Успенский Псково-Печерский монастырь, история и фото, где принимает старец Никон


Из истории

Одним из первых затворников принято считать некоего Марка. Упоминание о нем отмечено в летописи 1932 годом. Марк, как и многие его единоверцы, бежал сюда от гнета монголо-татар с южных земель Руси. Вместе с несколькими богомольцами поселился он в пещерах. «Богом зданными» называют их – то есть «Богом созданными».


Псково-Печерская обитель

Как знать, может, никогда не суждено было бы стать этим пещерам великой духовной обителью, не поселись здесь священник Иоанн с женой. Именно эту супружескую пару принято считать основателями монастыря. В 1470-м году батюшка Иоанн в одном из подземелий устроил церковь Успения Святой Богородицы. Именно благодаря ему иноков начали хоронить в подземельях, не закапывая в землю.

К слову, на то время территории эти принадлежали некоему Ивану Дементьеву. По некоторым данным – простому крестьянину, который использовал территорию как вырубку. Узнав о поселении здесь богомольцев, Дементьев отказался от своего участка земли в их пользу.

Периодом расцвета обители принято считать середину 16-го века, время управления монастырем преподобномучеником Корнилием. Один за другим возникали при нем здесь новые храмы, уже над поверхностью земли.

Географическое положение монастыря – в приграничье Ливонии – послужило необходимостью превратиться Божьему дому в самую настоящую неприступную крепость. Не одну оборону пришлось ей выдержать!

Успенский Псково-Печерский – единственный в России монастырь, деятельность в котором не приостанавливалась в годы советской власти даже в 1920-м году, когда на территории СССР закрылись двери абсолютно всех монастырей. Территории же, на которых находился Успенский Псково-Печерский, в это время отошли, согласно Тартускому мирному договору, независимой Эстонии.

В годы Великой Отечественной войны монастырь не раз попадал под обстрел и бомбежки, стены некоторых храм были разрушены.

В январе 1945 года территория, на которой расположен монастырь, перешла в состав РСФСР.

Сегодня Успенская Псково-Печерская обитель является действующим монастырем, двери которого открыты для посещения паломниками.

Официальный сайт монастыря: www.pskovo-pechersky-monastery.ru.

Последний из плеяды великих старцев – ОдигитриЯ

«В субботу, 28 апреля, на 97-м году жизни в Псково-Печерском монастыре отошел ко Господу архимандрит Адриан (Кирсанов) — последний из плеяды великих духовников и старцев, подвизавшихся в Псково-Печерском монастыре со второй половины прошлого века. Царствие Небесное и вечная память рабу Божию архимандриту Адриану!»

Архимандрит Адриан (Кирсанов) (1922 — 2018), насельник Псково-Печерского Успенского мужского монастыря (в миру Кирсанов Алексей Андреевич), родился 17 марта 1922 года в деревне Турейке Орловской области в крестьянской семье. Рано остался без отца, рос болезненным и слабым.

Однажды мама, у которой на руках после смерти мужа было трое детей, отправила его в город Орёл к доктору. В городе тогда была всего одна действующая церковь, Алексей вошёл в неё к началу литургии и не смог уйти, ощутив, что там — его дом.

Тогда же ему было откровение: с иконы, перед которой остановился Алексей, сошла Пречистая Дева, а икона в видении Алексея преобразилась в поле брани.

До 1941 года работал слесарем на заводе. Когда началась Великая Отечественная война был эвакуирован в Таганрог на аэродром в военном городке. Перед занятием города немцами участвовал во взрыве цехов. Пробрался домой, где прятался дома и в лесах с партизанами.

При освобождении малой родины советскими войсками вступил в армию. Вскоре попал в Коломну, где охранял гаубичные пушки. Потом комиссия нашла у него болезнь сердца и Алексея призвали работать на завод имени Лихачёва в Москву. Там он проработал до 1953 года.

В 1953 году отправился в Троице-Сергиеву лавру с намерением вступить в число братии. Поначалу наместник лавры архимандрит Иоанн (Разумов) хотел было отправить «простоватого» просителя домой, но потом смягчился и принял послушником — мыть посуду.

Твёрдо держался своего места в обители. Когда больная мать, сообщая о пожаре в котором сгорел их дом, просила его оставить обитель и заработать денег на новый дом, не покинул лавры.

Важно

Вместо этого он стал усердно молить святителя Николая Мирликийского помочь его больной матери.

Тогда ему неожиданно принесли сумку с деньгами и анонимной запиской — передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом.

Исполнял послушание трапезника, затем — заведовал производством свечей.

В Успенский пост 1957 года был пострижен в монашество наместником лавры архимандритом Пименом (Извековым), с наречением имени Адриан. Был рукоположен во иеродиакона.

В 1970 году был рукоположен в священный сан.

Вскоре после рукоположения почувствовал способность помогать бесноватым. Получил на это благословение патриарха Московского и всея Руси Алексия I. С утра под его кельей собирались толпы невменяемых, буйных, зачастую оставленных всеми людей. В 5 часов утра отец Адриан их исповедовал, потом читал молитвы, изгоняющие злого духа.

Заботами отца Адриана многие исцелялись и преображались — успешно работали и исповедовали Христа. Однако его деятельность была не по нраву многим — как со стороны атеистических властей, так и со стороны завистников и блюстителей внешнего благообразия обители.

После инцидента, когда при виде отца Адриана беснование внезапно проявилось у одной видной американской туристки, из руководства ЦК КПСС последовало распоряжение «Убрать Адриана из Лавры в 24 часа».

26 августа 1975 года он был переведен в Псково-Печерский Успенский мужской монастырь. Батюшка тяжело перенёс расставание с любимой обителью, много страдал, открылась язвенная болезнь. Но как только пошёл на поправку, опять стал исповедовать душевнобольных.

Продолжал это служение до 1990 года, затем стал принимать людей, приехавших за исцелением и советом, с мирскими просьбами и бедами. Известны случаи его прозорливости, чудесные исцеления по его молитвам.

Продолжал старческое служение и по достижении 90-летнего возраста.

С 1975 по 1978 год — братский духовник Псково-Печерского Успенского монастыря.

Последние годы много пребывал в молитвенном бдении, был молчалив.

Источник: https://www.odigitria.by/2018/05/02/poslednij-iz-pleyady-velikix-starcev-pskovo-pecherskogo-monastyrya/

Легенды и предания

  • О том, почему монахов в пещерах хоронят в открытых гробах, а не закапывают в землю, рассказывают такую легенду. Когда супруга отца Иоанна, основателя монастыря, преставилась, он схоронил ее во гробе у входа в пещеру. Начал отпевать. Однако гроб внезапно возник из под земли. Иоанн вновь его закопал. Чудо повторилось. Тогда священник понял, что это указание на то, что хоронить следует над землею. Он вырыл для гроба нишу под сводом пещеры. Удивительно, но от мертвого тела дурного запаха со временем не исходило. После этого всех отошедших к Господу монахов стали хоронить в пещерах в открытых гробах.
  • Дорогу между Никольским храмом и Успенской церковью называют «кровавым путем». По нему, согласно поверью, Иоанн Грозный нес на руках безжизненное тело убиенного им же самим игумена Корнилия. Если верить преданиям, царь нанес настоятелю монастыря смертельную рану, заподозрив в нем предателя, но потом, свершив непоправимое, сильно раскаялся.
  • В годы хрущевской оттепели над Успенским Псково-Печерским монастырем нависла угроза закрытия. Настоятель и монахи – бывшие фронтовики — собрались защищать свою обитель с оружием в руках, но не допустить на территорию безбожников, готовых превратить дом Божий в руины. Однако браться за ружья не пришлось. Обитель с визитом посетила Индира Ганди. Она так расчувствовалась в пещерах, глядя на лики усопших святых отцов, а затем поделилась своими впечатлениями с политической мировой общественностью. В «Богом зданные» пещеры хлынул поток паломников-туристов, в том числе зарубежных и высокопоставленных. Вопрос закрытия монастыря отпал сам собой.
  • В годы, когда Российской империей правил Александр I, в Успенском Псково-Печерском монастыре совершал иноческий подвиг Лазарь, прославившийся тем, что судьба его была подобна судьбе Лазаря новозаветного. Как и последний, псково-печерский Лазарь, умерев, восстал из гроба со словами “Смерть грешников люта”. Он прожил еще 16 лет в непрерывной молитве.

Псково-Печерские старцы и духовное преемство

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Высокопреподобия, отцы наместники, братия, матушки игумении и сестры!

От лица Высокопресвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита, приветствуем вас в связи с наступившими праздничными мероприятиями, посвященными 700-летию со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского.

«Созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16; 18), – сказал Господь наш Иисус Христос, основатель Новозаветной Своей Церкви. Составной частью жизни христианской Церкви на протяжении веков является и монашеская жизнь во всех ее проявлениях: пустынническом, скитском и общежительном видах. В подтверждение сказанного достаточно назвать преподобных Антония и Феодосия Великих, Савву Освященного, Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского, всея России Чудотворца.

«Духовная традиция русского монашества, во многом сформированная под влиянием святого Сергия Радонежского, дала обильные плоды на ниве Господней…», – написал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем глубокосодержательном Послании в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре оно было прочитано 26 января 2014 года за Божественными литургиями.

Действительно, в истории Псково-Печерского монастыря есть духовные свидетельства водительства преподобного Сергия Радонежского. Открытие Богом зданных пещер, где пребывали подвижники во главе с преподобным пустынником Марком, произошло в 1392 году, в год праведной кончины преподобного Сергия Радонежского… Таким образом, дальнейшее становление Псково-Печерского монастыря является как бы продолжением служения самого преподобного Сергия на Северо-Западе Руси. А в год 700-летия рождения преподобного Сергия мы отмечаем 100-летие со дня рождения воспитанника обители аввы Сергия – архимандрита Алипия (Воронова), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в 1959–1975 годах.

Вернемся к Собору Псково-Печерских преподобных. Начиная с XV века, почти каждое столетие к преподобному старцу Марку, пустынножителю Псково-Печерскому, добавлялись в Собор святые: преподобные Иона и матерь Васса, строители Успенского собора (1473 г.); затем преподобномученик Корнилий, сорокалетний неизменный игумен Псково-Печерский, созидатель храмов, апостол эстонской народности Сету (XVI в.); вместе с преподобномучеником Корнилием, по преданию, пострадал и преподобный Вассиан, ученый монах, собиратель рукописной и печатной святоотеческой библиотеки монастыря; преподобный Дорофей, посланник Псково-Печерский и основатель Югской обители в Ярославской епархии (XVII в.). Продолжая именовать преподобных Псково-Печерского Собора, назовем старца Лазаря, молившегося усердно Богу и Пресвятой Богородице в XIX веке о спасении России от нашествия Наполеона и дважды принимавшего в своей скромной келье государя Александра I. В Собор Псково-Печерских преподобных входит и священномученик Александр (Покровский), епископ Харьковский, который был игуменом монастыря в 1917–1919 годах.

Названные преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божию приходящим людям всех сословий России и учили жить по совету старцев. Для обоснования своего служения они приводили слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам и апостолам, а через них и всем христианам: «Слушающий вас Меня слушает…» (Лк. 10; 16). Также обоснованием старческого наставления являются слова Премудрого: «Спасение во многом совете…» (Притч. 11; 14).

В XX веке многочисленные подвижники благочестия прославляли Небесную Игумению – Пресвятую Богородицу – и украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них: иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5 августа (старого стиля) 1903 года святых страстотерпцев царя Николая II и царицу Александру; архимандрит Мефодий (Холмский), настоятель Псково-Печерского монастыря в начале прошлого века, предсказавший свою кончину в Санкт-Петербурге и дважды причастившийся Святых Христовых Таин из рук святого праведного Иоанна Кронштадтского; валаамские старцы (среди которых назовем схиигумена Луку, схимонаха Николая), прибывшие в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании Великой Отечественной войны и упокоившиеся после своих духовно-просветительских трудов в Богом зданных пещерах. Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств», а о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царствия Божия в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа составляли суть их духовной науки.

В обители были представители и ученого монашества, например, закончивший свою жизнь в монастыре и погребенный в Богом зданных пещерах митрополит Вениамин (Федченков), который оставил многочисленное письменное духовное наследие. В настоящее время изданы книги владыки Вениамина: «Божии люди», «Небо на земле» (о Божественной литургии и св. праведном Иоанне Кронштадтском), «Записки Епископа», «О вере, неверии и сомнении», «На рубеже эпох» и другие. Интересно мнение владыки Вениамина о причинах потрясений в России начала XX века, в центре которых он находился: утрата среди интеллигенции, студенчества, армии веры во «единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием». А в Церкви Православной, по словам Владыки, не хватало святости. В настоящее время житийные материалы о митрополите Вениамине находятся в Синодальной комиссии по канонизации святых.

Необходимо назвать и других подвижников благочестия XX века в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре: схиигумен Савва (Остапенко), схиархимандриты Пимен (Гавриленко), Агапий (Агапов), Паисий (Семенов), Александр (Васильев); архимандриты Серафим (Розенберг), Феофан (Молявко), Антипа (Михайлов), Никита (Чесноков), Иероним (Тихомиров), Нафанаил (Поспелов) и многие другие, пережившие репрессии и войны, о которых кратко сообщается в книге «Будьте совершенны», составленной нами в 2008 году.

Яркими звездами, по слову апостола Павла (1 Кор. 15; 41), на монастырском и общецерковном небосклоне выделяются в XX веке преподобный Симеон Псково-Печерский и старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Преподобный Симеон Псково-Печерский причислен к лику святых в 2003 году, и его святые мощи всегда доступны для поклонения в Сретенском храме, и по вере приходящих к ним и ныне Благодатию Духа Святаго совершаются чудеса и исцеления: например, засвидетельствованы многочисленные исцеления от табачной зависимости.

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в свой приезд к преподобному Симеону Псково-Печерскому в 1955 году получил от него благословение на продолжение старческого служения в обители, что и исполнялось им с 1967 по 2006 годы. Отца Иоанна преподобный Симеон после упомянутой первой встречи назвал «земным ангелом и небесным человеком…» Действительно, все мы, кто знал архимандрита Иоанна, свидетельствуем о наличии у батюшки дара рассудительности – главного дара старца, даров прозорливости и исцеления… Для всех ищущих спасения во Христе в настоящее время полезно прочитать «Настольную книгу для монашествующих и мирян», составленную отцом Иоанном, а также сборник писем старца… Нами подготовлена книга о пастырском служении отца Иоанна под названием «Христов пастырь».

В предисловии к одной из своих книг, изданных в 2005 году, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) написал завещание, фрагмент которого мы приведём для духовного назидания:

«А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание: Дорогие мои, чада Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас Воле. Примите всё в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие – как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».

В продолжение слов преподобного Сергия Радонежского «любовью и единением спасемся» преподобный Серафим Саровский указывал: «Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго». Подобно перечисленным наставлениям преподобных звучат и слова старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), указывающие в наше непростое время путь к стяжанию Духа Святаго, к любви и единении о Господе: «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом…» Кстати, нужно сказать о том, что отец Иоанн участвовал и в открытии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после Великой Отечественной войны.

В настоящее время под благодатным Покровом чудотворных икон Божией Матери, в том числе и списка образа «Всецарица», принесенного со Святой Горы Афон в 2002 году архимандритом Ефремом, продолжается традиция старчества и душепопечения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Назову несколько духовных преемников традиции старчества: архимандрит Адриан (Кирсанов); схиархимандрит Никон (Антонов), который воспитан старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), начиная с его служения в городе Касимове Рязанской епархии; братский духовник архимандрит Таврион (Балов), преемник братского духовника схиархимандрита Агапита (Агапова); духовник и уставщик архимандрит Мефодий (Леонтьев), ученик иеродиакона Анатолия (Семенова), который был уставщиком братского хора много десятилетий.

Для того чтобы обозначить главный смысл подражания старцам в деле преемства душепопечения, пастырства, приведем слова апостола Павла, обращенные к своим современникам: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4; 16). Напомним слова и Самого Господа нашего Иисуса Христа, обращенные и к нам: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11; 29). Таким образом, подражание старцам и преемство состоит в усвоении их последователями и учениками кротости и смирения Христовых, а не внешнего «тихоговорения и согбенного хождения». Другая крайность – замена здоровыми людьми, не обремененными семьей или иными обстоятельствами, молитвы и богослужения в храме только прослушиванием богослужебных текстов и молитв на электронных носителях. Таким образом, существует опасность подмены реальной духовной жизни виртуальной зависимостью.

Для сохранения преемства старчества в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре Высокопреосвященнейший Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский, Священноархимандрит нашей обители, передает свой богатый духовный опыт, приобретенный при общении со старцами в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Также свои скромные усилия для сохранения преемства душепопечения в обители прилагают наместник, духовники, благочинный со всею во Христе братией. Старчеству не обучают в церковных школах – оно переливается подобно драгоценному миру из сосуда в сосуд, от сердца к сердцу по преемству… Старчество Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря востребовано и в XXI веке как неотъемлемая часть служения Христу Богу Русской Православной Церковью.

Позвольте завершить свой краткий доклад о Псково-Печерских старцах и духовном преемстве словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанными на открытии XXII Международных Рождественских чтений 27 января 2014 года в Государственном Кремлевском Дворце: «»Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7; 24–25). Эти великие Евангельские слова мы должны научиться применять к собственным жизненным обстоятельствам … мы и ныне живем в Доме, одним из великих строителей которого является преподобный Сергий».

Благодарю за внимание!

Распечатать

09.02.2014

Социальные сети

«Богом зданные» пещеры

Подземный комплекс включает в себя ближние и дальние пещеры. Первые открыты для паломников постоянно. Чтобы попасть в дальние, нужно договариваться заранее.

В ближних пещерах захоронены основатели монастыря и те, кто стоял у его истоков. Протяженность галереи – 15 метров.

Дальние же располагаются на семи так называемых подземных улицах. Их общая длина – более 200 метров. Здесь находятся открытые захоронения более чем 10 тысяч усопших – как монахов, так и благочестивых паломников, защитников монастыря.

Здесь также захоронены потомки Модеста Мусоргского, Александра Пушкина, Михаила Кутузова.

К сожалению, в ближайшее время постоянный поток паломников в дальние пещеры может быть приостановлен. Постоянное присутствие живых людей провоцирует поднятие температуры в пещерах до +10-15 град. Идеальной же для нетленного сохранения тел считается температура около +5 град.


Святые пещеры

Собор святых отцов

На Святой горе, неподалеку от входа в подземные пещеры, воздвигнут храм Псково-Печерских преподобных старцев. Мудрыми святыми отцами и подвижниками Успенский Псково-Печерский монастырь славен как мало какой другой. Их великое множество – умевших утолить жажду духовных исканий, боль сердца пришедших к ним чад, некоторые славились умением творить чудеса телесного исцеления. А такие чудеса, кстати, и по сей день происходят у нетленных мощей святых старцев.

Один из последних наиболее почитаемых святых отцов, практически наших современников, — отец Иоанн Крестьянкин. В 1970-90 гг. к нему потоками направлялись паломники за мудрым, прозорливым советом. Тяжелая жизнь, годы, проведенные в лагерях, не сломали его душевную суть, напротив – закалили, наполнили мудростью, терпением и любовью, которой батюшка с радостью делился со всеми пришедшими к нему.

Еще об одной из главных достопримечательностей России – Свято-Троицком Ипатьевском монастыре можно прочитать здесь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]