Николо-Перервинский монастырь в Москве, который сегодня стоит в Печатниках, по преданию был основан примерно во времена исторической Куликовской битвы, правда, документальные свидетельства относят нас к 1623 году.
Именно тогда в одном из указов самодержца Михаила Федоровича была упомянута деревянная церквушка во имя Николая Чудотворца и перечислена малочисленная братия обители, включающая в себя игумена да двух древних старцев. Правда, в летописи 1570-х годов можно прочитать, что местный монастырь стоит почему-то «в пусте».
История обители
По легенде православный монастырь был основан во время Куликовской битвы. Он находился в нескольких верстах от города и славился тишиной и уединением. Свысокого левого берега Москвы-реки открывался отличный обзор на стоящие вдалеке купола московских храмов.
Первые свидетельства об Перервинской обители относят к 1623 году. Записи о маленьком деревянном храме Святителя Николая и живущих при нем игумене и двух старцах сохранились в старинном дворцовом документе.
К 50-60-м годам XVII века Русь оправилась от тяжелых последствий Смутного времени, поэтому в Николо-Перервинской обители, как и в других монастырях Москвы, начали возводить каменные храмы. Наибольшего расцвета обитель достигла в конце XVII столетия, когда патриарх Адриан решил использовать ее в качестве летней резиденцией.
В 1770-е годы здесь открыли семинарию, а спустя некоторое время для семинаристов возвели первый двухэтажный корпус. Еще одна примечательная страница истории монастыря связана с Екатериной II. Отправляясь в знаменитое путешествие в Крым, императрица сделала остановку в этой обители.
Николо-Перервинский монастырь на фоне Москвы-реки
Влияние монастыря на духовную жизнь Москвы росло год от года. Здесь обучали будущих священников, а в XVIII и XIX веках к обители приписали несколько московских часовен. В начале прошлого века Николо-Перервинская обитель имела каменные храмы и добротные жилые постройки. С трех сторон ее окружал зеленый палисадник. С юга располагался яблоневый сад, а к северу — большой скотный двор, за которым стояли аптека, больница и монастырская гостиница.
С приходом советской власти обитель ликвидировали не сразу. В 1928 году братию распустили, но церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. Сначала бывшую монастырскую территорию использовали под склады. Но 1948 году в храме Святителя Николая организовали металлоштамповочный завод, а затем — фабрику по производству детских игрушек.
За тот период, пока культовые постройки служили цехами, были утрачены иконостасы и богослужебная утварь, закрашены фрески и разрушены полы. Из-за работы гальванического цеха сильно пострадали кирпичная кладка и своды соборов, а их облик исказили различные хозяйственные пристройки.
Долгое время в монастырских здания не делали ремонта, поэтому крыши, оконные проемы и перекрытия оказались полуразрушенными. В лучшем положении была только нижняя часть монастырской колокольни, да и то лишь потому, что в ней размещались кабинеты начальства.
Вид на монастырь с Москвы-реки
Богослужения в монастыре возобновили в 1991 году. На это момент всеми постройками владело предприятие «Станкоконструкция». Через два года территорию полностью передали церкви.
Старинные здания выглядели ужасно, поэтому прихожане и волонтеры начали собирать средства и занялись восстановлением полуразрушенной святыни.
LiveInternetLiveInternet
Воскресенье, 25 Марта 2021 г. 11:57 + в цитатник Николо-Перервинский монастырь — бывший мужской монастырь в Москве на берегу Москвы-реки , находящийся в статусе Патриаршего подворья. «Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться!»» Митрополит Платон (Левшин)
Этот небольшой и очень красивый монастырь известен намного меньше, чем Донской или Новодевичий, но только потому, что находится не в центре города и добираться до него неудобно, что своим ходом, что на автомобиле.
Размеры его территории таковы, что она раза в четыре больше Сретенского монастыря, но в свою очередь раз в пять меньше Новодевичьего.
Район «Перерва» расположен на юго-востоке столицы, на левом низком берегу Москвы-реки.
Название это закрепилось давно, несколько веков назад, словарь С.И.Ожегова толкует слово «перервать» как «разорвав, разделить надвое».
По преданию, Москва-река здесь изгибалась замысловатой дугой и совершала в своём течении оборот, уходя в направление села Коломенское. Потоки воды то и дело переливались через низкую луговину, прерывая её в разных направлениях. Их и называли «перервами».
«…Пришёл на землю седовласый старец, построил деревянную келью и начал молиться. Вскорости стали приходить к нему люди, молились вместе с ним и вместе строили храм». Так по легенде начинается история обители — со строительства деревянной церкви Николая Чудотворца, именем которого впоследствии будет назван монастырь.
Из объявления, на стене монастыря, видно, что фотографировать тут без благословения не рекомендуется. Это было пару лет назад. Сейчас здесь фотографировать невозможно, строжайше запрещено,
Особенно почитаемый на Руси святитель Николай Чудотворец — лицо историческое, он родился в городе Патаре (в Ликии), его родители — Феофан и Нонна вели свой род от знатных семей.
На Руси Николая Чудотворца знали как доброго покровителя моряков, детей, всех страждущих, совершившего множество милосердных дел. В 1087 г. мощи его были перевезены крестоносцами в итальянский город Бари.
Так что имя для монастыря было выбрано неслучайно, именно Николаю Чудотворцу суждено было стать одним из самых почитаемых святых в Восточной и Западной церкви. Только в Москве в честь святого, по «Указателю московских церквей» М.Александровского, к 1915 г. было освящено 58 храмов.
В первые несколько веков своего существования монастырь находился в полном запустении и служил скорее тюрьмой, чем пристанищем для верующих.
Кроме того, обитель постоянно грабили, поскольку по тем временам она находилась далеко от Москвы. Неоднократно у стен монастыря оказывался враг, шедший на Москву, татары и литовцы разоряли обитель и опустошали её.
В 1591 г. вблизи стен монастыря стоял с ордой хан Казы-Гирей, а в 1610-м Лжедмитрий II с войском. В начале XVII в. восставшие крестьяне Ивана Болотникова разграбили обитель, а затем то же сделали «освободители» монастыря – ратники стрелецких полков.
В годы Смуты Николо-Перервинская обитель была разграблена и изрядно разрушена. Ее восстановление началось лишь тогда, когда взошедший на трон Алексей Михайлович приписал к монастырю Иверскую часовню, расположенную у Воскресенских ворот Кремля.
Чудотворная икона Иверской Божьей Матери сперва находилась в монастыре Николы Старого на Никольской улице (некоторые москвоведы считают этот монастырь предтечей Николо-Перервинского), а затем её перенесли в Успенский собор. Позднее для неё была построена часовня.
Находясь на бойкой в то время Красной площади, она давала весьма ощутимый доход. Еще одним источником на восстановления служило монастырское подворье между нынешними улицами — Маросейки и Лубянки, которое сдавалось внаем.
После революции в 1927 г. часовню закрыли, а в 1934-м снесли вместе с Воскресенскими воротами, т.к. эти постройки мешали демонстрациям, проходящим на Красной площади.
На какое-то время икона исчезла. Сейчас считается, что она находится в Третьяковской галерее. В 1994 г. была освящена новая Иверская часовня у восстановленных Воскресенских ворот, в которых поместили новую Иверскую икону Божией Матери, написанную на Афоне.
Самая значительная на сегодня постройка на территории Николо-Перервинского монастыря – Собор во имя Иверской Божией Матери. Возвели ее в период с 1904 по 1908 годы в русско-византийском стиле. Автор проекта – архитектор Петр Алексеевич Виноградов. В день освящения храма из Иверской часовни была доставлена чудотворная икона.
Собор Иверской иконы Божьей Матери по свои габаритам уступал только храму Христа Спасителя. Длина его составляла — 36 м, ширина — 34, а высота с куполами — 53 м.
Второй храм обители — пятиярусная каменная Успенская церковь. В ее первом уровне был устроен главный вход, а на втором разместили монастырскую ризницу. Сама церковь во имя Успения Богоматери находилась на третьем уровне, а четвертый и пятый были заняты часами с боем и колокольной звонницей, соответственно.
Никольский собор с внутренней церковью во имя Сергия Радонежского возвели в период с 1696 по 1700 годы. Между храмом и колокольней соорудили галерею-паперть.
В период с 1733 по 1735 годы шло строительство барочной церкви во имя Толгской Божией Матери. Местом ее установки стали стены монастырской ограды над выходящими прямо к реке Водяными воротами.
Если пройти монастырь насквозь и выйти вон их тех ворот, то можно попасть в монастырский сад и увидеть внизу Москву-реку.
Первоначально Николо-Перервинский монастырь стоял у самой воды, потом река отступила, и обитель окружили сады. В отличие от многих других подмосковных монастырей, Перервинский долго оставался деревянным. Начало каменного строительства здесь связано с именем десятого патриарха московского и всея Руси Адриана.
Избранный патриархом в 1690 г. вопреки воле царя Петра Первого Адриан твердо стоял за старые обычаи, выступал против иноземных нововведений. Не побоялся Адриан и явиться с иконой в руках в застенок, где Петр пытал стрельцов. Взбешенный пастырским призывом к милосердию царь выгнал патриарха вон. В знак молчаливого протеста Адриан переехал в Николо-Перервинский монастырь.
Особенностью Перервинского монастыря было то, что над ним звучала не мелодия колокола, а звон била. Била, или клепала — особые железные доски, которыми пользовались, пока не научились лить колокола. Вновь о билах вспомнили, когда Петру срочно понадобилась медь для пушек. С церквей снимали колокола, а взамен присылались била, украшенные петровским вензелем.
Кстати, забота Алексея Михайловича об обители объяснялась тем, что отсюда открывался наиболее впечатляющий вид на любимую царскую резиденцию в Коломенском. Дорогу туда специально провели в обход, через Кожухово и Перерву, чтобы перед путниками постепенно открывалась великолепная панорама Коломенского дворца, возвышающегося на крутом правом берегу Москвы-реки.
Покой удалённой от Москвы обители был недолгим. В 1877 г. в Перерве была сооружена первая плотина, которая должна была стать частью огромного сооружения — Перервинского гидроузла, состоящего также из шлюзов и гидроэлектростанции.
Не у каждого из нас, есть возможность посмотреть монастырь в реале, поэтому приглашаю вас посетить его ВИРТУАЛЬНО. Смотреть лучше в ПОЛНОЭКРАННОМ РЕЖИМЕ, нажав на кнопочку с четырьмя стрелочками. ЖМИТЕ НА КАРТИНКУ.
источник
Серия сообщений «Виртуальные экскурсии в храмы»:
Часть 1 — Церковь Верной Марии в ВЕНЕ (Мария-Тру Кирхе, Piaristenkirche Maria Treu) Часть 2 — Деревянная церковь в Усце Горлицке … Часть 14 — Виртуальная экскурсия в храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот Часть 15 — Виртуальный тур по Храму Воскресения Христова в Минске Часть 16 — Виртуальный тур по Николо-Перервинскому монастырю. Часть 17 — Виртуальные экскурсии по святым местам Иерусалима Часть 18 — Виртуальный тур в Богоявленский кафедральный собор с крестильным храмом Василия Блаженного Часть 19 — Виртуальная экскурсия по Свято-Михайло-Афонской Пустыни.
Метки:
Виртуальные экскурсии
Процитировано 31 раз Понравилось: 77 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 77
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось77
0
Легенда о подземном ходе
Предания о существовании подземелий, связывающих два берега Москвы-реки, существовали давно. Согласно им, тайный ход вел от церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском к Николо-Перервинскому монастырю. Его прорыли для того, чтобы царь и члены царской семьи в случае бунта или смуты могли спрятаться на другом берегу, в обители.
О подземелье хорошо знали местные жители. Они и показали проход известному археологу и историку Игнатию Яковлевичу Стеллецкому, который много лет занимался изучением старой Москвы и искал подземные тайники.
В конце 1920-х годов Стелеццкий обнаружил два коридора, ведущих из алтаря Казанского храма в подвал. Но в 1930-м году исследовательские работы пришлось приостановить, так как по мнению архитектора музея-заповедника «Коломенское» раскопки под храмом грозили обрушением здания. На сегодняшний день тайна подземелья Николо-Перервинской обители так и остается нераскрытой.
Вид на монастырь с юга
Храмы, здания и монастырские достопримечательности
Центральное место в комплексе монастыря занимает величественный Никольский храм, который часто называют «Старым Николою».
Одноглавый собор был возведен в 1696-1700 годах на месте трех небольших церквей. В память об этих старинных храмах верхнюю часть собора посвятили Святителю Николаю, а престол в колокольне — Успению Богоматери.Теплая нижняя часть Никольского собора освящена в честь Сергия Радонежского. Она состоит из самого храма, алтаря и просторной трапезной, центр которой поддерживает массивный столп.
Стройная колокольня примыкает к храму с юго-востока. Высокое здание сложено четырехъярусным четвериком и восьмериком, где находятся звоны. А венчает колокольню аккуратная позолоченная главка с крестом.
С востока от старого собора стоит огромный Иверский храм или новый собор. Он был выстроен в 1905-1908 годах архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери.
Во вместительном храме одновременно может находится до 3000 верующих. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны с окрестных улиц, а также от станции «Перерва».
Собор Иверской иконы Божией Матери
Над воротами, ведущими в монастырь, возвышается надвратный храм, посвященный Толгской иконе Божией Матери. Он появился в 1733 году, когда монастырской братией руководил игумен Варлаам. Первоначально под храмом существовало двое ворот. Однако, до наших дней сохранились только одни — «водяные», получившие такое название потому, что через них монахи ходили за водой к реке.
С 1924 года в надвратной церкви находились клуб и столовая железнодорожного детского дома. Потом фрески на стенах забелили, а храмовое помещение переделали под жилье. В 1950-е годы со стороны алтаря пристроили корпус для завода. Из-за всех этих изменений восстановление надвратной церкви заняло долгое время.
Еще один небольшой храм появился в монастыре совсем недавно — в 2014 году. Деревянную церковь Иоанна Богослова построили между огородом обители и берегом Москвы-реки. В ней изредка проходят венчания, и раз в месяц совершают церковные службы.
С востока обитель окружает ограда. С севера, запада и юга монастырская территория ограничена каменными постройками XVIII-XIX веков — патриаршими кельями, старым и новым семинарскими корпусами, архиерейским и настоятельским корпусами.
Собор Николая Чудотворца
В монастыре установлен памятник митрополиту Платону (Левшину), который основал монастырскую семинарию и написал первую научную работу, посвященную истории Русской церкви. На монументе, изготовленном скульптором Анатолием Андреевичем Бичуковым, митрополит изображен стоящим в полный рост.
Архитектурный ансамбль монастыря
Все это, а также назначение ее летней резиденцией патриарха Адриана, привело к тому, что уже начиная с 50-х годов XVII столетия Николо-Перервинский монастырь переживает свой бурный расцвет.
В 1650 году была выстроена пятиярусная каменная Успенская церковь-колокольня, декорированная барочной росписью, золоченой лепниной и бесподобными цветными изразцами с образами херувимчиков.
В ее первом уровне был устроен главный вход, а на втором разместили монастырскую ризницу. Сама церковь во имя Успения Богоматери находилась на третьем уровне, а четвертый и пятый были заняты часами с боем и колокольной звонницей, соответственно.
Никольский собор с внутренней церковью во имя Сергия Радонежского возвели в период с 1696 по 1700 годы. Между храмом и колокольней соорудили галерею-паперть.
В период с 1733 по 1735 годы шло строительство барочной церкви во имя Толгской Божией Матери. Местом ее установки стали стены монастырской ограды над выходящими прямо к реке Водяными воротами.
Со временем на территории монастыря появились патриаршие кельи, настоятельный корпус, а также архиерейский домик, прекрасно вписавшиеся в архитектурный ансамбль всей обители.
Самая значительная на сегодня постройка на территории Николо-Перервинского монастыря – Собор во имя Иверской Божией Матери. Возвели ее в период с 1904 по 1908 годы в русско-византийском стиле. Автор проекта – архитектор Петр Алексеевич Виноградов. В день освящения храма из Иверской часовни была доставлена чудотворная икона, которая являлась вторым списком с афонской Иверской иконы Богоматери и был привезена на русскую землю еще в 1699 году.
К росписи внутренних стен приступили лишь в 1910 году. Руководил работами Василий Павлович Гурьянов – придворный иконописец, который использовал в сюжетах темы, сообразные творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Резной иконостас выполнил И.А. Соколов, а золотое облачение к нему изготовили братья Заглотины.
Обитель в наши дни
Вот уже более 20 лет монастырь имеет статус патриаршего подворья. Церковные службы в его церквях проходят каждый день: по будням — в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 8.00 и 16.00. Территория обители ухожена и содержится в чистоте. Верующих и туристов пускают сюда в любой день с утра до вечера.
Обитель занимается большой просветительской деятельностью. При ней существует воскресная школа, гимназия, носящая имя митрополита Платона (Левшина), православный театр и курсы для взрослых. Кроме того, на базе монастыря работает духовная семинария, где в течение пяти лет будущие священники и катехизаторы получают бесплатное высшее образование.