Хоровое пение — слушать с примерами и полным разбором видов хорового исполнения

Пение в хоре подразумевает совместное пение большого коллектива от 10-ти до 100 человек. Хористов объединяют совместное разучивание и исполнение единого для всех репертуара. Современные примеры хорового пения – «Камерный хор Московской консерватории» под управлением Б.Тевлина, хор Государственной академической симфонической капеллы России под управлением В.Полянского и т.п.

Хоровые коллективы бывают разными: мужской хор, женский хор, смешанный хор, детский хор и т.п. Репертуар, исполняемый хором, разнообразен: классические произведения, эстрадно-джазовая музыка, народные песни.

Разберем примеры хоров с видеофрагментами

Детский хор:

Ваш покорный слуга имел опыт работы с детским хором. Если Вы спросите меня, что же сложнее всего в работе с хором детей, то я скажу вам одно — дисциплина! И со мной согласятся все, кто хотя бы один урок провел с детским хором. Самое сложное — собрать внимание детей от начала и до конца занятия. Представьте школьный класс: гомонящий, кричащий, смеющийся, а в хоре все дети еще и поют. А так, это обычная группа детей. От авторитета руководителя детского хора и от того, насколько собрано и с вниманием поют дети, чаще всего зависит и вокально-хоровой уровень исполнения!

Видим пример ретро записи хора. Примечательно то, что здесь детский хор поет с солисткой. Главная партия — мелодия у солистки- девочки, а хор в данном случае исполняет партию припева. Звучит прекрасная композиция Евгения Крылатова “Крылатые качели”. Наверняка, публика старше 30-ти лет эту прекрасную песню знает.

А это случай, когда хормейтер заслуживает аплодисментов. Ведь он ищет новые формы в хоровом искусстве. Очень важно всегда подбирать интересный современный репертуар. Здесь детский хор просто блистательно поет шедевр группы Queen. Видим, насколько разным и интересным может быть детское хоровое пение, слушать которое не то что не скучно, а даже очень приятно. И конечно же, главная персона в нем — это персона дирижера хора.

Переходим к женскому хору:

Количество партий здесь может варьироваться от 2-х до 4-х. Безусловно, я должен отметить, насколько бывают разные хоры: профессиональные, любительские, аматорские. И конечно же, в каждом своя сложность работы! Но, наверное, самое красивое в женском пении — это плавность, когда голоса сливаются.

Здесь мы послушаем известнейший женский хор из гениальной оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Как мы понимаем, хоровые композиции могут быть как самостоятельной формой, так и частью оперы. “Улетай на крыльях ветра” — многим, уверен, знакома эта фраза. Но немногие знают, что эта фраза из хора невольниц, которая звучит в опере Бородина “Князь Игорь”.

Не обращайте внимания на стоящих рядом мужчин, хор женский. У женского хора есть своё качество, которое находит отклик в сердцах людей.

Мужской хор:

Что сказать о мужском хоре? Сила, объем, уверенность — вот, наверное, основные качества звучания мужских голосов. Послушаем пример военного хора, что встречается довольно часто среди мужских хоров. Опять же, тут и солист, и симфонический оркестр. Прекрасная песня военных лет “Тульская оборонная”.

Ну, и известный многим хор Турецкого, как современный вариант хора, который не стоит на хоровых “станках”, а двигается по сцене и ведет себя более артистично. Как говорится, время не стоит на месте. И хоровые формы меняются!

Завершает наш список Смешанный хор:

Напомню, что это хор, где поют как и мужчины, так и женщины, не исключены случаи включения в смешанные хоры детских голосов. Отдельно заслуживает внимания казачье пение. В данном случае уместно вспомнить легендарный Кубанский казачий хор, который лично я обожаю и рекомендую вам послушать такую же легендарную украинскую песню “Розпрягайте хлопці коней”

Тут так же есть солист. Невероятное, классное настроение создается после прослушивания этого хора и этой песни. Безусловно, стоит нам вспомнить бессмертное произведение Шуберта “Аве Мария” в проникновенном исполнении смешанного хора и солистки.

LiveInternetLiveInternet

В музыкальной среде сложились самые различные мнения по поводу пения в хоре. Одни считают, что для освоения певческих навыков этого уже достаточно, чтобы научиться, другие же, напротив, считают хор неэффективным методом, который портит голос.Вот основные из них.

Считается, что поющим в современных стилях хор противопоказан, якобы от того, что разные позиции звука. И, к тому же, дополнительно примешивается заблуждение о формировании звука в современных стилях, приписывая ему «связочность» (вероятно, автор этого мифа — поклонник оперного пения и таким образом пытается популяризировать оперный театр. Но зачем же забивать гвозди микроскопом?).

Есть и такие люди, которые сранивают пение в хоре с пением в караоке. «В куче петь легче». Хор — не пение в караоке. В хоре есть много голосов, у каждого голоса своё индивидуальное анатомическое строение. Из-за этого певцу придётся много думать о том, как спеть ноту в унисон с другим певцом с другим строением так, чтобы при этом взять эту же ноту в свойственном для его певческого аппарата режиме. А режимы будут разные: Альт и сопрано «соль» первой октавы поют в разных режимах: нота «соль», взятая альтом в его естественном режиме звучит плотнее и «жирнее», чем та же нота у сопрано. Но это отдельная тема про регистры в голосах. Эффект «караоке» в голосе будет только в том случае, если человеку не объяснили, что такое опора и не «прикрутили» дыхание, а также не индентифицировали его переходные участки в голосе между всё теми же регистрами.

Также могу сказать и по поводу якобы «сажающегося» голоса. В хоре есть хормейстер и аккомпаниатор. Кто-то из них, как минимум хормейстер, в природе голосоведения, тем более хора, должен разбираться на «ять».

Лично я выделяю следующие минусы и плюсы:

  • Минусы:
      Обезличенность тембра. Поющему в хоре для идеального звучания с остальными приходится подстраиваться под чужие голоса, состроить свой голосовой аппарат с их звучанием, т.к. звук и должен быть «общим», ведь это пение на несколько видов групп голосов. Самый главный минус этого, и этот фактор нельзя исключить, что такое «подстраивание» под чужое звучание может навредить голосовому аппарату. У каждого певца имеется индивидуальное строение голосового аппарата, даже если рассматривать в пределах одного типа голоса: у двух альтов может быть разное строение гортани, разный размер связок, т.к. одна из них будет меццо-сопрано, а другая — высокое контральто. Касаемо проявления вреда: я знаю одну несостоявшуюся сольную певицу, которая 20 лет пела в хоре, её звук до сих пор болезненный. Она совершенно себя не слышит;
  • Форма навыка. В хоре дают, в основном, одну позицию из одного основного и общего режима пения. Как правило, хоровые певцы совершенно не умеют микстовать, из-за этого очень трудно даётся переход на верхний регистр. Как результат — обрезанный рабочий диапазон, который не позволяет работать сольно;
  • Прививанием правильных дыхательных навыков занимаются не во всяком хоре.
  • Плюсы:
      Помните, я писала, что певец должен уметь гармонический слух? Так вот этот полезный навык можно получить в хоре. Примерно за полгода-год вдумчивых занятий (при условии, что до этого хотя бы года 3 берёшь уроки сольного пения). Лучше совмещать с сольными занятиями, для освоения и закрепления других певческих стандартов;
  • Привыкаешь петь среди людей, можно избавиться от боязни аудитории;
  • Если вы по каким-то техническим причинам опасаетесь классического пения. Хоры бывают не только академические, но и эстрадно-джазовые. В Москве есть госпел-хор при школе музыки Алишера Гатлера;
  • В хоре есть ведущий голос в каждой из секций, под который можно подстроиться. Если он настроен качественно, то проблем с голосовым аппаратом не будет;
  • Есть такие хоры, в которых не делают ставку на обезличенность и делают акцент на полном раскрытии голоса. Как мне недавно сообщили, эти хоры можно считать хорошими;
  • Можно освоить больше форм звучания. Ранее я писала, что технической разницы между классическим и современным пением нет. В наш век эксперементов, смешений разных стилей, разностороннее развитие певца только в плюс.

В завершение скажу, что такие звёзды как Бейонс Кноулс, Кэти Пэрри, Мадонна и даже реппер Снуп Дог. При чём последний поёт с исключительно хоровой подготовкой:

на немецком:

Кавер на Металлику:

Подведем итоги:

Что хочется сказать про хор: несмотря ни на какую критику, каждому ребенку, который начинает заниматься вокалом, советую ходить на хор. Хор развивает умение слушать себя и слышать окружающих. Хор развивает внутренний слух и умение держать свою партию. В хоре прекрасно можно научиться “чувству локтя” и музыкального товарищества, которое никогда и нигде не купишь! Хороший хор — это семья, это коллектив, ведомый единой целью — рождать музыку!

Но прежде чем начать ходить на занятия в хоре, советую вам понять и прочувствовать свои вокальные возможности, разобраться с типом голоса и тембром, чтобы потом в хоре четко понимать почему вам дали петь именно эту партию и эту роль. Для этого вы можете записаться на наш пробный урок вокала и получить ответы на все интересующие вас вопросы.

Как проходят уроки хорового пения

Наши хоровые группы исполняют различные музыкальные произведения: от классических и старинных до современных композиций и новых необычных обработок всем знакомой музыки. Урок пения в хоре состоит из двух основных частей:

  1. дыхательные упражнения, разогрев голосового аппарата, вокальные упражнения
  2. работа над репертуаром.

Занятие по хоровому пению длится от 60 минут (для детей) до 120 минут (для больших хоровых коллективов). Наши хоровые коллективы выступают на концертах и других музыкальных мероприятиях.

Школа хорового пения — В. Попов, Л. Тихеева

ОТ АВТОРОВ

Второй выпуск Школы хорового пения предназначается для хоровых коллективов общеобразовательных школ, Домов пионеров, хоровых студий, состоящих из ребят подросткового и юношеского возраста (12—18 лет). «Школа» рассчитана на дет-кий однородный хор. В таком хоре обычно поют девочки и те мальчики, у которых не наступила мутация. Детский хор данного типа имеет самое широкое распространение, так как именно в этом возрасте— 12—18 лет — с учащимися можно занижаться вокальной работой более активно и плодотворно, чем с детьми начальной школы. К 12 годам в основном заканчивается формирование голосовой мышцы, укрепляется система дыхания, голос приобретает большую силу и устойчивость. Это и позволяет активизировать вокальные занятия. Вместе с тем начинается постепенный переход детского голоса во взрослый. Процесс изменения голоса наиболее интенсивно проходит во время мутации, которой подвержены голоса как мальчиков, так и девочек. Формы проявления мутации весьма различны, но особенно остро она протекает у мальчиков. Итак, с одной стороны, есть все основания для усиления вокально-хоровой работы с подростками, с другой стороны, этот период требует определенной осторожности в отношении к голосу и максимального внимания к его охране.

Практикой установлено, что лучшая охрана голоса — это серьезные, регулярные вокальные занятия, которые не только помогают приобрести необходимые певческие навыки, но и создают нормальные условия для спокойного перехода детского голоса во взрослый, способствуют дальнейшему его совершенствованию. Настоящая «Школа» состоит из двух разделов. 3 первом сжато изложены самые необходимые сведения о развитии голоса, дыхании, звукообразовании, дикции, основанные на последних научных данных (работы Л. Дмитриева, В. Морозова, Н. Орловой, Т. Овчинниковой и других). Здесь же руководитель хора найдет советы по организации коллектива, работе над песней, музыкальной грамотой, многоголосием. Коротко освещены также вопросы управления хором, воспитания навыков ансамбля и строя. Приводится ряд специальных вокально-хоровых упражнений. В главе, посвященной музыкальной грамоте, помещены песни и каноны, которые помогут ребятам усвоить некоторые музыкальные понятия (интервалы, аккорды, разновидности гамм и т. д.). Эти песни написаны для «Школы» композитором Е. Тиличеевой и поэтом Я. Серпиным.

Во втором разделе представлен педагогический хоровой репертуар, который явился результатом обобщения положительного опыта многих лучших детских хоров нашей страны. Этот репертуар может оказать руководителям коллективов помощь в музыкально-эстетическом и нравственном воспитании детей, а также содействовать нормальному, полноценному развитию детского голоса, так как подобран с учетом психофизиологических особенностей подросткового и юношеского возраста. Репертуар разделен на две части: в первой представлены двух- и трехголосные хоры, во второй— четырехголосные. Произведения (с сопровождением фортепиано и без сопровождения) весьма различны по степени трудности и характеру изложения. Так как принцип разделения музыкального материала по количеству голосов в известной степени формален и только он один не может быть положен в основу определения сложности хора, авторы «Школы» рекомендуют руководителям хоровых коллективов, исходя из конкретных условий, пользоваться в работе произведениями как из одной, так и из другой части одновременно. В каждой части песенный материал расположен в следующем порядке: сначала даны произведения советских композиторов, затем сочинения русской и западноевропейской классики, современных зарубежных авторов и народные песни. Второй выпуск «Школы» адресован тем хоровым коллективам, участники которых в определенной степени владеют навыком двухголосного пения. Коллективам же, созданным недавно, советуем обратиться к первому выпуску. Несмотря на то, что первый выпуск предназначен для учащихся начальной школы, в нем имеется большое число произведений, которые с интересом и пользой разучат ребята и более старшего возраста.

Особо оговорим динамические указания в предлагаемых сочинениях. Авторы «Школы» сохранили оттенки, данные композиторами. Поэтому в хорах встретятся фортиссимо (//), форте фортиссимо (Ш), пианиссимо (рр), пиано пианиссимо (ррр). Ясно, что такую широкую гамму динамических оттенков детскому хору передать очень трудно. Хормейстеру необходимо наметить свою шкалу динамических изменений, которая, следуя авторским указаниям, не приводила бы при громком пении к форсировке, крику, а при самом тихом — к беззвучности. К произведениям даны методические указания, которые ни в коем случае не являются исчерпывающими, а только акцентируют те или иные трудности и предлагают некоторые приемы их преодоления. Используя материал «Школы хорового пения», руководитель должен подходить к нему творчески. Настоящее издание ставит своей первейшей задачей способствовать воспитанию через хоровое пение глубокой любви детей к музыке.

РАЗДЕЛ I СОВЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЮ ХОРА В. Попов. Некоторые вопросы развития и воспитания голоса в подростковом и юношеском возрасте Певческая установка, дыхание, атака звука. Артикуляция, дикция и звуковедение Ансамбль и строй Многоголосие и пение без сопровождения. Вл. Соколов. Вокально-хоровые упражнения Упражнения В. Попов. Музыкальная грамота Песни-упражнения. Музыка Е. Тиличеевой, слова Я. Серпина Прима Малая секунда и большая секунда. Малая терция Большая терция Кварта Квинта Увеличенная кварта Уменьшенная квинта Малая секста Большая секста Малая септима Большая септима Октава Мажорная гамма Гармонический мажор Минорная натуральная гамма Гармонический минор Мажорное и минорное трезвучия Септаккорд Интервалы. Музыка О. Мандичевского, русский текст К. Алемасовой Канон. Музыка Л. Бетховена Вл. Соколов. Управление хором Работа с хором над песней. Л. Абелян. Организация хорового коллектива

РАЗДЕЛ II. ПЕСНИ И ХОРЫ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Страна поет о Ленине. Музыка О. Хромушина, слова П. Синявского Первые отряды. Музыка А. Флярковского, слова М. Садовского Мелодия дружбы. Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского Первоклашка. Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Переложение для детского хора В. Попова Песенка про аиста. Музыка И. Лученка, слова А. Вярцинского, Переложение для детского хора В. Попова Осень. Музыка Р. Бойко, слова М. Лермонтова Утренний канон. Музыка Т. Корганова, слова А. Бланка Утро. Музыка Д. Бортнянского, слова К. Алемасовой Попутная песня. Музыка М. Глинки, слова Н. Кукольника. Переложение для детского хора Вл. Соколова Уж вечер», (из оперы сПиковая дама>). Музыка П. Чайковского Новый день. Музыка Дж. Палестрины, русский текст Я. Серпина Сердце, молчи. Музыка И. С. Баха, русский текст А Машистова. Переложение для детского хора В. Попова Ты Россия, ты Россия. Русская народная песня. Обработка В. Попова У вас по морю. Русская народная песня. Обработка В. Попова Я по рыночку ходила. Русская народная песня. Обработка В. Попова Грицю, Грицю, до робота! Украинская народная песня. Обработка Н. Леонтовича Веснянка. Белорусская народная песня. Обработка Вл. Соколова Наши колхозные поля. Современная армянская народная песня. Обработка В. Попова, русский текст К. Ибряева Ай-я, жужу. Латышская народная песня. Обработка В. Власова, русский текст В. Вннннкова. До чего мне не везет. Эстонская народная песня. Обработка В. Тормиса, русский текст Л. Дымовой Бригадир. Узбекская народная песня. Обработка А. Ленского, русский текст М. Садовского Оберек. Польская народная песня. Обработка Вл. Соколова, русский текст Ю. Объедова Посадил полынь я. Болгарская народная песня. Обработка Г. Димитрова, русский текст К. Алемасовой

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Клятва. Музыка А. Красотова, слова Л. Реви К вам, павшие. Музыка Р. Щедрина, слова А. Твардовского. Переложение для детского хора В. Попова Хор хороший. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова За грибами. Музыка О. Хромушина, слова В. Семеркина Зайчик. Музыка Г. Свиридова, слова А. Блока Звонок. Музыка Вл. Соколова, слова М. Садовского Тишина. Музыка Т. Корганова, слова Е. Русакова Был у бабушки козел» Музыка В. Рубина, слова народные Концерт для хора Л 3. Фрагмент. Музыка Д. Бортнянского, сл. Вс Рождественского. Переложение для детского хора В. Попова Утро. Музыка П. Чайковского, слова А. Машистова. Переложение для детского хора В. Попова. Хор земледельцев. Музыка И. Гайдна, русский текст Я. Родионова. Переложение для детского хора В. Попова Смелый наездник. Музыка Р. Шумана, слова М. Садовского. Переложение для детского хора Э. Леонова Мартовская иочь. Музыка И. Брамса, слова Л. Уланда, перевод С. Болотина Маленькая музыкальная азбука. Слова и музыка А. Балажа, перевод с венгерского М. Павловой Черемушка. Русская народная песня Ива на горе. Литовская народная песня. Обработка М. Чюрлениса Наш солнечный край. Туркменская народная песня. Обработка К. Корчмарева, русский текст А. Черкашиной. Переложение для детского хора В. Попова.

Скачать ноты

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]