- Прокимны и аллилуарии на все дни года без сокращений
- Прокимны и аллилуиарии воскресные
- Прокимны и аллилуиарии дней седмицы
- Прокимны, апостолы и аллилуарии на непереходящие праздники
- Прокимны, апостолы и аллилуарии общие святым
Проки́мен (от греч. προκείμενος – вперёд поставляемый, предлагаемый, впереди лежащий) – стих из псалмов, соответствующий значению дня или праздника, возглашаемый чтецом или диаконом перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, – а хор вторит ему.
Православная Жизнь
Господь воцарися, в лепоту облечеся, – слышим мы прокимен на воскресном Всенощном бдении. Этот стих из Псалтири понимается церковными толкователями как пророчество о воскресении Христа[1], потому и звучит на богослужении каждого воскресного дня.
В Священном Писании довольно часто используется образ одевания Бога в те или иные одежды, что подчеркивает разные грани Божией славы и совершенства или указывает на какие-то действия Бога в отношении людей. Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою (Пс. 103, 1–2), – поет Давид Всевышнему. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом (Ис. 59, 17), – проповедует Исаия. Конечно же, пророческие слова об одевании Бога вовсе не значат, что Бог меняется или приобретает то, чего раньше не имел. Господь совершенен и не нуждается в изменении. Как уже было сказано, подобные места Библии открывают нам Бога в Его действиях, направленных на спасение человечества; являют те или иные качества, присущие Божеству.
Совсем другое дело, когда Писание призывает одеться нас самих. В таком случае одежды будут означать какие-то добродетели, которые нам надлежит приобрести. Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3, 12). Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Здесь уже речь идет о нашем изменении, о перемене одежды греха на чистую одежду богоугодной жизни.
Писание не случайно призывает нас одеться. Действительно, христианство одевает людей, облекает в добродетели и святость. Грех же раздевает. Снимая с человека одежды добродетелей, грех оставляет его обнаженным, немощным, некрасивым. Недаром после Крещения человека облачают в белые одежды, которые символизируют духовную чистоту и обновление. Но грех снимает эти одежды благодати, и христианин превращается в голого короля. Все вокруг могут говорить, как он прекрасен и красив, как в известной сказке слуги короля говорили: «Какая замечательная одежда на государе, какая изысканная ткань!» – но на самом деле король был голым. Так и грешник в глазах Божиих остается голым и неказистым, хотя может мечтать о себе все что угодно и даже быть в почете среди людей. Подобно тому, как в Апокалипсисе Христос велит написать Ангелу Лаодикийской церкви: «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Отк. 3, 17).
Именно об этом возвращении прежних одежд говорит следующее повеление Библии, довольно необычное: Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). Интересно, что данный совет апостола Павла предлагает нам Церковь накануне Великого поста, в Сыропустную неделю. Значит, этими словами Церковь призывает нас к покаянию. Вообще-то, все христиане уже некогда облеклись во Христа в таинстве Крещения. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27), – поется в последовании таинства. Если мы однажды уже облеклись во Христа, крестившись, почему же Церковь вновь советует нам, крещеным людям, одеться во Христа? Ответ один – после Крещения мы утратили одежду Христовой благодати, согрешая. Снова приобрести эту одежду возможно только в таинстве Покаяния, которое недаром называют вторым Крещением. «Облечься во Христа» после Крещения означает покаяться.
А вот и еще одно место, связанное с одеждой. В послании к Ефесянам апостол Павел призывает христианина одеть на себя полную экипировку римского воина (см. Еф. 6, 11–17). Для чего это нужно? Для успешной борьбы против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Каждая деталь обмундирования получает у Павла свое толкование. Пояс – истина, броня – праведность, обувь – готовность к проповеди, щит – вера. Заканчивается одевание принятием шлема – спасения, и меча – слова Божьего. Вот он, настоящий христианин, – воин Христов, солдат Божьей армии, независимо от пола и возраста. Он защищен истиной и верой, превосходно владеет мечом божественных глаголов, готов выдержать атаку и атаковать. Увы, мы часто теряем воинское мироощущение христианина и воспринимаем духовную жизнь как сладкую конфету, до которой нужно добраться через шелестящую обертку молитвы и церковных таинств.
Иногда человека одевает Сам Господь. Бог препоясуяй мя силою (Пс. 17, 33); препоясал мя еси силою на брань (Пс. 17, 40), – поет Давид. Побеждающий облечется в белые одежды (Отк. 3, 5), – обещает Христос христианам Сардийской церкви, а также и всем, кто научится превозмогать диавольские козни и свои собственные страсти. А еще одежду у Бога можно купить. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей (Откр. 3, 18), – обращается Господь к Лаодикийской церкви, а через нее и ко всем нам, страдающим от духовной наготы и недостатка добродетелей. Сколько стоит одежда у Бога? Прейскуранта цен у Господа не существует – плати, сколько хочешь, но знай: в зависимости от того, какую цену мы принесем, так мы и оденемся. Отдашь Господу всего себя – оденешься богато, так что одежды надолго хватит. Пожалеешь себя, отдашь мало – оденешься легко, придет зима – замерзнешь.
Мотив одевания в новые одежды останется для нас актуальным и после смерти. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53), – обещает апостол Павел. Наше тленное тело станет нетленным, и смертная природа унаследует бессмертие, если мы при жизни облечемся в одежды добродетелей, предлагаемые нам Господом. Оденемся тут – нас оденут там. Поэтому в нашу жизнь необходимо призвать Христа, Который облечет нас в новые одежды святости и чистоты, чтобы мы не были с позором изгнаны с царского пира за неподходящее одеяние, но разделили небесное ликование со всеми его участниками. И для этого мы и живем, надеемся, верим, молимся, трудимся, радуемся о Христе Воскресшем, но в то же время и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5,2).
Псалом 92
Псалом 92 называют предсубботним, что помогает определить время его использования при богослужении. Кафизму исполняют в качестве утренней молитвы в пятницу. В Псалтыре есть так называемые «Песни воцарения», частью которых и является псалом 92. Кафизма открывает этот своеобразный цикл, который посвящен воцарению Бога на мирской земле. В еврейской трактовке эти псалмы (с 92 по 97) не определяют конкретного авторства и считаются анонимными, а вот в латинской трактовке псалмопевцем определяют царя Давида.
Прокимны Утрени
Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.
В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:
На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается. На утрене Великой Субботы — полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).
Текст молитвы псалом 92
На старославянском языке с ударениями
В день предсубботный, внегда́ населися земля́, хвала песни Давиду,
1 Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся: облече́ся Госпо́дь в си́лу и препоя́сася, и́бо утверди́ вселе́нную, я́же не подви́жится.
2 Гото́в Престо́л Твой отто́ле: от ве́ка Ты еси́.
3 Воздвиго́ша ре́ки, Го́споди, воздвиго́ша ре́ки гла́сы своя́.
4 Во́змут ре́ки сотре́ния своя́, от гласо́в вод мно́гих. Ди́вны высоты́ морски́я, ди́вен в высо́ких Госпо́дь.
5 Свиде́ния Твоя́ уве́ришася зело́, до́му Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди, в долготу́ дний.
На русском языке
В день перед субботой, когда была заселена земля. Хвалебная песнь Давида.
1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утвержден искони: Ты — от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Великие прокимны Вечерни
В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими. Великих прокимнов в современном богослужении четыре:
- Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76),
- Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (Пс. 113)
- Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю» (Пс. 68),
- Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (Пс. 60).
Для чего читают псалом 92?
Чудотворная сила Псалтыря известна каждому верующему человеку. Каждая кафизма наполнена особенным и священным смыслом, направлена на помощь и поддержку духовных сил православного. В своем 92 псалме автор уверяет, праведник всегда будет защищен Создателем, ведь никто не может быть более всесильным и более милостивым, чем он. Неудивительно, что верующие часто обращаются к чтению этого псалма в молитвах.
Издревле считалось, что 92 псалом служит защитой для тех, кто путешествует по воде, особенно для моряков. Желая защитить себя от невзгод в пути, окропляли корабль святой водой и читали молитву. Сильная вера и благодарность Богу за его милость к судьбе являлись спасительной силой, которая вела судно к намеченной цели, защищая от беды.
Толкование
Исследователи выдвигают мнение, что псалом 92 был написан во времена пророка Исаии, поскольку в тексте не упоминаются какие-либо бедствия, он полон любовь, благодарностью и хвалой Богу. Праздничное настроение кафизмы просматривается достаточно просто, ведь псалмопевец открыто славит Создателя, представляя его в лучших проявлениях, как Законодателя, справедливого Судью и Вседержателя. Все, что требуется от мирского народа – это верить ему и исполнять заповеди Божьи. Псалом 92 состоит из 5 стихов, каждый из которых несет свое особое значение.
Прокимны Часов
Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:
- Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) — чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
- Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
- Первый час в Великий четверг (читается паремия).
Правила чтения
В церковном богослужении чтение Псалтыря происходит ежедневно, а за неделю он прочитывается полностью. Существуют псалмы, которые нужно читать в строго отведенное время или день недели, и для чтения каждого из них, конечно, есть своя причина, боль или волнение. Издревле было принято, что языком богослужений стал церковнославянский язык, его тягучесть и напевность придает дополнительное величие кафизмам и приковывает все внимание верующих.
Правильным для каждого православного будет изучить этот язык и молиться на нем, даже если чтение Псалтыря происходит дома. Однако в настоящее время не все верующие знают его настолько хорошо, чтобы понимать весь глубокий смысл писания, не отвлекаясь на сложности трактовки слов. Поэтому церковь разрешает чтение Псалтыря и на русском языке, при условии, что это необходимо для изучения и познания священного смысла псалмов. Главное соблюдать душевный покой при чтении молитвы, верить и надеяться на милость Бога.
Источник
Ежедневные прокимны Вечерни
На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.
- Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Пс. 92)
- Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (Пс. 133)
- Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (Пс. 4)
- Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (Пс. 22)
- Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (Пс. 53)
- Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (Пс. 120)
- Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (Пс. 58)
Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный — на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.
Исключения из вышеизложенного правила:
- Великие прокимны — см. ниже.
- В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.
Толкование на Псалтирь 92:1
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга. Толкование отцов церкви.
Поделиться в соц.сетях.
Толкование на Псалтирь 92:1 | Пс 92:1
Афанасий Великий (
В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду
Содержание: В предыдущем псалме, надписанном: в день субботный, изображается второе пришествие Господа, после которого будет Он царствовать в новом веке со Святыми Своими. Очевидно же, что день предсубботный есть первое его пришествие, когда и земля населена, т. е. когда в целой вселенной основана Церковь святыми Апостолами и Евангелистами, возвестившими на земле слово о Христе.
Господь воцарися, в лепоту облечеся
Поскольку род человеческий, отступив от царства Божия, подпал мучительству сатаны; то пришел Единородный. чтобы снова подчинить его Своей державе, что и совершено. Лепотою же Божиею именует спасение рода человеческого. Ибо, если бы Господь не воплотился, приняв на Себя естество наше, кроме греха; то не было бы нам спасения. Подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима (1 Кор. 15,25).
Облечеся Господь в силу и препоясася
Этими словами означает нам низложение сопротивных сил, которое Господь и совершил, как бы восприяв на Себя воинский вид. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. По предварительном поражении их, т. е. сопротивных демонов, Господь на камне создал Церковь, которой не одолеют и самые врата адовы.
Источник: Толкование на псалмы.
Григорий Нисский (331/5–
Хвала песни Давиду, в день субботный, внегда населися земля
Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится
Потому и сия «хвала» у евреев не надписана; ибо не соглашаются они, что Тот есть Господь, Кто, соделавшись подобным нам и прияв на Себя наше поношение в образе раба, снова воцарился, и «облечеся» в Свою «лепоту», и возложил на Себя силу Свою. Сила же и лепота Сына – Отец. Сей-то Сын расслабленное грехом естество человеческое снова соделал твердым, чтобы оно не уклонялось более в порок и не допускало до себя греховной бури.
Источник: О надписании псалмов.
Иоанн Златоуст (
Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится
Этот псалом у евреев не имеет надписания, но имеет его у семидесяти, которые желали понимать его в отношении к истинному Давиду, – сильному рукою (это именно и значит Давид), т.е. Христу, потому что настоящее пророчество составлено в похвалу и песнословие Христа. Начала надписания в более точных списках не имеется; поэтому мы считаем излишним и изъяснять его.
Когда же, скажешь, Бог, Который был царем от вечности, начал царствовать? В какое благолепие облекся Тот, Кто Сам есть благолепие? Если небо так прекрасно, что ничего нельзя прибавить, если таковы же звезды и прочие стихии творения, то не чрезмерно ли и не по существу ли великолепен Тот, Кто создал такое благолепие? Очевидно, что пророк предсказывает воплощение Господа. Подлинно, плоть Господа справедливо называется великолепием, во-первых потому, что она носит Его образ, а во-вторых потому, что безгрешна, наконец, и потому также, что Ему, как благому и человеколюбивому, подобало совершенное ради нас таинство, почему Дух Святый в другом псалме и назвал Его прекраснейшим из сынов человеческих (Пс. 44:3). Эту плоть пророк называет не только благолепием, но и силою, – не потому, чтобы Сильный получил от нее силу, а потому, что чрез нее Он открыл неведомую для мира Свою силу. Вместе с облечением пророк естественно указал и на препоясание, желая показать, что Господь не только принял образ раба, но и препоясал Себя так несказанно, т.е. соединил и совокупил с Собою человечество, что Слово и плоть стали едино, почему и говорится, что Слово стало плотию. Это таинство и имел в виду пророк. «Ибо утвердил вселенную, которая будет неподвижна». Вот, говорит пророк, причина воплощения Слова: Оно пришедши утвердило вселенную, колебавшуюся заблуждением, так что она более уже не подвергнется колебанию. Разумей здесь также и вселенскую церковь, которая не поколеблется (в ней обитают ангелы и Сам Бог, почему она и называется Его домом), потому что, хотя бы и множество врагов нападали на нее, но она основана на камне «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), т. е. уста еретиков.
Источник: Беседа на псалом 92.
Макарий Великий (
Сегодня Он утвердил вселенную, то есть душу, прежде бывшую пустынной, волнующуюся, трясущуюся, одержимую страхом и малодушием греха. Ибо [Господь] говорит: Стеная и трясыйся будеши на земли (Быт. 4, 12). Потому-то жилище души, возведенное на песке, сотрясалось и дрожало. Сегодня же это жилище было воздвигнуто на незыблемом камне Божества.
Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 52.
Иоанн Кронштадтский (1829–1908)
Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится
Да, с лишком семь тысяч лет уже от сотворения, а вселенная стоит неподвижно, потому что утверждена силою Творца Бога, носящего все сильным словом Своим.
Источник: Дневник. Том II. 1857-1858.
Феодорит Кирский (386/93–
Хвала песни Давиду, в день субботный, внегда населися земля
«Хвала песни Давиду», не надписан у Евреев. Слов: не надписан у Евреев – нет ни в Ексаплах, ни у Евсевия. Псалом же предвозвещает перемену в людях, потому что Бог не преложен и неизменяем, всегда тот же и таков же. Не возможно сказать, что иногда Он царствует, а иногда не имеет царства; напротив того всегда Он – Царь по естеству, хотя не всегда явно сие для людей. Весьма долгое время многие, не познав Его, подобающее Богу служение воздавали идолам. Но, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, Богопознание, подобно свету, распространилось по всей вселенной.
Господь воцарися, в лепоту облечеся
Поелику страдание и познавшим произрастающий от него плод казалось горестным, так что и Пророк взывает: «и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих» (Ис. 53:2–3); по вознесении же на небо, издало оно боголепные лучи: то справедливо возглашает Пророк: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Ибо не то приял, чего не имел, но то явил в Себе, что имел. Так и Отцу Своему говорит: «прослави Мя Отче славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» (Ин. 17:5).
Облечеся Господь в силу и препоясася
Что «Христос – Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24), ясно научил нас сему божественный Павел. Поэтому не от инуду приял силу, которой бы прежде не имел, но собственною Своею силою действовал на врагов. Пророческое же слово изображает Христа как бы некиим царем, который облекается в царское всеоружие, препоясуется поясом и вступает в борьбу со врагами; а потом показывает происшедшия от сего благия действия.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится
Незыблемою и твердою соделал вселенную; потому что имеет уже в себе неколеблемость Божественнаго ведения и освобождена от прелести лжи. Люди не покланяются уже, то тем, то другим богам, но воздают чествование истинному Богу.
Евфимий Зигабен (
Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится
Господь воцарися
Сын всегда царь, как Бог. Но Он не всегда был узнаваем людьми, по словам Феодорита, что Он таковой царь. Ибо, не признавая Его прежде за царя, после, по воскресении из мертвых, уверовав, мы удостоверились, что Он царь как Бог. О сем-то пророчествуя Давид говорит, что Господь воцарился, т. е. признан за царя. Или и иначе: хотя Он был царь, как Бог, и прежде, но Он воцарился после и как человек: дана Мне, говорит, всякая власть на небе и на земле (Матф. 28,18), также: а Я поставлен царем от Него (Пс. 2,6).
Слова Григория Богослова: Сугубо царство Спасителя, одно предвечно, а другое подначально; ибо царь называется царствующим в первом значении, как вседержитель, над хотящими и нехотящими… во втором (значении), как приводящий к покорности и подчиняющий своему царству охотно нас приемлющих Его царствование. Афанасий: Поелику человеческий род, отступивши от царства Божия, подпал власти сатанинской; то посему пришел Единородный, чтобы опять покорить его своему скиптру, что и совершено.
В лепоту облечеся
Сими словами Давид выразил приличную Богу славу и власть; ибо это означает: в благолепие облекся. Или и иначе: поелику Христос, когда был умерщвлен по плоти, не имел, по словам Исаии, вида, ни красоты; то посему по воскресении своем Он оделся в благолепие и несравненную красоту нетления, по словам Феодорита и Аполлинария.
Под благолепием разумеется и наша во Христе плоть, как оказавшаяся чистою и неимевшею срама от гpехa, по изъяснению безъименного.
Облечеся Господь в силу и препоясас.
И здесь глагол: облечеся, должно принимать в значении, изложенном выше, поколику Господь имел благолепие и божественную силу сокровенными, ибо Он есть Божия сила (1 Кор. 1,24), а потом открыл оные, когда вознесся, или возвратился на небо, а не отвне облекся оными, по Феодориту. И препоясался, надобно понимать благочестиво, вместо: приготовился, ибо препоясание чье либо есть знак приготовления.
Слова Григория Богослова: Пророческое cиe слово изображает Его в виде никоего царя, облеченного в царское всеоружие, и ополчившегося против врагов, ибо представляет Его облекшимся в силу и препоясавшимся, очевидно против нечестивых, если кому не угодно разуметь под сим преизобилие и вместе как бы ограничение, ибо кто устоит пред неограниченною силою. Тоже почти говорит и Феодорит.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится
Поелику вся вообще вселенная колебалась от заблуждения идолопоклонства, то посему Господь утвердил ее истиною богопознания, почему она не колеблется более от заблуждения, как утвержденная на камени веры. В особенном отношении под вселенною разумеется, по изъяснению Евсевия и безъименного истолкователя, церковь, которую населяют верующие христиане, ибо ее, по изречению Спасителя, и врата ада не преодолеют.
Слова Феодорита: Или, быть может, поелику сказал: Господь воцарился, то чтобы кто не подумал, что Он получил то, чего не имел, Он говорит: не ныне Ты получил рукоположение на царство, но имеешь оное непоколебимым с прежнего времени и от начала прежде веков. Ибо престол Твой во век века, и Ты один и тот же и лета Твои не оскудеют. Слова безъименного: Таинство воплощения Господня готово с того времени. С какого? От века, говорит, т. е. от начала создания видимого миpa. Ибо еще тогда, созидая человека, произвел его по своему образу, положив на нем царскую печать, зная, что надлежало его некогда воспpиять, почему и прибавил: Ты существуешь, как бы так говоря, что воплотившись ныне, Ты тот, который создал человека от начала. Тоже самое говорит и божественный Григорий, Феесалоникский в своем слове на Богоявление.
Стихиры воскресные на стиховне, глас 4
Воскресная стихира 1-я на стиховне, глас 4:
Го́споди, возше́д на Кре́ст,/ пра́деднюю на́шу кля́тву потреби́л еси́,/ и соше́д во а́д, ве́чныя у́зники свободи́л еси́,/ нетле́ние да́руя челове́ческому ро́ду:/ сего́ ра́ди пою́ще сла́вим// животворя́щее и спаси́тельное Твое́ воста́ние.
Стіхи1ра воскrна nсмоглaсника № на стіх0внэ, глaсъ д7:
ГDи, возшeдъ на кrтъ,/ прaдэднюю нaшу клsтву потреби1лъ є3си2,/ и3 сошeдъ во ѓдъ, вBчныz ќзники свободи1лъ є3си2,/ нетлёніе дaруz человёческому р0ду:/ сегw2 рaди пою1ще слaвимъ// животворsщее и3 сп7си1тельное твоE востaніе.
Стих 1-й, на стиховне в субботу вечера:
Стих: Госпо́дь воцари́ся,/ в ле́поту облече́ся.
Стjхъ №, на стіх0внэ въ суббHту вeчера:
Стjхъ: ГDь воцRи1сz,/ въ лёпоту њблечeсz.
Воскресная стихира 2-я на стиховне, глас 4:
Пове́шен на дре́ве Еди́не Си́льне,/ всю́ тва́рь поколеба́л еси́:/ положе́н же во гро́бе, живу́щыя во гробе́х воскреси́л еси́,/ нетле́ние и жи́знь да́руя челове́ческому ро́ду./ Те́мже пою́ще сла́вим// тридне́вное Твое́ Воста́ние.
Стіхи1ра воскrна nсмоглaсника в7 на стіх0внэ, глaсъ д7:
Повёшенъ на дрeвэ є3ди1не си1льне,/ всю2 твaрь поколебaлъ є3си2:/ положeнъ же во гр0бэ, живyщыz во гробёхъ воскRси1лъ є3си2,/ нетлёніе и3 жи1знь дaруz человёческому р0ду./ тёмже пою1ще слaвимъ// триднeвное твоE востaніе.
Стих 2-й, на стиховне в субботу вечера:
Стих: И́бо утверди́ вселе́нную,/ я́же не подви́жится.
Стjхъ в7, на стіх0внэ въ суббHту вeчера:
Стjхъ: И$бо ўтверди2 вселeнную,/ ћже не подви1житсz.
Воскресная стихира 3-я на стиховне, глас 4:
Лю́дие беззако́ннии, Христе́,/ Тебе́ преда́вше Пила́ту,/ распя́ти осуди́ша,/ неблагода́рни о Благоде́тели яви́вшеся./ Но во́лею претерпе́л еси́ погребе́ние:/ самовла́стно воскре́сен еси́ тридне́вно я́ко Бо́г,/ да́руя на́м безконе́чный живо́т,// и ве́лию ми́лость.
Стіхи1ра воскrна nсмоглaсника G на стіх0внэ, глaсъ д7:
Лю1діе беззак0нніи хrтE,/ тебE предaвше пілaту,/ распsти њсуди1ша,/ неблагодaрни њ бlгодётели kви1вшесz./ но в0лею претерпёлъ є3си2 погребeніе:/ самовлaстнw воскrнъ є3си2 триднeвнw ћкw бGъ,/ дaруz нaмъ безконeчный жив0тъ,// и3 вeлію млcть.
Стих 3-й, на стиховне в субботу вечера:
Стих: До́му Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди,/ в долготу́ дни́й.
Стjхъ G, на стіх0внэ въ суббHту вeчера:
Стjхъ: Д0му твоемY подобaетъ с™hнz гDи,/ въ долготY днjй.
Воскресная стихира 4-я на стиховне, глас 4:
Со слеза́ми жены́, доше́дшя гро́ба,/ Тебе́ иска́ху,/ не обре́тшя же, рыда́ющя с пла́чем вопию́щя глаго́лаху:/ увы́ на́м, Спа́се на́ш, Царю́ все́х,/ ка́ко укра́ден бы́л еси́?/ ко́е же ме́сто держи́т Живоно́сное Те́ло Твое́?/ А́нгел же к ни́м отвещава́ше,/ не пла́чите, глаго́лет, но ше́дшя пропове́дите,/ я́ко воскре́се Госпо́дь,// подая́ на́м ра́дость, я́ко Еди́н Благоутро́бен.
Стіхи1ра воскrна nсмоглaсника д7 на стіх0внэ, глaсъ д7:
Со слезaми жєны2 дошeдшz гр0ба,/ тебE и3скaху,/ не њбрётшz же, рыдaющz съ плaчемъ вопію1щz глаг0лаху:/ ўвы2 нaмъ, сп7се нaшъ цRю2 всёхъ,/ кaкw ўкрaденъ бhлъ є3си2;/ к0е же мёсто держи1тъ живон0сное тёло твоE;/ ѓгGлъ же къ ни6мъ tвэщавaше,/ не плaчите, глаг0летъ, но шeдшz проповёдите,/ ћкw воскRсе гDь,// подаS нaмъ рaдость, ћкw є3ди1нъ бlгоутр0бенъ.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богородичен на «Слава, и ныне» на стиховне, глас 4:
При́зри на моле́ния Твои́х ра́б, Всенепоро́чная,/ утоля́ющи лю́тая на ны́ воста́ния,/ вся́кия ско́рби на́с изменя́ющи:/ Тя́ бо Еди́ну тве́рдое и изве́стное Утвержде́ние и́мамы,/ и Твое́ предста́тельство стяжа́хом./ Да не постыди́мся, Влады́чице, Тя́ призыва́ющии,/ потщи́ся на умоле́ние,/ Тебе́ ве́рно вопию́щих:/ ра́дуйся, Влады́чице, все́х по́моще,/ Ра́досте и Покро́ве,// и Спасе́ние ду́ш на́ших.
БGор0диченъ на слaва и3 нhнэ: на стіх0внэ, глaсъ д7:
При1зри на молє1ніz твои1хъ р†бъ всенепор0чнаz,/ ўтолsющи лю6таz на ны2 вост†ніz,/ всsкіz ск0рби нaсъ и3змэнsющи:/ тs бо є3ди1ну твeрдое и3 и3звёстное ўтверждeніе и4мамы,/ и3 твоE предстaтельство стzжaхомъ./ да не постыди1мсz вLчце, тS призывaющіи,/ потщи1сz на ўмолeніе,/ тебЁ вёрнw вопію1щихъ:/ рaдуйсz вLчце, всёхъ п0моще,/ рaдосте и3 покр0ве,// и3 сп7сeніе дyшъ нaшихъ.
Автор: Администратор
Дата публикации: 01.09.2020
Отклики (375)
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.