Лот: пророк, племянник Авраама, святой
Согласно Священному Писанию, а именно Книге Бытия (главы 11-14 и 19), Лот — это послепотопный патриарх. Он племянник пророка и патриарха Авраама сын его брата Арана. С древнееврейского его имя переводиться как «покров», «покрывало». Причислен к лику святых, память его отмечается в православии 22 (9) октября.
Праведный Лот, племянник Авраама. Лот — это племянник пророка Авраама. Он единственный из его родственников, за исключением жены Авраама Сарры, сопровождал его во время переселения в землю Ханаанскую. Фото: azbyka.ru
Лот — это единственный родственник, сопутствовавший патриарху Арааму, за исключением его жены Сарры, во время переселения в землю Ханаанскую. Особое внимание Библия уделяет бегству пророка пред разрушением нечестивых городов Содома и Гоморры.
Во время этого произошло превращение его жены в каменный столб и соблазнение его собственными дочерьми.
Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии
Ветхозаветная Книга Бытия говорит о том, что Лот — это сын Арана и племянник родоначальника евреев Авраама. Лот родился и вырос в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат. Он находился в нижней Месопотами.
Произошло это примерно 4 000 лет назад. Его отец умер рано, и его дед взял всю семью и отправился в землю Ханаанскую. Дойдя до Харрана, Фара остановился и вскоре умер.
Путь Авраама в землю Ханаанскую из Ура. Дорога Авраама показана красной стрелкой. Его племянник Лот, вместе со слугами, скотом и семьёй сопровождал его. Фото: bibliya-online.ru
Здесь же поселился его дядя Авраам, после того, как вышел из Египта, где благодаря тому, что отдал свою жену фараону, приобрёл много рабов и скота. Лот, за исключением авраамовой жены Сарры, оказался единственным родственником, который сопровождал Авраама при переселении в Ханаанскую землю.
Праведный Лот жил в Месопотамии примерно 4 000 лет назад.
Племянник и дядя вместе дошли до Вефиля. В течение некоторого времени Лотт жил вместе со своим дядей, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада.
Тогда Авраам предложил ему: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:19). В результате Лот стал жить на востоке, в окрестностях Иордана. Его владения простирались до города Содом, который располагался в цветущей долине Сидим при устье реки Иордан.
В чём выражается падение Лота и победа Авраама
Мы не видим описание того, как Лот призывает имя Господа и молится Ему.
Да, Лот стал праведным через веру, но не имел любви к Создателю.
(Быт 13: 5)
И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры.
Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. Там жили люди этого мира. Аврам желал свидетельствовать этим людям о Боге своей жизнью. В вашем сердце должно быть желание свидетельствовать о Боге. У нас должно быть желание прославлять Христа своей жизнью.
Дядя Лота Авраам спас его из неприятельского плена
Священное Писание говорит о том, что Лот племянник Авраама, поддерживал тесные отношения жителей города Содома, часто посещал его. Библия говорит о том, что они: «…были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13, 13).
Сам же Содом постоянно участвовал в военных конфликтах между городами, располагавшимися в долине Сидим. Однажды пять союзных царей, в число которых находились Содомский и Гоморский цари, выступили против царя Еламского Кедорлаомера. В результате они потерпели поражение, а всю их страну разграбили.
Встреча Авраама и Мельхиседека. Питер Пауль Рубенс. Когда царь Еламский Кедорлаомер захватил в плен Мельхиседека и Лота, Авраам с отрядом рабов освободил их. Фото: artchive.ru
Лот же и его родные попали в плен, и потерял всё имущество. Узнав об этом, его дядя пророк Авраам собрал отряд из 318 рабов. Ночью отряд напал на неприятеля и освободил Лота вместе со всем имуществом, а также женщинами и народом. После этого Лот снова поселился в Содоме.
Падение Лота
Хотите использовать свою позицию праведника, чтобы заступаться перед Богом за других? Или быть тем, за которого постоянно ходатайствуют другие?
И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе. В конце концов он зашёл на гору. Та окрестность состояла из гор.
Хотя Лот и был праведником, но его затягивало всё глубже и глубже. Он потерял всё. Потерял семью и имущество.
(Быт 12:4) И пошёл Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошёл Лот.
Аврам пошёл, потому что ему сказал Господь. А Лот просто последовал за Авраамом. Другими словами, Лот использовал веру своего дяди. Свою он не применял. Он не верил в то, что Бог благ, но наслаждался щедростью Авраама. Лот был с дядей, но не с Богом.
Когда пришли цари и забрали все богатство Содома, людей и самого Лота, Авраам вместе со своими людьми, погнался за царями, сражался с ними и победил их. Авраам забрал все отнятое и трофеи в придачу. В Библии написано, что Авраам возвратил все имущество Лота, женщин и народ.
(Быт 14:18)
И Мелхиседек, (это был Иисус Христос, до своего воплощения на земле, потому что Христос по чину Мелхиседека) царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
Он напомнил Аврааму, что ему не нужно то золото. «Бог благословляет тебя, ты благословен Всевышним Богом, Который есть Владыка неба и земли»
Среди грехов Содома и Гоморры Библия указывает на жадность, негостеприимство и гомосексуализм
Содом и Гоммора входили в состав союза городов Адмы, Шевоим и Бела (Сигор). На сегодняшний день этимология названий Содом и Гоммора неясна. Вероятно, название Содом пришло из ранних семитских языков, и связано с корнем sadama со значением «ускорить», «усилить», «укрепить». Название Гоморра, возможно основано на корне ghmr, что означает «глубоко».
Видеоролик: Содом и Гоморра / Sodom & Gomorrah (W.A.R.). на 5 минуте автор говорит о том, что археологическая экспедиция учёных из Объединённых Арабских Эмиратов нашла предполагаемое место нахождения погибших древних городов Содом и Гоммора.
В Авраамических религиях, выражение Содом и Гоморра – синоним нераскаявшихся грехов, падения и божественного возмездия за грехи. Священное Писание указывает на то, что для зрителей этих городов были присущи такие грехи, как гомосексуализм, негостеприимство и жадность. Христианская традиция считает их одними из наиболее тяжких грехов.
«Авраам и три ангела» Джорджо Вазари. После того, как ангелы принесли благую весть Аврааму о том, что у его престарелой жены Сарры родиться ребёнок, двое из них отправились в Содом к Лоту. Здесь они подверглись домогательствам со стороны содомлян, что ослепили их. Фото: ingailm.com
Лот не придал нравственному значению своего пленения. Он решил вернуться в Содом и жить там. При этом Библия говорит о том, что: «Живя между людьми (неистово развратными), — замечает о нем апостол Петр, — сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр. 2,8).
Таким образом, он остался покорен воле Бога, но не понял Его предупреждения и не покинул гнездо греха.
После освобождения из плена праведный Лот стал жить в Содоме.
Священное Писание говорит о том, что когда Лот находился у ворот Содома к нему под видом двух молодых людей пришли два ангела. Они хотели после встречи с Авраамом проверить, правдами ли его жители погрязли во грехе.
Лот, зная наклонности содомлян, пригласил гостей к себе в дом, но они отказались и решили спать на улице, однако после долгих уговоров Лота они согласились. В угощение хозяин испёк им пресные хлебы. Не успели гости лечь спать, как жители всего города пришли к его дому и стали требовать, чтобы содомляне «познали» их.
Лот и его семья
Вот наше свидетельство. Остановитесь и поговорите со своими детьми, родными и близкими о Господе. Не стесняйтесь говорить о Нем в доме. Вначале будет неловко говорить, молиться или читать Библию, но нужно с чего-то начать. Если не начнете, то при разговоре о Боге, они подумают, что вы шутите. И станут над вами смеяться. Лот жил там, где господствовал грех. Зятья не покинули город. Они погибли.
Почему Ангелы пошли туда? Чтобы поговорить с Лотом. Потому что Бог добр и милосерден.
Даже если вы попали в беду по своей вине, то Бог вмешается в эту ситуацию и лично вызволит вас.
(Быт 19: 15)
Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил….
Лот сопротивлялся. Но Бог добр к нему.
И мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его и поставили вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Жена Лота оглянулась и стала соляным столпом. Почему? Она посмотрела на суд Божий.
Лот и дочери
Мы праведны во Христе по вере, поэтому не должны смотреть на суд Божий.
Почему ангелы предложили Лоту идти на гору? Гора — высота морального возвышения. Там был Авраам и был там все время. Он был праведен по вере, а это значит, что он был на месте возвышения.
(Быт 19 :27)
И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял перед лицом Господа.
Авраам находился в безопасном месте, на котором он общался с Богом и строил свои отношения с Ним.
Когда будет вознесение Церкви, мы, верующие, будем смотреть вниз на суд. То есть будем в безопасности.
Лучше быть тем, кто молится и вызволяет людей из беды, чем тем, кто попал в беду и за которого молятся.
Жена Лота во время бегства из Содома обернулась, и Господь превратил её в соляной столп
Когда Лот вышел из Содома он велел своим дочерям и жене идти и не оборачиваться. Таким образом, он выполнял указание, переданное ему Господом через своих ангелов. Жена Лота по пути не выдержала и нарушила Божию волю. Она оглянулась и обратилась в соляной столп. Сам же Лот и его дочери спаслись (Быт. 19, 15-26).
Гибель Содома и обращение жены Лота в соляной столб. Жена Лота ослушалась запрета Господа и во время бегства из города оглянулась. За это она окаменела. Фото: school.orthpatr.ru
Толкование этого содержится в Библии. Так Господь в одной из своих бесед о разрушение Иерусалима и конце мира сказал: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17,32). Святитель Филарет говорит о том, что её обращение в соляной столп — это особенное наказание Божие за её преступление.
Заключается её прегрешение против Господа не том, что она обернулась и посмотрела на горящий город, но в том, что она преступила Божии заповеди и имела пристрастия к жилищу разврата. Таким образом, она думала более о материальном, чем о духовном.
Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» упоминает о том столпе, в который превратилась жена Лота (Древ. I, II, 4).
Историки подтверждают факт существования соляного столпа, в который обратилась жена праведного Лота. Он стоял длительное время в окрестностях Содома как памятник Божьего гнева за ослушание человеком Божией воли.
О нем упоминает писатель книги Премудрости Соломоновой (Прем. 10, 7), а из позднейших писателей — Иосиф Флавий (Древ. I, II, 4) и даже епископ Климент Римский (посл. к Кор. гл. 1).
«Жена Лота» на горе Содом. На склонах горы Содом стоит несколько образований из каменной соли, которым предание приписывает их происхождение от превращённой в камень жены Лота. Фото: upload.wikimedia.org
В наше время в Израиле, рядом с Мёртвым морем в индустриальном районе «Заводы мёртвого моря» на горе Содом стоит столб или же колонна из каменной соли. Она напоминает формой женщину, одетую в покрывало и традиционно воспринимается как окаменевшая жена.
ЛОТ
В «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) упоминание о Л. встречается в связи с историей Авраама, к-рый, «победив царя Ходоллогомора [очевидно, Кедорлаомера] и союзников его, освобождает племянника своего Лота» (Быт 14. 14-16). Посреди батальной сцены, где «воины преследуют воинов и царей и поражают их», представлен вооруженный Авраам, к-рый держит за руку Л., «а позади видны кони, овцы и волы» (Ерминия ДФ. Ч. 2. № 28. С. 55). Историю истребления Содома и Гоморры «Ерминия» предписывает изображать следующим образом: «Три ангела смотрят вниз с облаков, из коих дождем льется пламень. Внизу горят разрушенные дома, и в них лежат мертвые люди. А вдали Лот и две дочери его бегут по горе: позади их Лотова жена, белая как соль, озирается назад» (Там же. № 31. С. 56). Рус. иконописный подлинник сводной редакции (XVIII в.) С. Т. Большакова упоминает Л. в части «Подлинник святым праотцем, как их писать», отражая сложившуюся к кон. XVI в. традицию размещения икон в рус. высоких иконостасах праотеческого ряда; имя Л. в подлиннике приведено между именами праотцев Иакова и Сифа; он «сед, власы малы, брада велика седа, что Григория Нисского, верх риза празелень, испод багор, в свитке пишет «Изведе мя Господь из Содому и спасе мя»» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 10).
Гибель Содома. Мозаика нефа собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. Между 1183 и 1189 гг. Гибель Содома. Мозаика нефа собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. Между 1183 и 1189 гг.
Одно из ранних сохранившихся изображений Л. представлено на рельефе саркофага из ц. Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура (ок. 340) в сцене бегства его семьи из Содома. Образ Л. здесь имеет черты, к-рые впосл. станут традиционными и будут встречаться в памятниках визант. круга. Это муж средних лет с густыми волосами и короткой окладистой бородой, облачен в тунику и паллиум, изображен в динамичной позе, устремленным вперед. Он увлекает за собой едва успевающих за ним маленьких дочерей, крепко держа их за руки. Слева находится чуть отставшая жена, левой рукой она касается плеча супруга, но уже обращена назад. Эта же сцена изображена в росписи кубикула B (кубикул Праотцев) гипогея на Виа-Дино-Компаньи в Риме (между сер. и кон. IV в.). Образ Л. в ранних памятниках монументальной живописи фигурирует также в ветхозаветных циклах в связи с историей праотца Авраама. Так, на мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме (432-440), где подробно изложена история патриарха Авраама, представлена сцена из Быт 13. 2-12 — отселение семьи Л. от семьи Авраама: 2 расположенные рядом группы расходятся влево (семейство Авраама) и вправо (семейство Л.), позади слуги, рядом с Л. фигурки маленьких дочерей, супружеские пары обмениваются выразительными взглядами; внизу изображены пастухи с разведенными в разные стороны стадами. Возрастная и типологическая характеристики Авраама и его племянника здесь близки. Оба средних лет, крепкого телосложения, светлые (седые) волосы едва прикрывают уши, борода короткая, окладистая.
Известны изображения Л. и в древнейших иллюминированных рукописях кн. Бытие. Две миниатюры сохранившегося во фрагментах лондонской рукописи кн. Бытие т. н. Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton. Otho. B. VI, К-поль, рубеж V и VI вв.) связаны с историей этого праотца: Л. встречает ангелов у ворот своего дома, и содомляне осаждают дом Л., дабы тот выдал им своих гостей; Л.- средовек с темными вьющимися волосами и клиновидной бородой. В Венском Генезисе (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.) одна из миниатюр (Fol. 4r) связана с текстом о вызволении Л. из плена, однако в ней акцентирована встреча Авраама с Мелхиседеком (показаны дважды), фигура Л. не просматривается (рука Авраама указывает на семейство Л. и его стада). На следующей миниатюре (Fol. 5r) в 2 эпизодах проиллюстрированы бегство Л. и его семейства из Содома и уничтожение города огнем. Художник изобразил вместе с Л. 8 фигур, выведенных ангелами за стены города; затем фигур, удаляющихся из горящего Содома, остается 7: шествовавшая впереди жена Л. показана последней в виде одиноко стоящей белесой фигурки без лика. Замыкает историю Л. сцена с дочерьми (Fol. 10), они дважды подходят к отцу, поднося ему чашу с вином. Пещера, при входе в которую стоит колонна, обозначена лещадками, на них устроено ложе Л. В Пятикнижии Ашбернема (Paris. lat. Nouv. acq. 2334. Fol. 18, Рим, VI в.) история Л. подробно представлена на листовой миниатюре в сценах, читаемых снизу вверх: сон Л., освобождение Л. из плена, беседа Л. с Авраамом, исход с малолетними дочерьми из Содома, Л. наблюдает истребление Содома и Гоморры, Л. в пещере с дочерьми принимает от них чашу с вином. Одежды праотца составляют короткая, до колен, туника, из-под к-рой видны штаны, и плащ. На маргинальных миниатюрах рукописи «Sacra Parallela» прп. Иоанна Дамаскина (Paris. gr. 923. Fol. 307, 307v, 1-я пол. IX в.) изображены пребывание ангелов в доме у Л.- праотец стоит у ворот дома, раскинув руки, т. о. преграждая путь содомлянам, и бегство из Содома (с соляной фигурой жены Л.); в обеих сценах — вверху десница Божия: в 1-й — благословляющая, во 2-й — изводящая огонь на город.
Путь в Ханаан. Мозаика т. н. купола Авраама в соборе Сан-Марко в Венеции. 1215 -1280 гг.
Путь в Ханаан. Мозаика т. н. купола Авраама в соборе Сан-Марко в Венеции. 1215 -1280 гг. В мозаичной декорации на зап. стене нефа кафедрального собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, о-в Сицилия (между 1183 и 1189), с историей Л. связаны 2 сцены. В первой представлены ангелы в доме Л. и он сам, выходящий из дома к жителям Содома, требующим выдать его гостей на поругание. В следующей — Содом гибнет (изображены символы бедствия — сполохи огня, разрушенные здания и множество черепов), Л. с дочерьми убегает прочь, его жена в виде белой фигуры застыла соляным столпом. На мозаиках т. н. купола Авраама (сев. купола в нартексе) собора Сан-Марко в Венеции (1215-1280) Л. изображен в связи с вызволением из плена совсем молодым, едущим со слугой по левую руку от Авраама.
Образ Л. вне сцен библейского повествования чрезвычайно редок, но он помогает сохранить связь с предысторией Боговоплощения и родословием Спасителя. Фигура праотца написана на своде арки у алтаря ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1335-1350). Л.- в античных одеждах, лиловая туника с клавом на правом плече, светло-оливковый гиматий, с седыми локонами, с бородой, разделенной на 2 пряди, в левой руке свеча, правая перед грудью. Л. рядом с праведными Иосифом, Манассией, Иовом написан в сев.-вост. части (на внешней стороне арки между сев.-вост. лопаткой у алтаря и сев.-вост. колонной) парекклисиона во имя свт. Николая Чудотворца, юж. придела кафоликона Великой Лавры (1559/60, мастер Франгос Кателанос).
В рус. традиции история спасения Л. встречается в т. н. циклах ангельских деяний. Впервые последовательность сюжетов, связанных с явлением ангелов в ВЗ, отмечается в композициях на юж. вратах собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, выполненных в технике «золотой наводки» по меди (кон. XII — 1-я треть XIII в.). Из 28 клейм 3 относятся к истории Л. (клейма расположены не последовательно друг за другом). В клейме 14 представлено явление 3 ангелов. Л.- муж с длинными вьющимися волосами, клиновидной бородой — коленопреклоненно встречает ангелов у входа в свой дом, к-рый обозначен уходящей вглубь помещения лестницей. В клейме 18 отражено пребывание ангелов в доме Л.: праотец стоит у порога, перед ним содомляне, в стенах жилища — ангелы и 2 девицы — дочери Л. Объяснение изображению 3, а не 2 ангелов, как следует из текста Библии, содержится в надписи к 14-му клейму: «Архангелъ Господень явися с инема двема ангелома Лотови да избегнет от Содома». В клейме 19 помещен сюжет с истреблением жителей Содома и Гоморры. Клеймо с композицией, объединившей гибель Содома, превращение жены Л. в соляной столп (в виде белой фигуры) и изображение убегающих в скалы Л. с 2 маленькими дочерьми, вошло в цикл деяний арх. Михаила на иконе с его образом и клеймами деяний — храмовой иконе Архангельского собора Московского Кремля (ок. 1400). В более поздних повторениях сюжет об истреблении Содома может быть представлен без участия Л., как, напр., в клейме на иконе «Арх. Михаил, с клеймами деяний» из Лальска (кон. XVI-XVII в., ЦМиАР). Во 2-й пол. XVI в. на иконах Св. Троицы (т. н. ветхозаветной) появляются сцены с изображением явления ангелов Л., известные как «Хождения Св. Троицы» или «Св. Троица в Бытии». Центральную композицию «Гостеприимство Авраама» дополняют клейма, где иллюстрируется история выведения семьи Л. из Содома: напр., 3 клейма на иконе, написанной для сольвычегодского Благовещенского собора (80-е гг. XVI в., СИХМ),- 3-й ангел о символикой; 2 — на шитой пелене из костромского Ипатиевского мон-ря, вложенной в мон-рь по заказу боярина Д. И. Годунова (мастерская Стефаниды Годуновой, Москва, 1592; ГММК); 9 — на внешней стороне створок к иконе Св. Троицы 1595 г., вложенной в Ипатиевский монастырь тем же боярином. Тот же набор композиций повторяется на иконах Св. Троицы в более поздних памятниках, особенно на иконах работы мастеров Палеха XIX в. Девять сцен, иллюстрирующих историю гибели Содома и Гоморры, включены в роспись на юж. стенах четверика Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1684, артель Гурия Никитина и Силы Савина); среди редких — «Лот предупреждает своих зятьев об истреблении Содома».
Наиболее полный цикл композиций, повествующих об истории Л., сохранился в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. (ГИМ. Муз. 358) — 19 сцен, начинающихся с прихода праотца Авраама с племянником в Египет. Подобно древним мозаикам Санта-Мария-Маджоре, в неск. сценах показано разделение Авраама и Л., связаны явления ангелов обоим праотцам. Приход жителей Содома к дому Л. показан в неск. сценах, число содомлян растет, среди них появляются дети, увещевающий Л. указывает на свой дом, в проеме окна видны плачущие дочери Л., которыми отец предлагает пожертвовать. Выразительна отрицательная характеристика содомлян: их профили имеют подобия бесовских личин, они поднимают руки в непотребных движениях, высовывают языки, размахивают палками. В следующей сцене ангелы уводят Л., а нападавшие на его дом повержены, на их изображения миниатюрист накладывает сетку из красных длинных штрихов. Наиболее сложной оказывается сцена гибели Содома от небесного огня, свидетельницей к-рой становится превратившаяся в соляную статую жена Л. Горки внезапно обрываются, открывая вид на уходящий в пучину город со множеством разрушенных зданий, и с мертвыми телами, сверху из небесного сегмента изливаются потоки огня, рядом с ними летят ангелы, указующие на небеса. Фигура жены Л. с поднятыми руками повторяется в др. иконных композициях на этот сюжет и в произведениях шитья. Еще раз гибнущий город показан на миниатюре с Л., взирающим с горы на пожар. В неск. миниатюрах рассказана последующая история Л., его дочерей, а также происхождения от них 2 колен, моавитян и аммонитян.
Изображение Л. представлено в праотеческом ряду нек-рых рус. высоких иконостасов, поясной образ — на иконах из Сахалинского областного музея и из Богоявленского храма с. Ошевенского Каргопольского р-на Архангельской обл. (кон. XVIII в., артель И. И. Богданова-Карбатовского, поновления XIX в.).
Образ Л. встречается среди изображений праотцев в росписи храмов. Напр., в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря (1684) полуфигура праотца в медальоне помещена в сев.-зап. куполе, в простенке между юж. и зап. окнами барабана, в зоне между праотцами Товией и Еносом; в ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле работы ярославских мастеров под рук. Дмитрия Григорьева (1686, поновления 1859 г.) — в сев.-зап. части барабана (сохр. нижняя часть фигуры).
Отдельные сюжеты истории Л. встречаются в памятниках прикладного искусства. Напр., с посещением ангелами Л. связывают сюжет резной раскрашенной иконы XVIII в. из частного собрания (см.: Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV — нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. С. 77, 209). В верхней зоне представлены 2 конных ангела, длинными копьями они пронзают жителей города, изображенных в поверженных позах внизу.
Лит.: Сергеев В. Н. Надписи на иконах праотеческого ряда иконостаса и апокрифические «Заветы двенадцати патриархов» // ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 312; Овчинников А. Н. Суздальские златые врата. М., 1978. С. 29-30. Ил. 2, 99, 100, 107-108; LCI. Bd. 3. Sp. 107-111; Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря: В 2 т. / Авт.-сост.: О. С. Куколевская. М., 2008. Т. 1. С. 221, 224.
Э. В. Шевченко, М. А. Маханько
После бегства из Содома Лот вместе с дочерьми жил в городе Сигор
После того, как Лот бежал из Содома, он стал жить со своими дочерьми в городе Сигор. Город, где жил Лот, входил в состав союза пяти городов долины Сидим. Его название переводиться как «малый», «незначительный». Его название также переводиться как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор — на севере или на юге от Мертвого моря.
Предположительное место нахождения городов Содом Гоморра и Сиор в долине Керек на основании археологических раскопок. В городе Сигор Лот жил после уничтожения Господом Содома и Гомморы. Фото: cont.ws
Крестоносцы называли город «villa palmarum». Согласно большинству толкователей, на юго-восточной оконечности Мёртвого моря в долине Керек на границе с государством Моав. Здесь Лот жил недолго, так как не чувствовал себя в безопасности. Вскоре он поселился с дочерьми в пещере на ближайшее горе.
Лот руководствовался физическими глазами
Если кто-то или что-то имеет привлекательный вид, красивую оболочку, то это не значит, что надо следовать совету наших глаз. Если чувствуете тревогу при покупке автомобиля или дома, или что касается устройства на работу или переезда, лучше остановиться и подождать. Никому не позволяйте торопить вас. Если вам делают предложение сегодня, отвечайте отказом. Никому не позволяйте давить на вас.
Подождите и послушайте, что скажет вам Бог. Не ходите видением, руководствуетесь внутренним свидетельством. Иногда оно выражается в чувстве тревоги. Подождите какое-то время, и вы увидите, что делать.
(Быт 13:14)
И сказал господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку, и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки.
«Возведи очи твои» — Бог подразумевает духовные глаза. Потому что для него, чтобы посмотреть вокруг требовалось духовное зрение. Лот руководствовался плотским зрением, в результате выбрал неправильное место. Он был очень ограничен, стеснен. Лот не знал, что скоро эти города будут уничтожены.
А Авраам уповал на Бога. Такой он удел избрал себе. И все что располагалось на севере, юге, западе и востоке, досталось ему.
К какой категории вы хотите относиться?
Если вы принимаете решение, опираясь на плотское зрение, то у вас будет ограниченное благословение.
Но если вы уповаете на Бога, благословение будет очень большое. Аминь!
Дочери Лота напоили его вином и зачали от него сыновей
Когда Лот жил в отшельничестве в пещере, его дочери жили с ним и не знали мужчин. Для того чтобы родить себе потомство, они напоили отца вином и вступили с ним в связь. В результате дочери Лота родили сыновей: старшая Моава, а младшая Амона. Библия об этом рассказывает так: «И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала.
На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне». (Книга Бытие 19:33-38).
Лот и его дочери (Хендрик Гольциус, 1616 год). Когда пьяный Лот спал, его дочери вошли к нему и зачали от него сыновей Моава и Амона. Фото: upload.wikimedia.org
Толкователи Библии говорят о том, что дочери Лота решилась на такой низкий поступок потому, что:
- Боялись, что мужчины станут пренебрегать ими из-за того, что они выходцы из проклятых городов.
- Распущенность содомлян проникла уже в них.
Моавитяне и Аммонитяне проклинаются в Библии как результат кровосмешения Лота и дочерей его.
Грех кровосмешения глубоко осуждается в Священном писании, именно поэтому Моавитяне и Аммонитяне нередко проклинаются в Библии. Закон же Моисеев предусматривал за кровосмешение смертную казнь.
При этом племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа. После этого сюжета имя Лота нигде в Священном Писании не встречается.
Slavic Baptists
«И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку, его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города» (Бытие 19:16).
Только одна единственная черта из жизни Лота должна занимать нас на этот раз. И так как это было в жизни праведника, то она полна серьезного предупреждения для каждого верующего. Это была жизнь, полная опасности, которая, конечно, стоила бы Лоту временной и вечной жизни, если бы Бог не вмешался насильно. Эта его жизнь была стремлением к Содому, а после того, как он уже был там, — нежеланием выйти оттуда обратно, в направлении Божием. И когда Бог однажды пожелал вывести его из Содома, то Лот сделал все, что мог, чтобы остаться там как можно дольше. Эта склонность к Содому, к миру, к его похоти, есть опасная жизнь столь многих верующих наших дней. Иные в мире живут внутренне, другие пошли еще дальше и живут открыто там; и хотя Бог посылает им Своих Ангелов и вестников и увещевает их, они не хотят вернуться. Эти верующие не только остаются там, потому что они, может быть, свыклись с миром и не так скоро приходят к какому-нибудь решению, — о нет, многие из них, что касается земного и мирского, так же решительны, как Лот.
Только когда они должны оторваться от того, что греховодно, и вполне перейти на сторону Божию, тогда оказывается, что такие верующие остаются в Содоме, как Лот, и медлят. Мы, во всяком случае, хорошо сделаем, если пристально присмотримся к этому человеку, Лоту, и на нем испытаем самих себя. Сам Бог хочет этого, потому Он и поставил его в Писании перед нашими глазами. Несколько вопросов относительно этого человека могут помочь нам сделать такое испытание, насколько возможно, полезным и для нас. Спросим же, кто он был, этот медливший в Содоме. Это был Лот, от которого меньше других можно было ожидать такого поступка. Если кто и должен был добровольно и быстро повиноваться Ангелам в те дни, то это был, без сомнения, Лот. Он был верующим, причем уже в течение многих лет. Затем, ведь эти оба Ангела сказали ему полную истину о грехе Содома. Они отстранили Лоту покрывало от грядущего гнева Божия, и ему против всех других было дано выразительное повеление: бежать.
Не должен ли был Лот тотчас порвать все нити и поспешить оттуда? Если бы о жене Лота, у которой мы не можем нигде открыть никакого признака духовной жизни, и о его обеих необращенных дочерях было сказано, что они медлили, то это не было бы удивительно. Ах, как это печально, что часто именно верующие, то есть ставшие теплыми или холодными, беспечно продолжают жить, не повинуясь Богу, — именно те, которые имеют гораздо больше света, чем другие, больше знают и потому стоят под большей ответственностью! Это непослушание свидетельствует об ожесточении сердца. Последнее возникает именно через полученный свет в то время, когда на него закрывают глаза и не дают ему воздействовать на себя и на свою жизнь. Поэтому именно там, где Слово Божие проповедуется верно и без всяких примесей, часто встречается немало таких ожесточенных. Они притупили свое сердце, спокойно могут слушать святое и серьезное слово — но оно не трогает их.
На них, как на Лоте, вся человеческая работа тщетна. И Ангелы не могут тронуть их, даже угрожающе тяжелые удары не выводят их из Содома. Только когда Бог применяет насилие, кажется, что бывает успех. Медлил Лот, у которого была задача вывести из Содома самых дорогих ему на земле. Мы читаем в этой главе (ст. 15): «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города». Какая великая и благословенная задача! Какой верующий отец семейства смог бы уклониться от нее? Лот должен был стать хорошим примером жене своей и своим дочерям. Он должен был спешить без промедления, всякие разговоры были бы безрассудством. Лот должен был взять посох и решительно направить шаги свои к дверям, устремиться к воротам города, с тем чтобы они остались у него за спиной.
Но как могли близкие Лота отнестись к такому решению серьезно, если они видели, как Лот под разными предлогами и отговорками откладывает принятие решения и ему доставляет удовольствие выиграть по крайней мере еще несколько минут, чтобы остаться в стенах Содома? О, сколько еще отцов и матерей виновны в необращении их сынов и дочерей! Через свою половинчатость и нерешительность на пути ко Христу, через свою привязанность к миру и к тому, что в мире, запутали они своих в мире и сроднили их с миром.
Тщетно ожидаете вы, что дети станут христианами. Когда однажды Уильяму Буту и его жене предложили вопрос: скажите, пожалуйста, как вы сделали, что ваши дети были обращены ко Христу, — жена Бута ответила: «Мы предупредили дьявола, привели детей ко Христу, прежде чем он или мир мог положить свою руку». После этого встал старший сын и, обращаясь к родителям, подтвердил: «Именно решимость, с которой вы следовали Христу, привела нас в Божий объятия».
Слышите ли вы, родители, это свидетельство? Смогут ли ваши сыновья и дочери сказать то же про вас? Свободны ли вы от Содома и похоти его, какого бы рода они ни были? Подумайте! Медлил Лот — муж, который должен был других побуждать к бегству. Узнав о побуждении со стороны Ангелов, мы далее читаем: «И вышел Лот и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (ст. 14). Это был хороший поступок, хотя Лот и сделал его принужденно. Мы должны признать, что этот призыв совершился открыто, потому что он был выполнен в ту последнюю ночь, когда вся городская толпа окружила дом Лота. Представьте себе, зятья отстранились после того, стали поодаль, за угол какого-то дома, чтобы оттуда смотреть, побежит ли Лот и как он побежит. Однако они ожидали напрасно, Лот не бежал — он медлил. Не должно ли это стать для них камнем преткновения? «Пойдем спокойно домой, выспимся после этой бессонной ночи, — могли они сказать, — потому что он сам не верит тому, что говорит. Если бы действительно так обстояло дело, как он нам его представил, то земля горела бы под его ногами и он давно бы был за городом». Все еще приходится слышать, как говорят обеспеченные и охладевшие верующие, которые тоже некогда побуждали других к обращению, — сами же они не верят. Если бы они верили, то были бы совершенно другими людьми. О, эти соблазны, вопиющие к небу! Что же говорит Писание о соблазнах? «Горе миру от соблазнов» (Мф. 18:7). Однако разве горе будет только миру, когда он подает соблазны? Не будет ли горя и верующим? Когда иной раз смотришь на верующих, то кажется, они думают, что им предоставлена свобода подавать соблазны. Верующие не спрашивают, гибнут или не гибнут из-за них другие.
Но придите и послушайте Господа, как Он прямо говорит Своим ученикам: «Надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Так, по выражению Господа, горе постигает человека, кто бы он ни был. Поэтому затрепещи ты, верующий, но, как Лот, охладевший, смотря на твое поведение! О, вострепещи сильно, услыша дальше, как Господь судит о таком поведении, ибо Он говорит: «Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1,2). Пройди все страны земли и поищи ту страну, которая бы назначила даже за величайшее преступление такое ужасное наказание, как это за соблазн. Ты не найдешь такой страны. Подумай только, как страшно с мельничным жерновом на шее погрузиться так глубоко «в глубине морской» (Мф. 18:6). Итак, бесповоротно должен быть потоплен не поданный соблазн, но- тот, кто подал его! Спросим далее,
Где медлил Лот
Заметьте, Лот медлил там, где вообще он не должен был находиться. Мы все очень хорошо знаем, что этот человек вошел в Содом против воли Божией. Лота потянуло туда, и так как Бог никоим образом не принуждает никого, то Он предоставил ему свободу выбора. Однако надо было ожидать, что Лот, как верующий, сам одумается когда-нибудь без всякого побуждения — покинет этот город, чтобы все-таки исправить то, что он испортил, но мог еще исправить.
Но опыт учит, что когда верующий начинает опускаться, раз он против воли Божией взял свой собственный путь и занял неправильное положение, то трудно бывает тогда вывести его. Почти исключено, чтобы такой верующий сам пошел на это. Пойдите вслед за некогда столь богато одаренным Самсоном, посмотрите, как было дело со столь превознесенным царем Саулом, и проследите церковь коринфскую. Через оба послания дело у них идет неудержимо вперед. Но чем дальше, тем ближе к падению, но никак не к исправлению.
Нет почти никакой разницы в том, в чем состоит это принятое неправильное направление, если нет желания возвратиться и взять направление Божие, — будь то теплота, которую обыкновенно не считают грехом, особенно если еще и многие другие лениво и равнодушно ходят вокруг, или будь то плотское направление мыслей, которые никто не видит и о которых знаешь только сам и догадываются, может быть, только близкие люди, или будь то какой-либо особый грех, с которым носишься и который почти стал второй природой, или нечистое слово, посредством которого ты привык переводить из чужого кармана в собственный карман, или будь то что бы то ни было, что, вошедши, твердо держится в нас и чего мы становимся рабами.
Поэтому ходи осторожно, чтобы тебе никогда не попасть туда, где тебе никогда не надо быть; если же ты готов запутаться, то беги вовремя, потому что горе тому, чья колея начинает углубляться! «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19). Лот медлил там, где он потерял так много. Иному на первый взгляд это едва ли покажется так. Многие, наоборот, скажут, что Лот во всяком случае приобрел в Содоме много, очень много: здесь он стал богаче, чем когда-либо прежде, и в каком почете находился он! Когда Ангелы вошли в ворота города, то нашли Лота среди городских старейшин, так как здесь обсуждались все общественные дела. Чужестранцу в высшей степени редко случалось получать столь почетное место. Только исключительные обстоятельства и совершенно особое благоволение могли возвести Лота так высоко. Да, другой мог бы считать это самым великим счастьем. Итак, иной Лот гонится за таким счастьем! Однако какой это сор по сравнению с тем, что несчастный Лот похоронил здесь! Приглядись только, и ты найдешь, что он потерял в этих стенах общение со святыми.
Ни Авраам, ни Сарра никогда не ступали сюда ногой. Им не приличествовало это. Это была не святая почва. Также Лот уже не имел здесь общения Ангелов: они не пришли, чтобы зайти к нему. Ангелы намеревались «ночевать на улице». Только настойчивые просьбы Лота побудили их войти в дом его. Что касалось общения с Богом, то как далек был Лот от Бога и Бог от него! Бог приходил к Аврааму, ел и пил под сенью шатра его, но Господь избегал Лотова дома в Содоме. Тем не менее, Лот не хотел уйти отсюда. Мало ли существует в наши дни таких, которые продали миру за чечевичную похлебку свое первородство! Бесчисленные признания и письма говорят об этом. И как много таковых, которые, как Лот, никогда не открывают уст для свидетельства о Боге!
Захиревшие, несчастные, лишенные всех благословений, бродят они в стороне, часто радуясь, когда возлюбленные Божий не подходят к ним близко. К тому, что они захватили как добычу от мира, привязано их сердце. Это их сокровище. Оно заняло их охладевшее сердце, наполнило его. К чему же таковым еще нужен Бог? Освободить и избавить их от всего этого — желание всех. Несмотря на то что эти люди несчастны, жалки, нищи, .слепы и наги, им вполне хорошо: они не желают никакой перемены, всякий нажим, увещевание вестников Божиих для них только одно бремя. Так ли обстоит, дело с тобой, читающим это? Еще посмотрите, Лот медлил там, где грех развивал прямо-таки сатанинскую власть. Низвел же грех в те дни Ангелов с неба, как свидетельствует Бог Аврааму: «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет» (Быт. 18:20,21). Во всяком случае, раздирающее душу попрание невинности и тому подобное достигли престола Божия, побудив Его вступиться. И Лот был оповещен Ангелами об этом. Не должно ли это было привести Лота в сознание? Не была ли эта последняя ночь уже достаточной для того, чтобы повернуться спиной к этому нечестивому месту?
Мог ли Лот думать о том, как дом его окружит одичалая толпа, готовая совершить отвратительные грехи, которые уста отказываются высказать, думать, как захотят овладеть им самим, потому что он воспрепятствует злодеям, и как наконец он будет спасен вмешательством Ангелов, поразивших слепотою неистовое сборище? И, видя все это, как мог Лот еще оставаться здесь? Что же так удерживало этого человека, что привязывало его в этом месте мерзости и разврата — кажется нам неразрешимой загадкой. И все это не так загадочно для того, кто узнал, что сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Так что только Господь может измерить его (Иер. 17:9). О, как сердце умеет лицемерно выставлять наружу отвращение ко греху, словами осуждать его, а самому представляться чистым и невинным тогда, когда оно питает, терпит и держится его!
Не пережили ли мы сами все это? Был некий человек, который менее года вращался между верующими, ему всегда охотно и от души пожимали руку, радостно смотрели ему в лицо, и я еще вижу его среди других, с радостным вниманием слушающего Слово Божие. Кто мог подумать, что он, этот человек, не только любил быть в Содоме, но сам был содомлянин! Когда пути его стали известны, он исчез и боялся показаться кому-либо на глаза. Как страшно жить там, где грех проявляет сатанинскую власть, но насколько ужаснее, когда он достигает такого господства в собственном сердце! Обратим внимание на Лотов среди нас, и особенно если они находятся в передних рядах! Вам же, которые каким-либо образом опутаны миром, которые попали в Содом, где грех обнаруживает силы, позвольте вам посоветовать: послушайте зов Отца и Его обетование! Выйдите из среды их. «Отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17-18). Что касается времени, то было бы нелишне спросить,
Когда медлил Лот
Если мы всмотримся в Священное Писание, то мы найдем, что Лот медлил, когда вся надежда на сохранение Содома была только самообманом. Приговор Божий уже был произнесен Ангелами, и притом перед ушами Лота. Этот приговор звучал: «Мы истребим сие место; потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» (ст. 13). И как приговор Божий был окончательным и не подлежал никакому пересмотру, то можно было ожидать, что исполнение его не заставит ждать себя. Только в корне неверующий человек мог бы еще внушить себе, что так не будет, как слышал Лот. Лот же принадлежал к верующим. Как же случилось, что, несмотря на это, он все же не двигался с места? О, такой верующий, отпавший от Бога, часто верит Богу не более, чем мирской человек.
Потому что это не подходит для предпринятой им жизни, которой он теперь живет. Истинный свет потух для него, потому что он сам освещает путь своим собственным светом. Ясные истины Слова, которые Бог послал ему, он превращает в обратное. Угрозы Божий ничего не говорят ему, опасность ему не в опасность. В общем, он чувствует себя в такой безопасности, что снова и снова повторяет себе: «Ну, уж так плохо не будет!» Ибо более всего проявляется обольщение грехом у вновь впадшего в рабство верующего, так что он, стоя уже у крутого обрыва бездны и перед судом Божиим, все повторяет себе: «Бог милостив и милосерден, уже долгие годы и десятки лет все шло совершенно хорошо, под долготерпением Божиим, и далее все так же будет. Все это, конечно, очень серьезные слова, но тут много и преувеличений — не причиняй себе ради них излишних забот». Так, ставши беспечным, отпавший делает ложь убежищем для себя и «обман» — своим прикрытием (Ис. 2:15), за которым он прячется, когда дело должно прийти к концу. Почему отпавший делает это? Потому что он так сросся с грехом, что считает за счастье, если может только еще короткое время быть вместе с ним.
Оковы, которые грех надел на него, он любит; опасность, угрожающая ему, для него неприятна, но он закрывает перед ней свои глаза и надеется так пройти. То же, вероятно, было и с Лотом еще в день гибели Содома. Но так медлил Лот, когда каждое мгновение гнев Божий готов был разразиться… Люди, построившиеся на Везувии, живут довольно беспечно, они хорошо устраиваются и окружают себя роскошными садами. Когда их спрашивают, как могут они быть так спокойны, они отвечают: «Действительно, вулкан иногда выбрасывает пламя, два-три раза в год, но это не всегда опасно: только иногда в течение столетия погибает имущество и обитатели». На последнее рассчитывают почти все жители. Однако они все-таки очень настороже. «Мы следим за раскатами грома в его недрах, — говорят они приезжим, — и когда похоже, что на этот раз будет извержение, то мы оставляем все и спешим прочь».
Лот должен был спешно уйти, потому что тогда не просто казалось, что вулкан, на котором он жил много лет, начнет извергать свою лаву, — нет, было твердо, вполне, наверное ясно: сегодня обрушится гнев Божий. Но бедный человек потерял уже всякую чувствительность для достойного называться милостивым предостережения Божия. Ангелы внезапно взяли Лота, и жену его, и обеих дочерей за руки и вывели через улицы Содома к воротам города, и притом насильственно, — это указывает, что не осталось более ни мгновения времени ждать еще дальше. Мера была полна. Она была готова переполниться, а этот теплый, охладевший муж все еще медлил… Если где и видно, каким беспечным делает верующего грех, когда живет в нем, — то именно здесь. Есть ли разница между Лотом и его беспечными зятьями, которые смеялись, когда он говорил о гибели Содома? Да, есть разница, но не в пользу Лота. Большая масса жителей Содома не знала ни слова о предстоящем. Зятья Лота слышали об этом только от него, Лот же имел весть от Ангелов: он имел Богом удостоверенную истину. Если Лот был так же беспечен, как зятья его, то насколько виновнее является он здесь!
Насильственное спасение Лота показывает нам, что он погиб бы, как те. Лот сам не спасался — в этом он был подобен им. Таким же слепым делает грех ослабевшего верующего. Лот не видел опасности погибнуть в Содоме, несмотря на то что Ангелы открыли ему глаза на это. И он также не видел еще большую опасность, в которой находился через свое непослушание и медлительность. Лот попирал ногами последний призыв Божий к его спасению. Существует ли более тяжелое обвинение против верующего, нежели такое: «Я хотел, — говорит Господь, — спасти тебя, но ты не захотел»? Тут ты стоишь перед пропастью отвержения. Как безмерно велика была милость Божия, что Лот был еще выведен Им из Содома! Еще только один вопрос я не хотел бы обойти; во всяком случае, для нас должно быть важно,
Почему же медлил Лот в Содоме
Мы здесь, конечно, можем иметь только наше собственное мнение, потому что то, что удерживает кого-либо в Содоме, обыкновенно тщательно умалчивается. Так и Лот ничего не говорит нам о том, что привязывало его там. Может быть, Лот ожидал, что его зятья одумаются? Это, может быть, самое лучшее, что мы в состоянии предположить о Лоте. Может быть, он думал, как бы было хорошо, если бы эти молодые люди не погибли? Если бы их спасение было действительной причиной медлительности Лота, то оно в некоторой мере было бы извинительно. Тем не менее, всегда очень опасно откладывать свое собственное спасение ради других, кто бы они ни были. Во-первых, мы не можем быть спасены во всякое время, но должны спасаться тогда, когда пробил наш час. Во-вторых, Бог не всегда зовет, поэтому мы должны дать ответ в Его время.
Поэтому, если ты хочешь спасения других, скажи им то, что ты имеешь сказать для их спасения, зови их, влеки их, убеди их прийти (Лк. 14:23). Хорошо, если они обратят внимание; еще лучше, если они действительно придут ко Христу. Если же они не придут или даже не захотят, то не медли, не оставайся в Содоме, потому что ты можешь некогда заплатить своей собственной душой за твое промедление. Если муж медлит порвать сообщение с миром, ожидая, пока жена его не сделает того же, или если жена ожидает мужа, то легко может случиться, что оба погибнут. Беги ты, будет ли с тобой кто или нет. Беги, когда зов достигает тебя! «Спасай душу свою», — так говорили Ангелы в те дни (ст. 17). Однако вероятно, что Лота привязывало в Содоме то, что было ему там так дорого и что приходилось оставлять. Сообразно всему его характеру и существу, мы должны принять это. И то, что было ему так дорого, без сомнения, было нечто ничтожное.
Там был его прекрасный дом и что наполняло его. Там было его имущество, его скопленное серебро и золото. Там находился его мелкий и крупный скот и все, чем он жил до сих пор. Ничего не следовало брать из Содома, со всем предстояло навеки разлучиться. Там, далее, были его удобства, его благосостояние, его приобретенные привычки и весь мирской образ жизни, который в течение многих лет его отвращения от узкого пути, вероятно, перешел в плоть и кровь и, так сказать, сделался второй природой. Если же Бог вырывает из Содома некоего Лота, то ничто содомское не должно идти с ним, — все должно остаться. Это был очень резкий разрыв — он проникал глубоко, очень глубоко. Бог потребовал его неумолимо, после долгого ожидания, но Лот не хотел отстать: тогда Бог сам произвел разрыв, без участия Лота. Лот насильственно был выведен оттуда: ничто не могло быть взято, и ему не позволено было бросить ни одного взгляда назад, когда все, что так тесно приросло к его сердцу, пожиралось пламенем гнева Божия. Вы видите, что это одно влечение, и влечение к Содому. И откладывание побега оттуда губило этого человека. Он предался обольстительному заблуждению, что можно приобрести и небо, и этот мир — и сокровища Христовы, и земные сокровища, — соединить Царствие Божие и Содом. И конец был один: он потерял все.
Не медли никто. Никто. Добровольно совершай свой разрыв с Содомом, чтобы Бог не был вынужден делать это насильственно и не проводил черту через наши неправильные расчеты. «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3:7 8). Аминь.
Share this:
Понравилось это:
Нравится
Похожее
Метки: Библейские персонажи
Праведный Лот почитается в иудаизме, христианстве и исламе
В разных религиях отношение к фигуре Лота, в основном, положительна. При этом в иудаизме он считается праведником, но его праведность оспариваться. Дело в том, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Его упоминают в Торе.
Бегство Лота. Иллюстрация из книги «Библейские образы» Гаага, 1728 год. Христианская традиция сочувственно относиться к образу Лота. Фото: eleven.co.il
Христианская традиция сочувственно относиться к Лоту. Это прослеживается в Новом Завете. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей. При этом отдельно указывается на то, что Господь спас его за то, что он остался послушным Его воле, а жена Лота окаменела, так как ослушалась Его.
Мусульмане знают Лота под Именем Лута и считают его посланником Бога и Его пророком. Ислам практически дословно пересказывает библейскую историю. При этом, в отличие от Библии Коран говорит о том, что Лут в Содоме и Гомморе должен был проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей.
Лот отделяется от Авраама [↑]
В 2023
году (1737 г. до н. э.) Лот приходит с Авраамом в Кнаан: оба богаты, оба знатны и даже, как пишет Раши, очень похожи внешне.
Похожи, да не похожи. Ибн-Эзра объясняет, что корень «лот»
имеет значение
«скрывать»
или
«прятать»
. Постараемся выяснить, что скрывает Лот.
В Кнаане пастухи Лота и Авраама начинают ссориться между собой, и Авраам предлагает Лоту прекратить распри и полюбовно разойтись в разные стороны.
Лот выбрал себе для жизни долину Йардена (Иордана), несмотря на дурную славу, которая шла о жителях этих мест: убийства и грабежи были у них в порядке вещей. Земли вблизи Сдома и Аморы были зелены и плодородны «как сад Б-га», то есть — как Эдемский сад. Лот рассчитал, что в Сдоме сможет приумножить богатство, и ради этой предполагаемой выгоды отделился от Авраама, который многие годы был его учителем и духовным наставником. По сути, Лот никогда не разделял мировоззрения Авраама, но скрывал это, пока это было ему выгодно.
Лота Библия называет праведным, потому что он не ослушался воли Бога
О том, что племянник Авраама Лот — это праведный человек, мы узнаём из второго послания апостола Павла. Он говорит: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петра, 2:7). Немногие фигуры в Библии удостоились такой похвалы.
Пещера праведного Лота. Лота называют праведным потому, что он не ослушался воли Господа. Фото: openarium.ru
Однако праведность Лота нельзя признать очевидной. Дело в том, что в Священном Писании и богословских текстах его личность упоминается в связи со спором его пастухов с пастухами его дяди Авраама.
Здесь Лот выбрал для себя лучшие пастбища, а Авраам был согласен на любые, лишь бы сохранить мир. В конце концов, Авраам благословен, а Лот потерял все. Так часто случается с теми, кто только в этом уподобляется Лоту и стремится к земному благополучию.
Аудиопроповедь Праведный Лот. Прот.Андрей Ткачёв. На 20 минуте автор начинает рассказ о праведном Лоте.
При этом Библия не просто так называет Лота праведным. Дело в том, что он не погряз в содомских грех и остался верен заповедям Божиим. Именно поэтому Господь пощадил его и дал возможность спастись из Содома перед его испепелением.
Кроме того, он не ослушался как его жена Его воли. Он выбрал страх Божий и послушание, и спас свою жизнь. Он возлюбил Бога так, как много веков спустя было сказано в данном через Моисея законе.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Причины падения Лота:
- Лот не использовал свою веру;
- Благословение было обещано Аврааму, а не Лоту. Причастие предлагается не каждому, но тем, у кого вера, как у Авраама (праведность по вере).
Авраам дал десятую часть из всего. Десятину отдают не все, только те, у кого вера как у Авраама.
(Быт 14:21)
И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. (Царь искушал Аврама) Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли ( Аврам в точности повторяет все сказанное Мелхиседеком), что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама.
Авраам знал, что он будет очень богатым.