Два процента населения Израиля исповедуют христианство

Положение христиан в Израиле является довольно неоднозначным. С одной стороны, Израиль позиционирует себя как демократическое государство, и формально христианин не должен опасаться, что за исповедание своей веры он будет подвергнут преследованию. С другой стороны, христиане являются в еврейском государстве группой, которая может столкнуться с преследованием и дискриминацией. Неоднократно имели место случаи насилия против христианского населения. В целом сегодня христианство исповедуют около 2 % от общего числа населения Израиля. Христиане Израиля принадлежат к четырём основным церквам: католической, православной, монофизитской и протестантской. Больше всего последователей у католической церкви. Ей принадлежит разветвлённая сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений. Вторая по величине в Израиле — православная церковь (Иерусалимский патриархат). К православной церкви относится также: основанная в 1874 году Русская Духовная Миссия Русской Православной Церкви Московской Патриархии во главе с архимандритом; миссия Американской Православной Церкви и миссия Румынской Православной Церкви. Монофизитская церковь в Израиле насчитывает около 4,5 тысяч прихожан, а протестантская церковь — около 4 тысяч прихожан и представлена приблизительно 20-ю направлениями[1].

Правовое положение[править]

Согласно израильскому закону о возвращении, право на репатриацию имеет еврей в том случае, если он не исповедует другую религию (в частности, не может быть христианином)[2]. Если будет установлено, что репатриант обманывал израильские власти и уже при получении гражданства был приверженцем иной религии, то гражданство может быть аннулировано. Существует опасность отмены гражданства для получившего израильское гражданство по закону о возвращении, если смена вероисповедания произойдёт и в течении ближайших лет его проживания, так как МВД может усомниться в правдивости декларации и принять меры по отмене гражданства[3].

Сама по себе миссионерская деятельность в Израиле не запрещена, обращение граждан Израиля в христианство (или другую религию) путём убеждения не является преступлением[4]. Израильское законодательство (закон о наказаниях ст. 174א-ב) запрещает только дачу или получение каких-либо выгод за переход в другую религию. Тем не менее, на рассмотрение Кнессета неоднократно вносились законодательные проекты, запрещающие миссионерство, но пока они так и остались лишь как проекты закона. Примечательно, что последний проект закона, запрещающий миссионерство, был представлен в кнессет двумя политическими антагонистами раввином Гафни (партия «Яадут атора») и Томи Лапидом (партия «Шинуй»)[5]. В законе нет запрета на принятие любой веры, свобода вероисповедания охраняется законом.

Ещё со времён Османской империи общины христиан имели внутреннюю автономию. Впоследствии она была подтверждена и британскими мандатными, и еврейскими властями. Автономия эта распространяется на управление находящимися во владении общин святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство. В силу так называемых «капитуляционных соглашений», заключенных турецкими властями с европейскими державами еще до первой мировой войны и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля. Христианские общины содержат свои начальные и средние школы. По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу[6].

В времена турецкого правления у церковных судов христиан было право рассматривать некоторые вопросы гражданского характера, такие как вопросы брака и развода. После образования Израиля, новая власть сохранило это право для традиционных в Святой Земле общин. К этим общинам относятся православные, греко-католики (мелькиты), армяне-католики, армяне-григориане, сиро-католики, ассирийцы-униаты, яковиты. С 1970 года такое же право было даровано церковному суду Англиканской церкви[7].

Арабы-христиане в Израиле освобождены от обязательной воинской повинности (могут служить добровольно), израильтяне, принявшие христианство, от неё не освобождаются[8].

В правовую систему Государства Израиль включены элементы Галахи

Система прав Государства Израиль весьма специфична. Примером может служить сфера семейного права, а именно институты брака и развода со связанными вместе с ними вопросами. Все они находятся в юрисдикции религиозных судов в соответствии с правом эпохи мандата.

Кроме того, по законам, принятым Кнессетом, полномочия по вопросам личного статуса граждан Израиля зависят от их религиозной принадлежности. Это положения напрямую касается муниципалитетов и поселковых советов в стране. При советах действуют религиозные суды, решающие большинство споров, касающихся личного гражданского статуса.


Муниципалитет Нес Циона. В Израиле при муниципалитетах действуют религиозные суды, решающие все вопросы личного статуса гражданина. Фото: s4.drugiegoroda.ru

Религиозное право в Израиле доминирует. Примером этому служит то обстоятельство, что здесь невозможно заключение брака, если его не признает одна из четырёх основных конфессий; в частности, невозможно заключение брака между представителями разных конфессиональных групп. При этом ограничения на заключение брака фактически не зависят от отношения к религии. Так, неверующие и не соблюдающие заповеди евреи по Галахе могут заключить брак по еврейскому религиозному закону.

Деятельность религиозных учреждений в Израиле контролирует специальное министерство.

С самого момента основания Государства Израиль для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Что касается религиозных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских), то в их юрисдикции находятся вопросы актов гражданского состояния, вопросы семейного права, а также погребения. В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра.


Здание окружного раввинатского суда в Тель-Авиве. В юрисдикцию израильских раввинатских судов входит утверждение гиюра (обращение нееврея в иудаизм). Фото: upload.wikimedia.org

Исследователи отмечают существенную особенность правовой системы израильского государства — это включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи). При этом она ему не тождественна. Проявляется это в том, что когда суду необходимо принять решение по какому-либо вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в последнюю очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.).

Случаи преследования христиан[править]

Оскорбительные надписи, сделанные иудейскими погромщиками на ограде церкви свт. Николая в Мигдаль а-Эмеке
Преследования христиан в Израиле имеют давнюю историю. Началась она ещё при образовании государства Израиль.

В ходе захвата Иерусалима в 1948 году были заняты или серьёзно повреждены многие христианские храмы и монастыри, которые подвергались целенаправленным артобстрелам и бомбардировкам со стороны евреев. Так, 14 мая сионисты захватили православный монастырь св. Георгия. 7 мая бомба попала в собор святых Константина и Елены, а осколки от неё повредили даже расположенный поблизости Храм Гроба Господня. Множество артиллерийских снарядов было выпущено по зданию Армянского патриархата из захваченного сионистами бенедиктинского монастыря на Сионской горе. Артобстрелам также подвергались монастырь святого Авраама, монастырь святого Спиридона, здание Иерусалимской православной патриархии, францисканский монастырь, здание Латинского патриархата, храм Святого Марка и многие другие церкви.

В период с 1949 по 1967 год израильтяне захватили и разграбили множество храмов и монастырей. Вся церковная утварь была похищена, а здания превращены в военные форты. Есть множество фактов беспрепятственного осквернения израильскими солдатами христианских кладбищ, взрывания динамитом захоронений и раскапывания могил.

На Рождество 1952 года израильские солдаты уничтожили городок Икрет, население которого на 100 % состояло из христиан. Находившаяся в этом городке старинная церковь была взорвана. В октябре 1953 был разрушен христианский город Кафр-Буром в Галилее, причём взорваны были и все его церкви.

16 апреля 1954 сионисты напали на греко-католическое кладбище в Хайфе, причём напали именно для того, чтобы его осквернить. Они танцевали на могилах, выкапывали останки, разрушали надгробные памятники. При этом было уничтожено 73 каменных распятия и 50 статуй ангелов.

10 января 1963 70 йешиботников напали на школу Финской христианской миссии в Иерусалиме, переколотив там все стекла и избив её пастора Ристо Санталу. Таким образом студенты отреагировали на статью, появившуюся 23 декабря 1962 года в газете «Йедиот Ахаронот», автор которой обвинил миссию в том, что её сотрудники обращают евреев в христианство, и призвал устроить демонстрацию протеста.

В ходе войны 1967 года израильские солдаты осквернили Храм Гроба Господня, ворвавшись туда с собаками. Находясь в Храме, они курили. Примерно то же самое происходило в Храме Рождества в Вифлееме, который к тому же ещё и обстреляли из артиллерийских орудий. В Рамалле солдаты обстреляли епископальную женскую школу, разрушив её и убив многих её учениц.

Регулярным нападениям подвергалась баптистская церковь в Иерусалиме. То её забрасывали гранатами, то оскверняли непристойными надписями, то поджигали расположенный при ней книжный магазин. Наконец, 8 октября 1982 года её просто сожгли дотла вместе с прилегающей к ней библиотекой.

В июне 1983 евреем американского происхождения были убиты две православные русские монахини. А русский православный храм, расположенный прямо через дорогу от штаба иерусалимской полиции, в том же месяце был изрисован свастиками.

13 апреля 1985 пейсатые хулиганы забросали камнями процессию ассирийцев, представляющих старейшую христианскую общину в Иерусалиме и направлявшихся на встречу Благодатного Огня. Кстати будет отметить, что весь расположенный вокруг ассирийского монастыря район когда-то принадлежал ассирийцам, но в 1967 году все здания были конфискованы и переданы евреям.

В 1988 году в Газе направлявшегося в бакалейный магазин 18-летнего Кадера Тарази схватили израильские солдаты. На вопрос о его вероисповедании, он ответил: «Христианин». Тогда его положили на капот машины, велев крестообразно раскинуть руки, и начали избивать. Потом его возили по улицам Газы в назидание местным жителям. На следующий день юноша скончался от полученных ран.

Большинство антихристианских акций в Израиле происходят с молчаливого согласия или даже прямого участия властей, часто c нарушением собственных же законов. Широкую огласку получил случай сожжения книг Нового завета в городе Ор-Иегуде. Эта акция проходила под руководством вице-мэра Узи Аарона в нарушение ст. 170, предусматривающей за сожжение религиозных книг наказание до 3 лет лишения свободы, а помогали ему учащиеся местной йешивы. По словам вице-мэра Узи Аарона, члена партии ШАС («Всемирное единство сефардов, соблюдающих Тору»), эта кощунственная выходка была ответом на действия христианских миссионеров, раздавших всем желающим книги Нового Завета. В связи с этим Узи Аарон решил, по его словам, оградить горожан от «агрессивной христианской пропаганды» и потребовал от жителей сдать полученные от христиан книги. В это же время учащиеся религиозной школы обходили квартиру за квартирой и собирали книги, из которых позже был сложен костёр. Аарон остался доволен «мероприятием» и считает, что акция по сожжению Священного Писания, столь ненавистного иудеям, «прошла успешно»[9][10].

Постоянные выходки иудеев против христиан — серьёзная проблема. По свидетельству начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Тихона, иерусалимские иудеи при виде священника с крестом обычно плюют ему под ноги, и «хорошо, если только мокроту, бывало, и камни кидали». Больше всех страдают от таких хамских выходок христиане-армяне, поскольку они просто живут ближе к тем местам, где всё это происходит. Об этом уже были запросы в парламент и требования к израильскому суду ужесточить наказания за такого рода выходки. Наказание за подобные действия мягкие, всё ограничивается штрафами, причём, оплевавшие христиан иудеи часто отказываются платить эти штрафы, считая, что своими поступками они выполняют свой религиозный долг[11]. Иногда полиция даже покрывает нападавших и перекладывает ответственность на пострадавшую сторону[12].

Широкую огласку получил инцидент, происшедший 3 апреля 2006 года в базилике Благовещения в Назарете во время совершения католического богослужения. Когда христиане собрались на молитву, вдруг в храм вошла молодая парочка евреев вместе со своей дочерью. Никто, конечно, не стал их выводить из храма, приняв за крещённых евреев. Однако парочка, осмотревшись, начала забрасывать петардами прихожан. В результате паники и давки пострадали несколько человек. Позднее у церкви собрались сотни разгневанных горожан и попытались устроить самосуд над хулиганом, но за них вступилась полиция. Израильские власти представили случившееся, как единичную бессмысленную выходку душевнобольных людей[13]. Арабские политики в Израиле прокомментировали инцидент в Назарете как проявление «иудейской болезни расизма и ненависти к арабам, будь они мусульмане или христиане». «Власти Израиля пытаются объяснить, что факт нападения на христианскую святыню не был вызван идеологическими побуждениями. Мы отказываемся принять любое оправдание этому преступлению», — сказал мэр Назарета[14]. В ночь с 7 на 8 июня 2006 года при полном равнодушии и откровенном попустительстве израильских властей в Мигдаль ха-Эмеке была осквернена иудейскими фанатиками православная церковь св. Николая. Примечательно, что церковь располагается вблизи от городского отдела полиции, но это никак не сказывается на её безопасности. После сообщения о нападении сотрудники правоохранительных органов появились на месте происшествия лишь через два с половиной часа[15].

В израильских школах отменён арифметический знак сложения, он заменён перевернутой буквой . Раввины объясняют это тем, что иначе детей, привыкших к знаку +, потом трудно будет приучить плевать на крест. Через систему образования и массовую культуру насаждается неприязненное отношение к Христианству, которое зачастую изображается в виде череды крестовых походов и антисемитских погромов[16].

Очень пристальное внимание уделяет тому, как бы христианские деятели не преступили дозволенного, общественная организация «Яд ле-Ахим» («Рука братьям»). Одной из основных задач, которые это движение ставит перед собой, является судебное преследование запрещённой миссионерской деятельности. Поскольку формально она не запрещена, то необходимо доказать не просто миссионерский характер той или иной деятельности, но и её противозаконный характер — например, факт денежного вознаграждения за перемену веры, или несоответствие деятельности той или иной организации её заявленным целям. Поэтому в поисках необходимых доказательств «Яд ле-Ахим» то и дело приходится прибегать к методам, свойственным скорее если не спецслужбе, то частному сыскному агентству. Для борьбы с миссионерами организуются слежки, в их ряды внедряют агентов — обычно специально подготовленных студентов йешив, получивших от раввинов специальное разрешение временно отказаться от религиозного образа жизни. В их задачу входит, изображая потенциального неофита, постепенно втираться в доверие с целью обнаружения искомого компромата. Другая задача движения — оказывать давления на работодателей с требованием уволить с работы того или иного христианина, занимающегося якобы миссионерской деятельностью[17].

Нередки случаи, когда работодатели увольняют своих подчинённых, узнав о их вероисповедании, даже если они и не занимались никакой миссионерской деятельностью[18].

Два процента населения Израиля исповедуют христианство

Иерусалим, 31 октября 2005 г.

Христианская община Иерусалима исконно была неоднородной. При апостолах она состояла в основном из соплеменников Господа Иисуса, и немногих обращенных из язычников. С принятием христианства в Византии, наибольшим влиянием здесь стала пользоваться греческая православная община. Большинство же жителей современного христианского квартала – арабы. Но что самое удивительное, впервые за две тысячи лет здесь снова появились уверовавшие во Христа евреи. Им приходится сталкиваться с теми же трудностями, что и некогда Спасителю.

Путь в христианский квартал Иерусалима, где веками живут последователи Иисуса, ведет через просторные Яффские ворота. Старый город располагается на площади всего в один квадратный километр и обнесен древней зубчатой стеной с бойницами. Он занимает микроскопическую часть современного Иерусалима. Но именно здесь бьется духовное сердце «Иерушалаима», или «место мира», как с иврита переводится его название. Вплоть до середины XIX века новое строительство в Иерусалиме было ограничено старыми крепостными стенами. С наступлением темноты все городские ворота закрывались на засов. Оставаться за пределами города было опасно: жители окрестных арабских деревень зачастую не брезговали разбоем на дорогах. После образования государства Израиль в 1948 году, и аннексии Иерусалима началось широкомасштабное строительство новых кварталов вне городских стен, а общая численность жителей к настоящему времени превышает 700 тысяч. Для сравнения, население христианского квартала Старого города составляет всего 10 тысяч жителей.

В целом сегодня Христианство исповедуют около 2% от общего числа населения Израиля, насчитывающего свыше 6 миллионов человек (иудеи – 79,2%, мусульмане – 14,9%). Это, видимо, не намного больше, чем во времена, когда здесь проповедовал Спаситель. Однако, как мы знаем, апостол Павел в своих посланиях говорит, что «…весь Израиль спасется» (Рим. 11:26). Как раз в наши дни Бог начал собирать еврейский народ в Святой Земле для того, чтобы спасти, то есть обратить к Своему Возлюбленному Сыну – Христу. И мы являемся свидетелями удивительного явления. После сотен лет безуспешных попыток на Востоке и Западе добиться от иудеев добровольного признания Иисуса Сыном Божиим мы видим, что собравшись у себя на родине «народ Божий» вдруг стал словно просыпаться от глубокого сна. Многие из них все чаще переходят в Христианство. Процесс идет тяжело. Но так, наверное, и должно быть, ведь каждый христианин знает, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

Одна из главных причин трудности христианской проповеди в современном Израиле заключается в том, что его можно назвать светской страной лишь условно. Это особенно бросается в глаза, когда начинается «шаббат», священная суббота. В шесть часов вечера прекращается движение общественного транспорта, большинство магазинов закрываются, не работают никакие службы. Люди спешат в синагоги: и стар, и млад. Кто не спешит, тот старается не показываться на улице. Упаси Бог заехать в это время на машине в Меа Шарим, квартал Иерусалима, где живут «харедим» – «богобоязненные». Закидают камнями. Жителей квартала легко отличить по черным шляпам, длиннополым костюмам-лапсердакам и пейсам.

Обитатели квартала покупают еду только в специальных, особо кошерных магазинах. Дети воспитываются в строгости и целомудрии. Телевизора – «рассадника пороков», в большинстве домов «харедим» нет. Такие же правила некоторые израильские политики хотят сделать обязательными для всего населения страны.

Религия от государства здесь не отделена, поэтому Верховный Раввинат – высшее религиозное учреждение Израиля – строго следит за тем, чтобы светские законы не противоречили Торе. Иногда из-под пера ученых раввинов выходят и вовсе причудливые распоряжения. Так по причине сходства с христианским крестом, общепринятый математический знак «плюс» в этой стране запрещен к употреблению в школах и университетах, и заменен на перевернутую букву «т». Через систему образования и массовую культуру насаждается неприязненное отношение к Христианству, которое зачастую изображается в виде череды крестовых походов и антисемитских погромов. Что и говорить, православным в такой суровой религиозной обстановке приходится несладко.

Через нескончаемые торговые ряды типичного восточного базара с его неистребимым ароматом пряностей, роскошными коврами, чеканными блюдами и кальянами наш путь лежит к улице «Братьев». Особая статья арабских торговцев – продажа сувениров паломникам. Изготовленные из оливкового дерева кресты, красочные открытки с видами библейских мест, перламутровые раковины с тонко выточенными сценами Рождества Христова – все это хозяйство разложено прямо на земле, громоздится на прилавках и развешено на стенах многочисленных торговых лавок. В надежде опустошить кошелек туриста прежде, чем это успеют сделать другие, лоточники оглашают окрестности истошными призывами, хватают покупателя за рукав, предлагая «лучшую во всем Иерусалиме» цену.

Поворот налево, вот и подъезд жилого дома. Пройдя его насквозь, оказываешься на пустыре, в дальнем конце которого стоит крохотный храм Николая Чудотворца. Она принадлежит Иерусалимскому Патриархату, но основные прихожане храма – евреи, эмигранты из России. Уже само попадание в Святую Землю на ПМЖ для многих из них стало своего рода чудом. Действительно, в израильском «Законе о возвращении» есть пункт: если еврей добровольно принял какую-либо веру, кроме иудаизма, то он не имеет права на репатриацию в Землю Израиля. Понятно, что это создает огромные неудобства не только многим православным репатриантам из России, но и всем другим христианам, евреям по рождению. По мысли авторов этого закона поделившего евреев на «чистых» и «нечистых», объектом христианской проповеди в государстве Израиль могут быть только арабы, но ни в коем случае не сыны Израилевы. Совместимость понятий «еврей» и «христианин» здесь попытались исключить законодательно.

Тем не менее, с Божией помощью, крещеные эмигранты выкручиваются, кто как может. Доводилось слышать анекдотическую историю о том, как одному православному еврею удалось перебраться из России на жительство в Израиль, не отрекаясь от Христа. Заполняя иммиграционную форму, он в графе «вероисповедание» написал «orthodox». Так же называют в Израиле и евреев, принадлежащих к ортодоксальному крылу иудаизма, в отличие от реформаторского. Англо-говорящий сотрудник иммиграционной службы не заметил подвоха и «наш человек» стал гражданином Святой Земли. Другой, при прохождении медкомиссии, чтобы не снимать крест, отцепил от него бечеву, а само распятие приклеил к телу лейкопластырем, сказав врачу, что там у него фурункул. Так что, народ подходит к решению проблемы творчески. Но так и надо, ведь как напутствовал один российский священник своего прихожанина-еврея, решившего перебраться жить в Израиль: «Юли как хочешь, только от Христа не отрекайся».

Вот и «юлят». Благо наш закаленный советской и перестроечной жизнью человек приучен находить выход из любых ситуаций. Согласно «Закону о возвращении» израильское гражданство может получить любой еврей, сын или внук еврея, если они не перешли в другое исповедание. Однако об их родственниках, точнее о вероисповедании их жен, мужей и детей, которые также имеют право на въезд, в законе не сказано ничего. Для многих это стало лазейкой, так в Израиле и оказывается большинство «наших людей». Кое-кто умудряется пробраться вообще нелегально. Так, в марте 2005 года Управление иммиграционной полиции Израиля заявило, что ему удалось раскрыть «международную сеть», созданную репатриантами – «ватиками», которая занималась ввозом в Израиль христиан из России и СНГ в качестве «новых репатриантов». За последние годы сеть организовала фальшивую репатриацию десятков семей, считают в Управлении. В итоге всех этих ухищрений, вызванных причудами израильского законодательства, в Израиле все равно оказалось довольно большое количество евреев, часть из которых уже в России были православными, но есть определенное количество пришедших в Церковь уже на Святой Земле.

Атмосферу, в которой приходится жить и работать этим людям, дружелюбной не назовешь. Когда наша паломническая группа через испещренные пулями и осколками Сионские ворота входила в еврейский квартал Старого Иерусалима, то гид откровенно предупредил: «Если в вас плюнут – не удивляйтесь и не реагируйте». Недавно такой «атаке» подвергся армянский священник. Полиция задержала хулигана, но вскоре отпустила восвояси. Казалось бы, пустяк, однако все это сильно отравляет жизнь здешних христиан. Особенно евреев, уверовавших во Христа, которые становятся объектом особой неприязни со стороны фанатиков. При отъезде в Святую Землю в паломническом секторе Московской Патриархии мне вместе с путевкой вручили кассету с фильмом из известной серии «Православие на Святой Земле». Так вот, по словам автора фильма, живущего в Израиле режиссера Александра Слободского, во избежание конфликтов с соплеменниками, ему даже приходится скрывать свой нательный крест, нося его под футболкой на длинной цепочке.

Если среди евреев количество обращающихся к Иисусу растет, то в мусульманском квартале Иерусалима и на территории Палестинской автономии христиан, наоборот, становится все меньше. Главная причина – не затухающий вот уже пол века палестино-израильский конфликт. При этом, разумеется, крепко достается и христианам, оказавшимся меж двух огней.

Когда в 1948 году англичане ушли из Святой Земли, и ООН провозгласила создание еврейского и палестинского государств, последние тут же «схватились» друг с другом.

Как это выглядело «изнутри», можно узнать из выразительных записок, которые оставила, ставшая очевидцем боев за Иерусалим русская монахиня: «Утром 15 июля ушли англичане из Иерусалима, а мандат сдавался только в полночь. Евреи, не дождавшись полуночи, стали захватывать и продвигаться: начались взрывы и ожесточенная стрельба, прежде всего, вокруг нашей миссии и собора. Молились мы горячо. Пули летали, как мухи по нашему саду, особенно по ночам. Наконец, арабские войска подошли с орудиями, броневиками, митральезами и другие, надо сказать, мне неизвестные орудия войны. Мы их различали только по издаваемым ими звукам, но что за выдумка военной механики – не знаем. Шум поднялся невообразимый. Ведь мы в Гефсимании – перед Святым Градом виз-а-ви Мечети Омара, а дальше за ним еврейская часть старого Иерусалима с его двумя синагогами и с обширными куполами. И вот началось. Пушки стреляли по еврейским синагогам, куда, пренебрегая своими местами молитвы, забралась хагана (боевые отряды евреев), как в форт, и оттуда стреляли во все стороны.

На наш сад сыпались тысячи пуль. Больше разрывных «дум-дум». Всюду: на дорогах, на лестницах, на паперти, у келий сестер и вокруг – всюду падали пули и осколки, но дивно хранил Господь всех нас. Евреи засели в соседних арабских местах и, главное, заняли христианские церкви, школы и больницы, обратив их в форты, так что арабским войскам пришлось стрелять по церквам. Ужасная жестокая система хаганы стали занимать церкви и благотворительные учреждения. Срывали флаги Красного Креста, не считаясь ни с чем. В это время погибло 8 русских людей мужчин и женщин, которые остались в так называемом «Русском дворе». Их бомбами взорвали арабы, приняв за евреев, т.е. все арабы убежали уже раньше из своих домой по соседству. В Русской миссии расположился главный еврейский штаб. Надо надеяться, что там более дисциплины, и наши храмы Господь оградит. Хотя большой купол уже пробит и на крыше его песочные мешки. Через шесть дней ждут возобновления военных действий с большей силой». [1].

Вы думаете, что сейчас что-то изменилось? Лишь в одном – если тогда евреи и арабы обстреливали друг друга из митральез да броневиков, то сейчас используют более совершенные средства убийства. Результат же, с точки зрения христиан, неизменен – они опять оказываются «крайними». Достаточно вспомнить захват в 2001 году палестинскими боевиками древней базилики Рождества Христова в Вифлееме и последовавшую за этим карательную акцию израильтян, в ходе которой была захвачена русская паломническая гостиница. В 2003-2004 гг. десятки семей из расположенных неподалеку от Иерусалима селений с преимущественно православным и католическим арабским населением – Бейт-Сахура и Бейт-Джала – вынуждены были, бросив все, бежать. Как сообщила газета «Итон Иерушалаим» это произошло из-за участившихся случаев обстрелов как с израильской, так и с палестинской стороны. Больше всех пострадали те, кто проживает вблизи от армейской базы Шедма. После начала интифады эта база постоянно подверглась атакам боевиков. В ответ солдаты ЦАХАЛа со спокойной совестью «утюжили» Бейт-Сахура и другие деревни, особо не вникая – спрятались там мирные жители или же находятся только боевики. В итоге получили повреждения более 140 домов. Это вынудило их обитателей поскорее оставить деревню и искать спасения у родственников в Иерусалиме, Вифлееме, других городах.

Так, члены одной из семей, рассказали, что их дом силой захватили палестинские «партизаны» и начали вести из него прицельный огонь по израильской военной базе в Гило. «Мы пытались поговорить с боевиками, но они твердили, что наши проблемы их не волнуют. Даже если дом будет из-за перестрелок разрушен – им все равно», – рассказал корреспонденту газеты отец семейства. Другие жители, попытавшиеся защитить свои жилища от захватов были жестоко избиты. Такую же тактику прикрытия «щитом» из мирных жителей, как известно, взяли на вооружение и чеченские террористы.

В Старом городе Иерусалима война сейчас не идет – в декабре прошлого года израильтяне и палестинцы подписали «худну» – временное перемирие. Тем не менее, и здесь христианский мир озабочен стремительным сокращением числа своих единоверцев. По словам советника мэра города по делам религиозных общин Моти Леви, христианском квартале Старого города, несмотря на малочисленность, община не ощущает себя меньшинством, благодаря поддержке остального христианского мира. А вот в Восточном Иерусалиме, среди арабов-мусульман, им жить действительно тяжело. Не желающих воевать с евреями арабов-христиан их палестинские соотечественники клеймят как «предателей». Особенно отношение к христианам ухудшилось после вторжение США, Великобритании и их союзников в Ирак. На Востоке эта агрессия была воспринята как новый «крестовый поход» Запада против мусульманского мира. А отыгрываются исламисты, как и в былые времена на своих же братьях по крови, только принявших Христианство, рассматривая их как «пятую колонну».

Как отмечает Леви, большинство сувенирных лавок в Восточном Иерусалиме, традиционно принадлежавших христианам, уже обрели хозяев-мусульман, а если нет, то платят дань рэкетирам. Защиты им ждать неоткуда, потому что израильской полиции до таких тонкостей, да еще и в арабском квартале, нет дела. В итоге в старом городе Иерусалима сейчас живет 18 тыс. мусульман и только 5 тыс. арабов-христиан: десятилетие назад последних было в два раза больше. Большинство последних, предпочитают, махнув на все рукой эмигрировать. И это сейчас, в период очередного «перемирия», которые как показывает практика, на Ближнем Востоке бывает очень не долгим. Посещение Израиля и Палестинской автономии оставляет устойчивое впечатление затишья перед большой бурей. Значит, христиане и дальше будут ложиться под паровой каток арабо-израильского противостояния.

Даже закоренелый скептик не станет отрицать: множество библейских предсказаний, касающихся Иерусалима и Израиля уже исполнилось. По слову Иисуса древняя столица Израильского Царства была в 70 году по Р.Х. разрушена римлянами, а сам народ, распявший Сына Божия – рассеян, словно песок по лицу земли. Но ветхозаветные пророки говорят, что в последние дни «народ Божий» вновь соберется на своей земле. В 1948 году, то есть две тысячи лет спустя, это и произошло с образованием государства Израиль.

Благодаря культивации и ирригации почв здешние пустыни превратились в прекрасные цитрусовые рощи, а пересохшие водоемы – в богатые рыбные хозяйства. Впечатляет капельное орошение – вокруг безжизненный марсианский ландшафт, воздух плавится от жары, а деревья и цветы буйно цветут. На земле проложены резиновые трубочки с маленькими дырочками, из них сочится прозрачная живительная влага необходимая для жизни растений. Причем, занято в израильском сельском хозяйстве всего 5 % населения. Но благодаря высоким технологиям и изобретательности израильтян этого вполне достаточно для того, чтобы кормить не только свой, но и другие народы. В том числе россиян, уже не мыслящих свой новогодний стол без свежей израильской клубники.

В самом деле, не перестаешь удивляться достижения сельского хозяйства этой страны. Менее шестидесяти лет назад государство это было построена на песках и посреди непролазных малярийных болот, без пригодной для питься воды, и вот рынки уже ломятся от изобилия, киббуцы жалуются на кризис перепроизводства, овощи и фрукты дешевы и доступны всем. Так сбылось пророчество Исайи, 2500 лет назад говорившего, что когда евреи вернутся из изгнания на родину, «возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать» (Ис. 35:1-2).

Что же будет дальше? Израиль обратится ко Христу и будет прощен: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили (Иисуса), и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададримона в долине Мегиддонской… В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты». (Зах.6-12). Город Иерусалим будет городом Царя, все народы поклонятся Иисусу. Вид Святого Града будет подобен Небесному Царствию на земле: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:23-27). Даже природа будет торжествовать: «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла иудейские наполнятся водою» (Иоил. 3:18). Так по слову апостола Павла «весь Израиль», а вместе с ним и все мы, спасемся.

Сергей Путилов, Иерусалим – Москва

Примечание

[1] Трагедия русской духовной миссии в Иерусалиме //«Православная Русь». Церковно-общественный орган, № 13 (417), 1/14 июля 1948.

Христиане в Израиле (статистика)

В Израиле христиане составляют 2,3% всего населения страны и 13,7% от его нееврейского населения населения (90% из них – арабы). Около 50% христиан проживает в Галилее. Самые крупные общины – в Назарете и Бет-Лехеме (Вифлееме). Большинство христиан Израиля говорит по-арабски и по обычаям и внешнему виду не отличается от арабов-мусульман.

Христиане Израиля принадлежат к четырем основным церквам: католической, православной, монофизитской и протестантской.

Католическая церковь – самая большая. Ей принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений. К католической церкви относится целый ряд восточных церквей, сохраняющих свою структуру и обряды, но признающих главенство Папы: греко-католическая, маронитская, армяно-католическая, сиро-католическая, халдейская и коптская.

Православная церковь – вторая по величине в Израиле. Внутри ее самая большая – греческая. Во главе последней стоит Патриарх, он занимает ведущее положение среди православного духовенства страны.

К Православной Церкви относится также: основанная в 1874 г. Русская Духовная Миссия Русской Православной Церкви Московской Патриархии во главе с архимандритом; миссия Американской Православной Церкви и миссия Румынской Православной Церкви.

Монофизитская церковь насчитывает около 4,5 тысяч прихожан. Она представлена в Израиле армянской апостольской (григорианской) церковью. Около половины ее прихожан проживает в Армянском квартале в Иерусалиме. К монофизитам относятся армяне, копты, сирийцы-яковиты, эфиопы.

Протестантская церковь в Израиле около 4 тысяч прихожан и представлена приблизительно 20-ю направлениями.

Израиль признает автономию во внутренних делах христианских общин, которая распространяется на управления святыми местами, на назначение священнослужителей, на школьное образование и на судопроизводство. Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан. В последние 30 лет за государственный счет были реставрированы многие святые места. Христиане освобождены от воинской повинности.

Седмица.Ru

Отношения к христианству в Израильском обществе[править]

Согласно опросу, проведённому в марте 2009 года Иерусалимским институтом изучения Израиля совместно с Центром иудео-христианских отношений, отношение к Христианству в израильском обществе довольно сложное и неоднозначное. Светские израильтяне более терпимы к христианству, чем религиозные иудеи; люди старше 30 относятся к христианству также более терпимо по сравнению молодёжью. Бо́льшую толерантность проявляют израильтяне с более высоким уровнем образования и доходов, а также ашкенази. Примерно 52 % опрошенных заявили, что у них нет друзей-христиан ни в Израиле, ни за рубежом. 91 % «светских» опрошенных сказали, что не возражают, когда кто-то носит крест, а 60 % ортодоксальных респондентов заявили, что их это беспокоит. 80 % «светских» не имеют ничего против того, чтобы зайти в церковь, и бывали в церквях в качестве туристов. Среди религиозного населения Израиля 83 % убеждены, что входить в церковь запрещено. 78 % религиозных считают христианство «идолопоклонством»; 66 % светских израильтян с этим не согласны. Светские евреи считают, что солдатам-христианам, служащим в израильской армии, нужно разрешить приносить присягу на Евангелии. На вопрос, должны ли христианские общины иметь право покупать землю для строительства церквей, большинство опрошенных в обоих сегментах ответили отрицательно (64 % нерелигиозных и 95 % ортодоксов). В рамках исследования вопросы были заданы по телефону 500 израильтянам[19].

По свидетельству католического священника Славомира Абрамовского из Хайфы: «В еврейской ментальности христианин, … это тот, кого лучше избегать. Дети, изучая в школе историю своего народа, узнают о преследованиях евреев христианами. Серьезной проблемой является позиция некоторых работодателей, которые не берут на работу католиков. Бывают проблемы и в школах, где некоторые дети плохо относятся к детям-католикам, тут даже не помогают и усилия воспитателей».

В целом, атмосферу, в которой приходится жить и работать христианскому меньшинству в Израиле, дружелюбной не назовешь. Особенно это касается евреев, уверовавших во Христа, которые становятся объектом особой неприязни со стороны фанатиков[16].

Православие в Израиле[править]

Основная статья

:
Иерусалимская православная церковь
Православные в Израиле являются членами Иерусалимского Патриархата.

С 1874 года в Палестине действует Русская духовная миссия. Задачами миссии являлись помощь паломникам и сохранение христианских святынь. Миссия также помогала местному православному населению, организовывала в Палестине учебные заведения и занималась издательством духовной литературы. Наибольшую активность миссия проявляла до революции. После 1917 года, когда поддержка из России прекратилась, размах её деятельности сократился, часть приобретений была потеряна. В настоящее время в ведении Русской Духовной Миссии находятся следующие храмы и монастыри: Троицкий собор и храм в честь святой мученицы царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме, Горненский женский монастырь недалеко от Иерусалима, монастырь с храмом в честь святого апостола Петра в Яффе, обитель святой равноапостольной Марии Магдалины в Тиверии, монастырь святой Троицы в Хевроне, храм в честь святого пророка Божия Илии на горе Кармил, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне. В Горненском монастыре с марта 2009 года действует детская воскресная школа. Сегодня Миссия является, прежде всего, представительством Русской Православной Церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании[20].

Кроме Русской, в Израиле (и вообще, на Св. Земле) действуют православные миссии Американской и Румынских Церквей. Их цели и задачи аналогичны. Объём их деятельности по сравнению с Русской миссией, скромнее.

Древневосточные церкви в Израиле[править]

Древневосточные церкви в Израиле представлены небольшими общинами.

В составе Армянской Апостольской церкви находится автономный Иерусалимский патриархат, окормляющий армянские церковные общины Израиля и Иордании. В самом Иерусалиме (в старом городе) издревле существует армянский квартал. Армянская патриархия обладает правом собственности на часть основных Святынь Святой Земли, в том числе в храме Рождества в Вифлееме и в храме Воскресения в Иерусалиме. Кроме армян, в храме Гроба Господня имеют свои места для молитвы копты и эфиопы. Эфиопская церковь в Израиле представляет собой небольшое сообщество во главе с архиепископом и состоит в основном из нескольких десятков монахов и монахинь проживающий в Старом городе и в окрестностях эфиопской церкви в Западном Иерусалиме[7].

В Израиле проживает (в основном, в Иерусалиме) примерно 700 членов Ассирийской церкви Востока и еще меньшее количество членов Халдейской церкви (униатская). Ассирийская Церковь в Израиле имеет своего архиепископа.

Израиль — это колыбель трёх мировых религий

Израиль можно с полным правом назвать уникальной страной, ведь это колыбель трех мировых религий. При этом ответить на вопрос какая вера израильтян считается главной можно достаточно легко. Дело в том, что в стране проживает на сегодняшний день более 7 миллионов жителей.

Большинство из них исповедует иудаизм, а это 78% граждан страны. Ещё 15% из них исповедует ислам суннитского толка, Что же касается христиан, то их примерно 2%. Остальные 3% — это новые религии, разные религиозные общины и течения – бахаи, друзы, ахмадисты.


Иерусалим, Израиль, вид на Храм Гроба Господня. Несмотря на то, что иудаизм — это главная, но не официальная религия Государства Израиль, в стране проживают представители и других религиозных конфессий, например, христиане. Фото: atorus.ru

Стоит отметить, что христианская вера в Израиле определяется весьма своеобразно. Дело в том, что в этом государстве христианами считаются только те, кто формально заявил о своей вере. Также в их число включают только тех, кто является постоянным прихожанином той или иной церкви.

Исходя их этих сведений, насчитывают количество христиан в стране в размере 2% от всего населения Израиля. Естественно, что эти сведения далеки от истинных. В Государстве Израиль можно встретить представителей основных христианских течений: католиков, православных и протестантов.

Католицизм в Израиле[править]

Католицизм в Израиле представлен как общинами латинского обряда, так и восточных обрядов (униаты). По национальности верующие — палестинцы-арабы, после II мировой войны появились и католики-евреи. Последнее тесно связано с личностью иеромонаха-кармелита Даниэля Руфайзена. Во время Великой Отечественной войны он, будучи евреем, выдал себя за поляка и поступил на службу в немецкую жандармерию. Пользуясь своим положением, он передавал подпольщикам оружие, а затем провалил акцию по ликвидации гетто в местечке Мир. Скрываясь от преследования, он спрятался на чердаке кармелитского монастыря, где, почитав христианскую литературу, пришёл к вере. Уже будучи монахом, о. Даниель приехал в Израиль. Благодаря его деятельности, были основаны общины евреев-католиков в Хайфе, а затем и в Иерусалиме. В 1958 году богослужения начали совершать на иврите. Вскоре к миссии присоединились другие священники, многие из которых были выходцами из еврейских семей.

В начале 90-х годов прошлого века, главным образом, благодаря иммиграции из стран бывшего СССР, количество евреев-христиан возросло. Хотя большинство крещённых иммигрантов были православными, были среди них и католики. В 1991 году появляется русское католическое общество св. Иуды Фаддея, богослужения, в отличие от существующих общин евреев-католиков, проводились на русском языке. У его истоков стоял Александр Дериев. Однако по неизвестным широкой публике причинам взаимоотношения двух еврейских католических общин — «русской» и «ивритоязычной» — не сложились, и в конце 1994 года, по словам А. Дериева, «в силу происков ивритоговорящей католической общины, общество св. Иуды Фаддея прекратило существование». Впрочем, в начале 1998 года небольшая группа русскоязычных католиков стала вновь собираться на воскресную мессу в Бейт-Джале, её совершал испанец, едва владевший русским. Эпизодически служились мессы и в Иерусалиме. Деятельности этой группы не раз пытались помешать ортодоксальные евреи: они неоднократно ломали указатель на Бейт-Джалу, а затем и пытались поджечь монастырь, который предоставил ей свои помещения.

Следует отметить, что между евреями-католиками и арабами отношения складываются достаточно прохладные. По мнению священника Славомира Абрамовского, это является следствием арабо-израильского конфликта. «Много арабов-христиан уезжают, в итоге поместная Церковь переживает кризис и местному духовенству хватает своих проблем, чтоб еще заботиться об эмигрантах. Еще одной проблемой являются ксенофобы, которые … утверждают, что католики должны выучить арабский, чтоб участвовать в жизни поместной Церкви. Впрочем, есть и очень открытые к диалогу круги». Иногда приходится уезжать в поисках лучшей жизни и евреям-католикам. Большой потерей для евреев-католиков стало лишение израильского гражданства четы Дериевых в 1997 году и смерть о. Даниеля Руфайзена в июле 1998 года. В силу ряда причин многие общины распадались.

В 90-х годах среди части верующих возникло предложение об учреждении отдельной юрисдикции для евреев-католиков. Эта идея вызвала многочисленные споры, нашлись как её противники, так и сторонники. Противники идеи считали, что это будет провоцировать разделение христиан по национальному признаку, сторонники считали, что это послужит более успешной проповеди среди евреев.

Наконец, в августе 2003 года было решено отдельной юрисдикции для окормления евреев-католиков не создавать и оставить его по-прежнему в ведении латинской патриархии Иерусалима, но при ней создать для этого отдельное викариатство. Епископом-викарием, по указу папы Иоанна Павла II, был назначен аббат Жан Батист Гурион (еврей по национальности). Епископская хиротония Гуриона состоялась 9 ноября 2003 в церкви Богоматери-Ковчега Завета близ Абу-Гоша[21].

После смерти 23 июня 2005 года еп. Жана Батиста 1 сентября того же года на должность викария ивритоязычной общины был назначен отец Пьербаттиста Пиццабалла[22].

Протестантизм в Израиле[править]

Епископальный собор св. Георгия
Протестантские общины в Палестине существуют с XIX века. Западные миссионеры, прибывшие на Св. Землю, намеревались заняться обращением мусульманского большинства и евреев, однако единственной деятельностью, которая дала какой-то результат, оказалось совращение в протестантизм местных, главным образом, православных христиан.

Англиканская церковь появилась в Палестине в 1841 году. В настоящее время конгрегации этого направления протестантизма подчиняются епископальной цекви Иерусалима и Ближнего Востока, одной из поместных церквей Англиканского сообщества. Иерусалимская епархия этой церкви объединяет ок. 4,5 тыс. англикан Израиля, Палестинской Автономии, Ливана, Сирии и Иордании. Примерно 2,5-3 тыс. из них живут в Израиле. В Израиле это крупнейшая протестантская община. Кафедральным собором епархии является храм св. великомученика Георгия в Иерусалиме[23].

Лютеранская церковь начала своё бытие в Св. Земле с 1841 года, когда королева Великобритании и Прусский король регили учредить совместное протестантскую епископию в Иерусалиме. В 1886 году единая епископия была разделена на германскую и английскую. Кроме немцев, в лютеранской общине появились и прихожане-арабы. С 1979 года арабоязычные прихожане имеют своего епископа и обе церкви существуют независимо друг от друга. Арабская община насчитывает примерно 500, а немецкая — примерно 200 человек. Немецкая лютеранская собственность была конфискована англичанами в 1939 году и затем приобретена правительством Израиля в 1951 году в рамках репарационных соглашений.

Баптисты появились на Святой Земле впервые в Назарете в 1911 году. Сегодня Ассоциация баптистских церквей насчитывает в общей сложности десять церквей и центров в Акре, Кане, Хайфе, Яффе, Иерусалиме, Кфар Яссифе, Назарете, Петах Тикве, Раме и Туране. Число верующих — около 900, большинство из них арабы.

Община Пресвитерианской церкви Шотландии, ведущая своё начало с 1840 года, малочислена и состоит из иностранцев, помогающих паломникам на Св. Землю. Она владеет двумя храмами в Иерусалиме и Тиверии. При обоих храмах есть хосписы. Независимое Эдинбургское медицинское миссионерское общество занимается обучением медицинских сестер в Назарете.

За последние годы в различных уголках Израиля было созданы три протестантских общинных сельскохозяйственных поселений. Кфар Хабаптистим к северу от Петах Тиквы был основан в 1955 году и, помимо занятий сельским хозяйством, обеспечивает проведение конференций и летних лагерей для баптистов и других протестантских общин в стране. Нес Амим, близ Нахарии, был основан группой датских и немецких протестантов в 1963 году, как Международный центр по содействию христианского понимания Израиля. К западу от Иерусалима в 1971 году было основано поселение Яд Хашмонах. В этом поселении действует гостиница для туристов и паломников из Финляндии[7].

Кроме вышеперечисленных, в Израиле есть и другие протестантские деноминации. Число верующих в них также очень невелико.

Христианство — это третья по численности религиозная конфессия в Израиле

В Израиле христианство признано третье, после иудаизма и ислама религией. Христиан в стране насчитывается 150-200 тысяч человек. Это примерно 2% населения, при этом существуют трудности с определением точного количества христиан, так как израильское законодательство признаёт в качестве таковых только тех людей, которые официально заявили об этом или же являются прихожанами христианских храмов.

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.


Заседание Совета церквей Среднего Востока. Некоторых из присутствующих в Израиле христианских церквей сотрудничают через Совет церквей Среднего Востока. Фото: armenpress.am

Часть работающих в Израиле христианских церквей сотрудничают вместе в Совете церквей Среднего Востока, связанном со Всемирным советом церквей. В стране представлены практически все основные христианские конфессии. Католиков при этом подавляющее большинство. На 2010 год их насчитывалось 90 000 человек разных традиций. Большинство израильских католиков униаты.

150-200 тысяч

христиан проживает в Израиле проживает

Самой крупной грекокатолической церковью страны признана Мелькитская католическая церковь. Она объединяет около половины католиков Государства Израиль. Кроме того, здесь также присутствуют общины маронитов, сиро-католиков, халдеев и армяно-католиков. Римско-католическая церковь латинского обряда насчитывает в Израиле 30 тыс. верующих.


Патриарший собор Мелькитской католической церкви в Дамаске. Мелькитская католическая церковь — самая крупная грекокатолическая церковь. Фото: upload.wikimedia.org

Православных и верующих древних восточных церквей Святой Земле насчитывается 30 000 человек. Присутствуют здесь также протестанты. Это англикане, лютеране, пресвитериане, адвентисты, баптисты, сторонники Движения святости.

Несколько тысяч граждан Израиля признаются сторонниками самых разнообразных околохристианских организаций. Так, например, начиная с 1920 года, в стране проповедуют Свидетели Иеговы. Кроме того, начиная с 1970-х годов, в Израиле пытаются закрепиться мормоны, а с 2015 года здесь действуют общины Церкви Иисуса Христа святых последних дней.

Примечания[править]

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. Национальные и религиозные меньшинства современного Израиля
  7. ↑ а б в Jewish Virtual Library — Christian Communities in Israel
  8. [6]
  9. [7]
  10. [8]
  11. Исраэль Шамир: Плюнуть на крест иудеи-ортодоксы считают своим религиозным долгом
  12. В Иерусалиме группа молодых евреев плевками атаковала армян-христиан
  13. [9]
  14. [10]
  15. [11]
  16. ↑ а б Два процента населения Израиля исповедуют христианство//Православие.ру, 31 октября 2005 г.
  17. Евгений Левин. ВСЕГДА НА СТРАЖЕ. Израильская борьба против миссионерства: правда и вымыслы
  18. Примечание
    : Мониторинг таких случаев, основанных на АИ, найти пока не удалось, однако на израильских форумах найти темы, где пользователи рассказывают о том, как работодатель уволил работника, узнав, причём случайно (то есть работник на эту тему и не распространялся), что тот христианин, нетрудно
  19. В Израиле проведен опрос о терпимости к христианству//Благовест-Инфо, 23.03.2009
  20. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Официальный сайт
  21. Михаил Фатеев
    Ивритоговорящие католики. Прошлое и перспективы//Religare, 06 октября 2005
  22. Ивритоязычный католический викариат в Израиле
  23. The Episcopal Diocese of Jerusalem

Авраам

И далее Библия рассказывает о жертвоприношении Авраамом своего сына первенца Исаака, которое никогда не могло бы произойти, но которое также нам говорит о Голгофе, предсказывая ее. “В жертвоприношении Авраам прообразовал Бога Отца, а Исаак- Сына Божия, имевшего пострадать на кресте. Эта параллель проводится в Евангелии, где сказано: «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Важность пророчества о благословении всех народов в Потомке Авраама видна из того, что Бог подтвердил Свое обещание клятвою.” После Голгофы иудаизм перестал иметь смысл своего существования. Иудеи не могут делать больше жертвоприношения, т.к. Израиль, вскоре после Голгофы, утратил первосвященство. Первосвященником для всех стал Сын Бога Иисус Христос. Христианам, последователям первоначальной веры, Бог определил Первосвященником Иисуса Христа «Первосвященником будущих благ», Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» для любящих Его, а значит и верующих в Него». (Евр 9, 11-12)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]