Собор Рождества Богородицы в Вологде. Расписание служб, история, фото, адрес, как добраться

Идёт загрузка карты…
{«markers»:[{«pos»:[{«lat»:59.20732858232867812375843641348183155059814453125,»lon»:39.87491890522137083507914212532341480255126953125}]}],»center»:{«lat»:59.20732858232867812375843641348183155059814453125,»lon»:39.87491890522137083507914212532341480255126953125},»tileLayer»:»//{s}.tile.openstreetmap.org/{z}/{x}/{y}.png»,»attribution»:»\u0026copy; \u003Ca href=\»https://osm.org/copyright\»\u003EOpenStreetMap\u003C/a\u003E contributors»,»zoom»:»17″}
Название объекта Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество-Богородицкий собор, кладбищенская церковь Рождества Богородицы, Рождества-Богородицкая церковь, церковь за Горбатым мостом

Храм располагается на территории бывшего Богородского кладбища около железной дороги и Горбатого моста – путепровода, соединяющего площадь перед вокзалом с Пошехонским шоссе.

До конца XVIII века у всех вологодских приходских храмов были свои небольшие кладбища. После серии эпидемий моровой язвы по указу Екатерины Великой в городах Российской Империи для организации кладбищ выделяются земельные участки на окраинах. Первое такое кладбище было образовано в 1781 году недалеко от нынешней церкви Николы на Глинках. В 1782 году землемер Неелов так обозначил местоположение Богородcкого кладбища:

«Находится… против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала, в трехстах саженях».

Первоначально отпевания проводились в Глинковской церкви, поэтому и кладбище называли Глинковским (Встречается наименование «Заглинковское Николаевское»).

Однако Глинковское кладбище просуществовало недолго. По причине близости погоста к жилым домам городские власти решили основать новое кладбище, получившее от кладбищенского храма Рождества Богородицы наименование Богородское. В XIX веке оно становится главным в городе. В годы первой мировой войны на Богородском кладбище был выделен специальный участок для подзахоронения воинов, павших па полях сражений или умерших от ран в вологодских госпиталях. Закрыто кладбище в 1937 году, хотя захоронения на нем (в том числе и ленинградцев-блокадников) осуществлялись и в годы Великой Отечественной войны.

Первая каменная небольшая Богородская церковь на территории кладбища построена, предположительно, в 1780–1790 годах, но уже в 1819 году храм обветшал. Возникла потребность его кардинальной перестройки.

Существующий ныне Рождество-Богородицкий собор построен в 1830-е годы по инициативе церковного старосты А.И. Попова-Тестова на средства, пожертвованные прихожанами.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы сегодня

Здание храма было возведено в честь рождения Богородицы, отчего и получил свое наименование. Он имеет статус действующего Кафедрального Собора.

Богослужения ведутся на церковнославянском языке. Здание строилось для укрепления православия на вологодской земле и на сегодняшний день является ее оплотом в данном регионе. Собор ежегодно посещают тысячи верующих Вологодской области и близлежащих регионов России.

Приход храма находится на Говоровском пр., дом 2А.

История основания, строительства

Во второй половине XVIII в. в Вологде по распоряжению Екатерины II в целях борьбы с эпидемиями было создано новое отдельное кладбище вне черты города, которое назвали Богородским. Вскоре при кладбище была построена каменная церковь. Население города постоянно росло и вскоре здание оказалось недостаточным, чтобы вместить всех прихожан.

В 1832 г. городским старостой А.И. Поповым-Тестовым было предложено заложить новое здание собора, которое было бы более просторным и вместительным. Именно оно и сохранилось до наших дней. В 1836 г. строительство было окончено, а здание освещено. В нач. ХХ в., благодаря стараниям городского старосты церкви Николая Кубрякова, здание собора претерпело некоторые изменения — был переделан вход на 2 этаж и удлинена трапезная.


Собор Рождества Богородицы в Вологде. Фото конца 19 века

Победа большевиков сильно отразилась на всех культовых зданиях бывшей империи. Собор Рождества Пресвятой Богородицы не стал исключением — представляющие хотя бы небольшую ценность предметы церковной утвари подлежали конфискации в пользу Советского государства. Во времена Поволжского голода местные священнослужители оказывали посильную помощь нуждающимся, делясь с ними едой и вещами.

К 1927 г. после закрытия второго этажа в храме была создана обновленческая община, где служили 7 священников. Она объединяла прихожан со всей округи. В рамках борьбы со служителями христианской Церкви и религией к 1937 г. Богородицкое кладбище было полностью закрыто, а священнослужители были задержаны сотрудниками НКВД.

К 40м годам собор оставался единственным действующим в Вологодской области храмом. По мере продвижения фашистов вглубь на территорию СССР все больше людей стали приходить к нему за покаянием и мольбами, за надеждой и верой в победу. Это стало поводом к открытию второго этажа храма и восстановлению его работы. Однако, после окончания войны с Германией собор снова был закрыт.

После развала СССР отношение Государства к Церкви резко изменилось, наступило «потепление» и РПЦ началось активным восстановлением здания.

Наследники новомучеников

– Частенько задумываюсь о том, что сегодня мы сильно недотягиваем до Церкви, почти разрушенной большевистскими гонениями, но устоявшей-таки благодаря подвигу новомучеников. Значит ли, что периоды падений и подъёмов неизбежны в жизни Церкви?

– Я думаю, что да, всю историю Церкви можно представить как череду гонений или притеснений внешнего и внутреннего характера. Как только Церковь оправлялась от какой-либо очередной беды – тут же подступала новая. Если с этой точки зрения оценивать современную ситуацию, то можно сказать, что пора внешних гонений прошла, Церковь начинает (только начинает!) восстанавливать силы, и если ближайшее время внешних гонений вроде как не предвидится, то актуальными становятся вопросы внутреннего здоровья Церкви.

Чтобы Церкви, что называется, прийти в себя после семидесяти лет гонений, времени нужно немало, очень немало. Сейчас из разных лагерей – и «процерковных», и «внецерковных» – предъявляют требования, какой бы они хотели видеть Церковь: она должна быть активной, участвовать в этом, заботиться о том. Требования эти предъявляются к Церкви как к полноценной составляющей нашего общества, однако нужно понимать, что Русская Православная Церковь, если расценивать её как организацию, сейчас далеко не та могущественная сила, какой она представала, скажем, до революции. Современную Церковь можно сравнить с человеком, которому переломали все до единой кости и который только приходит в себя, только встаёт на ноги. Что с него можно требовать? На сегодня Церковь не может в должной мере восстановить даже свою богослужебную жизнь, что уж говорить о внешней активности. Сравним просто количество храмов, скажем, в Вологде до и после эпохи гонений. Что мы увидим? Разница колоссальная! Сейчас храмов в городе катастрофически не хватает.

– Я читал, что в конце XIX века численность прихожан этого храма составляла всего 180 человек…

– Да, и это была вполне приемлемая цифра. Сколько же должно быть храмов на 300 тысяч сегодняшнего населения Вологды?! Я скажу сколько, уж простите мне углубление в статистику. В 1913 году в Вологде на 30 тысяч населения было порядка пятидесяти храмов. Значит, для современного количества населения в городе эта цифра должна быть увеличена в десять раз! Пятьсот храмов в Вологде – вот цифра, описывающая нормальное соотношение, а мы имеем около двадцати. Это в двадцать пять раз меньше! Не думаю, что Вологда в этом плане исключение, наверно, она более-менее отражает общую российскую картину. Мы судим о Церкви с точки зрения её стопроцентного могущества, каким она обладала больше ста лет назад, но на сегодня восстановилась лишь на четыре процента. Какие вообще требования можно к ней предъявлять?! И если Церковь всё-таки активна, причём настолько, что способна вызвать недовольство своих недоброжелателей, то это чудо! Активность её просто небывалая во всей предыдущей истории. Думаю, невозможно найти в истории Церкви какой-то отрезок времени, с которым можно было не то что сравнить, а хотя бы соотнести тот всплеск активности, который мы наблюдаем в деятельности Церкви в течение последних 20-25 лет.


Часовня великомученицы Анастасии Узорешительницы в д. Чашниково

– В 2007 году вы участвовали в строительстве часовни во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы в деревне Чашниково на окраине Вологды, где проходили массовые расстрелы в тридцатые годы…

– В 1938 году здесь была расстреляна монахиня Анастасия – бабушка монахини Сергии (Хвостовой) из Покровского монастыря в местечке Бюсси-ан-От (Франция). Мать Сергия долго искала место упокоения Анастасии, и эти поиски привели её в Вологду. Она пожертвовала свои личные средства на часовню на месте расстрелов и попросила меня похлопотать о её строительстве.

– Это потому, что вам приходилось сталкиваться с темой репрессий?

– Нет, мне приходилось сталкиваться с деревянным строительством.

– И какие были ваши первые впечатления?

– Это чувства, которые испытывает любой человек, вживую сталкивающийся с историей. Я сам немного поучаствовал в установке этой часовни – на уровне штыка лопаты мне попадались человеческие кости. Есть многое, о чём мы читали в книжках, но при чтении сохраняется отстранённость. Когда непосредственно соприкасаешься, это иной способ восприятия реальности, безличное становится личным.

– Есть такая точка зрения, что мученичество – это нечто, восходящее к римскому Колизею, диким зверям, разрывающим первохристиан. А большинство наших соотечественников скорее страдальцы. Они шли в тюрьму и на казнь, часто не сознавая свой путь именно как путь на голгофу ради Христа.

– Я бы не стал тут привязываться к терминам – не вижу принципиальной разницы. Мучеников в церковной традиции называют ещё и страстотерпцами, и наоборот. То, что у нас внешне гонения обставлены были не так, как в Римской Империи, – так у нас другая ситуация была, другая эпоха, другая страна, иное правовое поле. И пусть многим новомученикам не предлагалась возможность спасти жизнь путём отречения от веры, но они свой выбор всё же сделали – не в момент страдания, а до того, когда при богоборческой власти решили остаться христианами. Причиной страданий и смерти была именно их вера.

– По моим ощущениям, в нашем обществе, как и сто лет назад, почитание преподобных выше, чем почитание мучеников. А ведь именно мощи мучеников находятся в основании наших храмов…

– Я искренне считаю, что время всё ставит на свои места. Тем более это относится к Церкви. По мере того как новые мученики будут более известны, им будут чаще молиться, соответственно, чаще будут происходить чудеса, и с течением времени их почитание будет только расти. Во всяком случае, тенденция роста почитания уже заметна: имена некоторых новомучеников в календарях вместо чёрного уже помечаются красным, а, например, на епископа Илариона (Троицкого) – он скончался в заключении – уже сейчас ссылаются как на одного из святых отцов.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Собор Рождества Богородицы в Вологде выделяется среди прочих общегородских построек. Считается, что здание построено в стиле классицизма с элементами ампира.

Об этом говорят следующие черты:

  • Продольная форма здания с ярко выраженной центральной осью симметрии.
  • Боковой фасад имеет двупольные двери с уникальным декорированием.
  • Главный фасад здания разделен карнизами, выполненными в горизонтальной форме в виде поясов.
  • На вершине кирпичной ротонды расположен купол.
  • В центре креста возведена колокольная звонница, покрытая ленточным рустом.
  • 8 арочных перекрытий в звоннице.

Стены здания достигают толщины в 105 см, цоколь подвала оснащен продухами для вентилирования помещения. Здание имеет отдельные входы на первом этаже и лестницу, ведущую сразу на второй этаж.

Внешнее убранство первого этажа сохранило в себе множество элементов старины. Входная дверь первого этажа укреплена кованой решеткой XIX в., оконные проемы украшены камнями, алтарь отделен тремя арочными проходами, отопление здания осуществляется за счет кафельных печей, а соединение потолка и стен украшены лепниной.

В ХХ в. был выполнен косметический ремонт здания — фасады покрашены в пастельные тона, обновили живопись, постелили на крышу оцинкованным железом.

На Торгу


Храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу восстанавливается

– Я могу представить приход как некое небольшое государство. Тут есть и «царь», и причт – условно это «бояре». И «десятка» – этакая «дума»… В этом микрокосме вам удавалось всё изменить так, как хотелось? Или было такое: лбом бьёшься, а не получается? И оставляешь на волю Божию…

– Ну, во-первых, до меня настоятелями храма Покрова на Торгу были далеко не худшие священники, традиции оставались живы после смерти первого настоятеля. Поэтому мне не приходилось себя чувствовать в качестве борца-преобразователя.

– Я не говорю, что, когда река течёт, её следует остановить, но вот русло подправить?..

– Я в каких-то других категориях мыслю. Изменить – значит, до меня было плохо, а я сделаю хорошо. Этот приход был мне родным – меня там крестили. И я решил для него постараться. Став настоятелем, я почувствовал, что ситуация требует: нужно что-то делать. Первое – уменьшить объём потребления ресурсов, второе – наладить их пополнение. Определённое время приход жил тем, что поддерживал своё существование. Но, грубо говоря, последние запасы закончатся. И что дальше? Я смотрел: всё потихоньку ветшает. Урезал премиальные, завинтил гайки, штаты немножко поуменьшил… Ну а по части благоприобретений – это стала большая открытость СМИ, издательская деятельность и всякие акции, которые имели общественный резонанс. Например, «Медовая ярмарка», «Молодёжка», воскресная школа… По принесению мощей три или четыре заметных акции было. Как общеепархиальное мероприятие это требовало больших организаторских усилий. Одна из них очень заметная была – с мощами Матроны Московской, прямо потрясла вологодское общество. Не ожидали такого отклика. Как говорится, «в жилу» попали. Сейчас сколько ни привози мощей – нет такого. Надо знать нашего владыку прежнего, чтоб понимать, насколько это сложно было сделать. Поскольку он требовал полнейшей проработки любого дела, зачастую в его голову приходили такие вопросы, которые трудно было предвидеть. Смотрит: вот запланированы такие-то затраты. А затраты на электричество сюда входят? Как же вы об этом не подумали! А зарплата указана с налогами или без?..

– Наверно, после такой активной, бурной деятельности попасть настоятелем на полуразрушенный храм – сильный контраст, такой холодный душ?

– Ну, я не сторонник душераздирающих сравнений. На прежнем приходе – кстати, там по сей день числюсь клириком – я торопился, зная, что такого рода должности долго не занимают. Опыт предыдущих настоятелей это только подтверждал. Вообще быть настоятелем редко воспринималось как благо в нашей епархии. К мысли о неизбежном отстранении от прихода я привык давно, этот процесс был начат прежним владыкой. Года полтора ждал, когда это произойдёт. Однажды даже в течение двух часов не был настоятелем, когда владыка сказал: «Всё, ты не настоятель!» Потом, правда, позвонил: «Последнее тебе предупреждение, меня тут просили-умоляли тебя оставить…»

– Обида была?

– После отстранения момент личной обиды не был ярко выражен. Может быть, потому, что важнее оказалось другое… Я ведь не в пустоту уходил – мне поручили восстановление нижнедольского храма. Когда я, получив приказ, впервые побывал в этом храме, стены выглядели ещё более голо, чем сейчас. Но я вдруг ощутил здесь необъяснимое и непреодолимое чувство чего-то родного, какого-то уюта. Сердцу не прикажешь. Ощущения, собственные реакции были неожиданны для меня самого…

Внутреннее убранство

Классическое внутреннее наполнение храма представляет собой расписные на церковную тематику стены и храмовые иконы. Межкомнатные двери сохранились с момента постройки храма.

Они имеют накладные медные цветы и объемные ромбовые детали в качестве декора. Стены окрашены в мягкие оттенки зеленого и желтого цвета, освещение электрическое. Имеется иконостас, выполненный в виде деревянной конструкции с нишами и полками.

Социальная работа, повседневная жизнь

Священнослужители собора идут в ногу со временем и несут слово Божье не только посредством службы в стенах храма и общения с людьми за его пределами. Работа в этом направлении ведется также в сети Интернет.

Например, у собора имеется своя группа во «ВКонтакте», где идет постоянная публикация речей знаменитых людей на религиозную тематику, поздравления с праздниками, а так же информация для верующих.

О деятельности настоятеля храма и успехах учеников воскресной школы нередко пишут в местных печатных и Интернет-изданиях. Также настоятелем собора периодически организуются паломнические поездки в различные населенные пункты России для посещения исторических мест и святынь.

При соборе функционирует Центр социальной помощи, работающий без выходных с 10 до 14 часов. Принять участие в его деятельности может любой желающий.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Тюремное служение

– Как настоятель, вы не только служите на приходе, но вот уже 15 лет окормляете здешнюю женскую исправительную колонию. На её территории построен даже храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Значит, вам есть с чем сравнить: ныне и прежде, на воле и на зоне. Есть ли какая-то принципиальная разница в устроении церковной жизни в колонии и за её пределами?

– Я не вижу особой разницы. Что по одну, что по другую сторону колючей проволоки Церковь предстаёт местом, где кающийся грешник ищет спасения. Исповедь человека в тюрьме принципиально не отличается от исповеди человека на свободе. Те же грехи, а разница, может, в одном проступке, за который и расплачивается осуждённый. Вообще, тюрьма, на мой взгляд, это не столько какой-то особый мир, сколько срез нашего общества в целом, изменения в обществе можно в миниатюре проследить в тюрьме. В частности, отношение людей к Церкви: с воцерковлением общества в местах лишения свободы начали появляться люди православные, крещёные, ученики воскресных школ…

– Стало быть, знающие о православных заповедях, с них спрос больше…

– О заповедях, хотя бы о некоторых, я уверен, знает большинство, однако осознанное решение выправить по ним свою жизнь принимает меньшинство. Но это отдельная тема. А в целом можно говорить о росте интереса к православию, что отражается и в местах лишения свободы. В той колонии, где служу, я попросил собрать информацию о читающих православную литературу в библиотеке. Потому что далеко не каждый ходит в храм, а втихаря, в подушку, что называется, верят и молятся очень многие. Когда человек идёт в храм – это уже такое внешнее позиционирование себя, это влечёт изменение отношения окружающих, и возникают свои сложности… Так вот, количество и читателей, и прочитанной литературы растёт. На протяжении последних лет не менее двух третей осуждённых женщин интересуются православной литературой. Исследования эти делают меня оптимистом.

– Культ силы в местах заключения поэтому уходит?

– В женских колониях он и не был особенно развит. Это в мужских колониях сообщество осуждённых иерархично: каждый занимает своё место, и оно силой удерживается, а зачастую силой и создаётся. В женских колониях мягче, но и сложнее: здесь нет каст. Нет одного, который смотрит за всеми. Женщина в криминальном мире – не «субъект права». Тут мир структурируется вокруг личности, всё зависит от её характера, склонностей. Поэтому вместо единой иерархии возможны несколько очажков совершенно автономных сообществ.

– Даёт ли наличие в местах заключения какой-никакой церковной жизни надежду, что люди будут выходить оттуда по крайне мере не хуже, чем туда попали? Или тюрьма всегда будет калечить людей?

– Вспомним Солженицына. Тому хорошему, что было в жизни, по его признанию, он был обязан тюрьме. Думаю, это правда, как правда и то, что дурные сообщества развращают добрые нравы. Так что многое зависит от позиции самого человека, попавшего в тюрьму. Но вообще есть прямая зависимость между присутствием Церкви в местах лишения свободы и исправлением осуждённых. Это отмечается и сотрудниками ФСИН, которым известна статистика: от появления храмов в местах лишения свободы зависит уменьшение количества злостных преступлений.

– По вашим ощущениям также?

– Да. Присутствие Церкви в местах лишения свободы, в принципе, обуза для администрации, это требует дополнительных усилий и организационных хлопот. Несмотря на это, от администрации исходит всегда положительный отзыв на любую церковную инициативу. Значит, практическая польза есть. После того как коммунистическая идеология у нас рухнула, православие – это единственное, что оказалась под рукой. Не с рыночными же ценностями будешь учить осуждённых законы соблюдать.

Даже чисто психологически: вот стоит человек на поверке в строю. Есть разница, что перед ним: храм или серая стена? Конечно, есть. Среди осуждённых, стремившихся в колонии к церковной жизни, с которыми мне удаётся поддерживать связь после освобождения, из той полусотни человек – тех, кого я помню и поминаю, – лишь трое-четверо вернулись в места лишения свободы. Такой процент рецидива раз в десять ниже общетюремного.

Воскресная школа

Собор Рождества Богородицы в Вологде имеет свою церковно-приходскую воскресную школу, куда ходят дети начальных классов. Ее завучем является Шлыкова Елена Борисовна, а руководителем молодежной службы является иерей Константин (Волков).

Кроме общеобразовательной программы ученики получают необходимые знания о религии и службе в Церкви, знакомятся с Библией и жизнью многих святых. В школе так же имеется специальный класс для бывших выпускников, где свое обучение продолжают дети от 12 до 16 лет. Занятия проводятся по выходным с 10 часов.

Церковь Сретения Господня

Церковь Сретения Господня – православный храм, действующий, адрес: Набережная VI армии, 85.

Церковь Сретения Господня что на Набережной была построена в 1731 – 1735 гг. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь, построенная не позднее 1656 года.

Вытянутый в высоту куб украшен широким карнизом и пятью главками на тонких барабанах. В архитектурном решении церкви удачно слились традиционное русское узорочье XVII века и поздно пришедшее в Вологду русское барокко. Фасад Сретенской церкви украшен зелеными изразцами с изображением стеблей, веток и цветов — уникальная для вологодских церквей этого времени деталь. Сквозной легкий верхний ярус колокольни в псевдоготическом стиле был надстроен позже – в 1830-х гг. Завершается колокольня высоким острым шпилем.

Режим работы для посетителей

Режим работы собора и расписание богослужений представлены в виде таблицы ниже.

День неделиРежим работыБогослужениеВремя
пн7:00 – 19:00Литургия8:00
втЛитургия8:00
Акафист пред иконой «Неупиваемая чаша»17:00
срЛитургия8:00
Акафисты св. Николаю, преп. Иосафу Спасокубенскому, св. прав. Николаю Вологодскому17:00
чтЛитургия8:00
Акафист пред иконой «Скоропослушница»10:00
птЛитургия8:00
сбЛитургия7:00
9:00
всЛитургия7:00
9:00
Акафист Спасителю17:00

Интересные факты про собор

В ХХ в. на территории собора действовала кафедра Вологодских архиереев. В 1947 г. к 800-летнему юбилею города собор планировалось переделать в музей, затем в клуб или в картинную галерею. Однако, под давлением населения этого удалось избежать.

18 августа 1992 г. собор посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В ходе визита владыкой были отмечены успехи местного настоятеля по восстановлению собора, после чего была совершена Божественная Литургия.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Оказавшись в Вологде, добраться до собора легко и просто, ведь он находится в центре города. Вблизи от него находятся 2 остановки — «Гостиница Вологда» и «Горбатый мост». До первой ходят автобусы №1, 28, 144, а так же маршрутки 7, 11/13, 14, 23, 29, 30, 35 и троллейбус №4, а до второй — маршрутка №20. От обеих остановок здание собора находится в шаговой и видимой доступности.

На расстоянии 550 м от собора также находятся центральный и железнодорожный вокзалы Вологды. Для того, чтобы добраться до храма, нужно покинуть здание вокзала, пройти через площадь Бабушкина и затем свернуть налево, выйдя на Пошехонское шоссе. Миновав Горбатый мост, справа будет Богородицкое кладбище, на территории которого и будет стоять собор.

Недалеко от Собора Рождества Пресвятой Богородицы находится несколько зданий государственных учреждений, а так же еще два культовых сооружения — в парке у Говоровского пр-да находится Часовня Николая Вологодского, а по другую сторону от Горбатого моста стоит протестантская церковь «Дом Горшечника».

Информация для паломников

На территории Собора находится Церковная лавка, в которой можно приобрести освященный елей, иконы с изображениями святых, распятия и свечи, религиозную литературу, а так же изделия из текстиля (платки, палантины, шарфы). Настоятелем собора освящаются домотканые иконы, выполненные прихожанами.

Для паломников не представлено возможности остаться на ночлег в стенах собора, однако, по адресу Говоровский пр, 2В находится хостел «Фавор», в котором койкоместо стоит 800 руб./сут. Находится он в 350 м от Богородицкого кладбища.

Если перейти Горбатый мост, то на ул. Путейная, 14 можно отыскать гостиницу «Спутник», предоставляющую от 1520 руб/сут. номера для своих постояльцев. На ул. Мира, 92, в 200 м от «Спутника», находится еще одна гостиница — «Вологда».

Стоимость номеров в этой гостинице начинается от 3150 руб. за суточную аренду стандартного номера. Для паломников, покидающих Вологду ранним утром, альтернативным вариантом будет ночевка в хостеле «24х7», который находится недалеко от ж/д вокзала Вологда-1 по адресу: Техникумовский пер, 2. Стоимость койко-места за одни сутки здесь составляет 1300 руб.

В целом, в Вологде достаточно много мест, где можно переночевать, если придется остаться на ночь после посещения Собора Рождества Пресвятой Богородицы. Удобное расположение в самом центре города делает собор особо популярным местом среди христиан северной России.

Автор: Михаил Пушкарев

Оформление статьи: Владимир Великий

Всему своё время

– Есть ли ещё такая сфера общественной жизни, где необходимо присутствие Церкви?

– Образование. Это традиционно область, на которую внимание обращала Церковь. Ведь изначально образование вообще было церковным.

– Предположим, что выходит некий законодательный акт, который позволяет священникам пойти в школу и напрямую обратиться к преподавателям и ученикам. Есть что сказать священнику и Церкви в целом?

– Им всегда есть что сказать, другое дело, что у Бога всё бывает в своё время, особенно для тех, кто умеет ждать. То, что Церковь отсутствует в этой области, не значит, что туда нужно прорываться. Я сторонник эволюционного подхода. Это реализуется, когда Церковь дозреет. Когда она на ноги встанет настолько, что сможет выковать свои кадры, которые смогут этим заниматься.

– Часто говорят: вот пока вы там спите, мы теряем ещё одно поколение.

– Лучше святых отцов тут не скажешь: не покусись своей немощной рукой останавливать мировые процессы; внимай себе. Так и здесь: рассуждаем о России, а гадим соседу. Пусть Господь заботится о России. Но если немножко подумать, то примеры такого рода вроде бы естественных изменений уже видны. Например, само появление понятия «нравственные ценности» – лет 20 назад этого и в помине не было, сейчас – на каждом шагу. Вспомните эволюцию понятия «патриотизм» от ругательного к положительному – она как бы сама собой произошла на наших глазах. Такие вещи свидетельствуют, что стала «по Сеньке шапка» – то есть изменения произошли какие-то в Сеньке.

– Часто действие равно противодействию… Насколько обозлена сейчас блогосфера на Церковь: «Попы лезут к нашим детям!» Возникает ощущение, что повторяется уже пройденное нами в начале ХХ века…

– Я думаю, что это естественно. Ну а как иначе? Мы, по-моему, сейчас занимаемся тем, что медленно выстраиваем систему – программу спасения России, не всех это устраивает. Потому что сейчас как у нас? Выдерни одного человека – и всё рассыплется. У нас многое держится на личной харизме, а не на системе. Для России, в отличие от других стран, это характерно.

– Это плохо?

– Трудно сказать. Поступок Владимира Великого – выбор веры для народа – это был шаг одного человека. А какие последствия! А Пётр Великий! Тоже самолично сломал всё, переделав по-новому…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]