Икона Дмитрия Солунского: особенности изображения, о чём молятся великомученику

С давних времен святой Дмитрий Солунский считается защитником и покровителем воинов. От православной Церкви он удостоился особого лика святости – великомученика. Одна из самых почитаемых христианами икон праведника (12 век) находится в Третьяковской галерее в Москве. Там он изображен сидящим на троне.

В православной Церкви великомучениками принято называть святых, претерпевших за веру в Иисуса Христа особенно тяжелые мучения.

Великомученик Димитрий Солунский Школа или худ. центр: Мстера Вторая половина XIX в. Дерево, темпера. 31 × 26.5 см Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Инв. КП 4019

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 3

Вели́ка обpе́те в беда́х/ тя побо́pника вселе́нная, стpастоте́pпче,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси гоpды́ню,/ и на по́двиг деpзно­ве́нна сотвоpи́в Не́стоpа,/ та́ко, свя́те Дими́тpие,/ Хpисту́ Бо́гу моли́ся// даpова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую,/ и соблюда́я град твой невреди́м:// того́ бо еси́ утвержде́ние.

Величание

Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й Дими́трие, и чтим честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́.

Икона Дмитрия Солунского в чем помогает

Одной из самых почитаемых икон в православной вере является икона Святого Дмитрия Солунского. Великомученика еще называют Апостолом Павлом. Его преднамеренно убили, после того как он публично заявил, что является христианином. В этой статье вы узнаете кратко о житие святого, а также значение иконы и в чем она помогает.

Краткое житие

Великомученик Дмитрий родился в Греции в замечательном городе Солуни, во времена когда правили нечестивые цари – богоборцы Диоклетиан и Максимиан.

Его родители долго не могли иметь детей. Являясь тайными представителями христианской веры, они долго молили Господа о помощи в зачатии. Однажды Господь услышал их и подарил им сына. Когда Дмитрий подрос, родители тайно позвали священника и окрестили его.

На протяжении всей жизни они наставляли мальчишку на веру. Отец Дмитрия был римским проконсулом. Когда сыну исполнилось 18 лет его отец умер. Император Максимиан Галерий назначил Дмитрия на место его отца воеводой. В его обязанности входило защищать Фессалонийскую область и уничтожать христиан. Вместо этого он начал искоренять язычников и начал проповедовать христианскую веру.

Когда император узнал об этом, он Дмитрия закрыл в темнице. Но сидя в темнице Дмитрий не отрекся от веры, он наоборот начал еще больше прославлять Бога. В то время император Максимиан развлекал себя и граждан проводя цирк и бои на арене с гладиаторами. Когда убили его самого сильного гладиатора на арене, он сильно разозлился и приказал казнить того, кто его поборол.

Но и это не утолило его злости. После чего он приказал казнить святого Дмитрия. Утром 26 октября в 306 году воины вошли в темницу чтобы забрать праведника на казнь. Когда они увидели его стоящим в молитвенной позе, они сразу же пронзили его копьями.

Его тело было выброшено на съедение зверям, но горожане тайно его похоронили. После захоронения слуга Дмитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал исцелять ими недужных, за что и был казнен императором.

В период 324 – 337 гг. над могилой великомученика был построен храм. В нем совершалось множество исцелений. Позднее были обретены и мощи святого.

Значение иконы

Данная икона является сильным оберегом для всех воинов. Она имеет большое значение для всей Руси, так же как и значение иконы Дмитрия Донского. Эти два святых образа являются символом мужества и отваги. В древние времена во время службы у иконы присутствовал даже сам царь.

В память о воинах, павших на Куликовском поле для общецерковного поминовения была установлена Дмитриевская родительская суббота. С тех пор и принято почитать икону Святого Дмитрия в день поминовения родителей и 26 октября, в день перенесения мощей. А впервые, эта панихида совершилась 20 октября в 1380 г.

В чем помогает икона Дмитрия Солунского

Сегодня частицы мощей великомученика находятся в разных странах мира. Шесть из них в Италии. У мощей и у иконы святого Дмитрия принято молится об:

  • исцелении от недугов глаз,
  • исцелении от тяжких хворей,
  • о смелости,
  • о терпении,
  • о мужестве.

Также нужно сказать, что, приобретая образ святого Дмитрия, вы защищаете свой дом от разных недоброжелателей.

Текст молитвы святому следующий:

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую.

Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео об иконе Святого Дмитрия:

В чём помогает святой

Чудотворные останки святого хранятся в разных странах, в том числе и в России. Например, в церкви великомученика в Санкт-Петербурге в Коломягах и в храме в поселке Восточный в Москве.

Считается, что праведник помогает в следующих случаях:

  • Избавляет от болезней глаз, головы и других недугов.
  • Помогает воинам.
  • Дарует храбрость и отвагу.
  • Укрепляет веру в Бога, поддерживает в моменты разочарования.
  • Поддерживает во время голода/в житейских трудностях.
  • Помогает в эпидемиях.
  • Излечивает одержимость.

В наше время к великомученику часто обращаются военнослужащие и их родственники. Особенно во время войн, несения службы в горячих точках. Молят его о сохранении мира и укреплении силы духа.

Автор: Наталья Дормидонтова

История мощей

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники
По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа). Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть святых мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

В житии святого Димитрия Солунского описываются эпизоды, когда он запрещал отделять части от его мощей. Так иллирийский вельможа по имени Леонтий решил забрать из Солуни часть мощей святого, чтобы в своем городе построить церковь в честь святого Димитрия. Но святой, явившись ему, запретил отделять часть его мощей. Тогда Леонтий взял только плащаницу, обагренную кровью святого Димитрия. Также византийский император Юстиниан I решил иметь часть мощей святого в построенном им храме Святой Софии в Константинополе. Когда посланные приблизились к ковчегу с мощами святого Димитрия, то из него вырвался столб пламени и из огня послышался голос, запрещавший забирать мощи. Тогда посланные взяли только немного земли с этого места.

Мироточение

Раковина для сбора мира в крипте базилики святого Димитрия
Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

Советуем изучить Молитвы от гордыни и самомнения

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григора). В это же время, когда мощи исчезли из храма, возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Сейчас мироточение мощей прекратилось. Раку святого Димитрия открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (см. выше историю о рабе Луппе). При раскопках в алтаре базилики Святого Димитрия под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается, что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия, в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона), с кровавой землёй (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).

Помощь, исходящая от образа

К святителю обращаются в те жизненные моменты, когда вера начинает слабеть, и приходит разочарование.

  • Молитва перед чудотворной иконой помогает исцелить глазные болезни и головные боли.
  • Военнослужащие обращаются к преподобному Дмитрию, если возникают соответствующие проблемы с окружением.
  • Святой образ помогает человеку обрести мужество, у него просят покровительства в горячих точках, где военных не покидает чувство близкой смерти.
  • Димитрий Солунский, слыша чистосердечную молитву, способен привнести в тот или иной регион мир и процветание.


Житийная икона Димитрия Солунского

Житие святителя повествует о нескольких сюжетах, когда он совершил чудеса, прославившие Всевышнего Творца.

  • Один житель города Фессалоники вел неправедную жизнь, что привело к тяжелой болезни. Врачи не могли спасти несчастного от тягостной кончины, некоторые предлагали ему обратиться к волхвам, но больной отказался предавать собственную веру. Ночью к жителю явился преподобный Дмитрий и повелел тому отправиться в храм. Несчастный провел в церкви положенное время, а на утро почувствовал себя исцеленным.
  • Летописец Иоанн пишет о страшной эпидемии в Солуни, которая унесла колоссальное количество жизней. Жители, обуянные горем, в отчаянии молили святителя о помощи. Предание гласит, что люди, проведшие ночь в храмах, избежали страшной кончины, но остальные — погибли.
  • Существует свидетельство, что один греческий воин поддался влиянию демонов. Несчастный не был в состоянии просить помощи у святых икон. Родственники отвели его в храм, освященный в честь великомученика Дмитрия, и закрыли больного здесь на ночь. Утром воин обрел трезвый рассудок и избавился от демонического наваждения.

Интересно! В период раннего христианства появился культ крови священномученика Дмитрия Солунского. Когда совершались раскопки в алтарной части храма святителя, исследователи обнаружили стеклянный сосуд, в котором находилась засохшая эссенция. Предание гласит, что именно под алтарем располагалась гробница преподобного воителя.
В разных соборах хранятся сосуды с кровавой землей и миром, обнаруженные в период с XI по XIII вв.

Почитание и суть молитв

Древние славяне многократно нападали на Солунь (Фессалоники), но всегда перед ними вставало пугающее и вызывающее благоговение видение грозного юноши, охранявшего центральные ворота города. Традиции почитания дошли до предков, живших в период крещения Руси и высоко чтивших великого заступника христианства.

  • В конце XII столетия владимирский князь Всеволод построил Дмитриевский храм, который и в настоящее время считается значимой достопримечательностью города. Чудотворная икона священномученика, долгое время хранившаяся в церкви, сегодня находится в Третьяковской галерее.
  • В 1280 Даниил Московский воздвиг каменный собор, освященный в честь святителя Солунского. Однако через 50 лет строение разобрали и заменили Успенским собором.
  • Несмотря на то, что Дмитрий появился на свет в Греции, он издревле считался покровителем нашего Отечества и всех его защитников.


    Икона «Димитрий Солунский на коне»

Существует молитвы, с которой православный человек может обращаться к священномученику. В начале Дмитрия называют теплым заступником и скорым помощником всех, кто верит в Единого Бога. Человек просит, чтобы святой испросил у Господа прощения всех грехов и благости в каждом христианском доме. Молитва завершается словами о том, что истинно верующие обязательно обретут Царствие Божье.

Еще о молитве:

  • Молитва покаяния и прощения грехов
  • Молитва за обидевших и ненавидящих
  • Келейная молитва Иоанна Крестьянкина

Святыни

  • мощи вмч. Димитрия Солунского (IV в.)
  • икона вмч. Димитрия Солунского
  • мощи мц. Анисии (IV в.)
  • мощи свт. Григория Ираклийского (ХХ в.)
  • частица мощей мч. Евфимия Нового, Солунского (X в.)
  • глава мц. Елены (XVIII в.)
  • глава прмч. Димитрия Триполийского (XIX в.)

Реликвии святого Димитрия

Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым. Изначально центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий, который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими. Позднее акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины XI века почитались как мироточивые.

Мощи святого

В настоящее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном вместо утраченного при пожаре в VII веке серебряного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году при захвате города турками). Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Мощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес»). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).

Житие Димитрия Солунского

Святой был рожден в третьем столетии от Рождества Христова

. Тогда было особенно тяжелое время для христиан: за открытое исповедание Иисуса Христа Богом от язычников и многобожцев смельчакам грозила верная, чаще всего мучительная смерть. Поэтому христиане скрывали свою веру, то есть были «тайными».

Такими тайными христианами и являлись родители святого Димитрия. Будущего святого крестили в потаенной церкви, которая располагалась внутри самого дома. Мальчика воспитали в христианской вере. После кончины отца святой Димитрий получил должность правителя греческой Солуни. Направляемый ревностью к христианской вере, он начал открыто распространять христианство и учить истинному вероисповеданию солунских жителей, которые в большинстве своем являлись идолопоклонниками.

Вскоре императору был донос, что его проконсул Димитрий является ярым христианином

. Император был оскорблен и повелел святого Димитрия взять под стражу и заключить в темницу. Димитрий знал, что ему грозит смерть, и стал заранее готовиться. Он раздал свое имущество неимущим, а сам предался посту и молитве. В заключении он был удостоен посещения Ангела Христова, а это привело к тому, что узник еще сильнее восхотел мученического подвига.

Максимиан остановился в г. Солунь, возвращаясь из военного похода. Правитель, заключив своего проконсула в темницу, решил проучить жителей города, а себя развлечь гладиаторскими боями. Люди Максимиана разыскивали христиан и тащили их на арену. Известный боец Лий с лёгкостью одолевал кротких христиан в битве и при ликовании неистовствовавшей толпы скидывал их с помоста на копья.

Молодой человек по имени Нестор

, который являлся воспитанником святого Димитрия Солунского, приходил в тюрьму, чтобы слушать его наставления. Юноша, больше не желающий видеть, как Лий убивает многих прекрасных и добрых людей, решил вступить в поединок с кровожадным убийцей. Он отправился к Димитрию в темницу и просил его молитв и благословения на это дело.

Советуем изучить Молитва Пресвятой Богородице о семье

Святой перекрестил его и пророчески произнес, что юноша и Лия победит, и примет мученическую кончину. Молодой христианин, подкрепленный всемогущей силой Святой Троицы, одержал победу над Лием и скинул его с помоста на копья.

Когда правитель Максимиан призвал к ответу Нестора, какое чародейство тот употреблял, чтобы одержать победу над таким искусным воином, тот ответил прямо, что гладиатор был побежден ангелом, который послан «Богом Димитрия». Рассвирепевший император повелел без промедления предать казни Нестора

.

Поняв, что именно молитвами Димитрия юноша смог одержать победу, Максимиан повелел предать его той же смерти, какой был убит Лий: святого истязали копьями. Слуга Димитрия по имени Лупп собрал на ткань кровь великомученика и окунул в нее перстень, принадлежащий новому святому.

Вскоре от этих предметов стали исходить чудеса исцеления. Молва о них быстро разнеслась по Солуни, люди приходили почтить память святого и получить необходимую помощь. Император и об этом узнал и распорядился казнить Луппа. Тело Димитрия единомышленники бывшего проконсула погребли из страха перед правителем там же, где тот принял свою мученическую кончину. Много знамений и чудес было совершено у места смерти Димитрия Солунского, и теперь уже слава о великомученике разнеслась по всей Фессалии и Македонии.

Иконография

На иконе Димитрий Солунский представлен сидящим на троне с венцом на голове. В руках у него меч, наполовину извлечённый из ножен. В левом верхнем углу иконы находится фигура Иисуса Христа на фоне облачного неба, а в правом верхнем углу — ангел, несущий Димитрию мученический венец.

Икона сильно пострадала от времени и записей. От первоначальной живописи XII века сохранилось: образ Спас в облаках, голова, правая рука с мечом, торс, левая рука до локтя, тельник и ноги до ступней святого Димитрия. Остальные части изображения святого, летящий ангел и трон относятся к XIV—XVI векам. Первоначально икона имела серебряный фон. При раскрытии иконы в 1920-е годы было уничтожено оригинальное изображение XII века в виде киноварного гайтана с энколпием, находившееся на шее святого, которое было ошибочно отнесено к позднейшей записи.

Относительно образа святого Димитрия на иконе академик В. Н. Лазарев указывает, что «художник, видимо, хотел подчеркнуть душевную стойкость воителя и его бесстрашие. Монументальная, спокойная фигура полна силы; в жесте правой руки, вынимающей меч из ножен, чувствуется огромная внутренняя собранность

».

Икона написана на липовой доске. Сохранилась древняя набивная шпонка, прибитая деревянными гвоздями к верхнему торцу. На задней стороне иконы — врезные шпонки позднего происхождения. Иконная доска имеет ковчег, на неё наклеена паволока.

Дмитровская икона 12 века

Одна из самых знаменитых икон Дмитрия Солунского, где он изображен сидящим на троне, относится ко второй половине 12 века. С 1930 года хранится она в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.

Дмитрий Солунский на троне Школа или худ. центр: Владимиро-Суздальская школа Конец XII в. Onasch 1961: XII в. Антонова, Мнева 1963: Вторая половина XII в. Ростово-суздальская живопись 1970: Конец XII в. ГТГ 1995: Конец XII — начало XIII вв. Лазарев 2000/1: Конец XII в. 156 × 108 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 28600 Из Успенского собора в Дмитрове.

По легенде великий князь новгородский Всеволод Большое гнездо привез святыню в Дмитров. А уже в начале 20 века, после революции, ее обнаружили в местном Успенском соборе.

Тогда же было восстановлено древнее изображение на иконе, где Дмитрий сидит на троне, его голову украшает корона, а в руках он держит полуобнаженный меч. С неба на святого смотрит Господь, а Ангел несет ему венец мученика.

Меч в руках праведника принято считать символом мужества и отваги. Также его трактуют как Слово Божье, которым при жизни был вооружен святой. Искусствоведы отмечают, что фигура великомученика на иконе полна силы, бесстрашия и демонстрирует душевную стойкость святого.

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

В 1359 году умер его отец, когда Дмитрию было 8 лет, и он стал Великим князем владимирским и московским. Святитель Але́ксий на долгое время фактически заменяет ему отца, до самой смерти в 1378 году.

9-летним мальчиком Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение. Димитрий Донской был воспитанником святителя Алексия Московского.

Как уже отмечалось, в православии Дмитрий Донской считается покровителем брака. Однако Евдокию он до брака и в глаза не видел — это был брак по расчету. В выборе супруги помогал Сергей Радонежский. Союз с Суздалем должен был помочь Москве укрепиться с нижегородской стороны. На момент брака ему было 16 лет, а невесте — всего 13 лет.

Многие считают, что своей необычайной гармонией этот брак во многом обязан кроткому нраву князя Дмитрия. Миролюбие он унаследовал от отца, прозванного за дипломатичный подход «Кротким». Впоследствии эту черту характера ему помогли развить и его наставники — митрополит Московский Алексий и игумен Сергий Радонежский.

На свою решающую историческую Куликовскую битву благоверный князь Димитрий получил благословение у великого святого Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал благоверному воину Димитрию в помощники своих монахов-схимников Алексея и Александра.

Куликовская битва была доблестно выиграна великим князем Димитрием. История русского воинства ещё не знала такой победы. Рядом с Куликовым полем течёт река Дон, поэтому и победителя битвы Димитрия стали называть Димитрий Донской.

Избранник Божий с младенчества воспитывался в добродетели и чистоте, впитывая атмосферу христианской морали. Никогда больше великий правитель не отступит от постулатов православия.

Безграничное упование на Бога, строгие посты, молитвенные и духовные подвиги соединились с милосердием и благотворительностью, попечительством о своих подчинённых и русском народе.

Дмитрий Донской скончался молодым — ему не было и 39 лет — всего через несколько дней после рождения своего младшего сына.

Кто благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Современники чествовали благоверного князя как бесстрашного и мудрого полководца. Сокрушительные победы над Ордой подарили надежду на избавление от многолетнего ига.

Но святой Дмитрий Донской ни одно дело не начинал без напутствия Божия. И потому, отправляясь на решительный бой Куликовский, он берёт благословение у преподобного Сергия Радонежского. Старец увещевал сохранять мужество, уповать на Бога и тогда Господь дарует успех.

Подкреплённый поддержкой святого и его иноков воинов, князь обещает в честь победы над монголами выстроить монастырь во имя Пресвятой Богородицы. В это же время происходит чудо. Обретение нетленных мощей Александра Невского, прадеда святого князя, явилось достоверным свидетельством помощи Божией.

В честь сокрушительного разгрома монголов истинного сына церкви нарекли Донским.

Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых

До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.

1380 год праздник Рождества Богородицы — великое множество православных воинов полегло на Куликовом поле. Оплакивая павших ратников, великий князь ещё больше воспрял мыслью объединения Отчизны. К чему и стремился, невзирая на преграды и опасности, значительно расширив территорию Московского княжества.

Дальновидный и храбрый властитель заключил союз с суздальской княжной Евдокией, перетянув Великий Новгород под эгиду Москвы. В благочестивом единении родилось 12 детей. Своей христианской семьёй являл символ богобоязненного брака.

В историю народа взошёл как деятельный храмостроитель. Им была установлена Дмитриевская Родительская Суббота, как дань бойцам, не вернувшимся с поля.

Итоги правления благоверного князя Дмитрия Донского

За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси. Дмитрий также добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.

При нем были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), которые прикрывали подступы к центру Москвы. Дмитрий впервые в русской военной истории ввел взамен старого принципа комплектации войска новый (территориальный) принцип формирования. При Дмитрии Донском в Москве была введена чеканка серебряной монеты – ранее, чем в других русских княжествах и землях.

Святой Дмитрий – покровитель

Святой Димитрий невидимо являлся защитником родного города Фессалоники. Русские воины всегда верили, что находятся под покровительством великомученика Димитрия.

Советуем изучить Молитвы от нечистой силы и бесов

Почитание святого в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. И день его памяти всегда ассоциировался с воинским подвигом, защитой Отечества.

По молитвам к своему небесному покровителю Дмитрий Донской одержал ряд блестящих военных побед. Особенно знаменательна была его победа на Куликовом поле, после которой была установлена Дмитриевская поминальная суббота – в память воинов, которые пали в бою. Позднее в этот день будут поминать всех от века почивших православных христиан.

«Прошло 17 веков с того времени. Но Церковь помнит своих верных сыновей и дочерей, чад Небесного Отца, и они свидетельствуют о глубокой вере, преданности воле Божьей и спасению наших человеческих душ. Димитрий Солунский является покровителем воинов. Он был сам воин. Поэтому он изображен на знаменах и его именем названо много храмов, воинских частей, полков. Он является покровителем всей молодежи, которая защищает свое Отечество», – отметил митрополит Павел.

Описание святого лика

Изображения великомученика чрезвычайно распространены в православной традиции, в католицизме же образы святителя практически не создавались. Изначально (V-VI вв.) Димитрий Солунский на полотнах демонстрировался как мученик в одеждах патриция. С XI в. его стали изображать воителем с копьем или мечом. Во всех вариантах образов Дмитрий был молод и не имел бороды.


Великомученик Димитрий Солунский

  • Самый известный Образ почитается в качестве сильнейшего оберега для христианских защитников родных земель. Икона, созданная в XII столетии, демонстрирует великомученика сидящим на троне, в руках его находится меч, символизирующий слово Божье, а не обыкновенное холодное оружие. В верхней части полотна изображен Христос, который милосердно склонил голову к Дмитрию. Справа верующий может разглядеть небесного посланника, несущего венец для великомученика. Икону на Русь впервые привез новгородский князь Всеволод, событие это произошло в 1197 г.
  • Большой популярностью для православных христиан пользуется полотно, где великомученик запечатлен верхом на буйном коне. Здесь нашло отражение чудо, описанное в житие святого. В первые годы XIII столетия родные для Дмитрия Фессалоники осадили болгарские неприятели. Легенда гласит, что великий заступник отечества явился в стан врага и лично поразил сердце царя Калояна, который буквально провалился под землю. Именно это и демонстрируется на полотне.

Житие великомученика

Вероятнее всего, биография св. Димитрия стала известна на Руси практически с установлением христианства, имя великомученика было крестильным для великого князя Всеволода Большое Гнездо (в князь владимирский с 1176 года), им же установлено сугубое почитание св. Дмитрия Солунского. Древнейшая из дошедших до нас икон святого так же относится к двенадцатому веку.

«Мучение Димитрия Солунского» – известный греческий мартирий (от греч. «мартирос» – мученик, свидетель), агиографический текст, написанный, возможно, пятом-шестом веке и очень рано переведенный на славянские языки. Отчасти он был воспроизведен в Великих Четьях Минеях митрополита Макария. В семнадцатом веке житийный цикл святого Димитрия Солунского обновлен в трудах его тезки, святителя Димитрия Ростовского.

Таким образом, в основу русской агиографии святого легли византийские собрания рассказав о чудесах великомученика Димитрия Солунского, древнейшие из них принадлежат перу архиепископа Фессалоникийского Иоанна, датируются серединой седьмого века.

Святой Димитрий СолунскийПервая половина XVIII в.Дерево, темпера.35 × 26.5 смНациональный музей перемышльской земли,Пшемысль, ПольшаИнв. MPH-1065Происходит из села Крайна (Krajna)Подкарпатского воеводства в Польше.

Святой Димитрий Солунский родился в Фессалоникийской области, в конце третьего века, в семье тайных христиан. Его отец был высокопоставленным римским сановником. Когда он умер, должность проконсула перешла к сыну, который на тот момент уже был совершеннолетним и успел зарекомендовать себя на службе. Св. Димитрию вменялось в обязанность в первую очередь, пограничная служба, защита городских границ от внешних врагов.

Однако, это был период гонений на христиан, и от св. Димитрия, как от римского проконсула требовали поддержки императорской инициативы. Римляне почитали богов на государственном уровне, в частности, они обожествляли императора. Очень скоро, императору Максимиану Галерию донесли, что молодой проконсул не только не преследует христианство, но и открыто проповедует, всячески помогает ему расцветать, искореняя языческие обычаи и приводя народ к вере во Христа.

По возвращении из из сарматского похода, Максимиан сделал остановку в Фессалониках, арестовал молодого проконсула и решил развлечь местное сообщество гладиаторскими боями, безответными жертвами которых стали христиане. Их легко побеждали закаленные в боях воины императора, и, поверженных, сбрасывали на копья.

В темнице св. Димитрий начал готовиться к смерти. Его навестил юноша-христианин Нестор, которому предстояло сражение с могучим римским гладиатором. Святой благословил Нестора и тот победил в схватке, сбросив на копья своего противника. Как победителя состязаний, его должны были освободить, но это не входило в планы Максимиана и Нестор был казнен. Спустя некоторое время, был предан казни и св. Димитрий. По приказу императора, его пронзили копьями и тело выбросили на съедением зверям.

В другой версии жития представлена несколько другая история: убитый гладиатор был любимцем воинственного Максимиана, а Нестор сказал, что римского гладиатора «убил ангел, посланный Димитрием». Это разгневало императора и он приказал предать молодого проконсула такой же смерти — пронзить копьями. Христианская община тайно предала тело святого земле. Известно, что от его окровавленной ризы и перстня происходили чудеса исцеления.

Чудотворная икона великомученика Димитрия Солунского

В Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры хранится чудотворная икона великомученика Димитрия Солунского, бывшая корабельной иконой доблестного экипажа Российского флота. В русско-японскую войну 1905 года она находилась на крейсере «Димитрий Донской», который был затоплен у берегов Японии, но икона чудесным образом уцелела. На праздник икону выносят на богослужение.

Вмч. Димитрий Солунский. Икона из Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры.
Икона небесного покровителя крейсера 1 ранга «Дмитрий Донской», писанная на меди и поднесенная крейсеру в 1902 году, находилась в алтаре корабельной церкви крейсера и утонула вместе с ним. Ее размеры — более полутора метров в высоту, вес — свыше 50 кг. «Дмитрий Донской» — первый российский океанский броненосный крейсер, главный в серии из двух кораблей (второй — «Владимир Мономах»). Спущен на воду 18 августа 1885 года. В один из моментов боя «Донской» и «Мономах» прикрыли своими корпусами лишившуюся управления «Аврору», оказавшись под градом снарядов японских крейсеров. В бою старые русские крейсера сумели нанести повреждения нескольким японским кораблям. Тем временем быстроходные «Олег», «Жемчуг» и починившаяся «Аврора», развив полную скорость, смогли выйти из боя. Тихоходный «Донской», избежавший атак миноносцев, дождался ночи и 9-узловым ходом, погасив огни, пошел во Владивосток.

Из всех кораблей 1-го ранга, входивших в эскадру, «Донской» сумел ближе всех подойти к цели плавания — Владивостоку. У о. Дажелет в Японском море он остановился, чтобы снять команду с тонущего миноносца «Буйный». Тем временем на горизонте появились 6 японских быстроходных крейсеров: «Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима», «Отова» и «Ниитака», а также 4 миноносца, которые взяли одинокий корабль в клещи. Отказавшись сдаться и отстреливаясь на оба борта, «Донской» сумел подбить два вражеских крейсера («Нанива» и «Отава»), но и сам получил такие повреждения, что продолжать путь не мог — насосы не справлялись с поступающей через пробоины водой. За ночь на остров перевезли экипаж и смертельно раненого командира (через несколько дней он скончался в плену), и к утру крейсер затонул, не спустив флага.

После завершения Цусимского сражения корабельную икону великомученика Димитрия Солунского на японском берегу на расстоянии свыше 30 миль от места сражения нашли рыбаки, которые отнеслись к находке очень благоговейно. Японские же военные моряки, узнав, какому крейсеру принадлежала икона, вызвались передать ее «самому доблестному экипажу российского флота», что и было сделано в 1907 г.

Ныне икона хранится в домовой церкви Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры.

10 ноября 2020

Поделиться

Народные обычаи и приметы на Дмитрия

В субботу перед этим Дмитриевым днем совершается память о всех православных христианах, скончавшихся в вере и надежде воскрешения.

В Дмитриев день на Руси повсеместно справляли поминки по усопшим. Люди ходили в церковь, чтобы поставить свечи за упокой, а также посещали могилы родных, страивали тризны.

В прежние времена в этот день во всех воинских частях служились панихиды о православных воинах, погибших за веру и отечество.

Поговорки и приметы на Дмитриев День (день Митрия):

  • Начинается дедова неделя.
  • Дмитриев день – зима уже лезет на плетень.
  • Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинками.
  • Коли Дмитровский день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а ежели Дмитрий по голу, и Свята по тому.
  • В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.
  • Дмитриева суббота – кутейникам работа (поминки, по Куликовой битве и общие). Живы родители – почитай, умерли – поминай.
  • Дмитриев день перевоза не ждет.
  • Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне.
  • Коли на Дмитрия холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна теплые.

Значение иконы

Данная икона является сильным оберегом для всех воинов. Она имеет большое значение для всей Руси, так же как и значение иконы Дмитрия Донского. Эти два святых образа являются символом мужества и отваги. В древние времена во время службы у иконы присутствовал даже сам царь.

В память о воинах, павших на Куликовском поле для общецерковного поминовения была установлена Дмитриевская родительская суббота. С тех пор и принято почитать икону Святого Дмитрия в день поминовения родителей и 26 октября, в день перенесения мощей. А впервые, эта панихида совершилась 20 октября в 1380 г.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святой Корнилий Псково-Печерский игумен

Воин Христов

Дмитрий Солунский с детства воспитывался как христианин, в доме была тайная церковь. Благодаря родителям, юноша усвоил истины веры, которым следовал и в жизни. Жил он в Фессалониках (Солуни), после смерти отца был назначен на его должность. В те времена правил Максимиан, который жестоко преследовал христиан. На иконах с житием подробно показан весь путь мученичества, а также посмертные чудеса.

Но Дмитрий Солунский был пронзен копьями в своей темнице. Этот момент запечатлен на иконе: несколько солдат грозного вида одновременно вонзают оружие в грудь пленника. Тот сидит, не думая сопротивляться. Видно, что святой готов к своей участи. С неба спускается Ангел, который несет корону — знак того, что мученик будет с почетом принят на небе.

Примечания

  1. ↑ Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия
  2. Acta Stratigraphica Sinica. Nov. T. 2. Pars 1. P. LV
  3. Martirologos Hieronumus. P. 41, 180
  4. David Woods Thessalonica’s Patron: Saint Demetrius or Emeterius?
    // The Harvard Theological Review, Vol. 93, No. 3. (Jul., 2000), p. 222
  5. (недоступная ссылка). Дата обращения 23 ноября 2008.
  6. Charalambos Bakirtzis.
    Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56. — P. 176.
  7. Cormack, R.
    The Church of Saint Demetrios: The Watercolours and Drawings of W.S. George. — Thessaloniki, 1985.
  8. Bakirtzis, Ch.
    Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56. — P. 185—187.
  9. Nicetae Choniatae Historia / Ed. J. Van Dieten. — B., 1975. — Vol. 1. — P. 306.
  10. «Чтения в Обществе истор. и древн. рос.», 1846 год
  11. Большаков, Сергей Тихонович.
    Подлинник иконописный. — М., 1905. — С. 42.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]