Одержимые идеей мировой революции большевики решили отречься от старого времени, по которому жила царская Россия, сделать его современным, европейским, интернациональным. Как сказано в декрете, переход на западный календарь был сделан «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени»… Советская страна, отправившись спать 31 января 1918 года, должна была проснуться 14 февраля. Теперь время совпадало с церковным григорианским календарем, которым пользовались католики. Но Русскую православную церковь эти перемены не коснулись: она продолжала отмечать свои праздники по старому, юлианскому календарю.
О метафоре «13 потерянных дней» мы говорим с Андреем Сорокиным, директором Российского государственного архива социально-политической истории, где хранятся все декреты, подписанные вождем революции.
13 потерянных дней. Как их оценить: как большевистский волюнтаризм, взяли и вырезали кусок истории, в прямом и переносном смысле? Или это был позитивный порыв к общей с Европой культуре?
Андрей Сорокин:
У руководителей большевистской партии и Совнаркома были вполне понятные и утилитарные цели. Российская революция осмысливалась Лениным как пролог к революции мировой. Сердца пролетариев всего мира должны были биться в унисон и по одному хронометру. Так что удивляться не приходится тому обстоятельству, что этот декрет был принят в числе первых. И, конечно же, он выражал реальные потребности политической жизни и экономики. Но мы должны помнить, что это один из сотен декретов, которые были приняты большевиками в первые месяцы после прихода к власти.
Но согласитесь, это был и довольно прозрачный для восприятия жест: убить старое время, которым жила царская Россия. Красная страна любила символику.
Андрей Сорокин:
В этом смысле у большевиков был небогатый арсенал. Вся их романтика и символика связаны с отказом от старого мира. И не просто с отказом, но с сознательным разрушением основ старого мироустройства, чего бы это ни касалось. Во многих произведениях Ленина и политических его документах мы найдем конкретные установки, ориентирующие партию большевиков и новый режим на разрушение старой государственности, старой традиционной культуры, старых обычаев, традиций и норм формального и обычного права. И, конечно же, тот декрет, о котором мы говорим, полностью вписывается в этот курс, в это мировосприятие. Поэтому и отказ от старого летосчисления многими воспринимался действительно как символический жест, демонстрирующий пафос строительства нового мира, подчеркну — не самостоятельно, а совместно, в союзе с пролетариями всего мира, прежде всего развитых европейских стран.
Это был еще и шаг против церкви, негативный пас православию. Получилось, что новый светский календарь совпадает с церковным католическим календарем. А Русская православная церковь продолжала жить по старому, отставала во времени…
Андрей Сорокин:
Думаю, что эти соображения находились на периферии сознания большевиков. Средства борьбы с «религиозным дурманом» были другие и гораздо более суровые. Набор их известен.
Можно ли назвать этот декрет Ленина одним из самых мощных послереволюционных глобалистских проектов?
Андрей Сорокин:
Не думаю. Основополагающими были другие декреты. Например, «О мире» и «О земле». Они позволили почти моментально завоевать симпатии огромного количества граждан Российской республики и других государств.
Именно первые декреты советской власти, не только те, которые я упомянул, но и целый ряд других, были понятны массам и помогли большевикам одержать победу в Гражданской войне. А она в свою очередь распространила влияние идей революции и большевистских практик на весь мир.
Декрет о времени был принят большевиками одним из первых. Фото: Издательский проект Владимира Лисина «Дни 1917-го 100 лет тому назад»
подробности
Введение в СССР Григорианского календаря
Папа Григорий XIII
Петровская реформа 1700 г., изменившая начало отсчета летосчисления – от Рождества Христова (а не от Сотворения міра) – тем не менее оставила в силе Юлианский календарь. Помимо своего гармоничного и духовного превосходства над Григорианским, он служил некоторым дополнительным барьером для слияния России с западным христианско-апостасийным міром.
Однако уже в XIX столетии в торговых и политических связях с зарубежьем часть российского общества и чиновничества стала поддаваться «общеевропейской норме» григорианского календаря; новый стиль наряду со старым начал применяться в международных отношениях и в деловой переписке соответствующих ведомств.
В 1830 г. С.-Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля в целях удобства сношений с культурной Европой. Тогдашний министр народного просвещения князь К.А. Ливен в своем докладе Государю Николаю I оценил предложенную реформу календаря как дело «недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов… выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». Государь начертал на докладе: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы».
и его герб на полу римского собора св. Петра
Но «прогрессивная» научная и чиновничья общественность пеклась о календарной «точности» и не оставляла попыток календарного единения с Западом. В 1899 г. при Русском астрономическом обществе для этого была создана комиссия из представителей многих научных учреждений и правительственных ведомств. К счастью, противодействие консервативных сил в правительстве и Святейшего Синода Русской Православной Церкви не позволило Комиссии осуществить свои планы.
Императорская Академия наук продолжала настаивать на реформе и создала собственную календарную комиссию. Государь разрешил ее деятельность, но предписал принять во внимание соображения бывшего министра князя Ливена. Мудрый обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев еще более решительно воспротивился этой идее и похоронил ее. Митрополит Антоний Вадковский заключил: «Юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения мiром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино
».
Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный». Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. А на переходный период до 1 июля 1918 г. разрешалось после даты по новому стилю в скобках проставлять и по старому.
Православные Церкви хранили единство в борьбе с календарной реформой до 1923 года. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. «прогрессивным» патриархом Мелетием, который был масоном (это отмечено в масонской энциклопедии). На совещании отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. В качестве нового календаря предлагался компромиссный вариант Григорианского – так называемый «новоюлианский» календарь, предложенный югославским астрономом М. Миланковичем. В нем, как и в Григорианском календаре, также нарушена периодичность смены простых и високосных годов, а до 2800 г. оба календаря полностью совпадают. При этом Церкви, принявшие новоюлианский календарь, в виде компромисса сохранили пасхалию, основанную на Юлианском календаре; непереходящие же праздники стали отмечаться по григорианским датам.
Нужно признать, что такой компромиссный календарь облегчает христианам жизнь во внешнем согласии с окружающим нехристианским міром, но вносит нестроения в богослужебную жизнь, влечет нарушение установлений Церкви о праздниках и постах. Так, в некоторые годы (при поздней Пасхе) значительно сокращается, а то и вовсе исчезает Апостольский пост, иногда он выпадает на дни, запрещенные для поста в богослужебной практике. Как и в Григорианском календаре, полностью изменились дни памяти святых, а следовательно, и дни Ангела православных христиан
. Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников» и «новостильников», став таким образом серьезным масонским ударом по Церкви.
Русская Православная Церковь до сих пор хранит прежний гармоничный православный календарь. Попытка в 1923 г. перейти на новый церковный календарь не увенчалась успехом: народные протесты побудили Патриарха Тихона отказаться от навязанного обновленцами и большевиками новшества.
К нашему времени Юлианский календарь, связанный с решениями Вселенского Собора о праздновании Пасхи, в мiре сохранили лишь Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, афонские монастыри, некоторые русские приходы Православной церкви в Америке, а также группы так называемых старостильников в Элладской (после раскола по этой причине в 1923 г.), Болгарской и Румынских поместных Церквях.
Закончим эту заметку словами профессора В.В. Болотова, сказанными им в 1899 г. на упомянутой календарной комиссии: «Думаю, что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение к неиспорченному старому стилю
» (см.: Свящ. К. Буфеев. О целесообразности перехода России на старый календарный стиль. 1998).
Постоянный адрес страницы:
Оставить свой комментарий
« Предыдущая запись
Реформы, которых мы избежали
В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена. Предлагалось называть их так:
Обычные | Предложенные |
январь | месяц Ленина |
февраль | месяц Маркса |
март | месяц Революции |
апрель | месяц Свердлова |
май | месяц Май |
июнь | месяц Советской конституции |
июль | месяц Жатвы |
август | месяц Мира |
сентябрь | месяц Коминтерна |
октябрь | месяц Энгельса |
ноябрь | месяц Великой революции |
декабрь | месяц Сталина |
Однако нашлись здравомыслящие головы, и реформу отклонили. Вас может заинтересовать:Израильский календарь
Японский календарь
Заказать печать календарей вы можете у нас на сайте в разделе Печать календарей
Умер Федор Викторович Винберг, офицер, черносотенец, писатель и издатель (в эмиграции)
Обсуждение: 15 комментариев
- Ирина:
14.12.2010 в 00:00Чтобы перейти с нового стиля на старый, надо от даты по новому стилю отнять 13 дней. По григорианскому календарю (новому стилю) Новый год наступает 1 января. А по какому стилю 14 января отмечается старый Новый год? Ведь по старому стилю (юлианскому календарю) он должен отмечаться на 13 дней раньше, а не позже, т.е. 19 декабря, а не 14 января.
- * * *:
14.12.2010 в 00:00
Ирина, надо не отнять, а прибавить к старому стилю 13 дней: 1+ 13 = 14.
- Чур:
27.05.2012 в 00:00
Простой вопрос: Какой календарь был на Руси в Лето от СМЗХ 6496-е (988 г.) и до этого. Если можно, то с указанием источников ифнормации.
- Адм. — Чуру:
27.05.2012 в 00:00
См. статью о календаре: https://rusidea.org/25011403
- Георгий:
24.11.2015 в 00:00
Где источники? Неясно на что опирается автор делая вывод что народные протесты побудили Патриарха Тихона отказаться от навязанного обновленцами и большевиками новшества. Где удобно вразумительная аргументация. И что это за источник масонская энциклопедия?!
- Voin:
30.03.2016 в 00:00
Благодарю за отличную статью.
- Жорж:
13.01.2017 в 00:00
Ирина, повторите арифметику за 2 класс
- АВТАНДИЛ :
16.01.2017 в 00:00
Кто требует указания источника лукавит сильно , так же лукавили и Ленин с К* когда вводили западный стиль жизни как основу преобразования российского народа в культурную народность как часть запада . Элементарно — отменнёный ими календарь отличался математической точностью отражаемого им мирового космоса ( в том числе Земли , как элемента Космоса ). В связи с этим Россия испытывает неточности развития , как в материальном плане так и в духовном . Убить семью Романовых так жестоко и страшно можно было только не русским , западным стилем . Изменение же календаря это убийство всего российского — и живого и мертвого . Исправте отсчёт вселенским событиям ( верните всё на круги своя ) и у РОССИИ ДЕЛА ПОПРАВЯТСЯ !!!!!!
- Анна:
30.01.2017 в 00:00
Скажите, а как так получается, что Ленин сдвинул календарь вперед на две недели, а мы «празднуем» новый год по «старому стилю» тоже две недели спустя после наступления Нового года по новому стилю????? Разве не логичнее, что НГ по старому стилю был 18 ноября + 14 дней= 01 января??? Или у меня как говорят «лыжи не едут». Может кто прояснит??
- Адм. — Анне:
30.01.2017 в 00:00
НГ по старому стилю мы отмечаем 1 янв. = 14 янв. н.ст. Что тут непонятного? Разница в 13 дней. Откуда Вы взяли 18 ноября + 14 дней = 1 января??
- Viktor:
17.02.2017 в 00:00
В СССР(?) в 1918 году ввели новый календарный стиль(?) При всем желании СССР был создан только в 1922 году, 30 декабря!!!
- МВН — to Viktor:
18.02.2017 в 00:00
Вы правы. Исправил на «большевики». К счастью, провалилась их попытка заменить кириллицу на латиницу. Но Вы, похоже, этому не рады?
- Олег:
24.12.2017 в 07:58
Россия перешла на григорианский календарь при большевиках. В это время церковь была в гонении, и ленину (соображал ведь, и не плохо) было выгодно, чтобы народ отгуляв и отпьянствовав новый год уже был не в силах гулять дальше. Для нового года и было придумано это чудо-юдо дед мороз, который и стал совершать чудеса. Всё очень просто. За 150 лет юлианский календарь отстаёт от мирового времени на 1 сутки, так что через 50 лет по юлианскому календарю Рождество Христово будет 8 января.
- МВН:
24.12.2017 в 08:44
Олег, Рождество Христово всегда празднуется по Юлианскому календарю 25 декабря. И по григорианскому календарю тоже, с соответствующей календарной разницей. См. об этом% https://rusidea.org/25011403
- Victor:
01.10.2018 в 22:50
14 комментарий : не 25 января, а 25 декабря не могли ли бы Bы подсказать литературу по календарной теме (сравнение ЮЛИАНСКОГО и ГРИГОРИАНСКОГО календаря) ?
[Благодарю. Описка исправлена. Сравнение календарей см.: https://rusidea.org/25011403 ]
Похожие истории
Похожая история произошла в Америке и Англии в 18 веке, но тогда разница между системами исчисления лет была меньше, и «потеряли» англичане и американцы всего 11 дней.
Так, 260 лет назад американцы «лишились» даты 13 сентября 1752 года, а также предшествующих десяти суток — люди легли спать вечером 2-го сентября, а проснулись утром 14-го.
11 дней между этими датами были просто пропущены — так было сделано по приказу парламента, который принял решение внедрить григорианский календарь, дабы уравнять Британию и ее заморские владения с большей частью Западной Европы.
Кстати, Китай перешел на григорианский календарь только в 1949 г. Некоторые другие страны немногим раньше: Египет в 1928, Турция в 1926, Греция в 1924, Румыния и Югославия в 1919.