Монастырей с древней историей на Руси хватает. Среднеуральский женский монастырь, что в двадцати километрах севернее Екатеринбурга, в их число не входит. Рождение его пришлось на век нынешний. И многие, ныне живущие, тому являются свидетелями. Посвящена обитель богородичной иконе «Спорительница хлебов», духовником является схиигумен отец Сергий Романов.
Это место особенное. У него примечательная история, а главное, непреходящее стремление угодить Господу, жить как ангелы в служении. Оттого и молятся монахини самозабвенно и горячо. Ни на минуту не смолкают здесь прославления Христа и Его Пречистой Матери, звучат молитвы за всякую душу и всю Россию. И никогда не прекратится любовь Евангельская, с которой встречают в обители, никого неосуждающая и за все благодарящая. Здесь так много любви. Именно по ней узнаются ученики Божии.
История женского монастыря
На месте женского подворья мужского монастыря из Ганиной Ямы, что близ Среднеуральска, не очень давно образована обитель и названа в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Обустройством ее занялись четыре подвижницы под неусыпным руководством иеромонаха Сергия, бывшего в ту пору наместником монастыря во имя Царственных страстотерпцев.
Вот и вышло, что разрослась из маленькой сторожки у зеленой лужайки Богородичная обитель за довольно короткое время. В мае 2002-го рабочие приступили к делу. Поднялись до небес белокаменные храмы, выросли постройки Среднеуральского женского монастыря из дерева и камня. Над родником с целебной водой установили часовня с купальней. И все это завершилось к 2011 году — сроки просто рекордные. Строительные работы все продолжаются и в настоящее время.
Число насельниц вместе с трудниками — почти триста человек. От Екатеринбурга обитель отделяет каких-то двадцать километров. Сентябрьский день 2004-го, когда храм освящали в честь иконы Божьей Матери «Спорительница Хлебов», прошел торжественно. Святейший Синод учредил монастырь своим решением 20 апреля 2005.
Не исключено, что Вас заинтересует статья об Успенском Тихвинском монастыре.
«Вместо бога – отец Сергий». Жизнь в мятежном монастыре
10 февраля Арбитражный суд Свердловской области признал за Екатеринбургской епархией права собственности на храм «Спорительница хлебов» Среднеуральского женского монастыря, настоятель которого – бывший схиигумен Сергий (Романов) находится под арестом с 29 декабря 2021 года. Тогда монастырь силовики буквально взяли штурмом, но это не помогло вернуть мятежный приход в лоно РПЦ. Как оказалось, его земли и строения просто не были оформлены на епархию.
Община монастыря, фото из группы «Вконтакте»
Большая часть земель Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов», по данным Ура.ру, принадлежат лесному фонду. Общая площадь лесов, занимаемых обителью, составляет примерно 250 000 квадратных метров, из которых оформлены лишь 35 тыс. кв. м. Чтобы уточнить эту информацию, корреспондент Радио Свобода направила запрос в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, но ответ пока не поступил.
В декабре 2021 года Екатеринбургская епархия обратилась в Арбитражный суд Свердловской области, чтобы установить право собственности на монастырский храм, который, как считает епархия, был захвачен опальным клириком. 10 февраля в процесс в качестве третьих лиц попытались вступить несколько сестёр-насельниц Среднеуральского женского монастыря с целью защиты своих жилищных прав. Они хотели доказать, что здание храма в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» – жилое: на первых двух этажах находятся кельи, а собственно храм занимает только третий этаж. Но суд отверг их доводы.
Арбитражный суд Свердловской области начал рассмотрение дела 5 февраля 2021 года. Бывшая соратница отца Сергия игуменья Варвара (в миру – Светлана Крыгина), покинувшая обитель еще в середине июня 2020 года, в преддверие процесса зарегистрировала религиозную организацию, название которой полностью повторяет название мятежной обители. По замыслу, это должно было помочь при рассмотрении дела.
Накануне первого заседания арбитражного суда на YouTube появилось видеообращение другой монахини Среднеуральского женского монастыря, в котором она говорит о том, что если на суде будет принято решение в пользу епархии, то возможен и новый штурм, и тогда насельницам будет просто некуда податься. По ее словам, в монастыре сейчас проживает 480 человек, в том числе 60 лиц преклонного возраста и 40 детей.
Решение 10 февраля в пользу епархии было вынесено «без учета позиции адвокатов монахинь и отца Сергия», говорится в паблике обители. «Решение суда будет обжаловано в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде (г. Пермь). Надеемся, что на суд в другом регионе не будет оказано давление», – сообщили в соцсети представители монастыря.
Накануне суда корреспондент Радио Свобода побывала в монастыре, чтобы своими глазами увидеть, как все устроено.
«Ты, бабушка, еретичка!»
Отец Сергий построил не только Среднеуральский женский монастырь, но и другие монастыри и скиты по всей Свердловской области. В их числе – деревня Новоселова и Кыртомский монастырь в окрестностях Алапаевска. Как правило, объекты строились без должных согласований и последующего оформления.
– Отец Сергий много обителей построил, за что его и уважают, – говорит православная екатеринбурженка Татьяна Знак. – «Ганину яму» построил, потом его перекинули на новое место, а жертвователи опять за ним идут, опять что-то новое создают. А РПЦ опять забирает. И вот, в этот раз он поумнел и оформил все строения на частных лиц, а не на епархию. А деньги на строительство не епархия давала, это люди приносят, его духовные дети. Все у них там свое, стада, курица, молоко, мясо.
– Надо сказать, что юридическое сопровождение в РПЦ на крайне низком уровне, отвод земель и строительство храмов делается не централизованно, – объясняет религиовед из Башкирии Вадим Розенфельд. – Я думаю, что ни в одной епархии, даже такой богатой, как Екатеринбургская, должного внимания и контроля этому не уделялось. Ни одна епархия, даже богатая, сама ничего никогда не строит, не вкладывает деньги. Есть такой лозунг: «Ищите, ребята, спонсора!» И Сергий тем и был ценен, что он умел находить спонсоров, мог много строить, соответственно, рекой текли отчисления в епархию, и этого было достаточно. На кого там что оформлено, как – это никого абсолютно не волновало.
Люди, которые там находятся, не имеют права проводить службу, они от церкви отпали
Ни в самой обители, ни в Екатеринбургской епархии не стремятся рассказывать посторонним о материальной стороне жизни «Спорительницы хлебов».
– Не надо туда ездить прихожанам, – объяснял женский голос по телефону в отделе паломничества при Екатеринбургской Епархии корреспонденту РС, которая спрашивала, как бы посетить обитель в крещенскую ночь. – Там нет ни одного священника, некому служить! Люди, которые там находятся, не имеют права проводить службу, они от церкви отпали.
Храм на территории обители
У паломников Среднеуральского монастыря есть группы в социальных сетях, где можно узнать, что из Екатеринбурга в Среднеуральский женский монастырь ходит бесплатный автобус – как раньше, так и сейчас.
В указанное время на автобусной остановке недалеко от здания екатеринбургской епархии действительно дежурил микроавтобус марки «Форд». В глубине копошились люди, в основном женщины. Мужчин всего несколько человек. Только один из них – в церковном облачении и бледно-голубой медицинской маске. Другие пассажиры – без масок. Известно, что последователи отца Сергия по большей части ковид-диссиденты и маски не надевают принципиально.
Женщина лет тридцати в светлой вязаной шапочке с люрексом оживленно говорила с пожилой соседкой по автобусу, Людмилой.
– Ой, что будет, что будет! – переживала паломница в шапочке с люрексом. – Война будет! Эрдоган объединится с Украиной и выступят против России. Тяжелые времена предстоят!
Вот так, дожила, уже внучка – и та еретичкой обзывает…
Собеседница слушает и переводит разговор на отца Сергия, с сочувствием обсуждая его арест и голодовку.
– Вот умру я, и некому будет свечку за меня поставить. Поэтому я с детства учила внучку бога уважать. А теперь что? Им там наговорили всякого, приходит она домой, и говорит мне: «Ты, бабушка, еретичка!» Вот так, дожила, уже внучка – и та еретичкой обзывает… – жалуется Людмила.
– Да не переживайте вы, – утешает ее молодая собеседница. – Мало ли, чего люди болтают! Так и скажите ей: не надо слушать кого попало, слушай родную бабушку!
Не надо, по мнению прихожан, слушать и работников епархии, уверяющих, что службы в обители незаконны. «Ты слушай одного только бога, – говорит корреспонденту РС пожилая женщина в хвосте салона. – Пустое это все».
Автобус сворачивает с Серовского тракта в сторону монастыря. Въезд перегорожен шлагбаумом.
«Это автобус из Екатеринбурга», – говорит водитель невидимому в темноте охраннику, и шлагбаум поднимается. Монастырские ворота выглядят внушительно, как в Средневековье. Непосредственно перед воротами установлен еще один шлагбаум. Люди начинают продвигаться к выходу из «Форда», заранее осеняя себя крестным знамением.
На улице темно и холодно, не меньше 20 градусов мороза, но большинство верующих твердо намерены окунуться в прорубь. Черная вереница паломников распласталась по белой дороге. Люди движутся к двухэтажному храму с высоким крыльцом – это один из нескольких храмов, расположенных на территории монастыря. Там, на втором этаже, проходит церковная служба в честь праздника Крещения Христова. Перед входом в святилище стоят вешалки, верхнюю одежду можно снять прямо здесь.
Внутри храма на службе
Глазам прихожанина открывается большой церковный зал и роскошный иконостас. Огромные иконы здесь повсюду – на стенах, на колоннах.
На монастырь чужие дядьки напали, кельи порушили!
В зале – не меньше тысячи человек. Люди приветствуют друг друга, видно, что многие из них знакомы. Присутствуют монахини – наверное, человек сто, несколько мужчин в длинных черных рясах, но также много и людей в светской одежде. По всему залу расставлены складные стульчики. В левом углу, дальнем от алтаря, – церковная лавка со свечами, в правом – стеллажи, завешанные одеждой прихожан. За ними – целая гора туристических «пенок». Их используют как для сидения, так и для ночлега – если кто пожелает остаться на ночь в храме с благословения отца Германа. Под стеллажами на пенках возятся дети. Они играют, раскрашивают раскраски прямо на полу, создавая атмосферу цыганского табора. Внезапно из-под стеллажа выныривает мальчик лет восьми.
– А вы знаете, что здесь было? На монастырь чужие дядьки напали, кельи порушили! – выпаливает он и ныряет обратно.
Дети в храме
Возле алтаря – обстановка вполне благочинная и торжественная. Справа кружком стоят монахини – это церковный хор. Со стороны выглядит как обычное богослужение в обычном храме.
Но вопреки обыкновению, патриарх Кирилл не был упомянут ни в одной из молитв, в отличие от членов царской семьи. И это – одна из основных претензий епархии к действующим священникам, считают паломники. Зато несколько раз звучала молитва за освобождение отца Сергия и его помощника Всеволода (Могучева), который отбывает третий подряд административный арест по 15 суток.
Здесь все батюшки – последователи отца Сергия, потому и не разрешают им служить
Общаться на тему запрета епархией паломничества в обитель насельницы не хотят (как, впрочем, и на любую другую). У прихожан – своя версия:
– Здесь все батюшки – последователи отца Сергия, потому и не разрешают им служить, – поясняет невысокий мужичок в солдатской рубахе с полосатыми погонами. – Но и запретить не могут!
По его мнению, верховное руководство РПЦ «погрязло в грехе и содомии», потому что одобряет церковную Унию, утверждающую союз между разными христианскими конфессиями.
– Как же может Патриарх всея Руси с Папой дружбу водить, если Папа поощряет всякое распутство? У этих католиков даже геи и лесбиянки могут быть священниками – где это видано? – говорит прихожанин с погонами.
– В одной проповеди Кирилл распутников осуждает, а в другой Унию хвалит. Так не бывает, – солидарен ним черноволосый молодой человек по имени Георгий. Он уверен, что отец Сергий пострадал за чистоту христианской веры, в то время как действующий патриарх эту чистоту попрал.
Храм Спорительница хлебов, за который судится епархия
Вопрос, что будет с монастырем, у прихожанина Георгия волнений не вызывает.
– А что с монастырем? Все в порядке. Правильнее ставить вопрос, что теперь будет с нашей страной, – невозмутимо говорит он. Как и другие прихожане, Георгий уверен, что влияние их духовного отца простирается ни больше ни меньше на всю Россию.
«Я и места не узнаю»
В деревне Новоселова, где расположен скит Среднеуральского женского монастыря, монахини тоже оказались необщительны. Весь визит за корреспондентом РС по всей деревне ходил грузный мужчина с бородой и запрещал фотографировать вообще все.
– Вся эта деревня – наша, принадлежит монастырю «Спорительница хлебов». Хотите тут фотографировать – поезжайте к отцу Герману, просите у него благословения, – объявил он.
Деревня Новоселова
Деревня Новоселова находится в 85 километрах (по автодороге – в 153 километрах) к северу-северо-востоку от города Алапаевска, на правом берегу реки Туры. В половодье автомобильное сообщение в этих местах затруднено из-за болотистого ландшафта. Из-за отсутствия нормальных дорог большинство поселков в окрестностях с каждым годом разрушается и вымирает, а Новоселова – редкое и удивительное исключение. Большая часть жителей деревни на сегодня – это последователи отца Сергия, которые практически отстроили деревню заново.
Новые дома растут как грибы, ферму большую построили буквально за год
Если идти по центральной улице деревни, в глаза бросается, как сильно отличаются ее правая и левая стороны. Справа – постройки новые, добротные, слева – дома старенькие, есть даже и совсем ветхие. Но, по словам местных жителей, это различие временное, потому что земля в Новоселова уже почти вся распродана сторонникам опального клирика.
– Лет, наверное, пятнадцать, как деревня начала меняться, – рассказывает старейший житель деревни 86-летний Александр Новоселов. – Сейчас там с конца-то заезжаешь – я и места не узнаю. Новые дома растут как грибы, ферму большую построили буквально за год, у них там полная механизация, все поля колхозные заняли, рожь выращивают. Коровы у них, свиньи, кони – всего полно!
Его дочь Елена, лет тридцати, рассказала, что приехала сюда в 2009 году.
– Это была совсем глухая деревня, всего три дома жилых оставалось, – говорит она. – Я сюда из города вернулась специально, мне нравится деревенская жизнь.
Почему сторонники отца Сергия облюбовали это место, Елена и дед Александр не знают. Но у друга семьи Павла Михайловского есть своя гипотеза.
– Здесь раньше была какая-то старая церковь, которая потом сгорела, – говорит Михайловский. – Потом на ее месте часовню поставили, но она тоже сгорела. Старожилы рассказывали, что в этой деревне в 1937 году скрывались от советской власти старообрядцы. Когда большевики закрыли часовню и колхоз там открыл цех по ремонту сбруи, жители все старые иконы попрятали по домам.
– Точно, – вспоминает Елена. – Я даже одну такую икону у нас в сарае нашла.
Я на них смотрю – они все довольные! Только у них вместо бога – отец Сергий, а у нас – обычная церковь
Отца Сергия в деревне Елена встречала, но его прихожанкой никогда не была.
– Раньше мой духовник, батюшка из Санкино, отец Игорь, иногда приезжал в местный храм службу служить, когда отец Сергий еще был в РПЦ, – вспоминает она. – Когда Сергий и его духовные дети сами отказались от епископа и от патриарха, их всех епархия отлучила от церкви, и они живут теперь обособленно. Я на них смотрю – они все довольные! Только у них вместо бога – отец Сергий, а у нас – обычная церковь. В быту мы как общались, так и общаемся. К моей к дочке в гости ходит послушница из монастыря. А в церковь мы теперь ходим только в Санкино.
Про отца Сергия в свете последних событий Елена читала и слышала много разного, но сама плохого ничего про него сказать не может.
– Он всегда предлагал помощь, хотя мы ни о чем не просили, – вспоминает она. – У меня дочь Настя, школьница. Раз мы живем за три километра от Санкино, где у нас школа, детей туда обязаны возить. А школьников было в деревне всего двое. Администрация никак не могла решить этот вопрос, а отец Сергий взял и выделил уазик. Еще отец Сергий иногда гуманитарную помощь привозил. Не только в Новоселова, по всему Санкино специально составлял списки малоимущих и развозил фрукты, рожки, крупу, сгущенку, нам тоже на дом привозили как-то.
Храм в деревне Новоселова
Кроме Новоселова, с 2011 года община Сергия также занимается реставрацией Кыртомского Крестовоздвиженского монастыря. По словам Михайловского, жителя деревни Муратково, в монастыре пока никто не живет, просто ведутся строительные работы. Монастырь расположен в глухих лесах, проехать туда на автомобиле через деревню Муратково можно только по зимнику. Однако для общины даже это не стало проблемой – по свидетельству Павла Михайловского, продукты и стройматериалы в Кыртомский монастырь доставляют на гусеничных танкетках, а то и на вертолете.
– Деревня Муратково может в весеннюю распутицу и вообще без продуктов остаться, потому что у администрации нет такой вездеходной техники. Но в Кыртомку монахи продукты привезут обязательно, – говорит он.
«Если попросту – народ дичает»
Религиовед Вадим Розенфельд предполагает, что после благоприятного для себя решения Арбитражного суда Екатеринбургская епархия если и сможет взять под контроль собственный монастырь, но только при помощи государства: «Если государство пришлет туда судебных приставов, даст юристов, переоформит земли на епархию – это возможно». Однако, обращает внимание эксперт, при таком исходе возникнет ситуация, когда крова и средств к существования лишатся сразу 480 человек, и вот их дальнейшей судьбой, скорее всего, государство уже заниматься не будет.
Вместо духовного «оплота» в лице РПЦ государство получило аморфную структуру, у большинства населения вызывающую отрицательную реакцию
Розенфельд видит в истории «Спорительницы хлебов» больше, чем локальный конфликт руководства РПЦ с одним конкретным священнослужителем. По его мнению, «режим «наибольшего благоприятствования» для официального православия привел к тому, что «под крышу» РПЦ устремились самые различные движения – оккультные, конспирологические и политические. На сегодняшний день околоправославная среда – «это дикий антиглобалистский компот из борцов всех мастей»: с ИНН, ювенальной юстицией, «чипированием», дистантом, вакцинацией. Здесь же царебожники, монархисты, «православные сталинисты», «державники», патриотические клубы, ковид-диссиденты и масса всего.
Вадим Розельфельд
– Церковная площадка крайне удобна для самых разных проектов, – говорит Розенфельд. – Прихожане подпишут любой документ, не вчитываясь, априори полагая, что, если им это дали в храме, значит, это правильно. О каком-то критическом восприятии говорить не приходится. Епископ – абсолютный феодал, он делает все, что хочет. Даже если он хороший, образованный человек, власть безграничная развратит кого угодно. Дело в том, что у нас в государстве происходит торжество мракобесия из-за отсутствия внятной религиозной политики. РПЦ – это еще меньшая из проблем. У нас есть откровенно деструктивные религиозные культы, от которых просто волосы встают дыбом. Государство поощряло и развивало эту систему, потому что существовала иллюзия, что религия – это оплот государства и его идеологический аппарат. То, что этот проект рухнул, выяснилось буквально в последние два года: вместо духовного «оплота» в лице РПЦ государство получило аморфную структуру, у большинства населения вызывающую отрицательную реакцию. К слову, о пресловутой «лояльности» РПЦ – недавно вышел потрясающий доклад профессора Марии Мчедловой, где на основе статистических данных, опросов, анкетирования показано, что есть невероятный рост именно политических протестных настроений в православной среде. И что с этим делать, никто не знает.
По мнению Вадима Розенфельда, причины роста протестных настроений в религиозной среде выходят далеко за рамки противостояния конкретной местной общины конкретному епископу. Одна из них – тот факт, что люди сегодня угнетены и экономически, и нравственно. Основной причиной кризиса Розенфельд считает низкий уровень социальной адаптации – и священства, и епископата РПЦ, и самих прихожан.
При сокращении медицины и образования народ идет к колдунам, экстрасенсам, отцам Сергиям – больше некуда
– Времена, когда Церковь была культурообразующим центром государства, вспоминаются как золотой век. Достаточно было за десять лет вытеснить большинство церковной интеллигенции, чтобы с горечью говорить о «мракобесии». Андрей Кураев, Андрей Десницкий, Сергей Чапнин более не лицо российского православия. Вместо трудов Александра Меня и Александра Шмемана изучают проповеди Андрея Ткачева, на смену философским и Евангельским кружкам пришли военно-патриотические клубы и «православные ярмарки». В РПЦ нет какой-либо внятной кадровой политики. На сегодняшний день найти служителя культа с хорошим светским образованием достаточно сложно, зачастую это уровень ПТУ. В результате священству, епископату современный мир непонятен, неприятен и кажется враждебным. Отсюда полное выпадение из действительности, создание иллюзорного, апокалиптического эрзаца. Приходской состав изменился так же. В основном, это масса простых людей, немолодых, с социальными нуждами, и им хочется не социального, а сакрального, мистического объяснения их проблем. Им дают ту картину, которую они хотят увидеть, то есть спрос рождает предложение. Но, повторяю, происходящее в любой религии, конфессии – лишь отражение социальных процессов того общества, в котором оно существует. Светское образование в России, к сожалению, просто на ужасающе низком уровне. Соответственно, народ дичает. То, что мы называем «мракобесием», – отнюдь не чисто церковное явление. Эти цифры не свежие, но они запали мне в душу: у нас примерно на 600 000 врачей приходится 800 000 колдунов, целителей и экстрасенсов. Так что Сергий Романов – это лицо современного православия и одновременно это лицо современного общества. Безусловно, это беда государства, причем не только государства, но и наша с вами. При сокращении медицины и образования народ идет к колдунам, экстрасенсам, отцам Сергиям – больше некуда.
«Спорительница хлебов»
О самой иконе стоит сказать особо — её почитают, как духовную (вестевую), жатву собирающую. Мольбы перед ней освобождают от любой напасти: от засухи, гибнущего хлеба, голодных времен.
Иконография так же примечательна. На ней у Богоматери нет на руках младенца. Пресвятая Дева восседает над облаками, простерши руки, благословляя.
Это интересно: еще в 1884-м основателем Шамординского женского монастыря, расположенного совсем близко от Оптиной Пустыни, стал отец Амвросий. А через пять лет старец благословил настоятельницу сделать список с Богоматери, изображенной на иконе «Всех Святых», словно «на облаках сидящей», Болховского монастыря. Обитель эта расположена в Орловской губернии. Начался год 1890, когда икона оказалась в скиту у преподобного и оставалась с ним почти полгода. Именно тогда она и получила свое нынешнее название.
Молился сам Амвросий перед ней, молились монахини обители. Довольно скоро началось всенародное почитание. А причина тому – чудотворения, от ее образа случавшиеся. И самым первым был отличный урожай, уродившийся на Шамординских полях и в Калужских пределах. В голод для Руси это стало настоящим чудом.
Шамординский женский монастырь
Когда Воронежская губерния страдала от засухи, после первого же молебна в Пятницкой женской общине, отслуженным перед списком с той самой иконы, на поля пролился долгожданный дождь, а в результате был получен прекрасный урожай.
Важно знать: получается преподобный Амвросий прямо указывал, что Богородица не зря им так была названа, она всегда станет помогать в заботах людских по добыче хлеба насущного.
А Среднеуральский женский монастырь был создан в честь именно этой чудотворной иконы. Насельницы его трудятся, не покладая рук, творят дела богоугодные, коих не счесть.
фильм Обитель Веры и Любви смотреть онлайн – Православные фильмы онлайн
134Надежда (06.05.2017 03:16)Почти каждый день просматриваю фильм и каждый день нахожу для себя новое. Спаси Господи! Низкий Вам поклон. |
33Татиана (28.12.2016 21:56)После просмотра фильма, душа заныла, просится в эту обитель. Спрашиваю себя – не ради ли любопытства? А душа оказывается благодати хочет. Спаси Господи отца Сергия и всех насельниц монастыря. Помоги Господи им в деле спасения, в молитве и трудах. |
Устройство женской обители
Это реальное крестьянское хозяйство, практически автономное. Тут и ферма с домашним скотом, лошадьми и птицей, сад и мастерские, странноприимный дом, школа. Здесь выращивают хлеба, а потом на собственной мельнице мелют муку. Творог и мед, которые здесь производятся, заслуживают похвалы от всякого, кому доведется их отведать.
Есть своя котельная и скважина, а значит, тепло и вода. Любой кризис для такого хозяйства не проблема. Натуральное хозяйство не позволит пропасть никому на той освященной земле.
Более трехсот наместниц проводят дни в трудах и молитвах, уходе за больными и сиротами. Эти люди выживут, даже если падет государственная экономика. Они обладают достаточным опытом, отработанными схемами добывания пищи. А их связи с внешним миром не столь сильны, чтобы стать помехой.
На подворье не прекращается строительство. Четыре величественных храма вознеслись на подворье, возводится еще один.
Кельи рассчитаны на 60 человек, имеется жилой корпус и трапезная, баня, гостиница на 25 мест – все это позволяет вполне комфортно разместиться и существовать всем: сестрам, насельникам, трудникам, паломникам.
Храмы и социальная работа
Поскольку подворье относительно молодое, то оно не отличается множественными храмами. Тут стоят всего четыре церкви, три из которых являются действующими в настоящее время.
Архитектурный ансамбль монастыря состоит из:
- храма «Спорительница хлебов» — он располагается в 4-этажном здании на третьем этаже. Тут находиться одноименная икона и некоторые другие реликвии;
- храм Казанской Богородицы — он состоит из нескольких этажей, на первом из которых располагается трапезная с комнатами монахов, а на втором непосредственно зал для богослужений. Этот храм характерен своей особенностью — в него все входят без обуви, выражая почтение;
- храм в честь иконы «Покров Святой Богородицы»;
- церковь Святой Троицы — двухпрестольное здание, в котором верхняя часть освящена во имя Святой Троицы. Архитектурный ансамбль этого храма дополняется 15-метровым крестом, который стоит неподалеку и посвящен невинно убиенным членам царской семьи.
Читайте о других православных иконах:
- «Иверская»
- «Игоревская»
- «Избавительница от бед»
Помимо архитектурных сооружений подворье богато и на хозяйственные постройки, поскольку тут развито сельское хозяйство:
- молочная ферма;
- птицеферма;
- мастерские;
- лошадиное подворье;
- фруктовый сад;
- мельница;
- котельная;
- скважина.
Это подворье знаменито молочными продуктами и мёдом, которые можно отведать в трапезной. Помимо хозяйства тут работает школа, располагается дом для 25 гостей и больница на 20 человек. Тут есть отделение для больных раком людей, чтобы они могли провести свои последние дни в покое, причаститься и совершить исповедь перед смертью.
Среднеуральский женский монастырь (интерьер)
Данное подворье практически автономно и может обслуживать свои нужды самостоятельно. Это и стало причиной того, что монастырь стал пристанищем для всех тех, кто оказался в тяжелой ситуации. Сюда приходят одинокие матеря с детьми, беженцы, старые люди и инвалиды. Всем стараются тут помочь по возможности словом или делом. Многие тут и остаются.
Социальная миссия обители
Беженцы, инвалиды, одинокие матери с детками – все те, кто оказался «на обочине жизни», приняты в монастыре. Это превращает обитель в социальное общежитие.
Чтобы прокормиться, насельники трудятся наравне с сестрами в тепличном хозяйстве, на скотном дворе, на огороде.
Обратите внимание: онкологические больные и дети, проживающие в монастыре, – одна из важнейших мирских забот обители и послушаний для сестер.
Отдельно стоит рассказать о следующих заведениях обители:
- Школа
Ее организовали в 2005-м. Форма обучения детей — экстернат, прикреплены к Екатеринбургской школе Цесаревича Алексия. Дети обучаются чтению и пониманию древнего русского языка, на котором проходят богослужения и составлены молитвы, узнают, как пишут иконы и пробуют делать это самостоятельно, учатся петь молитвы, проходят Закон Божий.
Учителя выбираются из числа насельников монастыря с педагогическим образованием. У школьников (их 46) есть свой духовник, вникающий в их нюансы обучения и проблемы, исповедующий и наставляющий детей.
Среди бывших учеников есть студенты ВУЗов по самым разным специальностям: экономика, теология, музыка и др. Кто-то продолжает обучение и становится семинаристом. И это неудивительно. Ведь среди тех, кто учил их в монастырской школе, были и преподаватели – соискатели ученой степени, кандидаты педагогических наук.
Обитель успешно готовит для себя кадры. Но даже если кто-то здесь не захочет остаться, в мир они уйдут с достойным образованием, ставшими высоконравственными членами общества;
- Больница на 20 коек
Она расположилась в жилом корпусе на первом этаже. С 2011 года здесь обихаживают раковых больных на последних стадиях заболевания. Они имеют возможность исповедаться и причаститься. Здесь же их и соборуют.
Церковь иконы «Казанская Божья Матерь»
Строительство этого монастыря – уникальнейший пример ошеломительных сроков, каких церковь до той поры не знала. Вознеслись на этой освященной земле храмы.
Перед Казанской церковью непосредственно – громадный клинок, острие которого направлено вниз. И на рукояти его выведено: «Смерть антихристу». Будто лучи расходятся от нее, отлиты из бронзы барельефы сражавшихся за Родину и молившихся за нее. Слова Суворова высечены на лезвии, а на щите – изречения святителя Тихона, а также Алексия Второго.
Сам храм будто домашний. Люди свою обувь снимают и заходят сюда босиком. Внутри очень тихо, люди знают куда и к кому они приходят.
Церковь Святой Троицы
Этот храм с двумя престолами. Первый – в честь Святой Троицы, второй же – Царственных Страстотерпцев. И поблизости расположен пятнадцатиметровый поклонный крест – дань расстрелянной Царственной семье.
Это интересно: говорят, что удивительным образом для храма выбиралось место. Здесь два года подряд не таяли сугробы, когда кругом снега уже не было. Владыка Викентий благословил, и возведение храма началось. В будущем планируется разместить семь дорожек, как раз столько, сколько было убиенных.
Другие храмы монастыря:
- Храм Богородичной иконы «Спорительница Хлебов». Освятили ее в первый месяц осени 2004 года;
- Храм «Покрова Пресвятой Богородицы».
Духовник женской обители — отец Сергий Романов
Уже пятнадцать лет жизни этого человека и Покровской обители прочно связаны между собой. Случилось это с той самой поры, когда Викентий, архиепископ Екатеринбургский, дозволил отцу Сергию при мужском монастыре во имя святых Царственных Страстотерпцев создать женское подворье, на месте бывшего «немецкого хутора».
Сначала выстроили домовой храм из дерева, затем начали возводить кирпичное церковное здание.
Биография этого удивительного человека — живой пример смирения, терпения и любви. Когда-то отцу Сергию пришлось возложить на свои плечи духовное попечительство над монастырем, стать радетельным хозяйственником, общаться с жертвователями и мирскими, печься о строительных делах, вникать в инженерные вопросы. С тех самых пор прихожане и сестры ощущают заботу о себе во всех его трудах и молитвах.
Отзывы о нем единодушны: отец Сергий Романов человек заботливый, душевный, духоносный, любвеобильный, сердобольный и даже наивный. Нечасто сегодня встретишь ему подобных. Всякого этот ангелоподобный человек готов одарить своим сердечным теплом и искренностью. Ему можно верить во всем. И люди верят и доверяются ему.
Священников, способных изгонять нечисть из одержимых людей, вполне реально пересчитать по пальцам одной руки. Отец Сергий Романов — один из тех немногих, на кого снизошел этот Дар Божий. Помимо прочих священных служб им совершается специальный чин — отчитка бесов.
Интересные факты
Будущий отец Сергий — Николай Романов — был лишён священного сана в том числе после вскрывшихся деталей своей биографии. На момент поступления в Московскую духовную семинарию он солгал об имеющейся судимости по особо тяжким уголовным статьям, включая разбойные нападения и убийство. Согласно православному и большинству христианских канонов, человек, совершавший в прошлом любой из семи смертных грехов, не имеет права носить церковное одеяние.
В пастве схиигумена неоднократно мелькали «медийные» имена, известные политики и уважаемые представители региона. Именно благодаря им удалось собрать колоссальные суммы на возведение нескольких белокаменных храмов на территории и обеспечить монастырь собственным хозяйством. Среди прихожан, поддерживавших связь с духовником — бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская и участник команды КВН «Уральские Пельмени» Дмитрий Соколов.
Обитель украшена скульптурами, созданными лучшими российскими мастерами. Перед одним из входов стоит так называемый покаянный меч с портретами Николая II, Александра Суворова, и ликами святых. Другая скульптура — бюст последнему российскому императору — укрыта под сенью деревьев. Неподалёку можно увидеть непривычный для православной традиции ростовой памятник Иисусу Христу. Образ спасителя окружает 12 подрастающих саженцев редкой голубой ели — по числу апостолов.
© Валерий Исаев
Духовник монастыря неоднократно упоминался в новостных сводках, связанных с громкими скандалами. С 2017-го года он без благословения начал проводить ритуалы экзорцизма, а пару лет спустя обрушился с гневными речами в адрес коммунистов, назвав мавзолей Ленина «алтарём Сатаны». Последней каплей общественного терпения стала проповедь в разгар эпидемии коронавируса, в которой схиигумен проклял всех, кто соблюдает самоизоляцию и не ходит в храмы.
6 июля 2021 года опубликовано открытое письмо митрополита Екатеринбургского Кирилла, в тексте которого детально разбираются спорные высказывания отречённого от церкви отца Сергия. Помимо этого, обнародованы факты шантажа церковного руководства, призывы к совершению государственного переворота, антисемитские проповеди и разжигание ненависти к не-православным. Финальный аргумент — отчисление Николая Романова из семинарии за многочисленные прогулы.
Согласно генеральному плану монастыря, центральным его сооружением должен был стать масштабный кафедральный собор, способный единовременно вместить до 30 тысяч верующих. Предполагаемый архитектор даже создал детализированный макет будущей святыни, но из-за скандалов с духовником и его последующего принудительного изгнания с должности, вопрос остался открытым. Непростая судьба многострадальной святыни до сих пор остаётся в «подвешенном» состоянии.
© Валерий Исаев
Чудеса женской обители
Существует немало поразительных историй среди верующих. Каждая – о чуде исцеления. Их часто приносит соборование – таинство, которое означает присноблагодатное врачевание душевных недугов и телесных. Не зря говорится, что «по вере дается». Тот, кто приходит с верой, получает просимое, если это угодно Господу.
Возьмите на заметку: пусть реальность такова, что чудес мы ожидаем менее всего, только Среднеуральский монастырь – это место, где Божественное присутствие ощущается более всего. Так что нет ничего противоестественного в том, что чудеса все-таки случаются.
Отмечают, что еще в ходе строительства случались невероятные вещи. К примеру, история с оплатой труда строителей. Она выплачивалась только из пожертвований. Других источников не было. А в ту пору все деньги ушли на дорогостоящее лечение серьезно больной женщины. Но уже на другой день нашелся богач, который пожертвовал обители немалые средства, что и позволило без проблем расплатиться с рабочими. Для тех, кто не верит – обычное совпадение, для других – Божий промысел.
Передают друг другу и еще одну историю, о больной раком девочке. Ольгу родители привезли сюда практически умирать. Она не ходила, даже сидеть не могла. В молитвах пообещала, обет дала, что, случись ей исцелиться, станет монахиней. И наступило долгожданное улучшение. Поднялась она, даже бегать стала. К сожалению, после выздоровления поддалась на уговоры и уехала из монастыря. Но очень скоро вернулась, чтобы уже умереть здесь.
Был и другой человек, и тоже запущенная онкология. Там, где медицина оказалась бессильной, вера с молитвой сотворили чудо исцеления. Докторам лишь осталось констатировать сам факт.
Таких случаев рассказывают много. Достаточно их найдется и во всемирной сети.
Имейте в виду: говорят, что строится монастырь только на средства, которые несут сюда паломники, излечившиеся здесь от тяжелых болезней и свято верящие, что только вера им в этом помогла. Надо сказать, что и сама обитель была застроена в рекордные сроки, и строительство на ее территории активно продолжается. А это говорит о многом.
И все же главнейшее чудо этого женского монастыря – в атмосфере любви, окружающей всякого сюда приезжающего. Про такие места говорят, что здесь и Небо становится ближе.
История
Начало строительства первых скитов православной обители положено в 2002-м году, когда монастырь Ганина Яма отправил нескольких послушников в качестве рабочих. Для уральского региона это место символичное — именно пригороды Екатеринбурга стали местом массовых захоронений расстрелянных представителей царской семьи. Именно этот факт и сыграет в будущем огромное значение, как в плане расширения монастырских угодий, так и на духовном внутреннем устройстве.
Практически с самого начала строительные работы сопровождались громкими скандалами и судебными делами. Дело в том, что в девяностых несколько гектаров окружающей земли выкупили фермеры из Среднеуральска, а на момент приезда монахов территория-де-факто оставалась частной собственностью. Затянувшееся следствие продлилось почти 14 лет, никаких работ по возведению церквей при этом не прекращалось, несмотря на законную победу фермеров в судах.
Среди первых строителей был и Николай Романов, на тот момент рядовой послушник Ганиной Ямы, но уже активно строивший карьеру священнослужителя. Титул схимника и духовника обители он получил уже на момент возведения первого храма и оставался настоятелем до торжественного освящения земли в 2005-м году. С того момента женский монастырь возглавила игуменья Варвара Крытина, но статус духовника отец Сергий сохранял за собой, что оставляло его первым лицом обители.
© Валерий Исаев
Через год с момента открытия монастыря в нём заработал хоспис для пациентов, страдающих последней стадией рака. По свидетельствам многочисленных прихожан, несколько месяцев в молитве и строгом посте у некоторых больных закончились ремиссией и частичным выздоровлением. Практикующими врачами не раз высказывались сомнения в компетентности работы монастырских медсестёр, а десятки сообщений о чудесах скептики называют грамотно созданным пиаром.
Помимо основного комплекса, в изолированной части обители появился Иоанно-богословский отшельнический скит, ставший своеобразным «филиалом» Ганиной Ямы. Допуска посетителям в него нет, это строжайше запрещено монахам. Рядом с жилыми корпусами к 2010-му году обустроили и детский приют. Живут в нём не только сироты, но и подростки из неблагополучных семей, лишённых родительских прав. Сёстры и послушницы берут официальное опекунство над каждым ребёнком.
На 2021 год монастырские кельи рассчитаны на 600 одновременно проживающих монахинь, по разным данным жилые корпуса заполнены примерно на треть. Несмотря на формальные трудности, святая обитель никогда не отказывалась принимать верующих. Богослужения проводятся в ежедневном формате, причём, как утром, так и не прекращаются в ночное время. На дни крупных православных праздников организуются крестные ходы и торжественные проповеди под открытым небом.
© Валерий Исаев
Как добраться
Если ехать из Екатеринбурга по Серовскому тракту, это 30-й км.
По выходным дням от Епархии на улицу Репина, дом 6а отправляется бесплатный автобус (до монастыря и обратно):
- 15:00 – в субботу;
- 07:30 – по воскресеньям.
Кстати, за организацию паломнических поездок берутся многие храмы Свердловской области и самого Екатеринбурга. Надо только узнать дату и условия поездки.
От Северного автовокзала каждый день в обитель (и обратно) идут автобусы, доехать можно бесплатно.
Так что посетить это богоугодное место может всякий желающий. Здесь можно побывать на экскурсии, припасть к чудодейственным иконам, заказать требы и по желанию, даже пообедать в монастырской трапезной.
Официальный сайт обители, где можно узнать много полезной информации и расписание богослужений.
Фотогалерея
[Показать слайдшоу]