Иконография
Самый известный образ святого создан при Иване Грозном иконописцами московского храма. Икона дает четкое представление о том, как жил, что пережил епископ Пергамский. Ее рекомендуется держать на домашнем иконостасе человеку, стремящемуся исцелиться духовно или телесно, укрепить веру.
На иконе изображен седовласый старец с длинной бородой и мудрым, проникновенным взглядом. Лик выражает смирение, покорность уготованной судьбе, но, в то же время, выглядит серьезным, твердым и уверенным, выражает готовность бороться с бесовскими силами ради спасения человеческих душ. На святом мученике епископский омофор с изображениями крестов и риза. В облачении преобладают зеленые и красные цвета. Одной рукой епископ делает благословляющий жест, другой – держит Евангелие.
Сегодня существует несколько вариантов написания святого лика, но всегда Антипа изображается кротким и смиренным, каким был при жизни.
Глядя на икону, понимаешь, сколько мук пришлось перенести святому за веру. Но даже мучительное умирание в раскаленном жертвеннике не отвратило епископа Пергамского от веры в Христа.
Почитание
Память епископа Пергамского – 24 апреля по новому календарю.
Антипа Пергамский – один из самых почитаемых мучеников, удостоенных сооружения храмов. Известно несколько мест почитания святого:
- луганский источник, посвященный святому Антипе (в 18 км от Антрацита в сторону Луганска);
- вологодский храм священномученика Антипы;
- московская церковь Антипы Пергамского на Колымажном переулке.
Последнее место – самое популярное у паломников. Московская церковь выглядит скромно, имеет древнюю историю, во многом трагическую и загадочную. Не известно, когда именно и кем возведен храм, почему назван в честь святого епископа Пергамского. Предположительно возведена церковь в 1530-е годы. Согласно документальным свидетельствам, территорией, на которой находится церковь, владела семья бояр Скуратовых. Поэтому принято считать, что именно это семейство финансировало строительство.
Интересна история луганского источника. Как-то паломники из Воронежской губернии, возвращавшиеся из Иерусалима, остановились на ночлег на Луганщине возле родника. В старые времена у многих людей были проблемы с зубами. Напившись родниковой воды, паломники легли спать. Утром все проснулись со здоровыми зубами, а в родниковой воде увидели отражение святого Антипы.
Из истории того времени
Только погрузившись в историю начала новой эры в истории человечества можно по достоинству оценить подвиги первых христиан. После правления Нерона, по приказу которого был сожжен Рим и казнены тысячи невинных христиан, через полвека к власти пришел жестокий император Домициан, правивший в 81-96 годах.
Иоанн Богослов писал книгу Откровение на острове Патмос
Это был период гонений на христиан, и время пребывание апостола Иоанна на Патмосе, бесплодном острове Эгейского моря, где святой написал Евангелие и последнюю книгу Библии «Откровение». На территории великой Мизии раскинулось царство со столицей в городе Пергам.
Богатство, роскошь, обширные библиотеки, появившиеся благодаря уникальному открытию пергамента, были визитной карточкой столицы, население которой поклонялось Артемиде. Олицетворяющая ночное светило — луну Артемида или Диана, как ее еще называли, слыла богиней, требующей великолепия и блеска в поклонении.
Христианство стремительно распространялось по стране, ставя под угрозу существование язычества. Князья и правители городов получили приказы о беспрекословном выполнении приказов императора о принятии каждым жителем языческой веры, подтверждением чего должно было стать поклонение жертвенникам и языческим богам.
Противникам язычества грозила мучительная смерть. Конец первого столетия стал явлением множества святых, положивших на жертвенник любви к Иисусу Христу свои жизни, среди них особое место занимает Антипа, епископ Пергамы.