мученицы, одни из первомучениц Рима
К 1950-летию (2018 год) со времени отшествия ко Господу
(+ около 68 года по церковному календарю) [+ 68 год]*.
День памяти
: *
15 апреля
(28 апреля). Отшествие ко Господу (+ около 68 года) [+ 68 год]*.
Латинские написания имён
: Basilissa e Anastasia.
Имена в переводе с греческого
: Василисса — «Царственная»; Анастасия — «Воскресение».
Главные вехи в житии святых:
* Время рождения
: неизвестно, вероятнее всего I век. *
Место рождения
: неизвестно, вероятно Рим, но не исключено, что римская крепость Сетабис Август в Испании. *
Время отшествия ко Господу
: предположительно 15 апреля (28 апреля) 68 года*. *
Место упокоения мощей в настоящее время
: церковь Святой Марии Умиротворительницы (Санта-Мария-делла-Паче) (Santa Maria della Pacе) в Риме.
(К началу страницы)
ЖИТИЕ
Жили в могущественном Риме две неразлучные девицы. Они любили свой город, часто с душевным трепетом прогуливались по его древним улочкам. И вот однажды на их пути встала толпа людей. НЕкто рассказывал им совершенно новую, ранее никогда не слыханную историю о настоящем Боге, отдавшим свою жизнь за вечное блаженство людей. Эти слова неизвестного рассказчика были столь поразительны, столь одухотворённы, что Василисса и Анастасия были зачарованы открывающейся перспективой жизни вечной вместе с любящим людей Богом. Они нашли возможность и дальше слушать свидетеля Божией благодати, а им оказался не кто иной, как сам апостол Павел. Случилось это знакомство около 67 года.
Так постепенно, незаметно, языческие по своей врождённой сути жительницы Рима стали христианками. Но годы были сложные, трудные. Император Нерон, при котором в эти годы сгорел Рим, нашёл хитрый ход обвинить в чудовищном злодеянии христиан. Сожгли не они? А кто что мог в то время доказать, да и нужно ли было это делать, если сам император объявил об этом злодеянии во всеуслышание… А кого же ещё без опасности для трона можно было в те времена объявить преступниками? Христиане ведь послушно шли на любые жертвы ради Своего Христа, а во многих случаях и с радостью устремлялись на казнь.
Пришло время казни апостолов Петра и Павла. Как вы думаете, кто их святые останки предал земле? Правильно — сёстры во Христе Василисса и Анастасия. Узнав, где находятся останки дивных апостолов, они тёмной ночью похоронили их, надеясь, что никто их не заметит. В последующем они стали регулярно предавать земле тела замученных христиан. Да только во все времена находились отвратительные существа, по виду как бы люди, называемые и поныне доносчиками.
Василиссу и Анастасию заключили в темницу и для новых христианских душ начались тяжелейшие испытания на верность Христу. Они же понесли своей крест с той честью, с какой только было возможно. Сначала их пытались склонить к отречению от Господа нашего Иисуса Христа с помощью обещаний безбедной жизни, но поскольку это не принесло никаких результатов, то Василиссу и Анастасиию начали подвергать мучительным пыткам. Как свидетельствует священное предание, с дев сдирали кожу, тела прижигали свечами и опаляли факелами, нещадно били кнутами. Но и эти принуждения к отречению оказались бесполезными и бессильными перед мужествои святых дев.
Нерон, которому донесли об этой истории, пришёл в бешенство и приказал немедленно отрезать у мучениц языки и казнить чрез усечение мёчом. Так святые Василисса и Анастасия вошли узким путём в Царство Небесное…
Вот, казалось бы и вся обычная для тех страшных лет история о святых первомученицах Рима. Но, спустя столетия, в Испании появилось собственное предание, разъясняющее тот путь, который прошли эти две святые мученицы до Рима. Согласно этому преданию, распространённому в Валенсии, Василисса и Анастасия были родными сёстами, рождёнными в семье портного. Их детство прошло на улицах римской крепости Сетабис Августа (ныне город Хатива). В Валенсии утверждается, что апостол Павел однажды достиг с проповедью Сетабиса и его пламенную речь о Спасителе мира и Царствии Небесном услышали и уверовали два юных сердца. И несмотря на уговоры родных и близких, Василисса и Анастасия крестились у апостола Павла, отправились с ним в Рим и стали его верными помощницами. А для нас, православных, они стали именно Римскими мученицами. Кстати, до сих пор в Валенсии святых мучениц почитают покровителями портных.
Святые римские мученицы Василиссо и Анастасие, молите Бога о нас!
(К началу страницы)
МОЩИ:
Как сказано выше, основная часть мощей святых мучениц хранится в церкви Святой Марии Умиротворительницы в Риме. Но, кроме того, частица мощей святой мученицы Анастасии находится в Музее собора Домнина в Фиденце под Пармой (смотрите фотоальбом здесь, а также информацию о Museo del Duomo di Fidenza). Если Вы знаете, где ещё можно помолиться пред святыми мощами римский мучениц Василиссы и Анастасии, то прошу поделиться информацией.
(К началу страницы)
ВИДЕО:
* Программа Именины: Василисса и Анастасия. От Бориса Корчевникова.
* Мульткалендарь. 28 апреля.
(К началу страницы)
СЛАВОСЛОВИЯ:
Тропарь, глас 1:
Агницы словесныя, Агнцу и Пастырю,/ приведостеся мучением ко Христу,/ течение скончавше/ и веру соблюдше,/ темже днесь радостною душею совершаем/, досточуднии Василиссо и Анастасие/, святую вашу память,// Христа величающе.
Кондак, глас 4:
Страстотерпиц Христовых Василиссы и Анастасии память празднуим, / и верою просяще помощи/ избавитися всем от всякия скорби, зовуще:/ Бог наш с нами,// Иже сих прославивый, якоже изволи.
Величание:
Величаем вас,/ страстотерпицы святии Василиссо и Анастасие,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.
(К началу страницы)
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
* Мученицы Василисса и Анастасия Римские. Иформация Сретенского монастыря, Москва.
* Память святых мучениц Василиссы и Анастасии. В изложении святителя Димитрия Ростовского.
* Василисса и Анастасия. Православная энциклопедия.
(К началу страницы)
мц. Августа (Василисса) Римская императрица
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА, МУЧЕНИЦА АВГУСТА, МУЧЕНИК ПОРФИРИЙ И С НИМ 200 ВОИНОВ
Императрица Августа
и царедворец
Порфирий с 200 воинами
перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены
Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305 — 313). Живя в столице — центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его — неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась ее душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной — Матери Небесного Жениха о даровании видения Ее Сына.
Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо — дивный дар Небесного Жениха.
В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин. По этому случаю праздник был особенно пышным и многолюдным. Крики жертвенных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы — на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам — христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимину.
Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа и были сожжены по повелению императора.
Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Императрица Августа, которая много слышала о святой Екатерине, пожелала видеть ее. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать ее, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.
На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху — Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача. Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенного святым императором Иустинианом (527 — 565; память 14 ноября).
В чем помогает икона Анастасии Римской
Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности. Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона Анастасии Римской помогает наладить молитвенную связь со святой заступницей. Имея перед собой зрительный образ святой Анастасии, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое. Анастасия Римская почитается в христианском мире как святая, мученица.
Святой Анастасии молятся:
— Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей.
Молитвословия
Кондак, глас 3
(Подобен: Дева днесь:)
Де́вства вода́ми очище́на, преподо́бная,/ му́ченичества кровьми́, Анастаси́е, венча́вшися,/ подае́ши су́щим в ну́ждах неду́гов исцеле́ние/ и спасе́ние, приступа́ющим от се́рдца,/ кре́пость бо тебе́ подае́т Христо́с,// источа́я благода́ть приснотеку́щую.
Иконография
В византийском и древнерусском искусстве преподобномученица Анастасия Римляныня и великомученица Анастасия Узорешительница имеют общую традицию изображения. Наименование Римляныня сохранилось в ряде источников [19]. Преподобномученица Анастасия Римляныня могла изображаться в монашеском облачении: мантии и схиме [20].
В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII века под 29 октяюбя рядом с образом Анастасии Римляныни, держащей в правой руке сосуд, указано: «Ри(з)[а] ла(з)[орь], испод кенова(р)[ь] збелиломъ
». На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1713-1714 годов святая представлена с крестом и пальмовой ветвью в руках.
Купить икону святой мученицы Анастасии Римской
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святой мученицы Анастасии Римской. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Представленная выше икона Анастасии Римской, выполнена иконописцами нашей мастерской. В меру своего духовного состояния, каждый наш художник привносит свои уникальные, неповторимые черты в святой облик, и в то же время старается не выйти за рамки узнаваемости изображаемого святого.
Заказывая у нас икону, вы можете быть уверены, что образ написан в строгом соответствии с каноном Русской Православной Церкви.
В церковном каноне мы черпаем свои силы, предающие нам вдохновение и твердость руки. Как и тысячи наших предшественников, вкладываем в создание иконы всю свою душу и особую, индивидуальную манеру письма. Вера, молитва, знание иконографического канона и хороший уровень мастерства помогают нам в этом.
Мы надеемся что на нашем сайте Вы найдете образ на который откликнется Ваше сердце.
Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святая угодница Божия, Анастасия Римская, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.
Похожие иконы:
Иустиниан 13000 ₽
Аполлинария 13000 ₽
Александр Свирский 13000 ₽
Прокопий Устьянский 19000 ₽
Житие святой мученицы Анастасии Римской
Святые мученицы Василисса и Анастасия жили в Риме и были просвещены светом христианской веры святыми апостолами Петром и Павлом. Они посвятили себя служению Господу. Когда император Нерон (54–68) преследовал христиан и предавал их на мучения и казни, святые Василисса и Анастасия безбоязненно подбирали тела мучеников и предавали их честному погребению. Об этом донесли Нерону. Святые Василисса и Анастасия были заключены в темницу. Их подвергали жестоким пыткам: били кнутом, строгали железными крючьями, опаляли огнем. Но святые мученицы оставались непреклонны и мужественно исповедовали свою веру во Христа Спасителя. По повелению Нерона они были усечены мечом.
День памяти святой мученицы Анастасии Римской православная церковь отмечает 28 апреля.