Среди всего православного народа встречаются люди, которых можно отнести к «номинальным» христианам. Они ходят в храм на Рождество или Пасху, стремятся исполнять все обряды «народного» православия, т.е. пекут куличи, святят водку, купаются в проруби на Крещение, но внутри они обычные миряне, которые обманывают, крадут и ведут крайне непотребную жизнь. Для избежания такого несерьезного и поверхностного отношения к церкви, служителя стремятся максимально подробно донести до христиан смысл того или иного таинства — чтобы препятствовать распространению ересей, но растить разумную и думающую паству.
К таким обрядам относится и прикладывание к иконе. В VIII-X веках горели пожары иконоборчества, потому что служители решили понять образа повыше, поскольку люди так крепко прикладывались, что и золоченую раму откусывали. Как правильно прикладываться к иконе, а главное, зачем это делать?
Прикладываться к иконам стоит с особым чувством трепета и благоговения
Как правильно входить в церковь и подходить к иконам
Посещение храма – обязанность христианина. Приходя в священное место, человек стремится присоединиться к Божественному Духу и посвятить время молитве, приобщению к таинствам. Поэтому, собираясь в церковь, следует отрешиться от мирских мыслей и мечтаний. Женщина должна входить в храм с покрытой головой и в юбке. Мужчинам, наоборот, надлежит снять головной убор.
В наши дни, с насыщенным графиком жизни и работы, у людей не всегда хватает времени, чтобы переодеться в соответствующую одежду. Поэтому священники достаточно лояльно относятся к внешнему виду прихожан. Однако, по возможности, следует соблюдать традицию.
Второе важное правило при входе в храм – это крестное знамение и поясной поклон с молитвой. Человеку полагается перекреститься и поклониться, читая Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня грешнаго» либо «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа, Аминь!». Поклон совершается три раза перед порогом церкви, чтобы войти. Делать это необходимо, чтобы настроиться на нужный лад, чтобы отогнать от себя злые помыслы и чувства, внушаемые лукавым.
Переступив порог церкви, также полагается перекреститься и поклониться священному алтарю. По возможности, нужно взять благословение у священника, если это не отвлечет служителя Господня от молитвы. По традиции, в первую очередь, нужно поклониться иконе, находящейся на аналое в центре храма. Обычно сюда помещают образы тех святых и праведников, чьи дни памяти празднуют в данный момент, либо церковные реликвии, такие как Плащаница или мощи святых. Затем обязательно поклониться Голгофе – кресту с распятием и другим почитаемым местным святыням.
Паломничество
Имея дар Божий, Матрона спасала многих людей и была очень добра к ним. У нее было светлое лицо и очень ласковый голос. Всех она погладит по голове, утешит и наложит свое и от этого людям становилось легче на душе, они утешались и успокаивались. Хоть и сама она была очень больна, однако никто не слышал от нее жалоб.
Матрона в 1899 году побывала и в Кронштадтском соборе. Там преподобный Иоанн Кронштадтский по окончании богослужения попросил расступиться всех прихожан и пропустить Матрону и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России».
Как правильно прикладываться к иконе в церкви
Поклониться иконе можно двумя способами – либо поцеловать образ, либо коснуться изображения челом. Последний способ и называют словом «прикладываться». Подходя к образу, нужно совершить крестное знамение и поясной поклон. Затем лбом можно прильнуть к иконе. Обычно касаться образа можно в нижней части композиции, припадая как бы к стопам Господа, Богородицы или святых праведников.
Прикладываясь к иконе, можно обратиться к изображенному на ней небесному покровителю с молитвой или просьбой. В такие моменты люди могут раскрывать самые больные уголки своего сердца, и нередко можно увидеть на глазах приложившихся к образу слезы. Так происходит, потому что Господь своей милостью не оставляет людей и дарует им благодать, трогающую их душу до самых глубин. В христианстве считается, что, касаясь образа челом, мы как бы обнимаем святого, изображенного на нем.
Можно поставить рядом с образом свечу, приобретенную в церковной лавке. Огонь, горящий в храме, – Божественный огонь. Он олицетворяет силу человеческой веры и неугасимую надежду на победу добра в мире.
Биография
В ноябре 1881 года в обычной семье Никоновых в деревне Себино, что в Тульской губернии, родилась девочка, которую назвали Матроной. Она стала четвертым ребенком в семье, так как у нее уже были два брата и сестра. Бедная Матронушка родилась слепой, и ее уже хотели оставить в приюте. Однако матери приснился вещий сон: она увидела красивую белую птицу, севшую к ней на грудь, у которой не было глаз. О том, что Матрона станет богоизбранным ребенком, родители догадались по благотворному облаку дыма в момент ее рождения. Уже в восьмилетнем возрасте у нее была крепкая и в скором времени открылся дар мудрой провидицы. К ней начали идти толпы людей за помощью и исцелением. Матронушка стала настоящей кормилицей в своей семье. А в 18 лет у нее отнялись ноги.
Нужно ли целовать святые образы в храме
Поцелуй образа, как и писалось выше, – способ поклонения иконе, когда человек выражает свою любовь и почитание святого касанием губ. Однако в данном способе тоже есть свои особенности. Потому что, выражая свое почтение и трепет, людям следует помнить о смирении и покорности воле Божией.
Священники часто поучают прихожанок, что целовать икону накрашенными губами нельзя. Женщины хотят выглядеть красиво, и все же, церковь – место отказа от мирских мыслей и желаний. Поэтому наилучшим решением будет полное отсутствие косметики на лице христианки. Оставлять же разводы от помады на стеклах образов – не этично.
На иконах никогда не целуют лик святых – это тоже неправильно, неуважительно. Лучше коснуться губами рук, ног, одеяния небесного покровителя. На некоторых изображениях Иисуса, например, «Спас Нерукотворный» или иконах Иоанна Крестителя, можно целовать изображение волос Предтечи и Христа.
Мощи Матроны Московской. Монастырь
Отпевание провел почитавший матушку Матрону протоиерей Николай Голубцов в храме Ризоположения. 4 мая, в Неделю святых жён-мироносиц, состоялось погребение святой старицы, на котором собралось большое количество верующих. Ее похоронили на Даниловском кладбище по просьбе самой матушки. Эта церковь была одной из немногих, которая действовала в Москве, поэтому она хотела всегда «слышать службу».
8 марта 1998 года с благословления Патриарха Алексия II нетленные мощи святой матушки Матроны были изъяты из могилы и сначала были доставлены в Данилов монастырь, а затем — в Покровский.
Теперь всегда для паломников с 6.00 до 20.00 разрешено посещение мощей Матроны Московской. Они помещены в серебряную раку и находятся в Покровском женском монастыре города Москвы. Там же есть и общедоступная экспозиция с сохранившимися фотографиями. А во дворе Троицкой церкви, недалеко от станции «Сходня», построена часовня в честь старицы матушки Матроны.
Но не только там можно поклониться святой. Частица мощей Матроны Московской есть во многих московских храмах. Возят останки и по другим городам.
Как нужно зажигать свечи
Свечи имеют большое значение в церковных обрядах и молитве. Обычно горящая свеча дополняет молитву, символизирует свет истинной веры и Божественной любви. Свечи ставят перед иконами на подсвечники. После молитвы перед образом можно еще раз перекреститься и поклониться.
Свечи зажигаются для молитвы за здравие и за упокой. В последнем случае человек вспоминает своих умерших родственников и близких и в память о них ставит свечу на канун. Это специальное место – подсвечник с изображением Голгофы, стоящий на особом столе, слева от главного аналоя. Сюда же приносят поминальную еду и угощение в память об умерших.
Не важно, какой стоимости, цвета и размера будет свеча. Главное – это те чувства, с которыми человек приступает к молитве. А маленький огонек, освещающий теплым сиянием лики святых, Господа и Богоматери, помогает нам почувствовать связь с вышним миром, недоступную в обыденности.
Война
С 1942-го по 1949 год преподобная Матрона жила у своих односельчан — Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды. Уже много лет существует легенда, которая была описана в книге воспоминаний Зинаиды Ждановой «Сказание о Матроне». В годы Великой Отечественной появилась серьезная угроза захвата немецкими фашистами столицы, к Матроне приехал сам Сталин. Она предрекла победу русского народа и сказала, что он один из всего начальства не выедет и останется в Москве. Доказательств этого события, к сожалению, нет, но, думается, так оно и было.
С 1950-го по 1952 год она уже жила в Сходне под Москвой у своих дальних родственников Курочкиных.
Святая старица Матрона за три дня предсказала свою смерть. Будучи очень больной, она все равно продолжала принимать людей. Скончалась святая матушка весной 2 мая 1952 года.
Можно ли прикладываться к иконам после причастия
Многие православные переживают о том, можно ли прикладываться к иконам, целовать их после причащения Святым Телом и Кровью Христовой? Негласное правило о запрете таких поклонений, поцелуев или объятий с близкими людьми связано с боязнью утратить благодать, полученную во время таинства.
Однако, для обычного прихожанина – это излишний страх. Такими строгими правилами могут обременять себя истинные подвижники – исихасты, живущие в монастырях и стремящиеся ко Христу в своем тяжком служении. Для обычного человека, живущего в современном мире, где социальные связи чрезвычайно важны, суровые воздержания не обязательны. Разве женщина утратит благодать причастия, если поцелует своего ребенка?
Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы после причастия, покидая храм, приложиться к святым образам.
О блаженной матушке Матроне
Матрона Дмитриевна Никонова обладала даром исцеления, а также могла открывать тайный занавес будущего и делать предсказания. Она более 50 лет провела в сидячем положении и была слепой, однако видела насквозь внутренний мир людей и о всех нуждающихся всегда молилась своею непрестанною молитвою.
Сегодня верующие со всей России, те, кто знает, где находятся мощи Матроны Московской, едут к ней, чтобы почтить ее память и попросить защиты и помощи. Ведь многие знают слова святой старицы: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду видеть, слушать и помогать вам».
Перед тем как ответить на вопрос о том, как прикладываться к мощам Матроны Московской, необходимо в первую очередь ознакомиться с историей ее жизни и святости.
Можно ли прикладывать икону к больному месту
На счет прикладывания икон к больным местам есть разные мнения. Некоторые священники называют это язычеством и магией. Некоторые, наоборот – не видят в этом ничего страшного, хотя повторяют о необходимости соблюдения благочестия и почитания образов.
Поэтому судить однозначно сложно. Точно можно сказать, что молитва перед иконой и трепетное поклонение не навредят и действительно помогут исцелению болезни. Прикладывать икону к немощному можно только в особых случаях, и для этого лучше брать благословение священника.
В истории христианства были случаи, когда наложение иконы на человека помогало исцелиться и даже изгнать демона, но делалось это по повелению Господа, с благословения священнослужителя.
Иконография
Каждая икона создается в соответствии с церковными канонами. Это значит, что святой образ на ней должен быть узнаваемым и иметь расшифровку изображения или церковного события. В настоящее время существует не один десяток школ иконографии. У каждого мастера имеется свой фирменный стиль. Иконописцы рассказывают, что работа их требует огромной отдачи. Ведь перед началом творения, во время написания икон и по окончании читаются определенные молитвы, то есть на протяжении всей работы по созданию святого образа. Поэтому здесь важен не только творческий подход, но и духовность мастера.
Каждая икона должна быть освящена. Для этого над ней читаются определенные молитвы в зависимости от изображенного Святого, а затем картина окропляется святой водой. Только после освящения образ становится Святым.
Цветы для матушки Матроны
В храме есть особый обычай приносить живые букеты блаженной матушке Матроне. Поэтому придел, где находится рака со святыми мощами, всегда утопает в свежих цветах. И что самое интересное, приношение одних для других становится настоящим подарком, так как каждому посетителю мощей святой Матронушки монашки вручают по цветку. Эти цветы освящаются прямо на мощах, и поэтому потом их принято засушить и хранить в своем углу возле иконок. Из цветов можно приносить гвоздики, розы любого цвета, белые хризантемы, белую сирень, красные тюльпаны.
У людей, лишь недавно пришедших к Вере Христовой, возникает множество вопросов формального характера, касающихся поведения в церкви. Постараемся ответить на некоторые из них.
Агентурная работа
– Фонд «Священное наследие» – какие у него задачи?
– Поддержка всего спектра просветительских и исследовательских инициатив в сфере христианских святынь. Поддержка поиска в закрывающихся храмах и монастырях Запада, в часовнях аристократических семейств православных святынь, чья подлинность документирована и сомнения по исследовании не возникают. Миссия – препровождать их, дарить верующим в православные храмы. Мы укрепляем свои силы, чтобы вывезенные в свое время в Европу с Востока подлинные христианские святыни, ставшие невостребованными на современном Западе, направлялись в Россию, а не в другие страны, как происходит сейчас.
Ректор СПбДА, архиепископ Амвросий (Ермаков) благословляет верующих распятием 18 века с частицей Животворящего Креста
Фонд имеет особое попечение над санкт-петербургским храмом святого Серафима Петроградского, для которого уже собрано и собирается много документированных древних православных святынь. Насколько я понимаю, это единственный храм в России, где каждая святыня исчерпывающе документирована. По словам председателя попечительского совета фонда Владислава Жуковича, «без святынь, без духовной основы – нация духовно умирает. Почитание святынь – это вопрос выживания и крепости России, будущего наших детей».
Символ фонда «Священное наследие» – под животворящим осенением Святого Креста, окруженная омофором Покрова Богоматери в листьях дуба и лавра – в силе и славе, историческая Держава Российской империи как образ нашей великой страны, и сегодня остающейся островком мира и света в стремительно деградирующем духовно и культурно мире.
Многократно Церковь празднует события, связанные со священными реликвиями: Воздвижение Креста Господня, обретение мощей Иоанна Предтечи, Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и так далее. Люди привычно празднуют, но многие не знают, что святыни эти вполне историчны и сохранились до нашего времени, как следы Бога и святых на земле. Здесь нужно просвещение.
Ковчег с частицами Покрова И Ризы Пресвятой Богородицы был принесен в Покровский храм РПУ. Фото Марии Темновой
– Ваши планы? Какие реликвии вы исследуете, какие собираетесь привезти?
– Одновременно мы ведем много переговоров. Как правило, это древние православные святыни. Не хотелось бы говорить заранее, но в ряде случаев это беспрецедентные за всю историю Русской Церкви, уникальные святыни. За последнее столетие многие святыни Русской Православной Церкви пропали. Даже почитаемые в общецерковном масштабе гатчинские реликвии, полученные императором Павлом I от Мальтийского ордена – десница святого Иоанна Предтечи и частица Святого Креста, – находятся в Черногории и назад не вернутся. Но если нельзя вернуть гатчинские святыни, то привезти в Россию частицы Святого Креста и мощей святого Иоанна, хранящиеся в семье потомков бывшего высокопоставленного офицера Мальтийского ордена и имеющие то же происхождение – можно. Переговоры об этом и подобные тому сейчас ведутся.
– А как вы узнаете, откуда можно получить реликвии?
– Это кропотливая «агентурная» и дипломатическая работа. В ней нам помогают как наши соотечественники и православные священники за рубежом, так и друзья из Католической Церкви.
– Чтобы подытожить: для чего все-таки нужна работа центров изучения православных святынь?
– Все просто. Мы любим нашу Родину. Мы любим нашу Церковь. Подлинные христианские реликвии, которые в предыдущие века в Россию попасть не могли, должны оказаться в России. А фальшивые реликвии не должны оказаться в России.
В Европе мы постоянно сталкиваемся с эмиссарами богатых греков из США, они «охотятся» за подлинными реликвиями. Повторяю, представители Католической Церкви не имеют права продавать святыни. Обычно разговор строится так: «Знаете, мы бы хотели получить от вас подарок, такую-то реликвию, а сами хотели вам помочь – ремонт, или печатную линию новую купить». То есть переговоры и еще раз переговоры. Греки в этом смысле – для нас пример стремлений привезти в свой храм святыни. Святыни должны быть там, где их почитают.
Пример нам показывает прежде всего Святейший Патриарх Кирилл, который договорился о принесении части мощей святого Николая Чудотворца в Россию. Пример нам показывают и другие замечательные люди, как Константин Малофеев, которые поддерживали проекты по принесению святынь в Россию.
Святейший Патриарх Кирилл торжественно передает Высоко-Петровскому монастырю распятие с частицей Животворящего Креста