Православные и церковные праздники и посты
Сегодня православный церковный праздник: * Великомученицы Евфимии Всехвальной (воспоминание чуда, им же православие утвердилось, 451). * Равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены (969) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… Завтра:
* Мучеников Прокла и Илария (ок. 98-117). * Преподобного Михаила Малеина (962) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Ожидаются праздники:26.07.2021
— * Собор Архангела Гавриила. * Преподобного Стефана Савваита (794) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
27.07.2021
— * Апостола от 70-ти Акилы (I) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
28.07.2021
— * Мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). *** Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси (1015) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Все православные и церковные праздники и посты …
Православные Святые угодники Божии
Святые угодники Божии являют особенную любовь и милость чтущим святую память их.
Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.
Святые угодники в земной своей жизни обращались к Богу за помощью в исцелении своих недугов, скорбей и избавлении от искушений, просили Бога, чтобы Он и после смерти удостоил их дара помогать людям в различных случаях жизни.
Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены.
Святые радуются нашему покаянию и скорбят, когда люди оставляют Бога и уподобляются скотам несмысленным. Им жалко, что люди на земле живут, не зная, что если бы они любили друг друга, то на земле была бы свобода от греха: а где нет греха, там радость и веселие от Святого Духа, так что, куда ни посмотришь, все мило, и душа удивляется, почему ей так хорошо, и славословит Бога. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Нужно помнить: чтоб молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.
В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери — нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям — угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы. Святые Угодники имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники. далее>>
Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.
Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божьим и в те дни, когда Церковь празднует их память.
«Святые Угодники Божии, молите Бога о нас!»
Святые угодники: житие, память, страдание…
Троицкий патерик. Преподобный Евфимий Суздальский, собеседник преподобного Сергия Радонежского
17 июля Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца (1507), собеседника преподобного Сергия Радонежского.
Пятьдесят два года управлял преподобный Евфимий Суздальским Спасо-Евфимиевым Преображенским монастырем. Бог послал ему тихую кончину. Скончался он 1 апреля 1404 года, 88 лет от роду. Когда преподобный предал свою душу Господу, келия его наполнилась благоуханием. Тело его было светлее, чем у живого; казалось, что преподобный не умер, но спит.
4 июля 1507 года, через сто с небольшим лет после кончины преподобного Евфимия, совершилось обретение его нетленных мощей. Архимандрит Кирилл задумал перестроить старый каменный храм в честь Преображения Господня. Когда копали ров для фундамента нового храма, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый досками, о чем сообщили настоятелю. Воздав хвалу Богу и открыв гроб, обнаружили, что тело преподобного нисколько не изменилось, лицо святого было светлым, а одежды выглядели так, будто их только вчера надели. В 1511 году при обновленной церкви был устроен придел в память святого Евфимия, где поместили раку с его мощами. Обретение мощей преподобного положило начало церковному прославлению Евфимия.
От раки преподобного происходили многочисленные чудеса. Однажды к ней привели боярина Афанасия, который был одержим бесом. Больной говорил много неподобного. Архимандрит с братией молились за бесноватого, и он исцелился. Благодарный Афанасий постригся в иночество с именем Авраамий.
Исцелился у гробницы преподобного Евфимия и другой одержимый. Ему представлялось множество бесов, бросавшихся на него с копьями. Никакая сила не могла сдержать его, он вырывался и выбегал из храма. И вот однажды, когда его подвели к раке святого, над ней внезапно засиял свет и больному явился святитель Николай Чудотворец, образ которого был помещен у раки вместе с иконой преподобного Евфимия. Свет, озаривший раку, рассеял нападавших бесов, и одержимому послышался голос: «Человече, оставляются тебе грехи». Тот же голос повелел ему прийти в церковь во время Литургии. Исполнив это, страждущий припал к раке с горячей молитвой и полностью исцелился. Пробыв несколько дней в монастыре, он возблагодарил Бога, сделал пожертвование на нужды обители и возвратился домой в добром здравии.
В монастыре был келарь по имени Киприан. Он впал в гордыню и, потеряв всякое стеснение, стал оскорблять братию. Пищу насельникам обители выделял самую скудную, а все свое внимание обратил на гостей, тогда как по завету преподобного Евфимия они должны были питаться наравне и одновременно с братией, за исключением особых случаев. В монастыре поднялось возмущение. И вот однажды преподобный явился келарю в грозном видении. Евфимий был с жезлом в одной руке и зажженной свечой в другой. Келарь, объятый страхом, обещал исправиться. Но наутро, когда пришел в себя, решил, что все это было наваждением, и продолжил бесчинствовать. Тогда преподобный покарал Киприана болезнью, от которой расслабли все члены его тела. Раскаявшись, келарь взмолился, чтобы его отнесли к раке преподобного. Около нее Киприан горячо молился, пока не получил исцеления по молитвам преподобного Евфимия.
Старец Патрикий рассказал, что произошло с ним, когда он пребывал в обители еще мирянином. Он был старшим над всей дружиной монастырских рыболовов в приписанном к обители Гороховецком монастыре Святого Василия Кесарийского на Клязьме. Рыбная ловля давала монастырю большой доход, и Петр (мирское имя Патрикия) со своей дружиной был очень нужным человеком. Случилось ему простудиться и получить лихорадку. Петр оказался не в состоянии дальше служить братии монастыря, что очень его огорчало. Однажды в видении ему явился преподобный Евфимий, осенил его крестом и сказал: «Не сетуй, чадо Петре, не скорби, но будь здоров и держи ряд службы своей». Проснувшись, Петр почувствовал себя здоровым.
Житель одного селения жестоко заболел: на него напала лихорадка. Домашние ждали его кончины. Но страждущий послал своего брата за медовым квасом, приготовлявшимся в монастыре преподобного Евфимия. Прибыв в монастырь, брат заказал молебен о здравии болящего, взял целебный квас и отправился домой. В пути его попутал бес: квас он выпил сам, а к больному решил позвать кудесников. И тотчас впал в исступление. Тогда ему явился муж в белых ризах, в митре и с седой бородой, и начал упрекать его в содеянном. Он гневно сказал: «Как смел ты пренебречь даром Божиим? Возвратись в монастырь, приложись к раке и поспеши к брату своему». Брат вернулся в обитель, покаялся, снова обрел рассудок и привез больному медовый квас. Помолившись преподобному, больной выпил целебный напиток. И привиделось ему, что стоит он в обители, у раки святого Евфимия. Муж в белых ризах и митре положил ему руку на голову и сказал; «Не сетуй, не скорби, человече, что потрудился ты в немощи своей, и от сего часа будь здрав по вере твоей». Очнувшись, больной почувствовал себя исцеленным.
Чудеса преподобного Евфимия послужили основанием для местного почитания его. Не позднее 30–40-х годов XV века имя преподобного Евфимия появилось в названии основанного им монастыря. Обретение нетленных мощей преподобного в 1507 году было началом его церковного прославления. В середине XVI века инок Спасо-Евфимиева монастыря Григорий составил житие подвижника и службу ему. На Московском Соборе 1549 года прославление угодника Божия было закреплено высшей церковной властью.
Когда в 1612 году Нижегородское земское ополчение двигалось к Москве спасать столицу и родину от поляков и самозванцев, предводитель ополчения князь Димитрий Михайлович Пожарский, благоговевший к памяти святого Евфимия, возымел намерение помолиться у гроба преподобного. Во время переходов от Ярославля к Ростову Димитрий Михайлович, поручив временно войско князю Хованскому и Косме Минину, направился в Суздаль просить благословения и помощи у Бога и Его святого угодника на начатое им великое дело спасения Отечества. Укрепленный молитвой и заступлением преподобного Евфимия, князь Пожарский вернулся к ополчению и продолжал поход, спасший Россию. Отсюда понятно, почему в службе преподобному Евфимию Суздальский подвижник назван «вторым Сергием». Когда в 1642 году князь Димитрий Пожарский скончался, он был погребен в Спасо-Евфимиевом монастыре, в родовой усыпальнице, около алтаря Преображенского собора. 22 февраля 1657 года в собор была помещена рака с мощами преподобного Евфимия.
Предположительно, на рубеже XVII–XVIII веков сложилась традиция ежегодных крестных ходов с иконой преподобного Евфимия из Евфимиевского монастыря в кафедральный Богородице-Рождественский собор в суздальском кремле. С XIX века вместе с другим чтимым образом – Корсунской иконой Божией Матери – образ преподобного Евфимия износился как в дома суздальских городских жителей, так и в близлежащие селения. В начале XX века икона приносилась в уездные города и промышленные центры Владимирской губернии.
В феврале 1919 года гробница преподобного Евфимия была вскрыта, а в мае 1922 года изъята из монастыря. Мощи святого стали экспонатом антирелигиозного отдела музея, а с середины 1940-х годов хранились в музейных фондах. 9 июня 1988 года мощи Евфимия были переданы Владимирским музеем-заповедником в единственный действовавший в то время храм города Суздаля – церковь во имя Равноапостольных Константина и Елены.
Память преподобного Евфимия Суздальского совершается 14 апреля и 17 июля.
Источник:
Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.
17 июля 2020
Поделиться
Православные молитвы и иконы Божьей матери и святым угодникам
Слово «икона» пришло из греческого языка и означает «образ», «изображение». Изображение иконы освящается святой водой и специальными молитвами, через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.» Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону».
Все Иконы Божьей матери и Святых угодников
Евфимий Суздальский
12 февраля 1919 года гробница святого была вскрыта. Результат её освидетельствования в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов был описан так: «груда истлевших и рассыпающихся от времени костей»[7]. В мае 1922 года мощи были изъяты из монастыря. Мощи святого стали экспонатом антирелигиозноого отдела музея, а с середины 1940-х годов хранились в фондах.
9 июня 1988 года мощи Евфимия были переданы Владимирским музеем-заповедником в единственный действовавший в то время храм города Суздаля — церковь во имя равноапостольных Константина и Елены[1]. В 1990 году этот храм вместе с находившимися в нём мощами отошёл к Российской православной автономной церкви. В 2009 году территориальное управление Агентства по управлению федеральным имуществом подало иск об изъятии у РПАЦ 13 объектов недвижимости, включая Цареконстантиновский храм. Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил этот иск, однако представители духовенства РПАЦ поместили мощи святых в свой Иверский синодальный храм и отказались вернуть их государству[8]. 16 февраля 2012 года глава территориального управления Росимущества по Владимирской области Владимир Горланов направил в Арбитражный суд Владимирской области иск, где указывалось, что мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальской «являются собственностью Российской Федерации и относятся к культурным объектам»[9]. 31 мая 2012 года суд принял решение о передаче мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских Росимуществу, а РПАЦ были назначены штрафы за невыполнение решения и отказ передавать мощи. 24 января 2013 года Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отменил предыдущие решения об изъятии мощей, оставив их во владении РПАЦ. Однако 30 августа 2013 года судебные приставы во время богослужения проникли в Иверский синодальный храм и пытались изъять мощи преподобных Евфимия и Евфросинии[10]. Росимуществу пришлось повторно доказывать свои права на мощи в судах общей юрисдикции, которые также признали их принадлежащими государству[11][12]. 3 июля 2014 года Конституционный суд РФ отказал в удовлетворении жалобы предстоятеля РПАЦ митрополита Федора (Гинеевского) на решение об изъятии у церкви мощей Евфимия и Евфросинии Суздальских. Решение по жалобе было опубликовано 16 июля[13]. 25 марта 2015 года сотрудники Федеральной службы судебных приставов произвели принудительные исполнительные действия по изъятию мощей у верующих Российской православной автономной церкви из Иверского храма в Суздале. Прихожане и священники РПАЦ попытались помешать выносу рак с мощами, но после небольшого столкновения приставам удалось их изъять[14]. В середине апреля 2015 года мощи Евфросинии были помещены в специальную раку и поставлены в Ризоположенском соборе в Ризоположенском монастыре Русской православной церкви в Суздале. Мощи Евфимия тогда же были помещены в Вознесенский собор Александровского монастыря в Суздале[15]. 10 октября 2015 года мощи Ефимия были возвращены в Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря[16].
Молитва в христианской жизни. Что такое молитва. О молитве
Молитва – важнейшая часть духовной жизни каждого верующего человека. Через молитву человек обращается к Богу, вопрошает к нему и просит прощения у него. Иными словами, молитва есть ни что иное, как способ разговора человека с Богом. О молитве …
Основой жизни православного христианина является пост и молитва. Молитва, говорил святитель Московский Филарет, «есть разговор души с Богом». И как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.
Молитва не требует определенного времени, места, обстоятельства или определенной формы. Она может быть многословной — длинной, и малословной — краткой. Молитву можно произносить в любое время дня или ночи, и в любом месте. Человек может молиться и при всяких обстоятельствах своей жизни: когда болен или здоров, когда он весел или печален, когда он имеет успех или терпит неудачу, когда он находится в обществе своих врагов или в кругу своих друзей, когда он покинут всеми, или когда он в среде своей любимей семьи. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе — христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.
Каждый православный христианин должен молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например: перед учением и после учения и т. п.).
Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.
Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.
Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу.
Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.
К сожалению, очень многие люди забывают о необходимости и важности молитвы, и прибегают к ней только в случаях ощущения безвыходности. Однако, даже в этих случаях, как показывает практика, Бог не забывает о человеке и дарит ему свою любовь и поддержку. Но, ни одна молитва не принесет человеку ничего доброго, если он будет просто читать ее, не задумываясь о сказанном. Поэтому крайне важно, обращаясь в молитве к Создателю, по-настоящему прочувствовать каждое свое слово.
Бог – самый лучший из собеседников, он всегда услышит человека и поможет ему. Не следует стесняться говорить с Богом даже об самом сокровенном, что есть в вашей душе. Главное – делайте это с истинной верой в Бога.
«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать». святитель Тихон Задонский.
И что бы ни случилось за день — все происходит по воле Божией; все без исключения — обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием. Его творческим разумом, Его мужеством… И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы — тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что иногда вам придется поворачиваться к Богу и говорить: «Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!» В другие моменты вы сможете сказать: «Господи, спасибо!»
В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — пишет святитель Димитрий Ростовский.
В Новом Завете молитва — это живая связь детей Божиих с их беспредельно благим Отцом, с Его Сыном Иисусом Христом и со Святым Духом. Благодать Царства есть «единство всецелой Пресвятой Троицы со всецелым духом». Таким образом молитвенная жизнь — это постоянное и естественное пребывание в присутствии Трисвятого Бога и в общении с Ним. Такое жизненное общение всегда возможно, потому что через крещение наше существо стало едино со Христом. Молитва является христианской, поскольку она есть общение со Христом и возрастает в Церкви, которая есть Его Тело. Ее измерения — это измерения любви Христовой.
«Молитва — это не информирование Бога о наших нуждах. Молитва — это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас. Бог всеведущ и знает нас лучше, чем мы сами.» Архимандрит Рафаил (Карелин) (XX век).
Судьбу святых мощей решит суд
Предметом судебной тяжбы могут стать останки святых Ефросинии и Ефимия Суздальских, которые сейчас находятся во владении Русской православной автономной церкви. Она получила предписание Росимущества вернуть мощи государству. Но выполнять его представители духовенства отказываются и собираются обращаться в суд.
Специалисты считают, что подобный прецедент — первый в российской истории.
Ефросиния, согласно летописным источникам, жила в XIII веке, основатель и архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Евфимий — в XIV веке. Мощи Ефросиньи находились на территории Ризоположенского монастыря, Евфимия — Спасо-Евфимиева. После 1988 года они хранились в Цареконстантиновской церкви, а сейчас — в Иверском синодальном храме РПАЦ, двухэтажном розовом здании в самом центре Суздаля.
Судьба почитаемой православными святыни сложна и драматична.
— Мощи суздальских святых попали к нам в годы воинствующего атеизма, — рассказала генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. — В 1923 году губернская комиссия постановила мощи из храмов изъять и передать в музей. Выставлять их было невозможно из-за идеологического прессинга. Долгие годы они лежали в научно-вспомогательном фонде археологии, благодаря чему и сохранились. Владимирская епархия обратилась к нам с просьбой о передаче мощей святого Евфимия и святой Ефросинии общине Цареконстантиновского храма. И на 1000-летие крещения Руси музей решил сделать такой подарок.
В музее хранятся акты «О передаче костных останков преподобного Евфимия и преподробной Ефросиньи Суздальской», датированные июнем и ноябрем 1988 года. Под этими важными документами есть подпись и Валентина (Русанцова), почившего в январе этого года главы РПАЦ. Но тогда он служил во Владимиро-Суздальской епархии. Со своим приходом в Суздале Валентин перешел под юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом в 1990 году, а в 2001 стал митрополитом автономной церкви. В самостоятельную церковную организацию она выделилась еще в восьмидесятые годы прошлого века, не подчиняется Русской православной церкви и не имеет с ней духовного общения.
Так мощи святой Ефросинии Суздальской и преподобного Евфимия оказались в «суздальской автономии», которую Московский патриархат именует «расколом». Больше всего приходов Автономной церкви во Владимирской области, а центр ее и резиденция первоиерарха церкви находятся в Суздале. За последние пять лет РАПЦ по решению Владимирского арбитражного суда лишилась десяти церквей, и почти все расположены в историческом центре Суздаля.
— Вопрос о мощах вставал давно и в очередной раз встал, видимо, в связи с передачей храмов, — комментирует ситуацию руководитель паломнической службы Суздаля отец Андрей (Воскобойников). — Епархия хочет вернуть эти мощи, так как Валентин их просто присвоил и незаконно удерживал у себя.
По словам архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, возвращение мощей могло бы стать великим событием. Ефросиния Суздальская — имя знаковое для многих верующих. В этом году церковь отметит 800-летие со дня ее рождения.
Мощи были переданы общине верующих с формулировкой «на постоянное хранение», то есть в бессрочное пользование. Тем самым, считают специалисты, из государственного обращения они изъяты не были. Это дает юридическое основание органам власти выполнить их функции — защищать государственную собственность. И потому вопрос их принадлежности должны решать федеральные структуры строго в правовом поле.
Некоторые наблюдатели «обострение» вопроса связывают с кончиной Валентина. Считая, что уход лидера создает прецедент для выяснения судьбы церкви. После смерти отца Валентина РПАЦ возглавил Феодор, архиепископ Борисовский и Отрадненский. Но и он не намерен отступать и будет отстаивать право на владение святыней в суде. Священник заявил, что юристы уже готовят обращение в суд. Вместе со своим адвокатом отец Феодор уже побывал в музее.
Справка «РГ»
Преподобный Евфимий Суздальский (1316, Нижний Новгород — 1 апреля 1404, Суздаль) — основатель и архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря. Канонизирован на втором Макарьевском соборе 1549 года в лике преподобных, память совершается 1 апреля и 4 июля (по юлианскому календарю).
Родился в Нижнем Новгороде, принял монашеский постриг в Нижегородском Печерском монастыре от Дионисия Суздальского. В 1352 году по просьбе суздальского князя Бориса Константиновича был направлен к нему для создания в Суздале нового монастыря. Он был основан в северной части города, за рекой Каменкой. Уже при жизни Евфимия в нем проживали около трехсот монахов, следовавших установленным им общежительному уставу. Евфимий общался с Сергием Радонежским и часто бывал в его Троицком монастыре. Скончался 1 апреля 1404 года. 4 июля 1507 года при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи Евфимия, объявленные нетленными.
Преподобная Ефросиния Суздальская (в миру Феодулия) родилась в 1212 году и была дочерью святого князя Михаила Черниговского. В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича, родного брата святого Александра Невского.
Феодулия отправилась в Суздаль, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался. Феодулия не вернулась домой и умолила игуменью монастыря в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне принять ее. Подвижническая жизнь Ефросинии стала известна за пределами Суздаля, и многие приходили в обитель послушать ее наставления. Обладала даром чудотворения и прозорливости. По легенде, именно она предсказала нашествие монгольских войск на Россию. В годы татаро-монгольского нашествия Суздаль был почти разрушен, но монастырь молитвами Ефросинии уцелел. Скончалась святая в 1250 году.
Святые отцы о молитве
«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти». Свт. Иоанн Златоуст.
«Молитва в чине своем выше милостыни». Прп. Исаак Сирин.
«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу». Свт. Феофан, Затворник Вышенский.
«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса». Сщмч. Киприан Карфагенский.
«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение». Свт. Василий Великий.
«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний». Свт. Василий Великий.
«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве». Свт. Иоанн Златоуст.
Православные молитвы святым угодникам. Святые угодники Божии.
Православные молитвы нуждающимся в различных нуждах и немощах.
Что следует запомнить христианину
Есть слова Священного Писания и молитвы, которые желательно знать наизусть.
1. Молитва Господня «Отче наш» (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4). 2. Основные заповеди Ветхого Завета (Втор. 6, 5; Лев. 19,18). 3. Основные евангельские заповеди (Мф. 5, 3-12; Мф. 5, 21-48; Мф. 6, 1; Мф. 6, 3; Мф. 6, 6; Мф. 6, 14-21; Мф. 6, 24-25; Мф. 7, 1-5; Мф. 23, 8-12; Ин. 13, 34). 4.Символ Веры. 5.Утренние молитвы и вечерние молитвы по краткому молитвослову. 6. Число и значение таинств.
Таинства нельзя смешивать с обрядами. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство — это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство (Рукоположение) …