Считается, что мощи святых в храмах, церквях, монастырях благотворно влияют на паству. Они помогают терпящим невзгоды, успокаивают страждущих и исцеляют немощных. Если по Москве, а тем более провинциальному городу, проносится весть, что привезли мощи святого, то посмотреть на них ломятся люди, как на эстрадную звезду. Такая реликвия является гордостью любого храма. А если вдруг нашлись святые мощи, то это событие становится эпохальным. Сегодня вы узнаете, что, на самом деле, представляют из себя мощи святых чудотворцев в храмах и монастырях. Чему поклоняются истинно уверовавшие христиане.
Старовер начётчик Комиссар Катар утверждает, что в его личной библиотеке есть книга «Курьёзы традиций», автор Л. Лаланд. Католической церковью она объявлена запрещённой. Изымалась и беспощадно уничтожалась весь XIX век. Считается сегодня не существующей. А вот предки богумила Катара сберегли один экземпляр.
Кто такой Л. Лаланд – автор книги «Курьёзы традиций»
Прежде чем говорить о том, чем книга не угодила церковникам, стоит несколько слов сказать об авторе.
Сегодня вы не найдёте упоминания о Л. Лаланде и его биографии. Вымарали человека из истории. Между тем, это известный человек своего времени. Его имя вписано золотыми буквами в астрономию.
Жозеф Жером Лефрансуа де Лаланд (фр. Joseph Jеrоme Lefranсois de Lalande; 11 июля 1732, Бург-ан-Бресс, недалеко от Лиона, Франция — 4 апреля 1807, Париж, Франция) — французский астроном, укрывшийся за псевдонимом Л. Лаланд.
Лаланд в конце XVIII века провёл наблюдения 50 тысяч звёзд. Они были помещены в каталог, известный под заглавием «Французская небесная история» (фр. «Histoire c;leste fran;aise»). Его имя внесено в список величайших учёных Франции. Этот список вы можете увидеть на первом этаже Эйфелевой башни. Он был даже иностранным почётным членом петербуржской академии наук.
Как видите, Л. Лаланде – и учёный серьёзный и человек авторитетный. Такому можно доверять.
Мощи святых в храмах и монастырях – это профанация
За что же труд Л. Лаланде угодил в индекс запрещённых церковью книг? Все банально просто. Со свойственной астрономам скрупулёзностью, он исследовал все святые мощи, хранящиеся в монастырях и храмах Европы. И пришёл к шокирующему даже для самого себя выводу. Мощи святых в храмах и монастырях – это, чаще всего, чистой воды профанация.
Свою известную книгу Л. Лаланд написал во времена Наполеона. Тогда во Франции процветало вольнодумство и власти не очень чтили католическую церковь. «Курьезы традиций» стали настоящей бомбой.
Оказывается, в европейских храмах и монастырях хранятся:
- 2 головы, 17 рук и ног и 5 туловищ у Андрея Первозванного,
- 20 туловищ и 26 голов у святого Юлиана,
- 3 целеньких мумифицированных пророка Илии,
- 9 мумий апостола Луки,
- 18 голов и 12 рук святого Филиппа,
- 15 рук Иоанна Златоуста,
- 13 рук святого Себастьяна,
- 30 туловищ святого Григория,
- 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног святой Анны,
- 30 туловищ святого Григория,
- 30 туловищ святого Панкратия.
- 11 указательных пальцев, 7 челюстей, 9 рук и 7 голов Иоанна Крестителя.
В честь обретения каждой головы Крестителя в православной и католической церкви были установлены особые праздники.
Многоголовые мощи святого Иоанна Крестителя в Сирии
О второстепенных святых и говорить не стоит. Их конечности и мощи обрели покой и почитание в невероятных количествах по всей Европе. Хоть грузовиками вывози.
Порой, дело доходит до полного абсурда. В одном из монастырей Сирии хранят детскую голова Иоанна Крестителя. А по библейскому тексту царь Ирод казнил уже взрослого Иоанна. Откуда тогда взяться детской голове? Отпала за ненадобностью одна и выросла другая? На подобные вопросы монахи отвечают, что это чудо божие. И в него можно только верить, а не рассуждать о нем.
Монахов можно понять. Ведь редкий монастырь владеет таким чудом – детской головой Иоанна Крестителя. Головами взрослого Иоанна могут похвалиться более двух десятков сирийских монастырей и храмов. А ведь по христианской легенде, тело Крестителя было сожжено вместе с отрезанной головой.
В своей книге Лаланд поражается обилию тел и голов у святых чудотворцев. Он насчитал у Бенедикта 3 тела и 4 головы, Эразма – 11 тел, Доротеи – 6 тел, Стефана – 4 тела и 8 голов, у Вильгельма – 7 тел и 10 голов, Иеронима – 2 тела, 4 головы и 63 пальца, у Юлиана – 20 тел и 26 голов и так далее в том же духе.
«Вы знаете, перечень настолько огромен, что я не в состоянии подать его полностью. А поэтому принимаю решение на публикацию книги Л. Лаланда «Курьёзы традиций» в электронном варианте на страницах мировой сети. Конечно, это займет время, но оно того стоит», — заверяет Катар.
А ещё дивят легковерных верующих мощами петуха, прокукарекавшего Петру, костями коров, приснившихся египетскому фараону, скелетом ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим… Этому чудному перечню нет конца. Например, как вам сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом. Или чихи святого духа, коробка с последним вздохом Иисуса…
Всегда ли святые мощи нетленны?
Нет, не всегда. Тление мёртвого тела – естественный, установленный Богом процесс, который не является признаком гибели души почившего. Также нетленность останков ещё не означает, что они святы. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) отмечает, что в некоторых случаях нетление тела может быть свидетельством Божьего гнева и следствием отлучения от Церкви.
Однако тела грешников, хоть и бывают неповреждёнными, но при этом являются безобразными, чёрными, раздутыми. Нетленные мощи святых, напротив, как правило, источают благоухание, они не противны взору. Митрополит Макарий (Булгаков) объясняет нетление святых мощей
«их изъятием чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».
Преподобный Амвросий Оптинский говорил следующее:
«Во исполнение слов Господних: прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), – и в святых мощах предается тлению часть некая: или пальцы какой-либо руки или ноги, или что иное» («Письма»)
Священномученик Александр Трапицын отмечает, что в некоторых случаях останки могут хорошо сохраняться всего лишь из-за благоприятных климатических условий. Тела подлинно святых людей зачастую начинали тлеть после смерти, но этот процесс останавливался Божественной силой:
«Это остановившееся тление в смертных останках с источением от них чудес и исцелений и служит для верующих основанием и побуждением к благоговейному чествованию их».
В любом случае главными аргументами в пользу святости человека являются его благочестивая жизнь и происходящие по его молитвам чудеса. Нетленность же мощей выступает лишь дополнительным доводом.
Итак, не все нетленные останки являются святыми и не всегда мощи праведников остаются нетленными. Однако в течение многих столетий в народе бытовало убеждение, что святые мощи непременно являются неповреждёнными. Это заблуждение использовалось безбожными советскими властями в антирелигиозной пропаганде. Проводилось множество публичных вскрытий святых мощей. Многие из них оказывались костями, что расходилось с ожиданиями людей.
Святые мощи в Москве и Афоне
Не стоит думать, что в России с мощами святых чудотворцев и угодников дела обстоят как-то иначе. Одну голову Иоанна Златоуста православная церковь хранит в Богоявленском соборе Москвы, а вторую— в монастыре на Афоне.
Вот что писал журнала «Революция и церковь» в 1920 году в «Отчете VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей»:
«22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо «нетленных» мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла.»
Тогда это сообщение вызвало бурю среди церковных служащих и прихожан. Людям стало интересно, что хранится в иных церковных раках и ларцах для мощей. В ряде губерний были созданы специальные комиссии. Они, в присутствии экспертов и представителей духовенства, провели 63 вскрытия хранилищ святых мощей. Вскрылись многочисленные фальсификаций со стороны служителей культа.
Серебряные гробницы, нередко украшенные драгоценными камнями, хранили, в лучшем случае, превратившиеся в пыль кости. Чаще – имитацию тел в виде обмотанных тканями железных каркасов. Или кусков ваты и окрашенные в телесный цвет куски картона.
Где на самом деле обретаются мощи Александра Невского
12 сентября Русская православная церковь отмечает день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Этот праздник – возрождение исторической даты, установленной еще XVIII веке. Все российские императоры поддерживали это ежегодное событие, прервавшееся лишь в советское время. Считается, что святыня, перенесенная в Санкт-Петербург Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы. Но история перенесения мощей Александра Невского в город на Неве стала еще одной вехой в драматической судьбе его останков. И исследователи ее все больше утверждаются во мнении, что мы их безвозвратно потеряли. Давайте проследим посмертный путь святого князя.
Фото: neizvestniy-geniy.ru
Обретение святости
Во время своей четвертой поездки в Орду Александр Невский заболел и на возвратном пути слег. Приняв схиму под именем Алексия, он 4 ноября 1263 года скончался в Городце Волжском. Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещенные о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народа. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в мужском монастыре. До середины XVI века эта обитель считалась первым монастырем на Руси, «архимандритьей великой».
Фото: sobory.ru
В Лаврентьевской летописи за 1377 год Александр Невский впервые был назван святым. В 1381-м во Владимире открыты его мощи: «Архиерей великий… самодержца великого раскопавше место, идеше много целебный всесвятыя мощи святаго положены быта, обретоша их нетленны и целы от мног лет… положишь в раце верху земли в церкви Пречистыя Богородицы, в ней же положен бысть прежде».
«Чудеса» в монастыре
23 мая 1491 года Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожара: «В церковь же ту т. е. Рождественскую собрашася (во время пожара) множество иноков и мирских людей со множеством имения, и абие внутрь церкви тоя все выгоре». Но, как утверждает рукописное житие св. Александра Невского, мощи его чудесным образом сохранились в огне. Этот же документ свидетельствует и о других чудесах, происходящих у раки с останками великого князя: исцеления больных, слепых, одержимых. В 1552 году во Владимире останавливался Иван Грозный.
Во время молебна перед мощами святого Александра у приближенного царя Аркадия зажила больная рука.
Мысль о святости князя все больше укреплялась во владимирских землях, здесь складывались все новые и новые предания о посмертных явлениях и чудесах князя. Когда строительство Александро-Невской лавры в новойй столице только начиналось, образ святого князя Александра Невского приобрел уже большую известность. Писались многочисленные иконы с его ликом, его изображения помещались на триумфальных сооружениях в честь побед русской армии. И Петр I благочестиво считал, что Александр Невский, как Угодник Божий, бывший постоянным охранителем здешнего края от внешних врагов, пребудет самым надежным защитником и охранителем возводившегося Санкт-Петербурга.
Икона святого благоверного князя Александра Невского. Фото: ikonaspas.ru
Путешествие из Владимира в Петербург
В мае 1723 года, будучи в Александро-Невской лавре, Петр Великий «повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда». Ритуал перенесения мощей был разработан в самых мельчайших деталях. Был изготовлен специальный ковчег для раки с мощами. 11 августа 1724 года был днем начала переноса мощей. По этому поводу во всех храмах были совершены службы.
Но сложилось такое впечатление, что Александр Невский не хотел покидать Владимир.
Сооруженный ковчег не проходил в монастырские ворота, поэтому пришлось разбирать стену. Когда ковчег достиг моста через реку Ворша, переправа рухнула. Говорят, что таким образом Александр Невский показал свое отношение к переезду. Но перемещение его все равно продолжилось.
От Новгорода мощи на специально приготовленной яхте должны были водным путем следовать до Санкт-Петербурга. Навстречу святым мощам на галере к устью Ижоры выехал сам Петр I. Он сам перенес их с яхты на галеру, сопровождающим повелел сесть на весла, и сам управлял рулем. Когда государева галера пристала к берегу, под пушечную и оружейную пальбу Петр I сам поднял ковчег и 30 августа 1724 года перенес его в Александро-Невский монастырь.
«Перенесение мощей благоверного князя Св. Александра Невского Петром Великим в Петербург». Фото: ru.wikipedia.org
В честь и память перенесения святых мощей князя Александра Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I повелел ежегодно 30 августа (победоносное звершение Северной войны, длившейся 21 год) во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя. Тогда же он намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерение это в 1725 году исполнила уже его супруга — Екатерина I.
Советское «житие» мощей
С закрытием в 1922 году Троицкого собора в лавре, была вскрыта рака с мощами князя и было найдено 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же обнаружились 2 одинаковые кости одной правой ноги. Изъятая серебряная рака была передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время, а содержимое ее ушло на хранение в музей истории религии и атеизма, открывшийся в Казанском соборе. Но образ великого князя потребовался и советской власти.
Вскрытие мощей Александра Невского, май 1922 года. Фото: smolbattle.ru
В 1938 году вышел фильм режиссера Сергея Эйзенштейна и сценариста Петра Павленко «Александр Невский». Его создатели получили Сталинские премии. Сам вождь в своей речи 3 июля 1941 года назвал Невского одним из героев русской истории. На следующий год был учрежден новый советский военный орден Святого Александра Невского, который за годы войны получили 42 тысячи командиров Красной Армии. Во вновь открывшемся Троицком соборе в 1943 году было устроено украшенное красными знаменами место для богослужений в память о Невском. А 3 июня 1989 года мощи (или что там осталось) святого Александра Невского возвратились в собор.
Во Владимире же «рака с частицей мощей» вместе с другим имуществом была перевезена в Троицкую церковь, куда перешел служить последний настоятель Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Афанасий (Сахаров). 2 октября 1923 года она была перенесена в Успенский собор, принадлежавший с июля 1923-го до апреля 1927 года обновленцам. В настоящее время частица мощей святого Александра Невского из нее пребывает в Успенском соборе, в золоченой раке на северной стороне центрального нефа. Но чьи на самом деле эти останки – одному богу известно!
Рака с частицей мощей Александра Невского в Успенском соборе. Фото: lubovbezusl.ru
Святые мощи Авраамия мученика из ваты
Канцелярии патриархий тоже призывают к публичному освидетельствованию и осмотру святых мощей. В «целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну» очищают раки от таких предметов, как коробка из-под сардин, брошки с надписью «Шура» и тому подобного мусора. «Обретение» именно этих предметов в раках было документально зафиксировано в протоколах вскрытия. На них стоят подписи представителей духовенства.
В качестве примера сказанному богумил Катар приводит следующие протоколы:
« Авраамий мученик, г. Владимир 12 февраля 1919.
По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности и белизны. Внутри черепа вата».
Святые мощи Артемия Веркольского из гвоздей и кирпича
«Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ. 20 декабря 1918 г.
Разделенный на 3 части гроб. В первой части вата. Во 2-й церковное облачение. В 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.
При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: «довольно нас дурачить». … Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: «Я-то, дура, прошлый год приходила сюда. И, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая, что здесь действительно нетленный святой. А вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого».
Как отличают настоящие мощи от поддельных?
Древняя практика разделения святых останков на частицы (для положения новых храмов и защиты от разграбления) привела к появлению большого количества поддельных мощей. Обогащение на фальшивых святынях процветает и по сей день. Протоиерей Андрей Бойцов отмечает:
«В Русской Православной Церкви проводится профессиональная работа по изучению подлинности приходящих с Запада мощей святых… Сотрудники Центра изучения православных святынь предотвратили сотни случаев попадания фальшивых святынь в храмы».
Священник предостерегает от покупки «частиц мощей» в Интернете и на барахолках. Если православный христианин по неведению приложился к поддельным мощам, то в этом нет ничего страшного. Ведь главное – это вера, с которой мы просим помощи у Бога и святых. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).
Специалист в области изучения православных святынь Михаил Артеев указывает на то, что подлинные святыни всегда хорошо документированы и «не появляются из ниоткуда». Мощевики опечатываются епископами и вскрываются только при их участии. Разделение святых останков непременно фиксируется в документах. В некоторых случаях проводятся специальные исследования и экспертизы. Михаил добавляет, что в антиминсы зашивают частицы лишь достоверных мощей.
Мощи святых князя Константина и Шуры
«Князя Константина, «чад его» Михаила и Феодора, матери Ирины, г. Муром.10 февраля 1919
Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головами фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью «Шура».
«Тихона Задонского, г. Задонск.28 января 1919 г.
Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди — железный каркас».
Святые мощи Сергия Радонежского, изъеденные молью
«Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ.11 апреля 1919
Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
«Кирилла Новоезерского, Белозёрск февраль 1919 г.
Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей. Причем, некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки — сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг».
Сгнившие мощи святого Дмитрия Ростовского
«Дмитрия Ростовского, Ростов. 26 апреля 1920
Костяк, сохранивший на туловище и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид остатков костей ничем не отличается от обыкновенных останков сгнившего трупа».
«Питирима Тамбовского, Тамбовская губ.29 февраля 1919 г.
Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. Внутри залитые воском кости. Восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей».
«Михаила Тверского, Тверь18 мая 1919 г.
Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами. Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: «А я верил и ходил на поклонение 18 лет».
Все эти и множество похожих протоколов, напомню, подписаны представителями патриаршей канцелярии.
Способы хранения святых мощей
Как выглядят мощи святых? Это могут быть как высохшие тела или скелеты праведников, так и отдельные их фрагменты. Для хранения и выставления на поклонение полностью сохранившегося тела или объёмных мощей используется красиво оформленный деревянный или металлический гроб – рака. В ней также могут находиться различные реликвии, связанные со святым (одежда, крест и т.п.).
Фрагменты мощей хранятся в небольших ящичках (ковчежцах) или сосудах (мощевиках). Ковчежец со святыми останками закладывают под престол православного храма при его освящении епископом. Мощевики же часто крепят к иконам. Роль мощевика могут выполнять архиерейская панагия (нагрудный образ Богоматери), крест священника и прочие атрибуты духовенства. В старину фрагменты мощей нередко носили на себе и миряне, используя нагрудные ладанки-реликварии.
В алтаре православного храма на престоле лежит антиминс – платок с зашитой частицей мощей. Известно, что первые христиане служили литургию на гробах мучеников. Поэтому современная Церковь, следуя древнему священному обычаю, совершает литургию на антиминсе с частицей святых останков.
Как плодились мощи святых в монастырях и храмах
В Средние века европейские алхимики и аптекари уверовали в целебные свойства порошков, приготовленных из мумифицированных останков. и для изготовления различных настоек, эликсиров. Считалось, что такое снадобье чуть ли не дарует вечную молодость. Настойки на останках святых, само собой, ценились особо.
Так торговля мощами приняла массовый характер. Она приносила серьёзный доход. Как тут было не появиться фальшивым мощам. Велик был соблазн подмены подлинных мощей на бутафорские.
Вот что говорит о фальшивых мощах святых Комиссар Катар:
«Ну, что читатель, много неожиданного ты сегодня узнал? А ведь большинство из перечисленных святых снова в обиходе церкви, и на поклон им тебя призывают. Конечно, вера это твоё личное дело и не мне тебе указывать. Да только и ты имеешь дело с человеком крепким в старой вере, не ведавшей никаких костей и тряпок. И уж тем более поклонения им».
Так что выставленные мощи святых в монастырях и храмах всего мира – это ещё тот спектакль. Что в Москве, что в Ватикане. Мощи какого святого ни возьми, никакой уверенности в их подлинности нет.
Иван Иванович А.
Что такое мощи святых?
У человека, недавно знакомого с Православием, может возникнуть вопрос «Что такое мощи святых?». Так называют почитаемые Церковью останки Божьих праведников. В церковнославянском языке понятие «мощи» употребляется в отношении тела или праха любого умершего человека. Останки же праведников принято называть святыми (или честны́ми) мощами.
Мощи святого Николая Чудотворца в Бари (Италия)
Понятие «мощи» происходит от слова «мощь» (сила). В древности источником естественной жизненной силы человека считались именно его кости, а не плоть. Останки же людей, как правило, представлены именно костями.