Архимандрит Рафаил (Карелин) о духовных недугах нашего времени


Архим. Рафаил (Карелин)

Рафаил (Карелин)
(род. 1931), архимандрит В миру Руслан Николаевич Карелин, родился 28 декабря 1931 года в Тбилиси в семье Николая Александровича Карелина и Александры Николаевны Чуркиной — инженера и учительницы. В семье не получил религиозного воспитания, родители держались по отношению религии индифферентно — отец был агностиком; мать верующая, но не проявлявшая этого. Жила семья на окраине Кировабада (ныне Ганджа), где отец инженером на дизельной электростанции. Мальчик рано привык к одиночеству и полюбил чтение.

Когда ему было 6 или 7 лет бабушка водила несколько раз водила его в церковь, и опыт этот оказал глубокое влияние на ребёнка. Как он писал впоследствии:

«
Там не было внешнего эффекта, который мог бы возбудить воображение ребенка, но было другое: как будто смычок невидимого музыканта касался самых глубоких струн сердца, и эти струны, раньше безмолвные, теперь зазвучали в ответ… я помню, что выходил из храма другим, чем я заходил в него. Но это чувство не продолжалось долго, оно исчезало, как будто его не было: мир, как ветер, задувал свечу, зажженную в душе ребенка

В другой раз духовное потрясение произошло с ним в детстве, когда он открыл и немного почитал Евангелие. Однако в то время мальчик скрыл этот опыт, убеждённый, что никто не поймёт его [1].

Его сознательные духовные искания начались в последних классах школы. Одной из вех на этом пути была книга святителя Иоанна Златоуста «Толкование на Бытие». Одно время он думал найти Бога в книгах. Но затем, однажды зайдя в Квашветский Марининский храм в Тбилиси, он пережил то он впоследствии называл «внутренним свидетельством, невидимой очевидностью

» того что «
истина здесь
» [1].

После окончания школы, поступил на филологический факультет ТПИ. В это время произошел его духовный перелом — обращение к Богу. Найдя свой путь в монашестве, в возрасте 23 лет он принял постриг в 1954 году. В то же время принял священство в клире Грузинской Православной Церкви.

В период с 1958 по 1973 год служил в Сухумо-Абхазской епархии, где произошли главные события его внутренней духовной жизни, о которых он писал в своих воспоминаниях в книге «На пути из времени в вечность». Стал духовным чадом Глинского старца преподобного Серафима (Романцова), имел близкое общение и с преподобным митрополитом Зиновием (Мажугой). Получил от своих духовных наставников благословление писать книги [1].

Из-за катаральной болезни горла не мог продолжать священническое служение в храме и для лечения возвратился в Тбилиси.

С 1975 по 1995 год преподавал в Тбилисской духовной семинарии, а затем в духовной академии славянский язык, аскетику, основное богословие и историю религий.

С 1995 года из-за болезни глаз принужден был оставить служение, как в академии, так и в храме. С 1990 года начал литературную деятельность, которую продолжает по сей день.

Стал одним из наиболее плодовитых и известных русскоязычных церковных писателей об аскетике, о многих насущных проблемах христианской жизни своего времени. В частности, выступил как один из принципиальных и последовательных критиков богословия профессора А. И. Осипова [2]. Ряд его трудов был переведён на грузинский, болгарский, сербский, румынский и другие языки. Кроме большого количества книг и множества статей, также публиковал ответы на вопросы своих духовных чад и вопрошающих, поддерживал свой интернет-сайт .

Монашество

Тайно приняв монашество в 1954 году с именем архистратига Рафаила, он вскоре рукополагается в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

За отсутствием духовных заведений в Грузии молодой священник отправляется в монастырь святой Ольги для обучения, там погружается в изучение церковных таинств, служб, молитв и всех остальных тонкостей, которые необходимо знать священнику.

Первым место его службы стало село Илори, в котором находился Георгиевский храм. Именно здесь отец Рафаил впервые столкнулся с проявлением демонических сил, освобождая от них одержимых злыми духами молитвой и постом.

Биография архимандрита Рафаила

В последних классах школы я заинтересовался метафизическими вопросами. В то время религиозную литературу достать было очень трудно. Мне случайно попала в руки книга сочинений святого Иоанна Златоуста, которая поразила меня новизной и глубиной мысли, а также блестящей стилистикой. Эта книга во многом определила мой дальнейший духовный путь. Какого либо религиозного или антирелигиозного воспитания в семье я не получил.

Мой отец был атеистом. Он говорил, что в молодости потерял веру, но никогда не отзывался о религии оскорбительно, что было тогда в моде. Он вообще отличался большой терпимостью и с уважением относился к убеждениям других людей. Его душевный внутренний мир до сих пор остался для меня загадкой.

Моя мать была верующей, но в тот период не показывала своей религиозности – она была как бы верующей «для себя» и считала, что дети, когда вырастут, сами разберутся в этих вопросах.

Я помню два религиозных переживаний моего детства, которые особенно врезались в мою душу и память. Моя бабушка Евдокия повела меня – тогда 5 или 6-летнего ребенка – в храм. Конечно, я ничего не понял, что там совершалось, но в душе почувствовал соприкосновение с какой-то невидимой силой, с тайной, которую хранит в себе храм. Я не понимал, что творится вокруг, но чувствовал, что необычайное происходит в моей собственной душе и что-то изменяется в ней, что я соприкасаюсь с неведомым новым миром. Некоторое время я находился под впечатлением этого события, но постепенно оно ослабло и исчезло из моей памяти. Я вспомнил и как бы снова пережил его много лет спустя.

Вторым моим религиозным переживанием детства было чтение Евангелия, вернее отрывки из Евангелия. Я простудился и несколько дней пролежал в постели. И, вот, на подоконнике, около моего изголовья я увидел книгу – это было Евангелие, принадлежащее моей бабушке. Я открыл его и начал читать. И опять меня охватило чувство присутствия невидимого духовного мира. Мне показалось, что какая-то светлая струя исходит из этой книги, и как будто кто-то перенес меня в те места и времена, когда проповедовал Христос.

Теперь я убежден, что Евангелие надо давать читать детям. Хотя они на рассудочном уровне не могут понять его, однако способны внутренне, мистически пережить и, может быть, это их переживания более глубоки и непосредственны, чем впоследствии, когда с возрастом душа покроется грехами и страстями, как слоем пыли. Окончив школу, я поступил в институт. В этот период у меня созрело желание посвятить свою жизнь Богу – принять монашество. В то время в Грузии не было ни одного действующего мужского монастыря, монашеские постриги совершались тайно. Большинство из монахов после революции было физически уничтожено, некоторым монахам удалось через Комитет охраны памятников оформиться сторожами при закрытых монастырях и даже проводить богослужения. Некоторые из монахинь пристроились певчими при действующих храмах, но одевались они в мирскую одежду, чтобы не привлекать к себе внимания.

Я тоже желал получить тайный постриг, но промысл Божий судил по-иному. Меня неожиданно призвал к себе настоятель Александро-Невского храма архимандрит Зиновий Мажуга (впоследствии Митрополит Тетрицкаройский). Он сказал, что один приход не имеет священника и поэтому там не совершается уже долгое время служба. Он предложил мне принять сан. Это совпало с моим желанием стать монахом и я согласился. По рекомендации и поручительству Митрополита Зиновия Патриарх Мелхиседек III рукоположил меня в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Тогда в Грузии не было духовной семинарии и для обучения практического богослужения меня отправили во Мцхета в Ольгинский монастырь, где меня учила Игумения Ангелина (Кудимова), которая много лет сама была уставщицей. Я вспоминаю об этой старице с глубокой благодарностью.

Путь служителя

В 1958 году архимандрит Карелин переведен в пригород Сухуми священником в кладбищенскую церковь Преображения Господня, где за 15 лет служения прошел основной путь своего духовного становления, описанный автором в книге «На пути от времени в вечность».


Рафаил Карелин является клириком Грузинской православной церкви

В Сухумо-Абхазской епархии Господь даровал молодому священнику уникальную встречу со святителем Серафимом, старцем Глинской пустыни, в которой он провел 12 лет. После закрытия пустыни архимандрит Серафим (Романцов), живя в Киргизии, все свое время проводит в молитвах, читает их, сидя на камне.

В лице отца Серафима, в 2010 году признанного святым, отец Рафаил нашел настоящего духовного отца, попечителя и наставника. Мудрый старец обладал уникальным даром любви к людям, которую скрывал под напускной строгостью, но всегда старался проявить чуткость к людским проблемам.

В Сухумский период встретился на пути преподобного митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), истинный поклонник Иисусовой молитвы, он был канонизирован в 2010 году. Будучи зрелым человеком, отец Рафаил много ездит по святым обителям России, посещение Псковско-Печерского монастыря особенно впечатляет Карелина.

Зрелый возраст

В зрелом возрасте отец Рафаил много поездил по святым местам и монастырям России. Не единожды он посещал Псково-Печерский монастырь, который оставил в его душе наиболее сильный отпечаток. Уже будучи взрослым человеком, он окончил Московскую духовную семинарию. Духовным наставником его был схиигумен Савва, который прославился тем, что читал молитвы над больными людьми. Известно множество случаев, когда после этого люди выздоравливали. Именно схиигумен Савва подсказал отцу Рафаилу начать писать книги .

Преподавание в духовной академии

1975 год ознаменовался для архимандрита Рафаила преподаванием славянского языка в Мцхетской духовной семинарии, а также аскетики, истории религий и богословия — в Тбилисской духовной академии.

Служба в храме

Последнее место, где служил отец Рафаил, — храм князя Александра Невского в Тбилиси. Болезнь, сильнейшая потеря зрения не дали ему продолжить службу.

В 2021 году впервые состоялась встреча папы Римского и патриарха всея Руси, на которой была подписана совместная декларация. Архимандрит Рафаил был в числе нескольких священнослужителей, крайне отрицательно высказавшихся о встрече патриарха и папы. Они заявили, что их совместная декларация — еретический документ, поскольку из-за этой встречи были нарушены все существующие церковные правила.

Литературная деятельность

Будучи духовным публицистом, о. Рафаил издал множество книг с критикой церковного модернизма, лояльно относящегося к различным течениям вероисповедания, Он совершенно нетерпим к экуменизму в Церкви, допускающему объединение всех христианских конфессий, среди которых протестанты, католики, униаты и другие.

Архимандрит Карелин, книги которого не оставляют никого равнодушным, пытается донести до широкой аудитории ответы о назначении церкви, пути души и духа, значении Бога и смысле жертвы Христа. Основываясь на широкой эрудиции, прекрасно владея литературным стилем, имея духовный опыт, священник пытается помочь человечеству найти ответ в вечном вопросе о смысле жизни, грехе и вере.

Его литературное творчество можно условно разделить по направлениям.

  • В нравственно-аскетических трудах преподобный Рафаил глубоко вникает в проблемы духовного мира, объясняя широкому читателю структуру и взаимные связи в нем. В работах священника этого направления много говорится о том, что человек должен довольствоваться тем, что имеет, уметь самоограничиваться и во всем знать меру.
  • В послании «Церковь и интеллигенция» рассматривается вопрос о взаимоотношении церкви и интеллигенции, ведь обе эти структуры призваны нести истину, нравственность и свет в мир.
  • В сборнике вопросов — ответов «В поисках истины» автор разбирает тему о смысле жизни, обогащая духовную жизнь читающих его произведения. Достойная и праведная жизнь, по мнению священника, возможна только после смерти для греха. Страсти поработили основную часть людей, не понимающих, что короткое время на земле отведено не для наслаждения и радости, а для поиска пути в вечную жизнь, дарующую настоящее счастье.
  • В книге «О языке православной иконы» автор с трепетом относится к святым образам, написанным святыми иконописцами, но подвергает резкой критике картины на религиозную тему кисти Врубеля и Дали.
  • Отдельно следует выделить сборники посланий архимандрита Рафаила, в которых батюшка по темам разложил ответы на вопросы, волнующие прихожан.


Рафаил Карелин. Христианство и модернизм

На основе анализа собственных ошибок, он дает советы ищущим Бога людям в сборниках:

  • «На камени веры. Вопросы и ответы»;
  • «Да никто же прельстит вас. Вопросы и ответы»;
  • «Море житейское. Ответы на вопросы читателей»;
  • «Тайна сия велика есть. Вопросы и ответы о семейной жизни».

В своих сборниках преподобный поднимает проблемные вопросы церкви, псевдокультуры, современного модернизма в православии: «Тайна спасения. Беседы о духовной жизни», «Православие и соблазны мира сего», «О вечном и преходящем», «На пути из времени в вечность. Воспоминания».

Проповеди архимандрита Рафаила заслуживают особого внимания. В самобытной и необычной форме священник во время богослужений учит, вразумляет и утешает тех людей, которые ищут истину жизни.

В 1999 году вышел сборник проповедей «Путь христианина», описывающий внутреннюю сторону церковной жизни. В своих откровениях священник делится советами, как приблизиться к Господу, и что может отдалять христиан от Него, как преодолевать страсти, и какую борьбу вести с демонами.

Разногласия с Осиповым

Многие начинают искать какие-то разногласия во взглядах и учениях по разным духовным тематикам таких богословов, как архимандрит Рафаил и А. И. Осипов. На некоторых форумах развернулись целые дискуссии по поводу того, кто же из них прав. Но не надо в это глубоко вникать, потому как каждый из этих духовных литераторов будет прав по-своему. И в этом нет ничего предосудительного, если кто-то в открытую выскажет свое мнение.

Архимандрит Рафаил Карелин об Осипове высказался, в частности, из-за статьи «Евхаристия и священство». Там ему не понравились некоторые высказывания. Но если предоставить поле для спора этих двух титанов богословской литературы, то они никогда друг друга не переспорят, так как и они не имеют полных знаний о мире духовном, а потому тоже могут в чем-то заблуждаться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]