Муром: достопримечательности, что посмотреть за один день

Муром — это один из древнейших российских городов, прославившийся своими православными монастырями. Множество паломников пребывают в это живописное место, чтобы прикоснуться к святыням. Расположен Муром во Владимирской области, на реке Оке. Этому провинциальному городу более 1000 лет


Памятник Илье Муромцу


Название Муром получил от финско-угорского племени мурома, что означает скорее всего «люди на суше». Первое письменное упоминание о Муроме имеется в «Повести временных лет», однако археологические раскопки свидетельствуют, что муромские земли были заселены значительно раньше 862 года, а на территории современного Мурома в VI-VII столетиях было расположено так называемое Николо-Набережное селище с военным убежищем — Кремлем на Кремлевской горе.

Сегодня население Мурома сравнительно невелико — 150 тысяч жителей,

но при этом здесь действуют четыре монастыря:

  • Спасо-Преображенский мужской монастырь,
  • Свято-Троицкий женский монастырь,
  • Благовещенский мужской монастырь,
  • Свято-Воскресенский женский монастырь.

Приезжих поражает великолепное состояние отреставрированных обителей Мурома и ухоженная прилегающая территория (несмотря на большой поток туристов и паломников). Во все монастыри можно заходить и даже разрешается фотографировать

Троицкий женский монастырь в Муроме В Троицкий монастырь паломники приходят поклониться мощам святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – покровителям православной семьи, любви и благополучия в браке. Святые Петр и Феврония Муромские являют собой образец супружеской верности, преданности и любви, которые они сохранили на протяжении всей своей жизни, преодолевая все испытания и искушения.


Пётр и Феврония Муромские Долгое время Муром был крайним восточным форпостом Руси, располагаясь на перепутье торговых путей между Русью и Булгарией. Со временем город Муром приобретает большое значение как торговый центр и с 1054 года становится владением черниговских князей, которые превращают Муром в центр Муромо-Рязанского княжества.


1. Вид на Казанскую надвратную церковь и колокольню. 2. Фрагмент колокольни Казанской надвратной церкви В 1392 году сын Дмитрия Донского — Василий I, присоединил Муромское княжество к Московскому вместе с Нижегородским, Вологдой, Мещерой, Тарусой. Муромские дружины сражались на Куликовом поле, осаждали Казань, участвовали в освобождении Москвы от поляков. В Муроме бывали Иван Грозный и Петр I, приезжали А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов, А.Н.Радищев и Н.А.Некрасов, И.А.Крылов и Р.Г.Державин. На муромской земле родилась Н.О.Ганнибал — мать великого русского поэта А.С.Пушкина.


Свято-Троицкий женский монастырь

Илья Муромец

Самый знаменитый уроженец муромской земли – былинный богатырь Илья Муромец, многократно упоминаемый в фольклоре не только русского, но и соседних народов. Видимое противоречие предыдущего предложения обманчиво. Многие исследователи считают Илью Муромца реальным историческим персонажем. А собирательная история его жизни просто поразительна. Все наслышаны о подвигах богатыря во славу земли Русской. Но некоторые детали его биографии известны не так хорошо.

Дед Ильи Муромца был убеждённым язычником. Как-то в порыве гнева он топором разрубил христианскую икону. Наказание пало на его внука: Илья с детства не мог ходить, и все попытки исцелить его оказались безуспешны. Мальчику оставалось только тренировать руки: ноги безжизненно покоились на печи. Так продолжалось до 33 лет (возраст Христа!). В дом к нему вошли двое «калик перехожих» (странствующие нищие) и попросили дать им «пива хмельного». Илья воспринял их просьбу как издёвку, и сказал об этом. Но странные калики не смутились и повторили просьбу, которая прозвучала скорее как приказ.

Илья неожиданно для себя …встал на ноги и выполнил просьбу. Но калики пить не стали, а велели это сделать Илье, почувствовавшему после этого в себе великую силу. Такого быть не может? Согласен, только с одним добавлением: если считать реально существующим лишь видимый физический мир. Ведь посетившими Илью «каликами» были …Христос с одним из своих апостолов (так было написано в дореволюционных изданиях былины об Илье Муромце).

В конце жизни Илья Муромец принял решение посвятить себя Богу. Он стал иноком Киево-Печерского монастыря под именем Илии Печерского. Его мощи покоятся в Ближних пещерах лавры. Их исследование, проведённое в 1988 г. комиссией Минздрава Украины, дало результаты, подтверждающие былинные описания.

Мощи принадлежали очень сильному физически мужчине в возрасте примерно 50 лет ростом 1м 77 см (в XII в. средний мужской рост не превышал 165 см). Он действительно страдал полиомиелитом в юности, а на его костях были обнаружены следы множества битв и ударов мечами и копьями, сломанные рёбра и переломы ключиц. Причиной смерти исследователи назвали удар в грудь меча или копья. Предполагается, что это произошло при взятии Киева князем Рюриком, когда Печорская лавра была разрушена входившими в войско князя половцами. В 1643 г. преподобный Илья Муромец стал святым Русской православной церкви.

Село Карачарово

Бывшее село Карачарово – ныне микрорайон Мурома. Его главная достопримечательность – дом № 279 по ул. Приокской, где родился и жил богатырь. У живущих здесь ныне не сомнений в том, что они – его прямые потомки. Поблизости находится Троицкая церковь, заложенная самим богатырём. Полуразрушенное сооружение сейчас реставрируется, восстановлена его колокольня с часовней Ильи Муромца.

Троицкая церковь

Расположенный поблизости святой источник с купальней забил от удара копыта могучего коня Ильи.

Святой источник с купальней

Образец христианской семьи

Союз этой святой супружеской четы стал настоящим образцом христианского брака, они стали его покровителями. Люди с огромным откликом в сердце восприняли этот праздник.

Смерть святых наступила 25 июня по григорианскому календарю 1228 года (8 июля по юлианскому календарю). В конце жизни святые Петр и Февронья приняли монашество и умерли в один день. Они завещали положить их в один гроб, но братия посчитала, что это претит их правилам, и поэтому их должны были похоронить в разных могилах, но каким-то чудесным образом они оказывались в одном гробу, заготовленном ими заранее. Людьми верующими этот факт воспринялся как большое чудо. В 1547 году мощи святых были канонизированы и теперь хранятся в женском монастыре города Мурома.

Благовещенский монастырь Мурома

Первоначально в XII в. на этом месте находился деревянный храм, в котором были захоронены распространители христианства в Муроме князья Константин, Михаил и Фёдор. В честь взятия Казани в 1553 г. царь Иван Грозный основан Благовещенский мужской монастырь и одноимённый собор. Последний подвергся основательной перестройке в середине XVII в. Стены и бани монастыря обновили и в 1811 г. Во время Отечественной войны 1812 г. в монастыре укрывались иконы Иверской и Владимирской Богоматери.

Благовещенский монастырь Мурома

В отличие от многих других церквей, закрытие монастыря в 1919 г. можно считать условным: переселившиеся в город монахи продолжали в нём служить, а мощи святых переместились в местные музеи. Благовещенский собор в советское время в Муроме был единственным действующим. В лучшем из дошедших до наших дней 6-ярусном иконостасе в стиле барокко сохранились и иконы XVI в. Полностью действующим весь монастырь вновь стал в 1991 г.

В возвращённом в постсоветское время верующим и действующем монастыре хранится икона преподобного Илии Муромца с фрагментом мощей.

Адрес – ул. Красноармейская (бывшая Успенская), 16.

Тропарь и кондак святым князьям Константину, Михаилу и Феодору Муромским

Тропарь, глас 4.

Константин днесь весело ликовствует, предстоя престолу Святыя Троицы, видя отечествие свое, мастию духовною сияющо, ему же последоваша Михаил и Феодор, сынове его, и молятся вси тие вкупе о душах наших.

Кондак, глас 8.

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома ти вкупе, отечество твое, хвалящося, вопиет, имущи тя началника и заступника, яко избавльша от прелести и скверны идольския. Сего ради вопием ти сице: радуйся, княже Константине преблаженне.

Спасо-Преображенский монастырь Мурома

Этот монастырь – один из древнейших и известных на Руси. По документальным свидетельствам, в конце XI в. в нём был погребён сын Владимира Мономаха. Монастырь возник вокруг владений первого муромского князя Глеба. Первоначально деревянный монастырь был разрушен и сожжён татаро-монголами.

В середине XIV в. обитель была восстановлена в камне. Через два века рядом был сооружён Спасо-Преображенский собор. С тех пор он не претерпел существенных изменений. Собор во время осад брал на себя функции крепости. Его фасаду свойственна некоторая суровость, а его интерьеру – аскетизм.

Спасо-Преображенский монастырь Мурома

Другая особенность фасада – шлемовидные (а не луковичные, как обычно) купола. В дальнейшем монастырский комплекс пополнился церковью Покрова Богородицы с пятью приделами, колокольней, настоятельным корпусом, духовным училищем и хозяйственными постройками. Здесь жил принявший схиму князь Пётр, о чём напоминает барельеф, где он изображён вместе с Февронией, и икона со сценами их Жития.

В 1918 г. монахов обвинили в помощи белогвардейцам, а монастырь закрыли. Часть монастырского имущества стала экспозицией городского музея. В помещениях монастыря располагалась фабрика, затем воинская часть.

В 90-х монастырь вернули верующим. Ныне здесь, по адресу ул. Лакина, 1, располагается действующий мужской монастырь. В 2006 г. он пополнился ликом Ильи Муромца, изготовленной местным резчиком по параметрам, полученным при исследованиях мощей Илии Печерского.

Петр

Павел позвал к себе брата Петра и рассказал ему все свои соображения. Петр же сразу понял, что именно ему предстоит встреча с окаянным змеем. Но он не знал, где добыть меч Агриков. Однажды в церкви молодой отрок подсказал Петру местонахождение этого волшебного меча. Вооружившись заветным мечом, Петр отправился к брату в палаты и раскусил змея, который предстал перед ним именно в образе брата. Не без Божьей помощи Петр убил змея. Однако после этой встречи доблестный воин покрылся жуткими язвами, так как ядовитой жидкостью перед смертью облила его окаянная тварь.

Свято-Троицкий монастырь Мурома

Этот женский монастырь на месте деревянной церкви был построен в середине XVII в. на средства местного богатого купца. В его ансамбль входят пятиглавый Троицкий собор и Казанская надвратная церковь с колокольней.

Их интерьеры украшены изразцами с изображениями трав, птиц и зверей. Церковь и колокольня воздвигнуты на едином фундаменте. Прорези фасада и кружевной декор им придаёт лёгкость и воздушность. Оклады многих икон украшены искусной вышивкой монахинь-золотошвей.

Свято-Троицкий монастырь Мурома

Монастырь, в первую очередь известен как место захоронения супружеской пары князей Муромских Пётра и Февронии, памятник которым установлен перед входом. Феврония жила здесь после монашеского пострига.

В мирской жизни княжеская супружеская пара Пётр и Феврония снискали любовь своих подданных своей праведной жизнью. Они никому не отказывали в помощи, пресекали злобу и жестокость, не стремились к мирскому богатству и славили имя Божье.

Пётр и Феврония, закономерно ставшие в преклонном возрасте монахами, ежедневно молились о том, чтобы умереть одновременно и быть похороненными в одном гробу с тонкой перегородкой. Таковой был изготовлен ещё при их жизни. После того, как Пётр и Феврония скончались действительно в один день и час, их тела всё же положили в отдельные гробы в разных монастырях, сочтя совместное погребение противоречащим монашеским традициям.

Однако на следующее утро оказалось, что раздельные гробы пусты, а тела Петра и Февронии воссоединились в приготовленном ими общем гробу. Следующая попытка разлучить их после смерти вновь оказалась безуспешной. Люди смирились с волей Божьей, и супруги были похоронены в Богородице-Рождественском соборе монастыря. В советские годы его закрыли, а останки князей передали в местный музей. Но монастырь охранялся как памятник архитектуры. С 1993 г. возвращённые церкви мощи хранятся в Троицком соборе.

Памятник Петру и Февронии Муромским

Память благоверных князей Пётра и Февронии ежегодно отмечается 8 июля. С 2008 г. эта дата считается Днём семьи, любви и верности. К памятнику Петру и Февронии ежедневно приезжают свадебные процессии молодожёнов в надежде на то, что их брак окажется таким же крепким.

С 1975 г. на территории монастыря находится перевезённая из близлежащей деревни деревянная церковь Сергия Радонежского – памятник зодчества XVIII в. Она функционирует только в летнее время. С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних девочек и престарелых. Нынешний адрес монастыря – площадь Крестьянина, 3 А.

По святым местам. Муромская епархия. Часть 1

Идеал семейной святости – супружество и праведная мирская жизнь. Среди угодников Божиих, подвизавшихся на Муромской земле, – множество семей. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония, праведная Иулиания Лазаревская, у которой были любимый муж и десять детей; благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором и супругой Ириной… Вместе со зрителями программы мы посетим святые места, связанные с подвижниками веры и любви. «Союз любви – мудрый брак» – так назван памятник, расположенный перед ЗАГСом г. Мурома. Этот город как будто весь пропитан любовью. Тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться святым муромским чудотворцам с надеждой на счастливый брак, крепкую любовь, здоровье детей; приезжают помолиться у их икон и честных мощей, попросить за себя, за своих близких и свою семью.
Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук:

– Святые Петр и Феврония жили в городе Муроме в XIII столетии. Согласно житию мы знаем, что в городе Муроме правил князь Павел. Именно в его княжескую семью летал искуситель рода человеческого, то есть дьявол, сатана, принимая облик змея или дракона. На вече городские старцы сказали князю, что смерть этого змея наступит от Петрова плеча и от Агрикова меча.

У князя был родной брат по имени Петр, который любил в одиночестве ходить по храмам и святым обителям. В Крестовоздвиженском монастыре один отрок показал ему, что в стене церкви находится Агриков меч.

Валентина Михайловна Фомичева, педагог воскресной школы:

– Петр с помощью Агрикова меча победил змея-искусителя, но змей обрызгал победителя своей кровью, и впоследствии у Петра возникли язвы, которые потом вылечила Феврония, став его женой.

В конце жизни святые приняли решение уйти в монастырь.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Петр уходит в мужской монастырь, получает имя Давид. Именно под этим именем – Давид Муромский – он упоминается в наших русских летописях. Это реальная историческая личность. Феврония уходит в женский монастырь, получает имя Евфросиния.

Считается, что келья святой Февронии (в монашестве Евфросинии) находилась там, где сейчас стоит Крестовоздвиженский храм. Он построен уже в 2009 году, но, по некоторым данным, еще с XII века здесь, на этом месте, находилась святая обитель, куда и удалилась княгиня Феврония. Вместе с супругом она умолила Господа, чтобы им умереть в одно время.

Валентина Михайловна Фомичева:

– Евфросиния (Феврония) сидела вышивала Покров Богородицы, когда к ней прибежал посыльный от Давида (Петра) и сказал, что тот себя плохо чувствует и хотел бы попрощаться. Она ответила: «Вот дошью я сейчас свой покров и вернусь, приду к нему на поклон». Но пока она вышивала, Петр не дождался ее. Евфросиния почувствовала, что Петра уже нет на этой земле, сделала последний стежок, вздохнула и умерла.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Их похоронили раздельно. Но в житии мы читаем такую красивую фразу: «На другое утро их тела чудесным образом соединились во гробе едином». Их разъединяли, но они вновь соединялись, и это происходило троекратно. Осознав, что это знак свыше, в конце концов их оставили в покое. Мощи Петра и Февронии все время покоились в главном храме нашего города – соборе Рождества Богородицы.

Сейчас главным храмом епархии является Вознесенский собор. Эта церковь построена в 1729 году, и для муромлян это место особенное: храм расположен в самом сердце города и считается одним из самых красивых в регионе.

«Московское барокко» – так специалисты говорят об архитектурном стиле храма, что стоит на пересечении улиц Льва Толстого и Московской. Еще в конце XVI века здесь был Вознесенский монастырь. Храм, конечно, тогда был не каменный, а деревянный.

Уже в наши дни при реконструкции собора были найдены останки протоиерея Гавриила Ястребова. Батюшка жил в XIX веке и был настоятелем этого храма. В то время в Муроме существовал обычай: перед свадьбой молодые шли благословляться к отцу Гавриилу; если батюшка благословлял их на брак, то он был счастливым. Отец Гавриил жил недалеко от храма на Касимовской улице (сейчас она носит имя Льва Толстого). Трагическое событие – внезапная смерть сына, замерзшего ночью на дороге – сильно потрясло батюшку. После этого священник ночи напролет проводил в молитвах и земных поклонах. Он стяжал дар прозорливости, и люди за утешением и духовной поддержкой стали идти к нему в Вознесенскую церковь.

Священник Александр Павлюк, клирик Вознесенского кафедрального собора:

– Уникальная история. Когда муромляне, будучи торговцами, доходили до Иоанна Кронштадтского, чтобы получить духовное наставление и советы, он им отвечал: «Зачем вы приходите ко мне, совершая такой трудный путь, если у вас есть свой духоносный старец?» И говорил он о Гаврииле Ястребове.

Не только горожане, но и паломники из окрестных деревень и городов, включая Нижний Новгород, Ярославль и Рязань, шли к священнику за советом. Он помогал малоимущим, был дружелюбен и добр к тем, кому нужна была поддержка, но и обличал мнимых праведников, а также людей, нечестно наживших свое богатство.

Священник Александр Павлюк:

– Но на данном этапе, чтобы не торопиться, почитание Гавриила Ястребова идет только как местночтимого святого.

В распространении Христовой веры среди муромлян есть еще немало имен подвижников, которые снискали большую народную любовь. Так, в XVI веке недалеко от города, в селе Лазарево, жила Иулиания Осорьина – святая праведная Иулиания Лазаревская.

Монахиня Сергия (Харламова), настоятельница Михайло-Архангельского подворья:

– В России во время царствования Бориса Годунова случился страшный голод: не повезло с погодой – и три года выдались неурожайными. Заканчивалась мука в амбарах, падала скотина. То же самое происходило и в семье Иулиании. Что делали дворяне в это время? Они свою дворню выгоняли на улицу, но вольную не давали; мол, идите и кормитесь как хотите. Иулиания тоже собрала всех своих слуг, отпустила тех, кто пожелал, но многие остались с ней. Из последних запасов она стала делать необычайные хлебы: в муку благословила добавлять кору деревьев и траву. Казалось бы, по человеческому разумению, такие хлебы должны были быть не очень вкусными. Но люди, которые приходили и получали этот хлеб, отвечали соседям (которые говорили: «Что вы ходите к этой вдове? Она и без вас голодает»), что ничего слаще этого хлеба в своей жизни не ели. Вот так Господь претворял горький хлеб в сладкий ради такого подвига Иулиании. Пока крепостное право жило, гражданские и церковные власти очень настороженно относились к тому, чтобы почитать ее. А народ вопреки всему на протяжении веков молился этой святой и получал помощь. Поэтому слава о ней, ее подвиге дошла до наших дней.

Идеал семейной святости – супружество и праведная мирская жизнь. Среди угодников Божиих, подвизавшихся на Муромской земле, множество семей: супруги Петр и Феврония, праведная Иулиания, у которой были любимый муж и десять детей. Еще одна семья святых связана с крещением Мурома. В XI веке князь Константин Святославович получил удел в городе Муроме, где тогда жили язычники. Он пришел сюда вместе со своими сыновьями (князьями Михаилом и Феодором) и супругой Ириной. Святой благоверный князь Константин послал своего сына Михаила убедить муромцев принять князя без сопротивления. Но жители убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Не желая принуждать язычников силой к принятию веры, князь построил храм Благовещения на месте убиения своего сына. Муромцы меж тем продолжали протестовать. И вот однажды толпа ярых язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя ему смертью.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Видя их намерения, князь тем не менее не поднял на них оружие. Он мог бы силой покорить муромцев: у него была дружина с воинством. Но в житии мы читаем, что князь заперся на всю ночь в деревянном храме и молился перед иконой Божией Матери, которую потом мы будем называть Муромской. По преданию, князь услышал глас свыше, который ему сообщил следующее: «Не бойся, Константине, Аз есмь с тобой» (то есть: «Я с тобой, продолжай начатое тобой богоугодное дело»). Ободренный князь взял в руки икону, вышел к муромцам. По преданию, икона просияла паче солнца, то есть от иконы исходил Божественный свет, сияние. Видя все это, муромцы в страхе и ужасе пали ниц и сказали: «Мы желаем принять крещение».

В 1097 году в озере Кстово были крещены муромляне. В 1129 году князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями Михаилом и Феодором. Но еще до князя Константина Муромской землей с 988 по 1015 год владел князь Глеб.

Владимир Яковлевич Чернышев:

– Официально первым муромским князем был князь Глеб, но так получилось, что Глеб не мог утвердиться в городе Муроме. По всей видимости, здесь на местах была сильная местная прослойка, состоящая из тех, кто не хотел делиться властью с пришедшим князем, и поэтому в повести «О водворении христианства в городе Муроме» имеется такая любопытная фраза: «Муромцы князя Глеба в город не пустили, и он проживал в 14 поприщах от города Мурома на реке Ушне» (в настоящее время там находится село Борисоглеб, где впоследствии и возник Борисоглебский монастырь). Судя по этимологии, Борисоглеб – то самое место, где князь Глеб имел свою резиденцию.

Есть в Муроме святой, о жизни которого все знают не только из житийной литературы, а также из былин и сказаний. Это богатырь Илья Муромец, прославленный как святой преподобный Илия Печерский. Он родился недалеко от города Мурома в селе Карачарово.

Протоиерей Олег Крылов, настоятель храма святых мучеников Гурия, Самона и Авива и храма Святой Троицы:

– Все слышали имя Ильи Муромца. Благодаря его подвигам у людей сформировалась историческая память. И самый главный его подвиг, о котором, может быть, мало еще известно, – подвиг монашества. Своими мощами Илья Муромец почивает в Киево-Печерской лавре. По всей России есть частицы святых мощей этого подвижника благочестия. Мы не только прикладываемся к ним, но и получаем помощь по его святым молитвам.

В Карачарово немало святых источников, а также есть храм, построенный на месте древней деревянной церкви, в основание которой сам Илья Муромец положил несколько мореных дубов. А в самом городе Муроме, в Преображенском монастыре, находится скульптурный образ святого воина с частичкой мощей. Спасо-Преображенский монастырь – древнейшая обитель Православной Руси (старше только Киево-Печерская лавра).

Считается, что первый храм во имя Всемилостивейшего Спаса здесь устроил еще святой князь страстотерпец Глеб. Он не поднял руку на брата во имя любви к Божиим заповедям. Во имя любви к своему народу святой Илия Муромец сражался с врагами. Из-за любви к вере благоверный князь Константин с семейством пришел на языческие земли с проповедью о Христе. Во имя любви к ближним святая Иулиания Лазаревская жертвовала последним. Любовь друг к другу помогла святым Петру и Февронии преодолеть сословные традиции Средневековья. Любовь к Богу и людям – фундамент нашего существования и самого города Мурома, куда мы вас и приглашаем.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Свято-Воскресенский монастырь Мурома

На северной окраине Мурома, в стороне от главных муромских достопримечательностей, расположен Свято-Воскресенский женский монастырь. К нему ведёт грунтовая дорога. Первое упоминание о монастыре датировано 1566 г. По некоторым сведениям, он – старейший православный монастырь России. Согласно преданию, его основали князь Пётр и его супруга Феврония). Последняя именно здесь жила монахиней и скончалась.

В XVII в. деревянные строения монастыря были заменены на каменные. Это – пятиглавый Воскресенский собор и надвратная Введенская церковь. Но в дальнейшем монастырю не повезло. Он был закрыт указом Екатерины II в 1764 г. Собор же стал отдельным приходом. В советское время был закрыт и он, а территория монастыря была отведена под спортивный комплекс. В 1998 г. монастырь был возвращён РПЦ. Сначала обитель была подворьем Свято-Троицкого монастыря, а сейчас она восстановила самостоятельность. Реставрационные работы здесь продолжаются по сей день.

Свято-Воскресенский монастырь Мурома

Пятиглавый Воскресенский храм – крупнейший в Муроме. Высокие сияющие на солнце кресты придают сооружению праздничный вид. Входы выполнены в форме старорусских шатров. Слева находится Введенская церковь с восьмигранной шатровой колокольней. В ней хранятся монастырские реликвии и проходят регулярные службы. На спуске от монастыря к Оке находится целебный источник им. св. Петра и Февронии.

Адрес – Июльский пер., 1а.

Время забытья

При советской власти о святых чудотворцах Петре и Февронии мало кто знал, даже в церковных кругах они были мало популярны. Требовались большие усилия, чтобы раздобыть их иконку или акафист. Но в Муроме православные жители не могли не знать и не почитать своих святых земляков.

Когда мощи находились в советском религиозном музее, так сказать, «под спудом», верующие старались любыми способами приложиться к святому месту, где покоились преподобные Петр и Феврония. Мощи действительно помогали всем, кто приходил со своими добрыми и искренними молитвами, ведь в этом Богом сотворенном мире все связано незримыми узами.

Сегодня на торжество, посвященное памяти святого семейства, съезжается много гостей в Муром. Петр и Феврония – святые, которые во всем дополняли друг друга, поэтому и для верующих они стали великолепным примером идеальной супружеской пары. Их покровительство сейчас, как никогда, необходимо для всех нас, немощных, ведь семья – это остаток рая на нашей грешной земле.

Николо-Набережная церковь в Муроме

Среди многочисленных муромских храмов не затерялась красивая Николо-Набережная церковь, купола которой напоминает Свято-Воскресенский монастырь. Церковь была построена в начале XVIII в. в стиле петровского барокко. Во время весеннего половодья вода оказывается близко к ней, поэтому в народе церковь называют «Никола Мокрый». Церковь носит имя Николая Чудотворца – покровителя торговцев и речных путешественников.

Николо-Набережная церковь в Муроме

Главная святыня церкви – мощи св. Иулиании Муромской (Лазаревской – по названию села, где она была первоначально похоронена), прославившейся благочестивой жизнью и постоянной заботой об обездоленных. Она не могла безучастно пройти мимо страдающего человека. Будучи дворянкой по рождению и мужу, она кормила голодных, ухаживала за больными, шила одежду для не имеющих её.

Закрытая в 1040 г. церковь была возвращена верующим в 1992 г. Бьющий возле церкви Никольский родник считается целебным.

Позолоченные купола церкви изображены на многих туристических материалах о Муроме.

У подножия церкви бьёт считающийся целебным Никольский источник.

Адрес – ул. Чулошникова, 27.

Церковь св. Косьмы и Дамиана в Муроме

Церковь св. Косьмы и Дамиана с шатровым куполом на Набережной, построена на месте шатра Ивана Грозного, направлявшегося на завоевание Казани. После её взятия выполнил данный им обет, и воздвиг церковь. Название церкви связывают с именами христианских врачевателей – мучеников, в русской традиции называемых Кузьмой и Демьяном.

Церковь св. Косьмы и Дамиана в Муроме

По другой версии, так звали двух муромчан – братьев-кузнецов, которые тайно проникли в татарский лагерь, и подожгли его, облегчив задачу Ивану Грозному. Братья, однако, погибли в последующем сражении.

12- метровый шатровый купол церкви, обрушившийся ещё в 1868 г., был восстановлен только в 2009 г., причём в дереве. Исследования реставраторов показали, что древние стены не выдержат веса каменного купола.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Эта церковь на берегу Оки – кафедральный собор Мурома. Второе название – Новокосьмодемьянская, церковь получила после того, как в неё в XIX в. была перенесена церковная утварь обрушившейся Косьмодемьянской церкви.

Смоленская Церковь построена в начале XIX в. в распространённом в том периоде стиле неоклассицизма. Через несколько десятилетий церковь дополнили колокольня и трапезная.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

В 1922 г. из церкви вывезли 24 кг золота, пуд серебра и другие ценности для помощи голодающим Поволжья. Здание отдали под выставочный и концертный зал.

Церковь, возвращённая верующим в 1995 г., находится по адресу ул. Мечникова, 1 (на пересечении с ул. Губкина).

Муромский мост через Оку

Вантовый мост через Оку был построен в 2009 г. в южной части Мурома. Его характеристики впечатляют: длина – 1,4 км, ширина – 15 м, высота опор по берегам и посередине – 85 м, пропускная способность – 5 тысяч автомашин в сутки. По результатам всероссийского конкурса 2013 г. мост был призван лучшим в России. По мосту проходит объездная автотрасса Владимир–Арзамас, минующая Муром.

Муромский мост через Оку

Окский сад

Когда-то на территории нынешнего сада располагался обветшавший деревянный Муромский кремль, который в XVIII в. пришлось разобрать. В середине следующего века, по инициативе градоначальника князя Трубецкого, было решено разбить на этом месте городской сад, Среди нынешней растительности сада с того времени сохранились только вязы. С расположенного на холме сада открываются прекрасные панорамы Оки и города. Главные сооружения сада – памятник Илье Муромцу и фонтан.

Памятник Илье Муромцу в Окском саду

В 21-метровом памятнике скульптор Клыков воплотил две ипостаси Ильи Муромца – защитника Земли Русской и монаха. В его правой руке – грозный меч, а в левой – крест. Из-под кольчуги видна монашеская ряса. На площадке постамента установлены изображения грифонов – символов победы и мощи.

Памятник В.К. Зворыкину

Муром гордится ещё одним своим уроженцем – выдающимся учёным, одним из изобретателей телевидения – Владимиром Зворыкиным. В 2013 г. у купеческого дома по нынешней ул. Первомайской, 4, в котором Зворыкин родился и жил до 1919 г., был установлен памятник. Дом Зворыкиных ныне – главное здание Муромского историко-художественного музея.

Памятник В.К. Зворыкину

После падения покровительствовавшего ему правительства Колчака решил остаться в США, где он находился в научной командировке. В этой стране он и стал всемирно известным учёным. В тоже время Зворыкин многократно посещал СССР, и даже подумывал о возвращении на Родину. Несмотря на то, что Муром был закрытым для иностранцев городом, в 1967 г. Зворыкин вместе с женой на удивление легко посетил родные места, просто приехав на такси из Владимира.

На памятнике изображён молодой Зворыкин, каким он был в муромский период жизни. Его взгляд устремлён вдаль, как бы прозревая мировую славу и постоянную тоску по России.

Кратко история святости Петра и Февронии

Истории их любви уже много веков, она уже успела обрасти сказочными очертаниями и существует уже в притчах и легендах уникального края.

Жизнь святых Петра и Февронии была описана священником Ермолаем Прегрешным, который жил во времена Иоанна Грозного.

Он пишет, что история эта случилась в те времена, когда городом Муромом правил князь Павел, у которого была прекрасная жена и брат Петр. Однажды повадился к молодой княжне прилетать дьявольский змей крылатый. Обладая магической силой, он появлялся перед ней в образе ее мужа Павла и владел ею. Бедная княжна рассказала обо всем своему мужу. Тогда князь попросил ее узнать, от чего змей смерть ждет. Оказалось, что смерть его ожидает от Петра и Агрикова меча.

Былинный камень в Муроме

Путешественников, въезжающих в город со стороны Владимира, встречает массивная каменная глыба с ликом Ильи Муромца и высеченной цитатой на старославянском из «Повести временных лет летописца Нестора с первым письменным упоминанием о Муроме, относящимся к 862 г.

Былинный камень в Муроме

Рядом с камнем растут сосны, и это не случайно. Ведь «На Муромской дорожке стояли три сосны…». Возвращённая к истокам прекрасная народная песня в блистательном исполнении неповторимой Лидии Руслановой как нельзя лучше подходит к духу исконно русского города.

Если Вы находитесь в городе Муром, редакция журнала «Сити-Си» рекомендует вам посетить Театр-Музей Ильи Муромца — единственный интерактивный театр в городе, рассказывающий об истории богатыря Ильи Муромца. Особенностью театра являются уникальные интерактивные театрализованные представления, включающие в себя игру актеров, различные мастер-классы и экскурсионные программы. ПРОГРАММЫ В ТЕАТРЕ-МУЗЕЕ: — Сказ о богатыре Илье Муромце; — Богатырский секрет; — В гостях у сказки.Предварительная запись: 8-900-584-69-09

г. Муром, ул. Коммунистическая д.33 Сайт музея: teatr-muzey-im.com

Праздник семьи и любви

Затрагивая тему: «Муром, монастырь Петра и Февронии: отзывы», можно сказать, что молва о чудесах этого монастыря разнеслась не только по всей России, но и далеко за ее рубежами. Сюда каждый год съезжается огромное количество паломников. Они хорошо знают историю великих святых, прославивших город Муром. Монастырь Петра и Февронии бережно хранит ее и не устает передавать ее из уст в уста, в чем очень явно прослеживается Божье повеление.

Самое интересное, что в православном календаре сегодня можно найти удивительный праздник семьи и любви, который празднуется 8 июля. В это день отмечается память святых князей Петра и Февроньи. Эту дату официально утвердили на Совете Федерации России в 2008 году. Инициатором выступила жена тогдашнего президента РФ Медведева Светлана. Символом праздника стала ромашка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]