К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах


К дискуссии о преподавании психологии в духовных школах


Лариса Шеховцова

Более 20 лет я преподаю психологию в Санкт-Петербургской духовной академии. Все эти годы я ратовала и активно продвигала мысль, что психологическое знание священнослужителям полезно и необходимо. Вначале это мое убеждение встречали с недоверием, сомнением, а теперь, когда наши магистранты-заочники (в подавляющем большинстве священники, имеющие солидный опыт служения) пишут реферат на тему «Возможность применения знания психологии в пастырском служении», почти все говорят не только о возможности, но и необходимости знания психологии пастырю.

Существует большой вопрос: какие знания по психологии необходимы пастырю, какую психологию надо преподавать в духовных школах?

Современная психология сегодня выстроена на материалистическом фундаменте, самым широким направлением является гуманистическая психология, как теоретическая, так и психотерапевтическая практика, но есть и направления, развивающиеся в рамках восточного, оккультного мировоззрения (трансперсональная психология, позитивная психотерапия, так популярные сегодня семейные расстановки Хеленгера), не говоря уже о психоанализе.

Хотя психология как учебная дисциплина и включена в учебный план духовных школ, утвержденной Учебным комитетом программы преподавания психологии нет.

С одной стороны, без знания основ (общая психология), казалось бы, нельзя, но с другой стороны, священник – не профессиональный психолог, а объем часов учебной дисциплины ограничен. Были попытки неоднократно обсуждать проблемы преподавания психологии в духовных школах лет 10 назад, но эти разговоры, насколько мне известно, ничем не закончились. Обсуждение этой проблемы по-прежнему актуально и требует совместных методологических семинаров пастырей, психологов, богословов, антропологов, психотерапевтов.

В преподавании психологического знания пастырям есть очень много проблем.

Меня, как психолога, преподающего психологию пастырям в духовной академии, безусловно, радует то, что ректорат Сретенской семинарии понимает важность знания психологии пастырями.

Что включает ПРОГРАММА по психологии, предлагаемая Сретенской духовной семинарией в направлении подготовки будущих пастырей «Пастырское душепопечение»? В хоть и увеличенном, но все-таки ограниченном объеме часовой нагрузки дисциплины целесообразны ли общие рассуждения о христианстве и психологии, исследовании феномена веры в общепсихологическом смысле вместо практического знания взаимоотношений в современной семье?

Когда наши магистранты-священники говорят о необходимости психологического знания и применении его в их пастырском служении, то называют прежде всего знание возрастной психологии, психологии семьи, психологии общения, социальной психологии, педагогической, то есть им необходимы знания прикладные, практические. У пастырей потребность в психологическом знании инструментальна. Психология для них – некий «инструмент», который можно и полезно использовать в работе. Но какой инструмент? Всякий ли «инструмент» – безвредный, если идет речь о душе?

И тут возникает масса вопросов уже богословских!

Что такое «психика»: душа или нет? Являются ли синонимами понятия «душа» и «психика», или в этих понятиях заключены разные смыслы?

И тут мы выходим на мировоззренческие вопросы. Материалисты-позитивисты, как известно, полагают психику функцией мозга, тем, что можно «пощупать и потрогать». Идеалисты-психологи, а именно они зачинали психологию в России в начале ХХ века (Л.М. Лопатин, Н.Я. Грот, Н.О. Лосский, Г.И. Челпанов, В.В. Зеньковский), полагали душу невещественной вечной субстанцией и, соответственно, не видели разницы между «душой» и «психикой». Некоторые современные психологи, полагающие психику материальной функцией мозга, говорят, что есть еще «нечто», «нематериальное», «вечное», и называют «это» душой. В богословии, христианском учении о человеке это «нечто» называется «духом».

«Дух» – то, с чем «работает» священник! Здесь проходит демаркационная линия между деятельностью пастыря и психолога. Забота пастыря – духовная жизнь пасомого, а «забота» психолога – оказание помощи человеку в исправлении «деформаций» души – психических проблем.

Эту демаркационную линию легче описать теоретически, а практически как провести грань между душой и духом? Как разделить душу и дух у живого человека? В богословии нет ответа на этот вопрос! И пастырь, долженствующий «заниматься» духом, часто занимается душой – в силу того, что духовная работа тесно сопряжена с душевной, душевная – с духовной. И здесь часто происходит очень тонкая подмена: получается, что пастырь вынужден решать с пасомым не духовные, а душевные, психологические проблемы (в которых он не всегда компетентен), а психолог, психотерапевт в силу тех же причин, как правило, решая с человеком психологические проблемы, вынужден искать их корни или исцеление в духовной жизни (где он тоже не компетентен).

Протоиерей Вадим Леонов, имея опыт взаимодействия с психологами, обратил внимание в своей статье на эту проблему.

Кроме того, «инструмент психология», как показывает уже накопленный опыт, для некоторых пастырей оказывается соблазном: духовная жизнь требует длительной и трудной внутренней работы, к которой пасомый часто не готов. Используя технологии-инструменты психологии, душевные проблемы можно решить быстрее и легче, но всегда ли это решение состоятельно, а не иллюзорно? Всегда ли психологическое решение проблемы способствует цели духовного возрастания?

Душевные проблемы можно решить быстрее и легче. Но всегда ли психологическое решение проблемы способствует цели духовного возрастания?

Как показывает западный опыт увлечения пастырями психологией, происходит некая десакрализация пастырского душепопечения через психологию (что отмечает отец Вадим Леонов), то есть подмена духовного душевным.

Здесь нужна очень большая осторожность и тесное взаимодействие пастыря с психологом, желательно имеющим свой опыт духовной жизни.

Нам, православным психологам Санкт-Петербурга, выход видится в развитии православной психологии, где работа православного психотерапевта символизируется крестом: горизонталь креста – это решение психологических проблем, а вертикаль – неизбежный выход на духовные вопросы. Страждущему человеку надо показать, что перспектива решения его душевных проблем лежит в духовном пространстве. Как точно замечает отец Вадим, применение психологического знания должно корректироваться святоотеческим опытом.

Соблазн, который поджидает психотерапевта на этом пути, – не становиться «гуру»- духовным учителем: «кесарю кесарево, а Богу – Богово»!

Итак, вопросы, которые требуют наисущественнейшего обсуждения и поиска ответов при организации направления «Пастырское душепопечение», это

  • богословские: в чем разница души и духа?
  • и психологические: какую психологию преподавать священнослужителям, как наладить взаимодействие пастыря с психологом, не говоря уже об организационных проблемах.

Идеальный вариант – сотрудничество пастыря с приходским верующим психологом

Идеальный вариант – сотрудничество пастыря с приходским верующим психологом, где каждый занимается своим делом и каждый в курсе, в каком направлении работает другой со страждущим человеком.

В Епархиальном обществе православных психологов Санкт-Петербурга давно обсуждаются эти проблемы на семинарах и ежегодных научно-практических конференциях. Познакомиться с этими материалами можно на сайте общества: www.eopp.spb.ru.

Русский Православный Институт Культуры

Часто ли вы слышите, что в Православии есть свои психологи? А какие они? Наверное, тетеньки в длинных тёмных бесформенных юбках, а если мужчина, то уж точно с бородой и принизывающим взглядом («Я знаю твои грехи!»).

Это далеко не так и подобные домыслы могут быть основаны на догадках человека абсолютно далёкого от Православия.

Православные психологи действительно есть и в нашей стране в настоящее время интенсивно развивается психология, ориентированная на Восточное христианство – православная психология. Она опирается на достижения психологии, христианской философии и богословия, а также на богатейшее наследие святоотеческого аскетического опыта и православной антропологии (учение о человеке). Не случайно именно в наше, полное искушений, время возрос интерес к православной психологии. Само Православие содержит в себе общепринятые духовные нравственные ценности, потребность в которых сейчас ощущают тысячи наших соотечественников.

Православный психолог в первую очередь — это специалист с высшим образованием. Не так много в нашей стране (да и в ближнем зарубежье) ВУЗов, предлагающих получить подобную профессию. Одним из них является Русский Православный Институт Культуры. Это не духовная академия и не семинария. РПКИ предлагает обучение для всех, имеющих образование не ниже среднего. Одним из преимуществ института является возможность обучаться не только очно, но и заочно, и даже дистанционно. Поэтому среди обучаешься можно найти студентов их Белоруссии, Балтийских стран, Дальнего Востока, несмотря на то, что сам РПИК находиться в Москве.

Кто же эти студенты?

В первую очередь – это православные. И не путайте с воцерковлёнными! Степень воцерковления всех студентов очень разная, среди них есть те, кто совсем недавно начал свой путь к вере. В первую очередь это люди, которые решили приобрести профессию психолога. Профессиональная переподготовка -это получение дополнительного профессионального образования. В итоге выдается Диплом с правом ведения нового вида профессиональной деятельности. Обучаться могут студенты вузов и колледжей. Если специалист имеет психологическое образование, то для него годовой курс повышения квалификации.

Что это значит?

Это совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании. Выдается Удостоверение о повышении квалификации. Психология — наука, развивающаяся. На смену поведенческой психотерапии пришел психоанализ, затем гуманистическая, экзистенциальная психотерапия….В наше время в психологии идет актуальное развитие духовно-ориентированного направления. Его развитие осуществляется на базе различных религиозно-философский учений о человеке. Это направление отражается в подходе к человеку в рамках Православной психологии и пониманием человека не только как «тело и душа», но признания наличия высшей составляющей «духа». Православная психология берет за основу православное мировоззрение и исходит из позиции христианской антропологии о понимании человека как Образа и Подобия Божия, как единства тела, души и духа.

Как происходит обучение психолога?

Для того, чтобы стать практикующим психологам студенту нужно пройти не только теоретическую, но и практическую подготовку. На первых этапах студенты приобретают «клиентский опыт», то есть, обучающийся получает опыт прохождения личной терапии в группах с целью решить свои внутри личностные конфликты, прорабатывают свои личные проблемы. Подобные групповые встречи проходят и онлайн для групп дистанционного обучения, когда собираются 6-10 человек посредством интернет –связи. Участник на такой встрече вынужден столкнуться со своими проблемами и начать разбираться с ними.

Для чего это нужно?

Для того, чтобы впоследствии работая с клиентами психолог мог оказать ему квалификационную помощь, ну конечно это собственное психологическое здоровье. Так, малоосознающие, не готовые к личностному росту и развитию, люди получают возможность для собственного развития и обучения дальше. Обучение строится по принципу: теория, отработка на практике, коррекция ошибок. Отработка теории всегда происходит в группах своих же коллег-студентов под руководством опытного преподавателя- тренера. В результате обучения после прохождения всех необходимых практических часов, сдачи экзаменов и творческих работ, есть шанс получить заветный сертификат и отправиться на поиски клиентов.

В чём преимущество выбора именно православного психолога для личной терапии?

Во- первых, в отличии от светской психологии православная основывается не на 2 веках исследований и существования самой науки, а на 2 000 лет аскетического и духовного опыта Святых и подвижников Христианской веры, что несомненно значительно больше и незаслуженно забыто за период существования советской власти. И это отнюдь не значит, что опыт светской психологии отвергается. Напротив, в РПКИ преподают высококвалифицированные психологи, гештальт-терапевты, психологи — консультанты, обучающие лучшим практикам, отобранным через призму православного подхода к человеку, понимания человека как Образа и Подобия Божия.

Наличие в программе обучения Православного вероучения (Догматическое богословие), Библеистики (Священное Писание Ветхого и Нового Завета) и другие предметы теологии обогатят ваш личный опыт на пути воцерковления.

В настоящее время в состав факультета психологии входят 7 кафедр: • Православной антропологии; • Психологии религии. • Православной и Социальной психологии; • Приходского Психологического консультирования и психотерапии; • Методологии психологии; • Клинической Психологии; • Возрастной и Педагогической психологии Кроме того, при факультете действуют: • Научно-Методический Центр Православной Психологии и психотерапии «ПРОСОПОН» • Курсы повышения квалификации • Православная психологическая школа «Основы православной практической психологии»; • Православно-психологический лекторий «Святоотеческая психология и духовно-нравственное воспитание».

Стоимость обучения фиксирована и составляет 30 000 руб. за учебный год (10месяцев). Возможна оплата каждый месяц.

Вы приняли решение получить православное образование?

Тогда для Вас в РПИК факультеты: Православная психология, Теологии, Искусствоведения, Культурологии. Звоните прямо сейчас в приёмную комиссию +7-962-995-22-68, бесплатный звонок на номер: 8-800-2222-106, узнавайте подробности на сайте РПКИ www.рпик.рф/#rec2582957. Комплектование групп происходит в течении всего года.

Присоединяйтесь к сообществу Православных психологов!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]