Мы абсолютно открыты к любой корректной православной дискуссии


Протоиерей Максим Козлов

Максим Евгеньевич Козлов
(род. 1963), митрофорный протоиерей, настоятель Московского храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москва-Сити, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор и преподаватель Московской духовной академии, член Высшего Церковного Совета, Межсоборного присутствия и Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Родился 25 июля 1963 года в городе Москве.

В Церковь пришёл в юношеские годы.

В 1978 году тайно от родных принял крещение.

С 1980 по 1985 год обучался на филологическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где специализировался по кафедре классической филологии (древнегреческий и латинский языки). Во время обучения на старших курсах университета внештатно сотрудничал в Издательском отделе Московской Патриархии, подготавливал переводы с греческого языка, занимался реферированием греческой церковной прессы, работал с рукописями у архимандрита Иннокентия (Просвирнина).

В 1985 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил экстерном в 1988 году; поступил в Московскую духовную академию, которую окончил так же экстерном в 1990 году. Постановлением Учёного совета МДА от 28 декабря 1990 года присуждена учёная степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники».

В сентябре 1985 года зачислен в состав профессорско-преподавательской корпорации Московских духовных академии и семинарии преподавателем новых и древних языков. С 1989 года поручено также чтение курса истории западных исповеданий (раздел — католичество) в Московской духовной академии, с 1991 года — курса сравнительного богословия в Московской духовной семинарии.

С января 1991 года — председатель филологической комиссии Московских духовных академии и семинарии. 14 декабря 1991 года присвоено учёное звание доцента Московской духовной академии. Принимал участие в деятельности рабочей группы по разработке новой концепции духовного образования.

25 февраля 1992 года рукоположен в сан диакона ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым).

21 июля 1992 года рукоположен в сан священника патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Ридигером) и назначен штатным клириком храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве города Москвы.

4 января 1994 года назначен исполняющим обязанности настоятеля домового храма святой мученицы Татианы при МГУ города Москвы. До января 1995 года, пока шёл процесс подготовки необходимых документов, регистрации прихода, освобождения храма от прежних арендаторов, проходил приходское служение в Казанском соборе на Красной площади города Москвы. Впоследствии был утверждён в должности настоятеля Татианинского храма при МГУ.

В январе-апреле 1996 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) находился в командировке в США, где прочитал курс «Богословие и история Русской Православной Церкви в XX столетии» в семинарии Епископальной церкви в Нью-Йорке.

С 1996 года — член Синодальной богословской комиссии (с 27 июля 2009 года — Синодальная библейско-богословская комиссия).

С 1997 года также преподаёт вновь введённый курс основ риторики в Московской духовной академии.

В феврале-марте 1999 года проходил научно-богословскую стажировку в Институте Восточнохристианских исследований в унивеситете города Неймегена (Нидерланды). В различные годы читал лекционные курсы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Свято-Димитриевском училище сестёр милосердия.

К Пасхе 2000 года возведён в сан протоиерея ректором МДАиС епископом Верейским Евгением (Решетниковым).

С 2001 года — член редколлегии сборника «Богословские труды», издаваемого Издательством Московской Патриархии. В феврале 2002 года определён членом совета правления Всероссийского православного молодёжного движения, отвечающим за работу со студенческой молодёжью. С марта 2002 года — заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главный инспектор Учебного комитета.

7 июня 2005 года присвоено звание профессора Московской духовной академии на Учёном совете МДА [1].

27 июля 2009 года вошёл в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [2].

16 декабря 2010 года вошёл в состав комиссий Межсоборного присутствия, — секретарём комиссии по вопросам отношения к инославию и другим религиям, и членом комиссии по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ [3].

15 марта 2012 года назначен на должность первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.

6 июня 2012 года освобождён от обязанностей секретаря комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и назначен вместе с проректором Киевской духовной академии Владимиром Викторовичем Бурегой секретарём комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного воспитания [4].

31 августа 2012 года освобождён от должности настоятеля домового храма мученицы Татианы при МГУ города Москвы и назначен настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москва-Сити, который ранее был приписан к Татианинскому храму при МГУ и в тот же день был выделен в самостоятельный приход [5].

14 июля 2021 года назначен председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви [6].

С 25 июля 2021 года — член Высшего Церковного Совета по должности [7].

Также являлся преподавателем Сретенской духовной семинарии и членом редколлегии журнала «Православная беседа», вёл спецкурс о современном состоянии Римо-католической церкви в Московской духовной академии.

С 25 августа 2021 [8] по 17 июня 2021 года [9] исполнял обязанности ректора Сретенской духовной семинарии (с 13 апреля 2021 — академии).

Неоднократно принимал участие в различных научно-богословских конференциях и собеседованиях.

Женат. Отец четырёх дочерей.

Биография

Отец Максим Козлов представитель того поколения советских людей, лишенных свободной возможности узнать о вере, хоть какие-то правдивые сведения. Эта молодежь, возмужание которой пришлось на 1970 — 1980-е годы, а этот период принято называть «застоем», по наитию и промыслу Божию познавала основные религиозные истины.


Протоиерей Максим Козлов

Максим Козлов был плоть от плоти советского общества. Он родился в 1963 году в семье обычных московских служащих, которые совершенно не сохранили никакие религиозные традиции, но и не были резко отрицательно настроены против религии. Просто вера не была в кругу их интересов. Внешне светская жизнь будущего протоиерея Максима Козлова складывалась вполне благополучно.

  1. Окончив в 1980 году среднюю школу, он поступает на филологический факультет Московского государственного университета.
  2. Максим с раннего возраста имел способности к языкам, поэтому выбор факультета был не случаен. Здесь он овладел греческим и латынью, а также усовершенствовался в знании еще двух западноевропейских языков.

Университет, будущий глава Учебного комитета, закончил в 1985 году. Но еще до поступления, его духовные поиски привели к глубокому религиозному переживанию и вынудили сделать решительные шаги, чтобы изменить свою жизнь кардинально.

Ссылки

  • [www.patriarchia.ru/db/text/253316.html Максим Козлов, протоиерей] на сайте Патриархия.ru
  • [www.st-tatiana.ru/text/36189.html Протоиерей Максим Козлов] на сайте Домового храма мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова
  • [sretenie.com/avtor/?avt_id=2147 Книги прот. Максима Козлова] на сайте магазина православной литературы Сретение
  • [www.mpda.ru/persons/27746.html Протоиерей Максим Козлов] на сайте МПДА
  • [ruskline.ru/author/k/kozlov_maksim/ Протоиерей Максим Козлов] на Русской народной линии
  • [www.sinergia-lib.ru/index.php?page=kozlov_maksim КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник) (род. 1963)]
  • [ruskline.ru/monitoring_smi/2012/03/03/cerkov_i_vlast_v_istorii_i_sovremennosti/ Протоиерей Максим Козлов. Церковь и власть в истории и современности]
  • [borisov-spas.com/pravoslavnye-prazdniki/protoierej-maksim-kozlov-pasxu-nado-vstrechat-ne-na-kladbishhe-a-v-xrame.html Протоиерей Максим Козлов: Пасху надо встречать не на кладбище, а в храме]
  • [astrsobor.ru/protoierejj-maksim-kozlov-nesereznyjj-razgovor-ob-inoslavii/ Протоиерей Максим Козлов: «Несерьезный» разговор об инославии]
  • [www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1457 Протоиерей Максим Козлов: «Миссионер-катехизатор не может ассоциироваться с политическими партиями»]
  • [chdu.cerkov.ru/2013/03/25/protoierej-maksim-kozlov-neobxodimo-ocenit-obshhee-sostoyanie-zdorovya-nashej-sistemy-duxovnogo-obrazovaniya/ Протоиерей Максим Козлов: Необходимо оценить общее «состояние здоровья» нашей системы духовного образования]
  • [www.eparhia-saratov.ru/pages/8294_protoierey_maksim_kozlov_nastoyashaya_jizn_%E2%80%93_tolko_v_cerkvi Протоиерей Максим Козлов: «Настоящая жизнь — только в Церкви»]
  • [history-mda.ru/prepod/protoierey_maksim_koz_10.html Протоиерей Максим Козлов, профессор]
  • [www.nsad.ru/articles/protoierej-maksim-kozlov-vse-li-seminarii-odinakovo-horoshi Протоиерей Максим Козлов: зачем священникам учить политологию?]
  • [www.sttatiana-omsk.ru/statia2601102.html Интервью настоятеля Татьянинской церкви протоиерея Максима Козлова в журнале «Собрание»]
  • [www.bukiski-hram.lt/stati-i-publikacyi/85-protoierej-maksim-kozlov-diskussii-vedutsya-i-eto-khorosho#.UZKVYlIfjPg Протоиерей Максим Козлов: Дискуссии ведутся, и это хорошо]
  • [www.pravoslavie.ua/articles/life_in_the_church/2012/01/05/398/ Протоиерей Максим Козлов: промысл — штука нелинейная]
  • [www.bukiski-hram.lt/stati-i-publikacyi/85-protoierej-maksim-kozlov-diskussii-vedutsya-i-eto-khorosho#.UZKVYlIfjPg Протоиерей Максим Козлов: Дискуссии ведутся, и это хорошо]
  • [www.zavet.ru/kozlov.htm Протоиерей Максим Козлов о православно-католических отношениях в свете папского визита, интервью Стране. Ру от 21 июня 2001 года]
  • [www.matrony.ru/protoierej-maksim-kozlov-o-smysle-braka/ Протоиерей Максим Козлов — о смысле брака]
  • [www.eparhia-saratov.ru/pages/8294_protoierey_maksim_kozlov_nastoyashaya_jizn_%E2%80%93_tolko_v_cerkvi Протоиерей Максим Козлов: «Настоящая жизнь — только в Церкви»]
  • [azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/kreschenie/kozlov_voprosy_o_tainstve_krescheniya-all.shtml Протоиерей Максим Козлов. ВОПРОСЫ О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ]
  • [portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/3804-protoierey-maksim-kozlov-sotsseti-eto-brosanie-slov-v-bezdonnyy-kolodets/ Протоиерей Максим Козлов: «Соцсети — это бросание слов в бездонный колодец»]
  • [www.patriarchia.ru/db/text/1771201.html Протоиерей Максим Козлов: Надо ли воевать с неправославными?]
  • [www.pravmir.ru/svoboda-ot-sobstvennoj-gadosti/ Протоиерей Максим Козлов. Свобода от собственной гадости]
  • [www.pravmir.ru/detskaya-ispoved-ne-navredi/ Протоиерей Максим Козлов. Детская исповедь: не навреди!]
  • [www.pravmir.ru/video-protoierej-maksim-kozlov-chto-delat-s-peregruzkami/ Протоиерей Максим Козлов: Что делать с перегрузками?]
  • [www.pravmir.ru/shkola-dobro-pozhalovat-v-realnost-videokolonka/ Протоиерей Максим Козлов. Школа: добро пожаловать в реальность]
  • [www.pravmir.ru/protoierej-maksim-kozlov-znanie-nacionalnyx-yazykov-snimaet-mezhnacionalnoe-napryazhenie/ Протоиерей Максим Козлов: Знание национальных языков снимает межнациональное напряжение]
  • [www.ihtus.ru/l7.shtml Протоирей Максим Козлов. 400 Вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни]
  • [www.pravmir.ru/protoierej-maksim-kozlov-oratoriya-sem-pesen-o-boge-popytka-yavit-nam-fakt-xristianskoj-kultury/ Протоиерей Максим Козлов: Оратория «Семь песен о Боге» — попытка явить нам факт христианской культуры]
  • [www.pravoslavie.ru/guest/34185.htm Протоиерей Максим Козлов: «Фальшь отталкивает — вот это нужно помнить пастырям»]
  • [www.predanie.ru/mp3/Sravnitelnoe_bogoslovie/ Аудиолекции протоиерея Максима Козлова с возможностью скачивания]
  • [www.taday.ru/ Прочитать ответы протоиерея Максима Козлова на вопросы, заданные ему во время его настоятельства в храме мц. Татианы, можно на сайте «Татьянин День»]
  • [neofit.narod.ru/Russia/party/Eurasia/MKozlov_mirD.html Отношение к мировоззрению Александра Дугина]
  • [www.pravmir.ru/meshaet-li-molitvennoe-pravilo-molitve/ Мешает ли молитвенное правило молитве?]

Преподавательская деятельность

Вполне успешно складывалась и преподавательская деятельность отца Максима в семинарии и академии:

  • сначала он преподавал немецкий язык, затем древние языки;
  • в 1989 году назначен преподавателем истории западных исповеданий это назначение было очень знаковым, так как впоследствии священник Максим Козлов, стал одним из ведущих специалистов данной области;
  • с 1997 года в Московском университете преподает риторику.


Отец Максим возглавляет Синодальную библиотеку Московской Патриархии

Отец Максим имеет звание доцента, опубликовал более 100 научных статей и книг. Является членом филологической комиссии. Не раз выступал со своими лекциями в Западной Европе и США. В 2006 году отцу Максиму присвоено звание профессора.

Публикации

Является автором нескольких книг, из которых наиболее известны:

  • Проповеди святого Иоанна Дамаскина на Богородичные праздники (кандидатская диссертация),
  • Православие и Западное христианство,
  • «Детский катехизис»,
  • «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни»,
  • «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни»,
  • «Последняя крепость: Беседы о семейной жизни»,
  • «Клир и мир. Книга о жизни современного прихода».

Подготовил статью для вводного тома Православной энциклопедии «История духовного образования в Русской православной церкви». За годы преподавания опубликовал более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика) в церковной и светской прессе. Регулярно выступает в СМИ и Интернете по актуальным вопросам современной общественной и церковной жизниК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2214 дней

].

Член редакционной коллегии научно-богословского альманаха «Богословские труды».

Церковное служение

Немаловажным фактором в жизни отца Максима Козлова, открывшееся для него после рукоположения, стало служение в Церкви в качестве священнослужителя. Рукоположение состоялось в 1992 году, сначала в сан диакона (25 февраля), затем сам патриарх Алексий II рукоположил его в сан священника 21 июля. После этого церковное служение священника Максима складывалось так:

  • с 1992 года клирик храма Пресвятой Троицы в Троицком-Голенищеве г. Москвы;
  • в 1994 году назначен настоятелем домового храма в честь св. мч. Татьяны в Московском государственном университете, на его долю выпало обустройство этого студенческого храма и возрождения в нем духовной жизни;
  • в 2000 году возведен в сан протоиерея;
  • с 2012 года настоятель в храме св. прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной г. Москвы, который является Патриаршим подворьем.

С 2002 года священник является членом совета Всероссийского молодежного движения, а в 2012 году назначен секретарем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию.

Отрывок, характеризующий Козлов, Максим Евгеньевич

– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет! Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать. Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы. С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга. У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром. – Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников… – Да ну, будет, – говорил другой. – А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча. – А, Яков Алпатыч, ты зачем? – По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он. – Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы. – Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца. Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма. – Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему: – Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот… Он дал бумагу Алпатычу. – А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас. – Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая: «Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.) Народ беспокойно сновал по улицам. Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми. Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч. – До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!.. – За что? – спросил Алпатыч. – Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил! Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки. – Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем. – Аль уж ехать хочешь? – спросил он. Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину. – Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло? Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему. – По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он. – Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки. – Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил. Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки. Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла. Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования. Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам. К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая. – То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило. – Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала. Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах. – Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали. – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку. Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу. – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки: – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!.. Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону. К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад. – Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам: – Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом. Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом. – Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему. – Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор. По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать. Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.

Просветительская работа

Священник Максим известен, прежде всего, своей работой на ниве усовершенствования наших духовных школ, а также как хороший лектор, слово которого доходчиво и понятно.

  1. В 2002 году он назначен заместителем председателя Учебного комитет.
  2. В 2021 году назначен председателем этого комитета и именно под его руководством идет сейчас полным ходом преобразование духовно-учебных заведений Русской Церкви.


Максим Козлов награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени

В том же 2021 году отец Максим возглавил Синодальную библиотеку Московской Патриархии. Т. е. сейчас в его руках сосредоточены все основные просветительские проекты Русской Церкви. Протоиерей Максим Козлов лично посещает семинарии, с целью их инспекции и приведения в порядок учебного процесса, а также сам много уделяет времени чтению лекций и беседам с простыми мирянами.

события

организатор

  • Двоесловие / Диалог (выставка) (31 мая 2010)

участник

  • Принимайте друг друга (экуменический форум) (14 июня 1993)
  • 25-й Кирхентаг (9 июля 1993)
  • Эсхатологическое учение Церкви (конференция) (14 ноября 2005)
  • Встреча митр. Кирилла (Гундяева) с К. Кинчевым и Ю. Шевчуком (15 апреля 2006)
  • Двоесловие / Диалог (выставка) (31 мая 2010)
  • Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи (конференция) (15 ноября 2010)

источники

  • Православие.Ru (2005): Молодежная субкультура стала предметом активной дискуссии священнослужителей. Available online at https://www.pravoslavie.ru/news/print12536.htm, updated on 4/14/2011, checked on 4/22/2013.
  • Православие.Ru (2005): Закрывается программа «ИТД…» телеканала «Спас». Available online at https://www.pravoslavie.ru/news/15078.htm, updated on 4/14/2011, checked on 2/2/2015.
  • Патриархия.ru (2006): В церковной среде ведутся дискуссии о возможности использования рок-музыки в миссионерских целях. Available online at https://www.patriarchia.ru/db/print/81296.html, updated on 2/6/2006, checked on 4/27/2013.
  • Патриархия.ru (2006): Митрополит Кирилл встретился с рок-музыкантами К. Кинчевым и Ю. Шевчуком. Available online at https://www.patriarchia.ru/db/text/105287.html, updated on 4/15/2006, checked on 4/27/2013.
  • Ступников, Денис (2006): Лазарева Суббота русского рока. Правая.ru. Available online at https://www.pravaya.ru/dailynews/7420?print=1, checked on 4/27/2013.
  • Вершилло, Роман Алексеевич (2010): Выставка достижений «богословского» атеизма. Антимодернизм.ру. Available online at https://antimodern.ru/bipolar/, checked on 5/20/2015.
  • Патриархия.ru (2010): В Центральном доме журналиста пройдет общедоступный православный молодежный лекторий. Available online at https://www.patriarchia.ru/db/text/1286906.html, updated on 9/30/2010, checked on 3/24/2014.
  • Антимодернизм.ру (2011): Делегация экуменической общины Тэзе в гостях у своих московских единомышленников. Available online at https://antimodern.ru/taize-3/, checked on 5/7/2014.
  • Антимодернизм.ру (2012): Гребенщиков выступил в МДА. Available online at https://antimodern.wordpress.com/2012/02/04/bg-2/, checked on 9/18/2013.
  • Богданова, Ольга (2012): Борис Гребенщиков в Московской духовной академии. Татьянин день. Available online at https://www.taday.ru/text/1458424.html, updated on 2/6/2012, checked on 3/30/2013.
  • Антимодернизм.ру (2012): Семь песен о Борисе Гребенщикове. Available online at https://antimodern.wordpress.com/2012/11/14/7/, checked on 4/23/2013.

Сноски

  1. Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2021 года // Патриархия.ru. – 2021. – 14 июля. – Дата обращения: 15.7.2018.
  2. [ ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 июля 2021 года / Официальные документы / Патриархия.ru]
  3. В Вербное воскресенье Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя // Патриархия.ru
  4. Протоиерей Максим Козлов Архивная копия от 2 ноября 2013на Wayback Machine
  5. Предстоятель Русской Церкви наградил священнослужителей г. Москвы, отмечающих памятные даты в текущем году // Патриархия.ru
  6. Протоиерей Максим Козлов награжден медалью Издательского Совета Русской Православной Церкви
  7. ↑ 7,07,17,2 Козлов, Максим о.
    Детский катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни / Предисл. архиеп. Александра (Могилева). Ред.-сост. М. П. Мартынова. — Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2001. — 128 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-901836-02-4.
  8. Александр (Могилев), архиеп.
    Приветственное слово // Детский катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни. — Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2001. — С. 3. — 128 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-901836-02-4.
  9. ↑ 9,09,1 Церковь и государство: историческая ретроспектива и современная ситуация. Доклад протоиерея Максима Козлова на торжественном акте МДА // Патриархия.ru. — 2013. — 17 октября. — Дата обращения: 8.11.2017.
  10. ↑ 10,010,110,210,310,4 Козлов, Максим о.
    Эхо церковного года / Предисл. архиеп. Александра (Могилева). Ред.-сост. М. П. Мартынова. — Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2012. — 104 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-901836-48-4.
  11. Протоиерей Максим Козлов: Дискуссии ведутся, и это хорошо // Патриархия.ru. — 2012. — 6 августа. — Дата обращения: 31.3.2018.
  12. Одиночество в храме? (+ Видео) // Православие и мир. — 2011. — 15 ноября. — Дата обращения: 13.5.2018.
  13. Протоиерей Максим Козлов: «Главная проблема молодежных православных СМИ — мы не знаем, как и о чем разговаривать с современной молодежью» // Патриархия.ru. — 2006. — 21 февраля. — Дата обращения: 6.5.2018.
  14. Протоиерей Максим Козлов. Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? // Патриархия.ru. — 2009. — 7 мая. — Дата обращения: 29.5.2018.
  15. Протоиерей Максим Козлов: Надо ли воевать с неправославными? // Патриархия.ru. — 2011. — 24 ноября. — Дата обращения: 20.2.2018.

патологическая речь

язык сергианства

  • Церковь может существовать при любой власти, и по большому счету она непреодолима вратами ада, как об этом говорит Сам Господь в Евангелии… А уж какая она будет — президентская республика, или парламентская, или вовсе не республика, а что-то другое — это не важно[7]:94.

жанры патологической речи
Радиопроповедь, профанация.

Автор модернистского катехизиса «Детский катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни» (2001 год)[7]. Книга написана якобы «в простой и доступной форме»[8].

языковая политика

О. Максим Козлов предлагает меры по борьбе с термином «сергианство»:

Хотелось бы также ответить тем, кто желает реанимировать термин «сергианство

». Прежде всего… в устах церковного человека абсолютно некорректно говорить о «
сергианстве
», ибо при этом усваивается отрицательная коннотация в имени Предстоятеля нашей Церкви, может быть, неоднозначного[9].

темы

Фома Апостол

Мы видим здесь два пути богопознания, ни один из них не закрыт для нас Богом. Один путь — интеллектуального поиска. Господь, не оттолкнув Фому, не обличив его за отказ поверить словам других людей, своих же собратьев-апостолов, говорит: да, вы можете Меня искать так, вы имеете право на честное сомнение, вы не призваны просто подчиниться внешнему авторитету. Вы не обязаны говорить: «Поскольку традиция так предписывает, поскольку есть многовековая практика, я буду делать, как все». Нет.

Это оправдание Богом всех тех бесконечных поисков, дерзаний мысли, сомнений и заблуждений, через которые проходило все человечество и конкретный человек в искании Бога[10]:21.

мыслеформы

Чем хуже, тем лучше

  • Времена нынче для христиан внешне легкие, а из-за этого довольно паскудные. Известно, что для Церкви лучше, когда ее несколько притесняют[10]:4.

Ад — не место, а состояние души

  • В аду уже не увидишь ничего ни доброго, ни светлого, сердцем не узнаешь и не почувствуешь, что можно спастись и измениться, а это очень страшно. Это страшное состояние и есть ад[7]:100.

мнимое определение

  • В том и состоит удивительная природа Церкви, что она не просто человеческая организация, не товарищество садоводов, не клуб филателистов, не тем более, упаси Бог, политическая партия или даже философская система. Церковь есть организм[10]:33.
  • Святость — это не подгонка под один ранжир. Церковь — это не одинаково причесанные и ходящие строем дяденьки в галстуках (или в поддевках, или в сюртуках и девушки в аккуратных длинных юбках и белых 6лузках). Святые — разные[10]:40.

штампы

Видение

  • Важно, чтобы (у семинаристов. — Ред.) формировалось некое единое видение, которое соответствовало бы официальной позиции Русской Православ­ной Церкви и было бы научно достоверным и богословски адекватным[11].

Открытость миру

  • Здесь очень велика ответственность священника. Он должен эту тенденцию постоянно преодолевать на уровне проповедничества, напоминая о необходимости доброжелательности, реальной открытости внешнему миру
    , а не только номинальных улыбок и вежливых, а не грубых ответов[12].

Позитив

  • Сейчас наблюдаются позитивные тенденции, когда в последние несколько лет на общенациональных телевизионных каналах появляется все больше положительной информации, по крайней мере, в новостных программах. Вопрос в том, будет ли это позитив
    или идеология. Здесь есть тонкий момент: как бы под видом
    позитива
    не стала формироваться некая новая идеология, что «у нас все хорошо»[13].

Неслиянность и нераздельность

  • Антиномия сочетания «Царства от мира сего», государства с Царством Божиим «не от мира сего» переживается в религиозном опыте Православия не как абсурд и парадокс, а как последовательный постулат веры в Боговоплощение: «неслиянное и нераздельное
    », то есть иррациональное, но в высшей степени реальное сочетание полюсов бытия… Эта формула разрешает для нас и норму соотношений Церкви и государства, Церкви и общественных структур[9].

неоднозначный

  • Методы реализации этих правильных по сути реформ (литургических реформ в католицизме. — Ред.) были очень неоднозначны
    [14].

смыслы

  • Мы будем читать отрывки из Евангелия, которые в тот или иной воскресный день полагается читать в Православной Церкви, и совместно размышлять о смыслах
    , которые вложены в этот текст[10]:101.

ругательные слова

  • Говоря о том, что антиэкуменисты носители немирного сознания, я имел в виду то, что они используют экуменическую тему для критики священноначалия. Для сознания такого рода людей характерны разного рода фобии, например в отношении электронных носителей, апокалиптическое восприятие возможного Всеправославного собора и религиозный изоляционизм. Они могут выдвигать лозунги, что спастись могут только православные, а это абсолютно кальвинистский вывод, который подразумевает, что от человека ничего не зависит и Бог изначально большую часть человеческого рода определил на погибель[15].

символическое поведение

Организатор выставки «Двоесловие / Диалог» (31 мая — 14 июня 2010).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]