Иконография праздника. Вход Господень в Иерусалим


ХРИСТОС НА ОСЛЕНКЕ

В земной жизни Господа Иисуса Христа не было более торжественного момента, как этот вход в священный город, когда тысячи людей, пришедших в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи вдруг узнали, что сюда вступает Тот, о Котором возвещал пророк: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9). В этом триумфе виделось осуществление ветхозаветного пророчества: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49, 10-11).


Рис. 1. Вход Господень в Иерусалим. X в. Слоновая кость. Музей византийского искусства, Берлин

В Евангелии рассказывается, что перед тем как войти в Иерусалим, Спаситель послал двух Своих учеников за ослом. Апостолы Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей еще и об ослице: «Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их» (Мф. 21, 7). Между апостолами нет противоречия, ибо когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Иисус «сел поверх их», то есть не на двух животных, но на одежды, либо сначала Он сидел на ослице, а потом на осленке.

Как же объяснить то, что Иисус в качестве средства передвижения выбрал себе осла? Обойдя пешком всю Галилею и Иудею, при переходе из Вифании в Иерусалим (порядка трех километров) Господь, без сомнения, не нуждался в подъяремнике. Здесь имеется особый смысл.

Кроме исполнения пророчества, это означает, что Он покорит Себе новый, неочищенный и необузданный народ язычников. Как мы знаем из Евангелия, осленок был привязан и имел хозяев; но посланными, то есть «апостолами», отвязывается. Приводят осленка из некоторого «селения», чтобы мы знали, что народ языческий был в большой простоте и невежестве. Народ этот никогда не подчинялся ни Моисееву учению, ни пророческому, он был «необученный осленок». Святитель Епифаний Кипрский в своем слове на Неделю ваий толкует это место так: «Для чего Христос, ходив прежде сего пешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на Крест и прославится на нем. Что знаменует противоположная весь? Строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послал двух учеников, то есть два Завета, Ветхий и Новый. Кого означает ослица? Без сомнения, синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребте которой когда-нибудь воссядет Христос. Кого означает осленок? Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Писание, но только один Бог Слово».

Господь въезжая на ослёнке, также хотел показать встречающему его народу, что совершает Свой вход с желанием мира, а не войны (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны, завоевателя).

В изображении осленка, несущего Спасителя, есть любопытная деталь: задние копыта его как-бы зависли в воздухе на фоне одежд Апостолов. Господь не просто спускается с горы, Он спускается с Небес, и эта графическая неправдоподобность говорит нам о встрече Бога и человека.

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим — конь светлой масти.


Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти» было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.


Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

ГОРА

«А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19, 37). Непременным атрибутом ландшафта иконы является изображение горы Елеон. Обычно горный пейзаж в иконе служит фоном для выделения центрального образа. Эта стена горок выдвигает основное действие на первый план. Своим цветом, линиями и сдвигами горки влияют и на эстетическое восприятие изображения. В ранне- и средневизантийский периоды горки изображались, как правило, в виде достаточно монолитных, плотных, массивных по цвету и форме образований. (рис. 2).


Рис. 2. Вход Господень в Иерусалим. Синай, вторая пол. XII в.

Но уже в XIV-XV вв. усиливается внимание к проработке горок – они становятся вогнутыми, с расщепленными вершинами, уступами, расщелинами и т.п. Эти изобразительные элементы на Руси приобрели даже специальное иконописное название – лещадки (от древнерус. слова «лещадь» – обтесанные каменные плитки). Это своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы и является символом духовного восхождения к Богу.

Иногда в горе изображается пещера, символизирующая будущий Гроб Господень (рис. 3).


Рис. 3

ИЕРУСАЛИМ

Размещению горы в левой части сцены всегда соответствует изображение города в правой. Гора, как символ духовного восхождения, противопоставляется Иерусалиму — как перед этим говорил Иисус, сидя против стен города: «видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мр. 13, 2).

Когда во время общенародного прославления и радостных приветствий Христос приблизился к Иерусалиму, то при виде города Его Божественное лицо выразило глубокую скорбь и Он заплакал. Взорам Его ясно представлялось приближающееся запустение Иерусалима и отвержение богоубийственного народа. Господь знал, что настоящий день посещения мог бы составить славу и счастье Израиля, но этот день сделается для него началом ужасных бедствий. Он знал, что торжественное «осанна» (означает «спасение», употреблялось оно как, выражающее радость в торжественных случаях; «осанна в вышних» означает желание, чтобы крики радости были услышаны и на небесах) чрез несколько дней будет заменено яростными воплями: «возьми, возьми, распни Его!» (Ин. 19, 15). Он предвидел уже исполнение грозного суда Божия над отверженным городом и народом. И предвидя все это Христос отвернулся — он оплакивает Иерусалим, не принявший Его как Сына Божия: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете «благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23, 37).

Архитектура Иерусалима на иконе представлена множеством причудливых и тесно поставленных друг к другу строений за стеною с башнями. В центре обычно изображен Иерусалимский храм. В русской иконописи XVI-XVII веков в центре Иерусалима изображается центрическая купольная постройка, увенчанная крестом. Своеобразной чертой этой иконы также является изображение за стенами Иерусалима высокого столпа увенчанного киворием (алтарный навес над престолом), под которым помещены золотые статуи языческих богов.


Рис. 4. Вход Господень в Иерусалим. Кирилло-Белозерский музей-заповедник, XV в.

Главное значение архитектурных «кулис», то же, что и горного «пейзажа» – активно участвовать в создании целостного, динамичного изображения.

Описание иконы «Вход Господень в Иерусалим»

В центре иконы – Иисус, сидящий боком на белом осле. Слегка наклонив голову, Он правой рукой благословляет детей, расстилающих одежды на земле по пути Его следования. Слева на иконе изображены апостолы, следующие за Спасителем. На их лицах тревога, они о чем-то спорят, по-видимому, их настораживает и даже пугает такое бурное поклонение.

С правой стороны – толпа жителей Иерусалима в праздничных одеждах, которые встречают Спасителя пальмовыми ветвями, а позади них – городские стены и строения ярких цветов, что еще больше подчеркивает атмосферу праздника.

У неверующих всегда возникал вопрос: если Иисуса так бурно приветствовали при входе в Иерусалим, то как могла та же самая толпа всего через несколько дней требовать от прокуратора Понтия Пилата: «Распни его!».

Объяснить это можно, по-видимому, так: иудеи ожидали Мессию – земного царя, который избавит их народ от власти Рима. Иисус же видел Свою миссию совсем в другом: открыть не только своим соотечественникам, но и всем народам мира Истину Божью и стать за них искупительной жертвой.

Спаситель всегда проповедовал о Царствии Небесном, а не о земном царстве, и тем более не собирался становиться иудейским царем. Когда народ понял, что обманулся в своих надеждах, он и предал Спасителя на мучительную смерть.

МЛАДЕНЦЫ

Во многих византийско-русских иконах этого праздника присутствуют дети, хотя подлинные Евангелия о том ничего не говорят. Апостол Матфей упоминает о восклицаниях детей; но, как видно по ходу его речи, это происходило в храме, а не за городом: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали» (Мф. 21, 15). О детях, ломающих ветви с деревьев и постилающих на дороге, говорится в апокрифе – т. н. «Евангелии Никодима». В нем рассказывается, что гонец Пилата, посланный ко Христу с целью привести Его на суд, отнесся к Нему с полным уважением, и когда Пилат спросил его – почему он так поступил, тот ответил, что увидел Его, сидящего на осле, и детей еврейских, ломающих ветви с деревьев и постилающих на дороге; … иные же постилали свои одежды на пути, восклицая: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Вероятно, под влиянием этого источника иконография праздника и включила в себя изображения радующихся детей. Белый цвет их одежд, вне всяких сомнений, символичен и обозначает чистоту детских душ. В таких же по крою сорочках представлены (и кстати, детьми) души праведников на лоне Авраамовом (рис. 5). Столь закономерное расположение младенцев вокруг фигуры Христа составляет как бы окружение небесных ангелов окрест Царя Славы.


Рис. 5

В XIV в. появляется вариант с изображением жанровых сценок: «Дети, вынимающие занозу» (один из мальчиков сидит, согнув ногу в колене, а другой помогает ему вытащить из ступни занозу) и «Дети на дереве» (рис. 6). В этих сюжетах подразумевается то, что пальма шероховата и неудобна для того, чтобы взлезть на нее, так как на ветвях имеет колючки. Так и тот, кто стремится к познанию Сына и Слова Божия, должен взойти до самых верхов – только там, достигнув высоты познания, можно озариться ярким светом богопознания и откровением неизреченных тайн.


Рис. 6. Вход Господень в Иерусалим. Великий Новгород, XV в.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

ДРЕВО

Приближающаяся Пасха — это весна Господня, и поздняя зелень, это то следование закону, которым служил Богу народ Израилев. Но Господь не жертвы хочет, но милости. И единственное, что может дать Богу народ Его в этот праздничный день — лишь несколько детских сердец, в чистоте своей способных узреть в путнике, спускающемся с горы на ослике — Самого Бога. Дети, в простоте радости своей залезшие на древо, показывают ту глубину Любви, Которая возведет Сына Человеческого на древо крестное.

В символике события Входа Господня в Иерусалим и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви, вайя. У древних евреев пальма – дерево красивое, ветвистое и плодовитое – служила символом веселья и торжества: «в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23, 40). С пальмами в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма – символ мужества и давалась в награду победителям.

Ветви дерева также означают Крест, которым Господь попрал смерть и даровал верующим жизнь. Поэтому Церковь в Неделю Ваий возглашает: «днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних».

По изъяснению Церкви, зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью не только Иисуса Христа, но вместе с Ним и верующих в Него. Зимой ветви деревьев как будто мертвы, но с наступлением весны они снова оживают. Все люди умирают, и для них наступает смерть – эта суровая зима, но придет весна и тела, истлевшие в земле, опять соединятся с душой. Таков у Бога закон: Он тленное облечет в нетление и мертвое сделает бессмертным (1 Кор. 15, 53).

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название — Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]