Иконы Спасителя |
|
Вели́кий Архиере́й
— символическое именование Иисуса Христа, основанное на ветхозаветном пророчестве (
«Ты священник вовек по чину Мелхиседека»
(Пс. 109:4)), комментируемом апостолом Павлом (
«наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека»
(Евр. 5:10)). Также упоминается у Захарии:
«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему»
(Зах. 3:1).
В искусстве
В иконописи Великий Архиерей — изображение Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другими символическими изображениями. Так, существует устойчивая иконография Царя Царем — Великого Архиерея, сочетающая царский и священнический титулы Христа (происходит от слов апостола Павла — «во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира»
(Евр. 7:2)).
В киевском соборе Святой Софии в апсиде над Горнем местом находится мозаическое изображение Христа Священника в круглом медальоне. Христос изображается почти безбородым молодым человеком, на Его голове выстрижено гуменцо. Фреска «Христос Иерей» входила в цикл росписей Церкви Спаса на Нередице (в нише под нижним окном алтарной апсиды). Изображения Христа Священника не прослеживаются позднее XIII в., далее их сменяет иконографический тип Спаса Великого Архиерея. Размещение образов в алтарной апсиде указывает на направленность изображений священнослужителям. Очевидно, одна из функций образа — служить напоминанием того, что священник в ходе литургии символизирует собой (является живой иконой) Христа.
- Ushakov Great Archierey.jpg
Великий Архиерей. Симон Ушаков.
- Spas Arhierey Velikiy.jpg
Спас Архиерей Великий. Конец XVII века
- Inside dome of Dormition Church at Kondopoga.jpg
«Небесная литургия». Расписное небо церкви Успения Богородицы в Кондопоге (1774 г.). Центральный медальон — Спас Великий Архиерей
«ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ ИИСУС ХРИСТОС»
Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении; получил распространение в поздне — и поствизант. искусстве. Является одним из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 14; 5. 5-10). Встречаются как отдельные изображения «В. А.», так и в композициях «Евхаристия» и «Небесная литургия», распространенных в поздневизант. искусстве. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. 1320 г.; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв. XIV в.; Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1335-1350 гг. (сцена помещена в конхе апсиды); Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1356-1360 гг.; св. Георгия в Полошко (Македония), ок. 1370 г.- В. А. везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов.
«Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ)
В ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), ок. 1387 г., В. А. изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор, и в куполе в композиции «Небесная литургия» — с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» на панагиаре 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам, в апсиде ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, напр. мон-ря Дохиар, 1568 г.
В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг. XIV в., В. А. изображен с Евангелием в руках; на шитой катапетасме из Хиландара, исполненной мон. Евфимией в 1398/99 г.- благословляющим обеими руками, с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. В росписи ц. арх. Михаила в Леснове (Македония), 1346 г., в купольной композиции «Небесная литургия» изображение В. А. отсутствует, но дважды представлено в алтаре: в нижнем ярусе центральной апсиды под сценой «Причащение апостолов» и в нише диаконника. В апсиде Христос, окруженный двойным сиянием славы, в наружном кольце к-рой 2 серафима с рипидами, обеими руками благословляет Св. Дары, стоящие на престоле. Между чашей и дискосом лежит развернутый свиток с начальными словами литургии: «Благословенно царство Отца и Сына…»; Христос изображен в крещатом саккосе и омофоре, с непокрытой головой. По сторонам — 2 ангела в диаконских стихарях с покровенными красными платами руками. В диаконнике Христос представлен в рост, также с непокрытой головой, правой рукой двуперстно благословляет, в левой — закрытое Евангелие. На Нем орнаментированный саккос, омофор и епитрахиль с полуфигурами 12 апостолов в медальонах в виде завитков лозы. В 2 нижних медальонах изображены пророки Самуил и Давид.
В жертвеннике ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция), 3-я четв. XIV в., В. А. представлен стоящим за престолом под киворием в окружении сослужащих ангелов, левая рука на престоле, правой благословляет; над киворием в медальоне Св. Дух в виде голубя, выше — Христос
«Царь царем» (Великий Архиерей). Икона. Кон. XVI в. (ГРМ)
«Царь царем» (Великий Архиерей). Икона. Кон. XVI в. (ГРМ) Ветхий Денми в сиянии славы и по сторонам 2 херувима. Также за престолом изображен совершающий литургию В. А. в апсидах соборов Гелатского (Грузия), XIV в., и Иверского на Афоне мон-рей. В этих сценах Его одежда и жесты, как правило, соответствуют чину архиерейского богослужения. Напр., в росписи ц. св. Николая Великой Лавры на Афоне, 1560 г., В. А. представлен в трехчетвертном повороте, благословляющим обеими руками склонившихся к Нему 2 ангелов в диаконских одеждах, с кадилами и свечами в руках. Тема небесной литургии была развита в рус. искусстве в XVI-XVII вв. (напр., иконы «Иже херувимы» из Сольвычегодска, 1579 и XVII в. (ГТГ); икона «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», 1-я пол. XVII в. (ГТГ)).
Иконография «В. А.» близка др. иконографическому типу Христа, основанному на текстах 109-го и 44-го псалмов,- «Царь царем», к-рый складывался в XIV в. и представлен прежде всего в композициях «Предста Царица одесную Тебе», где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: «Ты еси иерей по чину Мелхиседекову» (роспись ц. Спаса на Ковалёве, 1380 — см. Осташенко. С. 184; икона, 1562 (ГРМ), а иногда надписью: «Архиерей Великий» (икона Никиты Павловца, 1676 (ГТГ)). Под влиянием этой иконографии на рус. иконах и в росписях на тему Небесной литургии появляются изображения В. А. в митре (напр., роспись параклиса св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря).
Лит.: Айналов Д. Новый иконогр. образ Христа // SK. 1928. Т. 2. С. 19-24; Jовановић П. Модрички манастир // ГСНД. 1928. [Књ.] 3. С. 279; Осташенко Е. Я. Об иконографии типа иконы «Предста царица» Успенского собора Московского Кремля // ДРИ. М., 1977. С. 175-187; Stefanescu I. D. L’Illustration des Liturgies dans l’art de Byzance et de l’Orient. Brux., 1936; Walter C. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. P. 216-217; Παπαμαστοράκις Τ. Η μορφη+ τοῦ Ξριστοῦ-Μεγάλου ´Αρχιερέα // ΔΞΑΕ. 1993/1994. Τ. 17. Περ. 4.
Н. В. Квливидзе
Отрывок, характеризующий Великий Архиерей
Государь вызвал полкового командира и сказал ему несколько слов. «Боже мой! что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов: – я бы умер от счастия». Государь обратился и к офицерам: – Всех, господа (каждое слово слышалось Ростову, как звук с неба), благодарю от всей души. Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя! – Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны. «Только умереть, умереть за него!» думал Ростов. Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю. Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости. «Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь. Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров. В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов. Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем. Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
К чтению Апостола сегодняшних дней очень подходит икона — Спас — Великий Архиерей.
Содержание иконы «Спас Великий Архиерей» получает свое объяснение из Послания апостола Павла к Евреям. Мысль о Божественном Первосвященстве Иисуса Христа является центральным мотивом в нескольких главах Послания (Евр. 3-10). Служение Христа по чину Небесного Архиерея проистекает из общего плана домостроительства Сына Божия и соответствует самому образу спасительных действий Иисуса Христа. Так же как священник, Он приносит искупительную жертву Богу Отцу за грехи человечества, но только жертвой является Он Сам: «Ты еси Приносяй и Приносимый», — говорит священническая молитва Херувимской песни. Ходатайствуя перед Богом за всех людей, Христос выступает от их лица как Первосвященник. При этом Он не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5, 5). Величие первосвященнического служения Иисуса Христа, в силу особенностей его совершения и результатов, обязывает видеть во Христе не обычного архиерея, подобного главным первосвященникам Ветхого Завета: «…тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному, а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник; святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр. 7, 23-28). «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9, 24-28). В соответствии с учением апостола Павла о священстве Христа, Он прославляется Церковью как Великий Архиерей, Первосвященник нового исповедания, «Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8, 1-2). Другая черта иерейства Господа Иисуса Христа состоит в таинственном соединении Им в Своем Лице сразу двух званий — Он Священник и Царь одновременно. Господь Бог возвестил о Нем через псалмопевца Давида: «Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Царь и священник, как это было принято в дозаконные времена, ветхозаветный Мелхиседек явился прообразом Христа и Его священноцарствия. Такое слияние двух аспектов владычества — духовного и гражданского, по-видимому, дало основание икону «Спасителя Великого Архиерея» именовать также «Царем царей».
Источник: И. А. Припачкин. ИКОНОГРАФИЯ ГОСПОДА ИИСУСА
Ахилла
Просмотры: 2 799
Поделюсь кое-какими мыслями, на которые меня натолкнула заметка на телеграм-канале «Православие и зомби» по поводу комментария уважаемого протоиерея Леонида Калинина насчет чернокожего Христа на фреске. С Калининым, в принципе, ясно: уж «чья бы корова мычала»; пущай на своего золотого истукана в храме бога войны молится и помалкивает. А что в статье пробудило досаду, так это «ванильность», елейность в нескольких (красивых в теории, гладких на бумаге) суждениях. Из самой статьи возьму только лишь несколько фрагментов.
I
«Японцы изображают Христа японцем, американские индейцы — индейцем, алеуты — алеутом, жители черной Африки — чернокожим. Власть имущие изображают Христа царем…» Список можно сколько угодно продолжать, вопрос в том, что же за этим стоит, чем это мотивировано: «Так люди выражают свою надежду на то, что Богочеловек пришел именно к ним, сюда, здесь и сейчас». Ну-ну, звучит красиво, спору нет. Только вот если на грешную землю слегка спуститься, то невооруженным взглядом можно разглядеть, что по факту во многих случаях движет в выборе способа изображения желание определенного лица или группы лиц увидеть Христа «удобным» для себя, подобным себе. Огромное количество кружков по интересам хочет перетянуть его на свою сторону: коммунисты хотят видеть его коммунистом, патриоты — патриотом, имперцы — имперцем, филателисты — филателистом…
Как именно изобразить — это только верхушка айсберга, но уже начало лжи, когда его хотят приспособить под аудиторию. Не аудиторию вывести из зоны комфорта и возвысить до его проповеди (ибо толпе, стаду, мягко говоря, не все придется по вкусу), а его адаптировать, сгладить острые грани. «Жестоко слово сие и кто может его послушать». Христос провокационен («Не священник, не политический революционер, не аскетичный монах, не благочестивый моралист, он провокационен во все стороны». Ганс Кюнг, «Христианский вызов»), говорит не то, чего многие хотят слышать, и тогда его начинают подсознательно пытаться привлечь на свою сторону, в том числе и через зрительный образ. И маленькая неправда открывает дверь для большой лжи.
Нисколько не суюсь с советами — а как же тогда, «по моему мнению», его нужно изображать: несомненно, даже без негроидов, архиереев и испепеляющих взглядом механических Пантократоров, и прочих намеренных манипуляций, остается огромный творческий простор. И я не о тонкостях иконографии говорю, с изображений я только начал разговор. Я о сознательной манипуляции сознанием верующих (и не только) с помощью зрительного образа.
В качестве яркого примера приведу иконы, где Христос изображается в полном облачении епископа, такие иконы и сейчас часто можно встретить в православных храмах. Насколько этот образ, именуемый «Христос — Великий Архиерей», в настоящее время в тренде, судить не могу, как понимаю, большинство имеющихся в наличии икон этого типа скорее являют собой наследие синодальной эпохи. Но мы сейчас пытаемся уловить посыл, который несет в себе подобное изображение.
Зачастую на этих образах очень детально прорисованы элементы облачения и все крестики и узоры на них, блестяшки на митре, всякая прочая бижутерия. Ясно-понятно, что, по задумке, у зрителя возникает ассоциативный ряд — архиерей похож на Христа с иконы (и наоборот), даже облачены одинаково. Великий Архиерей так и шепчет с иконы: «это Я вам послал архиереев и попов, Я дал им франшизу, это Мои люди, а вы, черви, слушайте их и смиряйтесь». Как нельзя актуально. В то время, как образ современного архиерея в представлении многих людей (и с каждым днем все больше к этому выводу приходит) олицетворяет ненасытную Мамону, бесхребетного христопродавца, который ничтоже сумняшеся воздает кесарю богово, даже не краснея, — в храмах Великие Архиереи, их союзники, неустанно проповедуют об обратном одним своим видом.
II
«Для спасения людей важна не национальность и даже не пол Христа…» (С этого момента совсем отойду от вышеуказанного текста к более обобщенным размышлениям, являющим собой что-то наподобие «исповеди ухожанина».)
Только слышу, как православные начинают что-то о спасении калякать, у меня мгновенно на это аллергическая реакция возникает. Насмотрелся, как спасаются. Спасибо, только вот, как хотите, но такого «спасания», как у вас, мне не надо задаром…
Впрочем, если человек в принципе не понимает, о чем я сейчас говорю, то не стоит и пытаться объяснить. Такие мысли и взгляды рождаются на опыте, будучи выстраданными со временем, а не почерпнутыми из книг или просто вербально передаваемыми от одного лица другому. Тут годы бережного вынашивания в себе критического мышления вопреки вдалбливаемым догмам и установкам.
Та религиозность, та «духовная жизнь» (про мерзости церковных реалий вообще говорить противно), которую я наблюдал у «спасающихся», настолько наполнилась фальшью, самообманом, переплелась со всем тем, от чего как раз и предпочитаю, насколько это можно, спасаться. Лучше уж буду спасать себя от иллюзий, наивности, плена бесцветных грез, розовых очков, притворства, лицемерия, компромиссов с совестью, пресмыкательства, чинопочитания, холуйства, ролевых игр, установок, полярного мышления, индоктринаций и прочего, что противно здравому смыслу, человеческому достоинству и вызывает омерзение.
III
Как-то в одном разговоре с негодованием рассказывал о вопиющем, но вполне типичном случае, получившем распространение в сети благодаря снятому на видео сюжету: в N-ске в разводах мочи на стене честной народ признал «лик», и к образу сему стали стекаться толпы людей, молиться и лобызать чудесный образ нерукотворный; подключились и попы с молебнами, свечами и записками. Здесь уже и художников, и ваятелей не потребовалось, кроме, разве что, местных любителей справлять нужду на стену за углом. Настоящее торжество абсурда, бессмысленного и беспощадного. Так вот, мой собеседник возразил, что, мол, люди же к свету стремятся, ну хотя бы вот так, как уж умеют, а я только все критикую.
Так и напрашивается: если свет который в вас — тьма… Если стремление потакать своим иллюзиям, стремление целовать мочевой «лик» на обоссаной стене, обуревая вожделением принять желаемое за действительное, есть стремление к свету, то я, так уж и быть, — на темной стороне однозначно. Но лишь в вашем понимании. Для меня стремление к свету проявляется в стремлении называть вещи своими именами, не в бегстве от реальности в комфортный прохладный мрак, сладкий плен иллюзий, а в уходе как раз из тьмы невежества. Уж от кого и слышать не хочется о божественном, о трансцендентном, так это от тех, кто не хочет, прежде чем рассуждать о «высоком», принять себя и этом мир, стараться принимать сначала эту реальность такой, как она есть, докапываться до правды, которая, к великому разочарованию, может сильно резать глаза, ибо может совершенно противоречить тому, как ты думал; тому, на что ты тратил силы и годы.
Блаженны алчущие и жаждущие правды… А правда эта самая может, к неудовольствию, вывести из комфортного пребывания в иллюзиях, таких, например, как Христос, который свой в доску и несомненно «съ нами», на нашей стороне, или что жрецы его понимают правильно и вещать могут от его имени, ибо у них франшиза есть и монополия на истину, или что в этих вот разводах на стене — это он, глядите, — определенно он!
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: