Адам и Ева: библейская история
История сотворения человека и его грехопадения оставалась одной из важнейших проблем на протяжении всей истории человечества. Сюжет Священного Писания «Адам и Ева в Библии» актуален и сегодня. Ведь вопросы, которые он затрагивает, для многих остаются нерешёнными.
Адам и Ева после изгнания из Рая (барельеф на стене Базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция)
Бог создал человека в самом завершении творения Мира. Земля, словно царская обитель, была заранее приготовлена и украшена для того, кто мог бы заботиться о природе и пребывать в общении с Богом. Творец создал человека из земного праха (глины) и вдохнул в него жизнь. Бог создал человека по Своему подобию, разумным и свободным, с бессмертной душой (Быт. 1:27, Быт. 2:7). Этим Он возвысил человека над всем прежним творением. Физическим телом мы принадлежим к видимому, материальному миру. Бессмертной душой – к невидимому, духовному миру. Главная цель человеческого бытия – пребывание в полной гармонии с Богом.
Имя первого человека – Адам, что переводится как «взятый из земли». Бог поселил Адама в прекрасный райский сад. Там к первому человеку сошлись животные всех видов. Они пришли к Адаму как к любящему пастырю, без страха, и он дал каждой твари имя. Так Адам принял власть над всем живым и стал владыкой Земли, подобно Богу (Быт. 2:19-20).
Комментарии
- Алексольгий Юлиев
:15.01.2019 в 17:12
Благословите,ваше высокопреосвященство,владыка митрополит Вениамин. Дайте благой служитель Господень, мне дураку ваш архиерейский совет.У меня есть знакомая женшина по имени Серафима.Её крестили в честь Преподобного Серафима Саровского,память которого сегодня мы все молитвенно совершаем.Почему её крестили в честь святого старца батюшки,а не в честь святой мученицы девы Серафимы Римской.Спаси вас Господи за ответ,всечестной владыка Вениамин. С наступающим вас праздником Крещения Господня.
Ответить
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Сотворение Евы
Однако человек нуждался в друге и помощнике. Поэтому Бог взял у Адама, пока он спал, одно из ребер и сотворил из него женщину – Еву, матерь всех людей (Быт. 2:21-23). Творение женщины из ребра Адама толкуется как буквально, так и аллегорически. Причём оба этих толкования в Православном сознании не противоречат друг другу, а взаимодополняют. В переносном смысле ребро трактуется как грань, сторона человеческой природы. Таким образом, женщина была взята от Адама как ещё одна ипостась человека. Митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры» указывает на то, что человек един в своих ипостасях, подобно единосущному и триипостасному Богу.
«Ева» означает «живущая», «дающая жизнь». Однако в раю первая женщина была безымянной, Адам называл её «женой». Ева получила имя уже после грехопадения и изгнания из рая, когда родила Адаму первенца. Творец заповедал мужчине и женщине плодиться и заселять землю. Благословленные Богом быть вместе, Адам и Ева стали первой семьёй и родоначальниками всего человечества. Сотворив Еву из Адама, Бог показал нам, что мы все происходим из единого начала. Поэтому мы должны любить и беречь друг друга.
***
Теперь давайте посмотрим, кто хранит «молодильные яблочки», то есть исполняет роль Евы, в наших сказках.
В сборнике А.Н. Афанасьева содержатся 8 вариантов сказки «о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», ещё один вариант есть у А.Н. Толстого (Сказка о молодильных яблоках и живой воде), плюс ещё несколько «народных» версий. Имена «хранительницы» в них разнятся.
Это может быть и Елена Прекрасная, и Сонька-Богатырка. Но есть и более интересные для сопоставления имена. Например, Усоньша-Богатырша или, самая интересная, Богатырка-Синеглазка:
«Вот баба-яга это дело все справила – Ивана-царевича накормила, напоила и на постелю уложила. Села к изголовью и стала спрашивать: – Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда? Какой ты земли? Какого отца, матери сын? – Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель, за тридевять озер, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками. – Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и молодильные яблоки – у сильной богатырки девицы Синеглазки, она мне родная племянница» (из сборника Толстого).
Чем примечательно (на мой взгляд) именно имя Синеглазки, я расскажу чуть позже, а пока осмотрим «Усоньшу-Богатырку».
Для чего была создана женщина
Жена была дана Адаму как спутник, помощник в богопознании и совершенствовании (Быт. 2:18), (Еккл. 4:9-10). Диакон Андрей Кураев в лекции «Мужчина и женщина в книге Бытия» указывает на то, что Ева была сотворена, «чтобы пробудить в Адаме жажду диалога любви». Человек должен был научиться любви к Богу через любовь к жене.
Протоиерей Андрей Ткачев в лекции «Человек в раю» говорит, что, когда люди венчаются, они словно становятся Адамом и Евой, которые были благословлены Богом быть вместе в раю. В браке восстанавливается единство мужского и женского начала, которое было в Адаме еще до их разделения. Взаимной любовью муж и жена восполняют бытие друг друга, вновь становятся одним целым. И в этой совокупности человеческой природы достигает своего завершения образ Божий, заложенный в каждом человеке (Быт. 1:27), (Кол. 3:10).
Изначально в мире не было зла, и земля была раем. Человек был способен к богообщению, и всё пребывало в любви и гармонии с Творцом. Зло возникло в результате нарушения человеком этой гармонии.
Непослушание Адама в Библии
Казалось бы, все было превосходно, жизнь наполнена радостью и бьет ключом. Адам общается с Творцом; рядом жена Ева помогает ему в управлении садом.
В Библии описывается событие, которое повлияет на все человечество. Сначала Ева, а потом и Адам ослушались повеления Создателя, что повлекло за собой познание зла (грех). Из-за непослушания человек потерял славу Божью, то положение пред Богом, которое имел.
Пришло наказание — изгнание из сада, в результате которого Адам не мог больше ходить пред Богом и общаться с Ним как прежде. В жизнь человека пришли проблемы: тяжелый труд, ссоры, зависть, убийство, ненависть, гордость, превозношение, всякая нечистота и т.д. — все это следствие непослушания. Читая Библейские истории, можно увидеть, как грех порабощает и разлагает поколение за поколением, влияя на человечество и до наших дней.
Адам жил 930 лет. Он исполнил Божье слово плодиться и размножаться, но, к сожалению, сделанную ошибку исправить был не в состоянии.
Любящий Бог нашел способ, как вернуть человека к себе. Он послал последнего Адама, Который заплатил большую цену.
Грехопадение Адама и Евы
Бог разрешил Адаму и Еве принимать в пищу плоды всех деревьев райского сада. За исключением одного – Древа познания Добра и Зла. Бог предупредил людей, что последствием нарушения этой заповеди будет смерть (Быт. 2:16-17). Сатана в образе змея являлся Еве и хитростью убеждал попробовать плоды запретного дерева. Дьявол говорил ей, что, сделав это, человек не только не умрёт, но станет равным Богу. Ева поддалась искушению и преступила заповедь Бога, после чего дала попробовать плод Адаму (Быт. 3:1-6).
Всё, что почувствовали Адам и Ева после своего преступления – это стыд друг перед другом и страх перед Богом. Они начали прикрывать своё нагое тело листьями и, когда услышали голос Творца, попытались спрятаться от него. Всевышний задавал Адаму и Еве обличающие вопросы и ждал от них покаяния, но те принялись оправдываться. Адам обвинял в соблазне Еву, которая, в свою очередь, говорила, что её искусил змей. Этим упорством люди лишь усугубили своё отпадение от Бога.
Змей обманул Еву и внушил ей съесть запретный плод
Беспечно проживали Адам и его жена в раю. Там было так тепло и уютно, что им не нужна была одежда.
Еды было вдоволь, на деревьях было множество крупных и вкусных плодов. Люди разговаривали со зверьми и птицами. Бог любил прохаживаться по райскому саду и довольно часто навещал их.
Однажды змей, бывший хитроумнее других зверей, задал женщине вопрос — позволил ли им Бог питаться плодами со всех райских деревьев? Она отвечала, что только лишь плоды одного дерева им нельзя трогать, чтобы не умереть.
Сказал змей, что плоды именно этого дерева могут дать знание, а Божий запрет объяснил Его страхом, что люди станут такими же мудрыми и могущественными, как Он сам. И говорил Змей женщине:
«Умереть вы не умрете, ибо знает Бог, что в день, когда вы поедите от него, откроются ваши глаза, и вы будете, как боги, знающими добро и зло».
Последствия грехопадения
Древо познания Добра и Зла существовало в раю для того, чтобы люди, исполнив единственную Божью заповедь, проявили своё послушание и стремление к Всевышнему. Тем самым, они осознанно отказались бы от зла и выбрали добро. Доверяя своему Творцу и не принимая дьявола, люди еще больше уподобились бы Богу. Однако Адам и Ева послушали сатану и тем самым разорвали союз с Творцом. В таком безблагодатном состоянии Адам и Ева уже не могли находиться в раю, они «умерли» для него, как и предупреждал Бог. Люди были изгнаны из райского сада (Быт. 3:23).
Святитель Иоанн Златоуст в “Слове на начало Святой Четыредесятницы” говорит, что
“Адам, не соблюдши поста, был изгнан из рая и получил повеление обрабатывать землю, порождающую терния”.
Диакон Андрей Кураев в лекции “Мужчина и женщина в книге Бытия” высказывает мысль, что происходит не столько изгнание от Бога, сколько развод, и ”вместо отношения любви с Богом приходят отношения закона”.
Грех Адама и Евы лишил человеческую природу источника Жизни и впустил в неё тление и смерть. Человек был создан для владычества над природой и общения с Богом. Однако, отойдя от Него и нарушив эту гармонию, стал смертным существом, подверженным страстям и болезням.
Преподобный Ефрем Сирин в “Толковании на Священное Писание” указывает на то, что Адам и Ева до вкушения
“знали добро по опыту, о зле только слышали; после же вкушения произошло противное: о добром они стали только слышать, худое же испытывать на деле, ибо Бог отнял у них славу, какой были облечены, но овладели ими печали, которые прежде не касались их”.
Святитель Григорий Нисский в своём труде «Об устроении человека» указывает на то, что грех является не свойством человеческой природы, а следствием уклонения от неё, искажения врождённого нам добра.
Кто такой Иблис
Иблис (Сатана) – один из джиннов. Господь создал их из огня. Джинны не похожи ни на людей, ни на ангелов. Тем не менее, как и люди, они способны размышлять и делать выбор между добром и злом. Мир джиннов существовал задолго до сотворения Адама, а Иблис был самым праведным из них. Настолько праведным, что занимал высокое положение среди ангелов.
«Все ангелы до единого пали ниц, за исключением Иблиса, который отказался быть в числе павших ниц. Аллах сказал: «О Иблис! Почему ты не в числе павших ниц?» Он сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи». Он сказал: «Изыди отсюда. Отныне ты изгнан и побиваем. И проклятие пребудет над тобой до Дня воздаяния» (Коран 15:30-35).
Этимология
Традиционная этимология возводит имя Ева (Хавва) к еврейскому хай
«жизнь». Современные исследователи предполагают связь с финикийским
хвт
» и арамейским
Хевъя
означающим «змея» (или змееподобная богиня)[4].
Варианты имени праматери Евы в древнерусских летописях и церковно-славянской Библии:
- Аналогичное имя Євга
имя встречается в Ипатьевской летописи (л. 35 об.) конца XIII века и в Лаврентьевской летописи (л. 29, 29 об., 35 об.) начала XIV века. - В Комиссионном списке середины XV века Новгородской первой летописи младшего извода (л. 50, 50 об., 59) употребляется уже два варианта имени Ева: Євга
и
Євъга
.[5] - В Острожской Библии (1581) и иконографии 17 века[6] используется написание имени праматери Евы как Євва
. - В Елизаветинской Библии (1751) и церковно-славянских текстах XVIII и XIX веков употребляется вариант написания Єѵа
. - В Извлечениях из Воронцовского списка 1820-х годов Новгодской летописи (л. 18 об.) употребляется современный вариант имени — Ева
.
В переносном значении
В антропогенезе
В терминологии антропогенеза митохондриальная Ева
— это гипотетический женский индивид, митохондриальная ДНК которой имеется у всех женщин вида. Это не значит, что она была единственной «праматерью» человечества (одновременно с ней жили и вносили вклад в генофонд человечества и другие женщины) или что тогда выделился наш вид. Митохондриальная Ева всех современных людей жила примерно 140—280 тысяч лет назад.
В астрономии
В честь Евы назван астероид (164) Ева, открытый в 1876 году.
Примечания
- Мифы народов мира, 1987—1988, Хавва.
- Быт. 1-5
- «Введение в каббалу. Десять сфирот» (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 4 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года. - Ева. Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
- Рукописные памятники Древней Руси (электронный архив)
- Маркелов Г. В. Книга иконных образцов в 2-х томах, 2006. Том II, № 341
- Талмуд, Сота 13а; Эрувин 53а
- Шакирзян Ишаев. Мекка, священный город мусульман. Рассказ паломника. Гл. 1. Журнал «Среднеазиатский вестник», 1896, № 11, 12.
- аль-А‘раф 7:19
- Âdem aleyhisselâm Hindistan’da Seylan (Serendib) Adasına, Havvâ ise Cidde’ye indirildi.[1]
- Хава — Женщины в Исламе — Биографии — Ask Imam (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2011. Архивировано 29 октября 2011 года.
Литература
- Библия
- Рукописные памятники Древней Руси (электронный архив)
- Маркелов Г. В. Книга иконных образцов в 2-х томах, 2006. Том II, № 341.
- В. М. Рошаль.»Энциклопедия символов», Москва, «Сова», 2008,стр. — 610.
- K.Siliņš. «Latviešu personvārdu vārdnīca»,Rīga, «Zinātne»,1990,lpp. — 121.
Ева:
- Значения в Викисловаре
- Цитаты в Викицитатнике
- Тексты в Викитеке
- Медиафайлы на Викискладе