Николо-Угрешский монастырь — история святой обители


Николо-Угрешский монастырь

Мужской Угре́шский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца
, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Подольской епархии

  • Адрес: Россия, 140056, Московская обл., г. Дзержинский, пл. свт. Николая, 1
  • Тел.
  • Официальный сайт:
  • Проезд из Москвы: от м. Котельники авт. 470, 347; от м. Люблино авт. 305; от м. Алма-Атинская авт. 1063; от м. Братиславская марш. 1207к; от Казанского вокзала до пл. Люберцы, далее авт. 20, 21 до ост. Площадь святителя Николая.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Явление иконы свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому. Икона

История возникновения монастыря связана с Куликовской битвой (8 сентября 1380 года). Сбор русского войска под руководством великого князя Дмитрия Донского был назначен в Коломне. Отсюда войско должно было выдвинуться на битву с татарским ханом Мамаем. В 15 верстах от Москвы по дороге в Коломну, великий князь с войском остановился отдохнуть. Здесь на сосне в сиянии ему явился образ святителя Николая Чудотворца. По молитве князя, боярства и воинства, икона сама сошла в руки Димитрия. По преданию князь воскликнул: «сия вся угре́ша серце мое
«. С тех пор место явления чудотворной иконы стало называться Угре́ша [1]. 9 августа 1380 года великий князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами. Монастырь расположился близ дворцового села Остров. Ввиду близости монастыря с «потешным» селом (так дворцового село называлось, потому что служило местом для развлечения царственных особ охотой), государи часто посещали обитель. Эта связь с правящим домом выразилась в том, что уже в веке было открыто подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. Великий князь Московский Василий Темный пожертвовал в монастырь селения Капотня и Жирошкино в Московском уезде. В 1521 году Николо-Угрешский монастырь был сожжен во время набега крымского хана Махмет-Гирея, но вскоре был вновь отстроен. В 1545 году царь Иван IV Васильевич даровал монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право владения четырнадцатью селами в четырех уездах, и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки. В 1567 году он своей жалованной грамотой подтвердил право обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде. Из этой же грамоты ясно, что Угрешская обитель была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода — это положение подтверждалось и последующими царями.

В 1610 году в Николо-Угрешском монастыре некоторое время пребывал царь-самозванец Лжедмитрий II. Весной 1611 года обитель стала одним из мест сбора русских войск, которые отозвались на призыв патриарха Ермогена встать на защиту России от польских интервентов. В следующем году было разорено подворье монастыря в Московском Кремле при его осаде.

Монастырь был местом так называемых «Угрешских походов» — паломничества государей в Николо-Угрешский монастырь. В 1519 году Николо-Угрешский монастырь посетил великий князь Василий III Иванович [2]. Михаил Феодорович официально в монастыре был девять раз, Алексей Михайлович — тринадцать, юный царь Петр в Николо-Угрешском монастыре был трижды. В 1639 году было восстановлено подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. К середине века монастырь достиг зенита своей славы. В 1668 году обитель с царем Алексеем Михайловичем посетили сразу три патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский Иоасаф, а также многочисленный сонм архиереев и иных священнослужителей. При венчании на царство Феодора Алексеевича в 1676 году угрешский игумен подавал скипетр патриарху, а при венчании Ивана V Алексеевича в 1682 году — бармы царя Ивана, что указывает на высокое положение монастыря в то время.

Упадок монастыря

XVIII век стал веком тяжелых испытаний, выпавших на долю Православной Церкви. Петр I взяв курс на Запад, пробивал «окно в Европу». Россия сильно отставала в техническом развитии от Европы, и для безопасности государства необходимо было развивать промышленность, науку, военное дело. Однако наряду с развитием промышленности, приходила в упадок духовная жизнь государства. Происходила секуляризация, т.е. обмирщение общества. Николо-Угрешская обитель более не интересовала царственных особ и начала приходить в упадок. Светские власти не дозволяли поступать в монастырь новым монахам, пожертвования резко сократились. Число братии уменьшалось, здания ветшали, а средств на их исправление Синод не отпускал.

Лишь в 1742 году, после сильнейшей бури, Синод отпустил средства на обновление построек. Так как за прошедшие годы некоторые строения уже обрушились, в результате многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными.

В второй половине века несколько оживляется строительство — строится колокольня, каменный Успенский храм. При этом светские власти использовали монастырь как колонию-санаторий — в 1763 году здесь разместили отставных солдат, получавших жалование от монастыря; в 1771 году был устроен лазарет для чумных, в связи с чем братию временно перевели в соседний Николо-Перервинский монастырь. При секуляризационной реформе Екатерины II в 1764 году по новым монастырским штатам обитель была отнесена к штатным третьеклассным.

В 1771 году было упразднено подворье обители в Московском Кремле.

В 1795 году в монастыре была обретена чудотворная икона Божией Матери «Взыграние» — предзнаменование возрождения обители. В 1812 году монастырь был занят французами, но монастырская ризница не пострадала, так как была заблаговременно вывезена в Вологду.

В первой половине XIX века обитель становится местом служения святителя Иннокентия (Смирнова), сюда был назначен святитель Игнатий (Брянчанинов), который впоследствии принимал участие в жизни монастыря, святитель Филарет Московский как епархиальный архиерей уделял много внимания обители. В 1833 году, когда оставалось лишь шесть монахов, обитель намеревались закрыть. Но благодаря терпению и усердию игумена Илария и его преемника преподобного архимандрита Пимена (Мясникова) была заложена духовная основа для будущего расцвета. 16 октября 1853 года в монастыре был введен общежительный устав.

Новый расцвет обители

Николо-Угрешский монастырь. Гравюра 2-й пол. ХIХ в.

Уже с 1840-х начинается возведение новых и восстановление старых храмов обители. На щедрые пожертвования мецената Петра Матвеевича Александрова разворачиваются строительные работы. Во второй половине XIX века в монастыре был создан грандиозный архитектурный ансамбль, главным художником и архитектором стал Ф. Г. Солнцев. Значительно расширенная территория, была обнесена новой каменной стеной протяженностью 1700 м и высотой 5–6,5 м, с 16 башнями и 8 воротами. В декоративном оформлении северной («Палестинской» или «Иерусалимской») стены, достроенной в 1866 году, было использовано традиционное для русской иконописи изображение Иерусалима, чтобы подходящий к монастырю со стороны Москвы видел перед собой панораму Святого града. К 1860 году рядом с монастырем был устроен скит. В монастырь снова делаются вклады — в 1859 году дом на Таганке, в 1863 году дача в Рузском уезде Московской губернии (136 десятин), в 1870 году дача в Александровском уезде Владимирской губернии.
С 24 августа 1858 года настоятель обители носил сан архимандрита. В 1866 году при монастыре открыто третьеклассное училище для крестьянских детей, переданное в 1876 году в ведение Министерства народного просвещения. В 1870 году Святейший Синод дал разрешение увеличить штат монастыря с 12 до 92 человек. В эту пору обитель имела более сотни насельников. В связи с празднованием 500-летия монастыря был заложен величественный Преображенский собор, ставший архитектурным центром обители. В 1913 году в 19 верстах на северо-запад от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в лесу во владении Николо-Угрешского монастыря ищущие пустынножительства иноки построили домики-келии и церковь во имя новопрославленного святителя Ермогена, патриарха Московского. В 1915-1916 годах в обители жил будущий священномученик Ермоген (Долганёв).

Упразднение и разрушение при советской власти

Первые законодательные действия большевистского правительства лишили монастырь недвижимого имущества и церковно-приходской школы. С середины 1918 года местные власти начали частичное изъятие церковных ценностей, хозяйственных и жилых строений и инвентаря Николо–Угрешского монастыря для устройства детской колонии и дома отдыха Наркомфина. Начался голод и братия стала покидать обитель, о чем свидетельствовал пребывавший тут на покое святитель Макарий (Невский). Несмотря на протесты крестьян, власти грабят монастырь и унижают проживающих тут митрополита и архимандрита.

В 1919 году в целях сохранения монастыря и хозяйственных владений братия была организована в трудовую артель, получившую название Николо–Угрешской трудовой общины. В 1922 году началась кампания по изъятию монастырских ценностей, которой по мере сил сопротивлялся Угрешский архимандрит. В 1924 году началась передача монастырского имущества Моссовету. Монастырь заселяется детьми и взрослыми под эгидой Московского отдела народного образования, идёт передел имущества и часть отходит представителям Главнауки как «музейное.» В 1925 году произошло чудесное обновление иконы святителя Николая, спешно изъятой властями. Из-за многочисленных межведомственных противоречий выселение монахов длится около двух лет.

В конце концов монастырь окончательно был отнят у Церкви. В его зданиях размещались детская колония, столовая, фабрика-кухня, заводской цех, школа, гостиница и другие заведения. В январе 1929 года закрылась и Ермогенова пустынь. Идёт процесс осквернения и разрушения святынь. В 1940 году был уничтожен древнейший и главный храм обители — Никольский собор.

С 1950-х годов власти начинают предпринимать попытки сохранить остатки монастырского ансамбля. С 1970 года проводились реставрационные работы. До конца века сохранились шесть храмов с 10 престолами и часовня.

Пименовский храм Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

Возрождение

В 1990 году в городе Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, и в конце года городской Совет народных депутатов принял решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо-Угрешского монастыря. В конце 1990 года вновь были совершены первые богослужения архимандритом Вениамином (Зарицким). 30 января 1991 года было принято решение Мособлсовета о возвращении монастыря Русской Православной Церкви. Николо-Угрешский монастырь получил статус ставропигиального.

Несмотря на проведенную когда-то реставрацию, обитель находилась в тяжелейшем состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками; поросшие бурьяном руины и запущенные пруды. Но в городе нашлось немало благодетелей, от градоначальника до множества простых горожан, пожелавших принять участие в восстановлении монастыря. Началась интенсивная реставрация. 1 мая 1991 года монастырь посетил патриарх Алексием II и освятил Успенский храм — первый храм открытый в обители после десятилетий запустения. Патриарх, как священноархимандрит обители, и далее оказывал ей особое внимание, приезжая на освящение возрождаемых храмов. С первых дней открытия монастыря в обители была возрождена традиция колокольного звона. В 1993 году стараниями братии в больнице города Дзержинского был открыт храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона. Один за другим восстанавливались храмы, появились и новые — такие как Пименовская и Страстная церкви.

В 1993 году НПО «Союз» передало обители «зеленый цех» с теплицами, садом и различными постройками. Тут было организовано образцовое хозяйство. В 1992 году в монастыре открылась воскресная школа, а в 1998 году — духовное училище, преобразованное в 1999 году в духовную семинарию. Заработали библиотека и издательство. Братия монастыря взяла шефство над Московским высшим общевойсковым командным училищем.

27 апреля 2021 года указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла монастырь предоставлен патриаршему наместнику Московской митрополии для резиденции управления митрополией, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Павлу (Пономарёву) и учреждения в нём епархиального управления Коломенской епархии [3])

Статистика

  • 1655 [4] — от чумы умерло более 50 угрешских иноков.
  • 1833 — 6 монахов.
  • 1875 [4] — 130 человек монашествующих и бельцов; 11 престолов.
  • 1909 [4] — 154 насельника (21 иеромонах, 10 иеродиаконов, 23 монаха, 100 послушников).
  • 1914 [4] — 64 насельника (2 архимандрита, 20 иеромонахов, 10 иеродиаконов, 19 монахов, 12 бельцов)
  • 1916 — [4] 59 насельников, среди послушников многие числятся взятыми на фронт.
  • 1917 — 10 храмов с 18 престолами; 5 часовен.
  • 1923 — в монашеской трудовой артели 45 человек.
  • 2000 — [4] насельников 33 человека (12 иеромонахов, 6 монахов, 14 послушников)
  • 2004 — [4] более 30 иноков.
Преображенский (сзади) и Никольский (на переднем плане) соборы Николо-Угрешского монастыря. Фото, весна 2007 г.

История

Обитель была основана Дмитрием Донским. Легенда гласит, что проезжая Куликово поле, Дмитрий увидел образ иконы Николая Чудотворца.

Важно знать: название «Угрешский» пошло от выражения князя «Угреша сердце мое» — «Видение иконы согрело мне сердце».

Монастырь несколько раз разоряли, но царские посещения и богомолье позволяли быстро собрать деньги и восстановиться. Однако это мало помогло: в первой половине XIX века на его территории остались всего 6 человек, встал вопрос о закрытии. Спасло только вмешательство митрополита Филарета, который вместо упразднения назначил нового настоятеля.

Без сомнения, Вас должна увлечь статья об обители с многовековой историей — Псково-Печерском монастыре.

Святыни

  • мощи угрешского архимандрита прп. Пимена (Мясникова) — в Преображенском соборе,
  • Тихвинская икона Божией Матери — передана монастырю патриархом Московским и всея Руси Алексием II — в Успенском соборе монастыря,
  • икона святителя Николая Чудотворца — главная святыня обители, которая была обретена св. благ. кн. Димитрием Донским. В 1919 году передана в церковь села Коломенскогоа затем поступила на хранение в Государственные реставрационные мастерские. В 1934 году была передана в фонды Третьяковской галереи.

Судьба во время революции и в советское время

В 1917 году обитель перешла в руки Советской власти и была переоборудована в монашескую артель труда. Ею руководил митрополит Макарий. Тут располагалась колония для детей, подчиняющаяся Народному финансовому комиссариату. Через несколько лет трудовую колонию переоборудовали в коммуну, а через некоторое время полностью закрыли.

Обратите внимание: в 40-м году XX столетия пострадал древнейший Никольский собор (XVI век) – его полностью разобрали.

В ВОВ для дезориентации врага и защиты от авиационных атак убрали купола соборов с верхушкой колокольни, которые могли стать ориентирами. Последующее восстановление провели только в 70-х годах.

Угреша в смутное время

Смута для Руси стала временем упадничества, растерянности, неуверенности в будущем. В тот период Угреша становится прибежищем лжецарей и их приближенных – Лжедмитрия 1, скрывавшегося от гнева Бориса Годунова; тушинского вора и Марины Мнишек, объявившей своего мужа единственным русским престолонаследником.

В период польской интервенции Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь являл собой место сбора народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского.

Таким образом, Смутное время стало периодом испытания для Угрешской обители, которая нередко терпела грабежи даже от самих русских ополченцев.

Возрождение

Второе открытие произошло после распада СССР, когда место передали РПЦ и начали реставрацию. Это позволило восстановить многие здания, а также построить новые. В то же время началось возрождение монашества.

Это важно: обитель является ставропигиальным монастырем: это позволяет ему не зависеть от местной власти епархии, то есть он подчиняется непосредственно патриарху.

Через 7 лет после передачи на территории обители появилось духовное училище, на следующий год ставшее семинарией. Также был создан паломнический центр, который занимается экскурсиями и размещением паломников.

Времена расцвета Угрешской обители

В летописях, датированных XV веком, есть упоминание об Угрешском подворье, расположенном на территории Московского Кремля, что свидетельствует о чрезвычайно высоком статусе монастыря.

В 1521 году святую обитель и соседнее с ней село Остров сжег хан Махмет-Гирей, но спустя два десятилетия ее отстроили сызнова. А когда все было готово, в обновленный монастырь приехал Иван Грозный, любивший эти места. Он же освободил Угреши от таможенных пошлин на монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода.

Современное состояние

Сегодня мужской монастырь является действующим и считается одним из самых важных и красивых в России. Помимо прекрасных храмов и церквей XVIII-XIX веков, тут расположены несколько церквей конца XX — начала XXI веков, колокольни и часовни, а также палаты патриарха, игумена и государя. Сохранились стены, в том числе Палестинская (Иерусалимская), Святые ворота, несколько башен и другие хозяйственные постройки.

Это интересно: с 2010 года должность настоятеля принадлежит игумену Варфоломею.

Обитель ведет значительную социальную и просветительскую деятельность:

  1. Проводит духовные беседы и принимает участие в благотворительных акциях для детей, страдающих онкологией;
  2. Работает с детьми из школы-интерната;
  3. Для детей организован летний лагерь, а также специальные программы: хоровая и творческая студии, военно-патриотическое движение для мальчиков;
  4. Проводятся занятия для тяжело-больных детей;
  5. Тут есть своя воскресная школа, телепередача и газета.

См. также: Дивеево монастырь официальный сайт. Московская область, святые источники

Настоятели и наместники

  • Иона (упом. 1432 — упом. 1443)
  • Авраамий (? — 1490/1491)
  • Силуан Грек (? — 1493)
  • Нил Грек (между 1494 и 1506)
  • Тихон (1517 — 1520)
  • Тихон (Хворостинин) (упом. 1572 — 1573)
  • Лаврентий (упом. 1589)
  • Елеазар и Тихон (упом. 17 февраля 1598) [6]
  • Иона (упом. 1610) [7]
  • Дионисий (упом. 28 сентября 1645)
  • Викентий (? — 1672)
  • Герасим (упом. 1676)
  • Иосиф/Иоасаф (упом. 1682) (возможно, это архиеп. Иосиф Архангельский)
  • Трифиллий (Инихов) (1691 — 1692)
  • Варлаам (упом. 1737)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
  • Ириней (Братановский) (1759 — 1762)
  • Иероним (Ершов) (XVIII в.)
  • Лаврентий (Бакшевский) (25 января 1808 — ?)
  • Евгений (Казанцев) (5 июля — 6 августа 1810)
  • Свт. Иннокентий (Смирнов) (6 августа — 14 октября 1810)
  • Платон (Березин) (1821 — 1822)
  • Свт. Игнатий (Брянчанинов) (1833)
  • Иларий (1834 — 1851)
  • Прп. Пимен (Мясников) (16 ноября 1851 — 16 октября 1853) и/о
  • Прп. Пимен (Мясников) (16 октября 1853 — 17 августа 1880)
    • Вассиан (Смирнов) (18 августа — 20 ноября 1880) и/о
  • Нил (Сафонов) (1880 — 1893)
  • Валентин (Смирнов) (1893 — 3 апреля 1905)
  • Макарий (Ятров) (15 июня 1905 — 1923)
  • 1920-е — 1990 — закрыт и разорен

  • Московские и всея Руси патриархи (с 1990)
    • Вениамин (Зарицкий) ((11 декабря 1990) 12 июня 1992 — 31 мая 2010)
    • Варфоломей (Петров) (июнь — 24 декабря 2010) и.о.
  • Варфоломей (Петров) (с 24 декабря 2010)
  • Архитектурный ансамбль монастыря

    Дадим описание некоторым зданиям обители:

    • Спасо-Преображенский собор

    Начало строительства пришлось на 80-й год XIX века. Внешняя отделка была закончена на 5 лет раньше, чем внутренняя. После закрытия монастыря сильно пострадал: у него снесли купола, прорезали дополнительные окна. Восстановление началось только в конце прошлого столетия, новый иконостас поставили в 2000 году.

    Возьмите на заметку: реставрация была начата в юбилей обители – 500-летие основания.

    Здание довольно нарядное: оно выполнено из белого камня с 5 куполами — центральным золотым и синими боковыми. Его высота почти 70 метров, внутри может находиться до 7 тысяч прихожан;

    • Никольский собор

    Впервые появился в конце XIV столетия и, по мнению исследователей, изначально являлся деревянным. Вариант из камня возвели в начале XVI века, когда собор пострадал в пожаре. Здание пережило несколько перестроек – по окончании Смутного времени и в XIX столетии. В 1940 году его снесли полностью.

    Интересный факт: если бы храм не снесли, он был бы самой древней постройкой.

    В XXI столетии приняли решение восстановить собор, используя оставшиеся изображения от строения XVI века. Сегодня на месте старого здания стоит однокупольный храм белого цвета;

    • Храм Успения Пресвятой Богородицы

    Второй название – Успенская церковь. Возведена на месте Государевых палат после их сноса. После ремонта к зданию пристроили придел преподобной Марии Египетской. Несмотря на закрытие и разорение, в храме сохранились росписи XIX века.

    Это важно: храм занимает верхний этаж здания, нижний отдан под церковь Матфея и Параскевы – о нем сказано ниже.

    • Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы

    Расположена на нижнем этаже храма Успения. Выглядит как двухэтажное строение из темно-красного кирпича. Имеет белые украшения и зеленую крышу, а также пристройку в 3 этажа, которую венчает 1 купол.

    Имейте в виду: под алтарем был расположен склеп с могилами супругов Александровых, занимавшихся благотворительностью в пользу обители, но после закрытия монастыря их могилы разграбили.

    • Церковь Пимена Угрешского

    Посвящена настоятелю Пимену, построена же в конце XIX века. Первое время на этом месте стояла часовня с прахом настоятеля, но после ее расширили и перестроили. После закрытия здание снесли, на освободившейся земле расположилось кладбище. Восстанавливать сооружение начали после распада Советского Союза.

    Это маленькая, скромно украшенная белоснежная церковь, имеющая 1 купол. Оно имеет некоторое сходство с церковью Покрова, возвышающейся на реке Нерли;

    • Церковь Петра и Павла

    Второе название – Петропавловская. Возведена в середине XIX века, являлась скитской – принадлежавшей скиту, занимавшему северо-западную часть территории. Отреставрирована в конце XX столетия.

    Полезно знать: скит – это монашеское поселение, имеющее более строгие правила.

    Церковь ярко выделяется на фоне остальных строений. Это деревянное здание в 2 этажа, выполненное «кораблем». Окрашена в ярко-синий цвет и имеет золотой купол;

    • Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

    Время постройки — 50-е годы XIX века, территориально расположена на северо-востоке возле больницы и предназначалась для посещения пациентов. Как и другие здания, была разграблена и закрыта, после восстановлена.

    Интересно знать: главными иконами являлись «Спас Нерукотворный» и Богоматери «Всех скорбящих Радость»

    Строение выглядит как высокая церквушка желтого цвета, расположенная возле больничного корпуса. Имеет кровлю-шатер и 5 куполов;

    • Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

    Найти его можно на втором ярусе колокольни, его разместили там в 40-х годах позапрошлого столетия. Закрыт одновременно со всем монастырем с приходом советской власти. Восстанавливать начали только в начале XXI столетия: установили иконостас, отремонтировали внутри.

    См. также: Церковь Иоанна Предтечи: исторический памятник XVII века в Ярославле

    Обратите внимание: в церковь вернули часть икон, ранее принадлежавших обители.

    • Часовня явления образа Николая Чудотворца

    Также называют часовней святителя Николая. Это важное место монастыря: внутри хранится кусок соснового ствола, на котором князю Дмитрию явился образ святой иконы. С закрытием обители часовню полностью разорили и восстановили только в 98-м году ХХ века.

    Небольшое строение очень красиво, оно напоминает экзотический восточный фонарь. В его основании лежит многоугольник, на каждой стороне – высокие окна-арки. Полукруглая крыша окрашена синим, на ней изображены золотые звезды. Внутри источник освященной воды.

    Помните: фотографировать часовню внутри запрещено.

    • Колокольня

    Возведена в XVIII столетии, позднее возле нее возвели больничный корпус, перестроили и отдали второй ярус под храм. С приходом СССР колокольню закрыли.

    Строение реконструировали только в начале XXI века. Сегодня возле нее расположены Успенская церковь, Никольская часовня и просфорная;

    • Часовня «Взыскание погибших»

    Возведена в память одноименной иконы Богоматери возле монастырского пруда в начале нашего века.

    Обратите внимание: до 20-го года ХХ столетия на ее месте стояла другая часовня, которую разрушили.

    Нынешняя постройка небольшая, каменная, белоснежная, имеет огромные окна во всю стену. На невысоком шатре установлен простой золотой крест;

    • Храм-часовня Страстей Господних

    Это современная постройка: возведение и малое освящение прошли в начале XXI столетия. Невысокая белоснежная часовня выполнена в древнерусском изобразительном стиле и возведена на возвышении. Внутри здания висит Распятие — это символизирует Голгофу и страдания Христа.

    Важно знать: архитектором стал один из насельников монастыря – благодаря тщательной работе часовня органично вписалась в ансамбль.

    • Палестинская стена

    Также ее называют «Иерусалимской». Проект был разработан настоятелем Пименом Угрешским и сохранился в отличном состоянии. Он представляет собой красно-белую стену, на которой вырезан символический Святой Иерусалим: дома с окнами, башни, лестницы и другие «кусочки» города.

    Это интересно: стена является одним из символов города Дзержинска и объектом культурного наследия.

    • Музей монастыря

    Сегодня тут работают 2 музея:

    1. Ризница: является хранилищем старинных предметов церковного быта и произведений искусства;
    2. Императора Николая Второго: он был открыт несколько лет назад на базе коллекции документов и вещей императорской семьи, которые передал даритель Ренжин.

    Оба музея открыты ежедневно, в них проводятся экскурсии по предварительной записи.

    Совет: записаться можно через паломнический центр.

    Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря

    Лета 1380 г. в Августе месяце дошли вести до великого князя московского Димитрия Иоанновича, что враждебный ему татарский властитель Мамай, в прешедшее лето потерпевший от него поражение на берегах Вожи, собирается походом на Россию , и что уже полчища его пустошат пределы Воронежские. Возросший под руководством Святителя Алексия – Димитрий прежде всего призвал на помощь силу Вышнего, и укрепив себя молитвою во храме Успения Пресвятыя Богородицы, разослал гонцов во все пределы своих владений – с наказом собирать войска и созывать к себе другов своих и князей подвластных. Города и веси, князья и бояре – все восставало и ополчалось на всеобщего врага Православия и Руси, – все спешило под знамена великого князя московского.

    Напутствованный благословением теплого своего ходатая перед Господом и усердного молитвенника, – Преподобного Сергия предрекшего ему жестокую и кровавую сечу, но одоление врага; сопровождаемый двумя иноками – витязями Троицкой обители – Ослябом и Пересветом, облеченными в брони колчатые и в схимы; окруженный сонмом князей и бояр, – великий князь уже готов был сесть на коня и выступить в поход. Уже многочисленное воинство, собранное под стенами кремлевскими в нетерпении ожидало знака к выступлению. Духовенство, стоя во вратах Никольских, Флоровских и Константино-Еленинских со святыми иконами и хоругвями, окропляло дружины святою водою. Еще раз поклонившись праху своих праотцев, приняв напутственное благословение от святителя Киприана, и простившись со своею горестною и плачущею супругою, – великий князь сел на коня и выехал за ограду кремлевскую. Утро было тихое и ясное, солнце ярко сияло на небе, озаряя блещущие кресты и главы соборов, златоверхий терем великокняжеский и казалось всем радостным предзнаменованием победы.

    Дружина, собранная Димитрием, была так многочисленна, что не могла совместиться на одном пути, а потому и разделили ее на три отряда, вышедшие из кремля тремя святыми воротами; Никольскими, Флоровскими (ныне называющиеся Спасскими) и Константино-Еленинскими. Двоюродный брат великого князя – князь Владимир Андреевич, вел свою дружину дорогою Брашевскою; князья Белозерские пошли Болвановкою; сам же великий князь отправился на село Котлы54, и миновав его, в 15 поприщах от стольного града на берегу Москвы реки со всем воинством своим расположился, и имел чудесное видение; над сосною, на воздухе явилась ему икона Святителя и Чудотворца Николая; воспоминание этого явления обитель и ныне празднует в 9-й день Августа месяца.

    Вот подробности самого явления согласно тексту старинной записи сохранившейся в монастыре и неизвестно когда и кем составленной:

    «Благоверный Великий Князь, Димитрий Иоаннович Донской изыде из града Москвы противу нечестиваго Мамая Царя Татарскаго, и отшед от Москвы пятьнадесять поприщ ста в шатрах на месте злачнем для преупокоения с воинством своим, и явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца, вапою украшенный, звездами светло окружаемый и великим светом осияваемый, стоящ о себе на воздусе над древом, зовомым сосною, ту стоящею, ни кем же держимый, и молящуся ему Великому Князю Димитрию Иоанновичу Донскому – сниде сама с высоты святая оная икона и вдадеся в честные руце его.»

    «По возвращении же Благоверному Князю от брани с преславною победою, – достиже паки онаго места на нем же оный образ с явлением чудесне в честные руце его вдадеся, и о дарованней ему победе, благодарив Бога и Угодника Божия Николая, моляся соверши молебное пение с воинством своим, и в то время сам Благоверный Великий Князь Димитрий Иоаннович с Благоверными Князи и Боляры нарече оное место прозванием Угреша, еже зовется тем именем и до сего дне; и повеле на оном месте сооружити храм, во имя и в честь Святителя Угодника Христова Николая Чудотворца; и воздвигну ту обитель славну, и удовольствова ю и к пропитанию всеми потребными не скудно»55.

    Но в чем именно выразились щедроты великого князя создателя обители от нас сокрыто, должно, однако, думать, что некоторые из селений ближайших к обители пожертвованы им.

    Первое указание на существование Угрешской обители, известное нам, есть надпись, сделанная Угрешским игуменом Ионою на книги Житий Святых им списанной и принадлежащей ныне Троицкой Лавре, (смотри выше страницу 3).

    В 1479 году сентября в 9-й день в 6 час. вечера с четверга на пятницу вспыхнул пожар в Москве внутри города (в Кремле) у церкви Чудотворца Петра, что на Угрешском дворе. Пожар произошел на подворской поварне, бывшей за оградою под стеною; загорелась сперва кровля на ограде, но бывшие на подворье уже спали, и не заметили, как начался пожар и были пробуждены только тогда уже, когда из заречья (замоскворечье) раздались громкие крики «город горит» Пожар мгновенно разлился по подолу, достиг до двора владыки Коломенского (Никиты), до хором Феодора Давидовича… Великий князь и сын его, сев на коней выехали на пожар, длившийся всю ночь и четыре часа дня; и едва, говорит летопись, сам великий князь с многими людьми переметали и угасили.

    В 1491 году, Ноября в 16 день, Угрешский игумен Авраамий хиротонисан Московским митрополитом Зосимою во епископа Коломенского56; впоследствии, в 1495 году он присутствовал с прочими епископами при возведении на престол Московской митрополии Троицкого игумена Симона57; а в 1498 году Февраля 4 дня находился в московском Успенском соборе при торжественном венчании на царство внука Иоанна III – Углицкого князя Димитрия Иоанновича58, которого дед его избрал себе в преемники мимо второго сына своего Василия, и при жизни своей венчал на царство.

    В 1493 г., когда бывший Крутицкий епископ Прохор, оставив свою епархию, удалился на покой в московский Богоявленский монастырь, Московский митрополит Зосима 4-го мая хиротонисал во епископа Крутицкого, (именовавшегося также Сарским и Подонским) игумена Угрешского – старца Силуана59. В 1495 году он также участвовал в поставлении Моск. митр. Симона60, и, таким образом, на этом торжестве находились в одно и тоже время два епископа – Авраамий и Силуан, бывшие оба в свое время игуменами Угрешскими. Силуан епископствовал только три года и в 1496 году удалился на покой.

    В 1497 году в Августе месяце вдовствовавшая великая княгиня Рязанская Анна Васильевна, сестра Иоанна III приезжала в Москву посетить брата своего и была принята им с великим почетом. В день ее приезда великий князь, сопровождаемый детьми своими и любимым внуком своим Димитрием, окруженный вельможами и боярами выехал на всполье что за Болвановкою, а великая княгиня София – супруга Иоаннова, и сноха его, вдовствовшая вел. княгиня Елена, прибыли туда же, сопутствуемые боярынями и там встретили гостью.

    Великая княгиня Рязанская прогостила в Москве до праздника Крещения, и когда она собралась в обратный путь, великий князь отпустил ее с почестью и богатыми дарами и послал брата своего Юрия и бояр провожать ее за Москву до самого Угрешского монастыря. Здесь князь Юрий простился с сестрою, так как она спешила в Рязань на свадьбу дочери своей, уже сговоренной за князя Феодора Ивановича Бельского61.

    В духовной грамоте своей, писанной, как полагают, около 1508 или 1509 года Углицкий князь Димитрий Иоаннович, (дедом своим венчанный на царство и после того лишенный им престолонаследия и заключенный в темницу) просит великого князя, чтобы он «пожаловал душу помянуть, велел дати по душе вклады в различные церкви и монастыри и между прочим; к Спасу в Андроньев, на Симоново, к Спасу к Новому, к Николе на Угрешу и проч62.

    В 1519 году в Мае месяце великий князь Василий Иоаннович выехал из Москвы на Угрешу, а оттуда в Остров, где и прожил до Петрова заговения, по возвращении в Москву жил все лето до самой осени в селе Воронцове63.

    В 1520 году Февраля 14-го на место Митрофана епископа Коломенского (хиротонисанного в 1517 году из архимандритов Андроньевских и в 1518 году удалившегося на покой) митрополит Московский Варлаам посвятил игумена Угрешского Тихона64. В 1522 году имя его встречается в поручной записи данной князем Василием Васильевичем Шуйским о бытии ему в верности у своего государя65.

    В 1521 году хан крымский Магмед-Гирей, по завоевании Казани, усилив свою дружину полчищами Ногаев, подкрепляемый атаманом Литовских казаков Дашкевичем, приблизился к берегам Оки и поджидал брата своего казанского царя Саип-Гирея, дабы соединившись с ним, идти далее и опустошать пределы Московские. Великий князь, заранее уведомленный о приближении врага, выслал ему на встречу свою дружину под начальством молодого князя Димитрия Бельского и брата своего князя Андрея, дав им наказ предупредить неприятеля и не допускать его переправиться через Оку. Но молодые вожди не захотели последовать совету опытных воевод: расположились с дружиною не там, где надлежало, дали врагу перейти через Оку, сразились не во время и, потерпев поражение – бежали. Видя, что путь к Москве открыт, толпы хищников рассеялись, пустоша Рязанские и Коломенские пределы, грабя и сжигая селения, убивая, или уводя в плен жителей. Один из отрядов вражиих напал тогда на Великокняжеское потешное село Остров и сжег соседственный с ним монастырь Николы что на Угреше66.

    В 1540-х год., как видно из списка древнейшей жалованной грамоты до нас дошедшей, – обитель имела уже много вотчин в Московском уезде, в Коломенском, в Переяславском и в костромском в Нерехте, – всего четырнадцать сел и деревень с их приселками и угодьями. В обширных лесах и рощах, находившихся в монастырских владениях, соседственные крестьяне часто производили порубки, в следствие чего Угрешский игумен Зиновий с братиею ударил Государю челом, подал челобитную, прося защиты и ограждения от своеволия лесокрадов.

    В 1545 г. Января в 26 день царь Иоанн IV Васильевич пожаловал монастырю за своеручною подписью Опасную грамоту, запрещавшую, и сельчанам, и деревеньщикам-крестьянам великокняжеским, и митрополичьим, и боярским, и монастырским и чьим бы то ни было, и всем людям без отмены – ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки, и дан был монастырю на всех людей Пристав да ново-певчий дьяк Гридя Жерд. Эта грамота в 1551 г. Мая вторично государем подтверждена, а в 1563 г. октября 20 подтверждена царем Феодором Иоанновичем.

    В 1546 году пронесся слух, что Крымский хан Девлет-Гирей собирается совершить набег на Московское государство. Царь вознамерился предводительствовать своим войском сам и перед отъездом в стан, Мая 6-го в четверток на второй неделе по пасхе ездил по Москве реке в судах на богомолье к Николе на Угрешу, а от Николы на Угреше пошел на Коломну также водою и стоял на Коломне до Августа месяца67.

    В 1555 году в Апреле месяце приходили к царю с Вятки священники от Николы Великорецкого объявить, что святою иконою угодника и святителя Божия совершаются чудеса, и вместе с тем бить челом государю, чтобы он пожаловал – велел поновить икону, так как она от времени попортилась и давно уже не была поделована, т. е. поновляема. Государь указал святую икону принести в Москву и велел прибыть с нею водою. Икону везли реками – Вяткою, Камою, Волгою и Окою; с Коломны шли в судне Москвою рекою до Угрешского монастыря, к которому приплыли Июня 29. Сюда для встречи царь отрядил брата своего князя Юрия Васильевича; сам же царь встретил икону под Симоновым монастырем; у Яузского моста встречу делали владыки со властями, а у Кремля и Флоровских ворот митрополит Московский Макарий. Искусный в иконном писании, митрополит пожелал исправить икону сам; ее богато украсили золотом, жемчугами, каменьями и через год в августе месяце отпустили обратно, но везли ее уже не на Угрешу, а иным путем – на село Ростокино68.

    В 1572 году, когда царь Иоанн Васильевич, овдовевши в третий раз, задумал вступить в четвертый брак, – пример дотоле еще не бывалый в православной церкви, – созван был в Москве собор, на котором упоминается в числе черных властей – угрешский игумен Тихон; имя его находится и на разрешительной грамоте, данной царю69.

    В 1589 году, когда царь Феодор Иоаннович решился учредить в России патриаршество, созван был собор, на котором в числе прочих игуменов находился Угрешский игумен Лаврентий; он также участвовал в избрании в патриархи Иова и присутсвовал в Успенском соборе на его поставлении70.

    В 1598 г. Января в 7 день в час утра скончался царь Феодор. С ним пресеклось потомство Рюриково; на утро совершилось погребение; Москва присягнула царице Ирине, но она помышляла не о земном царстве; оставила Кремль, уехала в Новодевичий монастырь с твердым намерением не оставлять более своей келлии и облеклась в одежды иноческие. Узнав о ее пострижении, Москва пришла в уныние: Патриарх, духовенство, бояре все недоумевали на кого возложить венец Мономахов; положили созвать Великий собор. На соборе кроме выборных людей ото всей земли русской присутствовало 4 митрополита, 9 епископов, 25 архимандритов и 24 игумена, не считая строителей и соборных старцев. Два раза уже патриарх Иов со всем освященным собором, с боярами и выборными всего государства неотступно и слезно молили Бориса Годунова – соизволить на царство; он отказывался… царица сестра его – не благословляла. Наконец, 21 Февраля, во вторник на сырной неделе, в третий раз со святыми иконами и хоругвиями, с молебным пением иконе Одигитрии, сопровождаемый всем духовенством и сигклитом бояр – крестным ходом снова пошел патриарх Иов в Новодевичий монастырь; соборно совершил литургию и потом со всею святынею, со всеми его сопровождавшими направился к келлиям царицы. Все умоляли ее благословить брата на царство. Патриарх, духовенство, бояре пали к ногам ее… Царица не устояла против такой неотступной мольбы – Борис был провозглашен царем. Два Угрешских игумена – Елеазар71 и Тихон72 подписались на двух грамотах о избрании Годунова на царство. Елеазар был участником великого собора и имя его находится на первой грамоте.

    В 1599 г. марта 3-го дня, на имя угрешского игумена Тихона пожалована царем Борисом и сыном его Феодором безпошлинная грамота, которая была впрочем только возобновлением прежней, данной еще при Иоанне IV. В силу этой грамоты подтверждались за монастырем право безпошлинно торговать на возах и на судах по всей России, кроме Нижнего Новгорода; старцы и слуги монастырские могли ездить всюду с монастырским товаром, не платя ни тамий, ни мыта, ни явки, ни вещее, ни пошлины сумежной, ни побережной ни повичной, ни зорной, ни иной какой. В грамоте говорится далее: «Ни наместники, ни тиуны, царские, ни слуг монастырских, ни старцев не судят, а судит их один только царь; а кто что возьмет у монастыря, или посланных его, или чем изобидит и быть тому в казни от царев.» Грамота эта в 1606 году была подтверждена царем Василием Ивановичем Шуйским.

    В чине венчания на царство Василия Ивановича Шуйского Июня 1-го г. упоминается о присутствии на венчании Угрешского игумена, без означения его имени. Вместе с двумя архимандритами – Троицким и Владимирским он подавал на золотом блюде Животворящий крест.

    В 1610 году, после разорения Пафнутиева Боровского монастыря, второй Самозванец направился к Москве и поселился на Угреше; вскоре прибыла к нему сюда и Марина. Здесь принимал он послов гетмана Жолкевского; они именем Сигизмундовым убеждали его отказаться от притязаний на Русский престол и упасть к ногам короля, обещая ему в удел Самбор или Гродно: «Скорее соглашусь просить хлеба у холопа, чем милости у короля.» Марина, вошедшая в палату при этих словах стала осыпать короля укоризнами и с насмешкою прибавила: «выслушайте и мое предложение, пусть король уступит царю Димитрию Краков, и как милость примет от него Варшаву.» Переговоры не обошлись мирно, междоусобие готово было вспыхнуть между дружинами Сапеги и Жолкевского, уже начиналось кровопролитие под стенами обители… «Но Сапега, пишет Карамзин, выехал из рядов, снял шапку перед гетманом, протянул ему руку в знак братства… и скоро все усмирилось». Многие из приверженцев Самозванца его оставили, и он в ночь на 26 августа с Мариною, с атаманом Заруцким, с шайкою казаков, татар и немногих из россиян ускакал верхом в Калугу73.

    Сентября в 11-й день того же 1610 года патриарх Гермоген и Московская Земская Дума отправили посольство к королевичу Владиславу предложить ему; отказаться от латинства и принять венец Русского Царя. Посольство составляли – митрополит Ростовский Филарет Никитич Романов (в 1601 году по подозрению Годунова неволею постриженный и сосланный в Сийский монастырь), князь Голицын Вас. Вас. и князь Мезецкий и, кроме того, из духовенства в нем находились; Авраамий Палицын, знаменитый келарь Троицкий, Новоспасский архимандрит Евфимий, игумен Угрешский Иона и Вознесенский протоиерей Кирилл74, мужи разумные и грамоте досужие, замечает летописец. Игумен Иона не возвратился на родину; отправленный с прочими послами по повелению Сигизмундову в заточение, он умер в изгнании; могила его от нас сокрыта.

    В 1611 году марта 27, обитель Угрешская избирается, как сборное место московскими воеводами, которые сходятся сюда изо всех городов; Ляпунов прибыл из Коломны, Заруцкий из Тулы, пришли и другие воеводы с своими дружинами и 28 Марта все вместе двинулись к Москве опустошенной пожаром75.

    Окрестности Угрешского монастыря, покрытые лесами, служили притоном для станичников и казаков, производивших разбои около монастыря. Воевода Плещеев поймал 20 казаков и велел их кинуть в Москву реку; их товарищи спасли их и привели в стан московский76.

    В 1613 году Угрешский игумен Сергий с братиею ударили челом новоизбранному царю юному Михаилу и положили пред его царским лицом грамоту, данную монастырю на воды и рыбные ловли в Нижнем Новгороде на Волге еще при Иоанне IV Васильевиче, прося царя, чтобы он пожаловал велел старую грамоту переписать от своего имени. Михайлова грамота, им самим подписанная, дана 15 Апреля 1613 года.

    В 1614 году Мая 5-го дня, в первый раз посетил царь Михаил Феодорович Угрешский монастырь, куда приходил на освящение храма (вероятно Николаева собора). Там он пожаловал бояр и дворян – велел быть и смотреть в столы (чего не бывает когда государь кормит братию); в большой стол велено было смотреть Василию Петровичу Шереметеву, в кривой стол Ивану Никифоровичу Трахониотову. И при этом произошел один из тех частых случаев, которые повторялись по временам при дворе московском. Трахониотов бил государю челом на Шереметева, что ему быть меньше его не вместно. Государь ему велел сказать «что он бьет челом не делом, не по своей мере.» Трахониотов подчинился воле государевой и в кривой стол смотрел77.

    В 1616 году, государь был на Угреше в Николин день, 9-го Мая, у государя был стол, за которым были бояре; Василий Петрович Морозов, князь Димитрий Михайлович Пожарский и окольничий Никита Васильевич Годунов. Опять вышел спор из-за мест; Годунов счел себя обиженным и ударил государю челом, что ему с Морозовым быть не вместно. В свою очередь боярин Морозов и бояре Салтыковы Борис и Михаил били челом государю на Годунова; они говорили; «Никита Годунов бьет тебе, великому государю, не делом, ему очень можно быть меньше Морозова; Годуновым с Морозовыми никогда нельзя равняться, а что он поминает о том что было при царе Борисе, на то ему ссылаться нельзя; в те поры была воля государева, царь Борис по свойству своих выносил и противиться ему было невозможно. Тебе самому, государю, ведомо каково тогда было, Годунов Борис многих погубил своею неправдою и разослал. Годуновым с нами тягаться не приходится.» Выслушав это царь приказал Годунову, чтобы он бояр являл и за стол сел прибавив: «А будет тебе до кого дело, до Морозова, или до иного кого и о том бей челом после.» Годунов, однако, не послушался, бояр являть не захотел и за стол не сел. Государь приказал его посадить в тюрьму за ослушание, а за бесчестие Морозова его возили, потом, с повинною головою к Морозову на двор78.

    В 1620 году царь Михаил Феодорович приходил молиться на Угрешу Мая 5-го. Этот раз государь пожелал идти пешком, все ему сопутствовавшие бояре, окольничий, стольники и проч. Шли также пеший, а дворяне московские и жильцы ехали за государем на лошадях. Угрешский поход не обошелся без спора за места. Дворянин Карамышев бил государю челом на окольничего Феодора Васильевича Головина. Карамышеву царь велел отказать, кроме того он сидел в тюрьме и выдан был головою Головину79.

    В этом же году царь прислал на Угрешу воздухи низанные жемчугом, как значится в шитой надписи 23 Июня80.

    В 1622 году царь приходил на Угрешу 8 Мая81.

    В 1623 году 8-го Мая государь назначил поход на Угрешу; по станам, вместо окольничих, посланы были пред царем дворяне; князь Никита Гагарин да Артемий Пулаев. На стану, в селе Граворонях на речке Голядях, был у государя стол, у стола были бояре. В день праздника Мая 9-го в монастыре был у государя стол, у стола были бояре; в столы смотрели стольники: в большой – Морозов, в кривой Головин; вина наряжал стольник князь Василий Петрович Ахшумаков-Черкасский82.

    В 1625 году 7 Мая было объявлено, что государь идет к празднику к Николе на Угрешу; вместо окольничих царь велел у себя быть в походе дворянам; князю Петру Ивановичу Рыбину Иранскому и Семену Ивановичу Чемоданову. Пронский бил государю челом, что Пронские и в прямых окольничих в походах не бывали, по назначению не поехал, и государь положил на него опалу, велел посадить его в тюрьму, в которой просидел с 7 Мая до 20 , быть может, он просидел бы и долее, ежели бы патриарх не упросил государя освободить его для праздника Святителя Алексия. 8-го Мая государь пошел с Москвы; на стану (в селе Граворонях) на Голедях раскинут был столовый шатер, в котором у государя бы стол, у стола были бояре. В праздник 9-го Мая после обедни у царя был стол в монастыре, у стола были бояре, в столы смотрели стольники, князья Куракин и Ромодановский; вина наряжал кн. Хованский83.

    В 1628 и 1629 годах 8–9 Мая царь приходил к празднику на Угрешу, но ни чем особым не ознаменованы эти два похода84.

    В 1634 году, вместо Мая месяца, царь Михаил посетил Угрешу в Июле месяце. В 14 день месяца Июля по государеву цареву указу сказано – на Москве быти без Государя, а государю идти к Николе на Угрешу. В 15 день Июля государь послал перед собою вместо окольничих дворян князя Мезецкого и Приклонского, а сам пошел молиться 16 числа с утра. Это был последний поход царя Михаила Феодоровича на Угрешу, по крайней мере в разрядах более не упоминается.

    В 28 день, Сентября 1645 г. в недельный день – царь Алексей Михайлович венчался на царство; на венчании кроме патриарха присутствовало 3 митрополита, архиепископы, архимандриты и игумены в числе которых упоминается и Угрешский игумен Дионисий; после окончания торжественного обряда – патриарх был зван к царю хлеба есть и с ним все черные власти больших мест находившиеся в соборе, и сидели власти за столом (в Грановитой палате) по левую сторону от Благовещения85.

    В 1646 году Угрешский игумен Дионисий и келарь Ефросин били челом царю Алексею Михайловичу о монастырских владениях и рыбных ловлях в Волжских водах в Курмышском уезде, прося чтобы некоторые оброчные статьи, которыми пользовался монастырь приписаны были к безоброчным, и царь указал Угрешскому монастырю теми водами владеть безоброчно.

    В 1647 году, 8 Мая царь приходил молиться к Николе на Угрешу, но иных подробностей о сем походе не сохранилось86.

    В 1648 году, государь пошел на Угрешу Мая 6-го; Мая 8 вечерню он слушал в монастыре у праздника; на государе был зипун белый без обнизи, чуга из гладкой желтой камки или штофа, ферезя темно-вишневая, камлотовая с узорчатыми кругами вынизанными жемчугом; шапка из двоеморхого бархата, шафранного цвета с соболию опушею и запанами. Во время всенощного бдения и на следующий день за обеднею, которые государь слушал у праздника, одежда на нем была та же, только другая ферезя – теплая на соболях, крытая камкою дымчатого цвета. Царь ходил в трапезу и кормил братию87.

    Царь Алексей Михайлович часто посещал Угрешу, с 1645 года и по свою кончину – 1676 года он приходил на Угрешу тринадцать раз, исчислив все походы, более замечательные приведем с подробностями; описания в подлиннике читатель найдет в главе – Угрешские походы.

    В 1652 году, царь приходил молиться на Угрешу 8 Мая88.

    В 1653 году, у всенощного бдения царь был у праздника, на утро 9 Мая был у обедни, братию кормил в трапезе, но сам не кушал, а кушал в селе Острове в передней избе89.

    В 1657 году, государь пришел на Угрешу 8 Мая, а после того ходил в село Покровское90.

    В 1661 г. приходил молиться на Угрешу мая 2 дня91.

    В 1662 г. государь пошел молиться на Угрешу Апреля 29; а с Угреши в село Остров92.

    В 1663 г. государь всенощную слушал у себя во дворце, в церкви препод. мучен. Евдокии, но на утро Мая 9-го ходил к обедни, к празднику в Угрешский монастырь93.

    В 1664 г. всенощную под праздник 9-го Мая и обедню государь слушал в Угрешском монастыре94.

    В 1668 году 11 Июня Угрешский монастырь посетили царь и три патриарха; Московский – Иоасаф, Антиохийский – Макарий, и Александрийский – Паисий. Это самый замечательный изо всех, Угрешских походов, и потому приводим его со всеми любопытными подробностями. Вселенские патриархи, как известно, вызванные для окончательного суда над патриархом Никоном, – прибыли в Москву в 1666 году, Ноября 2 дня, и провели в ней около двух лет оба вместе; Паисий провел еще более года и выехал 4 Июля 1669 г. Патриарх Макарий посещал Россию дважды, первый раз он приезжал за сбором и провел два года в России с 1653 г. по 1655, тогда Никон был во всей силе своей власти95.

    Для большей ясности и полноты рассказа, как царь провожал патриарха Макария при его отъезде, скажем несколько слов о его отпуске из Москвы.

    Июня 5 , государь был в Грановитой палате и у него на отпуске был патриарх Макарий; Июня 6-го сопутствуемый Московским патриархом и Александрийским в сопровождении крестного хода и всего освященного собора по окончании литургии Макарий направился из Успенского собора к Живому мосту, у которого ожидал его струг, т. е. ладья. На мосту служили молебен, по окончании которого патриархи прощались друг с другом, святейший Макарий благословлял все власти и бояр и с патриархом Паисием вступили в струг и разоблачились. Отпустив крестный ход – святейший Иоасаф также разоблачился на мосту и поехал к себе; простившись с Макарием Паисий тоже поехал домой. Патриарх Антиохийский в тот же день отчалил и ночевал на Москве реке под Ново-Спаским монастырем; на утро он слушал в монастыре обедню. На следующий день к вечеру патриаршее судно остановилось под Симоновым монастырем. Июня 9-го государь посылал к нему в дорогу спросить о спасении (т. е. узнать о здоровье). Июня 10 в третьем часу дня государь пошел из Москвы в карете в дворцовое свое село Остров; шел на Измайлово и на Коломенское. В селе Коломенском государь кушал и после стола отправился далее; он ехал на Борисов приселок и на село Беседы. В Острове государь слушал в своих хоромах вечерню и утреню.

    В тот же день, Июня 10, святейшие патриархи Иоасаф и Паисий, также выехали из Москвы в карете и поехали на Угрешу, и там ночевали в келлиях, а патриарх Макарий провел ночь под монастырем на своем струге.

    На следующее утро Июня 11-го, до прибытия государя из Острова, была послана за Антиохийским патриархом карета из монастыря; а ездили за ним греческий диакон Мелетий и патриарший пристав князь Прозоровский; а в карете с патриархом ехали митрополит Сибирский Корнилий и Чудовский архимандрит Иоаким. Как только увидели, что государь выехал из Острова; в монастыре ударили в колокол и начался благовест, а когда государь подъехал ко святым воротам и вышел из кареты – стали трезвонить.

    Государя встретили в святых воротах игумен Викентий и прочие сослужащие в облачении, а диаконы с кадилами; государю кадили, игумен подносил ему Животворящий крест и кропил святою водою. От святых ворот до Никольского собора перед государем шел игумен со крестом, сопровождаемый братиею и дьяконами. Пришедши в церковь, государь прикладывался к местным иконам и к иконе Святителя; потом принимал благословение от трех патриархов. Тогда начали литургию. Служили два патриарха; Иоасаф и Макарий, митрополит Сарский и Подонский – Павел; архимандриты Чудовский и Симоновский, игумны Саввы-Сторожевский и Угрешский и проч. Святейший Паисий не служил96, а стоял рядом с государем. На государе было платье: ферезя холодная суконная ярко алого цвета с широким кружевом, ферези холодные белые, атласные с пухом; зипун белый тафтяный с обнизью городами, шапка шафранного цвета из двоеморхого бархата с большими запанами, посол был индейский с костями.

    По окончании богослужения государь вторично прикладывался к местным иконам и принимал от патриархов благословение, и звал их к себе в Остров к столу, и сопровождаемый игуменом и братиею направился ко святым воротам. Здесь игумен и братия ударили государю челом хлебом и живою рыбою, и он указал их принять.

    По отъезде государя, патриархи также поехали в Остров: Вселенские сели оба вместе в государеву карету, а патриарх Московский поехал в своей собственной.

    Стругам велено было двинуться из под монастыря и остановиться напротив Острова. Патриархов встретили в Острове у церкви со крестом и кадилами; они из карет вышли и пошли в церковь (во имя Преображения Господня) где, приложившись к местным иконам, сели опять в кареты и поехали на государев двор. Государь вышел к ним на встречу, принял их на площадке нижнего крыльца и с ними вместе пошел в хоромы. Вошед в комнату патриархи говорили; «достойно» и по достойнее государю ударили челом. Священники и диаконы говорили благословение трапезе. В комнате, в которой кушал государь, было три стола; за первым – сидел государь и с ним вместе все три патриарха; за вторым столом были митрополит Павел, архимандриты и игумены; за третьим столом сидели бояре и окольничий. В передней комнате было два стола; за одним обедали белое духовенство, патриаршие ризничии и старцы Вселенских патриархов, а за другим столом – Стрелецкие полковники, головы и стольники. По благодарении трапезы государь сам подносил патриархам красные меды в кубках. После того патриархи из хором пошли, и государь провожал их до нижнего крыльца. Святейший Макарий сел в карету и поехал на свой струг патриарх Иоасаф поехал в Никольский монастырь на Угрешу, а Кир Паисий Александрийский для упокоения телесного чувства пошел в шатры, раскинутые на государевом дворе, против царских хором. После того патриарх Паисий ходил в хоромы к государю, и, побыв у него, поехал в карете на струг к святейшему Макарию; приехал к нему из монастыря и патриарх Московский; поехал и государь из Острова. Он ехал в карете, на большом месте поставлена была икона Богоматери явления именуемого Тихвинския, в серебряном золоченом окладе, с венцем и цатою, а по полям с жемчужною обнизью; а сам государь сидел напротив иконы, в дверях кареты – протопоп Благовещенский Андрей. Не доезжая Москвы реки посреди луга, государь вышел из кареты, и пошел пеший за иконою, которую несли священники, а диаконы шли со свечами и кадилами. Не доходя Москвы реки встречена была икона патриархами, митрополитами и всем собором, без облачений. Патриархи икону кадили и к ней прикладывались; после того государь взял ее из рук протопопа и передал святейшему Макарию, который снова приложился к иконе, отдал своим старцам, и государю сказав речь, благословил его. Государь пошел провожать его до реки; все вступили на струги и они тронулись с места и пошли Москвою рекою до Ориненского Приселка и там стали; патриархи говорили эктенью и отпуск. Святейший Макарий еще раз благословил государя, а государь жаловал к руке его старцев и всех людей, сел в карету и обратно поехал в Остров. Простились друг с другом и патриархи; святейший Макарий направился по течению Москвы реки к Коломне, патриарх Московский поехал в Угрешский монастырь, а Александрийский в село Остров к государю. На следующий день, Июня 12, царь возвратился в Москву, куда прибыли и патриархи, заехав по пути в село Коломенское и отслушав там обедню97.

    В 1669 г. Мая 9-го царь был в Угрешском монастыре с царевичем Феодором Алексеевичем, и на обоих были опошени, ферези, зипуны и шапки смирные (т. е. траурные) по случаю преставления царицы Марии Ильиничны в 4-й день Марта месяца сего года98.

    В 1671 году, под праздник 9-го Мая государь у вечерни и у всенощной был в церкви преп. муч. Евдокии, а у обедни был в Угрешском монастыре99.

    В 1672 г. Февраля 17, в субботу сырной недели преставился патриарх Иоаким, а тело его скутовали, во святительские одежды облачали и во гроб клали по благословению прилучавшихся архиереев – Угрешский игумен Викентий, ризничий и проч.100.

    В 1675 году, Мая 14, государь отправился в поход в Остров и к Николе на Угрешу; ему сопутствовали бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, ближние люди, стольники, походные стряпчие и жильцы и все, которым указано было быть в походе. Государь ехал в карете, в которую было впряжено 6 гнедых возников; с ним сидели бояре; кн. Яков Никитич Одоевский и кн. Михаил Юрьевич Долгорукий. Ехал запасный возок; за постелькою шли 20 человек стрельцов; провожали государя за земляной город и около кареты шли пешие головы и полуголовы московских стрельцов, да около же кареты шли Стрелецкие головы с ботожьем; за царем был обычный обоз; на телегах ехали ключники путные, чарочники и стряпчие со всех дворцов. В этом же походе у Николы на Угреше да в Острову были, столповые прикащики, стременные конюхи, приказу большого дворца очередные дьяки, подьячие старые и молодые очередные же, подьячие приказу тайных дел, сокольники и охотники. Поход этот продолжался до 19 Мая. в 7 часу дня государь возвратился в Москву101.

    Это был последний поход на Угрешу, о котором упомянуто в дворцовых разрядах: всего известных походов царя Алексея Михайловича в Угрешский монастырь 13; вероятно была обитель посещаема им и кроме того, но описаний не сохранилось. Знаем из сказаний протопопа Аввакума, содержавшегося в Николо-Угрешском монастыре с 14 Мая 1666 года 17 недель, (след. приблизительно до начала Сентября месяца) «что царь приходил в монастырь, походил около темницы – постонал» и проч.102.

    О походах царя Феодора Алексеевича в Угрешский монастырь сведений не сохранилось.

    В 1676 году, Июня 16, при венчании на царство царя Феодора Алексеевича, упомянут игумен Угрешский Герасим103. (Гордеев), он подавал скипетр патриарху104.

    В 1682 году, Июня 25, в венчании на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей участвовал игумен Угрешский – Иосиф (Шохнев), он и архимандрит Андроньевский Авраамий подавали бармы царя Иоанна105.

    В 1683 году 2 Мая, царь Петр Алексеевич возвратился в Москву из Николаевского-Угрешского монастыря в 3-м часу ночи106.

    В 1690 году, Апреля 27 царь Петр, снарядив флотилию из мелких гребных судов, среди коих под парусами красовался знаменитый (Измайловский) бот, отправился по течению Москвы реки к Николаевскому монастырю. Впереди плыли стрельцы в лодках; за ними шел на парусах царь, за ним следовали бояре, царедворцы, иноземцы в гребных судах. В один день прошли 20 верст и на закате солнца причалили к берегу близ Угрешского монастыря. Государь посетил дом боярина Алексея Петровича Салтыкова и 2 Мая возвратился в Москву. Больших подробностей о сем походе не известно107.

    В 1691 году, 14 Марта, спущена была на воду новая яхта, в которой могло вместиться до 30 человек, царь в ней катался по Москве реке до Угреши в бурную погоду108.

    В 1697 году, 25 Июня, ночевал под монастырем на своем судне ближний боярин, наместник Вятский, Борис Петрович Шереметев, со всею своею свитою ехал вниз по Москве реке, отправляясь путешествовать в чужие края109.

    В 1698 году, во время розысков после 2-го стрелецкого бунта – стрельцы были разосланы в монастырские тюрьмы, как-то Симонов, Ново-Спаский и проч., содержались заподозренные и в Угрешском монастыре110.

    Детские служения монастыря

    Детям, как будущему нашей страны, в обители посвящено много времени и служений. Вот некоторые из них:

    • Военно-патриотический клуб «Дозор»

    К обучению принимаются только мальчики с 10 до 17 лет. Клуб проводит обучение будущих воинов – тут обучают полезным и необходимым для солдата дисциплинам, приучают к строгости и преподают православное понимание необходимости защиты семьи, страны и веры. Мальчики получают строевую, тактическую, огневую и инженерную подготовку, изучают медицину, скалолазание и топографию. Имеется даже свой сайт.

    Рекомендация: в клубе преподают реальные офицеры войсковой разведки внутренних войск России – это позволяет учащимся перенять уникальный опыт бойцов.

    • Музыкально-хоровая студия

    Она появилась в 2010 году. Целью студии является объединение всех участников благодаря общему делу и приобщение к православию. Исполняются популярные народные песни, а также произведения российских и зарубежных авторов, классических и современных.

    См. также: Иоанновский монастырь: Санкт-Петербургская православная женская обитель

    Обучение длится 4 года и включает в себя изучение навыков индивидуального и хорового исполнения: хор, сольфеджио, вокал и церковное пение. Также дети посещают гитару и фортепиано, ритмику, основы православия, музыкальную литературу.

    Совет: записать ребенка можно и на индивидуальные занятия.

    У студии так же есть свой сайт;

    • Творческая студия «Сфера»

    Студия появилась в монастыре несколько лет назад. Главной задачей ее педагогов является помощь ребенку в раскрытии талантов и самовыражении. Среди доступных кружков – ИЗО, работа с керамикой и создание мультипликации. С 2014 года на базе «Сферы» появилось «ответвление» под названием «Дети солнца». Это программа для детей с врожденными тяжелыми недугами, занимающихся искусством.

    Это интересно: ученики регулярно принимают участие в благотворительных мероприятиях.

    Информация для паломников и туристов

    Что необходимо знать перед поездкой:

    • Как добраться

    Добрать до места можно своим ходом на автобусе. Остановка называется «Площадь Святителя Николая» или попросту «Монастырь». Нужно сесть на автобус:

    1. №470 от метро «Кузьминки»;
    2. №305 от метро «Люблино»;
    3. №20 или №21 от станции Люберцы. До нее можно доехать на электричке от Казанского вокзала.

    Важно знать: доехать до Дзержинска можно также из Лыткарино, Котельников.

    • Где остановиться

    Здесь несколько вариантов:

    • Для паломников неподалеку от обители (буквально через дорогу) расположена монастырская гостиница. Ею заведует местный паломнический центр;
    • Также в городе есть гостиница «Федерального центра двойных технологий союза» или «ФЦДТ».

    Адрес: улица Лермонтова, дом 18. Телефон, 24-33;

    • Еще одним местом для остановки может стать оздоровительный пансион «Союз».

    Адрес: улица Лесная, дом 25. Телефон.

    Династия Романовых и Угреша

    При первом царе из династии Романовых Михаиле, избранном на престол в 1613 году, монастырь переживал стадию расцвета. За все время своего правления государь посещал обитель 9 раз, в основном в день памяти Николая Чудотворца. Монастырь, став духовным прибежищем царя, получил от него различные привилегии: освобождение торговли от таможенных поборов, право владения рыбной ловлей в Нижнем Новгороде. За время своего правления Михаил преподнес обители множество подарков, всячески содействовал ее процветанию. Его сын, Алексей Тишайший, также продолжил традицию отца, отправляясь в пешие походы в Угрешу весной и всячески заботясь о монастыре.

    Расписание богослужений и престольные праздники

    Расписание в большинстве своем не отличается от обычного. В будни и субботу:

    1. 6:45 – Ранняя литургия;
    2. 9:00 – Поздняя литургия;
    3. 17:00 – Полиелей или Вечернее богослужение, по субботам – Всенощное бдение.

    В воскресенье проходят:

    1. В 6:30, 8:00 и 9:30 – Божественные литургии;
    2. В 17:00 – Вечернее богослужение.

    Посмотреть точное расписание можно по ссылке.

    В монастыре отмечают немало престольных праздников – покровителей, икон и важные в православии даты. Увидеть весь список можно по ссылке.

    Путешествие святого образа

    Николо-Угрешский мужской монастырь уже с первых дней основания находился на особых правах. К примеру, Иван Грозный полностью освободил его от всевозможных пошлин на необходимые товары по всей Руси.

    Именно поэтому служители монастыря часто обращались к щедрому царю за помощью. Однажды они попросили Ивана Грозного отреставрировать тот самый святой образ Николая Чудотворца, который был дарован Дмитрию Донскому перед битвой. По велению царя икона была отправлена в Москву. Образ прошел по Вятке, Каме и Москве. Реставрацией занимался сам святой Макарий. По окончании работ икону отправили обратно в монастырь, а точная её копия хранилась в столице.

    Паломнический центр

    Он занимается работой с паломниками: заказами на экскурсии или трапезу, бронированием номеров в местной гостинице.

    Адрес: площадь Святителя Николая, дом 5.

    Телефон, +7-916-884-38-65.

    Электронная почта

    Также заказ можно сделать через форму на сайте.

    Николо-Угрешский монастырь – это один из самых старых действующих обителей в России. Несмотря на сложную судьбу, в нем сохранились важные для истории и православия храмы и церковные реликвии.

    Интересную информацию о Ноколо-Угрешском монастыре смотрите в следующем видео:

    Литература

    • Димитрий, инок, Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря
      , М., 1872.
    • Паламарчук, П. Г., авт.-сост., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов…
      , М., 1992.
    • Судариков, В. А., Чапнин, C. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов
      , М., Изд-во братства святителя Тихона, 1993.
    • Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов
      , 2-е изд., М., 1995.
    • Кондратьев, И. К., Седая старина Москвы
      , Москва, 1996.
    • Серафим, иером., «Николо-Угрешская обитель,» Журнал Московской Патриархии
      , 1997, № 1, 42-44.
    • Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов
      , М., Изд-во братства святителя Тихона, 1999.
    • Николаева, Т. Е., Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник монастырей и храмов
      , М., Изд-во братства святителя Тихона, 2001.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]