Интервью с прот. Александром Ильяшенко: воспитание – творческий процесс?

Сейчас Православная Церковь восстанавливает свои позиции. Один за другим восстанавливаются ранее разрушенные храмы. В этом есть огромная заслуга простых людей. К счастью, все еще есть неравнодушные христиане и их достаточно много. Однако и сама Русская Православная Церковь не оставляет своих прихожан и активно занимается возрождением утраченного наследия.

Одним из самых прославленных возродителей древних традиций является Протоиерей Александр Ильяшенко. Кто он такой? Как началось его служение Господу? Что он сделал для современной Православной церкви?

Происхождение и рождение

Александр Ильяшенко родился в 1949 году в Москве в самой обычной советской семье. Конкретно о родителях мальчика мало что известно. От других детей Александра отличало то, что он с раннего возраста стал интересоваться религией, а также начал посещать православный храм.


Протоиерей Александр Ильяшенко

Окончив школу, Александр Ильяшенко поступил в Московский авиационный институт. В 1972 году закончил факультет по двигателям летательных аппаратов. После окончания обучения долгое время молодой человек работал в институте атомной энергии имени Курчатова. Вся жизнь была посвящена интересной работе. Александр занимался нейтронным физическим расчетом ядерных реакторов.

Служение Православной церкви

В душе не умирала еще детская мечта служить в храме. Так в 1995 году Александр закончил богословский факультет в богословском Свято-Тихоновском институте. После этого мужчина был рукоположен в сан диакона. Александр стал служить в Высоко-Петровском монастыре, храме преподобного Сергия Радонежского. В том же году будущий протоиерей становится священником.

2004 год стал знаменательным для Александра Ильяшенко. Он был награжден за свое верное служение Господу, за усердие и нескончаемую веру самим Патриархом Московским и всея Руси Алексием вторым. Александр получил право на ношение наперсного креста. В этом же году он создал вместе с верными прихожанами сайт «Православие и мир», но об этом чуть позже.

В 2007 году священник был возведен в сан протоиерея. Церемония прошла в Успенском соборе столицы, в Московском Кремле.


Служение отца Александра в Покровском тюремном храме

В 2015 году Александр был награжден новым Патриархом Кириллом медалью ордена святого равноапостольного князя Владимира за его верное служение Церкви в течение 20 лет в сане пресвитеров.

Семья

Отдавая всю свою жизнь Церкви и нуждам православных христиан, Протоиерей Александр Ильяшенко не забывает и о своей семье. Отношения здесь очень крепкие, можно похвастаться и размером. Супруга Александра — матушка Мария, по образованию педиатр. Она происходит из старого, но духовного рода. Так ее дедушка был расстрелян в 1937 году за веру в Единого Господа. Он являлся священником новомучеником.

У Александра Ильяшенко и матушки Марии родилось 12 детей. Многие из них пошли по стопам отца и посвятили свои жизни служению господу. Например:

  1. Старший сын — Филипп является кандидатом исторических наук, а также диаконом. Он закончил с отличием МГУ.
  2. Старшая дочь — Татьяна стала кандидатом филологических наук. Она является преподавателем в Свято-Тихоновском богословском институте и школе.

Кроме детей у отца Александра есть и 36 внуков. «Великий труд и великая радость растить столько детей и внуков» — говорят супруги. К сожалению, в 2015 году произошло несчастье. Одна из дочерей Варвара скончалась от онкологии.

Интервью с прот. Александром Ильяшенко: воспитание – творческий процесс?

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Илья­шенко – насто­я­тель мос­ков­ского храма Все­ми­ло­сти­вого Спаса. Член Союза писа­те­лей, автор книг и ста­тей, в том числе книги «Боль­шая семья, боль­шие надежды». Отец две­на­дцати детей и дедушка восем­на­дцати внуков.

– Отец Алек­сандр, я знаю, что вы не только пас­тырь мно­го­чис­лен­ных духов­ных чад, но и мно­го­дет­ный отец, вос­пи­тав­ший две­на­дцать детей. Суще­ствуют ли, на ваш взгляд, какие-то гото­вые рецепты вос­пи­та­ния, при­ме­ни­мые в любой семье?

– Без­условно, есть общее направ­ле­ние, общие ори­ен­тиры вос­пи­та­ния, кото­рых необ­хо­димо при­дер­жи­ваться в каж­дой семье. Но, как и в жизни, так и в вос­пи­та­нии, гото­вых рецеп­тов не бывает.

Все люди раз­ные, и дети раз­ные, и часто слу­ча­ется, что даже в одной семье дети сильно отли­ча­ются друг от друга. Напри­мер, в моей семье даже девочки-двой­няшки совер­шенно раз­ные – при­чем не только внешне, но и по своим внут­рен­ним каче­ствам, по харак­теру и темпераменту.

Понятно, что и в вос­пи­та­нии к каж­дому ребенку необ­хо­дим инди­ви­ду­аль­ный под­ход, и то, что при­ме­нимо и дей­ственно по отно­ше­нию к одному ребенку, совер­шенно не под­хо­дит в вос­пи­та­нии другого.

Вообще, педа­го­гика – дело твор­че­ское. Когда я спра­ши­ваю у вос­пи­та­те­лей и учи­те­лей, что такое педа­го­гика, мне отве­чают: педа­го­гика – это наука… Про­стите, пожа­луй­ста, педа­го­гика – это, прежде всего, искусство.

Я бы ска­зал, что педа­го­гика – это искус­ство доби­ваться от чело­века того, что он не хочет делать, но дол­жен. Ведь дети по понят­ным при­чи­нам далеко не все­гда готовы с радо­стью выпол­нять то, что от них тре­буют учи­теля и родители.

Рас­по­ло­жить их к этому, убе­дить в необ­хо­ди­мо­сти и пользе их обя­зан­но­стей – вели­кое искус­ство. При­чем искус­ство не в том, чтобы заста­вить ребенка выпол­нить то или иное дело, а в том, чтобы заин­те­ре­со­вать его и помочь уви­деть нашими гла­зами, насколько это важно и полезно в первую оче­редь для него.

Почему-то очень часто мы сразу пере­хо­дим к сило­вым мето­дам: заста­вить, при­ну­дить, добиться… К сожа­ле­нию, и такие меры бывают необ­хо­димы, но задача роди­те­лей – при­бе­гать к этим вынуж­ден­ным мето­дам лишь в край­них случаях.

Вос­пи­та­ние должно стро­иться, как гово­рится в рус­ских сказ­ках, «без боя, драки и кро­во­про­ли­тия» – так, чтобы всем участ­ни­кам было весело и инте­ресно. Повто­ряю, это не все­гда и не с каж­дым ребен­ком возможно.

И именно поэтому я говорю о твор­че­ском под­ходе: имея понят­ные задачи – вос­пи­тать хоро­шего чело­века, – каж­дый роди­тель идет к ним раз­ными путями, в соот­вет­ствии с осо­бен­но­стями и сво­его соб­ствен­ного харак­тера, и харак­тера ребенка.

Дети обла­дают спо­соб­но­стью завле­кать взрос­лого на свое поле – туда, где они вла­деют ини­ци­а­ти­вой. Вос­пи­та­телю необ­хо­димо пони­мать, что игра на этом поле ни к каким резуль­та­там не при­ве­дет. Он дол­жен играть на своей тер­ри­то­рии и не выпус­кать ини­ци­а­тивы из рук.

Каж­дому педа­гогу необ­хо­димо вла­деть ситу­а­цией – при­чем не как поли­цей­скому, не как коман­диру, отда­ю­щему при­казы отры­ви­стым голо­сом, а как арти­сту, кото­рый умеет искусно вла­деть вни­ма­нием своих зрителей.

Вот это и есть идеал, к кото­рому нужно стре­миться. Истина пре­дельно про­ста: если с вос­пи­та­те­лем инте­ресно, тогда и дети будут ему под­чи­няться, а если вос­пи­та­ние пре­вра­ща­ется в зануд­ство и сухой свод пред­пи­са­ний, то дети про­сто пере­ста­нут его слушать.

Вос­пи­та­ние – это энер­гич­ный, содер­жа­тель­ный твор­че­ский про­цесс, испол­нен­ный доб­ро­же­ла­тель­но­сти и дове­рия к ребенку.

– Сей­час много гово­рят о том, что детей необ­хо­димо ограж­дать от вли­я­ний внеш­него мира, имея в виду тот образ жизни и систему цен­но­стей, кото­рая навя­зы­ва­ется с теле­ви­зи­он­ных экра­нов и дру­гих средств мас­со­вой инфор­ма­ции, дик­туя моло­дежи опре­де­лен­ную модель поведения.

При всей оче­вид­но­сти этого дур­ного вли­я­ния, не явля­ется ли край­но­стью такая изо­ля­ция ребенка от окру­жа­ю­щей совре­мен­ной действительности?

– Край­но­сти бывают во всем. Но начну с защиты той точки зре­ния, о кото­рой гово­рите вы. В моем доме с 1980 года нет теле­ви­зора: мы пере­ез­жали на новую квар­тиру, и я оста­вил его на улице.

При этом в моем дет­стве теле­ви­зор сыг­рал доста­точно боль­шую роль, поскольку тогда теле­ви­де­ние отве­чало именно тем зада­чам, кото­рым и должно было отвечать.

Это было око­шеч­ком в позна­ва­тель­ный мир, в куль­тур­ную жизнь, перед теле­зри­те­лями часто высту­пали глу­бо­кие и инте­рес­ные люди, кото­рые дей­стви­тельно спо­соб­ство­вали интел­лек­ту­аль­ному раз­ви­тию человека.

Пока­зы­вали по-насто­я­щему пер­во­класс­ные кино­фильмы, кото­рые давно исчезли с экра­нов, усту­пив место совер­шенно непо­треб­ной продукции.

Поэтому боль­шин­ство моло­дых людей про­сто не имеет пред­став­ле­ния о насто­я­щем кино. Пред­ставьте себе, что мы выки­нем или пре­да­дим забве­нию про­из­ве­де­ния Пуш­кина, Досто­ев­ского, Тол­стого. Без этого багажа наше куль­тур­ное раз­ви­тие будет ущербным.

Пусть кине­ма­то­граф и не столь важен для нашего вос­пи­та­ния, как клас­си­че­ская лите­ра­тура (воз­можно, про­сто потому, что он воз­ник позже лите­ра­туры), но согла­си­тесь, что под­лин­ное кино несет в себе те же вос­пи­та­тель­ные, эсте­ти­че­ские функ­ции, что и любой дру­гой вид искусства.

Ребенку необ­хо­димо при­ви­вать вкус, но для этого сего­дня уже совер­шенно не нужен теле­ви­зор. Совре­мен­ное теле­ви­де­ние ори­ен­ти­ру­ется совсем на дру­гого зри­теля: перед экра­ном ты невольно ока­зы­ва­ешься мари­о­нет­кой, пля­шу­щей под дудку тех людей, кото­рых ты и на порог-то к себе не пустишь.

А что гово­рить о ребенке, кото­рый, как никто дру­гой, под­вер­жен внеш­ним вли­я­ниям. Смот­реть совре­мен­ные дина­мич­ные, яркие, но, как пра­вило, бес­со­дер­жа­тель­ные, часто без­нрав­ствен­ные, а по сути, без­дар­ные фильмы гораздо легче, чем погру­жаться в серьез­ное кино, кото­рое застав­ляет заду­маться и даже пере­смот­реть свои пред­став­ле­ния о том, что хорошо и что плохо.

Вкус – это спо­соб­ность, кото­рая дости­га­ется годами, но раз­ру­ша­ется и иска­жа­ется очень быстро. Поэтому в вос­пи­та­нии должна при­сут­ство­вать очень тща­тельно про­ду­ман­ная про­грамма и доста­точно жест­кий отбор того мате­ри­ала, кото­рый вос­при­ни­мает ребе­нок. Инте­ресно, что когда я упо­ми­наю о том, что у меня нет теле­ви­зора, то, как пра­вило, раз­да­ются аплодисменты.

В гла­зах людей это выгля­дит как нечто необык­но­вен­ное, уни­каль­ное: иными сло­вами, совре­мен­ному чело­веку уже трудно себе пред­ста­вить жизнь без теле­ви­зора. А как же жили наши деды, кото­рые были во мно­гом лучше, куль­тур­нее и утон­чен­нее нас?

Вообще, эта про­блема гораздо шире, чем вопрос вос­пи­та­ния. Почему сего­дня не стыдно финан­си­ро­вать и созда­вать без­нрав­ствен­ные, раз­вра­ща­ю­щие людей про­из­ве­де­ния? И почему нам не стыдно их смот­реть? Мы же не при­гла­шаем к себе в дом жен­щину «лег­кого поведения»!

Так почему же мы допус­каем, чтобы в нашей квар­тире, на наших гла­зах раз­во­ра­чи­ва­лось нечто непо­треб­ное? И здесь нужно обра­тить свой взор, прежде всего, на себя: если роди­тели смот­рят сомни­тель­ные и без­нрав­ствен­ные пере­дачи, то и дети будут их смотреть.

А если с ран­них лет ребе­нок ограж­ден от такого вли­я­ния, то само чув­ство вкуса не поз­во­лит ему на этом даже оста­нав­ли­вать взгляд. Ведь вкус – это имму­ни­тет, кото­рый защи­щает чело­века от тех под­де­лок, кото­рые, увы, навя­зы­ва­ются нам сего­дня с голу­бых экранов.

Кроме того, непо­пра­ви­мый вред нашей пси­хике ока­зы­вает не только содер­жа­ние совре­мен­ных теле­про­грамм, но и само бес­пре­стан­ное мель­ка­ние в теле­ви­зоре. Мы не чув­ствуем, как раз­ру­ши­тельно воз­дей­ствует оно на наше вни­ма­ние, на мыс­ли­тель­ный про­цесс, на концентрацию.

А что уж гово­рить о ребенке, кото­рый нахо­дится еще в про­цессе фор­ми­ро­ва­ния пси­хики и всех основ­ных функ­ций чело­ве­че­ского орга­низма и реа­ги­рует на воз­дей­ствие окру­жа­ю­щей среды в гораздо боль­шей сте­пени, чем взрослые.

Что каса­ется край­но­стей, то во всем можно дойти до абсурда. Разу­ме­ется, мы не должны абсо­лютно изо­ли­ро­вать детей от всего внеш­него, поса­див их под наш роди­тель­ский кол­пак. Да и невоз­можно пол­но­стью огра­дить их от рас­тлен­ного вли­я­ния века сего.

Но мы можем дать детям те ори­ен­тиры, кото­рые поз­во­лят им само­сто­я­тельно делать выбор и отли­чать под­лин­ное от под­делки, высо­кое от низ­кого, талант­ли­вое от бездарного.

– Задачи роди­те­лей, на пер­вый взгляд, оче­видны: как вы ска­зали, быть при­ме­ром для своих детей, про­яв­лять заботу, при­дер­жи­ваться опре­де­лен­ных нрав­ствен­ных правил…

И всё же слу­ча­ется так, что и в бла­го­по­луч­ной семье вырас­тают дети, дале­кие от тех ори­ен­ти­ров, кото­рым сле­до­вали роди­тели в их вос­пи­та­нии. В чем тут дело?

– Как гово­рится, цып­лят по осени счи­тают. Уда­лось роди­те­лям вырас­тить силь­ных, само­сто­я­тель­ных, нрав­ственно стой­ких людей – зна­чит, они свою твор­че­скую задачу выпол­нили. Если же этого не слу­чи­лось, то таких роди­те­лей иде­аль­ными не назо­вешь, хотя, воз­можно, они заме­ча­тель­ные люди и ста­ра­лись изо всех сил. Зна­чит, они все-таки что-то упу­стили, недо­смот­рели, были недо­ста­точно чуткими.

Вос­пи­та­ние – очень труд­ная задача, кото­рая тре­бует муд­ро­сти, твор­че­ской само­от­дачи и любви. А любовь про­яв­ля­ется в заботе и охране детей от тех раз­ру­ша­ю­щих вли­я­ний нашей совре­мен­но­сти, о кото­рых мы говорили.

В доме не должно быть источ­ни­ков этих раз­ру­ши­тель­ных воз­дей­ствий – от теле­ви­зора до непо­треб­ной литературы.

Уча­стие в жизни ребенка, нерав­но­ду­шие к его вку­сам и инте­ре­сам огра­дит его и от пустой, бес­со­дер­жа­тель­ной музыки, кото­рой, бывает, увле­ка­ется совре­мен­ная моло­дежь. Ведь любой ребе­нок, если он окру­жен любо­вью и забо­той и вос­пи­ты­ва­ется в дове­рии и ува­же­нии к роди­те­лям, вос­при­им­чив к сове­там взрос­лых, спо­со­бен их выслу­шать и понять.

И тогда эти советы не будут выгля­деть как система запре­тов. В то же время чут­кое вни­ма­ние к жизни ребенка не должно пре­вра­щаться в его пол­ную изо­ля­цию от внеш­него мира. Нельзя лишать детей обще­ния со сверст­ни­ками и с совре­мен­ной куль­ту­рой. Конечно, я говорю о той куль­туре, кото­рая соот­вет­ствует сво­ему назва­нию и дей­стви­тельно куль­ти­ви­рует и воз­де­лы­вает, а не обез­об­ра­жи­вает и портит.

– А как быть, если ребе­нок уже увлекся тем, что не соот­вет­ствует нашим вку­сам и не впи­сы­ва­ется в наши пред­став­ле­ния о культуре?

– Во-пер­вых, жизнь раз­ви­ва­ется, и нельзя тре­бо­вать от детей, чтобы им нра­ви­лось только то, что нра­вится их роди­те­лям. Меня­ется время, меня­ются поко­ле­ния, меня­ется мода, меня­ются увле­че­ния – конечно, про­ис­хо­дит и изме­не­ние вкусов.

Но изме­не­ния не должны быть иска­же­нием. Пусть мы не пол­но­стью раз­де­ляем увле­че­ния детей, пусть мы в чем-то с ними не согласны: было бы странно, если бы дети во всем повто­ряли бы своих роди­те­лей. Опас­ность воз­ни­кает лишь в том слу­чае, если такое увле­че­ние пре­вра­ща­ется в нар­ко­ти­че­скую зависимость.

Ведь что такое нар­ко­тик? Это потеря чело­ве­че­ской сво­боды, когда напе­ре­кор вся­кому здра­вому смыслу чело­век дви­жется к заве­до­мой гибели, при­чем, отда­вая себе в этом отчет.

Сама по себе про­блема нар­ко­ма­нии – одно­знач­ное и непри­кры­тое зло, в глу­бине души понят­ное даже самим нар­ко­ма­нам. В этом слу­чае совер­шенно оче­видно, что не только ребе­нок, но и роди­тели в опре­де­лен­ный момент допу­стили какую-то ошибку, когда недо­гля­дели, недо­по­няли, не поддержали…

Но бывает и нар­ко­ма­ния дру­гого порядка, когда ребе­нок увле­ка­ется чем-то непо­треб­ным и раз­ру­ши­тель­ным, теряя соб­ствен­ное лицо. В подоб­ных слу­чаях роди­тели про­сто обя­заны вме­шаться – напри­мер, попы­тав­шись увлечь ребенка делом, кото­рое бы его обла­го­ра­жи­вало, а не растлевало.

Самая дей­ствен­ная про­фи­лак­тика от таких болез­ней – это, разу­ме­ется, вос­пи­та­ние в лоне Церкви и православия.

Очень важно, чтобы дети, всту­пив в юно­ше­ский воз­раст, уже осо­зна­вали себя чле­нами Церкви. Вот это дей­стви­тельно роди­тель­ская удача. Потому что если чело­век в Церкви, то, с Божией помо­щью, любые болезни можно исце­лить, труд­но­сти – пре­одо­леть, а ошибки – исправить.

– Можно ли нака­зы­вать детей?

– В каких-то слу­чаях нака­зы­вать необ­хо­димо. Но важно опре­де­лить, что такое нака­за­ние и в чем оно может выра­жаться. На мой взгляд, самое пло­до­твор­ное и дей­ствен­ное сред­ство – это труд. И мне не раз при­хо­ди­лось при­бе­гать к таким осо­бым мерам вос­пи­та­ния, напри­мер, когда мы с женой стали заме­чать, что наши сыно­вья, когда им было лет 15–16, начали без­дель­ни­чать, про­гу­ли­вать уроки, хамить и вообще вся­че­ски валять дурака.

Одного сына мы отдали рабо­тать в пекарню, и в тече­ние полу­тора меся­цев ему при­хо­ди­лось вста­вать в пять утра, идти по тем­ному спя­щему городу на работу, тас­кать пяти­де­ся­ти­ки­ло­грам­мо­вые мешки с мукой, заме­ши­вать тесто и участ­во­вать в рабо­чем про­цессе наряду со взрослыми.

Через несколько лет дру­гой сын отпра­вился в Архан­гель­скую область в мона­стырь, где ему при­хо­ди­лось носить по две­сти лит­ров воды из про­руби и выпол­нять про­чие послушания.

Надо ска­зать, что в слу­чае с нашими детьми здо­ро­вый физи­че­ский труд ока­зал колос­саль­ное воз­дей­ствие на их отно­ше­ние к жизни и пра­вильно рас­ста­вил акценты. Они поняли, что за их недолж­ное пове­де­ние по головке их никто гла­дить не будет, и почув­ство­вали, почем фунт лиха, каково жить в жест­ких усло­виях, где нет рядом мамочки, гото­вой в любой момент накор­мить, при­лас­кать и пожалеть.

Этот педа­го­ги­че­ский прием в отно­ше­нии к нашим детям себя пол­но­стью оправ­дал. А для них это стало той необ­хо­ди­мой закал­кой, кото­рой они были лишены в при­выч­ной, теп­лой и под­час, к сожа­ле­нию, рас­слаб­ля­ю­щей домаш­ней атмосфере.

Что каса­ется общих рецеп­тов вос­пи­та­ния, то суще­ствует несколько неслож­ных пра­вил, кото­рых, мне кажется, сле­дует при­дер­жи­ваться в каж­дой семье. Во-пер­вых, ребен­ком нельзя управ­лять на рас­сто­я­нии. Пред­по­ло­жим, мамочка на кухне занята при­го­тов­ле­нием ужина, а ребе­нок, нахо­дясь в дру­гой ком­нате, что-то не так делает.

Так вот, нельзя кри­чать ему через дверь, чтобы он пере­стал или занялся чем-то дру­гим. Ребе­нок про­сто не послу­шает. Ведь дети умеют по-насто­я­щему кон­цен­три­ро­ваться только на чем-то одном и вос­при­ни­мают лишь то, что гово­рится им в непо­сред­ствен­ном кон­такте, в диалоге.

Крик из кухни они не вос­при­мут: вме­сто пло­до­твор­ного обще­ния, вза­и­мо­по­ни­ма­ния и диа­лога для них это будет лишь досад­ным обсто­я­тель­ством, кото­рое поме­шало им в их занятиях.

Иными сло­вами, если ты хочешь от ребенка чего-то добиться, то отложи все свои дела, подойди к нему, погладь по головке, загляни в глаза, добейся, чтобы он пере­клю­чился с того дела, кото­рым он занят, вступи с ним в непо­сред­ствен­ный кон­такт и только после этого обра­щайся к нему с прось­бой или советом.

Вос­пи­та­ние – это про­цесс посто­ян­ный, и если такое спо­кой­ное обще­ние с ребен­ком ста­нет при­выч­ным, то и ребе­нок будет нас вос­при­ни­мать и при­слу­ши­ваться к нашим словам.

Очень важно, чтобы он чув­ство­вал, что к нему обра­ща­ются с ува­же­нием, и, хоть он и малень­кий, но обща­ются с ним на рав­ных. Дети будут нам только благодарны.

Во-вто­рых, очень часто слу­ча­ется, что мамы дают детям несколько раз­ных рас­по­ря­же­ний одно­вре­менно. Допу­стим, «пере­стань играть и при­неси ложку!». Здесь тоже ребе­нок стал­ки­ва­ется с труд­но­стью восприятия.

Во-пер­вых, ему очень сложно пре­кра­тить игру, кото­рой он увле­чен, и пере­клю­читься на дру­гое дело. Во-вто­рых, он дол­жен понять, какую ложку при­не­сти и где ее взять. Такая команда ста­вит его перед боль­шими пси­хо­ло­ги­че­скими трудностями.

Ребе­нок дол­жен пони­мать, чего от него хотят и как он дол­жен дей­ство­вать, поэтому диа­лог с ребен­ком сле­дует стро­ить при­бли­зи­тельно таким обра­зом: «Отвле­кись на мину­точку! Подойди ко мне, пожа­луй­ста! Выслу­шай меня. Смотри, видишь ложку на столе? При­неси мне ее, пожа­луй­ста!» Одну команду раз­били на несколько дей­ствий – и ребенку понятно, чего именно хочет от него мама, кото­рая обра­ща­ется к нему с теп­лом и уважением.

Еще один нема­ло­важ­ный аспект вос­пи­та­ния, кото­рого при­дер­жи­вался и я, – это реши­тель­ный запрет на ябед­ни­че­ство. Суще­ствует пре­крас­ная рус­ская посло­вица «Донос­чику пер­вый кнут».

В мел­ких кон­флик­тах дети сами могут и должны разо­браться. Отнял один у дру­гого игрушку – зна­чит, попроси так, чтобы он тебе ее вер­нул. А не отдает – ничего страш­ного, потерпи немно­жечко, пусть это оста­нется на его сове­сти… Конечно, если стар­шие бра­тья насаж­дают «дедов­щину», тут роди­те­лям необ­хо­димо реши­тельно вмешаться.

Но самый глав­ный сек­рет вос­пи­та­ния – это без­услов­ное дове­рие друг к другу. Если бы я не дове­рял своим две­на­дцати детям, то нико­гда бы не нашел правды. Раз ты ска­зал, что было так, – зна­чит, это дей­стви­тельно так, я тебе верю. Если дети чув­ствуют такое дове­рие и пря­мо­ду­шие, то обма­ны­вать им самим не захочется.

Ведь стрем­ле­ние к правде – это врож­ден­ное каче­ство, кото­рое вкла­ды­вает в душу Сам Гос­подь, тогда как ложь, напро­тив, – вещь при­об­ре­тен­ная, про­ис­хо­дя­щая от иска­же­ния тех пер­во­на­чаль­ных прин­ци­пов, с кото­рыми мы рождаемся.

И если в обще­нии с детьми мы не будем себе поз­во­лять хит­рить, лука­вить и кри­вить душой, то и они нам отве­тят тем же.

– Отец Алек­сандр, часто слу­ча­ется так, что роди­тели, отда­вая детей в раз­лич­ные сек­ции и школы, делают их обра­зо­ва­ние полем своих нере­а­ли­зо­ван­ных амби­ций. Ска­жем, не уда­лось им в свое время осво­ить то или иное дело – и они пыта­ются навер­стать упу­щен­ное через ребенка, не при­слу­ши­ва­ясь к его жела­ниям и потребностям.

Как вам кажется, может ли это поме­шать взрос­ле­нию и есте­ствен­ному раз­ви­тию ребенка, или же любой труд, так или иначе, ока­зы­вает свое бла­го­твор­ное действие?

– Не думаю, что осво­е­ние какого-то дела может так уж сильно поме­шать раз­ви­тию ребенка. Я, напри­мер, очень жалею, что не смог дать своим детям хоро­шего музы­каль­ного обра­зо­ва­ния. Навер­ное, не хва­тило тер­пе­ния и организованности…

Но, конечно, в выборе заня­тий для сво­его ребенка нельзя не учи­ты­вать его инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей, спо­соб­но­стей и желаний.

Мне кажется, что маль­чи­ков обя­за­тельно нужно вос­пи­ты­вать спор­тив­ными. Спорт им уж точно не поме­шает. Жела­тельно выби­рать те виды спорта, кото­рые раз­ви­вают не только силу и лов­кость, но и бла­го­род­ство. Напри­мер, фех­то­ва­ние, вер­хо­вая езда.

Хороши для маль­чи­ков и спор­тив­ные команд­ные игры типа фут­бола или бас­кет­бола: эти виды спорта раз­ви­вают не агрес­сию или тще­сла­вие, а спо­соб­ность к вза­и­мо­дей­ствию в кол­лек­тиве, стрем­ле­ние к вза­и­мо­вы­ручке. Для маль­чика это очень важно – научиться посто­ять за себя, защи­тить сла­бого, прийти на помощь, уметь пре­одо­ле­вать испытания.

Что каса­ется дево­чек, то заня­тия музы­кой или дру­гими видами искус­ства все­гда вхо­дили в пере­чень тра­ди­ци­он­ного клас­си­че­ского обра­зо­ва­ния. Не думаю, что это может навре­дить. Музыка очень дис­ци­пли­ни­рует, вос­пи­ты­вает вкус и при­учает к напря­жен­ному труду. И жела­тельно каж­дое дело – а тем более тре­бу­ю­щие мно­го­лет­него труда заня­тия музы­кой – дово­дить до конца. Это научит ребенка твердо знать, что нача­тое дело нельзя бро­сить на поло­вине пути.

Если же ребе­нок открыто выра­жает про­тест и зани­ма­ется «из-под палки», то чаще всего он про­сто не хочет тру­диться и делать уси­лие над собой.

Конечно, бывают и исклю­че­ния, но в боль­шин­стве слу­чаев такое пове­де­ние детей – резуль­тат наших оши­бок: не смогли пра­вильно настро­ить ребенка, объ­яс­нить, рас­по­ло­жить, заинтересовать.

Вос­пи­та­тель дол­жен быть чут­ким, наблю­да­тель­ным и с дове­рием отно­ситься к ребенку – тогда и дети будут полу­чать удо­воль­ствие от процесса.

Цель любых заня­тий одна – научить ребенка пло­до­творно, напря­женно, орга­ни­зо­ванно рабо­тать. Если ему дает такую воз­мож­ность музыка – заме­ча­тельно, если спорт –пре­красно, но он дол­жен уметь тру­диться. Это залог и гаран­тия его буду­щего счастья.

– Отец Алек­сандр, я знаю, что у вас вышла книга «Боль­шая семья, боль­шие надежды», где затра­ги­ва­ются вопросы семьи и вос­пи­та­ния, во мно­гом пере­се­ка­ю­щи­еся с темой нашего разговора…

– Дей­стви­тельно, мно­гое из того, что я ска­зал о вос­пи­та­нии детей, осмыс­ля­ется и в этой книге. Кроме того, я оста­нав­ли­ва­юсь в ней и на теме цело­муд­рия – потря­са­ю­щей доб­ро­де­тели, к сожа­ле­нию, почти забы­той в совре­мен­ной реальности.

У нас даже само слово «цело­муд­рие» давно вышло из упо­треб­ле­ния. А ведь это необык­но­вен­ный Боже­ствен­ный дар!

Если про­ана­ли­зи­ро­вать нашу клас­си­че­скую лите­ра­туру и осо­бенно поэ­зию, то можно заме­тить, что часто пред­ме­том вос­хи­ще­ния ста­но­вится кра­сота внеш­няя. Образы, воз­ни­ка­ю­щие в созна­нии пыл­кого, страст­ного, горя­чего моло­дого чело­века, а тем более – поэта, чаще всего свя­заны с любо­ва­нием внешностью.

Гос­подь создал жен­ский пол пре­крас­ным, и надо быть хан­жой, чтобы это отри­цать, но под­лин­ная кра­сота, на самом деле, про­яв­ля­ется не столько в гар­мо­нии внеш­них форм, сколько в образе пре­крас­ной цело­муд­рен­ной души. Это совер­шенно осо­бая гар­мо­ния, кото­рая трудно пере­да­ется словами.

Для нее больше под­хо­дит образ­ное, мета­фо­ри­че­ское срав­не­ние. Пред­ставьте себе кар­тину роси­стого луга в ран­нее лет­нее утро, когда под утрен­ним солн­цем пере­ли­ва­ются капельки росы… Такова кра­сота цело­муд­рен­ной жен­ской души.

А теперь пред­ставьте себе, что про­ехал гру­зо­вик и раз­брыз­гал грязь из лужи, и теперь капельки на тра­вин­ках уже ничего не отра­жают. Это уже кар­тина поте­рян­ной чистоты, утра­чен­ного цело­муд­рия. Про­блема совре­мен­ного чело­века именно в потере кра­соты и чистоты, даро­ван­ной всем нам свыше.

И конечно, эти­че­ская про­грамма вос­пи­та­ния наших детей не может обойти эту тему –сохра­не­ние дара цело­муд­рия, уме­ние видеть и обе­ре­гать кра­соту и гар­мо­нию внут­рен­него мира, чело­ве­че­ской души.

Алек­сандрина ВигилянскаяЖур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №1 (33), 2010 г.Элек­трон­ная версия

Публикации

Одним из увлечений отца Александра является написание книг. Так были опубликовано несколько его трудов:

  • «Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью»;
  • «Муж и жена в христианском браке 20 веков спустя»;
  • «Большая семья — большие надежды».


Книга Александра Ильяшенко «Исповедь»

Как понятно из названий, все труды посвящены семье. Отец Александр на основе личного опыта говорит об отношениях мужа и жены, а также духовной сущности домашнего очага.

патологическая речь

штампы

  • Мы же, которые ничего не знаем и видим только негатив… «Ты видишь только негатив, а позитива
    ты не видишь». На
    позитив
    прозорливости не хватает[5].
  • Глобализация
    : Уничтожение идеи национальной истории ― одно из мощных и важнейших средств глобализации[6].

ругательные слова

гетто

  • Православная журналистика: пути выхода из информационного гетто
    . Доклад о. Александра Ильяшенко на фестивале «Вера и слово» в 2006 году[7].

лозунги

Побеждать ненавистную рознь мира сего

  • Ни классовая борьба, ни ненависть не могут сплотить людей. Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость[8].
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]