всей видимости, являются историческими личностями, но они не имеют никакого отношения к Е., кроме близкого расположения их захоронений. Отец Е. скорее всего вымышленный персонаж: в древних источниках не содержится сведений об Александрийском епископе или мученике с именем Филипп. Тем не менее Адон и Узуард (IX в.) помещают день памяти Филиппа под 13 сент. (как и в Римском Мартирологе), возможно из-за близости ко дню памяти Прота и Иакинфа (11 сент.).
Имя Клавдии, матери Е., упоминается только в римском итинерарии Notitia portarum, где говорится, что оно написано на могиле Е.
LiveInternetLiveInternet
Своими подвигами святая Евгения стяжала дар исцеления. Однажды к ней за помощью обратилась богатая молодая вдова Мелания. Увидев юного инока, эта женщина воспылала нечистой страстью, но будучи отвергнута, она измыслила клевету о попытке насилия. Святая Евгения предстала на суд к правителю Египта, то есть к своему отцу, и была вынуждена открыть свою тайну. Её родные обрадовались, найдя ту, которую долго оплакивали. Через некоторое время все они приняли святое Крещение. Но Филипп, по доносу язычников, был смещён с поста правителя. Александрийские христиане избрали его своим епископом. Новый правитель, опасаясь народного гнева, не стал открыто казнить Филиппа, а подослал убийц. Во время уединённой молитвы епископа ему были нанесены раны, от которых он через три дня мученически скончался. Овдовев, Клавдия с дочерью и слугами уехала в своё поместье, находившееся в окрестностях Рима. Там Евгения продолжала иноческую жизнь. Она привела ко Христу многих дев, а Клавдия устроила дом для странников и служила вдовам. По прошествии нескольких спокойных лет император Галлиен (260—268) вновь начал гонение на христиан, и многие из них нашли убежище у святых Клавдии и Евгении. В то время осиротевшая молодая римлянка из царского рода, Василла, услышав о христианах и о святой Евгении, захотела встретиться со святой и написала ей письмо. В ответ святая Евгения прислала своих друзей и сподвижников, Прота и Иакинфа, которые просветили Василлу, и она приняла святое Крещение. Служанка Василлы рассказала её жениху Помпею, что его невеста стала христианкой, и Помпеи пожаловался императору на христиан, проповедующих безбрачие. Привлечённая к ответу, Василла отказалась вступать с Помпеем в брак, и за это её закололи мечом. Святых Прота и Иакинфа потащили в римский храм для принесения жертвы, но едва они вступили туда, идол упал и разбился. Святые мученики Прот и Иакинф были обезглавлены.
Святую Евгению тоже насильно привели в храм Дианы, но не успела она ещё вступить в него, как всё капище
вместе с идолом
разрушилось.
Святую мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень свалился, и она осталась невредима. Невредимой осталась она и в огне. Тогда её бросили в ров, где она находилась 10 дней. В это время ей явился Сам Спаситель и возвестил, что она войдёт в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 году наступил этот светлый праздник, палач умертвил святую мученицу мечом. Вскоре приняла мученический венец и святая Клавдия. Преподобномученица Евгения предупредила её о дне смерти. В Православии день памяти Преподобномученицы Евгении — 6-го января по Новому стилю, в Римской католической церкви — 25 декабря. Начиная с V в. легенда о Евгении благодаря сюжетным линиям, заимствованным из фольклора, получила широкое распространение во всем христианском мире. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) отмечено, что Евгения была похоронена «в Риме, на Латинской дороге, на кладбище Апрониана». Рим. итинерарии VII в. сообщают, что над могилой была построена базилика, к-рая перестраивалась папами Иоанном VII (705—707), Адрианом I (772—795) и Львом III (795—816), а затем исчезла. Место, где было расположено кладбище Апрониана и находилась могила святой, установить не удалось.
В настоящее время
мощи Евгении
пребывают в церкви Двенадцати апостолов в Риме. Частицы мощей Евгении имеются в монастыре вмц. Варвары (о-в Кипр) и на территории Греции, в монастырях Живоносного Источника на о-ве Андрос и Св. Троицы в Коропи (Meinardus. 1970. P. 176) Изображения Евгении на мозаиках в Греции, Италии (Равенна, Неаполь) и Хорватии (Пореч) свидетельствуют о распространении её почитания за пределами Рима.
Культ святой укрепился во времена еп. Авита Вьеннского (ок. 450 — ок. 518 или 525). Гимны в честь Евгении писали Венанций Фортунат (VI в.), Адельман (? в.), Флодоард (X в.). Евгении посвящен самый большой из поэтических текстов в составе греческого стишного синаксаря (т. н. стостишие), вошедший затем в слав. стишной Пролог. Одной из самых известных европейских литературных переработок жития прмц. Евгении считается новелла Готфрида Келлера «Евгения» (Eugenia) из сборника «Семь легенд» (1872). Молитва святой преподобномученице Евгении Римской
, преславной покровительнице нашей иконы Евгения Римская Девственниц похвало и мучениц славо, Евгение преподобная! К тебе во умилении сердец припадаем и заступления твоего у Господа просим! Ты бо, преподобномученице преславная, велие дерзновение ко Владыце всех стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоей и телеси твоем страдальчестем, зане, вся прельщения врага и прещения мучителя презревши, вся терпящи, вопияла еси: «Христос есть богатство мое и похвала!» Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евгения зовет велиим гласом: Тебе Женише, мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 2
Благородия нравом тя честноподобне украсив обоживый Господь, в рабии зраце от Девы нам соединися, Иже тя в лик дев свещеносиц вчини и с мученики сочета, Евгение, яко воистину благородия Божественныя славы венец улучи.
Хохотушка.
Преподобномученица Евгения. Неженский роман с переодеванием
В житии святой преподобномученицы Евгении есть много расхожих шаблонов: красота и книжная ученость, попытка скрыться под видом инока в мужском монастыре, неверующий, но обращенный дочерью в христианство отец-правитель, клевета и наветы, оставленный жених и поверженные идолы.
Однако здесь нет ничего лишнего, вся история жизни и жития святой течёт плавно и ровно, даже при самых невероятных совпадениях напоминая не индийское кино, а рассказ о вверении себя Богу, без воли Которого ни один волос не упадет с головы человека.
***
В конце II века некий римский вельможа по имени Филипп получил от императора Коммода назначение на должность правителя Египта. Он взял свою жену Клавдию, своих сыновей Авита и Сергия и свою единственную дочь Евгению — и переехал вместе со всем семейством, чтобы править в Египте мудро и спокойно. Это означало, что Филипп, сам будучи скорее агностиком, чем приверженцем какой-то определенной веры, «управлял Египтом по римским законам и по обычаям предков», то есть уважительно относился ко всем существующим культам.
Однако при этом правитель резко отрицал всевозможных волшебников и колдунов, вплоть до преследований по закону. Очень не любил Филипп евреев, причем на каком-то животном уровне, но не позволял этой личной неприязни выходить за рамки закона. «Милостивее всего, — говорит житие святой Евгении, — он относился к христианам и хотя изгнал их из самой Александрии, сообразно царскому повелению, однако позволил им мирно селиться и служить своему Богу в предместьях города. Филипп уважал христиан за чистоту их жизни и мудрость».
В подобных условиях сам правитель и все его семейство исповедовали греческую философию, то есть, в первую очередь, занимали разум науками и любовью к мудрости. Однако уже приближалось то время, когда и Филипп, и Клавдия, и все их дети задумаются о душе и ее спасении.
Все началось с того, что принято называть простой случайностью, но что очевидно было промыслом Божьим. Евгения, от природы обладавшая феноменальной фотографической памятью и страстной любовью к чтению, наткнулась на книгу посланий святого апостола Павла. Прочитав ее от корки до корки, девушка поняла, что ей открылась Истина. Она не могла поделиться новыми знаниями и своей радостью с родителями, потому что опасалась их гнева.
Жениха у нее не было — многие знатные, богатые и красивые юноши сватались к Евгении, которая была не только умна, но и очень красива, однако девица отказывала всем, а Филипп и Клавдия не хотели принуждать дочь к браку без любви.
Про подруг житие умалчивает — и лишь два человека, слуги-евнухи Прот и Иакинф, оказываются теми, с кем Евгения делится тем новым, что вошло в ее жизнь. Девушка просит у родителей разрешения отправиться в одно из загородных имений, намереваясь посетить там высланных в предместья Александрии христиан, чтобы узнать как можно больше о том учении, которое она уже приняла всей душой, но о котором знает еще так мало.
Она берет с собой не только Прота и Иакинфа, но еще множество слуг, как и положено единственной дочери правителя. Торжественная кавалькада едет мимо одного из монастырей — и Евгения слышит иноческое пение слов из 35-го псалма: «Все языческие боги — демоны, а Господь сотворил небеса». Увидев в этом знак и Божье указание, Евгения призывает Прота и Иакинфа.
Она рассказывает им свой план побега из дома, говоря так: «Вы достаточно обучались со мной наукам, мы вместе постигли учения философов. Вы, конечно, понимаете, что все это басни, не имеющие за собой ничего, кроме разве обманчивого для многих подобия истины. Я читала слова апостола Павла, и он указал мне путь к спасению, и вы, если пожелаете, можете последовать его указанию. Я не буду больше зваться вашей госпожой, но сестрой и сослужительницей, ибо мы имеем общего Господа и Отца: Бога. Будем же единодушны и единомысленны, как братья, и вместе решим обратиться ко Христу. Я слышала, что христианский епископ Елий построил здесь монастырь, где иноки непрестанно днем и ночью прославляют песнопениями Бога.
В этот монастырь ни в каком случае не позволяют входить женщинам. Поэтому остригите мне волосы, дайте мужскую одежду и отведите меня туда. Мы назначим наше возвращение в город поздно вечером, все рабы пусть идут впереди колесницы, а вы двое позади. Я тихо сойду с колесницы, и мы скроемся тайно от всех. Колесница возвратится домой пустой, а мы пойдем к рабам Божиим».
Все было проделано именно так, как придумала Евгения. Она вместе с Протом и Иакинфом оказалась в монастыре, стремясь попасть к игумену Елию, чтобы тот благословил их остаться в обители. Они представились родными братьями, обратившимися от языческой веры в христианство, и игумен назначил им день приема. Накануне Елию приснился сон: он увидел, что какие-то мужчины носили на руках и поклонялись как богине некоей женщине, похожей на изваяние языческих богинь.
Елий обратился к женщине с такими словами: «Подобает ли тебе, созданию Божию, быть почитаемой людьми за божество и принимать от них подобное поклонение?». Богиня тотчас же оставила своих поклонников и последовала за Елием со словами, что не оставит его до тех пор, пока он не откроет ей истинную христианскую веру.
Пробудившись ото сна, Елий принял ожидающих его Евгению с евнухами, сказав ей так: «Имя твое, Евгения, согласуется с духом твоим (Евгения — «благородная, мужественная»), ибо ты имеешь благородную, мужественную душу и во всех отношениях являешься мужем. Крепко держи в уме свое решение, побеждай свою женскую природу, и ты возмужаешь и утвердишься о Христе. Я говорю это не обличая тебя, не порицая твою женскую природу, не желая отвлечь от твоего намерения, но чтобы ты узнала, какое попечение имеет о тебе Бог, открывший мне, что ты придешь ко мне с просьбой о присоединении ко Христу».
Евгения вместе с Протом и Иакинфом остаются в монастыре, Елий совершает над ними святое Крещение и постриг. Евгения усердно изучает Священное Писание, помогает всем и каждому в ежедневных делах, а вскоре получает от Бога дар исцеления. Именно благодаря ему она снова встречается со своими родителями.
Филипп и Клавдия, когда к их дому в Александрии приехала пустая колесница, а дочь бесследно исчезла, были безутешны. Правитель искал пропавшую дочку по всей стране, но всё было напрасно. В конце концов, он даже обратился к ненавидимым колдунам, которые, опасаясь его гнева, придумали историю, что это боги были так впечатлены умом и красотой Евгении, что взяли ее к себе на небо.
Филипп предпочел поверить этой сказке и даже поставил в Александрии скульптурное изображение Евгении, чтобы любой мог ей поклоняться, но Клавдия с сыновьями не желали верить в такие выдумки и продолжали оплакивать пропажу Евгении, не ведая, что скоро снова встретятся с ней. Дело было так. Когда слава о том, что один из иноков местного монастыря может исцелять больных, распространилась далеко за пределами окрестных поселений, одна из богатых женщин попросила помочь ей избавиться от лихорадки, которой она страдала уже больше года.
Евгения, которую к тому моменту братия упросила принять игуменство в монастыре после усопшего настоятеля, отправилась к этой болящей по имени Меланфия. Женщина исцелилась, после чего стала часто посещать монастырь и воспылала страстью к своему врачу, искренне считая, что это миловидный молодой мужчина и даже не подозревая, что это девушка. Страсть и похоть захватили Меланфию с головой. Она послала за Евгенией, сказав, что снова заболела, и отзывчивая Евгения довольно скоро пришла. Меланфия схватила ее за руку и призналась в своей любви, предлагая все земные блага, которыми владела, только чтобы предмет ее страсти остался с ней и ответил взаимностью.
Евгения отвечала так: «Да не помыслит даже ум наш когда-нибудь о плотских наслаждениях! О блаженная чистота, не продадим тебя за тленные богатства! О святое девство, не оскверним тебя любодеянием! Один у нас брак — наша любовь ко Христу, одни у нас богатства — блага, уготованные на небесах, одно наследство — познание истины!» После этого Евгения быстро уходит, а Меланфия идет к правителю и подает жалобу, что настоятель монастыря Евгений пытался принудить ее к плотским утехам. Филипп — а ведь именно он правит Египтом в тот момент! — приходит в ярость: в первую очередь он ощущает себя обманутым в лучших чувствах, ведь именно христиан он всегда почитал за праведное житие.
Он повелевает арестовать не только игумена Евгения, но и всех иноков того монастыря. Слух об этом распространяется по всей стране, и как всегда бывает с людской молвой, обрастает фантасмагорическими подробностями, так что христиан в эти минуты поносят и гонят практически везде. Наконец назначен суд: на месте судьи сидит Филипп, рядом его сыновья. На середину пространства суда выходит Евгения, она укрыта монашеской одеждой и смотрит только в пол, чтобы отец или братья не могли ее узнать. Она выслушивает обвинения, слышит народный гнев и, прежде чем со всей очевидностью опровергнуть наветы, пытается еще раз воззвать к Меланфии и ее совести.
Однако распаляемая стыдом и страстью обвинительница не только упорствует в своих показаниях, но еще и призывает рабыню, которая подтверждает слова своей госпожи и рассказывает, что Евгений домогался и ее тоже. Выслушав это, Евгения произносит оправдательное слово, причем сразу же, с первых мгновений говорит о себе уже снова в женском роде. Она заканчивает свою речь раздиранием одежды и такими словами: «Так и я пожелала ради Христа, в Которого уверовала, Которого всей душой возлюбила и на Которого возложила все мое упование, по жизни и по внешнему виду быть скорее мужем, чем женой, соблюдая свое девство единому чистейшему и нетленному Небесному Жениху. Ты же, господин, — отец мой по плоти, сама же я – дочь твоя Евгения, отрекшаяся от мира и всех его наслаждений из любви к Христу».
Далее автор жития описывает радость воссоединения семьи, радость прибежавшей матери, а потом пишет очень просто и трогательно: «А множество христиан, пришедших со своими епископами и пресвитерами для погребения тел мучеников, также пели, исполнившись несказанной радости». То есть сам собой разумеющийся, фактически обыденный момент — люди были готовы, что неправедный мирской суд приговорит их собратьев к казни, были готовы после этого собрать их тела и воздать им почести, радуясь за обретение ими мученических венцов. Однако ситуация изменилась, более того: Филипп окончательно утвердился в том, что его дорога лежит ко Христу и вместе со всем семейством принял крещение. В Египте наступил мир и благорастворение воздухов.
Продолжается такая история недолго. Языческие жрецы возмущены, они возводят наветы на Филиппа, обвиняют его, прежде соблюдавшего нейтралитет в делах веры, в излишнем христианском рвении и подговаривают глав соседних государств объявить войну, если тот не откажется от своей новой религии. Филипп поступает изящнее, доказывая свою мудрость: он посылает в Рим запрос на нового правителя, а сам снимает с себя светский сан, чтобы тут же стать избранным народом епископом Александрии. Надо сказать, что жрецов такое положение вещей тоже не устроило, так что через довольно непродолжительное время епископ Филипп пал от рук наемных убийц. Вскоре после его смерти Клавдия вместе с сыновьями и дочерью возвращается в Рим, где Евгения продолжает свою никогда не прекращавшуюся проповедь Христа и многих знатных дев призывает хранить девство ради Жениха Небесного.
В их число входит и девушка из царского рода по имени Василла. Она с детства была обручена одному храброму и отважному юноше по имени Помпей. Их брак был отложен до того момента, когда Василла войдет в подобающий возраст, но теперь, слыша о Евгении и узнавая о ее словах, девушка все больше и больше проникалась идеей отказаться от брака вообще. Она отправила Евгении письмо, прося подробнее научить ее вере. В ответ святая отправляет девице своих верных друзей, Прота и Иакинфа, которые, подобно апостолам, несут Василле свет Христа. Девушка принимает святое крещение, а потом и ее родной дядя и воспитатель Элин обращается ко Христу.
Вскоре в Риме снова начинаются гонения на христиан. Святая Евгения встретилась с Василлой и поведала, что ей было откровение, что подруге скоро будет дан мученический венец. «Меня Господь также благоволил известить о тебе, — отвечала Василла, — что ты получишь двойной венец мученический, один за скорби и напасти, перенесенные тобой в Александрии, другой же — за ту кровь, которую ты прольешь в страданиях за Христа». Евгения, услышав это, возрадовалась и, преподав последние наставления вверенным ее заботам девицам, стала готовиться к скорой мученической смерти.
В эти же дни одна из рабынь Василлы отправилась к Помпею и сказала мужчине, что его водят за нос: невеста давно достигла брачного возраста, но теперь просто не желает вступать в брак, потому что обратилась в христианство. Помпей скорее отправился в дом к нареченной, но Элин не пожелал пустить его, говоря, что вошедшая в возраст Василла вольна сама выбирать, хочет она связывать себя брачными узами или нет.
Отвергнутый жених отправился к императору и подал жалобу на бывшую невесту, ее дядю и на Евгению, обращая императорское внимание на то, что святая-де смущает девушек и призывает их нарушать естественные законы человеческой жизни в целом и Римской империи в частности. Царь, видя непритворные и гнев, и слезы юноши, повелел, чтобы Василла либо срочно вышла замуж за Помпея, либо была казнена. Девушка, не колеблясь, выбрала мученический венец и была зарублена мечом. Ее учителя Прот и Иакинф были схвачены и отведены в языческий храм для принесения в жертву, однако все идолы попадали, как только святые оказались на пороге — после этого, повелением царя, они тут же были казнены.
Святую Евгению император сначала позвал к себе и стал спрашивать, каким колдовством она владеет. Девица пыталась рассказать ему о Христе и о том, Кто помогает ей на самом деле, но царь Галлиен не желал слушать эти умные и спокойные речи, а повелел и Евгению отправить в языческий храм Дианы для принесения в жертву. Надо ли говорить, что все статуи оказались повержены, стоило только святой туда войти. Император приказал привязать ей на шею камень и бросить в Тибр, но Евгения пошла по воде, словно по суше. Ее бросили в горящую печь, но та моментально погасла. Тогда мученицу отправили в темный сырой ров и десять дней морили голодом, однако с неба сходил луч света, а ангелы приносили ей пищу.
В один из дней этого заточения Евгения сподобилась явления самого Христа, Который сказал ей такие слова: «Я твой Спаситель, Которого ты возлюбила всей душой и всем сердцем, ради Которого терпишь эти страдания. Да будет знамением для тебя, что Я приму тебя в Свои небесные селения в тот самый день, когда Я родился на земле из чистой и девственной утробы». Евгения стала с нетерпением ждать обещанной радости — и действительно, в самый день Рождества в ров спустился палач и убил святую мечом.
***
Блаженная Клавдия дважды за время земного пути лишалась своей единственной дочери Евгении, но оба раза ей была явлена высшая радость: сначала дочка нашлась после трех лет отсутствия, и семья прожила некоторое время в земном счастье. Потом Евгения была казнена, и Клавдия, предав тело земле в родовом поместье недалеко от Рима, плакала и скорбела о ее смерти. Вскоре дочь явилась матери во время молитвы со словами: «Радуйся и веселись, мать моя, что Христос ввел меня в радость святых, отца же моего в число патриархов, в воскресный день Он примет и тебя в вечное веселие». Вторая разлука была страшнее, но и радость от встречи была куда как более сильной, ведь мать и дочь встретились уже на Небесах.
Преподобномученица Евгения
6 января (24 дек. по церк.кал.)
СВЯТАЯ ЕВГЕ
НИЯ родилась в 183-ом году в Риме. Отец ее, Фил
и
пп, был наместником императора Комм
о
да в Ег
и
пте и жил со своей семьей в городе Александр
и
и. Евгения получила блестящее разностороннее образование. Прекрасная собой, Евгения, однако, от брака уклонялась. От чтения посланий апостола Павла в ней загорелось желание стать христианкой.
Желая посвятить себя Богу, Евгения в возрасте 16-ти лет переоделась мужчиной и тайно покинула родительский дом, сопровождаемая двумя своими рабами-евнухами Протом и Иакинфом. Выдавая себя за юношу, она обратилась к святителю Еллию с просьбой крестить ее и благословить на монашеский образ жизни. Святитель понял ее тайну, однако крестил ее с мужским именем Евгений. Вместе с нею приняли крещение и ее рабы. После этого святитель всех троих постриг в монашество.
Блаженная дева, скрываясь под монашеским одеянием, преуспевала в обители в строгих монашеских подвигах поста и молитвы. Столь угодны оказались Господу ее подвиги, что Он удостоил ее дара исцеления. Когда через несколько лет преставился игумен монастыря, братия просила Евгению стать их игуменом. Открыв Евангелие, Евгения прочитала: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мт. 20:26-27). Однако вынуждена была согласиться на игуменство и, приняв эту должность, удвоила свои подвиги. Все, кроме ее бывших рабов, принимали ее за монаха.
Однажды к Евгении обратилась за помощью болящая вдова Мелания, и Евгения исцелила ее крестным знамением. По внушению дьявола Мелания озлобилась на Евгению и оклеветала ее в насилии. Евгения должна была предстать на суд к правителю Филиппу, ее родному отцу. Во время судебного разбирательства правитель узнал в обвиненном игумене свою пропавшую дочь Евгению, и Мелания была осуждена за клевету. Найдя ту, которую они так долго оплакивали, родители Евгении прониклись ее духовной красотой, уверовали в Христа и крестились. В скором времени александрийские христиане избрали Филиппа своим епископом. Но недолго епископствовал Филипп. Новый правитель подослал убийц, которые его смертельно ранили, и он скончался в 262-ом году.
После смерти отца Евгения вместе со своей матерью Клавдией вернулась в свое родовое поместье около Рима. В нем Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам. Впоследствии, при императоре Галиане (260-268 гг.) она стала мученицей. Осиротевшая римлянка из царского рода, Василла, приняла крещение от Евгении. Ее озлобленный жених пожаловался императору Галлиену на христиан, проповедующих безбрачие. Василла отказалась исполнить приказ императора и вступить в брак. За это ее казнили. Монахи Прот и Иакинф, сподвижники Евгении, были обезглавлены. Когда Евгению повели в храм Дианы для жертвоприношения, храм разрушился. Обвинив Евгению в волшебстве, ее бросили в реку Тибр с камнем на шее. Но веревка развязалась, и Евгения выплыла невредимой. Наконец ее обезглавили 25-го декабря 262-го года. Так как позже в этот день стали праздновать Рождество Христово, то день памяти святой Евгении перенесли накануне — в Сочельник. Ее мощи хранились в Риме в храме святых Апостолов.
Тропарь: А
гница Тво
я
Иис
у
се Евгения зов
е
т в
е
лиим гл
а
сом: Теб
е
Жениш
е
м
о
й, любл
ю
, и теб
еи
щущи страд
а
льчествую, и сраспин
а
юся, и спогреб
а
юся крещ
е
нию Твоем
у
, и стр
а
жду Теб
е
р
а
ди
я
ко да ц
а
рствую в Теб
е
, и умир
а
ю за Тя, да и жив
у
с Тоб
о
ю, но
я
ко ж
е
ртву непор
о
чную приим
и
м
я
, с люб
о
вию пож
е
ршуюся Теб
е
. То
я
мол
и
твами,
я
ко м
и
лостив, спас
и
д
у
ши н
а
ша.
Миссионерский листок номер A-1
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы
Copyright (c) 1996 and Published by Holy Protection Russian Orthodox Church 2049 Argyle Ave. Los Angeles, CA 90068, USA
Редактор: Архимандрит Александр Милеант
(sbor1.doc 11-15-97)
Баварский город на Дунае хранит мощи прмц.Евгении Римской
От редакции. 6 января, в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Православная Церковь чтит память прмц. Евгении Римской — девы, подвизавшейся в мужском образе (ок.262). Читателям предлагается фрагмент главы «От Ашаффенбурга до Фюссена» из новой книги мюнхенского журналиста, автора РНЛ Анатолия Гурьевича Холодюка, «Бавария: от святыни к святыне», которая готовится к печати и выйдет в Германии на русском языке в первом квартале 2013 года.
* * *
Поиски мощей раннехристианских святых привели меня в баварский город Нойбург-на-Дунае (Neuburg an der Donau), чьи две круглые массивные замковые башни и шпиль 57-тиметровой Придворной церкви торжественно возвышаются над дунайским мысом, зеркально отражаясь в голубых водах.
Сам замок, ставший резиденцией правителей Пфальц-Нойбурга из династии Виттельсбахов (1505-1742 гг.), был заложен на месте бывшего оборонительного укрепления еще в 1527 году пфальцграфом Отто Генрихом Великодушным (1502-1559).
Внутри замка, возводившегося до 1665 г., еще в 1543 г. построена часовня, считающаяся ныне одной из самых старых протестантских церквей Баварии. За пределами замка, в живописной исторической части города находятся бывший иезуитский колледж, а на площади Карлсплатц — католическая Придворная церковь (Hofkirche), как повествуют церковные документы, — одна из „любимых церквей баварского королевского дома».
По данным хранящихся в Мюнхене церковных архивных документов, на ее месте уже до 1000 г. существовала часовня Пресвятой Богородицы. Современное здание церкви в стиле маньеризма построено в соответствии с планами придворного живописца и архитектора Й. Хайнц. „Моделью» для „Hofkirche» стала иезуитская церковь Санкт-Михаэля в Мюнхене. Ее начали возводить в 1607-08 гг., однако все внутренние работы завершили только к 1627 г. В октябре 1618 г. церковь освятили в честь Пресвятой Богородицы и она стала называться в народе „контрреформаторской».
За год до освящения фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640), который был родом из немецкого города Зиген, специально для „Hofkirche» написал алтарное изображение «Великого Страшного суда».
Считается, что над этим масштабным полотном трудились от десяти до двадцати художников из мастерской великого мастера кисти, хотя на алтарной картине стоит подпись только Рубенса, слава работ которого на мифологические и религиозные темы гремела в XVII в. во всей Европе.
В 1620 г. для двух боковых алтарей той же Придворной церкви Питер Пауль Рубенс написал еще две картины: „Поклонение волхвов» и „Сошествие святого Духa», которые находятся ныне в залах Государственной галереи Нойбурга.
…Уже сделав первые шаги в Придворной церкви, замечаешь, что в ее нескольких боковых алтарях имеется множество реликвариев с мощами разных святых. Однако самые драгоценные реликварии, искусно выполненные из слоновой кости, находятся перед главным алтарем.
В одном из двух очень похожих друг на друга реликвариях-шкатулках, почивают мощи прмц. Евгении Римской. Реликварий с ее мощами венчает миниатюрная поясная статуэтка Евгении Римской.
Так называемый „Народный алтарь» был освящен в 1990 г., и под его престолом тогда же установили два реликвария c мощами святых Фелициана и прмц. Евгении Римской. Реликварий св. Евгении дополнили мощами св. Христины Тирской, или Кристины Больсенской, а также мощами других раннехристианских мучеников.
Ажурную резьбу на пластинах слоновой кости, из которой изготовлены два реликвария, выполнил известный мюнхенский мастер Христофор Альгемайер (ок.1580-1633). Служители церкви „Hofkirche» и работники городского музея Нойбурга затрудняются с однозначным ответом на вопрос автора этих строк: чьи же конкретно мощи из двух известных в истории Церкви святых Фелицианов ( или епископа из Фолиньо; † 24 января 249 г., или другого одноименного святого, умученного † ок. 305 г. в Риме вместе с братом Примом; день памяти — 9 июня) находятся в реликварии? Они же единодушны во мнении, что мощи прмц. Евгении Римской попали в Нойбург из Вечного Города в эпоху движения Контрреформации, направленного против распространения в Баварии идей Мартина Лютера.
По данным „Православной энциклопедии», ссылающейся на текст мартиролога блж. Иеронима (V в.), прмц. Евгения была похоронена на Латинской дороге в Риме. Над ее могилой на кладбище была построена базилика, которая перестраивалась в VII — VIII cтолетиях папами Иоанном VII , Адрианом I и Львом III, а затем и вовсе исчезла. Место, где находилась могила святой на кладбище Апрониана (Coemeterium Aproniani), установить так и не удалось в римским исследователям. До недавнего времени было известно, что мощи почитаемой Православной и Католической церквями раннехристианской мученицы Евгении Римской, пострадавшей в Риме ок. 262 года, пребывают только в церкви Двенадцати апостолов в Риме, а частицы ее мощей имеются в монастыре вмц. Варвары на греческом Кипре и двух монастырях Живоносного Источника на греческом острове Андрос и Святой Троицы в местечке Коропи, построенном на месте древнего греческого города, получившего свое название в честь известного прорицателя Аполлона Коропи (V в. до РХ).
Не позднее конца того же V в. о мученичестве прмц. Евгении было написано житие на латинском языке. Во времена раннего Средневековья почитание святой Евгении было очень сильно распространено особенно в Италии и Греции. Oдной из самых известных литературных переработок жития святой Евгении является новелла Готфрида Келлера «Евгения» из сборника «Семь легенд» (1872.
Житие прмц. Евгении Римской известно православным верующим из четьи-минеи Димитрия Ростовского. Евгения, родом римлянка, жила в Александрии, куда ее отец, Филипп, был послан императором Коммодом (180 — 192) в качестве наместника Египта. Евгения получила хорошее образование и отличалась добрым нравом и красотой. Многие юноши добивались ее руки, но вступать в брак она не хотела. Евгения всей душой устремилась к христианству и тайно от родителей, в сопровождении своих двух рабов, Прота и Иакинфа, переодевшись в мужскую одежду, удалилась в мужской монастырь. Там она со своими рабами и спутниками приняла святое Крещение от епископа Элия, которому было открыто о ней в видении, и он благословил ее подвизаться в монастыре в образе инока Евгения. Своими подвигами святая Евгения стяжала дар исцеления. Однажды к ней за помощью обратилась богатая молодая вдова Мелания. Увидев юного инока, эта женщина воспылала нечистой страстью, но будучи отвергнута, она измыслила клевету о попытке насилия. Святая Евгения предстала на суд к правителю Египта, т. е. к своему отцу, и была вынуждена открыть свою тайну. Ее родные обрадовались, найдя ту, которую долго оплакивали. Через некоторое время все они приняли святое Крещение. Но Филипп, по доносу язычников, был смещен с поста правителя. Александрийские христиане избрали его своим епископом. Новый правитель, опасаясь народного гнева, не стал открыто казнить Филиппа, а подослал убийц. Во время уединенной молитвы епископа ему были нанесены раны, от которых он через три дня мученически скончался. Овдовев, Клавдия с дочерью и слугами уехала в свое поместье, находившееся в окрестностях Рима. Там Евгения продолжала иноческую жизнь. Она привела ко Христу многих дев, а Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам. Император Галлиен (260 — 268) вновь начал гонение на христиан, и многие из них нашли убежище у святых Клавдии и Евгении. В то время осиротевшая молодая римлянка из царского рода, Василла, услышав о христианах и о святой Евгении, захотела встретиться со святой и написала ей письмо. В ответ святая Евгения прислала своих друзей и сподвижников, Прота и Иакинфа, которые просветили Василлу, и она приняла святое Крещение. Служанка Василлы рассказала ее жениху Помпею, что его невеста стала христианкой, и Помпеи пожаловался императору на христиан, проповедующих безбрачие. Привлеченная к ответу, Василла отказалась вступать с Помпеем в брак, и за это ее закололи мечом. Святых Прота и Иакинфа потащили в идольский храм для принесения жертвы, но едва они вступили туда, идол упал и разбился. Святые мученики Прот и Иакинф были обезглавлены. Святую Евгению тоже насильно привели в храм Дианы, но не успела она еще вступить в него, как всё капище вместе с идолом разрушилось. Святую мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень свалился, и она осталась невредима. Невредимой осталась она и в огне. Тогда ее бросили в ров, где она находилась 10 дней. В это время ей явился Сам Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 году наступил этот светлый праздник, палач умертвил святую мученицу мечом. Вскоре приняла мученический венец и святая Клавдия. Прмц. Евгения предупредила ее о дне смерти. Святую Евгению похоронили на Латинской дороге недалеко от Рима.
В Баварии святой Евгении молятся против глухоты и одержимости.В Православной Церкви день памяти прмц. Евгении Римской отмечается 6-го января, а в Католической Церкви — 25 декабря.
В Придворной церкви Нойбурга, в одном реликварии с мощами прмц. Евгении почивают и мощи мученицы Христины Тирской, или Больсенской — христианской святой, почитаемой Православной Церковью 6 августа и Католической — 24 июня. (…) Почитание этой святой было распространено в Больсене уже в IV веке, но описание её мученичества составлено только лишь спустя пять столетий. Эксперты считают житие Христины легендарным, не имеющим под собой основы в виде исторического события.
Появление большого количества христианских реликвий было совсем не случайным явлением в баварских городах, в том числе и в Нойбурге. Коллекция реликвий возникла в эпоху Контрреформации. Начало ей положил в 1577 г. Баварский герцог Вильгельм V Благочестивый (1548 — 1626), получивший на это благословение Папы Римского Павла IV (1476- 1559). Бавария получала мощи первых христианских святынь в качестве дара непосредственно из Рима. Начавшему в Европе движению Реформации Мартина Лютера была противопоставлена Контрреформация, сторонниками которой и активными проводниками реставрации католицизма были почти все герцоги Баварские, которые повели решительную борьбу с протестантизмом в своих владениях, расположенных вдоль Дуная. К началу XVII века Католическая церковь сумела отстоять и даже вновь обрести значительные территории в Германии, где широко распространялись реформационные учения. В 1608 году силам Католической церкви была противопоставлена Протестантская уния, на которую католики в 1609 году ответили образованием лиги во главе с Баварией, которая стала центром противоборства двух религиозно-политических коалиций на германских землях.
Нойбург — не единственный баварский город на Дунае, где имеются великие христианские святыни. Расположенный от него недалеко город Донаувёрт (Donauwörth), основанный в 1040 г. герцогом Мангольдом I, хранит уникальную ставротеку с частью Животворящего Креста Господня. В 1028 г. эта святыня получена в Константинополе в качестве дара тем же герцогом от императора Константина VIII.
Анатолий Гурьевич Холодюк, специально для «Русской народной линии»
Мюнхен, Германия
В чем помогает икона преподобномученицы Евгении Римской
Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности. Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона преподобномученицы Евгении Римской помогает наладить молитвенную связь со святой заступницей. Имея перед собой зрительный образ святой Евгении, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое. Евгения Римская почитается в христианском мире как святая, преподобная мученица.
Перед иконой святой Евгении Римской молятся:
— Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей.
Значение иконы преподобномученицы Евгении Римской
Значение иконы святой Евгении заключается в несокрушимой силе духа, представленной в образе преподобной. Она олицетворяет силу веры, мученический подвиг, твердую решимость отстаивать христианские идеалы, даже ценой собственной жизни. Образ святой Евгении, история её жизненного пути, вдохновляют нас, побуждают к пламенной молитве и благочестивым делам. Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи преподобномученицы Евгении Римской! Откройте ей свое сердце в искренней молитве и она услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.
Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.
Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что преподобномученица Евгения услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!
Купить икону преподобномученицы Евгении Римской
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону преподобномученицы Евгении Римской. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Представленная выше икона преподобномученицы Евгении Римской, выполнена иконописцами нашей мастерской. В меру своего духовного состояния, каждый наш художник привносит свои уникальные, неповторимые черты в святой облик, и в то же время старается не выйти за рамки узнаваемости изображаемого святого.
Заказывая у нас икону, вы можете быть уверены, что образ написан в строгом соответствии с каноном Русской Православной Церкви.
В церковном каноне мы черпаем свои силы, предающие нам вдохновение и твердость руки. Как и тысячи наших предшественников, вкладываем в создание иконы всю свою душу и особую, индивидуальную манеру письма. Вера, молитва, знание иконографического канона и хороший уровень мастерства помогают нам в этом.
Мы надеемся что на нашем сайте Вы найдете образ на который откликнется Ваше сердце.
Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святая угодница Божия, Евгения, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.
Похожие иконы:
Варвара Илиопольская 13000 ₽
Пимен Верненский 14000 ₽
Мария Радонежская 13000 ₽
Валерий Севастийский 13000 ₽