Что такое осуждение и каковы формы его проявления?

Что такое осуждение? Это негативная оценка поведения, внешнего облика или образа жизни другого человека через призму собственных понятий о норме и исходя из личного опыта осуждающего. Данное понятие плотно связано с такими определениями, как «злословие» и «сплетни», однако оно характерно сравнительными выводами, на фоне которых осуждающий старается выглядеть лучше, чем его «жертва».

Что это такое?

Убеждение большинства людей в том, что они имеют право на свое мнение в оценке чужой жизни, базируется на их уверенности в собственной непогрешимости, о которой еще Моруа Андре писал: «Каждый уверен, что остальные ошибаются, когда судят о нем, и что сам он не ошибается, когда судит об остальных». Пресловутая позиция «справедливого воздаяния» более всего становится заметна, когда сам осуждающий сильно нуждается в гласном и прилюдном подтверждении своего «совершенства», и именно тогда, когда он менее всего этого заслуживает.

Так что такое осуждение человека? В идеале таковым полагалось бы считать искреннее намерение одного объекта указать на ошибочное действие другого с целью корректировки модели его поведения. Однако на самом деле в естестве человека настолько прижилась постоянная и болезненная неудовлетворенность собственной персоной, что потребность осудить, ударить морально, унизить стала сродни потребности возвыситься, и даже обрела форму синонима этого определения. Что такое осуждение и как оно помогает самореализоваться злоязычнику?

Осуждение

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 37–38). Евангелие от Луки.

Осуждение как качество личности – склонность негативно о ком-то или о чем-то высказываться, судить, недоброжелательно оценивать окружающих.

Человек притягивает в свою жизнь то, что осуждает. Жил-был царь. Он считал своим долгом помогать всем, кто приходил к нему за помощью. И для этого каждое утро сам участвовал в раздаче пищи неимущим. Однажды утром, после ежедневной помощи бедным, он отправился на конюшню. Там он сильно разозлился на своих слуг, т.к. заболела его любимая лошадь. А в это время ко двору пришёл один мудрец. Он пришёл попросить немного еды, но царя не застал на месте. Ему сказали: — Царь недалеко, он в конюшне. И мудрец пошёл на конюшню. Он нашёл там царя, расстроенного и злого. Царь спросил с раздражением: — Зачем ты пришёл? — Я пришёл попросить еды у тебя! — сказал мудрец. Царь ещё больше разгневался, он начал кричать: — Почему ты не пришёл, когда я утром раздавал пищу неимущим?! — Я не знал об этом, — спокойно ответил мудрец. — У меня есть приемные часы! — продолжал кричать царь. — Ты мог прийти в урочное время! На что мудрец абсолютно спокойно отвечал: — Не волнуйся, пожалуйста! Я ухожу, забудь обо мне! Но царь стал злиться ещё больше: — Ну что вы за люди?! У меня есть и другие обязанности. Я ведь тоже живой человек, этого почему-то никто не учитывает. Чего, в конце концов, те надо было?! — Единственное, чего я хотел, — так это немного еды. Но мне от тебя уже ничего не нужно. И мудрец пошёл к выходу. Это царя разъярило ещё больше. Он закричал: — Ты хотел еды?! Так получай! — С этими словами он схватил ком лошадиного навоза и швырнул вслед уходящему мудрецу. Тот взял этот ком, с достоинством поблагодарил царя и спокойно удалился. И приснился ночью царю сон. Во сне он увидел мудреца и огромную кучу навоза. И снится ему, что он спрашивает мудреца: — Что значит появление в моём сне тебя с этой огромной кучей навоза? — Ты слышал о том, что если кто-то что-то отдаёт безкорсытно, то потом это возвращается сторицей? А когда это посылается святому, то возвращается пославшему в тысячу раз больше. Так что теперь это куча навоза твоя! И ты её должен съесть. — Как моя?! И почему я должен есть навоз?! — Вчера, когда я просил тебя о помощи, мне нужна была еда. И ты мне её дал в виде кома навоза. А теперь тебе это вернулось в виде большой кучи. Таков закон Кармы. — Боже мой! Что я наделал?! – Царь в ужасе схватился за голову. Мудрец продолжал: -Я не могу отменить закон Кармы. Помнишь, вчера я пытался тебе помочь — хотел уйти, но ты стал раздражаться, кричать и швырнул это в меня. Я не могу отменить того, что уже произошло, но я дам тебе подсказку. Сделай так, чтобы тебя начали критиковать, осуждать и ругать. Тогда те, кто будет это делать, разделят этот навоз с тобой. Когда кто-то нас критикует, радуйтесь и благодарите критикана – он съедает наш навоз! Вот такой сон увидел царь. Когда он проснулся, то долго размышлял над тем, что увидел во сне. Потом он взял бутылку водки, закурил сигару и пошёл на Ратушную площадь, где на виду у публики устроил скандал, с кем-то подрался, а потом с проституткой под руку разгуливал по площади. Тем самым он своих подданных привёл сначала в состояние шока, а потом – крайнего возмущения. Они стали показывать на царя пальцами, плевать ему в след, смеяться и издеваться над ним. А ему только этого и надо было. Вечером, уставший, но довольный собой, царь лег спать в надежде увидеть продолжение вчерашнего сна и поговорить с мудрецом. И он его увидел, но, к сожалению, куча навоза не исчезла, хотя значительно уменьшилась. — Как же так! — закричал царь. – Ты же сказал, что это сработает. — Всё дело в том, — отвечал мудрец, — что на Ратушной площади был человек, который не стал тебя осуждать и критиковать. — Боже мой! Что же мне делать? Я же царь, мне по статусу не положено питаться навозом. Я даже отравиться могу, если съем это. — Хорошо, я готов тебе ещё раз помочь. Я дам тебе адрес этого человека. Ты его сможешь найти. А дальше поступай как хочешь. Царь переоделся, загримировался до неузнаваемости и пошёл к этому человеку. И когда он нашёл его, то спросил: — Вы наверняка знаете, что вчера случилось в нашем городе. Как вы к этому относитесь? — А что необычного случилось вчера? – вопросом на вопрос ответил этот человек. — Ну как же! Наш царь такое отмочил! — И слышал и видел. Но в этом нет ничего страшного. Просто устал наш царь, и ему понадобилась какая-то разрядка. — Ну как же так! – говорит царь. – Это же форменное безобразие. Он своим поведением подрывает моральные устои общества. На площади ведь и дети были. Нет, этого нельзя оставлять без внимания! Я полагаю создать оппозицию и хочу, чтобы вы возглавили её. У меня есть деньги, я смогу взять на себя финансирование оппозиционного движения. — Нет, я в такие игры не играю! Я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что было вчера. Царь от рождения был человеком вспыльчивым, не удержался и на этот раз: — Вот из-за таких, как вы, и происходит падение нравов! Общество будет полностью развращаться! Как же дальше будем жить?! На такие слова этот человек, совершенно спокойно глядя в глаза переодетому царю, сказал: — Ваше величество! Ешьте сами свой навоз!

«

Я свободен от осуждения», — рекомендую это утверждение сделать системной программой подсознания. Давайте обстоятельно обсудим и рассудим, что скрывается за осуждением.

Прежде всего, за осуждением скрывается гордыня –

один из тягчайших грехов. «Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю», – говорит св. Иоанн Златоуст, — «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным…»

Мы хотим, чтобы нас любили и принимали безусловно: без маски, какие мы есть на самом деле. Однако, любить и принимать других людей такими, какие они есть на самом деле мы не желаем. Ни один судья не сможет снами посоревноваться в количестве приговоров, вынесенных за день. Конкуренцию нам мог составить лишь ВЧК. Мы осуждаем правительство, чиновников, политиков, друзей, знакомых, наших близких и, наконец, самих себя.

Осуждение – это добровольная уступка власти над собой в пользу осуждаемого.

Осуждая правительство, людей или обстоятельства, мы, тем самым, расписываемся в том, что они имеют власть над нашими мыслями, чувствами и эмоциями. Эксплуатируя наши чувства, внешние факторы берут нас в плен. Например, нас не устраивает чье-то поведение, оно не вписывается в наши нравственные ценности, моральные устои и представления. Мы не можем отвечать за поведение других, а вот за свою
реакцию на их поведение
отвечаем полностью только мы. В нашей власти сделать выбор: «выпрыгивать из штанов», с пеной у рта доказывая неправоту людей или обстоятельств или остаться спокойным и уравновешенным. Осуждая других, мы приобретаем статус жертвы. Своим осуждением мы создаем избыточный потенциал, вызываем равновесные силы, которые нас «воспитывают» и устанавливают равновесие. Выплеск негативных эмоций, связанный с осуждением, подкармливает своей энергией вечно голодных маятников. Приклеивая к осуждению почтовую марку, мы отсылаем осуждаемым свое здоровье и жизненный тонус. Иными словами,
осуждение – это добровольная передача власти над собой предмету осуждения.
Мы осуждаем в других то, что не принимаем в себе

. Например, в проявленной форме вы порядочная женщина и прекрасная жена. Вы гордитесь этим и поощряете в себе эту сторону личности. Но это совсем не значит, что в вас отсутствует противоположная сторона – развратная женщина. Вы не принимаете эту сторону своей личности, отвергаете и осуждаете ее. Свое осуждение вы проецируете во внешний мир, осуждая разврат, проституцию и т. п. Порядочная женщина осуждает развратную, чувствуя при этом страх. Развратная женщина в вас испытывает чувство вины от осуждения, но сама, в свою очередь, осуждает в вас порядочную женщину, стараясь вызвать у нее чувство вины. Такое противоборство противоположностей происходит постоянно.
Осуждение – это страх своей скрытой, не проявленной стороны личности.
Как вы думаете, что чувствует объект обсуждения, к примеру, жена или муж? Они чувствуют себя плохими, физически ущербными и униженными, как будто их насилуют. Появляется чувство проигравшего крупную сумму игрока. Они испытывают ощущение внутренней бомбардировки души и разума. Возникает защитная реакция и желание напасть на своего «судью». Вполне ожидаемая и понятная реакция: кому ж понравится осуждение? Начав осуждение человека, мы, чего скрывать, запускаем на энергетическом уровне программу его уничтожения

. Ответным ударом на энергетическом уровне он возвращает нам наш «подарок» в форме неприятностей и болезней. Обратите внимание на такое обстоятельство: чем выше у человека жизненный тонус, его энергетический уровень, тем более опасно его осуждение. Эта опасность распространяется, прежде всего, на него самого. Когда вы осуждаете какую-либо организационную структуру людей (партию, нацию, государство), мощный энергетический ответ поражает не только вас, но и ваших детей. Когда человек осуждает жизнь как таковую, его дети обречены. Осуждение родителями жизни и человечества отражается на детях. Смерть детей является последствием осуждения родителями мироустройства. Осуждение действует вкрадчиво, в незаметной, накопительной форме, а потому приводит к тяжелым заболеваниям. Чаще всего это онкология.

Когда вы осуждаете других, вы осуждаете самого себя. Ничто так не разрушает человека, как осуждение окружающих. Ломать осуждением индивидуальность человека – это худшее проявление негативного поведения.

А что испытывает «прокурор и судья» в одном лице? У них растет чувство собственной важности. От ощущения своей правоты появляется чувство собственного превосходства. Некоторые получают удовольствие от упавшей на них в момент осуждения силы и власти. Между тем, в теле появляется ощущение напряжения и скованности. Осуждающая мысль становится доминантной в сравнении с остальными. Словом, такое же состояние, как и при стрессе.

Как видим, от осуждения страдают в той или иной форме обе стороны. Это связано с тем, что осуждение вызывает нарушение равновесия

в мироздании и поэтому подвергается воздействию равновесных сил. К примеру, у вас в подсознании сложился идеальный образ жены (100%). Женились вы в полусне, клянясь в вечной любви. Но, как говорил А. Пушкин: «Мы знаем: вечная любовь живет едва ли три недели». Проснувшись, вы увидели, что Чмо, бегающее по вашей квартире, едва ли тянет на 10%. « И где же были мои глаза?» — восклицаете вы. Ваш запросный потенциал с жестокой действительностью не совпадает на 90%. Вы начинаете осуждать это, по вашему разумению, нелепое существо и создаете избыточный потенциал (90%) вокруг себя. Все справедливо: насколько плоха жена, настолько должен быть хорош муж. Поскольку вы пока бескрылый ангел, равновесные силы мироздания сделают все, чтобы ликвидировать дисбаланс. Вам остается или развестись или уменьшить напряженность потенциалов. Может, со временем, вы приглядитесь к жене и подумаете: «Да, вроде, и не совсем Чмо. Кое-что в ней начинает мне нравиться». Она почувствует изменение отношения к себе. Начался разворот к лучшему. Дисбаланс исчезнет.

Осуждение всегда сопряжено с излучением негативной энергии

. Если вы осуждаете человека за его манеры или походку, то на энергетическом уровне вы становитесь
ниже
его. Он идет, косолапит и, при этом напевает радостную песенку: «Какой хороший я и песенка моя», то есть излучает позитивную энергию. А вы стали ретранслятором негативной энергии. Так кто «лучше — хуже», кто «хороший — плохой»?

Стремление все оценивать в рамках «хорошо — плохо», правдоискательство, желание быть всегда правым сделало осуждение нашей привычкой.

По привычке мы превратились в обвинителей. После темы о погоде и болезнях тема «осуждение» занимает призовое место. Даже своих домашних питомцев мы способны осудить, если их поведение не вписывается в рамки наших представлений. Раз осуждение – это привычка, значит, ее можно заменить другой, но позитивной привычкой.

Как не крути, осуждение – это обратная сторона собственной важности

. Подавленный страх перед своей внутренней сущностью побуждает нас к осуждению. Если вы осуждаете себя, вы не можете не осуждать других и наоборот. Вор, с легким сердцем относящийся к своему ремеслу, не осуждает других воров. Может завидовать, но не осуждать. Если же он ворует и осуждает себя за это, он будет осуждать и других воров. Действует принцип: не осуждай других за то, что делаешь сам.

Человек страшится осуждения людей, потому что сам их осуждает

. При этом, мы осуждаем иллюзорный образ, созданный в нашем подсознании. Если человек бесчестный, он и мир видит как сборище мошенников, жуликов и проходимцев. Когда человек превращается в копилку раздражения, встретив своего дальнего родственника, он с легкостью может осудить его за раздражение. Дальний родственник будет крайне удивлен такому восприятию своей добродушной личности. Словом, мы видим то, что хотим видеть. Например, думаете, ваши аквариумные рыбки просто тупо смотрят на вас? Нет — они осуждающе молчат. Если вы вышли на улицу, и видите мрачных раздраженных прохожих, остановитесь или вернитесь обратно. Восстановите хорошее настроение и продолжайте свой путь. Восстановить позитивный настрой каждый может самостоятельно по излюбленной им методике. Это отдельная тема для обсуждения.

Об иллюзорности нашего восприятия и надуманности причин осуждения поведает эта притча: Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё. — Посмотри, какое грязное у неё бельё, — сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания. — Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить. И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: — О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать! — Да нет, сказал муж, — просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

Осуждение окружающих вообще может быть беспочвенным. Прекрасное тому свидетельство описываемый случай: Одна женщина сидела в аэропорту и дожидалась посадки на свой самолет. Так как до посадки оставалось еще несколько часов, она купила пакет печенья и устроилась в мягком кресле зала ожидания, достала книжку и стала читать. Она с интересом читала книгу, и вдруг заметила то, что рядом сидевший мужчина, берет печенье из ее пакета, без спроса. Это ее напрягло, она сделала вид что не заметила, как будто ничего не произошло. Она читала, ела печенье и периодически смотрела на часы в ожидании посадки на самолет, а «вор» сидевший рядом в наглую опустошал пакет с печеньем. Все сильнее и сильнее женщина негодовала внутри себя. Она хотела просто врезать ему по физиономии за такую наглость. Она брала печенье из пакета, и он брал печенье из пакета. Когда осталось последнее печенье в пакете, она подумала, что он будет делать. Он без всякого зазрения совести, взял печенье, улыбнулся, поломал пополам и половинку протянул ей. Женщина, резко выдернув свою половинку из его руки, подумала, какой грубиян и нахал. Никогда в своей жизни она не испытывала такого негодования и ярости. Когда объявили о посадки, она встала со своего места и направилась к терминалу, не желая даже смотреть в его сторону. Она зашла в самолет и уселась на свое место, она открыла сумку, чтобы взять книгу, которую уже почти дочитала. И тут она увидела то, что шокировало ее. Она просто замерла и смотрела на запечатанный пакет с печеньем, который лежал в ее сумке. Это означало, что все это время, она ела его печенье, и он делился с ней. Женщина поняла, что это она оказалась грубиянкой, вором и не благодарным человеком.

Многие считают, что жить в нашем обществе без осуждения невозможно. А что если осознанно выбросить осуждение на помойку, заменив его предпочтением.

В этом понятии сплошной позитив. Предпочтение – это большая симпатия к одной вещи, чем к другой. Это благосклонное отношение к чему-то. Это предрасположенность к чему-то или кому-то. Словом, произносишь слово, и душа радуется. В слове «предпочтение» отсутствует опасность. «Я предпочитаю ездить поездом и ничего страшного, если я не полечу самолетом», — в этой фразе только спокойствие и отсутствие всякой значимости. Ранее вы сказали бы с осуждением: «Самолет – опасный вид транспорта!». Теперь вы скажете: «Я предпочитаю поезд, а не самолет». В чем отличия двух подходов? В предпочтении всегда есть два (или более) представлений. В данном примере поезд и самолет. Мы можем сравнивать. В осуждении мы имеем дело только с тем, что осуждаем. В данном примере объектом осуждения стал самолет. Сравнивать мы не можем. Что вам больше по душе? «Я не буду в такую жару есть твой дурацкий борщ» или «Я предпочитаю окрошку борщу». «Я терпеть не могу этого Васю» или «Я предпочитаю встречаться с Колей, а не с Васей». Куда приятней услышать второй вариант ответа. Как видим, у предпочтения больше оснований стать надежной основой для разрешения проблем в тех случаях, когда у вас появляется расхождение во мнениях с другими людьми.

Девушка ехала в электричке. В окно билась бабочка — летела на солнце, окно закрыто, она уже вся обессилела, а сидящие рядом люди были абсолютно равнодушны к её мукам. Девушка наблюдала и нервничала всё больше и больше, в конце концов, не выдержала и поймала эту обессилевшую бабочку. Когда электричка остановилась на очередной станции, выпустила её в окно. Бабочка неуверенно встрепенулась на ее ладони, расправила крылышки и полетела. Она облегчённо вздохнула. Но потом целый день с гневом вспоминала этих равнодушных людей, осуждала их (про себя). Вечером вернулась на дачу, занесла на летнюю кухню пакет с продуктами и плюхнула его на пол. Не увидела, что на полу сидела точно такая же бабочка — девушка её убила. Обнаружила на следующий день, когда подняла пакет. Мораль: не осуждай! Иначе обстоятельства и тебя заставят совершить точно такой же грех.

Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Зачем людям примерять роль Бога?

Ежедневно, сознательно или нет, но каждый человек примеряет на себя роль судии от Высшего Разума, выступая в роли обвинителя по несчетному количеству вопросов, которые его совершенно не касаются. Пытаться искоренить в себе эту черту полностью бесполезно, так как она является темной стороной всякого разумного существа. Но слишком увлекаясь выискиванием в чужом глазу соринки, неплохо было бы вспомнить слова Т. Соловьевой о том, что «судить неудачника берутся лишь те, у кого в жизни не было и намека на успех».

Что такое осуждение? Это приговор, вынесенный с учетом собственного взгляда на справедливость. А справедливость, как и рамки ее, и основные теги, у каждого человека своя, пусть и с некими общими чертами, но удобные для него лично. Можно ли применять эти конкретные величины для кого-то другого? Конечно, нет. Но человек делает это, почти утратив контроль над чувством меры и не замечая, что негатив, проецируемый направленно на оппонента, уже давно является его персональным взглядом на жизнь.

Осужденный, встаньте!

Само слово «осуждение» отсылает нам к метафоре суда, когда есть подсудимый, обвинитель, адвокат и судья, выносящий приговор. Ведь осуждение рождается именно изнутри логики юридического мышления, когда есть закон и его нарушение, есть «правильно» и «неправильно». И тогда тот, кто закон не соблюдает, является правонарушителем, его судят. Юридизм как способ мысли, как элемент мировоззрения, как способ обращения с собой и с другими глубоко укоренен в нашем сознании. С детства ребенок осваивает системы норм и правил, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Взрослый человек руководствуясь принципами, в т.ч. нравственными, этическими, имеет ту или иную систему оценок, на которую опирается – это нормальный ход вещей.

Но именно юридизм мышления делает возможным осуждение: я знаю, как правильно, я соблюдаю «закон», а ты этого не делаешь, следовательно, я — хороший, а ты – плохой. Яркий пример – феномен фарисейства.

Причины склонности к осуждению

Мотив в осуждении поступков другого лица может быть никак не связан с его поведением, и вообще, лишь косвенно относиться к объекту. Часто оппонент выбирается едва ли не методом случайного отбора, а прямая причина злоязычия лежит в низкой самооценке судьи, решившего таким образом компенсировать свои недовольства путем принижения избранной «жертвы».

Другими резонами выставить чужую жизнь на всеобщее обозрение могут являться:

  • устаревшие понятия и ценности (например, неприемлемость сожительства пары до заключения брака);
  • отсутствие объективности и узкость взгляда на различные обстоятельства;
  • зависть, толкающая на принижение чужих достоинств;
  • метод манипулирования чужим мнением (вменение человеку чувства вины или ответственности);
  • отрицание своих недостатков через подчеркивание и утрирование изъянов у другого лица.

И наконец, распространенной причиной порицания и осуждения, считается банальная скука и отсутствие других тем для разговора. В основном манера общаться через скрытое осуждение (в форме сочувствия) присуща представительницам слабого пола.

Точка зрения церкви

Что такое осуждение в православии? Церковь к такому пороку, как злословие в сторону ближнего, относится очень строго, резонно полагая, что в желании осудить другого человека прячется один из самых серьезных смертных грехов – гордыня. Человек осуждающий не может оставаться беспристрастным, не способен он и на смирение, обязательное для христианина.

В известных каждому взрослому человеку словах «Не судите, да не судимы будете!» заключена вся суть православного воззрения на спорный вопрос. Человек по природе своей склонен к идеализации, однако это состояние опасно наличием теневой стороны. Невозможно указать на чье-то совершенство, не подчеркнув при этом чьих-то недостатков, причем сравнение происходит на рефлекторном уровне. Мать хвалит свое дитя, подразумевая, что другие дети менее одарены и послушны, муж восхищается хозяйственной женой, осуждая не столь хлопотливую соседку.

Церковь учит: каждый человек должен прежде всего следить за собой, за своими поступками. Никто из людей не безупречен настолько, чтобы не отбрасывать тени, но если каждый про себя считает, что достоин прощения, то было бы нормально применить ту же позицию по отношению к другим.

Человек не равен своему поступку

Во-первых, вольно или невольно ребенок копирует поведение родителей и, если видит в семье осуждение других, слышит от взрослых, как они обсуждают-осуждают своих знакомых, то он автоматически перенимает это как норму, как обычный способ говорения о ком-то, кто ему чем-либо не нравится.

Поэтому родители, прежде всего, должны следить за собой. Ведь такие вещи, как семейные сценарии, модели поведения родителей, их отношения к другим людям, к окружающему миру тоже передаются «по наследству». Привычка осуждать – один из феноменов в этом ряду.

Следить за собой – дело правильное, но непростое. Начать можно с того, чтобы стараться следить за своей речью (для начала пусть только при детях), хотя бы на уровне внешних проявлений не транслировать свое осуждение, которое живет в сердце.

Во-вторых, родители порой, часто сами того не зная, воспитывают у ребенка ту самую логику юридизма. Например, когда сравнивают своего ребенка с другими детьми, думая, что это хороший воспитательный прием. Причем сравнивать могут как не в пользу своего малыша, что особенно травматично для ребенка, так и, наоборот, восхваляя его в сравнении с другими ребятами. Мама одной моей клиентки говорила ей в детстве: «Ты такая некрасивая, толстая, совсем не такая, как другие девочки, вот как, например, Леночка, твоя подружка – такая красавица». Понятно, что такие вещи говорить ребенку в принципе нельзя, потому что он усваивает, что такой, какой есть, он ужасен и нелюбим, он должен быть другим, чтобы его полюбили, но понятия не имеет как это сделать.

Бывают более легкие версии: «Опять ты получил тройку, ты что, глупый? Посмотри, вон твои друзья как учатся, а ты на кого похож, бестолковый!». У родителя в этот момент могут быть самые благие намерения: привести в пример друзей, чтобы пристыдить ребенка и простимулировать его таким образом лучше учиться. (Кстати, чувство стыда – одна из наихудших мотиваций, но это тема отдельного разговора).

Но, кроме того, что ребенок, опять же, чувствует, что он плох, он еще усваивает сам способ мышления, в котором ценность человека измеряется его делами (школьными оценками, например), то есть приравнивается человек и поступок. «Получил плохую оценку» равно «ты глупый». Похожая вещь происходит, и когда ребенка хотят похвалить, поддержать, подбодрить и для этого сравнивают его с другими, например, так: «Какой ты умный, опять принес пятерку, не то что твой приятель Вася, такой глупый мальчик».

Ребенку это может быть приятно и, вполне возможно, такая мотивация будет эффективна. Но какую модель мышления о себе и о других он усваивает? Ценность человека равна его достижениям (я – хороший, он – плохой, в зависимости от оценок в школе). Надо быть лучше других. Нормально сравнивать себя с другими и за счет этого получать приятное ощущение своей значимости.

Марина Филоник, психотерапевт, научный сотрудник Федерального института развития образования
Фото с сайта co-experiencing.org

Осуждение и обличение – есть ли разница?

Что такое моральное осуждение, если не констатация факта чужого несовершенства? В происхождении обличительной морали, несмотря на то, что внешне эти понятия кажутся схожими, следует искать другие мотивы. Обличитель не стремится «работать на публику», поскольку его целью является исправление человека, а не выставление его в неприглядном виде.

Евангелие от Матфея приводит слова Иисуса, достаточно полно раскрывающие смысл и деликатность такого шага, как обличение: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» Обличение должно принести пользу согрешившему и ни в коем случае не служить возвышению правдолюба. В некоторых случаях, особенно если обличитель чувствует за собой злобу или неприязнь к оппоненту, от вразумительной речи лучше воздержаться.

Опасно выступать в роли обличителя тому, кто сам ведет безнравственный образ жизни и подвержен мелочным страстям. Даже запасшийся благими намерениями суетный мирянин рискует в своих обличениях опуститься до осуждения, нанеся душевную рану грешнику и еще более ожесточившись самому.

Полюбите меня черненьким (а не можете, так и не осуждайте)

Как же поддержать малыша, как его похвалить? И как поругать, наказать? Очень важно разделение человека и поступка. Сравнивать разных детей гораздо хуже, чем сравнивать разные их проявления. Но еще лучше сравнивать достижения вашего ребенка в прошлом с его достижениями сейчас. Например: «Как здорово, смотри, раньше у тебя не получалось так аккуратно убирать кровать, а теперь выходит так красиво, ни одной складочки». Здесь оценивается поступок, а не ребенок, и хвалится тоже поступок, а не человек, что становится профилактикой развития самомнения и нездоровой гордости у ребенка.

Еще важно говорить о своих чувствах вместо того, чтобы оценивать человека, например, сказать: «я огорчена, что ты получил двойку, давай подумаем, что мы можем сделать, чтобы у тебя стало получаться лучше», а не: «какой же ты безнадежный троечник!». Предложение помощи тоже важно, чтобы ребенок не оказался одиноким со своей проблемой, которую, может быть, он сам не знает, как исправить.

Попробуйте проговорить приведенные выше (и ниже) фразы самому себе и почувствуйте разницу — каково вам бы было слышать те или иные из описанных в данной статье реплик.

Осуждение – только одна из форм компенсации дефицита ощущения ценности и принятия себя. Если у человека есть голод по любви и принятию, он может пытаться утолить его самыми разными суррогатами: беспорядочными сексуальными связями, хвастовством и тщеславием, бесконечной гонкой за достижениями (трудоголия) и т.п. – и все это ради того, чтобы почувствовать свою ценность и значимость, которые не были сформированы в детстве. В чем же дело? – возмутятся некоторые родители, — ведь мы так любим своих детей! Очень важно, чтобы ребенок ощущал, что его любят независимо от его поступков и поведения.

Есть замечательная формула основателя гуманистической психотерапии Карла Роджерса: «я тебя люблю, но то, что ты делаешь, меня расстраивает». Важно почаще говорить ребенку: «мы тебя любим», «как хорошо, что ты такой, какой ты есть», «мы тебя ждали и хотели именно тебя» и т.п. То есть давать подтверждение, что он ценен, важен, любим просто потому, что он есть, независимо от дел и достижений. А когда хочется выразить критику, не забывать о начале формулы Роджерса – приставке «я тебя люблю». Это важно в любых отношениях, не только с детьми, но и в отношении супругов, друзей, близких. И это тоже может помогать вырастать из привычки осуждать. Потому что если я нутром знаю, что я любим, что я хороший, то и достижения других не вызовут во мне неадекватной соревновательности, злости или, наоборот, задавленности.

Осуждение как юридическая ответственность

Что такое осуждение с юридической точки зрения? Это воздаяние человеку за его проступок, вынесенное в судебном порядке и в соответствии с законодательством страны пребывания ответчика. Факт назначения карательных мер по отношению к осужденному говорит о доказательстве его вины в полном или частичном объеме.

Осужденный человек, в зависимости от мер пресечения, избранных судом, может временно утратить права на свободу передвижения, выезд из своей страны, ведение прежней деятельности. В особых случаях предусматривается изъятие имущества, находящегося у него в собственности, лишение родительских прав или каких-либо привилегий, назначенных ранее (пособия, льгот и др.).

Условное осуждение

Что такое условное осуждение, до сих пор является предметом споров среди правоведов. Так, некоторые юристы относят наказание, оставленное без фактического исполнения, к способам превентивного влияния на объект, другие же видят в мере уголовно-правового характера реальную угрозу для благополучия человека. Последний момент сказывается в основном на морально-этической стороне жизни наказуемого.

Условно осужденный обязан регулярно предоставлять сведения о себе в органы исполнительной инспекции; он не может без особого разрешения покидать страну, менять место жительства. Кроме того, на осужденного при вынесении решения в суде налагается ряд обязанностей, призванных служить исправлению провинившегося, а также ограничить его пребывание там, где это может нанести вред окружающим (или кому-то конкретно).

Что такое осуждение в обществознании

В такой науке, как обществознание, уделяется много внимания понятию социального контроля, который также можно назвать регуляцией положения индивида в группе его принадлежности. Общественность всегда чутко реагирует на проявления девиантного (искаженного) поведения отдельных личностей. В зависимости от того, в какой сфере обнаружилось нарушение социальных норм, общество, посредством имеющихся механизмов контроля, принимает соответствующие меры по исключению факторов сбоя.

Социологи называют следующие формы проявления общественного контроля:

  1. Внутренний – человек сам контролирует свои действия, беря за образец нормы поведения, принятые в его обществе. Индикатором контроля в этом случае считается совесть индивида.
  2. Внешний – контроль осуществляется со стороны общественности, с использованием таких рычагов морального или юридического осуждения, как гласность, вынесение выговора, судебное решение или полная (частичная) изоляция индивида из социальной жизни.

Доказано, что чем ниже у человека развито чувство самоконтроля, тем вероятнее, что ему придется столкнуться с жестким влиянием общественных контрольных институтов (суд, внимание надзорных органов, принудительное лечение и др.).

Как избавиться от манеры всех осуждать

Если объяснять простыми словами, что такое моральное осуждение, то выходит, что это критика уничижительного свойства, идущая от человека с одной целью – выставить оппонента в неприглядном свете. Порицая, человек не может быть объективным, ведь выставляемая им оценка поведения «жертвы» исходит из набора его собственных ценностей, что уже не позволяет относиться к вопросу беспристрастно.

Привычка осуждать все вокруг выглядит со стороны очень некрасиво. Если человек понимает свой недостаток и стремится от него избавиться, ему необходимо научиться контролировать свои мысли и осознать прописные истины:

  • совершенные ошибки формируют опыт человека, поэтому составляют обязательную часть жизни каждого человека;
  • прежде чем порицать поведение или внешний вид другого человека, следует посмотреть на ситуацию его глазами и с вершины его опыта – возможно, он не мог поступить иначе;
  • стереотипное мышление – серьезное препятствие на пути к пониманию мотивов других людей;
  • привычка осуждать, как и завидовать, рождается из праздности, поэтому главный рецепт самосовершенствования кроется в постоянной занятости;
  • тому, кто осуждает, следует всегда помнить, что он тоже может стать объектом нелестных комментариев, особенно со стороны своих бывших «жертв».

Потребность видеть недостатки в других людях часто берет начало из собственной заниженной самооценки, поэтому без корректировки собственного поведения избавиться от привычки не получится.

Осуждение – способ самоутверждения за счет другого

Юридизм мышления формируется у нас с детства. Человек, который осуждает других, как правило, имеет очень серьезный дефицит принятия себя, ценности себя. Корни этого дефицита лежат обычно в детстве, когда родители не давали ребенку достаточно ощущения, что он ценен, важен, нужен, любим просто потому, что он есть, а не потому, что он ведет сейчас себя хорошо, приносит пятерки и проч. И тогда для компенсации этого дефицита ему необходимо «добрать» свою ценность любым способом. Один из них – осуждение другого. Ведь если другой «такой дурак», я априорно на этом фоне – «поумнее буду».

Верно и обратное – тот, кто себя принимает, у кого есть базовое ощущение собственной ценности независимо от того, что он делает или не делает, такой человек оказывается достаточно внутренне свободным, у него нет необходимости искать подтверждения собственной значимости, хорошести путем осуждения других. То есть такой потребности в принципе не возникает, ему не нужно превозноситься над кем-то, самоутверждаться.

Как правило, базовое ощущение ценности себя закладывается очень рано, но это не означает, что ничего нельзя изменить в более позднем возрасте. Бывает и наоборот, когда устойчивость, возможность опираться на себя вместе с умением себя принимать могут пошатнуться у взрослого человека в результате сильных травматических переживаний.

Итак, осуждение дает очень важную выгоду – ощущение, что я лучше других, что я не такой, как они, это своего рода способ самоутверждения. Но для этого существуют и другие способы, почему же мы так часто прибегаем именно к осуждению? Чаще всего такая привычка закладывается в детстве и, как ни странно, не без помощи родителей.

Простая история с моралью

Так что такое осуждение? В заключение можно вспомнить старую историю, нередко используемую в проповедях моралистов, о некой семье, переехавшей в новый дом. Женщина, бывшая в этой семье женой и матерью, слыла хорошей хозяйкой и не упускала случая похвастаться своим умением вести домашние дела.

И вот, героиня рассказа стала замечать, что женщина из дома напротив ежедневно развешивает на сушильных веревках белье, все испещренное грязными пятнами. Каждый раз, как это происходило, злоязычная жена подзывала к окну своего супруга и говорила ему, что их соседка совсем негодная хозяйка, не в пример ей, такой внимательной и заботливой.

Так продолжалось неделю, пока однажды утром сплетница не увидела, как соседка вновь развешивает стирку, только на этот раз белую, как свежий снег. Удивившись, она вновь подозвала мужа и поделилась с ним этой новостью. Что же он ответил? Что, устав от вечной несправедливости супруги, просто встал в этот день пораньше и начисто вымыл грязное окно, через которое сварливая хозяйка смотрела во двор соседки.

Подвести итог сегодняшней теме хотелось бы словами Уильяма Шекспира: «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь!» Если бы все люди, прежде чем осуждать и выносить на всеобщее обозрение недостатки своего ближнего, задумывались сначала о собственных минусах, в мире было бы гораздо меньше негатива и поводов для раздоров.

Город против села

Что касается вопроса о связи склонности к осуждению в обществе и уровнем его культуры, то могу заметить следующее. Есть два типа общественных отношений, условно назовём их городской и сельский. Они очень разные. Село или деревня — это община, где все близко знакомы, люди тесно взаимодействуют и потому считают, что причастны к жизни своих соседей, имеют право в ней участвовать, давать ей оценку. Именно поэтому осуждение — это проблема, в большей степени свойственная сельскому менталитету.

В городе всё иначе: много людей, быстрый темп существования, насыщенность событиями. Люди порой живут через стенку в многоквартирных домах и не знают, как зовут соседа. В течение ХХ века советская власть провела реформы по переселению сельских жителей в города. Этот вопрос решался масштабно, городское население за счёт переехавших из сёл росло стремительно. Я читал в специальной литературе, что демографическая ситуация за довольно короткое время изменилась зеркально: на 1918 год по СССР 85% страны составляло сельское население, к 1991 году 85% составило городское.

Люди переехали из села в город, они утратили свою культуру, а новую в городских условиях не выработали. Потому у нас сейчас так много проблем — и мировоззренческих, и культурных, и демографических. Дело в том, что новый уклад формируется не так быстро, как хотелось бы, на это нужны не годы, а века. В итоге у нас произошла трансформация культурных отношений, из-за чего осуждение стало нормой для нашего общества — чего нет в обществе европейском, например.

Распространению осуждения в наши дни способствует общий уровень неудовлетворённости общества, большое число бытовых и финансовых проблем. Однако люди воцерковлённые не должны осуждать. Наша задача — всех оправдывать. В нашем обществе есть кому судить: полиция, служба безопасности, суды и так далее. Миссия христиан — прощать. Вспоминается дореволюционный случай, когда одного священника, нарушившего закон, судил суд присяжных. Его знаменитый адвокат в последнем слове сказал: «Этот священник нам всю жизнь прощал грехи. Давайте же и мы простим его единственный грех!» В итоге суд присяжных священника оправдал. Нам есть чему поучиться на этом примере. Надо учиться прощать — даже тех, кого не хочется. У нас единственный Праведный Судия — Господь, и не надо Его функции присваивать себе.

Записала Екатерина Щербакова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]