Как правильно прикладываться к святым мощам в церкви

Люди заметили, что останки умерших святых остаются нетленными. Это проявление Божьей воли и знак Его особого благоволения. Поэтому останки стали сохранять, дабы люди могли с верою прикладываться к ним для утешения и молитвы.


В христианстве останки святых называют мощами и почитают как святыни

Среди христиан были и есть люди, которые ведут праведную, святую жизнь. Таких людей в христианстве стали называть святыми.

Господь по молитвам святых помогает людям, даже после их смерти. Святые непрестанно молятся за нас уже перед Престолом Божьим.

Почему православные почитают мощи святых божиих угодников

Традиция почитания мощей святых угодников основана на чуде Боговоплощения. Христианская Церковь считает, что Иисус Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому физическая оболочка человека имеет не меньшую ценность, чем душа. Люди, достигшие при жизни единения с Господом, стали вместилищем Его Благодати, которую изливали в окружающий мир. Это способность имеет не только живое тело, но и останки святого человека.


Святые мощи являются величайшими святынями православной церкви

Почитание святых мощей было официально закреплено на II Вселенском Соборе. При этом священники делали акцент на важности понимания того факта, что поклонение совершается ни останкам, ни человеку, а Божественной Силе, заключенной в них.

Культ почитания мощей сложился к VIII в. усилиями Отцов Церкви


Почитание мощей было утверждено Седьмым Вселенским собором в 787 г.
Культ почитания мощей получил разработку в трудах Отцов Церкви.

Василий Великий писал: «Кто касается костей мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика».

Иоанн Златоуст писал:

«…как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны»

И еще:

«…вид одной одежды умерших или одно слово, воспроизведенное в мысли, часто ободряет душу и оживляет слабеющую память. Вот для чего Бог даровал нам останки святых!»


Анализ Библии на предмет почитания мощей провел в VIII в. Иоанн Дамаскин
Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» целую главу посвятил разбору поклонения мощам. Он пишет о святых: «Эти сделались внутренними жилищами Божиими и чистыми Его местопребываниями, ибо, говорит Бог, вселюся в них и похожду, и буду им Бог».

Дальше он разъясняет смысл фразы из Чисел:

«По закону всякий, кто касался мертвого, назывался нечистым, но эти не мертвые. Ибо после того, как Тот, Кто есть сама жизнь, Виновник жизни, в мертвецех вменяшеся, то усопших в надежде на воскресение и с верою в Него мы не называем мертвыми. Ибо каким образом мертвое тело может творить чудеса?»

И еще:

«Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовонное… Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненной верою»

Ефрем Сирин в «Слове всем мученикам» пишет:

«Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса».

В итоге догмат о почитании мощей приняли на VIII Вселенском соборе в Никее вместе с догматом о почитании икон.

Смысл приложения к святым мощам

Человек, идущий на поклонение святым мощам, должен понимать, что он поклоняется не останкам святого человека, а Божией Благодати. Как и во время молитвы перед иконой, так и во время приложения к мощам святых предстоятелей, человек обращается к их духу, который находится у Небесного Трона. Святые люди, познавшие при жизни Благодать Его, являются проводниками человеческих молитв и Воли Господа.

Перед святыми мощами люди молятся о следующем:

  • о даровании физического и душевного здоровья,
  • об укреплении духа и веры,
  • о прибавлении сил для преодоления испытаний и жизненных трудностей,
  • о помощи в семейных конфликтах.

Поклонение честным святым останкам может совершаться не только с целью прошения о помощи и заступничество, но и для выражения уважения человеку, совершившему духовный подвиг и обретшему особую милость Спасителя.

Истоки традиции почитания святых мощей находятся в Библии

Для поиска корней культа почитания мощей обратимся к Библии.

В Ветхом Завете наблюдается двойственность. С одной стороны, он отрицательно относится к останкам мертвых тел:

(Чис. 19:11)

Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней.

Однако вместе с тем в Ветхом Завете описывается случай воскрешения человека через прикосновение к останкам праведника:

(4Цар. 13:21)

И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

В Новом Завете упоминается исцеление вещами, взятыми с умершего:

(Деян. 19:12)

Так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Апостол Павел указывает на наличие Бога в каждом человеке:

(1Кор. 6:19)

Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

В апокрифической «Книге премудрости Соломона» говорится:

(Прем. 3:1)

А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

Апокриф — церковная книга, не признанная официальной церковью

Дальше учение о почитании мощей перешло из Священного Писания в Священное Предание.

Святые мощи и церковный этикет

Нахождение в каком-либо населенном пункте святых мощей — важное событие духовной жизни этого региона. К святыне выстраивается длинная очередь из христиан, желающих приобщиться к Божественной благодати. Большое скопление народа требует от каждого верующего человека соблюдения церковного этикета и специальных рекомендаций Православной Церкви для паломников.


Святые мощи помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию благодать

При посещении любой православной религиозной организации следует соблюдать следующие правила:

  1. Одежда паломника должна соответствовать благочестивым христианским традициям. Женщины должны надеть одежду с длинным подолом, закрывающую плечи. Наличие головного убора для дам является обязательным требованием. Мужчинам следует выбрать вещи, закрывающие колени и плечи.
  2. Нельзя подходить к святыне в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
  3. Находясь в храме следует соблюдать тишину, не толкаться и не вступать в спор с другими прихожанами.

Поклониться мощам приходит множество людей. Церковнослужители считают пребывание в очереди к святыне духовным испытанием для паломника. Это время можно занять следующими делами:

  • чтением жития и акафиста святому,
  • молитвенному обращению к предстоятелю, в котором излагается просьба,
  • написанием записок на молебен, читаемый священниками у мощей.

Собираясь приложиться к мощам следует учитывать погодные условия и собственное состояние здоровья. При необходимости с собой следует взять следующие предметы:

  • зонт, защищающий как от солнца, так и от осадков,
  • складной стул,
  • лекарственные средства,
  • воду в пластиковой таре.

Паломникам, берущим на прикладывание детей, следует учитывать, что они не могут долгое время сосредотачиваться на монотонной деятельности. Родители должны продумать, чем занять детей во время ожидания. Ребёнка следует подготовить к посещению храма и приложению к мощам следующим образом:

  • рассказать о жизни святого человека, к мощам которого решили приложиться,
  • объяснить смысл происходящего действия,
  • рассказать о строении храма, роли священников в духовной жизни человека.


Икона с частицей мощей святителя Луки Крымского, чудотворца

Во время пребывания в храме следует тихим голосом отвечать на возникающие у ребёнка вопросы. Паломничество к святыне должно оставить в его душе добрые и светлые чувства.

Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них

1

. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество. 2002. – 1376 с.

2

. Закон Божий. Составитель протоиерей Серафим Слободской. СПб. Братство новомученика архиепископа Иллариона Верейского, 2000. – 724 с.

3

. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов, как практическое руководство к духовной жизни. М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2004. – 704 с.

4

. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. Составитель профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. – 816 с.

5

. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Репринтное воспроизведение издания 1913 г.). Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 1772 с.

6

. Священник К. Субботин. Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. Киев. Общество любителей православной литературы. Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2007. – 360 с.

7

. Священник А. Кремлевский. Основы православного вероучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. – 208 с.

8

. Пояснения к Таинствам Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 2003. – 128 с.

9

. Объяснение Литургии в вопросах и ответах. М.: Благо, 2006. – 48 с.

10

. О православии начинающим. Киев. Типография Киево-Печерской Лавры, 2005. – 96 с.

11

. Азы Православия. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001. – 96 с.

12

. Самые первые шаги в храме. Советы начинающему христианину. М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Брянчанинова, 2006. – 224 с.

13

. Первые шаги в православном храме. М.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1999. – 64 с.

14

. Священник М. Шполянский. Мы входим в храм. Практическое пособие на пути к церкви. Изд-во Образ, М.: 2005. – 128 с.

15

. Щеголева Е., Глаголева О. В православном храме. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 304 с.

16

. Диакон Алексий. Евгений Санин. Советы идущему в Церковь. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2000. – 62 с.

17

. Что должен знать христианин. Саратов. Саратовская общественная благотворительная организация «Благовестник», 1999. – 112 с.

18

. О «хлебе» и «воде» в жизни Церкви. М.: Издательство подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М.: 1997. – 30 с.

19

. Что нужно знать о святой воде. М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1999. – 32 с.

20

. Казаков О.А. О святой воде и просфоре, о елее и ладане. СПб.: Сатис, 2005. – 48 с.

21

. Наставление православному мирянину о церковной свече. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Новая книга, 1996. – 32 с.

22

. О Таинстве Крещения. М.: Благовест, 2003. – 32 с.

23

. Как подготовиться к Причастию. Минск: ЗАО «Православная инициатива», 2004. – 32 с.

24

. Что нужно знать о Таинстве Соборования. / Подготовлено по книге протоиерея Михаила Архангельского «О тайне святого Елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения». Единецко-Бричанская Епархия. г.Калуга, «Калужская типография стандартов», 2004. – 64 с.

25

. Таинство Елеосвящения: – М.: Издательство «Филарет», 2005. – 56 с.

26

. Как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении». М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1999. – 32 с.

27

. С. Алексеев. Как устроить домашний иконостас. СПб.: Сатис; Держава, 2003. – 32 с.

28

. Как правильно молиться по учению святых отцов. М.: Благо, 2002. – 32 с.

29

. Как приучить себя к посту. – М.: Сретенский монастырь; Новая книга; «Ковчег», 1999. – 64 с.

30

. Почему необходимо венчаться. Минск: Православная инициатива, 2005. – 64 с.

31

. Какое имя выбрать новорожденному. М.: Благо, 2005. – 32 с.

32

. Как вести себя на кладбище. Практические советы о поведении на кладбище и поминании усопших. Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Акафист о упокоении усопших. М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1997. – 48 с.

33

. О конце мира. Брошюра составлена по Псково-Печерским листкам №№ 204, 209 с дополнениями из переписки старцев обители с духовными чадами. М.: Отчий дом, 2000.– 80 с.

34

. Протоиерей Валентин Мордасов. Тетрадки опытного исповедника. Молдова. Единецко-Бричанская епархия, 2006. – 160 с.

35

. Что делать нам грешным? М.: Изд-во Даниловский Благовестник, 1994. – 80 с.

36

. Духовная жизнь начинается с покаяния. Иеромонах Сергий (Рыбко). М.: Изд-во им. святителя Игнатия Брянчанинова, 2003. – 416 с.

37

. Архимандрит Амвросий Юрасов. О вере и спасении. Вопросы и ответы. Иваново. Ивановская газета, 1996. – 286 с.

38

. Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни. М.: 1994. – 240 с.

39

. Душевный лекарь. Святые Отцы – мирянам. М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2006. – 184 с.

40

. Саблина Н.П. Слова под титлами. СПб.: Ижица, 2001. – 44 с.

41

. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского. 1997.– 656 с.

42

. Сто пятьдесят три вопроса священнику. Сост. О.А. Казаков. СПб.: Сатисъ, 2006. – 64 с.

43

. О СТРАХЕ: Страх истинный и ложный. М.: Даниловский благовестник, 2007. – 320 с.

44

. Справочник православного человека.: Православный храм. М.: Даниловский благовестник, 2007. Часть I – 128 с.

45

. Протоиерей Александр Торик. ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ: для начинающих церковную жизнь. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. – 64 с.

46

. Часослов. Украинская Православная Церковь. Винницкая епархия, 2001. – 352 с.

47

. Святитель Феофан Затворник. Толкование на псалмы шестопсалмия третий и тридцать седьмой. М.: Изд-во им. святителя Игнатия Брянчанинова, 2002. – 64 с.

48

. Шиманский Г.И. ЛИТУРГИКА: Таинства и обряды. М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. – 352 с.

49

. Листовка со статьей Ю.Рубана «Агиасма». Культурно-просветительский при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул.

50

. Архиепископ Аверкий Таушев. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. – 848 с.

51

. Миссионерские листки. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии РПЦ.

52

. Священник Михаил Труханов. О Писании, умудряющем во спасение (
о значении для православного христианина чтения Священного Писания).
Киев: Изд-во им. свт. Льва Великого, 2000. – 32 с.

53

. О суевериях, предрассудках и современном религиозном невежестве. М.: Изд-во Благо, 2002. – 112 с.

54

. В. Духанин. Во что мы веруем? 100 ответов современнику. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. – 256 с.

55

. Боголюбов Д.И. Православный противосектантский катехизис. СПб.: Сатисъ, 1994. – 112 с.

56

. Схиигумен Савва. Азбука духовная. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2004. – 78 с.

57

. Исцели меня, Боже…: Таинство соборования. Сост. Г.Н. Стромынский. М.: Лепта Книга, 2008. – 96 с.

58

. Иерей Олег Давыденков. Катехизис. Введение в догматическое богословие. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000. – 232 с.

59

. Протоиерей Владимир Гофман. Искусство быть христианином. Ответы на вопросы прихожан. Н. Новгород: Изд-во НП ПЦ «Глагол», 2007. – 192 с.

60

. Тростникова Е.В. Праздники Православной Церкви. М.: Эксмо, 2008. – 304 с.

61

. Игумен Петр (Мещеринов). Церковь и современность. Вопросы и ответы. К.: Центр православной книги, 2008. – 272 с.

62

. Интернет. Лекции профессора МДА Осипова А.И.
В составлении учебно-методического пособия под руководством
председателя Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Зелененко

участвовали:

диакон Константин Горбунов, руководитель приходской консультативной службы храма святого пророка Божия Илии на Пороховых Санкт-Петербургской епархии

Красножон О.В., Кузнецова И.И., дежурные приходской консультативной службы храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии

Моисеева А.Г., сотрудник Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии

Благодарим за помощь в подготовке второго издания:

священника Григория Антипенко, диакона Олега Алексеева, Завьялову С.Ю., Концевую Н.И., Пивоварову Г.Р., Андреенко Г.А.

Как правильно прикладываться к мощам святых

Верующим людям следует понимать, что к святым мощам желают прикоснуться множество паломников. Чтобы не затягивать для них ожидание, находясь у святыни, следует придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Подойдя к раке со святыней следует два раза поклониться до земли.
  2. После поклонов следует перекреститься.
  3. После сотворения крестного знамения паломник прикладывается к мощам. Прикасаться следует к открытым конечностям или одеянию мощей.
  4. Нательный крест или личную икону можно приложить к боковой поверхности раки во время прикладывания к мощам.
  5. Приложившись к святыне необходимо ещё раз перекреститься и отойти, не задерживая очереди.

Стоит ли читать молитвы перед мощами

Молитвенную просьбу к предстоятелю не читают непосредственно около раки с мощами, так как это задерживает очередь. Молитву святому человеку начинают читать дома или в очереди к святыне. После приложения молитва читается в домашних условиях перед домашними образами.


Православная Церковь признаёт мощами не только тело, но и кости святого человека

Эта рекомендация относится к ситуации, когда мощи временно пребывают в каком-либо населённом пункте. Паломникам, приехавшим приложиться к мощам в месте их постоянного пребывания, следует следовать рекомендациям, которые дают местные священнослужители.

Мощи хранятся в храме в специально оборудованных местах

Святые мощи хранятся разными способами:

  • В раках. Рака — ящик со святыми мощами, изготавливается обычно в виде гроба. Раки устанавливаются в храмах и монастырях.


Рака с мощами преподобного Серафима Саровского
Раки особо почитаемых святых изготавливаются из дорогих материалов и богато украшаются.

Если рака не открывается для поклонения, то говорят, что она хранится «под спудом».

  • В ковчежцах. Ковчежцем называют небольшой ящик для мощей. Ковчежцы могут быть с несколькими отделениями — тогда в него можно поместить мощи разных святых.


Ковчежец с мощами святителя Спиридона
Ковчежцы стараются изготавливать из дорогих и надежных материалов и богато украшать.

Мощи в ковчежце ставят под престолом храма во время освящения. В этом случае читают молитву: «Сам Владыко, благих Податель Сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

  • В мощевиках. Мощевик – общее название для любого для хранения мощей. Обычно под мощевиком понимают нательный крестик с частицами мощей, который охраняет носящего его человека.

Мощевик в форме креста называется энколпионом.


Мощевики периодически находят на раскопках. В свое время потеря мощевика была тяжелой утратой для владельца

  • В реликвариях. Реликварий — изысканно сделанный и богато украшенный мощевик, который обычно изготавливают в виде церкви. Реликварии получили распространение в католических странах.


Для мощей Карла Великого сделали уникальный реликварий в виде бюста

Где можно приложиться к мощам святых

На территории России находятся множество мощей святых людей, воссиявших в русских землях. Наиболее почитаемые православными христианами святыни находятся в следующих обителях:

  • мощи святой Матроны Московской покоятся в Покровском монастыре российской столицы,
  • святые останки Сергия Радонежского находятся в основанной им обители в подмосковном городе Сергиев Посад,
  • в Звенигороде покоятся мощи Саввы Сторожевского,
  • мощи Серафима Саровского находятся в Дивеевом монастыре, расположенном в Нижегородской области,
  • мощи Александра Невского находятся в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга,
  • в задонском Богородицком мужском монастыре покоятся мощи Тихона Задонского.

Полный список российских святынь можно увидеть на сайте Московского патриархата.

Частица мощей различных святых обязательно хранится в каждом православном соборе. Церковная традиция не разрешает проводить освящение нового храма, если в нём не присутствует часть какой-либо святыни.

Как относятся к мощам в Православной Церкви

Многие миряне считают, что мощами называют только нетленные останки людей, признанных святыми мужами. Но Православная Церковь признаёт мощами не только нетленное тело, но и кости, и прах святого человека.


Рака с мощами святой Матроны в храме Покровского монастыря

Священнослужители отмечают, что основанием для канонизации праведника являются духовные подвиги, совершаемые им при жизни, и чудесные деяния, происходящие по молитве ему после окончания земного пути.

Интересно: афонские иноки считают нетление тела признаком наличия у почившего человека нераскаянных грехов. Монахи, обнаружив такие останки, начинают усиленно молиться за душу ушедшего брата.

Можно ли прикладываться к мощам во время месячных

По сложившейся церковной христианской традиции женщина во время ежемесячных недомоганий не должна заходить в церковь дальше притвора. В некоторых случаях с благословения настоятеля выбранного храма она может находиться в основном храмовой помещении, но при этом ей запрещается держать свечу, прикладываться к святыням и принимать церковные таинства.

Некоторые современные священники, отмечают, что женщина во время месячных кровотечение может молиться у святых мощей с благословения своего духовника, но она не должна дотрагиваться до Святыни.

Святые мощи, наравне с иконами, распятиями и материальными свидетельства жизни Иисуса Христа и Богородицы, являются величайшими святынями Христианской Церкви. Они помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию Благодать, которая заключается в останках святых людей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]