Первым христианам пришлось принести неисчислимые жертвы, прежде чем их перестали преследовать за веру, а их религия была официально признана в Римской империи. Это произошло в 313 году по указу императора Константина Великого. Правивший перед ним император Диоклетиан придерживался языческой веры и был ярым гонителем всех, кто исповедал христианство.
День памяти: 26 декабря
Немало страстотерпцев за веру претерпели муки в его правление и впоследствии были причислены к лику святых. Одним из них был и мученик Евгений Севастийский, икона которого напоминает о его великом подвиге веры.
Гонения на христиан при императоре Диоклетиане
В 302 году Диоклетиан издал указ об ужесточении борьбы с христианством. Он обязал правителей городов уничтожать христианские храмы, а тех, кто не отступал от своей веры, предавать суду.
Однако этот варварский по жестокости закон не мог остановить ревнителей истинной веры. Лишившись храмов, они не перестали собираться вместе, чтобы помолиться и провести богослужение, только теперь все это происходило тайно, а убежищем для них служили пещеры, удаленные рощи и прочие места, далекие от людских глаз.
Видя, что его усилия по искоренению христианства не приносят плодов, Диоклетиан издал следующий указ: теперь, если христианин отказывался от языческих жертвоприношений и не отрекался от своей веры, он подлежал самой жестокой казни.
Подвиг св. Евгения Севастийского
Христианин Евгений, проживавший в городе Саталионе, имел близкого друга, также христианина, по имени Евстратий, который командовал городским войском. Из-за своего участия в христианских богослужениях они все время подвергали свою жизнь опасности, но друзей это не устрашило, хотя императорский наместник в этой области Лисий был фанатичным преследователем христиан.
Вскоре после императорского указа в их город доставили арестованного пресвитера армянской церкви Авксентия, чтобы заставить его отречься от Господа либо предать суду, в исходе которого не было никаких сомнений.
В темнице вместе с Авксентием были и другие христиане, и он неустанно молил Господа о даровании стойкости и мужества всем, кто обречен на мученичество во славу имени Господнего. Узнав, что Авксентия доставили на суд и бросили в темницу, Евгений с Евстратием поспешили к нему с просьбой, чтобы он помянул и их имена в молитвах. Они уже предчувствовали свою судьбу и готовы были бестрепетно принять все муки, но не отступить. Благодаря молитвам праведного Авксентия на них снизошел Святой Дух и укрепил их силы.
На следующий день Лисий устроил суд над пресвитером Авксентием и другими христианами, брошенными в темницу. Он хотел превратить этот суд в показательный для устрашения последователей истинной веры, а потому на нем присутствовали все именитые горожане и начальники над войском, главным из которых был Евстратий.
По замыслу Лисия, все выступавшие должны были осуждать и проклинать христиан, однако его ожидания не оправдались. Евстратий в силу своей должности должен был выступать первым. Он вызвал всеобщее потрясение, когда не просто не осудил несчастных, страдающих за христианскую веру, но и привел в ее защиту убедительные аргументы.
Это была блестящая речь, и в конце ее Евстратий не побоялся заявить о своей приверженности Христову учению. Евстратий сознательно пошел на мученичество, ибо тут же по приказу рассвирепевшего Лисия был осужден на казнь.
Все это произвело на присутствовавших потрясающее впечатление, но не успели они оправиться от ужаса, как Евгений, верный своему другу и предав себя Божьей воле, тоже произнес страстную речь об истинности христианской веры и, как и Евстратий, объявил себя ее приверженцем.
Обоих друзей тут же заковали в кандалы и бросили в ту же темницу, куда они приходили накануне к праведному пресвитеру Авксентию.
На следующее утро всех осужденных христиан повели в город Никополь, где проводились публичные казни в присутствии большого количества народа. По пути они проходили через город Аравракин, откуда оба друга были родом и где их хорошо знали и уважали.
Надсмотрщики нещадно избивали бичами Евгения, Евстратия и других страстотерпцев. Многие в толпе их узнали, но побоялись подбодрить даже словом в страхе перед неправедными начальниками. И лишь Мардарий, также исповедавший христианскую веру, проявил смелость и мужество. Он поручил заботу о своей семье надежным соседям, тоже тайным христианам, простился с родными и добровольно присоединился к процессии братьев по вере, ведомым на казнь.
Там, в Никополе, они подверглись жестоким пыткам, а потом были казнены. Евгению сначала вырвали язык, затем отрубили руки и ноги и лишь после этого отсекли мечом главу.
Позднее, когда христианство наконец восторжествовало, все они были причислены к лику святых и почитаются ныне 26 декабря, а икона «Св. Евгений» есть во многих православных храмах.
В 1995 году в Новосибирске был освящен храм в его честь; икона святого Евгения напоминает о его подвиге, она дала имя и монастырю при новосибирском соборе архистратига Михаила.
Преподобномученица Евгения Римская
Есть люди, о которых мы узнаем только после их смерти. Они живут рядом с нами, и их подвиг невиден и неизвестен. А про кого-то мы сподобимся узнать лишь на Страшном Господнем Суде, когда вообще все тайное станет явным. Не только плохое, которое почему-то чаще всего в подобных размышлениях приходит в голову, но и хорошее. И есть люди, которые рождены быть знаменитыми. Они всегда на виду, о них говорят, их узнают, о них пишут, к их мнениям прислушиваются. Конечно, не всякого слава тяготит, никто от такого к себе отношения не будет отказываться, если только на какое-то время. Ненадолго. Не навсегда…
Святая Евгения родилась в доме знатного римлянина. Он был поставлен наместником императора в Египте, в то время богатой провинции Рима. Дочь наместника императора, самого славного по всему Египту человека, получила самое лучшее образование, какое были способны дать египетские жрецы и александрийские философы. Она свободно владела латинским и греческим языками, обладала удивительной памятью. Будущее сулило ей стать одной из самых знаменитейших женщин своего времени. Евгения много читала, занималась философией.
Как-то попалось ей в руки Послание святого апостола Павла, из которого она узнала, что есть Нечто, рядом с Чем все, чем она владела считается мусором. «Я все почитаю за сор, лишь бы иметь Христа» – эти слова перевернули всю жизнь Евгении. Не имея возможности в самой Александрии встретиться с христианами, она поехала за город в свое ближайшее поместье. По дороге созрел план побега, и она, с двумя рабами, Протом и Иакинфом, оказавшимися тайными христианами, в мужской одежде пришла в мужской монастырь. Епископ Илий Елиопольский во сне получил откровение, что Евгений – женщина, но имеет мужественную душу и должна стать монахом в созданной им обители.
Началась другая жизнь. Нищета, безвестность, труды бесконечные, молитвы и молчание, покорность и грубость окружающей обстановки. Ей было сложнее втройне. Она только-только обратилась ко Христу, до этого ее учили по-другому, другим обычаям, правилам, поведению, философии. Здесь же пришлось волей-неволей хватать на лету, да еще и делать вид, что она – мужчина.
Через четыре года отошел к Богу игумен того монастыря. И во всем братстве не нашлось смиреннее, послушнее, авторитетнее инока, чем молчаливый Евгений.
Что делать? Она убежала от славы, чтобы в безвестности славить Христа, но слава нашла ее и в нищете. Сказать, что она женщина и уйти из братства? Но где она найдет подобное училище истинной мудрости? Раскрыв Евангелие, Евгения прочла: »Кто хочет среди вас быть старшим, пусть будет всем как раб». Воистину, вот путь, указанный Богом всем начальникам и руководителям.
Девушка возглавила мужской монастырь. Увеличила свои труды, молитвы, была примером для всех. Никто не подозревал, что она – не мужчина. Подвиг изменил ее до неузнаваемости. А потом Бог дал ей дар исцелений. Как раба, спешила Евгения ко всем, кто звал ее на помощь. Учила, руководила, молила и исцеляла. Одна богатая женщина, по имени Мелания, получила исцеление от Евгении и часто приглашала ее к себе, слушать поучения святой и много жертвовала в монастырь. Дьявол настроил Меланию нечистыми мыслями и она, не зная, что перед ней – девушка, стала соблазнять Евгению на грех, но получив жесткий и справедливый отпор, задумала отомстить и донесла отцу Евгении на некоего христианского игумена, который насилием хотел овладеть ею в ее доме.
Надо сказать, что после странного и необъяснимого исчезновения дочери, наместник Египта обращался даже к египетским жрецам, которые, решив, что Евгении, возможно, уже нет в живых, объявили во всеуслышание, что боги полюбили Евгению за красоту и мудрость и взяли ее к себе. Поэтому поиски были прекращены, на площади столицы Египта появилась еще одна статуя, изображающая Евгению, перед которой молился ее отец и приносил жертвы, как богине. Мать Евгении, Клавдия, не верила этим россказням и продолжала оплакивать дочь, которую египтяне славили теперь как богиню.
Евгения вместе с братией были с бесчестием отведены в городскую тюрьму до суда. И хулилось Имя Христово среди язычников, повторяющих и передающих эту клевету друг другу.
На суде Евгения увидела отца и правителя, рядом сидели ее два родных брата. Сперва она пробовала защищаться обычным способом, но были выставлены лжесвидетели. Тогда, защищая не свою уже честь, но честь христианской общины, Евгения открыла всем, кто она, зачем здесь и таким образом раскрыла свою тайну и всю правду о возведенной на нее клевете.
Она была узнана отцом и братьями. Не помня себя от радости, после первых знаков родственной любви, они нарядили ее как принцессу и с царскими почестями увезли во дворец. Не сразу удалось Евгении освободиться от этой славы, не поняли окружающие ее несоответствие светскому миру, ее путь и путь за Христом, но все же вскоре не только ее родственники, но и вся Александрия славили христиан, удивляясь им, а христиане славили Бога, давшего Евгении такое благородное мужественное сердце.
В жизни святой Евгении начался третий большой период, приведший ее к мученическому венцу. После обращения всей семьи в христианство, ее отец был смещен в звании. Христиане сделали его своим епископом. Новый наместник не посмел казнить епископа Филиппа, но тайно подослал к нему убийц. Во время молитвы ему нанесли раны и через три дня он скончался.
Евгения вместе с матерью своей Клавдией устроили за городом странноприимницу и там своими руками много благодетельствовали больным и путешествующим нищим. Вскоре император Галлиен снова начал гонения на христиан. Многие тогда нашли убежище у Клавдии и Евгении.
Среди обращенных была одна молодая римлянка царского рода – Василла. Приняв Крещение, она отказала в браке своему жениху Помпею. Помпей пожаловался императору. В ответ император призвал Василлу на суд, где за неповиновение римской власти и отказ отречься от Христа ее закололи мечом.
Евгению вызвали на суд в Рим. Принуждая ее принести жертву богам, святую привели к храму богини Дианы, но капище вместе с идолами рухнуло. Ее хотели утопить в Тибре, но камень упал с ее шеи, а сама она пошла по воде. Такой же невредимой и непобедимой осталась она и в огне. Не зная, что с ней делать, мучители бросили ее в ров и десять дней морили голодом. Там ей явился Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в Его День Рождения.
В канун великого праздника в 262 году посланный палач убил святую преподобномученицу Евгению мечом. Память ее празднуется Церковью в день ее смерти – 6 января
, вместе с отцом, священномучеником Филиппом и матерью, мученицей Клавдией, мучениками Протом и Иокинфом.
Частица мощей святой преподобномученицы Евгении хранится в Успенском храме нашего монастыря.
Святая преподобномученица Евгения, моли Бога о нас!
Мощи преподобномученицы Евгении находятся:
– в церкви Двенадцати апостолов в Риме.
Частицы мощей мученицы Евгении имеются:
– в Успенском храме Николо-Сольбинской обители;
– в монастыре великомученицы Варвары (остров Кипр);
– в монастырях Живоносного Источника на острове Андрос и Святой Троицы в Коропи (Греция).
Молитва преподобномученице Евгении
Девственниц похвало и мучениц славо, Евгение преподобная! К тебе во умилении сердец припадаем и заступления твоего у Господа просим! Ты бо, преподобномученице преславная, велие дерзновение ко Владыце всех стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоей и телеси твоем страдальчестем, зане, вся прельщения врага и прещения мучителя презревши, вся терпящи, вопияла еси: «Христос есть богатство мое и похвала!» Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь.
Поделитесь с друзьями: