Слушать тишину и достраивать собор: интервью с тверским митрополитом

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий любит ездить на велосипеде, жареную картошку и слушать тишину. Он убеждён, что собственная семинария Тверской области пока не нужна, а вот кафедральный центр — наоборот. Кино и музыка, богослужения на русском и предметы роскоши – митрополит Амвросий ответил на вопросы ТИА в большом интервью.

О том, что в Тверской епархии появится новый митрополит, стало известно 25 августа 2021 года. По решению Синода РПЦ митрополит Савва отправился служить в Вологду, а в Тверь приехал владыка Амвросий, которому пришлось сложить с себя полномочия настоятеля Сретенского монастыря в Москве и ректора Сретенской семинарии.

— Я стал священником по молитвам моей не родной прабабушки, монахини Апполинарии. Она 30 лет прожила в Спасо-Евфросиниевском полоцком монастыре до его закрытия в начале прошлого века, — говорит митрополит.

Его маму, оставшуюся практически сиротой, воспитывала племянница монахини Апполинарии. И по этой линии он с раннего детства получал духовное воспитание. И хотя ни разу не видел прабабушку, только на фотографии, чувствовал связь с ней.

— Когда умерла воспитательница моей мамы, мне тогда было четыре года, меня взяли в церковь. И я хорошо запомнил богослужение, атмосферу, которая там была, священника. Этот первый опыт стал отправной точкой, я потом всегда просился, чтобы меня взяли с собой в церковь. Позже я стал интересоваться богослужением и как бы продолжил дело своей прабабушки. Ну а потом школа, армия, семинария, а дальше – служение церкви в сане.

Отпуск, чтобы слушать тишину

В 2021 году владыке Амвросию исполнилось 50 лет. Предыдущие три года были очень непростыми в его жизни. Его перевели из Санкт-Петербурга, где он прожил 10 лет, будучи ректором духовных школ, на такую же должность в Москве. С 2021 же года он стал ректором Сретенской семинарии и наместником Сретенского монастыря. А в 2021 году – новое назначение, и снова переезд. Теперь в Тверь.

— Конечно, сейчас, на первых порах, мне приходится погружаться в незнакомую атмосферу. Много информации, — говорит митрополит. Его график работы очень напряжённый, особенно если богослужение в отдалённом районе. — Всё вместе занимает много времени, потому что нужно доехать, отслужить, пообщаться с духовенством, посмотреть близлежащие храмы – в каком они состоянии. Например, я в прошлое воскресенье служил в Торжке и посетил 14 храмов. Конечно, это был серьёзный марафон.

За последние три года священнослужитель практически не имел возможности отдохнуть в отпуске. Тем ценнее неделя, которую удалось «отгулять» буквально недавно.

— Во время отдыха я гулял и дышал воздухом, читал, а самое главное – я был один. Абсолютно один все эти семь дней. Я очень люблю тишину, — митрополит уверяет, что одиночество необходимо для духовного роста и созревания. Ему очень важно хотя бы полдня в неделю оставаться один на один с Богом и самим собой. Почитать, помолиться и послушать тишину.

Действующие монастыри

  • Богородицкий Житенный женский монастырь. Настоятельница монастыря — игумения Елисавета(Евдокимова). Адрес: Тверская обл., Осташков, мрн. Полуостров Житное, д. 3. Телефоны: +7 (915) 738-63-90;
  • Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь. Наместник — игумен Арсений(Леонов). Адрес: Тверская обл., г. Торжок, улица Старицкая, д. 7. Телефон;
  • Вознесенский Оршин женский монастырь. Настоятельница — игумения Евпраксия(Инбер). Адрес: Тверская обл., Калининский р-н, дер. Орша. Телефон;
  • Вышневолоцкий Казанский женский монастырь. Настоятельница — игумения Феодора(Пилипчук). Адрес: Тверская обл., г. Вышний Волочёк, ул. Сиверсова. Тел;
  • Нило-Столобенская пустынь (мужской). Наместник — архимандрит Аркадий(Губанов). Адрес: Тверская обл., остров Столбный. Тел: +7 (48235) 5-08-04;
  • Николаевский Малицкий мужской монастырь. Наместник — игумен Борис(Тулупов). Адрес: дер. Николо-Малица, улица Школьная, д. 17. Тел +7 (4822) 41-54-83;
  • Николаевский Клобуков женский монастырь. Настоятельница — игумения Варвара(Иванова). Адрес: г.Кашин, ул. Смычка, д. 6. Телефоны +7 (48234) 2-35-00;
  • Николо-Теребенский женский монастырь. Настоятельница — монахиня Ольга(Назмутдинова). Адрес: Тверская обл., пос. Труженик, улица Садовая, д. 24. Тел: +7 (48253) 3-13-19;
  • Свято-Успенский монастырь (мужской). Наместник — игумен Димитрий(Севостьянов). Адрес: г. Старица улица имени Пушкина, дом 1А. Тел;
  • Свято-Екатерининский женский монастырь. Настоятельница — игумения Иулиания(Кирси Ритониеми). Адрес: Тверь, улица Кропоткина, д. 19/2. Тел;
  • Ольгин женский монастырь. Адрес: дер. Волговерховье, д. 2. Тел;
  • Христорождественский женский монастырь. Настоятельница — игумения Лариса(Лобанова). Адрес: Тверь, улица 1-й Пролетарский Посёлок, дом 1А. Тел.

А что почитать?

Владыка Амвросий много читает и убеждён, что Евангелие – это необходимое ежедневное чтение для каждого христианина. Но на его полке есть место и мирским книгам. В частности, там много книг писателя Евгения Водолазкина, с которым митрополит давно дружит.

— Для меня его нынешние книги стали каким-то ориентиром в духовной жизни и вообще ориентиром в истории ментальности русского человека для человека современного. Конечно, это его знаменитые «Лавр» и «Авиатор».

Студентам митрополит всегда советовал читать «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Более того, он рекомендовал эту книгу в качестве настольной для школьников.

— «Таинственная история Билли Миллигана» меня тоже заинтересовала. Там рассказывается о том, как в одном человеке уживались 24 личности. Священник должен хотя бы немного разбираться в вопросах психологии, поэтому такие книги, я думаю, для священника полезны.

Владыка признаётся, что любит петербуржских писателей. Причём самых разных, даже неоднозначных, потому что ему интересно, как они рассуждают и с каким посылом обращаются к читателям.

— Петербуржских, потому что в моей жизни очень многое было связано с Санкт-Петербургом. И Петербург – город, в котором много воздуха, пространства свободы, и который в Твери снова вернулся в мою жизнь, потому что Тверь очень напоминает мне Петербург.

Мы беседуем в зале заседаний епархиального управления. Непременный атрибут нынешнего времени – медицинские маски – на местах. Тем не менее, когда митрополит говорит о северной столице, видно, что он улыбается. У глаз собираются морщинки, меняются голос и интонация.

Примечания

  1. tver.eparhia.ru/history/
  2. [www.patriarchia.ru/db/text/1909396.html Журналы заседания Священного Синода от 27—28 декабря 2011 года], Журнал № 174
  3. [www.patriarchia.ru/db/text/143566.html В Вышнем Волочке прошли торжества в честь новомучеников и исповедников Тверских]. Патриархия.Ру.
  4. [tver.eparhia.ru/eprh/arh/ Правящий Архиерей]
  5. [tver.eparhia.ru/eprh/upravlen/ Епархиальное управление]
  6. Строев П. М.
    «
    Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви
    ». СПб., 1877 год, страница 441.
  7. Сивков К. В.
    Феодорит (епископ тверской) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

«Где ты, Адам?» и «Молодой папа»

Для кинематографа в жизни митрополита Амвросия места совсем мало, а для телевидения нет совсем. Тем не менее, буквально накануне интервью он был в кинотеатре «Звезда» на премьерном показе документального фильма «Где ты, Адам?». Съемки фильма проходили на Афоне, занимался этим, по словам митрополита, его знакомый протодьякон из Киева. В фильме запечатлена повседневная жизнь монахов, с богослужениями, рыбной ловлей, спорами и выходом из споров.

— Начинается фильм со слов игумена, где он благодарит Бога за всё, что было в его жизни, а больше всего — за несправедливость, поношения, которые он испытал за свою жизнь. Потому что именно в них он находил себя и чувствовал, что значит в его жизни смирение, — сам фильм, как говорит владыка, очень немногословен, но при этом сообщает очень многое о жизни в монастыре.

Сериал «Молодой папа», несмотря на занятость, митрополит посмотрел, как и многие священнослужители. Потому что он наделал шуму в религиозных кругах, когда вышел в 2021 году. Красавец Джуд Лоу в роли папы римского плавает в бассейне, развешивает на верёвку белоснежные носки, курит, одевается в папские облачения, занимается на тренажёрах и молится так, что его слышит Бог. Сериал вызвал споры – можно ли так откровенно показывать персону с таким статусом.

— Я считаю – это гениальное творение режиссёра, и гениальность выражается ещё и в том, что открывается пространство для очень многих мыслей. Что удивительно и очень правильно, католическая церковь не стала выступать против этого фильма, а наоборот — обратила себе на пользу.

Митрополит поясняет, что образ папы, прописанный в сериале, – собирательный. Люди, близкие к Ватикану, сразу узнали в нём разных реальных пап. И фильм сыграл хорошую службу католической церкви, несмотря на споры. Но у нас другой менталитет, нам такая открытость не подходит.

— К сожалению, мы, действительно, ещё имеем шаблоны и комплексы, которые не позволяют нам правильно относиться друг к другу. Я много раз был на Балканах и в Греции и видел, как там священнослужители общаются со своей паствой. Они могут зайти в ресторанчик вместе, что-то обсудить, выпить вместе кофе, поужинать. И это не считается чем-то предосудительным. Тем более что там священнослужители никогда не ходят в гражданской одежде, в Греции это запрещено на уровне Конституции, там церковь не отделена от государства. Помимо того, что паства потом его не будет воспринимать, священника в мирской одежде может оштрафовать полиция. Поэтому они не стесняются ходить в подряснике на базар, в магазин, ресторан, общаться с молодёжью. У нас, к сожалению, если священник придёт в такое место, его будут фотографировать, а потом по-своему это интерпретировать. Наша ментальность пока не позволяет нам такие обычные человеческие вещи правильно понимать. Не всё, что наши люди считают грехом, – им является. Не грех прийти и пообщаться с каким-то человеком, грех – одобрять какой-то плохой поступок или участвовать в нём. Но общаться, даже публично, не просто не грех – добродетель.

Музыка – не фон, это философия

Музыка в жизни священнослужителя занимает значительное место. Церковное и народное песнопения очень близки. И поэтому, как говорит митрополит, народное пение больше всего сохраняется в духовной среде. Современные направления в музыке, включая русский рок, ему не понятны и не особенно интересны. Постепенно отходит на второй план и симфоническая музыка, при всей его любви к Свиридову и Рахманинову.

— В последнее время, чем ближе к закату жизни, тем больше я сосредотачиваюсь на духовных песнопениях. Именно сейчас мне очень нравятся греческие. И в этом смысле атмосфера в Николо-Малицком монастыре, в котором богослужения проходят по греческому уставу и где византийское пение, обогащает меня внутренне и даёт особое послевкусие. Музыка – это не просто фон, она должна побуждать человека к мышлению, к рассуждению. Это своего рода философия.

Благочиния

  • Храмы, находящиеся в непосредственном подчинении правящего архиерея (на правах благочиния)
  • Благочиние монастырей, архиерейских и монастырских подворий (Благочинный: Архимандрит Аркадий (Губанов)
  • Благочиние I-го тверского округа (Благочинный: протоиерей Павел Николаевич Сорочинский)
  • Благочиние II-го тверского округа (Благочинный: иеромонах Амфилохий (Желябовский)
  • Бологовский округ (Благочинный: протоиерей Василий Ярославович Садженица)
  • Вышневолоцкий округ (Благочинный: протоиерей Василий Петрович Киричук)
  • Благочиние I-го Калининского округа (Благочинный: протоиерей Виктор Викторович Савин)
  • Благочиние II-го Калининского округа (Благочинный: иеромонах Дионисий (Батраев))
  • Кашинский округ (Благочинный: протоиерей Димитрий Николаевич Кунченко)
  • Кимрский округ (Благочинный: протоиерей Евгений Юрьевич Морковин)
  • Конаковский округ (Благочинный: протоиерей Валерий Дмитриевич Ильин)
  • Осташковский округ (Благочинный: иерей Димитрий Викторович Марковский)
  • Торжокский округ (Благочинный: протоиерей Николай Михайлович Алексеев)

Джинсы VS костюм

— Джинсы я не ношу, в них вы меня не увидите никогда. Очень-очень редко я могу пройтись в гражданской одежде. Но это всегда что-то классическое. Я предпочитаю классическую одежду и очень уважаю людей, которые именно в классике ходят. Есть у меня такой пунктик. Встречают ведь по одёжке.

О мирской одежде митрополит говорит, что и в ней священник должен помнить о своём статусе. На пробежку, конечно, не нужно выходить в подряснике, но греческие священники даже на велосипедах ездят именно в нём. Хотя сам митрополит по Санкт-Петербургу и Москве колесил на велосипеде в мирском. В Твери у него такого опыта пока нет.

Как должен пахнуть монах

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий абсолютно убеждён, что священнослужитель и монах, если он в миру, должны быть опрятными. Чистота бороды и запах имеют значение, как имеет значение и чувство меры.

— Священнослужитель всегда должен думать о том, что человеку, к которому он приходит, должно быть тоже приятно. Если парфюм в какой-то степени этому помогает – почему бы и нет. Главное — на этом не зацикливаться, чтобы это не приводило к самолюбованию. В конце концов, и хороший ладан пропитывает бороду священнослужителя своим запахом.

Сам владыка крайне редко пользуется туалетной водой и предпочитает просто соблюдать правила гигиены.

Подвижники и чудесные места епархии

В числе архиереев, управлявших Тверской кафедрой, были святые подвижники и проповедники христианской веры. В первую очередь, это святитель Арсений чудотворец, основатель многих обителей и храмов Тверского края. Всего к лику святых были причислены более 150 подвижников из этих мест. В течение последних нескольких лет – еще более 90 новомучеников Тверской земли. В течение шестнадцати лет 19 сентября проводятся празднества, посвященные их памяти.


Тверская епархия неуклонно и почтительно бережет бесценные святыни православной христианской веры. Они столетиями хранятся в ее храмах, монастырях и соборах. И сейчас они привлекают верующих из разных городов и являются предметом благоговейного почитания жителей области.

В их числе мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской, икона святого благоверного князя Михаила и многие, многие другие. Сейчас по Тверской земле проводятся паломничества. В этом благословенном крае есть множество чудесных уголков. Люди с неизлечимыми и тяжелыми хворями прибывают в деревню Маслово Старицкого района Тверской области. Там находятся два чудотворных источника. Местные жители с почтением именуют их живой и мертвой водой и верят, что один из них способствует исцелению от серьезных болезней, а второй помогает зрению.


Таким образом, Тверская епархия Русской Православной Церкви остается надежным оплотом православного христианства.

О еде

Митрополит не считает себя гурманом, и в выборе еды по большей части неприхотлив. Готовить никогда не учился, так что может в случае необходимости максимум заварить кашу и пожарить яичницу или картошку. Последнюю, кстати, он очень любит, но не ест.

— В силу возраста она мне противопоказана. С самого детства я люблю рыбу. И сейчас, если есть хорошая морская рыба, я бы в первую очередь выбрал её. Я не считаю, что вкусно поесть — это грех, потому что нужно есть то, что Бог нам даёт, и благодарить его за это. Завтракаю, обедаю и беру что-то на ужин я в трапезной епархии. Если провожу богослужение в приходах, после этого обычно приглашают в трапезную, и я ем то, что предлагают.

Новый год на Афоне

Исключая последние два года, несколько лет подряд дни новогоднего праздника владыка проводил на Афоне. Как он говорит: «Из года в год переходил естественно, никак этого не отмечая, в круге богослужений и послушаний». В Москве новогоднюю ночь он проводил на богослужении, а затем шёл спать. Хотя однажды это было похоже на праздник. Будучи ректором академии, после службы он пригласил к себе духовенство и студентов: вместе поговорили и выпили немного шампанского. А вот обращения президента в последние годы митрополит не видел, потому что как раз в это время идёт богослужение.

Любовь к животным

— Как-то мне подарили лабрадора, ему на тот момент было полгода. Ещё полгода я его воспитывал, это время мы друг друга испытывали на характер. Он был очень породистый, родился в одном из питомников Ирландии. Мне было жаль животное, которому я не могу уделить время. Иногда я даже приводил его с собой в кабинет ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Он садился рядом и, если кто-то подходил ко мне, начинал задирать лапой. Когда я ему говорил: «Подожди», — он уходил в угол, смотрел на меня жалостливыми глазами и вздыхал, как человек. Он вызывал у меня такие эмоции, что я понял: надо выбирать – тратить время и силы на него или на студентов и своё основное послушание.

Тогда хозяин принял решение, и пришлось с лабрадором расстаться. Пёс прожил несколько лет в замечательной семье, которая его любила. Рассказывая эту историю, митрополит смотрит в угол, как будто взглядом отыскивает там собаку, и продолжает.

— Некоторые наши священнослужители почему-то говорят, что грех иметь собаку в доме, вот, мол, можно кошку и то не всегда, а собака – нечистое животное. Я сейчас обращаюсь к таким священнослужителям: посмотрите фильм «Где ты, Адам?». В монастырь на Афоне собирают всех увечных собак, и кошек там несметное количество, они ловят змей и крыс. Игумен Григорий говорит: «Надо уметь любить творение». Это касается не только собак, но и цветов, деревьев, даже воды, всего. Надо уметь любить природу, созданную Богом. И животные нас этому очень хорошо учат: и любви, и терпению.

Спорт и служение

Митрополит Амвросий, как уже было сказано выше, любил прокатиться на велосипеде по улицам Санкт-Петербурга и Москвы. Кроме того, он занимался на тренажёрах и довольно активно.

— Сейчас я очень сильно обленился, — сетует владыка, — за что себя ругаю. Движение помогает человеку чувствовать себя лучше. И помогает более полноценно выполнять свои обязанности. Это никак не противоречит аскетическому образу жизни, даже наоборот. В моём понимании, то, что приходится заставлять себя делать, можно считать хоть и маленьким, но аскетическим подвигом, — смеётся он.

В целом же РПЦ не ограничивает священнослужителей в выборе вида спорта, будь то плавание или прыжки в длину – что угодно. Более того, среди священников достаточно профессиональных спортсменов, которым занятия необходимы, чтобы сохранять здоровье. Разве что, церковь не готова увидеть своего представителя на профессиональном ринге, а в качестве тренера по борьбе или даже боксу – пожалуйста.

Помогают ли священникам социальные сети

— Социальные сети – это как амвон в церкви, то есть возвышение. С этого возвышения можно произносить разные вещи. Кто-то будет говорить о Христе и Евангелии, а кто-то выкрикивать антирелигиозные лозунги. Пространство интернета дано для того, чтобы через нас люди задумывались о вечных христианских ценностях. Тогда это благословенно. Если священник использует сети, чтобы демонстрировать себя самого, свои личные материальные проблемы, а не прихода и общины, – он поступает незаконно.

Свои соцсети митрополит сам не ведёт, этим занимается пресс-служба. Но слова в каждом посте — это его слова – из проповеди или выступления. Сейчас подписчики его аккаунтов знакомятся с храмами и событиями в Тверской епархии.

— Тверская область — потрясающая духовно богатая земля, которая пока ещё не открыта для многих и многих людей.

Тверская и Кашинская епархия в двадцатом столетии

Столетие назад Тверская епархия считалась одной из самых значительных в структуре Русской Православной Церкви. В 1917 году она включала в себя 36 монашеских организаций. Причем в большем количестве были женские монастыри Тверской епархии — их было 19. Тогда в ней насчитывалось более полутора миллионов православных прихожан. Общее количество храмов было 1204.

История православной церкви в России в 20–30-е годы прошлого века отмечена непрерывными гонениями на священнослужителей и набожных прихожан. Эта горькая судьба не обошла и Тверскую епархию. За предвоенное двадцатилетие число священнослужителей в ней сократилось почти с четырех тысяч до менее чем полусотни. Тогда закрылись все святые обители епархии.

Служба на русском языке

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий прибыл в Тверскую область около двух месяцев назад. Его предшественник, митрополит Савва, служил на тверской земле 2,5 года и отметился, в том числе, тем, что провёл одну из служб на русском языке. Между тем, служение на русском вызвало разногласия в православной среде, что даже вылилось в открытый конфликт и скандал.

— Я не совершаю службы на русском языке, — говорит митрополит Амвросий. — Отношусь к ним ровно так, как относится наша церковь, которая не рассматривала этот вопрос и по этому вопросу не приняла никакого решения. Но на одном из собраний святейший патриарх сказал, что если есть в приходе такое желание, приход не возражает, то можно читать паримии, апостолько-евангельское чтение на русском языке. Но всё должно решаться в приходе большинством голосов. Это не прямое указание, а возможность, которая приходу даётся.

Владыка Амвросий говорит, что, будучи настоятелем храма Живоначальной троицы в Москве, предлагал приходскому собранию порассуждать на эту тему. И 99% членов собрания высказались категорически против русского языка, даже в чтении паримий.

— Что касается русского языка, то сама эта идея возникла не среди обновленцев, а в среде очень благочестивого духовенства в начале 20 века. И обновленцы наоборот были против русского языка поначалу. Сейчас эта идея дискредитирована теми людьми, которые чаще всего пытаются оспаривать принципы, на которых строится наша церковная жизнь. Поэтому сейчас вопрос о русском языке, не всегда и везде, но иногда является некоей ширмой для того, чтобы какие-то общины противопоставляли себя иерархии и общей традиции нашей церкви.

Тверская епархия — древнейшая епархия в Русской Православной Церкви

Тверь, носившая с 1931 по 1990 гг. имя Калинин, — древнейший город России. Основан в 1135 году.

Город стал столицей Тверского княжества в середине XIII века. Формальным центром Древней Руси она стала в 1264 г., когда Тверской князь Ярослав Ярославич получает ярлык на великое княжение Владимирское.

Начало расцвета Твери относится к концу XIII — началу XIV в., ко времени княжения Михаила Ярославича.


В.П. Верещагин. «Великий Князь Ярослав Ярославич. 1263—1272 г.» 1896 год. Тверская кафедра была учреждена при великом князе Ярославе Ярославиче. Фото: upload.wikimedia.org

Кафедра Тверской епархии — одна из старейших в Русской Православной Церкви. Она учреждена при великом князе Ярославе Ярославиче не позднее 1271 года, путём выделения из Полоцкой епархии.

Как гласят летописи: Тверская земля издавна «принадлежала к области Кривичей. Следственно и в делах церковных она должна была зависеть от иерархии, учрежденной в Полоцке…».

Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор 1285-1290 годов в Тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на Суздальской земле после нашествия татар. 26 января 1589 года на территории епархии была установлена архиепископия.

Кафедра Тверской епархии — старейшая в РПЦ.

Степенью Тверская епархия до 1669 года следовала после Рязанской, а затем Вологодской; по существовавшему с 1764 по 1868 гг. делению епархий на классы, Тверская епархия числилась в 1764 году двенадцатой, в 1800 и 1869 гг. одиннадцатой и следовала непосредственно после Рязанской.

Московскими соборами 1589, 1667, 1681 и 1682 гг. установлена была епископия во Ржеве и предположена была к установлению в 1589 и 1681 гг. епископия в Кашине. Однако на практике она не существовала.


Полоцк, конец XVIII века. Исторически Тверская епархия завела в церковных делах от полоцкой иерархии (ныне Полоцк находится на территории Белоруссии). Фото: upload.wikimedia.org

29 февраля 1836 года было учреждено Старицкое викариатство, но 1 октября 1840 года оно было закрыто и восстановлено только 9 ноября 1866 года. Старицкое викариатство просуществовало до 1926 года.

С 1920 по 1924 год существовало Кашинское викариатство;

с 1920 по 1937 год существовало Осташковское викариатство;

с 1928 по 1937 год существовало Бежецкое викариатство;

с 1929 по 1936 год существовало Кимрское викариатство;

с 1930 по 1936 год существовало Ржевское викариатство.

Священник и роскошь

Предметы роскоши у священнослужителя, будь то аксессуары, автомобиль или одежда, как правило, вызывают волну негодования в обществе. По мнению митрополита Амвросия, если священник выглядит слишком богатым на фоне прихожан, это подрывает доверие, даже если предметы роскоши получил в подарок. Он может принимать подарки, почему бы и нет? Если при этом не ставит перед собой задачу — выглядеть особенным, успешным. Но и другая крайность, тоже не к добру.

— Священнику нужно ориентироваться на среднего прихожанина. Он не должен, естественно, выглядеть слишком богатым, но и нарочито бедным и убогим — тоже. Самое главное, чтобы священнослужители были аккуратными и опрятными. И чтобы то, что они делают, не становилось причиной для гордыни или выражением глупости. Выставляя себя на посмешище, священник выставляет на посмешище церковь.

Благотворительность и пожертвования

— Безусловно, церковь занимается благотворительностью. Может быть, мы не так много об этом говорим и пишем, но когда на своём первом епархиальном совете я заслушивал длительный доклад нашего отдела по социальному служению, то я был впечатлён тем, сколько наша епархия сделала для малоимущих людей, для детей, для тех, кто пострадал во время пандемии, — говорит митрополит. Среди прочих видов помощи выделяется доставка горячих обедов инвалидам на дом. Этим Тверская епархия занималась и до пандемии.

РПЦ живёт практически только на пожертвования, хотя в последнее время есть прецеденты, когда церковь начала зарабатывать себе на жизнь. Правда, не в России, а в странах, где принят закон о реституции, то есть о возврате церковного имущества, которое ранее отобрали.

— Литовская епархия существует лишь благодаря тому, что свои здания отдаёт в аренду гостиницам либо ресторанам. Это касается не богослужебных зданий, конечно. Иначе в католической стране, где русскоязычная православная вселенная уменьшается, не выжить. И это нормальная мировая практика. Правда, мне кажется, что мы ментально к этому пока не готовы. Но если бы церкви возвращали какие-то здания, церковь могла бы организовывать свою хозяйственную деятельность: открыть гостиницы или кафе, — это решило бы какую-то часть наших проблем.

Структура

Тверскую епархию возглавляет с июля 2021 г. Савва Михеев. Он возглавляет Епархиальное управление. Для решения конкретных задач в различных сферах епархиальной деятельности были организованы следующие отделы:

  1. Миссионерский отдел занимается распространением информации об опасности религиозных сект. Также его сотрудники разъясняют основы Православной веры и значение церковных таинств. Также специалисты отдела организовали работу «Телефона доверия». Дежурные священнослужители отвечают на различные вопросы прихожан, помогают укрепиться в Вере и оказывают духовную поддержку.


    Воскресенский кафедральный собор вТвери

  2. Отдел социального служения и церковной благотворительности занимается поддержкой социально незащищенных слоёв населения, помогает преодолевать сложные жизненные ситуации нуждающимся в помощи семьям. Во всех благочинных округах при храмах действуют благотворительные столовые. Также на епархиальной территории функционируют два детских приюта. Они устроены на базе Вознесенского женского монастыря в г. Орша и Богородицкой женской обители г. Осташков. В ведении отдела находится лазарет для бездомных и лежачих больных людей.
  3. Образовательный отдел организует и развивает систему религиозных образовательных учреждений, а также проводит работу, направленную на нравственно-духовное воспитание общества. В процессе работы специалисты отдела взаимодействуют с религиозными и светскими образовательными организациями.
  4. Отдел по взаимодействию с силовыми структурами занимается духовным окаймлением военнослужащих и правоохранителей, несущих службу на епархиальной территории.
  5. Отдел по тюремному служению организует богослужебную деятельность в исправительных организациях. Сотрудники привлекают к работе с письмами и обращениями заключённых людей, участвуют в их духовно-нравственного просвещении и реабилитации после освобождения из заключения. Клирики взаимодействуют с общественными и правозащитными организациями.
  6. Культурный отдел организует различные культурно-массовые мероприятия, предусмотренные епархиальной программой и проектами областного и городского масштаба. К юрисдикции отдела находятся вопросы организации древлехранилищ, охраны религиозных памятников и взаимодействия с государственными организациями культуры.
  7. Отдел по работе с молодежью проводит миссионерскую работу среди молодого поколения, организует культурные и спортивные мероприятия. Задачей клириков является вовлечение молодёжи в церковную жизнь и социальное служение.


    Митрополит Савва является главой Тверской епархии

  8. Информационная служба обеспечивает своевременное информирование общественности о жизни епархии. Работой этого подразделения непосредственно руководит правящий архиерей. Основную задачу клирики осуществляют при помощи религиозных СМИ. Наиболее большой тираж имеют газета «Православная Тверь» и журнал «Тверские епархиальные ведомости». Помимо печатных изданий популярностью пользуются тематические передачи, выходящие на местном телевидении и радио.

Суворовское училище и семинария

В Твери есть бывшие церковные здания, которые церкви пока не вернули. Например, один из старых корпусов суворовского училища. Само училище вместе с курсантами переехало в огромный новенький кампус, построенный в классическом стиле и оборудованный по последнему слову техники.

А в старом здании училища ранее как раз-таки располагалась духовная семинария. Учитывая огромный опыт нынешнего тверского митрополита (он возглавлял духовные академии в Москве и Санкт-Петербурге), логично было бы предположить, что его назначение связано с открытием семинарии в Твери. Но, как утверждает митрополит Амвросий, связывать его перевод в Тверь с открытием семинарии – ошибка.

— О передаче здания бывшего суворовского училища мы пока даже не говорили. Хотя по закону, его должны передать епархии, конечно. А вот дальше, что там организовать, нужно подумать, но не сегодня. Семинария — это огромные расходы, мы своими епархиальными силами этого никогда не потянем.

Сейчас даже в центральные духовные академии конкурса практически нет, а в региональных — и вовсе недобор. Кроме студентов, для открытия семинарии нужны педагоги. А в Тверской епархии 90% духовенства не имеет систематического духовного образования.

— Так что, открытие тверской семинарии не представляется возможным ни в материальном, ни в организационном, ни в интеллектуальном плане. А вот если бы мы смогли достроить собор и там у нас был бы полноценный кафедральный центр, чего у нас нет на сегодняшний день в епархии, — это было бы великим даром божьим.

Тверскую епархию возглавляло 78 епископов

Со времени первого Тверского епископа Симеона, выходца из князей Полоцких, на Тверской кафедре сменили друг друга 78 епископов. Это святые подвижники и исповедники веры Христовой. Наиболее известен среди них святитель Арсений (+1409), ревностный устроитель монастырей и иноческой жизни.

Он памятен как покровитель прп. Максима Грека, пребывавшего в ссылке и заточении в Тверском Отроч монастыре.

Епископ Тверской Акакий помощник святителя Гурия, просветителя татар, совершил здесь свой духовный подвиг. В Смутное время несгибаемым борцом за веру Христову и Отечество, архиепископ Феоктист также принял на тверской землепринявший мученическую смерть.

Оставили о себе память архиепископ Феофилакт (Лопатинский) и многие другие приснопоминаемые святители.


Святой Арсений, епископ Тверской Фрагмент стенной росписи из Троицкого собора Макарьева Калязина монастыря. Благодаря святому Арсению на тверской земле укрепилась монашеская жизнь. Фото: upload.wikimedia.org

Духовенство тверской митрополии, имевшее сан епископа, входит в следующий список:

  1. Свт. Симеон I Полоцкий (упом. 1272 — 3 февраля 1289).
  2. Андрей (Герденев) (1289 — 28 марта 1316).
  3. Варсонофий I (1316 — 1328).
  4. Феодор I (1330 — 1342).
  5. Феодор II (1342 — 1360).
  6. Василий (1361 — 1372).
  7. Евфимий (Вислень) (9 марта 1374 — июль 1390).
  8. Свт. Арсений (24 июля 1390 — 2 марта 1409).
  9. Антоний (2 февраля 1411 — упом. 22 марта 1416).
  10. Илия (1435 — упом. 1451).
  11. Моисей (28 января 1458 — 1461).
  12. Геннадий (Кожин) (25 марта 1461 — апрель 1477).
  13. Вассиан (Стригин-Оболенский) (6 декабря 1477 — 23 мая 1508).
  14. Нил Грек (24 августа 1509 — 3 апреля 1521).
  15. Свт. Акакий (30 марта 1522 — 14 января 1567).
  16. Свт. Варсонофий II (1567 — 1570).
  17. Савва (1570 — упом. 1572).
  18. Феодорит (1573 — ?).
  19. Захарий (упом. 20 декабря 1578 — 1602).
  20. Сщмч. Феоктист (15 января 1603 — 1609).
  21. Свт. Арсений Элассонский (1613 — 1615).
  22. Пафнутий (17 февраля 1620 — 1628).
  23. Евфимий (26 октября 1628 — 1642).
  24. Иона (24 декабря 1642 — 26 июля 1654).
  25. Лаврентий (16 апреля 1654 — 26 июля 1657).
  26. Иоасаф (август 1657 — 1676).
  27. Симеон II (16 апреля 1676 — июль 1681).
  28. Варсонофий III (Еропкин) (6 сентября — декабрь 1681).
  29. Сергий (Велтахов) (5 февраля 1682 — 1702).
  30. Каллист (Поборский) (21 февраля 1703 — 23 июня 1711).
  31. Алексий (Титов) (9 ноября 1712 — 21 января 1714).
  32. Варлаам (Косовский) (21 января 1714 — 3 марта 1720).
  33. Сильвестр (Холмский-Волынец) (3 марта 1720 — 3 февраля 1723).
  34. Феофилакт (Лопатинский) (1723 — 13 декабря 1738).
  35. Митрофан (Слотвинский) (начало 1739 — 7 декабря 1752).
  36. Вениамин (Пуцек-Григорович) (28 февраля 1753 — 2 апреля 1758).
  37. Афанасий (Волховский) (23 апреля 1758 — 26 мая 1763).
  38. Иннокентий (Нечаев) (28 мая — 4 октября 1763).
  39. Гавриил (Петров) (6 декабря 1763 — 22 сентября 1770).
  40. Платон (Левшин) (10 октября 1770 — 25 января 1775).
  41. Арсений (Верещагин) (1 апреля 1775 — 22 сентября 1783).
  42. Иоасаф (Заболотский) (22 сентября 1783 — 13 февраля 1788).
  43. Тихон (Малинин) (6 мая 1788 — 18 мая 1792).
  44. Ириней (Клементьевский) (6 июня 1792 — 17 октября 1798).
  45. Павел (Пономарёв) (26 октября 1798 — 26 декабря 1799).
  46. Павел (Зернов) (15 января 1800 — 18 декабря 1803).
  47. Мефодий (Смирнов) (31 декабря 1803 — 30 августа 1814).
  48. Серафим (Глаголевский) (30 августа 1814 — 15 марта 1819).
  49. Свт. Филарет (Дроздов) (15 марта 1819 — 26 сентября 1820).
  50. Симеон (Крылов-Платонов) (26 сентября 1820 — 3 июля 1821).
  51. Иона (Павинский) (21 июля 1821 — 6 ноября 1826).
  52. Амвросий (Протасов) (6 ноября 1826 — 1 июля 1831).
  53. Григорий (Постников) (25 июля 1831 — 1 марта 1848).
  54. Гавриил (Розанов) (1 марта 1848 — 15 февраля 1857).
  55. Филофей (Успенский) (15 февраля 1857 — 5 мая 1876).
  56. Алексий (Ржаницын) (9 сентября 1876 — 9 июня 1877).
  57. Евсевий (Ильинский) (8 декабря 1877 — 12 марта 1879).
  58. Савва (Тихомиров) (23 апреля 1879 — 18 сентября 1896).
  59. Димитрий (Самбикин) (2 ноября 1896 — 26 марта 1905).
  60. Николай (Зиоров) (26 марта — 8 апреля 1905).
  61. Николай (Налимов) (8 апреля — 1 июля 1905).
  62. Алексий (Опоцкий) (1 июля 1905 — 29 января 1910).
  63. Антоний (Каржавин) (30 января 1910 — 16 марта 1914).
  64. Сщмч. Серафим (Чичагов) (23 марта 1914 — кон. 1917).
  65. Арсений (Смоленец) (1917 — 7 сентября 1917) в/у, еп. Старицкий.
  66. Сщмч. Петр (Зверев) (1921 — 1922) в/у, еп. Старицкий.
  67. Серафим (Александров) (1922 — 15 июня 1928).
  68. Павел (Павловский) (1926) в/у.
  69. Фаддей (Успенский) (1928 — 18 октября 1936).
  70. Никифор (Никольский) (7 декабря 1936 — 1937) (в заключении).
  71. Палладий (Шерстенников) (29 декабря 1938 — 1940 (28 октября 1943).
  72. Василий (Ратмиров) (кон. 1943 — сентябрь 1944).
  73. Рафаил (Березин) (29 октября 1944 — 15 мая 1945).
  74. Арсений (Крылов) (26 августа 1945 — 17 марта 1950).
  75. Алексий (Сергеев) (17 марта 1950 — 29 июля 1954).
  76. Варсонофий (Гриневич) (29 июля 1954 — 13 марта 1958).
  77. Макарий (Даев) (1958) в/у, архиеп. Можайский.
  78. Феодосий (Погорский) (22 июня 1958 — 22 марта 1960).
  79. Алексий (Коноплёв) (март — ноябрь 1960) в/у, еп. Лужский.
  80. Иннокентий (Леоферов) (23 ноября 1960 — 6 сентября 1971).
  81. Филарет (Вахромеев) (6 сентября 1971 — август 1972) в/у, еп. Дмитровский.
  82. Гермоген (Орехов) (25 августа 1972 — 19 апреля 1978).
  83. Алексий (Коноплёв) (19 апреля 1978 — 7 октября 1988).
  84. Виктор (Олейник) (4 декабря 1988 — 14 июля 2018).
  85. Савва (Михеев) (с 14 июля 2018).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]