Рукописная икона Игоря Черниговского. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа, лак.
Иконописная мастерская Радонежъ Сергиев Посад.
На золотом фоне иконы словно в свете сияния Божественной славы, нашему взору открывается образ благоверного князя Игоря Черниговского. Святой одет в синий хитон, поверх которого накинут, расшитый золотым узором, багряный плащ. Багряный цвет символизирует царственное достоинство святого Игоря. В правой руке он держит крест, символ крестных страданий Спасителя. В левой руке князь Игорь сжимает меч. В контексте данного образа, меч символизирует княжескую власть святого Игоря, символ борьбы со злыми силами. Символ победы над врагами. Голову святого Игоря венчает княжеский головной убор.
Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность.
Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику Игоря Черниговского.
Икона Игоря Черниговского выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.
Житие святого Игоря Черниговского
По летописи, князь Игорь был муж храбрый и великий охотник к ловле птиц и зверей, был читатель книг и в книгах церковных учён; роста он был среднего, сухощав, лицом смугл, сверх обычая носил длинные волосы и небольшую узкую бороду.
Перед своей смертью Всеволод Ольгович (внук среднего Ярославича — Святослава) созвал киевлян в Вышгород и объявил младшего брата Игоря своим наследником. 1 августа 1146 года Всеволод умер. Неприязнь к Всеволоду, по всей видимости, послужила для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам.
Игорь, по завещанию покойного брата, вступил на великокняжеский престол, и киевляне на Угорском целовали ему крест (присягнули на верность). Новый князь обещал сменить тиунов — управителей дружины Всеволода, согласовывать с киевлянами назначение новых тиунов, а самих киевлян «имети в правде и любити». Но вскоре из-за нежелания Игоря сместить тиунов в городе началось недовольство. Киевляне тайно предложили престол переяславскому князю Изяславу Мстиславичу (внуку Владимира Мономаха и правнуку младшего Ярославича — Всеволода).
Под Киевом у Надова озера произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. «И розъграбиша кияне с Изяславом дружины Игоревы и Всеволожи: и села, и скоты, взяша именья много в домех и в монастырех». Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева, прежде чем был взят в плен 13 августа 1146 года; был привезён в Киев и посажен в «поруб» (холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей). Его княжение продолжалось две недели. В порубе князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и согласно его воле постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре (постриг совершил Переяславский епископ Евфимий). Но князь выздоровел, оставшись иноком монастыря.
В 1147 году князь Изяслав с митрополитом и тысяцким созвал киевлян на вече к святой Софии. Киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей в связи с раскрывшимися планами захватить или убить Изяслава, решило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, особенно брат великого князя — Владимир Мстиславич — старались остановить бессмысленное кровопролитие. Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери (впоследствии — «Игоревский» образ; празднование — 5 июня) Игоря и повлекли его на расправу. Владимиру Мстиславичу удалось отбить Игоря у разъярённой совершенно неуправляемой толпы и довести до двора своей матери, но киевляне выломали ворота, вырвали Игоря из рук защитников, убили, а его обнажённое тело, привязав к ноге верёвку, выволокли и бросили на торговой площади. Даже мёртвое тело князя подвергли избиению и поруганию. На другое утро князь был погребён в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
Л. В. Черепнин видел в расправе над Игорем борьбу горожан против складывающейся вотчинной системы наследования столов — киевляне не хотели быть «аки задничи» (принадлежащими заднице — наследству) у Ольговичей.
С точки зрения Б. А. Рыбакова, убийство князя Игоря, помимо общей нелюбви широких слоёв населения Киева к Ольговичам, было связано также с тем, что даже в куколе схимника он представлял реальную опасность для нового великого князя Изяслава Мстиславича. Так, спустя полвека племянник Изяслава Мстиславича — Рюрик Ростиславич был пострижен в монахи своим зятем Романом Мстиславичем (внуком Изяслава), но при повороте судьбы расстригся и снова стал князем. Игорь же прошёл все коронационные формальности и даже заключил «ряд» (договор) с киевлянами; была у князя и своя великокняжеская печать, на одной стороне которой был изображён святой Георгий, патрон Игоря, а на другой — святая София, покровительница Киева.
По мнению В. Я. Петрухина, киевляне предпочли одну ветвь княжеского рода — «володимерово племя», потомков Владимира Мономаха и Всеволода Ярославича — другой, черниговским Ольговичам. Поводом поддержать Изяслава против Игоря для киевлян послужило нарушение Игорем «поряда» с киевлянами, нежелание сместить старых тиунов. После вокняжения Изяслава князь и киевляне подозревали Игоря в сговоре с другими Ольговичами с целью возвращения на княжеский стол. Киевляне для оправдания своих деяний обращаются к предшествующему прецеденту — Киевскому восстанию 1068 года. Себя они считают поборниками законной княжеской власти, поскольку расправляются с Игорем как с врагом Изяслава Мстиславича, в отличие от восставших в 1068 году «злых людей», которые, напротив, освободили и возвели на престол противника законного князя, отчего «много зла бысть граду. Игоря живым дотащили до княжьего двора и убили там, что имитировало княжий суд. Гибель Игоря Ольговича учёный сравнивает с гибелью двумя столетиями раньше его тёзки и предка — Игоря Старого (Игоря Рюриковича), тоже нарушившего «ряд».
Детей князь после себя не оставил.
Князь Игорь был канонизирован в родном Чернигове и почитается православии в лике благоверного, а также страстотерпца.
Дни памяти Игоря Ольговича:
19 сентября (2 октября) — день мученической кончины святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147 г.) 5 (18) июня — перенесение мощей святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1150 г.). Игоревской иконы Божией Матери (1147 г.) 22 сентября (5 октября) — в соборе Тульских святых (с 1987 года)[20]. Князь Игорь почитается также и в католичестве — он занесён в католические святцы как святой Игорь II, князь Московский
Князь Игорь: трагическая судьба, страшная гибель
Название «Игоревская икона» было дано образу Богоматери в память о князе Игоре, одном из многочисленных правнуков Ярослава Мудрого. Он жил в эпоху междоусобиц, когда борьбу за киевский престол вели две группы князей: часть из них принадлежала потомкам Олега (Ольговичи), а другая – Мстислава (Мстиславичи).
Междоусобица разразилась после смерти киевского князя Всеволода Ольговича. Жители города ненавидели его за гордыню, и это отношение перенесли на его сродников. На киевский престол по завещанию сел брат Всеволода Игорь, князь Черниговский. Жители города на кресте поклялись ему в верности, но уже через две недели преступили клятву и призвали Мстиславичей. В битве с Изяславом Мстиславичем войско киевлян предало своего законного князя и передалось врагу.
Потерпевшему поражение князю Игорю пришлось несколько дней укрываться на болотах, но его захватили, доставили в Киев и бросили в ледяной поруб – сруб без окон и дверей, где он заболел так, что уже готовился к смерти.
В летописях об Игоре говорится не только как об отважном воине, но и как о благочестивом христианине: он читал много духовной литературы, часто беседовал со святыми старцами и монахами, а накануне смерти брата даже задумывался о постриге.
Теперь же, когда он сам находился на пороге смерти, его достали из узилища и разрешили принять схиму в Феодоровском монастыре Киева. Но князь, принявший схиму под именем Игнатий, выздоровел, и ему дано было разрешение остаться в монастыре иноком. Все свое время он посвящал молитвам и замаливанию грехов.
Его двоюродные братья, однако, не прекращали бороться за киевское княжение, и тогда менее чем через год, в 1147 году, городское вече, чтобы отомстить им, дало согласие на расправу с князем Игорем, принявшим иночество под именем Игнатий.
Несмотря на вмешательство митрополита и священнослужителей, пытавшихся предотвратить убийство невинного человека, несмотря на противодействие сидевшего на киевском престоле князя Изяслава Мстиславича и его брата князя Владимира (чем они подвергли опасности и себя), ничто не могло остановить впавшую в ярость толпу. Она ворвалась прямо в храм, когда там шла Божественная литургия, и Игорь молился на коленях перед иконой Богородицы.
Его не просто убили, а еще и надругались над мертвым телом. Так князь Игорь, который был вовлечен в междоусобицу против своей воли, пал ее невинной жертвой. Через три года на киевское княжение вступил князь Юрий Долгорукий. Его союзником стал родной брат князя Игоря – Святослав, княживший в Чернигове, куда он и перенес с почестями мощи мученика.
Икона же, пред которой он постоянно коленопреклоненно молился, в том числе и в свой страшный смертный час, носит с тех пор название «Игоревская икона Божией Матери». Через какое-то время началось ее почитание как чудотворной, и икона была перенесена в Успенский собор Киево-Печерской Лавры.
После революции Игоревскую икону несколько раз вывозили за границу, но она, тем не менее, каждый раз возвращалась на родину. В 1941 году, в период немецкой оккупации города, икона пропала, на этот раз бесследно. Однако в свое время с нее было сделано немало списков. Один из самых почитаемых и сегодня находится в Успенском соборе в Москве.
В день памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского 5/18 июня проводятся торжественные службы, молебны, перед Игоревской иконой Божией Матери читается акафист.
Значение иконы святого Игоря
Значение иконы святого Игоря заключается в несокрушимой силе духа, представленной в образе великого князя. Он олицетворяет силу веры, мученический подвиг, твердую решимость отстаивать христианские идеалы, даже ценой собственной жизни. Образ благоверного князя Игоря, история его жизненного пути, вдохновляют нас, побуждают к пламенной молитве и благочестивым делам. Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святого Игоря! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.
Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.
Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что благоверный князь Игорь Черниговский услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!
Описание Игоревской иконы
Образцом для написания Игоревской иконы явился другой святой образ, известный как икона Богоматери «Умиление», писанной на рубеже 14-15 веков. Самая известная такая икона – Владимирская богоматерь.
На иконе изображена Матерь Божия с Младенцем Иисусом на руках. На некоторых списках Младенец, прильнувший к Ее щеке, обнимает Мать рукой за шею. Выражение Его лица не по-детски серьезно, а лицо Богоматери полно трагизма, ведь Она знает то, что суждено Господом и что предстоит вынести Ее Сыну. Даже на неверующих Игоревская икона Божией Матери производит неизгладимое впечатление.
Купить икону Игоря Черниговского
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Игоря Черниговского. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по России.
При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Игорь Черниговский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.
Похожие иконы:
Никола Святоша 13000 ₽
Даниил Московский 24000 ₽
Валерий Севастийский 13000 ₽
Федор Ушаков 13000 ₽
В чем помогает Игоревская икона Божией Матери
Памятуя трагическую историю, связанную с иконой, считается, что самой сильной будет молитва к ней, когда кто-то оказывается в очень тяжелой и сложной жизненной ситуации и молит о спасении; когда кому-то из близких угрожает беда или опасность.
Значение Игоревской иконы заключается в том, что к ней обращаются также с молитвой об исцелении от тяжких болезней, о защите жилища от пожара и кражи, о примирении с родственниками после жестоких ссор.
Рекомендуем прочитать: Черниговская икона Божией Матери