Псковско-печерский монастырь. Пещеры, фото, история, как добраться


История Псковско-Печерского монастыря

1392 год стал годом открытия «Богом зданных пещер». Свидетелем тому был крестьянин-землевладелец Иван Дементьев. После этого события, спасавшись от гонения татар, там поселились монахи. К сожалению имена всех не дошли до наших времен. Известен лишь преподобный Марк, который основал Псково-Печерский монастырь.

Рядом с пещерами, в 1470 году, выкопал себе жилище Иоанн и поселился здесь вместе со своею супругой Марией. На этом месте была основана Успенская церковь, освещенная в 1473 году. Иван Дементьев, увидев старания монахов решил передать часть земли в их пользование. На этом месте стала образовываться обитель, а пещеры превратили в место захоронения служителей монастыря.

Лишь в 1523 году были построены первые укрепления – деревянные стены. В то же год расширили пещерный храм, а церковь Антония и Феодосия была построена на Святой горе.

Когда игумен Корнилий приступил к своим обязанностям, стало заметно как обитель растет. Ему удалось привлечь сюда 200 новых монахов, хотя до него их было всего 18 человек. Также ему удалось построить более мощные укрепления, превратив деревянные стены в каменные. Церковь Николы Вратаря, была построена во время реконструкции стен (1558-1565 года).

В период с 1758 по 1870 года, были сооружены еще несколько строений:

  • 1758-1759 года –Покровская церковь;
  • 1729-1800 года – Церковь Лазаря;
  • 1815-1827 года – Михайловский собор;
  • 1870 год – Сретенская церковь.

Монастырь, который никогда не закрывался

А это уже никакая не легенда, а факт. За 550 лет истории монастырь разоряли не единожды, но не смогли закрыть ни войны, ни отчуждение земель в пользу разных государств, ни правители.

После разрушений обитель всегда восстанавливалась и получала очередной ратный подвиг к истории. А братия не только участвовала в защите и восстановлении, но всегда помогала прихожанам, попавшим в беду.

Во время Ливонской войны они вели миссионерскую деятельность. Основывали храмы в отвоеванных местностях, оказывали помощь пострадавшим, а имена погибших в войне заносили в монастырский синодик для поминовения. Во время немецкой оккупации братия монастыря участвовали в Псковской православной миссии, возрождавшей духовную жизнь на оккупированных территориях.

Государственные границы передвигались, но не нарушали монастырский покой. А вот советское правительство решило всерьез заняться вопросом неугасаемой веры в Псковской области.

Неоднократно в монастырь наведывались различные комиссии, с единственной целью – закрыть обитель. В очередной раз приехала комиссия, уже с постановлением о закрытии. Но его настоятель Алипий лишь взглянул на бумаги и тут же швырнул их в горящий камин. Нет бумаг – нет основания для закрытия.

Перед следующей комиссией монастырские ворота просто закрыли. А Алипий заявил, что в монастыре сохранилось много оружия со времен войны и многие из братии — фронтовики, которые будут сражаться до последнего. Далее Алипий сказал, что взять монастырь можно будет только с помощью авиации, о чем непременно будет рассказано по «Голосу Америки».

Говорят, что после этого, даже советская власть оставила все попытки закрыть Печерский монастырь.

Современный статус Псковско-Печерского монастыря

Псково-печерский монастырь необычайно красив. Всю историю развития, его окружали заботой и вниманием, благодаря этому он стал почитаемой святыней для русского народа. С внешней стороны, монастырь – это крепость с множеством бойниц.

Протяженность всей длины стен составляет 800 метров, и они имеют 9 башен. Во внутреннем дворе архитектура вмещает несколько храмов и прочих строений монастыря.

В конце прошлого века, помещения, располагающиеся внутри монастыря, были подвержены реставрации. Несмотря на продолжительную историю, традиции внутри монастыря остались прежними и не изменились.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние 2.1 Богом зданные пещеры
  • 2.2 Храмы
  • 2.3 Монастырские стены и башни
  • 3 Деятельность монастыря
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Как добраться
  • 8 Паломнику
      8.1 Расписание богослужений
  • 8.2 Гостиницы
  • 8.3 Трапезные
  • 8.4 Экскурсии
  • 8.5 Трудникам
  • 9 Интересно
  • 10 Фото
  • 11 Видео
  • 12 Ссылки
  • Интересные факты и легенды

    Известен трагический факт о преподобномученике Корнилии. В то время правил страной Иван Васильевич Грозный, и до него долетели слухи, что якобы наставник Псково-Печерского монастыря отказывается подчиняться царю и строит интриги, чтобы самому править государством.

    Такое Грозный не мог простить и отправился в путь. Возле ворот монастыря его уже ждал настоятель Корнилий, ничего не подозревавший. Царь был очень зол, не помня себя выхватил меч и отсек собственноручно ему голову. Голова покатилась с пригорка вниз, окропив весь путь кровью. После этого тропинка была прозвана Кровавый путь и по ней ежегодно совершаются крестный ход в память об этом событии.

    Царь, одумавшись, очень жалел о содеянном и приказал захоронить отца Корнилия на территории обители. В Псково-Печерской святой земле, проходил послушание, когда-то еще послушник Тихон Шевкунов. В 1986 году им сделан фильм о внутренней жизни и архитектурных строениях обители. Также ему принадлежит книга «Несвятые святые».

    Обитель в наши дни

    В 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 – с высшим образованием: инженеры, педагоги, фронтовики. А также несколько десятков послушников – кандидатов в монахи. Кандидатский срок – от 2 до 14 лет, в зависимости от их усердия. Монастырь платил пошлину государству за землю.

    Монастырские здания – собственность государства, а монахов обслуживали 25 наемных работников. Наместнику монастыря, архимандриту Алипию, было в то время 53 года. Участник Великой Отечественной войны, он закончил Высшую художественную академию имени Грекова и Московскую духовную академию.

    С 1995 года наместник монастыря архимандрит Тихон. Благодаря его стараниям, обитель благоустраивается и украшается. Построен братский каменный корпус у башни Нижних решеток с баней и прачечной, покрыты медью крепостные стены, а также отреставрированы купола храмов и древние росписи на фасадах.

    На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Бережно хранятся традиции монастыря. В 7-ю неделю после Пасхи празднуется день чудотворной иконы «Умиление». Регулярно празднуется день Собора Псково-Печерских святых. Монастырь продолжает издательскую деятельность.

    Святыни Псковско-Печерского монастыря

    В обители хранятся ценные иконы. Всего в обители три святыни – это икона Божьей Матери, с ней проходят ежегодные крестные ходы; Одигитрия и икона Умиления.

    В летописях описываются случаи чудесных исцелений при прикосновении к чудесным святыням. Успенский храм и Михайловский собор, считают местами хранения икон.

    Интересно[править]

    • «Псково-Печерская обитель»
      – фильм под таким названием создал архимандрит Тихон (Шевкунов), положив за основу материалы, снятые в обители в 1986 г., где он и подвизался.
    • Недавно свет увидела и его книга «Несвятые святые и другие рассказы»
      , а также рассказы о Псково-Печерской обители.

    Богом зданные пещеры

    В период открытия пещер, произошли события, которые несут тайный смысл. Случилось это в 1392 году, в этот же год покинул мир Сергий Радонежский, и тогда же были открыты молитвенники, которые подвязались в этих пещерах.

    По летописным писаниям, они были скрыты от взора людского. Но однажды крестьянин стал свидетелем чуда. Будто под деревьями открылся вход, и над ним имелась надпись: «Богом зданные пещеры».


    Псковско-печерский монастырь славен своими чудотворными пещерами.

    Кто написал ее, никто не знает, но она обладала интересным свойством – ее невозможно было стереть. Тому есть подтверждение в летописях. Будто в 16 веке, монах Варлаам часто посещал пещеры и постоянно стирал надпись, но она появлялась снова.

    В более поздние времена, вход был обложен кирпичом, чтобы придать монастырю пристойный вид, и тогда была заложена надпись. В то время уже каждый знал, что монастырь находится под покровительством Божьим и сотворен его рукою.

    Успенская пещерная и Покровская церкви

    Самым древним строением обители, и даже России, является Успенская церковь. Ее основал преподобный Иоанн, после пострига получивший имя Иона. Монах пришел сюда со своей супругой и вырыл в песчаной горе пещеру, где они вдвоем и поселились.

    Мария (супруга), была верной помощницей в становлении церкви. В 1473 году святыня была освещена во время праздника Успения.

    У Успенской церкви виден лишь фасад, противоположная сторона не видна, потому что задняя часть расположена в горе. Игумен Дорофей в 1523 году расширил храмовые стены и устроил придел Антония и Феодосия. 1858 стал годом постройки Покровской церкви, которая располагается над церковью Успения.

    Входы у них располагаются с разных сторон. Чтобы попасть в верхнюю церковь, необходимо вначале спуститься в пещеры, а там через большое крыло, можно будет попасть внутрь храма.

    Храм хранит святыни:

    • икону успения Божьей Матери;
    • списки, написанные с 16 по 19 века с иконы Умиления Божьей Матери;
    • мощи принадлежащие преподобному Корнилию;
    • икону святителю Николаю.

    Соборная площадь и торговля сувенирами

    Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.


    Соборная площадь

    Здесь же можно купить керамику, которая подверглась процессу молочения (молочный обжиг) — повторного обжига после пропитки натуральным жирным молоком. Считается, что в такой посуде продукты долго не портятся и не прокисают.


    Керамика с молочным обжигом


    Церковь Сорока мучеников севастийских

    Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром. Я очень жалею, что мы не попали в Музей истории города Печоры (Международная ул.,3), где была большая экспозиция, посвященная народности сету. Да и сам город Печоры не оставил какого-то внятного впечатления. Запомнились лишь отдельные постройки эстонского периода.

    Церковь Николы Вратаря

    Проект церкви принадлежит преподобному Корнилию. Постройка датируется примерно 1565 годом. Именно тогда и возводились оборонительные стены. Освещение церкви проводилось в честь Николая Чудотворца, а так как она являлась надвратной, то в народе она получила такое название. Внутри, почти во всю высоту находится резная икона Николы Вратаря: в правой руке его меч, а в левой – храм с тремя куполами.

    Церковь и звонница соединены с одной из оборонительных стен. Если посмотреть на храм с уличной стороны, то он похож на башню с бойницами.

    Престольные праздники[править]

    • Сретение Господне
      — 15 февраля
    • Корнилий Псково-Печерский, игумен, преподобномученик
      — 5 марта, 11 июля (переходящая), 18 июля (переходящая), 1 декабря
    • Воскрешение праведного Лазаря
      — 16 апреля (переходящая)
    • Симеон (Желнин), Псково-Печерский, преподобный
      — 18 января, 11 июля (переходящая), 18 июля (переходящая), 1 апреля
    • Васса Псково-Печерская, преподобная
      — 18 января, 11 июля (переходящая), 18 июля (переходящая), 1 апреля
    • Благовещение Пресвятой Богородицы
      — 7 апреля
    • Иона Псково-Печерский, преподобный
      — 11 апреля, 11 июля (переходящая), 18 июля (переходящая), 1 декабря
    • Марк Псково-Печерский, преподобный
      — 11 апреля, 11 июля (переходящая), 18 июля (переходящая)
    • Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель
      — 22 мая, 19 декабря
    • Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» Псково-Печерская
      — 3 июня, 5 июня (переходящая), 6 июля, 8 сентября, 20 октября
    • Собор преподобных отцов Псково-Печерских
      — 18 июля (переходящая)
    • Антоний Печерский, преподобный
      — 15 сентября, 11 октября, 20 марта (переходящая), 26 июня (переходящая), 23 июля
    • Феодосий Печерский, игумен, преподобный
      — 15 сентября, 20 марта (переходящая), 16 мая, 1 августа, 27 августа, 10 сентября
    • Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее)
      — 26 сентября
    • Успение Пресвятой Богородицы
      — 28 августа
    • Покров Пресвятой Богородицы
      — 14 октября
    • Лазарь Четверодневный, праведный
      — 30 октября (перенесение мощей), 16 апреля (переходящая) – Воскрешение
    • Михаил, Архистратиг
      — 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)

    Большая звонница

    Звонница располагается с восточной стороны от Успенского собора. На ней имеются семь пролетов колоколов, один из которых поставлен вторым ярусом, потому, что имеет более позднюю дату изготовления. Они разделены каменными столбами. Строение состоит из 30 колоколов, и это считается самой значительной колокольней в Псковской области и даже по всему Северо-Западу России.

    Существует легенда, будто три больших колокола были подарены разными русскими правителями:

    • «Часовой» был подарен Борисом Годуновым (но колокол изготовлен в другое время, а именно в 1765 году и весит 1818,2кг);

    • «Полилинейный» – Иваном Грозным (но имеет дату производства 1558 год и весит 2627,2кг);
    • «Большой» (по-другому именуется «Праздничный», был вылит в 1690 году, вес не указывается) – преподнесен Петром I.

    Изначально колокольня была деревянной, но в 1523 году переделана в каменную.

    Михайловский собор

    Самое большое строение, расположенное на территории монастыря – это Михайловский собор. Своим названием он обязан архистратигу Божьему Михаилу. Сооружение было спроектировано архитектором из Италии.

    Строительство собора началось после изгнания Наполеона из Пскова. Летописи свидетельствуют, что француз бежал после прохождения крестного хода с иконой «Умиление». Следующей ночью французы вышли из Полоцка, и Пскову больше не угрожала опасность.

    Командиры, участвовавшие в сражении, а также количество воинов, вписаны на мемориальной доске, покрытой позолотой. Главной святыней собора можно назвать десницу мученицы Татианы. Ее привезли в 1977 году при архимандрите Иоанне (Крестьянкине). По правую сторону, расположилась икона «Умиление».

    Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

    Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер. В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

    Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

    По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы — 19 марта/ 1 апреля .

    Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

    Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

    Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

    В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

    В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

    К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

    Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

    Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) — уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

    Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

    Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

    29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

    5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

    Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

    Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

    В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

    В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

    В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

    В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.

    В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П. Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827 г.г.).

    2 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

    Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).

    В монастыре в течение 1941 года произошли перемены: Архимандрит Парфений ушел на покой по старости, хотя всё ещё продолжал нести послушание эконома. Это был прекрасный хозяйственник и человек большой души. Любимым выражением отца Парфения было: «Слава Богу за всё!». До ухода отца Парфения Игумен Павел только помогал ему, но затем все неприятности, связанные с оккупацией, тяжелейшим бременем легли на плечи одного отца Павла, бывшего уже также в преклонных летах.

    В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.

    Бедствия, постигшие наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, не обошли стороной и обитель. Подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

    Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959-1975 г.г.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

    В тяжелое время войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован. Тогда, в первый год войны, братия не случайно выбрала его своим наместником. Благодаря избранной им тонкой и умной линии поведения с оккупационным режимом, сохранилась обитель со всеми ее ценностями и святынями, сохранилась братия. Мало того, уповая на милость Божию, он укреплял своей верой других, организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам в лагерном пункте №134 Пскова, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Один из них при посещении обители в 1984 году лично подтвердил этот факт.

    Так святая обитель-крепость и в минувшей войне оставалась негасимым светильником православной веры, надежной опорой нашим соотечественникам выстоять в это тяжелое для всей страны время.

    Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.

    При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

    Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

    Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.

    После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. В обители провел последние годы жизни Митрополит Вениамин (Федченков).

    Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко 1975-1988), ныне Архиепископом Благовещенским и Тындинским, были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

    Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), ныне митрополита Рязанского и Михайловского, вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли.

    Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

    Наместник монастыря с 1995 по 2021 г. архимандрит Тихон (Секретарев) продолжил благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.

    Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ века) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.

    Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность.

    На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера.

    1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части был открыт Паломнический центр, который может принять большое число желающих помолиться в обители и поклониться ее святыням. Также организована Экскурсионная служба.

    В монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия, примером для которых служат уже почившие архимандриты — Иоанн (Крестьянкин), Адриан (Кирсанов), Феофан (Молявко), Нафанаил (Поспелов), схиархимандрит Александр (Васильев) — дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир.
    Всей духовной, просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Тихон, митрополит Псковский и Порховский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев, благословляя и освящая труды иноков. По материалам официального сайта Успенского Псково-Печерского монастыря

    Сретенская церковь

    Ранее, в 1541 году, на месте Сретенской церкви стояла монастырская трапезная, а в 1870 году была переконструирована. Строение имеет псевдорусский стиль. Реконструкция не коснулась самой постройки 16 века, она сохранена под декорирующим слоем более позднего строения.

    Изначально здесь были расположены службы монастыря:

    • хлебня (где пекли хлеб);
    • мукосейня (по названию понятно, что здесь просеивали муку);
    • казна (впоследствии была перенесена в отдельное здание);
    • погреб «капустной» (здесь монахи хранили капустные припасы свежей капусты, квашенной и кислой)

    Теперь их место заняли изба-читальня и овощехранилище. В церкви имеются списки с иконы Божьей Матери «Троеручница» и «Взыскание погибших». А также святые мощи принадлежащие преподобному Симеону.

    Ризница

    Ризницей называется место, где хранится богослужебное облачение священников, а также различная церковная утварь. Ранее, при преподобном Корнилии, это помещение располагалось в подклете Благовещенской церкви. По исследованиям некоторых ученых, постройка здания датируется 16-18 веками.

    Также имеются данные, что ризница, в 1687 году, была подвержена пожару. Согласно последним исследованиям, в многочисленных документах и имеющихся изображениях, можно утверждать, что постройка берет свое начало от конца 17 века, а именно после пожара 1687 года.

    Но также приложены документы, где указывается, как нанятым каменщикам, было уплачено целых 10 рублей за работу. Ризница имеет три этажа в высоту и расположена напротив звонницы, а другой стороной примыкает к Сретенскому храму. Постройка состоит из трех ярусов, а на самом верху синий купол расписанный золотыми звездами.

    На каждом этаже располагаются полезные помещения:

    • складское помещение для церковной утвари;
    • ризница, где хранятся церковные одежды;
    • библиотека с различной православной литературой.

    В ризнице хранятся вещи, подаренные русскими правителями. Немецкими захватчиками были украдены вещи, принадлежащие монастырю. К счастью, после вступления в должность наместника Алипия, в 1973 году, большую часть вещей удалось вернуть.

    Стены и башни

    В период между 1558 и 1565 годами были подняты 6 башен и 3 ворот –от Ливонских захватчиков. Позднее, примерно в 1581 году, были выстроены еще 4 башни, одна из которых была разрушена.

    До наших дней дошли только 9 башен. Там, где находилась разрушенная башня был построен собор архистратига Михаила.

    https://youtube.com/watch?v=p-fCfIjUVEI

    Адрес, как добраться до монастыря

    1. Монастырь находится в Псковской области городе Печоры по улице Международной 5.
    2. Также в обители имеются телефоны — (83149) 2-63-60 или 2-18-60.
    3. Звонить не раньше 9 утра и не позже 17 часов.

    Тем, кто собрался посетить Псково-Печерский монастырь существует два варианта: либо через Москву или Санкт-Петербург.

    До Пскова можно добраться на поезде, а после приехав на автовокзал, купить билеты на автобус:

    • №207 через Изборск (ежедневно 7.30 -20.10);
    • через Печки (8.30-22.00).

    Попасть в монастырь можно практически круглогодично за исключением периода с 6 по 9 января и с 26 до 29 августа. Экскурсионные походы проводятся каждый час с 9 до 16 часов. Чтобы посетить экскурсии, необходимо заранее записываться. Также, если возникли какие-то вопросы, то их можно задать дежурному священнику. Который работает с 10 до 18 часов.

    Кто успел проголодаться?


    Пора перекусить!

    Вот так посмотрели мы монастырь. Есть голодные? Еда рядом! Как раз по пути на автобусную станцию, откуда я поеду в древнюю крепость Изборск, а после – в Псковский Кром. Здесь можно хорошо покушать: и первое, и второе, и даже компот. На пути также встретится много магазинчиков: в дорогу можно что-то прикупить, если есть необходимость. Про запас, так сказать.

    Расписание богослужений

    1. Ежедневно, по утрам в 6 часов. Проводятся утренние молитвы и исповеди в Успенском храме, за исключением среды. В среду проводится в Сретенском храме. Также возможен заказ молебнов и панихид.

    2. В ночь на субботу проводится всенощное бдение с 17 часов.

    Исповеди в монастыре проводятся по следующему графику:

    Понедельник9.00Сретенский храм
    Вторник9.00Корнилиевский храм
    Среда9.00Успенский храм
    Четверг9.00Никольский храм
    Пятница9.00Сретенский храм
    Суббота9.00Сретенский храм
    Воскресенье9.00Михайловский храм

    Где остановится

    Псково-печерский монастырь расположился не далеко от Пскова, всего в 53 км, но не все могут в тот же день вернуться домой. Для этих целей предусмотрены несколько мест.

    Где путники смогли бы остановится:

    1. По улице Юрьевская, расположилась гостиница «Дом паломника».
    2. На Международной – «Путь пилигрима».

    Псково-Печерский монастырь очень красив, особенно летом и весной. Не один из паломников обители не остался разочарованным. Здесь можно посетить церкви, отстоять службы и даже исповедаться.

    На территории имеются живые источники, вода в которых очень вкусная, так что прежде чем заходить в монастырь, нужно позаботиться о пустой таре, чтобы взять частичку живительной влаги с собой.

    Автор: Гуссер Андрей Викторович

    Оформление статьи: Мила Фридан

    Гаворезюме поездки – тоже сохрани!

    1. Добраться можно на 207 автобусе, едет с автовокзала каждые 20-30 минут. Уточнять расписание здесь pskovavtotrans.ru. Стоимость 100 рублей в 1 сторону
    2. Вход в монастырь бесплатный, берите с собой бутылку, там вкусная вода.
    3. Сувенирку и экскурсии можно купить около входа в монастырь
    4. Обратно в Псков можно уехать с автовокзала, по дороге покушав в столовой. Средний чек 200-250 рублей на 1 мыша. Или человека. Для кота где-то 1500, т.к. они прожорливые.

    Готовы идти дальше? Тогда вперед! Смотреть Изборскую крепость.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]