Монастырь Дохиар (Греция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Горящие туры
в Грецию
Расположенный на береговой линии величественный монастырь Дохиар первой из обителей Святой горы предстает взору паломников и путешественников, прибывающих на полуостров из «материкового» Уранополиса. Дохиар занимает 10-е место в иерархии монастырей Афона, но по площади и числу строений является одним из самых крупных. Обитель была основана в 10 веке святым Евфимием Афонским, и ее главный храм освятили в честь архангела Михаила. Здесь же хранится одна из наиболее почитаемых икон Богоматери — чудотворная «Скоропослушница», писаная в первые годы жизни монастыря. Среди других реликвий частица Животворящего Креста, плащаница с кровью святого Димитрия Солунского и частицы мощей многочисленных святых.
До Дохиара легко добраться пешком от близлежащего Ксенофонта: путь лежит среди фруктовых садов и оливковых рощ и занимает около четверти часа.
Располагался монастырь Дохиар — на месте нынешнего селения Дафни
Располагался монастырь еще на месте нынешнего селения Дафни. Но этот монастырь был разорен пиратами, и поэтому братии пришлось бежать в лес, захватив с собой некоторые святыни из монастыря. После разорения монастыря, монахи вернулись из леса в монастырь, но обнаружили там одни руины.
Монастырь было видно издалека, его постоянно видели пираты, из-за этого он постоянно подвергался нападениям. Поэтому пришлось монастырь перенести на новое место так, чтобы его не было видно врагам. Для строительства монастыря был выбран довольно труднодоступный участок земли, где и решили построить небольшой монастырь в честь святителя Николая.
После того, как обстановка в Византии, хотя бы немного пришла в норму, стабилизировалась, страна начала иметь хотя бы какую то поддержку, монахи решили вернуть монастырь на прежнее место. Но стоит сказать и о том, что тогда дороги к Афону не было, все пути приближения к этому месту были только морскими.
На месте строительства нового монастыря, стоял маленький храм в честь архистратига Божия Михаила. Новый игумен, который был назначен на должность смотрителя за новым монастырем, имел довольно важную должность при дворе, именно поэтому он пожертвовал свои средства на строительство монастыря святой горы Афон.
Помимо монастыря, он также построил для монахов пекарни, трапезную все, что было необходимо для нормальной жизни монастыря. Также новый игумен приобрел небольшую землю, на котором посадил виноград, а также был куплен рогатый скот, за которой впоследствии следила сама братия. После этого он собрался возвести новый храм, достойный монастыря и начал строительство на месте старой церкви во имя архистратига Божия Михаила.
Предание гласит о том, что средства на строительство монастыря все же не хватало, но Царица Небесная одному послушнику открыла место, где был закопан клад.
Святые архангелы Гавриил и Михаил не раз спасали монастырь Дохиар от бед
Однажды за этим кладом послали мальчика и три монаха. Монахи захотели убить мальчика и забрать себе сокровища, но святые архангелы Михаил и Гавриил спасли отрока и перенесли его в алтарь храма. Именно так ангелы помогли ребенку избежать смерти.
Преступление, совершенное монахами было раскрыто и сокровища, которые были найдены, отнесли на строительство монастыря. Спустя некоторое время, этот мальчик которого спасли архангелы, стал игуменом этой обители — его звали Варнава.
Этот человек очень много потрудился на благо монастыря. Говорят, что камень, который привязали на шею, до сих пор хранится в монастыре. Вскоре монастырь был разорен.
ДОХИАР
Монастырское предание об основании обители записано в позднейшей «Повести о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе». Согласно «Повести…», основателем Д. был мон. Евфимий, современник и друг прп. Афанасия Афонского († ок. 1000), с к-рым он познакомился во время пребывания того в К-поле. Евфимий выполнял в основанной прп. Афанасием Великой Лавре послушание дохиара (келаря). По благословению Афанасия Евфимий вместе с др. монахами основал рядом с совр. пристанью Дафни небольшой мон-рь, названный по прежней должности своего основателя Дохиаром. Эта обитель была вскоре разорена сарацинскими пиратами, и Евфимий воздвиг новый мон-рь, во имя свт. Николая Чудотворца, на месте совр. Д. с одобрения и благословения прота и Свящ. Кинота.
Преподобные Евфимий и Неофит, основатели мон-ря Дохиар. Икона. Кон. XX в. Преподобные Евфимий и Неофит, основатели мон-ря Дохиар. Икона. Кон. XX в.
Если отождествить основателя с «Евфимием монахом и игуменом», подписавшим в 972 г. Типикон имп. Иоанна I Цимисхия (Meyer. Р. 150), то получается, что мон-рь возник между 963 (время основания Великой Лавры, где он был дохиаром) и 972 гг. (Παπαδόπουλος. Σ. 214). Др. исследователи, ссылаясь на отсутствие письменных упоминаний о Д. в X в., относят его основание к кон. X — нач. XI в. (Παρουσία. Σ. 39). По мнению Н. Икономидиса, 1-м игуменом Д. был Иоанн, дохиар мон-ря Ксиропотам (Actes de Docheiariou. P. 5, 23), подпись к-рого стоит на актах Великой Лавры 1016 и 1018 гг. (Actes de Lavra. Pt. 1. P., 1970. N 19. (ArAth; 5)). По мнению мон. Дорофея, Иоанн был игуменом после Евфимия (Ϫωρόθεος, μον. Σ. 179-180).
Так или иначе, 1-е письменное упоминание о первоначальной обители Д. относится к 1013 г., когда мон. Феодул поставил подпись под 2 документами Собрания в Карее; в 1015 г. он подписывался как «монах Дохиара», в 1020 г.- как «монах и игумен Дафни». Его же подпись как игумена Д. стоит под Типиконом имп. Константина IX Мономаха (1045/46), и, вероятно, он и был преемником игум. прп. Евфимия.
В документе N 1 архива Д. от 1037/38 г. о (Actes de Docheiariou. N 1). Название Дафни (греч.- лавр), видимо, было дано обители по причине изобилия в том месте этих деревьев и перешло к совр. афонской пристани. На древность основания мон-ря, а также на раннее владение им собственностью за пределами Св. Горы указывает сообщение в документе от 1037 г. о том, что Д. «с незапамятных времен» принадлежит крупный надел в Перигардикии.
Сведения «Повести…» содержат нек-рые хронологические противоречия: Евфимий представлен современником прп. Афанасия Афонского и имп. Никифора III (1078-1081), а также дядей и предшественником игум. Неофита, управлявшего обителью в кон. XI — нач. XII в. Акты свидетельствуют о том, что перемещение мон-ря на совр. местоположение произошло при преемниках прп. Евфимия: разрешение прота Св. Горы на строительство новой укрепленной обители к западу от мон-ря Ксенофонт было получено между 1037 и 1089 гг. (Actes de Xénophon / Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (ArAth; 15). N 1). Прот Павел, защищая интересы Д., говорит о том, что ранее по желанию прота Иосифа ксенофонтский игум. Дионисий добровольно передал мон-рю «святителя Николая, или Дохиару» территориальные владения. Вероятно, эта земля была куплена Д. в 1-й пол. XI в., о чем свидетельствует др. документ, от 1344 г., где монахи Д. сообщают, что уже 300 лет эта земля, приобретенная ктитором, принадлежит им (Actes de Docheiariou. N 23). Владения Д. были небольшими и ограничивались пределами Ксенофонта и 2 др., впосл. исчезнувших мон-рей. Обитель Дафни служила подворьем Д. до 1880 г., когда по неизвестным причинам эта собственность была утеряна. Ее развалины южнее совр. построек Дафни, справа от дороги к мон-рю Симонопетра, сохранились до наст. времени.
Новым ктитором мон-ря считается прп. Неофит, сын великого дуки Иоанна. Согласно «Повести…», он занимал должность 1-го секретаря имп. Никифора III Вотаниата, а затем великого патрикия. После смерти родителей с разрешения императора он в возрасте 29 лет удалился на Афон к своему дяде, игумену Д., к-рого позднее сменил в должности игумена, употребив все отцовское и личное состояние на благоустройство обители. На эти деньги, а также на средства, полученные им от императора, он построил большую башню, кафоликон (соборный храм мон-ря) во имя арх. Михаила, парекклисион (придел или отдельный малый храм) во имя свт. Николая Чудотворца, келлии и проч., а также приобрел для обители подворья за пределами Св. Горы. Неофит сообщает, что он, «разобрав прежнюю церковь, от оснований воздвиг в честь архистратига Небесных Сил Михаила» прекрасный храм и всячески его украсил (Actes de Docheiariou. N 6).
Прп. Неофиту приносят сокровища. Роспись кафоликона мон-ря Дохиар. 1568
Прп. Неофиту приносят сокровища. Роспись кафоликона мон-ря Дохиар. 1568
В «Повести…» говорится, что, когда на роспись и украшение храма не хватало денег, произошло чудесное событие. На подворье мон-ря Лонгос (п-ов Ситония) стоял древний столп с бюстом некоего мужа наверху и надписью: «Кто ударит меня в голову, обретет множество золота». Местные жители, понимая эти слова буквально, безуспешно бросали в статую камнями. Послушник мон-ря Д. по имени Василий стал копать там, куда на восходе падает тень от головы статуи, и нашел клад золотых монет. Когда он сообщил об этом игум. Неофиту, тот дал ему 3 монахов для перевозки золота в обитель. Монахи погрузили сокровища в лодку, но по дороге поддались соблазну, привязали юноше камень на шею и бросили в море, а золото разделили между собой и спрятали недалеко от мон-ря. Василий, призвав св. архангелов, был чудесным образом перенесен ими в монастырский храм, где его нашел экклисиарх спящим с камнем на шее. Монахи сказали игумену, что послушник скрылся с кладом, но прп. Неофит обличил их в присутствии послушника и выслал из мон-ря. Василий принял постриг с именем Варнава и впосл. стал преемником прп. Неофита на игуменстве. Исследователи не отрицают исторической достоверности этого рассказа в силу не только множества произведенных в те годы дорогостоящих работ и приобретений, но и покупки весьма внушительных владений в зап. части п-ова Халкидики в 1112 и 1117 гг., причем 1-я сделка оплачивалась старинными золотыми монетами не менее 2-вековой давности (Actes de Docheiariou. N 3).
Согласно «Повести…», это чудо, явившее новых небесных покровителей Д., имело следствием посвящение кафоликона, ранее освященного во имя свт. Николая Чудотворца, св. архангелам. В «Распоряжении» прп. Неофита (после 1118) обитель названа мон-рем св. арх. Михаила. Упоминание архангелов Михаила и Гавриила встречается в документах с 1273 г. (Παρουσία. Σ. 46).
Г. Смирнакисом было высказано предположение, что после разорения 1-й обители монахи в поисках нового пристанища построили ц. свт. Николая Чудотворца выше совр. Д., а неск. позднее переселились на побережье в небольшой мон-рь св. Архистратига, игумен к-рого поставил свою подпись на 24-м месте под Типиконом имп. Константина IX Мономаха (1045/46) (Σμυρνάκης. Σ. 566). Однако наиболее вероятно, что это был не мон-рь, а ц. арх. Михаила (Παρουσία. Σ. 41).
На деньги из клада игум. Неофит расписал кафоликон, снабдил его великолепными сосудами, иконами, ценными ткаными покровами, рукописными книгами и приобрел для обители много движимого и недвижимого имущества. Известность игум. Неофита и его добродетели побудили отцов сделать его протом Св. Горы, и в этой должности, оставаясь игуменом Д., он долгое время служил афонским обителям. Память преподобных ктиторов Евфимия и Неофита, точная дата кончины которых неизвестна, в Д. празднуется 9 нояб., на следующий день после Собора св. архангелов.
Д. обладает одним из первых вариантов афонского монастырского устава в его простейшей форме. Прп. Неофит составил устав и назвал его «Распоряжение» (Ϫιάταξις). Время составления точно неизвестно, видимо значительно позднее 1118 г.- завершения строительства собора, к-рое представлено в уставе как событие давно прошедшее. Зная о приближении смерти, прп. Неофит хотел назначить себе преемника (имя его в документе не указывается, для него оставлено свободное место, но в числе подписавшихся был и мон. Варнава, буд. преемник прп. Неофита) и оставить распоряжения-заповеди для будущих игуменов (12 пунктов) и монахов (5 пунктов). Игумену он завещал славить Господа и арх. Михаила, соблюдать заповеди, быть добродетельным, хранить заветы отцов и уставы Св. Горы, наставлять монахов примером своей жизни, а также разумно распоряжаться имением мон-ря, напр. не продавать его без крайней нужды и без согласия прота и братии и т. д. Братия обязана слушаться игумена, как Самого Христа, утверждаться в добродетелях воздержания, веры и любви друг к другу, подражать бывшим прежде отцам и быть первыми в добрых делах, а также поминать прп. Неофита за то, что он сделал для обители. Здесь приводятся лишь общие принципы и пожелания ктитора в отношении обязанностей игумена и братии, за подробностями он отсылает их к Свящ. Писанию, канонам Церкви и уставам Св. Горы.
Колодец со св. водой в мон-ре Дохиар
Колодец со св. водой в мон-ре Дохиар
Первоначально Д. обладал небольшим наделом земли, с 1037 г. он владел обширными угодьями на побережье зал. Сингитикос (подворье в Перигардикии), в 1089 г. приобрел владение в Сатувле близ г. Иерисс. При прп. Неофите Д. обладал 3 подворьями со мн. землями на п-ове Ситония (где было найдено сокровище), фессалоникийским предместьем Исонос, а также целым кварталом в городе с 7 мастерскими, двором и проч. постройками. В 1117 г. прп. Неофит продал мастерские и с доплатой купил еще одно предместье (Росеон) со мн. землями и приписанными крестьянами.
Значительные вклады в Д. были сделаны имп. Андроником II Палеологом (1282-1328), о к-ром в «Повести…» говорится, что он передал Д. крупные владения в Перигардикии и сделал др. «многие дарения» (Κύριλλος Ϫοχειαρίτης. Σ. 18). Хотя указанным подворьем Д. владел и до 1037 г., благодеяния могли заключаться в возвращении утерянного и в защите прав обители. Имп. Андроник III (1328-1341) в особом хрисовуле подтвердил ктиторскую деятельность в отношении Д. своего деда, называемого в нек-рых документах «великий ктитор» (Actes de Docheiariou. N 16).
В кон. XIII в., при имп. Андронике II, разрешилась многолетняя проблема Д. с питьевой водой. До этого времени вода доставлялась из удаленных источников (ок. 5 км) по открытому наземному каналу, в результате чего она загрязнялась и вызывала у монахов разные болезни, гл. обр. распухание ног. Поэтому было решено проложить глубоко в земле керамические трубы, но чудесным вмешательством св. архангелов от обители не потребовалось столько затрат. Согласно «Повести…», назначенному ответственным за строительство мон. Феодулу по указанию св. архангелов было открыто о существовании источника воды слева от кафоликона. Монахи стали копать в указанном месте и, обнаружив обильный источник хорошей питьевой воды, построили колодец. Этот колодец стал святыней Д., от его воды происходили мн. исцеления (Κύριλλος Ϫοχειαρίτης. Σ. 16-18).
Д. также принадлежали различные угодья в Каламарии (Калокампос и позже огромные площади подворья Мариана), на п-ове Кассандра, 2 больших села с землями на о-ве Лемнос, плодородная земля в Амигдалеях и др.
Постепенно, отчасти благодаря своему влиянию в Протате, Д. приобрел владения соседних небольших опустевших мон-рей Неврокопу, Каллиграфу и Скамандрину. Это было непросто, потому что на освобождавшиеся земли претендовали и др. афонские обители. Так, по поводу владений Каллиграфу была тяжба с мон-рем Кастамонит, к-рый раньше начал прилагать усилия к их приобретению, так что потребовалось даже офиц. подтверждение прав Д. К-польским патриархом Каллистом I. Земля, перешедшая в ведение Протата, была продана им Д. в 1345 г. (Actes de Docheiariou. N 24), когда потребовалась немалая сумма денег для выкупа первых лиц Протата, взятых в плен пиратами. Буд. патриарх оказался тогда в числе пленников и в документе 1355 г., утверждавшем законность продажи, сообщал, что пираты обратились сначала за выкупом в Д., где монахи по собственной инициативе выплатили им более 300 из требуемых 500 золотых монет. И уже после этого Свящ. Кинот в качестве возмещения убытков Д. продал ему опустевшую обитель (Actes de Docheiariou. N 30). Серб. царь Стефан Душан подарил Д. 2 села в Македонии с землями и крестьянами, затем забрал их, а в 1349 г. в качестве возмещения передал крепость в Равеникее со всеми угодьями и жителями. Осенью 1350 г., во время гражданской войны в Византии, имп. Иоанн VI Кантакузин отобрал половину владений Д. в Диаволокампосе, Каламарии и Эрмилии и передал их одному из прониаров, о чем известно из грамоты имп. Иоанна V Палеолога 1355 г., возвращающей их мон-рю.
Вскоре недалеко от Афона появился выдающийся подвижник — Авва Иоанн
В 1250 году, в этом тихом и пустынном месте появился один выдающийся подвижник — Авва Иоанн. Вскоре вокруг него стали собираться монахи, которые стали селиться в небольших хижинах. Именно под руководством этого человека монахи стали выполнять подвиг духовного делания. Многие знаменитые монастыри, такие как Ватопед приглашали этого человека на должность духовника или наставника.
Именно под руководством Аввы Иоанна — монахи монастыря Дохиар стали выполнять подвиг духовного делания
В 1299 году Дохиарский монастырь пережил довольно тяжелые времена, он был расположен на довольно неплодородной земли, и поэтому в нем всегда не хватало влаги. Недалеко от монастыря был найден небольшой источник воды.
Воду собирали в специальные резервуары и затем переносили в монастырь. Вода в источнике была очень прохладной, но при этом была очень вкусной, но по дороге до монастыря, она уже успевала нагреться, и даже портилась, из-за этого монахи часто болели.
Дело это было довольно тяжелое и серьезное, в помощь ему пришли святые Архангелы, и только так они навсегда решили проблему питьевой воды. Мы снова видим, как Архангелы Божия помогают данной обители. Во время сна один из монахов увидел, как к нему в келью заходят святые архангелы. Один из ангелов, сказал монаху:
«…зачем же ты губишь монахов, большие труды и расходы, ведь вода есть и самом монастыре…».
Они взяли за руку монаха и отвели его к северной стене собора. Они ударили киркой о землю и внезапно оттуда начала течь кристально чистая вода. Монаху ангелы дали ее попробовать. Затем утром, когда монах рассказал об этом игумену, они начали копать именно в том самом месте, куда указали ангелы. После очень долгой работы, открылся источник, вода в нем течет, и по сей день.
Монастырь Дохиар на Святой Горе Афон
Дохиар (Δοχειαρίου) – хранитель иконы Пресвятой Богородицы «Горгоиписуса», одной из самых любимых и почитаемых на Афоне. Монастырь Дохиар расположен на крутом юго-западном склоне Святой Горы у моря, между монастырями Зограф и Костамонит. Он был основан в X в. святым Евфимием, учеником преподобного Афанасия Афонского, дохиаром Великой Лавры Св. Афанасия (дохиар — заведующий продовольственной частью монастыря). В честь своего послушничества св. Евфимий так и назвал монастырь — «Дохиар».
Предание говорит, что на довершение монастыря не было средств, но милостью Царицы Небесной было открыто одному мальчику, послушнику обители, как найти эти средства: было указано место на метохе (т.е. участке монастыря) где находилось сокрытое сокровище. Метох располагался на противоположном Афону острове Лонгосе.
Посланные с мальчиком два инока, соблазнившись, решили утопить мальчика с камнем на шее и завладеть сокровищем. Но свв. Архангел Михаил и Архангел Гавриил спасли мальчика и перенесли его в церковь обители Дохиар.
Заговор был раскрыт, а сокровища пошли по назначению.
Вследствии этого чуда монастырь Дохиар был посвящен Бесплотным Силам. Монастырь процветал. В период нашествия сарацин обитель подверглась разорению, пришла в упадок. С 1578 года валахским государем Александром обитель возобновилась.
Монастырь Дохиар обнесен высокой стеной с башней, стены завершаются строениями келий.
Соборный храм XVI века посвящен святым Архангелам (празднуется 8 ноября по Юлианскому календарю).
Помимо собора Дохиар имеет 15 небольших храмов и часовен и келию Всех Святых в Карее. Самый известный из этих храмов — часовня «Горгепикус» («Скоропослушница»), стоящая возле ворот в собор. В ней хранится одноименная чудотворная икона Богородицы Горгепикус (Скоропослушница), одна из самых любимых и почитаемых святогорских икон.
В Дохиаре хранятся части мощей святых: сщмч. Харалампия, мчч. Мины, Кирика, Меркурия, свт. Иоанна Златоустого, прп. Нила Мироточивого, прп. Петра Афонскаго, св. Ахиллея, вмч. Пантелеимона, прп. Давида Солунскаго, св. Филофея, св. Иоанна Предтечи, равноап. Марии Магдалины, мч. Мины Калликелада, мц. Марины, архидиак. Евпла, вмч. Иакова Персянина, прп. Павла Фивейскаго, ап. Андрея Первозванного, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Дионисия Ареопагита, прп. Феодора Начертанного, сщмч. Василия Амасийскаго, бессребр. Космы, свт. Иоанна Милостиваго, вмч. Феодора Тирона и другие. Показывается часть камня, с которым был брошен в море послушник, чудесно спасенный Архангелами и впоследствии ставший игуменом с именем Варнава.
Кроме соборного храма свв. Архангелов, здесь есть 10 параклисов: Пресвятой Богоридицы “Скоропослушницы”, Успения Пресвятой Богородицы, Благовещения, Трех Святителей, св. Сорока мучеников Севастийских, бессребрр. Космы и Дамиана, вмч. Георгия Победоносца и др.
В библиотеке монастыря Дохиар хранятся древние рукописи и книги.
Недалеко от монастыря находится еще источник Архангелов, под именем «Агиасмы».
В наши дни братство насчитывает около 40 человек.
Святыни монастыря Дохиар Чудотворная икона Божией Матери «Горгоэпикоос» («Скоропослушница», X в.) Частицы Святых мощей: Пророка и Крестителя Иоанна; равноап. Марии Мандалины; сщмчч. Харалампия и Дионисия Ареопагита; мчч. Мины, Кирика и Мерку¬рия; свт. Иоанна Златоуста; прпп. Нила Мироточивого, Петра Афонского, Ахилия, Иоанна Милостивого Иакова Персиянина
История иконы «Скоропослушница» такова: как-то в 1654 г. эконом отец Нил шел по темному залу, где висела икона Богородицы. Отец Нил освещал себе путь ярко пылающей, дымящей свечой. Проходя мимо иконы, он вдруг услышал чей-то голос: «Никогда более не ходи здесь, коптя на Мой образ твоим дымным факелом». Инок подумал, что кто-то из братии решил подшутить над ним, и, через несколько дней снова прошел там с другой такой свечей. И снова он услышал голос, на этот раз более суровый, говорящий: «О, монах, недостойный этого имени, доколе ты будешь столь дерзко и непочтительно коптить на Мой образ?» И в это же мгновение он ослеп. Упав на колени перед иконой, он стал молить о прощении и Божия Матерь ответила ему: «Твоя молитва услышана и ты снова, как того желаешь, обретешь зрение. Передай же и остальным инокам: пусть впредь припадают ко Мне в горе и печали, и Я с готовностью выслушаю их, а также всех право верующих христиан, прибегающих ко Мне, ибо Меня называют Скоропослушницей». По молитвам у иконы Божией Матери «Скоропослушница» Господь дарует просящим много милости и благодати.
Монахи монастыря Дохиар — часто молились святым Архангелам о помощи
Монахи из монастыря отправляли урожай, который был собран на этих землях. Когда часть урожая была погружена на корабль, который отправлялся из монастыря, неожиданно подул сильный ветер, и этому противятся было невозможно, корабль оставили на плаву.
Монахи начали молиться архангелам Михаилу и Гавриилу, чтобы они показали им путь. На рассвете, они оказались в том самом месте, где и нужно было быть. Они с радостью обменяли все свои товары на местные, так как в том районе тогда был страшный голод.
О том, что на обитель была потрачена огромная часть золота, которая была найдена, пираты пытались пробраться в монастырь, чтобы завладеть ими. Однажды ночью монах часовой увидел, то, как на берег высаживались пираты.
Он дал сигнал тревоги, и все монахи взяли с собой все самое ценное. Они забрались на башню, и закрыл за собой дверь. Самые молодые монахи пытались хоть как то отразить нападение. Старшие монахи стали молиться архангелам.
Пираты высадились на берег и собрались у ворот монастыря, они стали требовать у обители золото. Тут неожиданно ворота монастыря были отворены, и они увидели всадника на белом коне, который в руках держал сверкающий меч, а за спиной этого садика было огромное количество воинов.
Пираты сильно испугались, они бежали с воплями от отчаяния, побросав свое оружие. Обитель святых Архангелов — так называли ее монахи.
Пираты увидели всадника на белом коне, который в руках держал сверкающий меч, а за спиной этого садика было огромное количество воинов, охраняющих монастырь Дохиар
Монастыри Афона
Свято-Пантелеимонов монастырь занимает девятнадцатое место в свято-горской иерархии. Другое его название – Русик – по составу насельников. Это один из трех традиционно славянских монастырей. Большую часть его насельников составляют выходцы из России.
Монастырь святого великомученика Пантелеимона расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, между монастырями Ксенофонт и Ксиропотам.
Первоначально монастырь святого Пантелеимона находился в другом месте, дальше от побережья – теперь там расположен так называемый «старый», нагорный, Русик, или монастырь Фессалоникийца, основанный в начале XI века. Его построил некий богатый христианин из Фессалии.
Согласно преданию, первоначально русские монахи на Афоне обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот, по просьбе игумена Лаврентия, передал монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца; обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остается им по настоящее время.
Источников об истории Русика до XIII века почти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой.
Обители удалось залечить свои раны благодаря византийскому императору Андронику II Палеологу. Специальной золотой буллой он подтвердил права монастыря, выделил на его нужды большую материальную помощь и закрепил за ним старые и новые владения.
В XIII веке связи русского монастыря с Русью, страдающей от монголо-татарского нашествия, надолго прервались. Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами.
Не получая помощь с Руси, монастырь был «обласкан» вниманием со стороны сербских царей. Стефан Душан, после расширения границ своего государства и захвата Северной Греции, посещает в 1345 году Святую Гору. Его внимание привлекает монастырь Фессалоникийца (к тому времени – русский). Хранящиеся в монастыре акты свидетельствуют о том, что Стефан Душан оказал русскому монастырю щедрую экономическую помощь и назначил игуменом обители сербского богослова Исаию.
После освобождения Руси от татаро-монгольского ига монастырь наполнился жаждущими духовного подвига русскими иноками.
Окрепнув материально, русский монастырь начал расширять и укреплять свои границы. В 1422 году в местечке Калиагра для приема грузов, адресованных монастырю, строится небольшой причал и складское помещение. О надежности оборонительных сооружений монастыря, построенных в этот период, свидетельствует договор, заключенный между «Святым Пантелеимоном» и греческим монастырем Рила. Согласно договору 1466 года, русскому монастырю передаются на хранение некоторые весьма ценные предметы и церковная утварь греческой обители.
В 1509 году сербская княгиня Ангелина, постригшаяся позже в монахини, попросила великого князя Василия III стать покровителем русского монастыря. В своем обращении она о. Обращение сербской княгини не могло не найти отклик в душе Василия III. Так великий русский князь становится официальным опекуном и покровителем русского монастыря.
Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений. Подобно другим афонским обителям, этот монастырь в период турецкого владычества подвергся серьезным испытаниям, иногда обитель оказывалась полностью заброшенной. В 1574 – 84 годах монахи были вынуждены покинуть монастырь, и помощь в размере 500 рублей, посланная Иваном Грозным, не нашла получателя.
Видя бедственное положение обители, Патриарх Иов и царь Федор Иванович разрешают сбор пожертвований в России в пользу монастыря. Несколько десятилетий спустя Священный Кинот вынужден был взять русский монастырь под свою опеку. Период упадка длился до середины XVIII века, когда монастырь, в конце концов, закрылся окончательно.
В XVIII веке монастырь достиг такого бедственного состояния, что в 1726 году в нем, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («Первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. Приехав повторно, Григорович-Барский обнаружил, что монастырь совершенно пуст. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.
Некоторое время спустя греческая братия решила покинуть полуразрушенные здания и перебраться на новое место, поближе к морю, где и стоит в настоящее время Пантелеимонов монастырь.
Монастырь святого Пантелеимона в первые годы своего основания придерживался идиоритмического устройства, но в начале XIX века, специальной грамотой Константинопольского Патриарха Каллиника, был объявлен киновией. Патриарх Каллиник, предвидя в будущем процветание русской обители, решительно отверг предложение Священного Кинота упразднить русский монастырь, а его имения передать другим монастырям за неуплаченные долги. Свое мнение он мотивировал тем, что «неприлично и неполитично было бы упразднить русскую афонскую обитель в такое время, когда Россия своими последними войнами с Турцией приобрела столь решительное влияние на судьбу восточных христиан».
В 1806 году Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.
Первым игуменом монастыря обновленной обители стал Савва Пелопоннийский, грек по происхождению, подвизавшийся раньше в ските Ксенофонта. Благодаря своей неутомимой энергии он смог добиться не только расширения монастыря, но и улучшения его материального положения. На этом трудном поприще игумена Савву поддержало еще одно обстоятельство. Драгоман (переводчик) турецкого султана Махмуда II, Скарлат Каллимах, был прикован к постели тяжелой болезнью и в отчаянии обратился к целительной силе великомученика Пантелеимона. Он пригласил в Константинополь игумена Савву с просьбой взять с собой чудодейственные мощи святого. После приложения к ним его здоровье резко улучшилось, и он назначается султаном на место господаря Валахии. Он не забывает своего целителя и начинает финансировать строительство новых сооружений монастыря. Для этой цели он присылает в русский монастырь главного инженера турецкого султана, христианина по вероисповеданию. Благодаря усилиям Скарлата Каллимаха здесь строится много зданий (часовни, кельи, гостиница, больница) и, в первую очередь, соборный храм монастыря. Конец жизни греческого благотворителя был трагичным: разъяренная турецкая толпа в 1821 году повесила его вместе с Вселенским Патриархом Григорием V.
Чудодейственные мощи святого Пантелеимона побывали в Константинополе и раньше, в 1744 году, где в этот год свирепствовала чума. Она унесла сотни жизней жителей города и, конечно, не только христиан. Тогда власти и жители города обратились за помощью к монастырю святого Пантелеимона. И в тот раз святой целитель показал свою силу – жители города были спасены от смертельной опасности.
В том же году с аналогичной просьбой к монастырю обратился молдавский господарь Иоанн Николау, когда эпидемия чумы свирепствовала и в Молдавии. После совершения чуда и исцеления больных правитель Молдавии назначил ежегодное пособие монастырю, которое отправлялось на Афон и после его смерти.
В годы Греческого восстания монастырь святого Пантелеимона, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение. Окончание греческой революции 1821 года позволило русскому монастырю (как и другим на Афоне) сохранить относительную самостоятельность. Однако монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги.
В этот период настоятелем монастыря становится Герасим, грек из города Драмы, на кандидатуру которого еще при своей жизни указал игумен Савва. Во время его игуменства в монастыре произошли большие изменения, и после практически векового перерыва в обители появляются русские монахи.
Первые русские иноки прибывают сюда в 1835 году. Среди них иеромонах Аникита (в миру князь С. Ширинский-Шихматов) и иеромонах Иероним (в миру купеческий сын Иван Соломенцов). Будучи людьми состоятельными, они отдали на возрождение обители все свои средства.
Прилив русских монахов особенно усилился с 1840 года. В 1850 году численность русских монахов становится равной численности греческих, а в дальнейшем стремительно растет и начинает значительно превосходить ее. Этот факт вызвал трения между русскими и греками: последние боялись, и не без основания, полного численного превосходства русских на Святой Горе.
Тем временем умирает игумен монастыря Герасим. Новым игуменом русского монастыря святого Пантелеимона в 1875 году становится Макарий (Сушкин), который пребывает на этом посту до 1889 года. При нем монастырь укрепил свое материальное положение, значительно расширился и выдвинулся на ведущие позиции среди афонских монастырей. Русские монахи с присущей им щедростью каждое воскресенье организовывали раздачу продовольствия, одежды и денег для малоимущих монахов и мирян. Монастырь вел активную научную и просветительскую деятельность, издавал журнал «Собеседник» и имел собственную типографию. О размахе и организации работы свидетельствует тот факт, что только для вышеуказанных целей в монастыре было задействовано 30 человек.
Все это, конечно, не было бы возможным без щедрой поддержки со стороны Священного Синода и царской семьи. На нужды монастыря выделялось ежегодно 100 тысяч золотых рублей.
К концу XIX века монастырь святого Пантелеимона стал самым большим монастырем на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось более тысячи монахов, а к 1913 – более двух тысяч. Позже, в начале XX века, число русских монахов на Афоне составило пять тысяч человек.
В 1917 году правительством Керенского приняло решение прекратить помощь обители святого Пантелеимона. Октябрьская революция имела трагические последствия и для русского монашества на Афоне. Русские монахи оказываются отрезанными от своей родины. Положение усугубляется и подозрительным отношением ко всем новоприбывающим на Афон монахам из России. Впредь незначительное пополнение будет идти только за счет русских эмигрантов, проживающих в Западной Европе.
Тем не менее, обитель по мере сил оказывала помощь греческим беженцам из Турции, также на монастырской территории был основан военный госпиталь, где проходили лечение свыше тысячи греческих солдат.
Летом 1927 года монастырь святого Пантелеимона сильно пострадал от лесного пожара. Пожар начался с соседнего леса Хиландарского владения и перекинулся на лес Пантелеимонова монастыря. Плачевное состояние монастыря завершил еще один сильный пожар (1968 года), нанесший непоправимый ущерб обители.
Русская Православная Церковь, сама находящаяся в тяжелом положении, оказалась не в состоянии оказать помощь монастырю. Лишь только в 1948 году Патриарху Алексию I, в рамках празднования 500-летия со дня провозглашения Патриаршества в России, удается установить контакты с представителями Константинопольской Церкви, приглашенными на юбилейные торжества. Вопрос, интересовавший, в первую очередь, Московского Патриарха, касался разрешений на прибытие на Афон русских монахов.
К 1959 году Пантелеимонов монастырь пришел в полный упадок, в нем осталось всего 50 человек, самому молодому из которых было 54 года, а большинство монахов составляли древние старцы. В том же году в Пантелеимоновом монастыре произошел пожар, в результате которого сильно пострадала библиотека. Число братии продолжало уменьшаться.
Вхождение Русской Церкви во Всемирный Совет церквей (1961 год) ослабило прежние противоречия. В 1965 году правительство Греции предоставило греческое гражданство (обязательное условие для подвижничества на Святой Горе) пяти монахам из Советского Союза и разрешило им прибыть на Афон. Из пятерых монахов двое не смогли приехать на Афон по причине плохого состояния здоровья, а третий попросил политическое убежище на Западе.
После столь необычного поворота дел только в 1970 году двое оставшихся монахов, архимандрит Авель и монах Виссарион, получают разрешение советских властей прибыть на Афон. Архимандрит Авель сумел не только завоевать доверие и уважение греческой монашеской братии (дело для того времени непростое), но и стать в 1975 году, после довольно долгого перерыва, игуменом монастыря святого Пантелеимона.
А в 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен – это было первое посещение Афона Московским Патриархом.
В 1974 и 1976 годах на Афон вновь прибыли несколько монахов из Советской России. С этого времени русские монахи регулярно приезжают на Святую Гору. Число братии может резко увеличиться, если Греция позволит переселиться сюда монахам из России. На сегодняшний день получено более пяти тысяч прошений от русских, желающих стать насельниками Свято-Пантелеимонова монастыря, однако, согласно древнему эдикту, призванному охранять права греков на владение святогорскими монастырями, число братии русского монастыря не должно превышать число соседнего монастыря Ксиропотам, в котором сейчас подвизается всего пятьдесят монахов.
Вот уже несколько лет идет капитальный ремонт полуразрушенных сооружений монастыря. Для реставрационных работ в Пантелеимонов монастырь прибыла группа реставраторов из России.
Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей. Сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась обитель в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Монастырь с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города.
Соборный храм монастыря был построен в 1812 – 1821 годах. По своему общему плану он схож с соборами других святогорских обителей. Стены его сложены из прямоугольных шлифованных каменных плит. Он увенчан типично русскими куполами – «луковками». На восьми куполах водружены кресты, причем на главном – традиционный для России восьмиконечный крест.
Храмовые росписи также сделаны в XIX веке. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 году, службы в этом храме совершаются на двух языках – греческом и славянском.
Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 году и расписанная в 1897 году: она может вместить до 800 человек.
Над трапезной возвышается колокольня. На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, то есть более 13 тонн. Отлит он был в Москве, на заводе потомственного почетного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина, мастером Иоакимом Воробьевским и привезен на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол, звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива. Напротив колокольни, слева от входа – водосвятная чаша.
В Русике, помимо соборного, есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богородицы (богослужения здесь совершаются по-гречески). К западу от библиотеки расположен храм святителя Митрофана Воронежского (здесь, как и в других храмах, служат по-славянски).
Всего в обители 25 параклисов: Вознесения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Александра Невского, богато украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом; великомученика Димитрия, преподобного Сергия, Рождества Пресвятой Богородицы, Введения во храм Божией Матери, святых Архангелов, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; святых Богоотец Иоакима и Анны и святого Иосифа Обручника, святого священномученика Харалампия, святителя Николая Чудотворца; святых равноапостольных Константина и Елены, святого Саввы Освященного, преподобных Герасима Иорданского и Иеронима Стридонского, равноапостольных Владимира и Ольги, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, святой Еввулы, матери великомученика Пантелеимона, всех святых Афонских. Близ монастыря находится так называемая гробница, с церковью во имя апостолов Петра и Павла, где упокоивается братия. Недалеко от нее – церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Близ нее в новом большом корпусе – церковь Преображения Господня. Там же еще два параклиса: первый – Божией Матери «Скоропослушницы» и святителя Иоанна Златоуста, второй – преподобного Макария Великого. В последнее время еще построены и освящены две церкви в одном корпусе: во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и во имя Архангела Рафаила. Вне монастыря, на разных местах монастырской земли, скитах, метохах и отшельнических кельях, 36 церквей.
Монастырю принадлежат пять келий, в том числе святого Евфимия, святых бессребреников, Живоносного Источника, святого Стефана и святого Георгия (последние две расположены около Кареи: первая примечательна своими уникальными фресками и недавно была отреставрирована, а во второй располагается представительство монастыря).
Кроме этого, Русику принадлежит подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя – там живет несколько русских монахов, скит Ксилургу или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор, пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и Старый Русик, известный также под именем «Палэомонастиро».
В монастыре святого Пантелеимона пребывает несколько чудотворных икон. Чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» находится над царскими вратами Покровского храма. В этом же храме находится список с иконы Богородицы «Казанская».
Икона великомученика Пантелеимона – это древняя мозаичная икона, ранее она находилась в горном монастыре Фессалоникийцев, на месте которого сегодня находится «Палэомонастиро» (древний монастырь). Святой Пантелеимон изображен во весь рост, держащий в правой руке врачебные инструменты. По периметру иконы изображено житие святого.
Также в обители есть образ Спаса Нерукотворного, икона Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, икона священномученика Харалампия и мозаичная икона святого Александра Невского.
Кроме того, в монастыре святого Пантелеимона пребывает часть Честного и Животворящего Креста Господня, частица камня от Гроба Господня, главы великомученика Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского. Частицы мощей: Предтечи и Крестителя Иоанна, апостолов Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика архидиакона Стефана, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Иерусалимского, священномученика Дионисия Ареопагита, преподобномученика Стефана Нового, мученика Марина, мученика Трифона, великомученицы Параскевы, святых бессребреников Космы и Дамиана, преподобного Исаакия Далматского, праведного Иосифа Обручника, священномученика Анфима, епископа Никомидийского; преподобномучеников Игнатия Афонского, Евфимия Афонского, Акакия Афонского, Георгия Победоносца, мучеников Евстратия и Кирика, священномученика Харалампия, великомучениц Марины и Параскевы, праведного Иоанна Русского, святого Прохора, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Григория Паламы.
В параклисе Покрова Пресвятой Богородицы хранятся ценные печатное Евангелие и Святая Чаша, подаренные Русику великим князем Константином Николаевичем в 1845 году.
Богата библиотека монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании. Она содержит около 1320 греческих и 600 славянских рукописей. Особо стоит отметить богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов святителя Григория Богослова. Кроме того, в библиотеке есть более 20000 печатных греческих, славянских и русских книг.
В настоящее время в обители проживает около пятидесяти человек братии.
В 1424 году — на Афоне были довольно сложные и трудные времена
В XVI веке, на Афоне были довольно сложные и трудные времена. С крыши собора был снят позолоченный крест, а корабль, на котором следовали монахи, пришлось сжечь. Говорили, что пока горел сам корабль, из него вылетели 2 белых голубя. В тех местах, куда она приземлились, открылись 2 источника.
Однажды священник, который болел параличом, нашел один из чудесных источников, и попросил полить его руки водой. Монахи выполнили просьбу и полили его руки. Тут же момент священник исцелился. Всю свою жизнь он решил посвятить завершению строительства монастыря.
Был построен соборный храм самый величественный и красивый на Афоне. С XVIII века в монастыре шло довольно активное строительство, были построены трапезная, придел в честь Богородицы, также была построена колокольня.
Вход в обитель монастыря Дохиар на горе Афон после завершения строительства
Вскоре турецкие войска напали на монастырь. Многие святыни были похищены.
Монастырю досталось довольно много бед. В 1932 году произошло землетрясение, а в 1945 большое наводнение. Это сильно отразилось на состоянии здания монастыря. К сожалению, средств на ремонт совсем не было. В то время монастырь сильно бедствовал, и в нем практически не было людей.
Информация для паломника[править]
Тел.: +(30-23770) 23245.
Монастырь находится на юго-западном побережье полуострова Афон, между садов и рощ, к северу на расстоянии четверти часа ходьбы от Ксенофонта.
Если в обители есть возможность принять вас, мы рекомендуем вам не упустить возможности пожить в Дохиаре. Братия этой обители одна из самых дружных на Афоне. В этом монастыре царит очень добрая и домашняя атмосфера.
Выйдя из Дохиара и совершив приятную получасовую прогулку (2,5 км) по хорошей дороге вдоль берега моря, вы подойдёте к монастырю Ксенофонт, посвящённому св. вмч. Георгию Победоносцу.
С 1980 года — монастырь Дохиар снова начал заселяться монахами
С 1980 года монастырь снова начал заселяться монахами. Монастырь Дохиар постепенно начали восстанавливать. Монахи старались передать первоначальную красоту монастыря. В настоящее время в монастыре хранятся многие сокровища православия — это мощи святых, очень много икон, рукописи, которые вышитый золотом, кресты, которые украшены драгоценными камнями и многое другое.
Великая святыня монастыря эта икона Божией Матери «Скоропослушница». Также в монастыре прибывают такие частицы мощей, как Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, равноапостольной Марии Магдалины, Петра Афонского и многих других.
В летописи монастыря написано, что в 1664 году Бог прославил свою Пречистую Матерь следующим необычным образом. Перед образом Пресвятой Богородицы, который был написан на стене монастырской трапезы, был проход, по которому очень часто случалось проходить с горящей лучиной монаху.
В монастыре Дохиар самый почитаемый образ Пресвятой Богородицы — Скоропослушница
Однажды монах проходил мимо образа и услышал, какие странные слова: «…Больше не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа…». Однажды монах снова услышал невнятный указания, но они были еще более грозные: «…монах недостойный этого звания, долго ли тебе, так беспечно и бесстыдно коптить мой образ…».
Монах очень сильно испугался и упал перед иконой в молитва и слезах. Утром он был найден братией совсем слепым. Тогда монахи очень сильно испугались и стали каждый день молиться перед этой иконой.
Однажды монах, который ослеп, проходил мимо чудотворной иконы Божией Матери и услышал:
«… Нил твоя молитва услышана ты прощен. Нил, твоя молитва услышана, ты прощён. Пусть братия и все православные христиане обращаются ко мне в своих нуждах, и Я никого не оставлю неуслышанным. Отныне сей Мой образ будет именоваться «Скоропослушница», потому что Я буду являть скорую милость всем, с благоговением притекающим к нему…».
Даже сейчас каждый может приехать в монастырь, остаться на ночлег и помолиться перед святым образом Богородицы Скоропослушницы.
Что посмотреть
Монастырь Дохиар — величественное и весьма живописное сооружение, подобно средневековому рыцарскому замку поднимающееся во всей своей суровой красе прямо от кромки моря и обрамленное густой зеленью склонов святой горы Афон. Разновысотные здания обители — крепостные стены, увенчанные деревянными ярусами келий, дозорная башня, храм и целых 12 церквей — создают впечатление упорядоченной, хорошо организованной структуры, словно каменным щитом защищающей главный собор монастыря, который легко узнать по насыщенно-красному цвету купола, увенчанного крестом.
Кафоликон Дохиара был построен в 10 веке и освящен в честь архангела Михаила и Всех сил бесплотных, однако нынешний храм ведет свою историю с 16 века. Его купол самый высокий среди прочих афонских соборов, внутри же стоит обратить внимание на тщательно выписанные фрески критской школы и богато украшенный иконостас, датируемый 1783 г.
Из 12 церквей Дохиара наибольшее внимание паломников привлекает сооруженная в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница», которая находится справа от трапезной монастыря. К ней обращаются с просьбами об исцелении от слепоты и хромоты, а также прочих физических и психических заболеваний. В монастырском дворе обязательно стоит увидеть Священный колодец: по преданию, он возник здесь чудесным образом, по молитвам братии.
В числе православных реликвий Дохиара частица Животворящего Креста Господня, честные главы Дионисия Ареопагита и Константинопольского патриарха Митрофана, плащаница с кровью святого Димитрия Солунского и частицы мощей многочисленных святых, в том числе Иоанна Крестителя и Пантелеймона.
В 2021 году в монастыре Дохиар скончался настоятель — архимандрит Григорий Зумис
Совсем недавно в ночь с 22 по 23 октября 2021 года, в монастыре скончался настоятель святой Горы Афон — архимандрит Григорий Зумис. Этот человек был близким родственником знаменитого афонского старца — Исифа Исихаста.
Настоятель святой Горы Афон — архимандрит Григорий Зумис
Григорий возродил в свое время монастырь Дохиар, и был избран игуменом обители. В последнее время он часто болел. Старец просил всю обитель молится о нем недостойном.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение