Патриарх Тихон умер в 1925 году. Его похоронили в Малом соборе московского Донского монастыря, пишет pravoslavie.ru. А через какое-то время нашлись люди, которые сообщили, что тело патриарха тайно вывезли из монастыря.
Издание pravmir.ru приводит слова археолога Сергея Беляева:
«Все были уверены, что место, которое <�…> обозначено как могила, — это не что иное, как просто обозначение места, где патриарх был когда-то погребен. Потому что были свидетели того, как в одну из зимних ночей в начале 30-х годов <�…> в сторону крематория отъехали сани с гробом».
Верующие были почти уверены, что тело патриарха Тихона уничтожили, а не просто перевезли в другое место. Ведь деятельность патриарха шла вразрез с интересами советской власти. В номере «Известий» от 28 марта 1922 года он открывал список врагов народа «со всем своим церковным собором».
Зима. Религия.
Михаил Хаустов
Отношения патриарха Тихона и советской власти
В 1918 году патриарх написал послание ко всем православным, где предал анафеме (проклял) безбожников. Он запретил тем, кто участвует в гонениях на веру, участвовать в церковных таинствах. Патриарх Тихон заявил, что за жестокие поступки они подлежат «огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной».
Когда началась кампанию по уничтожению мощей православных святых, патриарх обращался с заявлениями к Ленину и Калинину. По его словам, такое обращение со святынями не только оскорбляло религиозные чувства верующих, но и нарушало Конституцию РСФСР.
В 1922 году, когда в стране начался страшный голод, патриарх Московский Тихон разрешил храмам жертвовать для помощи голодающим церковные ценности (кроме тех, которые нужны на богослужениях). Через некоторое время власти приняли постановление о том, чтобы любые церковные ценности изымались принудительно. Патриарх публично высказался против изъятия освященных предметов. После этого против него завели дело, главу церкви посадили под домашний арест. Он находился в заточении около года, пишет portal-slovo.ru.
Церковь. Молитва.
СС0
В Донском
Донской – один из самых живописных московских монастырей. Он обнесен каменною зубчатою стеной, вдоль внутренней стороны которой, на высоте бойниц – так же, как в Кремле, – идет крытый деревянный помост. У колокольни Святых ворот монастыря ютится двухэтажный домик. С крыльца его крутая каменная лестница ведет в маленькую прихожую, а из нее есть выход на площадку, соединяющую домик с колокольней. Здесь живали архимандриты Донского монастыря, и здесь более года был заточен Патриарх Тихон. У ворот собиралась многочисленная толпа, и он выходил на ставшую исторической площадку, чтобы показаться народу, опасавшемуся за его жизнь, и молча его благословлял. Говорить Патриарху-узнику было запрещено… И после своего освобождения он продолжал жить в небольших комнатах верхнего этажа со своим келейником, а нижний был занят хозяйственными помещениями.
О повседневных надобностях Патриарха – приготовлении пищи, стирке, уборке – заботились женщины, жившие поблизости и приходившие ежедневно поусердствовать около Святейшего. Попечение о нем имела вся Москва. Оказать ему какую-нибудь услугу, принести скромный дар было для всякого радостью. А он жил, как птица небесная, не заботясь о завтрашнем дне и все раздавая неимущим. Особенно усердствовали москвичи в день тезоименитства Святейшего, 26 августа. Со всего города стекались в Донской монастырь подношения, не только от отдельных лиц, но и от целых артелей. Охотный ряд присылал рыбу, икру, грибы, соленья; пекари и кондитеры – свои изделия; бакалейщик – чай, сахар и другую продукцию; мануфактурщики – целые куски материи; садоводы – роскошные цветы…
На службе в Донском
Последний именинный день Святейшего в 1924 г. ознаменовался приездом американской депутации. Помолившись за литургией и молебном святителю Тихону Воронежскому, которые Патриарх отслужил сам, американцы тут же, в переполненном молящимися Донском соборе, обратились к нему с прочувствованной речью, указывая на ту любовь, которую в течение своего девятилетнего святительства в Америке он стяжал не только среди своей русской паствы, но и у самих американцев. Опустившись перед Патриархом на колени, они вручили ему от имени всех его почитателей-американцев золотую митру, усыпанную бриллиантами, и облачение.
В Донском Патриарх принимал ежедневно от 9 до 12 часов всех, кто желал его лично повидать, за исключением, конечно, тех дней, когда он бывал занят богослужением.
В начале осени 1924 года отправилась к нему и я.
Крошечная прихожая была переполнена, и ждать пришлось довольно долго. Видя, что до меня черед дойдет не скоро – очередь мы соблюдали сами, – я вышла на площадку у колокольни, прошлась вдоль стены и, налюбовавшись красивым видом, спустилась на монастырское кладбище.
Там подошел ко мне худощавый, одетый в лохмотья старик и попросил у меня милостыни, а потом мы с ним разговорились. Он долго жаловался на тяжкие времена и добавил:
– Одно осталось у нас солнышко – Святейший.
Когда я вернулась в прихожую, то увидела, что пришедших раньше меня остается уже немного. Вслед за мною входит мой новый знакомый – нищий.
– Совести у тебя нет, – обращается к нему патриарший келейник. – Хоть бы ты пожалел Святейшего. Видишь, сколько набралось народу. И так каждый день. У всякого к нему свое дело, а ты зря его беспокоишь. Вчера ведь ты у него был.
– Не вчерась, а третьево дни, – возражает обиженно нищий.
Казначейские покои Донского монастыря, келья Патриарха Тихона
Освобождается место на подоконнике. Я присаживаюсь как раз против входа в патриаршие покои. Дверь приотворена, и я вижу Патриарха. Он одет по-домашнему – в темном подряснике, голова его не покрыта. Он стоит, положив руку на голову коленопреклоненного молодого человека, а тот что-то горячо и тихо говорит. По скорбному и взволнованному лицу молодого человека струятся слезы. «Наверное, кается в чем-нибудь», – думаю я.
Но вот очередь дошла и до меня. Я вхожу. Патриарх встречает меня у двери, до которой, как я уже видела, он провожал всех своих посетителей. Подхожу под благословение. Затем он садится на старинного вида диван, перед которым стоит стол, покрытый ковровою скатертью, а мне указывает на кресло.
И с первых его слов я перестаю смущаться. Я почти забываю, что передо мной Святейший Патриарх всея России, и вижу лишь ласкового старца, которому, как родному, можно говорить все, будучи уверенной, что он все поймет. Беседа наша вполне непринужденна. Он расспрашивает меня, внимательно выслушивает мои ответы, шутит.
Келья святителя Тихона в Донском монастыре
Я рассказываю ему, что родные зовут меня за границу.
Святейший смотрит на меня и молвит: – Быть может, там и хорошо, но дома лучше.
Мне вспоминается, что после того как он был освобожден по ходатайству всех христианских Церквей, ему предложили уехать за границу, но он ответил: «Место русского Патриарха в России».
А позднее, когда один священник пришел к нему за благословением на выезд из России, Патриарх сказал: «Запрещать не запрещаю, воля твоя, но благословить не могу. Пастырь не должен оставлять свое стадо, а во время гонений и бедствий тем паче…»
– Вам, наверное, трудно, когда вас так теснит толпа, – говорю я между прочим.
– Тяжеленько, – добродушно отвечает он. – А как вы думаете, каково бы мне было без этой толпы? – и его лицо озаряется светлой улыбкой.
Да, его толпа теснила, любя, и он толпу эту любил. В любви народной он находил духовную поддержку и радость, и своею любовью давал народу и радость, и поддержку. И каждого из нас, своих духовных чад, он принимал, как друга своего.
Куда пропали мощи патриарха Тихона?
После кончины патриарха Московского Тихон никто из верующих не мог точно сказать, что произошло с телом главы церкви. Вокруг пропажи мощей ходили разные слухи, сообщает pravoslavie.ru
Согласно одной из них, по приказу властей еще в 1927 году тело патриарха Московского Тихона вытащили из могилы и сожгли. По другой версии, монахи тайно перезахоронили тело. Люди предполагали, что мощи покоятся либо на Немецком кладбище в Лефортово (сейчас это Введенское кладбище в Москве), либо в некрополе Донского монастыря.
Снег. Зима.
Михаил Хаустов
Паломническая поездка в Донской монастырь
27 марта прихожане Покровского храма г.Щелково совершили паломническую поездку в Донской монастырь. Во главе с настоятелем храма протоиереем Алексием (Никоновым) в Москву к стенам древней обители отправились учащиеся воскресной школы, их родители, преподаватели.
Донской монастырь. Западная колокольня с надвратным храмом свв. прав. Захарии и Елисаветы
Донской монастырь был основан на месте стана русских войск, ставших на защиту Москвы от нашествия полчищ крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили в ней Донскую икону Божией Матери. Как свидетельствует летопись, жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары неожиданно обратились в паническое бегство. В благодарность за чудесную помощь царь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону.
Эта была та самая икона, которая сопровождала великого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле, и с тех пор чтимая как Защитница Отечества. В настоящее время этот образ находится в Третьяковской галерее, и лишь раз в год в день памяти 1 сентября крестным ходом икона приносится в монастырь, где совершается богослужение.
Все это и многое другое нам предстояло узнать в интересной, продолжительной двухчасовой экскурсии. Первым же сильным впечатлением при виде монастыря, еще при выходе из автобуса, были монастырские стены с красивыми башнями, чем-то напоминающие стены Новодевичьего монастыря.
Донской монастырь. Экскурсия по территории Донского монастыря
Храм свт. Иоанна Златоуста
Храм св.вмч.Георгия Победоносца в Донском монастыре.
Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года. После революции от полного разрушения монастырь спасло то, что в нем был расположен музей русской архитектуры, и сюда привозили фрагменты уничтоженных памятников старины. Сам монастырь по этой причине стали называть «архитектурным кладбищем».
Так, в одной из стен монастыря помещены горельефы с храма Христа Спасителя.
Горельеф с храма Христа Спасителя. Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар
Горельеф с храма Христа Спасителя. Встреча Давида, победившего Голиафа
Значительную часть территории монастыря занимает некрополь. Здесь покоятся выдающиеся государственные деятели, участники Отечественной войны 1812 года, знаменитые писатели и поэты, архитекторы и ученые. В XXI веке на монастырском кладбище был перезахоронен прах генералов А.И.Деникина и В.О.Каппеля, мыслителя-патриота И.А.Ильина, писателя И.С.Шмелева. Многие известные имена вспомнили мы, прогуливаясь по монастырскому кладбищу, помолились об упокоении их душ.
Некрополь Донского монастыря. Могилы А.И.Деникина, В.О.Каппеля, И.А.Ильина
Могила архимандрита Даниила Сарычева
К сожалению, нам не довелось увидеть еще одну важную достопримечательность монастыря — мироварню, которая находится в Малом Донском соборе. На Страстной седмице здесь будут варить миро, и храм уже готовили к этому событию и к приезду Патриарха. Пришлось ограничиться рассказом о процессе изготовления мира, в состав которого, как мы узнали, входит 67 различных компонентов, многие из которых не так-то просто приобрести. Варят миро два дня — в понедельник и вторник, в среду миро остывает, а в Великий Четверг на Патриаршем богослужении его освящают. После этого миро распространяют по всем епархиям Русской Православной Церкви. Миро используется в Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения над всеми православными христианами. Приходит на память и становится понятной поговорка: «Все мы одним миром мазаны».
Экскурсия по территории Донского монастыря. У малого Донского собора.
Следующая значительная часть экскурсии была посвящена святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси. В небольшом храме в честь святителя Тихона звучал рассказ о его жизненном пути, росписи на стенах храма сопровождали рассказ фрагментами жития святителя.
Храм святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси
Духовный подвиг Патриарха Тихона, наверное, еще до конца не осознан в наши дни. Вести корабль Церкви среди бушующих волн тех лет, претерпеть гонения и унижения от власти, сохранить Церковь от раскола и просто от уничтожения — это было поистине мученическим крестом. Стоит задуматься над словами духовника Пафнутьево-Боровского монастыря, схиархимандрита Власия, очень известного среди верующих людей, который назвал мощи Святейшего Патриарха Тихона самой большой святыней России.
Храм святителя Тихона
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло в 1989 году, а в 1992 году, во время ремонта в Малом соборе Донского монастыря, были обретены мощи святителя. Сегодня мощи святителя Тихона покоятся в Большом Донском соборе слева от Царских врат.
Нам довелось посетить келью Патриарха Тихона, где он провел большую часть своего заключения, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925 года.
Келья Патриарха Тихона
В келье-музее Патриарха Тихона хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором был погребен святитель, документы, личные вещи. На стенах фотографии. На одной из них келейник патриарха Яков Полозов, принявший на себя пули при покушении на патриарха Тихона и защитив его ценой своей жизни. Еще одна уникальная фотография — на ней патриарх Алексий II во время молебна у мощей святителя Тихона 4 декабря 2008 г., за день до своей кончины…
За домиком с кельей Патриарха Тихона наши активные и наблюдательные дети сразу заметили оленей и побежали их рассматривать. Экзотический зверинец монастыря богат еще и павлинами, есть прудик с рыбками. Но в по-зимнему холодный день увидеть на прогулке можно было лишь жителей севера — оленей.
Завершали знакомство с Донским монастырем мы в главном храме обители — Большом Донском соборе. Внутри собора поражает своим благолепием иконостас. Детально иконостас весьма уникален, и даже необычен. Есть, например, в нем иконный ряд Страстей Христовых. В апостольском ряду апостолы сидят на тронах. В местном ряду справа одна из главных святынь обители — чтимый список иконы Божией Матери Донская. Слева рака с мощами святителя Тихона.
Большой собор Донского монастыря
Когда-то этот великолепный иконостас имел и «обратную» сторону — ряды икон, обращенные к алтарю. Между двумя иконостасами было некоторое расстояние, во время богослужений в этом промежутке размещались певчие, причем располагались они на разных высотах — говорят, что пение было удивительным.
Надо сказать, что встретили в монастыре нас очень тепло, и посещение обители оставило очень приятные воспоминания. Доминантой гостеприимства стала трапеза в столовой, где всю нашу уставшую, замерзшую и проголодавшуюся группу накормили обедом, а с собой в обратную дорогу снабдили пирогами и пряниками.
В этот холодный день в стенах обители нас согревали благодать святого места, воспоминания о патриотах Отечества и подвижниках православной веры, простой и добрый взгляд Патриарха Тихона, за которым нам приоткрылась великая сила духа, веры и любви.
Фотографии:
Источник: https://homutovo.ru/life_hram/donskoy-monastyr.html
Места: Донской монастырь в г. Москва
Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии
Как удалось найти мощи патриарха?
В 1989 году на Архиерейском соборе патриарха Тихона канонизировали (причислили к лику святых). Но даже приняв такое решение, церковные иерархи не поднимали вопроса о святых мощах патриарха.
В 1991 году в Малом соборе Донского монастыря произошел пожар. Внутрь храма забросили бутылку с зажигательной смесью. Храм серьезно пострадал от огня, пришлось вскрыть большую часть пола. И там, на дне склепа, нашли дубовый гроб с мраморной табличкой, на которой было написано: «Патриарх Московский и всея России Тихон».
22 февраля в Донской монастырь приехали представители Святейшего Синода, состоялось торжественное обретение мощей: гроб подняли из склепа и поставили в храме, пишет moseparh.ru. Еще через несколько дней архиепископ с помощником омыли мощи и переодели.
Сейчас верующие могут поклониться мощам патриарха Московского Тихона в Большом соборе Донского монастыря, уточняет «Фома».
Мощи святителя Тихона
Глава из книги «“Несвятые святые” и другие рассказы»
Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыре
Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба мощей святого Патриарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе московского Донского монастыря. В 1946 году на панихиде у его гробницы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) с грустью произнес: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет».
Для подобной уверенности были все основания. То, что останки Патриарха Тихона могли быть уничтожены, никого не удивляло: если православные относились к почившему главе Русской Церкви как к святому, то ненависть к нему со стороны большевиков была исключительной даже на фоне остервенелого советского богоборчества. В списке врагов советской власти, опубликованном в одном из номеров газеты «Известия», Патриарх Тихон значился под номером один.
По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи Патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на Немецком кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками Патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря.
Эти предположения переросли в настоящую убежденность, когда в 1932 году предводитель поддерживаемых советской властью церковных раскольников‑обновленцев «митрополит» Александр Введенский вдруг появился перед своими почитателями в архиерейских одеждах, в которых москвичи сразу узнали драгоценные облачения, сшитые специально для Патриарха Тихона на знаменитой фабрике купцов братьев Оловянишниковых. В них же Патриарха Тихона и хоронили.
И все же надежда, что мощи любимого всей Церковью Патриарха однажды будут найдены, оставалась.
***
Когда стала возрождаться монашеская жизнь в Донском монастыре, одной из первых просьб, с которой немногочисленная тогда братия обители обратилась к своему настоятелю Патриарху Алексию II, было прошение о поисках мощей святителя Тихона. Святейший с радостью благословил нас на эти труды. Если бы мы тогда знали, с какими происшествиями это будет связано и как прекрасно все закончится!
Вскоре представилась удобная возможность. Начался ремонт в Малом соборе Донского монастыря. Храм закрыли на несколько месяцев, и в это время как раз бы и начать поиски… но под разными предлогами они откладывались, и вот ремонт был уже завершен. В храме возобновились службы, время оказалось упущенным. А если сказать честно, патриаршим благословением мы тогда легкомысленно и весьма глупо пренебрегли, ссылаясь на разные «причины и обстоятельства». За что и поплатились. Причем очень скоро. Хотя, как и всегда, Господь сами наши ошибки управил к общему вразумлению и к торжеству Своего верного святого новомученика Патриарха Тихона.
Был ноябрь 1991 года. Наместник, архимандрит Агафодор, закончив с ремонтом, отправился в служебную поездку и оставил меня в монастыре за старшего. Забот было не особенно много, если бы не досадный конфликт с какими-то странными людьми, свалившимися на наши головы. Они представлялись священниками и мирянами Русской Зарубежной Церкви, хотя никакого отношения к ней, как впоследствии выяснилось, не имели. Со скандалами и бесчинствами они во что бы то ни стало пытались устроить в монастыре свои богослужения без благословения Патриарха. Мы уговаривали, увещевали их как могли и наконец, поняв, что ничто не помогает, решительно выставили незваных гостей за ограду. Но те затаили злобу.
18 ноября отмечался день, когда в 1917 году на Поместном Соборе святителя Тихона избрали Патриархом Всероссийским (на него, одного из трех кандидатов, пал тогда жребий). Я прихворнул, но все же служил в тот день литургию, а потом и панихиду: это была еще и годовщина смерти отца Рафаила (Огородникова). Вообще 18 ноября — для меня какая-то необычайная дата. В 1988 году в этот день разбился отец Рафаил, а в 1993‑м умерла Валентина Павловна Коновалова, «московская купчиха», духовная дочь отца Иоанна. История, о которой я рассказываю, тоже произошла 18 ноября. Но это к слову.
На литургии я впервые в своей священнической жизни заготавливал запасные Святые Дары для причащения больных. Хотя по церковным правилам это делается в Великий Четверг, но накануне ночью ко мне приехал мой друг, скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, с просьбой срочно причастить и соборовать заболевшего знакомого. Однако выяснилось, что в нашем храме запасных Святых Даров нет: их, оказывается, никогда здесь и не готовили.
Слава Богу, с приятелем Клыкова все обошлось благополучно. Ночью я соборовал его, а наутро больного причастил священник из другого храма. Чтобы больше подобного не случалось, я под руководством нашего старенького иеромонаха отца Даниила подготовил запасные Святые Дары и поставил их в специальном ковчеге на престоле.
После вечерней службы меня пришел навестить мой друг Зураб Чавчавадзе с банкой малинового варенья. Мы пили чай, когда позвонил дежурный и с тревогой сообщил, что к воротам подъехали несколько пожарных расчетов и их командир уверяет, что они срочно должны тушить у нас какой-то пожар.
— У нас что-то горит? — удивился я.
— Нет конечно! — успокоил меня дежурный. — Это у их командира, наверное, внутри горит…
Я все понял. Неподалеку от нас располагалась пожарная часть, руководство которой дружило с отцом Агафодором. Один из офицеров был большой любитель посидеть с батюшкой за столом, пофилософствовать о жизни. Однажды в период такого философско-алкогольного обострения он уже рвался в монастырь среди ночи. Теперь, видимо, история повторялась.
Я повесил трубку, но через минуту снова раздался звонок. Дежурный сообщал, что пожарные не унимаются. Это было уже чересчур. Пришлось нам с Зурабом одеваться, а мне еще и потеплее кутаться после малинового варенья, и идти разбираться.
— Что случилось? — крикнул я, чтобы было слышно за воротами.
— Пожар! У вас пожар! — донеслось оттуда.
— Может, что-то повеселее придумаете? – язвительно поинтересовался я.
— К нам поступил вызов! – не унимались с той стороны.
— Это какая-то ошибка, можете сами убедиться, — ответил я, все же приоткрывая ворота.
У монастырских стен действительно стояли две пожарные машины с полными расчетами. Несколько человек в блестящих касках вошли в монастырь. Они сами были в недоумении.
— Позвонила женщина, мы думали, от вас. Сказала: в Донском пожар, срочно выезжайте.
Чтобы окончательно убедиться, что произошло недоразумение, я предложил вместе пройтись по монастырю. Мы направились к центральной площади. Стояли уже поздние сумерки, но все было отчетливо видно. Обычные тишина и покой, ничто не вызывало тревоги.
— Вот видите, — улыбнувшись, обратился я к пожарным.
И в этот момент в окнах Малого собора Донского монастыря полыхнула яркая вспышка, раздался звон разбивающихся стекол и из оконных рам вырвалось оранжевое пламя с клубами черного дыма.
Пожарные бросились к своим машинам. А мы с Зурабом замерли разинув рты. Потом как сумасшедшие закричали:
— Пожар!!! Пожар!!! — И кинулись к храму.
Мимо нас с ревом промчались пожарные машины. Но храм уже полыхал вовсю. В оконных проемах бушевал огонь, дым мрачным клубящимся столбом поднимался в московское вечернее небо.
Не буду долго описывать эту страшную ночь. Только в третьем часу пожарные разрешили нам войти в храм. То, что предстало нашему взору, было поистине ужасно. Черные стены и потолок, обуглившиеся кивоты, иконы, все залито водой, нестерпимый запах гари…
Один из пожарных позвал меня за собой вглубь храма и по пути озвучил свои первые выводы о причине возгорания. Огонь возник, как он утверждал, прямо у надгробия Патриарха. Поскольку стены в храме были выкрашены горючей масляной краской, пламя распространилось моментально.
— А вот это действительно странно, — сказал пожарный, указывая на иконостас.
Деревянные тябла и иконы хотя и почернели от копоти, но даже не обуглились. Иконостас полностью сохранился. Я с замиранием сердца вошел в алтарь и увидел, что здесь тоже, кроме копоти, ничего затронуто не было. Когда я вернулся к офицеру, тот объяснил мне свое недоумение.
— Рядом с иконостасом все выжжено, а сам он почему-то цел. Он же деревянный, не из металла?
— Очень старое дерево.
— Как же он не сгорел? Удивительно…
Тут я вспомнил и сказал:
— А!.. Мы же утром поставили на престол Святые Дары!
— Поставили что?
Я попытался объяснить. Офицер вежливо выслушал и, откашлявшись, спросил:
— Вы всерьез считаете, что это имеет какое-то отношение к сохранности дерева от огня?
— Не знаю. Просто я говорю, что утром мы поставили на престол Святые Дары.
— М‑мм… Понятно, — недоверчиво протянул офицер. — Впрочем, такое случается иногда. Все вокруг горит, а какие-то предметы остаются. В нашем деле чего только не бывает.
В тот же день началось следствие. Оказалось, что очаг возгорания действительно возник у самой гробницы святителя Тихона. Окно здесь всегда держат приоткрытым, и, как предположили следователи, злоумышленник бросил в храм простейшую бомбу с зажигательной смесью. Стены, выкрашенные масляной краской, сразу занялись. При этом у преступника было достаточно времени, чтобы выйти из монастыря незамеченным, с последними посетителями.
Выяснились и обстоятельства, благодаря которым пожар так быстро обнаружился. Одна из наших прихожанок, живущая напротив Донского монастыря, имела обыкновение читать вечерние молитвы на балконе. Она-то и увидела вспышку в окне храма и сразу позвонила в пожарную часть.
Спустя день мы служили в сгоревшем соборе всенощную под память Архистратига Михаила. Хор пел «Хвалите имя Господне», я совершал праздничное каждение, а люди, стоя среди родных, почерневших от копоти стен и обгоревших до головешек кивотов, не могли сдержать слез. Переносить службу в другой монастырский храм мы не хотели: нельзя было допустить людей до мысли, что это тяжелое испытание — просто игра слепого случая и Господь не обратит наши смятение и скорбь в радость, в торжество веры и надежды на непостижимый для нас всеблагой Его Промысл. Именно об этом я и говорил в тот вечер в проповеди перед нашими прихожанами.
Надо было приступать к ремонту в храме. Меньше недели мы прослужили здесь после реставрации, и вот Господь снова предоставлял нам недавно упущенную возможность начать поиски мощей святителя Тихона.
Мы снова обратились к Святейшему, и он подтвердил свое благословение на раскопки, наказав лишь действовать аккуратно и осмотрительно. Мы понимали его тревогу. Кое-кто вообще уговаривал Патриарха не разрешать поиски, поскольку возможность обнаружения останков святителя весьма мала. А вот если распространится слух, что мощи Патриарха Тихона искали и не нашли, тогда, предупреждали осторожные советчики, проблем не оберешься: раскольники и недоброжелатели Церкви сразу пустят слух, что святитель Тихон сам не захотел пребывать своими мощами в патриаршей Церкви. Но, слава Богу, Патриарх Алексий твердо сказал: если мы обретем мощи, будет великий праздник; если же их там нет, мы ни от кого не станем этого скрывать.
Людей, совершивших поджог, так и не нашли. Братия монастыря и некоторые прихожане представляли себе, кто бы это мог быть, но даже как-то жалели их и в душе предали на милостивый суд Божий. Тем более что теперь, по прошествии времени, видно, насколько промыслительно было попущено это злодеяние. Именно в период второго, затянувшегося ремонта Малого собора Донского монастыря и были обретены мощи святителя.
Вечером в праздник Сретения Господня мы совершили молебен у гробницы Патриарха Тихона и приступили к раскопкам. Об этом знали немногие: Святейший Патриарх Алексий II, несколько монахов, два старца — архимандрит Кирилл из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрит Иоанн из Псково‑Печерского монастыря и те, кого мы попросили нам помочь: Вячеслав Михайлович Клыков со своими подмастерьями и художник Алексей Валерьевич Артемьев. Руководил нами ученый-археолог Сергей Алексеевич Беляев. Раньше он принимал участие в обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского, занимался раскопками в Дивееве и на Херсонесе.
Сначала сняли надгробие. Его мрамор после пожара стал почти коричневым. Углубившись сантиметров на тридцать, мы обнаружили массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». Именно таков был в начале двадцатого века титул русских Патриархов. Находка нас весьма воодушевила. Мы стали копать дальше и на глубине около метра увидели то, что искали, — каменный свод склепа. Взявшись за работу с утроенной энергией, к утру мы аккуратно расчистили весь склеп. Когда из свода удалось вынуть несколько камней, я просунул зажженную свечу в образовавшееся отверстие и заглянул внутрь. Склеп был пуст. Свет свечи выхватил лишь пыльные клоки старой паутины.
Когда я объявил об этом своим друзьям, все в изнеможении опустились на пол кто куда и, понурившись, сидели некоторое время молча. Потом один за другим бросились проверять: вдруг я ошибся, может, в обширном склепе остались хотя бы частицы мощей или щепки гроба, оброненные при вскрытии могилы Патриарха? Однако ничего-ничего не было… Оправдывались наши худшие опасения.
Немного придя в себя, мы решили хотя бы задокументировать размеры и состояние склепа. Но когда кто-то стал измерять его длину, прут длиной два метра неожиданно полностью ушел и вправо, и влево. То же произошло и с восьмиметровым прутом. Мы поспешили обследовать подземное сооружение и вскоре поняли, что обнаружили не склеп, а часть отопительной системы храма — каменных труб, расположенных под полом, по которым проходил горячий воздух от печи. На месте могилы Патриарха калорифер зачем-то значительно расширили, так что действительно образовывалось подобие склепа. Да и кладка здесь выглядела новой по сравнению с другими частями каменной подземной трубы. Возможно, это действительно был разоренный склеп. Но, может быть, могила располагалась намного глубже. А то, что мы обнаружили, представляло собой ложный склеп, устроенный, чтобы сбить с толку большевиков и навести их на мысль, что гроб с телом Патриарха уже изъят и где-то перезахоронен.
А тут еще отец Даниил привел одного старичка, который утверждал, что ему якобы доподлинно известно: святитель Тихон похоронен пятью метрами восточнее предполагаемой его гробницы. Мнения разделились, и наутро мы отправились к Святейшему — испрашивать благословения, как поступать дальше. Выяснив все подробности, Патриарх благословил продолжать поиски на том же месте.
Наконец, уже ближе к ночи, перед нами предстал настоящий склеп Патриарха. Сомнений в этом не было. Он являл собой мощное сооружение, покрытое огромной плитой, на наше счастье, оказавшейся не цельной, а состоящей из нескольких массивных каменных секций. Мы подняли одну из этих глыб. Я лег на живот и опустил свечу внутрь. Помню, меня сразу поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: «Патриарх Московский и всея России Тихон».
Мы не верили своему счастью. Отец Агафодор сразу ушел звонить Патриарху Алексию. Было уже поздно, около полуночи, но в Патриархии только что закончилось заседание Священного Синода. Минут через двадцать Святейший был в Донском. К его приезду мы подняли остальные плиты над склепом и встречали Патриарха праздничным колокольным звоном. В полночь он звучал как на Пасху.
Трудно передать, какие чувства испытывали мы в ту ночь, стоя у открытой могилы святителя Тихона. Не верилось, что все закончено и мощи перед нами. Наверное, такое же чувство было у Патриарха Алексия. Но все же он сказал мне:
— Все-таки следует посмотреть, здесь ли мощи?
Я надел епитрахиль, потому что к мощам можно прикасаться только в священной одежде, и спустился в склеп. Поддев гвозди и приподняв резную крышку гроба, я с замиранием сердца вложил внутрь руку. Пальцы мои ощутили сначала ткань, потом плечо…
— Здесь!!! — закричал я что есть силы.
— Всё! Назад, назад! Закрывайте скорей! — услышал я сверху взволнованный голос Патриарха.
Это произошло 19 февраля, а спустя три дня в монастырь приехали Святейший Патриарх, члены Синода, духовники Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл и архимандрит Наум. Когда подняли обветшавшую крышку гроба с осыпающейся на глазах резьбой, перед нами предстали нетленные мощи святителя Тихона, покрытые бархатной патриаршей мантией.
Еще через несколько дней мы омыли святые мощи по древнему чину, облачили их в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. На Патриархе были те самые знаменитые облачения, сделанные на фабрике Оловянишниковых. Мы потом еще долго ломали головы, каким образом эти же облачения оказались у лжемитрополита Введенского.
Перенесение мощей патриарха Тихона, или Благовещение в Донском монастыре. Фрагмент. Художник: Ф. Москвитин
Несмотря на то что в склепе была очень высокая влажность, тело Патриарха Тихона, пролежав в земле шестьдесят семь лет, сохранилось почти полностью. Примечательно, что одна из панагий — наперсных икон, символов архиерейской власти, покоившаяся на груди святителя Тихона, была сделана из кости мамонта, но полностью превратилась в прах. Остался только серебряный оклад. Нам тогда невольно вспомнилась строка из Псалтири: «Хранит Господь вся кости их». Хотя сохранились не только кости святого Патриарха, но и большая часть тела. А также великий патриарший параман, четки, монашеский параман, нательный крестик, драгоценная золотая панагия, подаренная, еще в бытность Патриарха архиепископом Ярославским духовенством и прихожанами этой епархии. Обнаружилась даже ветка вербы (святителя Тихона хоронили на Вербное воскресенье) и флакончик с благоухающим розовым маслом, которое возливали на тело Патриарха перед погребением.
***
Через некоторое время наш археолог Сергей Алексеевич Беляев все-таки докопался и до разгадки, почему на лжемитрополите Александре Введенском оказались патриаршие облачения. На фабрике Оловянишниковых их сделали не одно, а два. Теперь то из них, которое действительно принадлежало святителю Тихону, выставлено в музее московского Донского монастыря.
Выбранная
Духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в золоченой раке в Большом соборе монастыря.
В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара практически случайно были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Находка стала настоящим чудом и еще одним свидетельством возрождения собора. Незадолго до обретения мощей, в 1989 году, Русская Православная Церковь канонизировала патриарха Тихона и причислила его к лику святых.
Святитель Тихон
Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании ― в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.
После академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной семинарии. В 1891 г. молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита.
С 1894 г. он ― ректор Казанской духовной академии, и через три года (8 с половиной лет по выпуске из Петербургской академии) ― уже епископ, сначала Люблинский, а затем Алеутский и Североамериканский. В этот период своей жизни, охватывающии почти десятилетие, он упорядочил жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые храмы, и среди них ― кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской епархии, организовал Миннеаполисскую духовную семинарию для будущих пастырей, приходские школы и приюты для детей. В Соединенных Штатах за Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия.
Роль его в утверждении Православной Церкви в Америке действительно огромна. И она не ограничивается спокойным отеческим руководством и даже воссоединением с Русской Православной Церковью многочисленной новой паствы, составившейся из переселенцев из районов Восточной Европы. При нем впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане других конфессий. Перед Святейшим Синодом Русской Православной Церкви епископ Тихон отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям. Множество пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. епископ Тихон был возведен в сан архиепископа.
После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 г. был назначен на древнюю Ярославскую кафедру. За годы своего архиерейства в Ярославле он привел епархию в состояние духовной сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным, и все полюбили доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии. Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но в 1914 г. высшее церковное начальство назначило его архиепископом Виленским и Литовским, а 23 июня 1917 г. архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.
15 августа 1917 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол apхиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона, ― как говорили в народе, «самого умного, самого строгого и самого доброго». Патриарха предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.
На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января (1 февраля) 1918 г. им выражены архипастырская озабоченность положением Церкви и осуждение кровавых беспорядков. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: « … а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою…»
Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к православной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь … должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)
Новым важным шагом к установлению позитивного диалога между Церковью и победившим общественным строем стал документ, известный как завещание Святейшего Патриарха Тихона от 7 января 1925 г.: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, ― писал Святейший Патриарх Тихон, ― во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем … Вместе с этим мы выражаем уверенность, что установка чистых, искренних отношении побудит нашу власть относиться к нам с полным доверием».
Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство ― Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место.
Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.
Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.
В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
27 лет тому назад 18 ноября 1991 года был совершен, поджег Малого Донского собора в Донском монастыре. Господь может и злодеяние обратить на пользу верующим. В результате этого события были обретены мощи Патриарха Тихона.
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), вспоминал, как это произошло. 19 февраля 1992 года, в Донском монастыре были обретены мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Мне, в то время иеромонаху Донского монастыря довелось принимать самое непосредственное участие в тех событиях. Свидетельства очевидца были записаны еще тогда «по свежим следам» и отражают настроения тех лет.
Одной из трагических тайн церковной жизни в советское время была для православных людей судьба мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Говорили, что в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, чекисты извлекли тело святителя из могилы в Малом Донском соборе и сожгли его в крематории. По другой версии, святитель Тихон был перезахоронен монахами на Немецком кладбище с согласия ЧК. Была еще одна версия: монахи перезахоронили тело святителя где-то в Донском монастыре. То, что останки святителя Тихона могли быть уничтожены, не вызывало удивления: ненависть к Патриарху у советской власти была исключительной — в печально знаменитой статье «Известий» в списке врагов советской власти он стоял под номером один. Мнение, будто тела патриарха нет в могиле, было настолько стойким, что даже митрополит Николай (Ярушевич), служивший панихиду по святителю Тихону в Малом Донском соборе в 1948 году, сказал после окончания службы: Мы молились сейчас только над могилой Святейшего, тела его здесь нет.
И для такой уверенности были основания. В 1932 году обновленческий лжемитрополит Введенский начал служить литургии в архиерейских облачениях, в которых москвичи сразу узнали те самые, в которых лежал во гробе Святейший Патриарх Тихон. Считалось, что эти саккос, омофор, епитрахиль – удивительной работы архиерейские облачения – были изготовлены на фабрике Оловянишникова специально для Патриарха Тихона и только в одном экземпляре. И поныне в церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии висят облачения, которые были признаны облачением Патриарха Тихона, какими-то путями после войны возвращенные Православной Церкви после Введенского.
Нет нужды много говорить о том, как любила и любит святителя Тихона вся Православная Русь, какую духовную помощь испытывают миллионы православных, обращаясь к его молитвенной помощи, и как тяготила многих неизвестность о судьбе его святых мощей.
В мае 1991 года была возобновлена монашеская жизнь в Донском. И одно из первых благословений, которое испросили монахи у своего настоятеля, Святейшего Патриарха Алексия, было благословение на поиски мощей святителя Тихона. Вскоре после празднования четырехстолетия Донского монастыря представилась удобная возможность для поисков: начался ремонт в Малом Донском соборе. Но как нам ни хотелось приступить к раскопкам, на этот раз у нас ничего не получилось: отвлекало множество забот о восстановлении монастыря.
18 ноября, через две недели после окончания ремонта, Малый Донской собор был подожжен. Разбив окно, злоумышленники бросили пакет с зажигательной смесью рядом с могилой Патриарха. В несколько минут выгорел почти весь храм. И только чудо спасло его от полного уничтожения: одна женщина из окна своего дома увидела сам момент взрыва и сразу сообщила об этом в пожарную охрану. И еще: в этот же день за Божественной литургией в Малом Донском соборе Господь вразумил иеромонахов приготовить запасные Святые Дары – они были поставлены в дарохранительнице на Святом Престоле. До этого запасные Святые Дары здесь не готовились. Трапезная часть храма выгорела полностью, уцелели только четыре чудотворные иконы. Но самое удивительное было в том, что огонь не коснулся алтарной части. Казалось, невидимая стена преградила путь огню. Пожарные эксперты недоумевали, почему бушующее пламя, дойдя до преддверия алтаря, остановилось. Мы объяснили, что на престоле были Святые Дары. Они согласились с этим, но никак не могли понять, почему пламя все же не пошло дальше.
Не стоит говорить о тех людях, которые совершили это злодеяние. В свое время именно на Патриарха Тихона был возложен тяжкий крест борьбы с церковным расколом. И сегодня святитель Тихон своей могилой и своими мощами принял на себя один из первых ударов от тех, кто в разуме или в неразумии способствует тому, чтобы еще более углубить раскол в Русской Церкви. И братия монастыря, и наши прихожане не питают зла к этим людям и предают их на милостивый суд Божий. Тем более что сегодня, по прошествии времени, видно, насколько промыслительно было попущено это зло: именно в период второго затянувшегося ремонта Малого Донского собора и были обретены мощи святителя. Да и день поджога – 18 ноября по новому стилю (5 ноября по старому) – особо знаменателен. Именно в этот день в 1917 году в храме Христа Спасителя жребий патриаршества пал на святителя Тихона.
Продолжение следует.
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ТИХОНА ПАТРИАРХА ВСЕЯ РОССИИ
ДОНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ И ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ
ПИСЬМО ЛЕНИНУ
ХРИСТИАН Я НЕНАВИЖУ
РЕФОРМАТОРЫ ПРАВОСЛАВИЯ
Святой узник: фоторепортаж из кельи патриарха Тихона
18 ноября Церковь вспоминает избрание свт. Тихона (Белавина) на патриаршее служение. Мало кто знает, но в Москве существует келья-музей первого после двухсотлетнего синодального перерыва российского патриарха. Эта келья расположена в Донском монастыре, где с 1922 года почти до самой смерти под стражей содержался святитель Тихон.
Донской монастырь, расположенный неподалеку от современной станции метро Шабаловская, был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор будущего монастыря. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой. Позже вокруг храмов обители возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости —построили колокольню. В 1918 году Донской монастырь был официально закрыт. Монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и даже открыли антирелигиозный музей. В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил тут в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, через решетку, ограды святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора. Тут же через несколько лет после прославления святителя Тихона, в 1989 году, были обретены его нетленные мощи, чудесным образом: захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат. В домике, где жил святой патриарх, в его келье, сейчас создан дом-музей. В нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором был погребен святитель, фотографии, документы, личные вещи патриарха.
Ближайшая станция метро к монастырю «Шаболовская». С монастырских стен хорошо видно знаменитую Шаболовскую башню.
Вход в здание, где располагалась келья патриарха Тихона
Два верхних окна и есть келья патриарха.
Крыша с которой патриарх Тихон смотрел на паству
Через эту решетку святитель Тихон общался с прихожанами
Монастырские стены
Фрески: Прибытие свт. Тихона в Донской монастырь
Погребение святителя Тихона
Обретение мощей. На фреске кроме прочих изображены патриарх Алексий II, архимандрит Кирилл (Павлов, справа от Патриарха Алексия II, с клобуком на плече) и архимандрит Даниил (Сарычев, в фелони в группе священнослужителей справа). Крышку гроба свт. Тиона снимает иеромонах Тихон (Шевкунов, ныне архимандрит, наместник Сретенского монастыря, а в то время насельник Донского).
Келья патриарха Тихона в Донском монастыре
Келья состояла из двух комнат, здесь по всей видимости была столовая
Нетленные облачения, в которых святитель был похоронен
Митра патриарха Тихона
Эти панагии были найдены, когда обретали мощи святителя
Знаменитый некрополь Донского монастыря.
До революции некрополь был главным кладбищем высшего русского дворянства и богатого купечества. На многих надгробиях можно увидеть такие фамилии как: Вяземские, Голицыны, Грушецкие, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские.
В некрополе погребены выдающиеся писатели, поэты, архитекторы и ученые: А. П. Сумароков, П. Я. Чаадаев, В. Ф. Одоевский, В. И. Майков, О. И. Бове, В. И. Шервуд, В. О. Ключевский, В. В. Грушецкий. Одна из самых поздних могил принадлежит писателю Александру Солженицину.
Текст и фото: Екатерина Степанова
Версия для печати
Тэги:
Святые Патриарх Гонения История
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения ilyaevteev
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
.
Одной из загадок церковной жизни в советские времена была судьба мощей святого Патриарха Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе московского Донского монастыря. В 1946 году на панихиде у его гробницы митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) с грустью произнес: «Мы молились сейчас только над могилой Святейшего. Тела его здесь нет». Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыре Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыреДля подобной уверенности были все основания. То, что останки Патриарха Тихона могли быть уничтожены, никого не удивляло: если православные относились к почившему главе Русской Церкви как к святому, то ненависть к нему со стороны большевиков была исключительной даже на фоне остервенелого советского богоборчества. В списке врагов советской власти, опубликованном в одном из номеров газеты «Известия», Патриарх Тихон значился под номером один. По слухам, в 1927 году, после закрытия Донского монастыря, власти, опасаясь, что мощи Патриарха станут предметом поклонения, извлекли его гроб из могилы и сожгли в крематории. По другим сведениям, останки Святейшего были тайно вывезены монахами и упокоены на Немецком кладбище в Лефортове. Сторонники третьей версии утверждали: понимая, что власти могут надругаться над останками Патриарха, монахи вскоре после погребения перезахоронили их где-то в некрополе Донского монастыря. Эти предположения переросли в настоящую убежденность, когда в 1932 году предводитель поддерживаемых советской властью церковных раскольников‑обновленцев «митрополит» Александр Введенский вдруг появился перед своими почитателями в архиерейских одеждах, в которых москвичи сразу узнали драгоценные облачения, сшитые специально для Патриарха Тихона на знаменитой фабрике купцов братьев Оловянишниковых. В них же Патриарха Тихона и хоронили. И все же надежда, что мощи любимого всей Церковью Патриарха однажды будут найдены, оставалась. *** Когда стала возрождаться монашеская жизнь в Донском монастыре, одной из первых просьб, с которой немногочисленная тогда братия обители обратилась к своему настоятелю Патриарху Алексию II, было прошение о поисках мощей святителя Тихона. Святейший с радостью благословил нас на эти труды. Если бы мы тогда знали, с какими происшествиями это будет связано и как прекрасно все закончится! Вскоре представилась удобная возможность. Начался ремонт в Малом соборе Донского монастыря. Храм закрыли на несколько месяцев, и в это время как раз бы и начать поиски… но под разными предлогами они откладывались, и вот ремонт был уже завершен. В храме возобновились службы, время оказалось упущенным. А если сказать честно, патриаршим благословением мы тогда легкомысленно и весьма глупо пренебрегли, ссылаясь на разные «причины и обстоятельства». За что и поплатились. Причем очень скоро. Хотя, как и всегда, Господь сами наши ошибки управил к общему вразумлению и к торжеству Своего верного святого новомученика Патриарха Тихона. Был ноябрь 1991 года. Наместник, архимандрит Агафодор, закончив с ремонтом, отправился в служебную поездку и оставил меня в монастыре за старшего. Забот было не особенно много, если бы не досадный конфликт с какими-то странными людьми, свалившимися на наши головы. Они представлялись священниками и мирянами Русской Зарубежной Церкви, хотя никакого отношения к ней, как впоследствии выяснилось, не имели. Со скандалами и бесчинствами они во что бы то ни стало пытались устроить в монастыре свои богослужения без благословения Патриарха. Мы уговаривали, увещевали их как могли и наконец, поняв, что ничто не помогает, решительно выставили незваных гостей за ограду. Но те затаили злобу. 18 ноября отмечался день, когда в 1917 году на Поместном Соборе святителя Тихона избрали Патриархом Всероссийским (на него, одного из трех кандидатов, пал тогда жребий). Я прихворнул, но все же служил в тот день литургию, а потом и панихиду: это была еще и годовщина смерти отца Рафаила (Огородникова). Вообще 18 ноября — для меня какая-то необычайная дата. В 1988 году в этот день разбился отец Рафаил, а в 1993‑м умерла Валентина Павловна Коновалова, «московская купчиха», духовная дочь отца Иоанна. История, о которой я рассказываю, тоже произошла 18 ноября. Но это к слову. На литургии я впервые в своей священнической жизни заготавливал запасные Святые Дары для причащения больных. Хотя по церковным правилам это делается в Великий Четверг, но накануне ночью ко мне приехал мой друг, скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, с просьбой срочно причастить и соборовать заболевшего знакомого. Однако выяснилось, что в нашем храме запасных Святых Даров нет: их, оказывается, никогда здесь и не готовили. Слава Богу, с приятелем Клыкова все обошлось благополучно. Ночью я соборовал его, а наутро больного причастил священник из другого храма. Чтобы больше подобного не случалось, я под руководством нашего старенького иеромонаха отца Даниила подготовил запасные Святые Дары и поставил их в специальном ковчеге на престоле. После вечерней службы меня пришел навестить мой друг Зураб Чавчавадзе с банкой малинового варенья. Мы пили чай, когда позвонил дежурный и с тревогой сообщил, что к воротам подъехали несколько пожарных расчетов и их командир уверяет, что они срочно должны тушить у нас какой-то пожар. — У нас что-то горит? — удивился я. — Нет конечно! — успокоил меня дежурный. — Это у их командира, наверное, внутри горит… Я все понял. Неподалеку от нас располагалась пожарная часть, руководство которой дружило с отцом Агафодором. Один из офицеров был большой любитель посидеть с батюшкой за столом, пофилософствовать о жизни. Однажды в период такого философско-алкогольного обострения он уже рвался в монастырь среди ночи. Теперь, видимо, история повторялась. Я повесил трубку, но через минуту снова раздался звонок. Дежурный сообщал, что пожарные не унимаются. Это было уже чересчур. Пришлось нам с Зурабом одеваться, а мне еще и потеплее кутаться после малинового варенья, и идти разбираться. — Что случилось? — крикнул я, чтобы было слышно за воротами. — Пожар! У вас пожар! — донеслось оттуда. — Может, что-то повеселее придумаете? – язвительно поинтересовался я. — К нам поступил вызов! – не унимались с той стороны. — Это какая-то ошибка, можете сами убедиться, — ответил я, все же приоткрывая ворота. У монастырских стен действительно стояли две пожарные машины с полными расчетами. Несколько человек в блестящих касках вошли в монастырь. Они сами были в недоумении. — Позвонила женщина, мы думали, от вас. Сказала: в Донском пожар, срочно выезжайте. Чтобы окончательно убедиться, что произошло недоразумение, я предложил вместе пройтись по монастырю. Мы направились к центральной площади. Стояли уже поздние сумерки, но все было отчетливо видно. Обычные тишина и покой, ничто не вызывало тревоги. — Вот видите, — улыбнувшись, обратился я к пожарным. И в этот момент в окнах Малого собора Донского монастыря полыхнула яркая вспышка, раздался звон разбивающихся стекол и из оконных рам вырвалось оранжевое пламя с клубами черного дыма. Пожарные бросились к своим машинам. А мы с Зурабом замерли разинув рты. Потом как сумасшедшие закричали: — Пожар!!! Пожар!!! — И кинулись к храму. Мимо нас с ревом промчались пожарные машины. Но храм уже полыхал вовсю. В оконных проемах бушевал огонь, дым мрачным клубящимся столбом поднимался в московское вечернее небо. Не буду долго описывать эту страшную ночь. Только в третьем часу пожарные разрешили нам войти в храм. То, что предстало нашему взору, было поистине ужасно. Черные стены и потолок, обуглившиеся кивоты, иконы, все залито водой, нестерпимый запах гари… Один из пожарных позвал меня за собой вглубь храма и по пути озвучил свои первые выводы о причине возгорания. Огонь возник, как он утверждал, прямо у надгробия Патриарха. Поскольку стены в храме были выкрашены горючей масляной краской, пламя распространилось моментально. — А вот это действительно странно, — сказал пожарный, указывая на иконостас. Деревянные тябла и иконы хотя и почернели от копоти, но даже не обуглились. Иконостас полностью сохранился. Я с замиранием сердца вошел в алтарь и увидел, что здесь тоже, кроме копоти, ничего затронуто не было. Когда я вернулся к офицеру, тот объяснил мне свое недоумение. — Рядом с иконостасом все выжжено, а сам он почему-то цел. Он же деревянный, не из металла? — Очень старое дерево. — Как же он не сгорел? Удивительно… Тут я вспомнил и сказал: — А!.. Мы же утром поставили на престол Святые Дары! — Поставили что? Я попытался объяснить. Офицер вежливо выслушал и, откашлявшись, спросил: — Вы всерьез считаете, что это имеет какое-то отношение к сохранности дерева от огня? — Не знаю. Просто я говорю, что утром мы поставили на престол Святые Дары. — М‑мм… Понятно, — недоверчиво протянул офицер. — Впрочем, такое случается иногда. Все вокруг горит, а какие-то предметы остаются. В нашем деле чего только не бывает. В тот же день началось следствие. Оказалось, что очаг возгорания действительно возник у самой гробницы святителя Тихона. Окно здесь всегда держат приоткрытым, и, как предположили следователи, злоумышленник бросил в храм простейшую бомбу с зажигательной смесью. Стены, выкрашенные масляной краской, сразу занялись. При этом у преступника было достаточно времени, чтобы выйти из монастыря незамеченным, с последними посетителями. Выяснились и обстоятельства, благодаря которым пожар так быстро обнаружился. Одна из наших прихожанок, живущая напротив Донского монастыря, имела обыкновение читать вечерние молитвы на балконе. Она-то и увидела вспышку в окне храма и сразу позвонила в пожарную часть. Спустя день мы служили в сгоревшем соборе всенощную под память Архистратига Михаила. Хор пел «Хвалите имя Господне», я совершал праздничное каждение, а люди, стоя среди родных, почерневших от копоти стен и обгоревших до головешек кивотов, не могли сдержать слез. Переносить службу в другой монастырский храм мы не хотели: нельзя было допустить людей до мысли, что это тяжелое испытание — просто игра слепого случая и Господь не обратит наши смятение и скорбь в радость, в торжество веры и надежды на непостижимый для нас всеблагой Его Промысл. Именно об этом я и говорил в тот вечер в проповеди перед нашими прихожанами. Надо было приступать к ремонту в храме. Меньше недели мы прослужили здесь после реставрации, и вот Господь снова предоставлял нам недавно упущенную возможность начать поиски мощей святителя Тихона. Мы снова обратились к Святейшему, и он подтвердил свое благословение на раскопки, наказав лишь действовать аккуратно и осмотрительно. Мы понимали его тревогу. Кое-кто вообще уговаривал Патриарха не разрешать поиски, поскольку возможность обнаружения останков святителя весьма мала. А вот если распространится слух, что мощи Патриарха Тихона искали и не нашли, тогда, предупреждали осторожные советчики, проблем не оберешься: раскольники и недоброжелатели Церкви сразу пустят слух, что святитель Тихон сам не захотел пребывать своими мощами в патриаршей Церкви. Но, слава Богу, Патриарх Алексий твердо сказал: если мы обретем мощи, будет великий праздник; если же их там нет, мы ни от кого не станем этого скрывать.
Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин 19(31) января 1865 год Клин Торопецкий уезд Псковская губерния — 7 апреля 1925 Москва. Епископ Православной российской церкви, а с 21 ноября ( 4 декабря) 1917 года — Патриарх Московский и всея Руси.Первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован в лике Святителей Архиерейским собором Русской православной церкви 9 октября 1989 года.
P.S. Судьбой Патриарха Тихона я интересовался давно.С тех пор, как узнал, что мой прадед — профессор церковной археологии Василий Иванович Троицкий был лично знаком с Патриархом. И даже неоднократно арестовывался из-за поддержки опального Патриарха.Но об этом я расскажу как — нибудь в другой раз.
ilyaevteev