Юлианский и григорианский календари: в чем разница

ФОМА

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Введение юлианского календаря

Юлианский календарь был введён эдиктом Юлия Цезаря и основывался на современном ему римском календаре. Римский календарь состоял из двенадцати месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина года, в каждом втором году между VII и VI днями до мартовских календ (между 23 и 24 февраля) вставлялся дополнительный месяц Мерцедоний). Решение о вставке дополнительного месяца принималось понтификом. В период смуты это происходило нерегулярно, кроме того, понтифик порой принимал решения по политическим мотивам, желая удлинить или укоротить правление тех или иных консулов (два консула избирались на год и правили от января до января следующего года).
На момент прихода к власти Цезаря календарные даты заметно отличались от ожидаемых времён года. В 46 году до н. э. Цезарь провёл календарную реформу, целью которой было восстановить синхронизацию календаря с временами года и избежать подобных проблем в будущем. Цезарь реформировал календарь, изменив длину месяцев так, чтобы в сумме они составили 365 дней. Раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день. Плиний пишет, что эта реформа была разработана с помощью александрийского астронома Созигена. Календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э.

Чтобы восстановить соответствие календаря временам года, Цезарь вставил 67 дополнительных дней между ноябрём и декабрём, разделив их на два месяца (Intercalaris Prior

и
Intercalaris Posterior
). Вместе с
Mensis Intercalaris
46 год до н. э. длился 445 дней.

Цезарь переименовал месяц квинтилис (Quintilis

) в свою честь, дав ему имя
Iulius
(июль). Впоследствии несколько императоров называли месяцы своими именами, но, помимо июля, лишь август, названный в честь преемника Цезаря, остался до сих пор.

Первая мировая война

Юлианский календарь – система счисления, введенная в обращение Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Разработали ее египетские астрономы под руководством знаменитого ученого из Александрии Созигена, специально приглашенного для этих целей.

Согласно этому календарю, год стал начинаться с 1 января. День был выбран не случайно, в то время именно в этот день римские консулы приступали к исполнению своих обязанностей. Основной причиной установления новой системы послужило желание Цезаря ограничить власть верховного жреца (понтифика), до этого самолично устанавливающего длительность года, и прекратить путаницу. Предыстория

На протяжении нескольких веков римлянами использовался календарь, год в котором состоял из 10 месяцев. Некоторые из них носили имена богов римского пантеона, либо отражали природные явления, остальные именовались порядковыми номерами. При этом в 4 месяцах было по 31 дню, в остальных – по 30 (общая продолжительность календарного года составляла 304 дня).

Спустя 100 лет год удлинили еще на два месяца. Теперь год стал равен 355 суткам, и как нельзя лучше, соответствовал лунному календарю. Однако с природными явлениями он не совпадал. И тогда ввели мерцедоний – дополнительный месяц, продолжительностью чуть более 20 дней. Добавляли его через год, вставляя после 23 числа в феврале. А после завершения мерцедония вновь продолжался февраль. Такой порядок считался довольно путанным и неудобным, что и навело императора на мысль о необходимости реформирования системы. Новая календарная система

Согласно системе юлианского календаря, пришедшего на смену старому исчислению, год (обычный) равнялся 365 дням. Все они были разделены на 12 месяцев. С периодичностью один раз в 4 года, к февралю прибавляли один дополнительный день (високосный год) Базировался новый календарь на астрономических наблюдениях египтян за периодичностью обращения нашей планеты вокруг Солнца.

А его основой стали ежемесячные римские праздники. Каждый месяц начинался с календ. Помимо них были ноны и иды. Каждый из них имел четко определенных дни, которые служили ориентиром для остальных дней месяца (по количеству дней, оставшихся до этих праздников. Например, 5 дней до февральских ид). 1, 3, 5, 7, 8, 10 и 12 месяцы в новом календаре состояли из 31 дня, в феврале было — 28 или 29 (зависит от того, високосный он или нет), а в остальных месяцах — по 30. Уже после смерти императора, осуществившего календарную реформу, один из месяцев был назван в его честь (йулиус или июль). Очередная путаница

То ли из-за недостаточной образованности, то ли по злому умыслу, но спустя несколько лет после реформы Цезаря, понтифики вновь внесли в исчисление времени неразбериху. Вместо введения високосного года каждые 4 года, они делали это каждый 3 год. Ошибка была обнаружена императором Августом только в 8 году новой эры. Ее устранили. А благодарность новому императору за внесение ясности решили выразить довольно своеобразно – его именем также был назван месяц года. Погрешность

Согласно расчетам Созигена, годовая продолжительность равнялась 365,25 суток (доказано, что он равен 365,2422). Этот небольшой просчет, составлявший ежегодно чуть более 11 минут, привел к смешению некоторых природных явлений относительно календаря. Так, в XVI столетии день весеннего равноденствия уже попадал на 11 марта вместо 21. Введение Юлианского исчисления времени в России

Долгое время на Руси были в ходу одновременно несколько различных систем исчисления. Такое разнообразие происходило от того, что в византийском календаре точкой годового отсчета был день 1 сентября, а у восточных славян принято было начинать год 1 марта.

Единый календарный порядок на территории всей страны был утвержден в XIV веке. Согласно ему очередной год начинался в сентябре. При этом летоисчисление в те времена шло от «сотворения мира». Такой порядок сохранялся вплоть до 7208 года, когда в ходе очередной реформы Петр I ввел в употребление в России Юлианский календарь. При нем же и отсчет лет было велено вести от рождения младенца Христа. Новый календарь был введен в обращение 20 декабря 1700 года.

Впоследствии, на территории СССР был введен в обращение Григорианский календарь. Юлианский при этом стал называться «старым стилем».

Юлианский календарь в богослужении

Православие

См. также: Православный календарь

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют многочисленные неканонические юрисдикции.

С 15 июня 2014 года на юлианский календарь перешла (точнее, вернулась к нему) Польская православная церковь.

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия и украинское викариатство), греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, — по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи — по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Католицизм

Юлианский календарь используют поместные Украинская грекокатолическая церковь (за исключением приходов украинской диаспоры) и Российская грекокатолическая церковь, которые принадлежат к 22 Восточнокатолическим церквам.

Структура юлианского календаря

В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 суток, что больше продолжительности тропического года (средняя продолжительность — 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды) на 11 минут и 15 секунд.

365,25=365+,25=365+14{\displaystyle 365,25=365+0,25=365+{\frac {1}{4}}}

В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; первым днём года может быть любой из семи дней недели с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт 2 × 7 = 14 вариантов календаря.

Юлианский календарь на 2021 год
Январь ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Февраль Пн
ВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829
Март Пн
ВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Апрель Пн
ВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Май Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Июнь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Июль Пн
ВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Август Пн
ВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Сентябрь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Октябрь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Ноябрь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Декабрь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем. Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.

Какие существуют новые проекты календарей

На протяжении последних ста шестидесяти лет предлагались различные проекты. В 1923 году был создан комитет по календарной реформе при Лиге Наций. После окончания второй мировой войны данный вопрос был передан в Экономический и Социальный комитет при ООН.

Несмотря на то, что их достаточно много, предпочтение отдается двум вариантам – 13-месячному календарю французского философа Огюста Конта и предложению астронома из Франции Г. Армелина.

В первом варианте месяц всегда начинается в воскресенье, а завершается в субботу. В году один день вообще не имеет названия и вставляется в конце последнего тринадцатого месяца. В високосном году такой день появляется в шестом месяце. По мнению специалистов, этот календарь имеет много существенных недостатков, поэтому больше внимания уделяется проекту Гюстава Армелина, согласно которому, год состоит из двенадцати месяцев и четырех кварталов по девяноста одному дню.

В первом месяце квартала тридцать один день, в двух последующих — по тридцать. Первое число каждого года и квартала начинается в воскресенье и завершается в субботу. В обычном году один дополнительный день прибавляется после тридцатого декабря, а в високосном — после 30 июня. Данный проект был одобрен Францией, Индией, Советским Союзом, Югославией и некоторыми другими странами. Долгое время Генеральная Ассамблея оттягивала утверждение проекта, а в последнее время эта работа в ООН прекратилась.

Календарная реформа: плюсы и минусы

Нововведение предусматривает радикально новый способ исчисления. Согласно новому календарю, у нас будет 365 дней, но каждый год, начало которого происходит в воскресенье, будет иметь один-единственный дополнительный день — вторую субботу. Такая ситуация будет как раз в 2012 году.

Конкурс на новый календарь объявила больше 10-ти лет назад Организация объединенных наций. Экспертизу в ООН сейчас проходит еще один вариант: так называемый Симметричный календарь — его идея в том, что каждый новый месяц начинается с понедельника. Каждый месяц этого календаря состоит из четырех недель (28 дней). Каждый квартал года начинается с еще одной, дополнительной «квартальной недели». Квартальной неделей должно начинаться каждое время года — зима, весна, лето, осень. Таким образом, в каждом квартале года будет 91, а в году — 364 суток. В предлагаемом календаре понедельнику всегда соответствует 1, 8, 15 и 22-е числа каждого месяца любого квартала и года. Кроме того, меняются високосные годы. Они станут длиннее обычных на пять дней. В 28-летнем цикле високосными годами будут 4, 9, 15, 20 и 26-й годы.

Григорианский календарь

Юлианский год продолжительностью 365 суток 6 часов длиннее истинного солнечного на 11 минут 14 секунд, поэтому с течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 н.э. Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря.

Наконец, предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием ХIII. Он 24 февраля 1582 закрепил два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток – после 4 октября следовало 15 октября. Это позволяло сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия, каковой она была, вероятно, в 325 н.э. Кроме того, три из каждых четырех лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, считать високосными. Таким образом, 1582 стал первым годом григорианского календаря, часто называемого «новым стилем».

Франция перешла на новый стиль в том же году. Некоторые другие католические страны приняли его в 1583. Постепенно на новый стиль перешли и другие страны. Ретроспективное исправление дат стало причиной большой путаницы на многие годы, поскольку папа Григорий XIII распорядился внести поправки во все прошлые даты, вплоть до Никейского собора.

Григорианский календарь используется сегодня во многих странах, включая США, Россию (и Украину). От восточного (юлианского) календаря на территории России отказались лишь после Октябрьской (в действительности – ноябрьской) большевистской революции 1917. Григорианский календарь не абсолютно точен: он на 26 секунд длиннее тропического года. Разница достигает одних суток за 3323 года. Для их компенсации вместо исключения трех високосных лет из каждых 400 нужно было бы исключать один високосный год из каждых 128 лет; это поправило бы календарь настолько, что лишь за 100 000 лет разница между календарным и тропическим годами достигла бы 1 суток.

Реформа календаря

Хотя григорианский календарь очень точен и вполне согласуется с природными явлениями, его современная структура не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Уже давно ведутся разговоры об усовершенствовании календаря и даже возникают различные ассоциации по проведению такой реформы.

Недостатки григорианского календаря. Этот календарь имеет около дюжины дефектов. Главным среди них является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях. Например, кварталы содержат 90, 91 или 92 дня. Существуют четыре основные проблемы:

1) Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов – обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает 7 типов обычных и 7 типов високосных лет, т.е. всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

2) Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.

3) Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого или равного количества недель.

4) От недели к неделе, от месяца к месяцу и даже от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий. Например, день Благодарения всегда приходится на четверг, но число месяца при этом меняется. Рождество всегда приходится на 25 декабря, но на разные дни недели.

Предлагаемые усовершенствования

Существует множество предложений по реформе календаря, из которых перечисленные ниже обсуждаются чаще других:

Возможно, что в 2012 году в мире будет введен новый календарь Международный фиксированный календарь (International Fixed Calendar). Это улучшенная версия 13-месячного календаря, предложенного в 1849 французским философом, основоположником позитивизма О.Контом (1798–1857). Разработал ее английский статистик М.Котсворт (1859–1943), основавший в 1942 Лигу фиксированного календаря.

Этот календарь содержит 13 месяцев по 28 дней в каждом; все месяцы одинаковые и начинаются с воскресенья. Оставив первым шести месяцам из двенадцати их привычные имена, Котсворт вставил между ними 7-й месяц «Соль» (Sol). Один лишний день, названный Днем года, следует после 28 декабря. Если год високосный, то вставляют еще Високосный день после 28 июня. Эти «уравновешивающие» сутки в счете дней недели не учитываются. Котсворт предлагал упразднить названия месяцев и использовать для их обозначения римские цифры. 13-месячный календарь весьма равномерен и удобен в употреблении: год легко делится на месяцы и недели, а месяц делится на недели. Если бы в экономической статистике вместо полугодий и кварталов использовался месяц, то такой календарь имел бы успех; но 13 месяцев трудно поделить на полугодия и кварталы. Проблемы вызывает и резкое отличие этого календаря от ныне действующего.

Всемирный календарь (World Calendar). Этот 12-месячный календарь разрабатывался по решению Международного коммерческого конгресса 1914 и усиленно пропагандировался многими сторонниками. В 1930 Э.Ахелис организовала Ассоциацию всемирного календаря, издающую с 1931 «Журнал реформы календаря». Основной единицей Всемирного календаря служит квартал года. Каждые неделя и год начинаются с воскресенья. Первые три месяца содержат 31, 30 и 30 суток соответственно. Каждый следующий квартал такой же, как первый. Названия месяцев сохраняются нынешними. День високосного года вставляется после 30 июня, а День окончания года (День мира) – после 30 декабря. Противники Всемирного календаря считают его недостатком то, что каждый месяц состоит из нецелого числа недель и поэтому начинается с произвольного дня недели. Защитники же этого календаря считают его преимуществом подобие ныне действующему календарю.

Вечный календарь (Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У.Эдвардс из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на четыре 3-месячных квартала. Каждая неделя и каждый квартал начинаются с понедельника, что весьма выгодно для бизнеса. Первые два месяца каждого квартала содержат по 30 дней, а последний – 31. Между 31 декабря и 1 января располагается праздник – День нового года, а раз в 4 года между 31 июня и 1 июля появляется День високосного года. Приятной особенностью Вечного календаря является то, что пятница в нем никогда не попадает на 13-е число. Несколько раз в Палату представителей США даже вносили законопроект об официальном переходе на этот календарь.

По материалам сайтов «Синтез новостей», «Глобалист», «Коммерсант».

В чем разница Юлианского и Григорианского календаря

На данный момент мы не приносим должного значения к тому, какой календарь нами используется, однако когда-то это был один из важнейших вопросов человечества. Только лучшие умы мира могли сделать счет таким, чтобы он был не только удобен, но и соответствовал астрономическому календарю. Таким образом нет лишних и недостающих дней.

Юлианский календарь: в честь кого был создан


Очень давно, до нашей эры, во время того, когда жил Юлий Цезарь, возник так называемый Юлианский календарь. Само название говорит за себя, он был создан в честь Юлия Цезаря. Этот календарь являлся солнечным. Создан он был лучшими астрономами того времени, которые могли все точно и правильно рассчитать.
Такая система счета времени была самой правильной, приближенной к настоящей. В ней было такое же количество дней в году, какое имеется и сейчас. Такой вариант устраивал всех, лучше него не было ничего придумано в те времена.

Григорианский календарь

Несмотря на это в 16 веке была предложена новая система счета лет. Чем же он отличается от предыдущего? На первый взгляд кажется, что ничем. Однако это не совсем так. Разница в том, что теперь каждый четвертый год не считался високосным. Если год оканчивался на два нуля, то он не считается високосным. Например, таковым будет 2100 год.

Необходимость этого календаря была обоснована тем, что Пасха не всегда выпадала на воскресенье. Таким образом вскоре все узнали о существовании нового календаря, который был выдвинут Григорием XIII.

История Править

Предпосылки перехода на григорианский календарь Править

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:

  1. новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки;
  2. в новом календаре стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:
      номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  3. остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
  4. модифицировались правила расчёта христианской Пасхи;

Советуем изучить Псалом 55

С течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более со скоростью приблизительно на одни сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4.

Даты перехода стран на григорианский календарь Править

Последний деньюлианского календаряПервый деньгригорианского календаряГосударства и территории
4 октября 158215 октября 1582
9 декабря 158220 декабря 1582
21 декабря 15821 января 1583
10 февраля 158321 февраля 1583
13 февраля 158324 февраля 1583
4 октября 158315 октября 1583
5 декабря 158316 декабря 1583Бавария, Зальцбург, Регенсбург
1583
6 января 158417 января 1584Австрия
11 января 158422 января 1584
12 января 158423 января 1584Силезия
1584
21 октября 15871 ноября 1587Венгрия
14 декабря 159025 декабря 1590Трансильвания
22 августа 16102 сентября 1610Пруссия
28 февраля 165511 марта 1655
18 февраля 17001 марта 1700Дания (включая Норвегию), протестантские немецкие государства
16 ноября 170028 ноября 1700Исландия
31 декабря 170012 января 1701Швейцария (Цюрих, Берн, Базель, Женева)
2 сентября 175214 сентября 1752Великобритания и колонии
17 февраля 17531 марта 1753Швеция (включая Финляндию)
5 октября 186718 октября 1867Аляска (день передачи территории от России к США)
1 января 1873Япония
20 ноября 1911Китай
Декабрь 1912Албания
31 марта 191614 апреля 1916Болгария
15 февраля 19171 марта 1917
31 января 191814 февраля 1918
1 февраля 191815 февраля 1918Латвия, Литва (фактически с начала немецкой оккупации в 1915 году)
16 февраля 19181 марта 1918
17 апреля 19181 мая 1918
18 января 19191 февраля 1919Румыния, Югославия
9 марта 192423 марта 1924Греция
1 января 1926
17 сентября 19281 октября 1928Египет
1949Китай

История перехода Править

Гравюра Уильяма Хогарта с лозунгом «Верните нам наши одиннадцать дней!», 1755.

Приказ по «белому» гарнизону города Харькова 25 июня 1919 года: завтрашний день считать 13 июня в связи с отменой григорианского и переходом на юлианский календарь.

В 1582 году на григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша), Франция, Лотарингия.

Введение нового календаря имело также и серьёзные финансовые последствия для сборщиков налогов и податей. В 1753 году — первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта. В результате финансовый год в Великобритании начался лишь 6 апреля. Эта дата сохранилась и до сегодняшних дней, как символ больших перемен, произошедших 250 лет назад.

Китайская Республика официально приняла григорианский календарь при своём провозглашении с 1 января 1912 года, но континентальный Китай вступил в период военной диктатуры с властью различных полевых командиров, использовавших различные календари. С объединением Китая под властью Гоминьдана в октябре 1928 года Национальное правительство постановило, что с 1 января 1929 года будет использоваться григорианский календарь. Тем не менее, Китай сохранил китайскую традицию нумерации месяцев, а началом летосчисления был назначен первый год провозглашения Китайской Республики — 1912 год. Эта система всё ещё используется на Тайване, считающий себя преемником Китайской Республики. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики, континентальный Китай продолжил использовать григорианский календарь, но была отменена нумерация и летосчисление, введённое прежним правительством, и установлено соответствие с летосчислением от Рождества Христова, принятым в СССР и на Западе.

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Одинокий_рейнджер

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

Календарь — привычная всем нам таблица дней, чисел, месяцев, сезонов, лет — древнейшее изобретение человечества. Он фиксирует периодичность природных явлений, основанную на закономерности движения небесных светил: Солнца, Луны, звезд. Земля несется по своей солнечной орбите, отсчитывая годы и века. За сутки она совершает один оборот вокруг своей оси, а за год — вокруг Солнца. Астрономический, или солнечный, год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поэтому и нет целого числа суток, вот откуда возникает сложность в составлении календаря, который должен вести правильный отсчет времени. Со времен Адама и Евы люди использовали «круговорот» Солнца и Луны для отсчета времени. Лунный календарь, которым пользовались римляне и греки, был простым и удобным. От одного возрождения Луны до следующего проходит около 30 суток, а точнее — 29 дней 12 часов 44 минуты. Поэтому по изменениям Луны можно было вести счет дням, а потом и месяцам. В лунном календаре сначала было 10 месяцев, первые из которых были посвя¬щены римским богам и верховным правителям. Например, месяц март был назван в честь бога Марса (мартиус), месяц май посвящен богине Майе, июль назван в честь римского императора Юлия Цезаря, а август — по имени императора Октавиана Августа. В древнем мире с III века до Рождества Христова по плоти применялся календарь, в основе которого был четырехгодичный лунно-солнечный цикл, который давал расхождение с величиной солнечного года на 4 дня за 4 года. В Египте по наб¬людениям за Сириусом и Солнцем был составлен солнечный календарь. Год в этом календаре продолжался 365 суток, в нем было 12 месяцев по 30 дней, а в конце года добавлялось еще 5 дней в честь «рождения богов». В 46 году до Рождества Христова римский диктатор Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь — юлианский. За величину календарного года принимался солнечный год, который был чуть больше астроно¬мического — 365 суток 6 часов. 1 января было узаконено как начало года. В 26 году до н. э. римский император Август ввел александрийский календарь, в котором раз в 4 года добавлялся еще 1 день: вместо 365 дней — 366 дней в году, то есть 6 лишних часов ежегодно. За 4 года это составляло целые сутки, которые и добавлялись раз в 4 года, а год, в котором добавлялся один день в феврале, назывался високосным. По существу это было уточнением того же юлианского календаря. Для Православной Церкви календарь был основой годичного круга богослу¬жения, и поэтому очень важно было установить единовременность праздников по всей Церкви. Вопрос о времени празднования Пасхи разбирался на I Вселенском . Соборе*, как один из главных. Установленная на Соборе Пасхалия (правила расчета дня Пасхи) вместе с ее основой — юлианским календарем — не может быть изменена под страхом анафемы — отлучения и отвержения от Церкви. В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря —григорианский. Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Собор Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григо¬рианский календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов. Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи — случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда «исчезает» Петров пост. В то же время такой великий ученый астроном как Коперник (будучи католическим монахом) не посчитал григорианский календарь более точным, чем юлианский, и не признал его. Новый стиль вводился властью Римского Папы вместо юлианского календаря, или старо¬го стиля, и был постепенно принят в католических странах. Кстати, и современные астрономы пользуются юлианским календарем в своих расчетах. На Руси, начиная с X века, Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому преданию Бог сотворил мир. 5 веков спустя, в 1492 году, в соответствии с церков¬ной традицией начало года в России перенесли на 1 сентября, и отмечали так более200 лет. Месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было связано с явлениями природы. Годы считали от сотворения мира. 19 декабря 7208 года («от сотворения мира») Петр I подписал указ о реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы, принятым Русью из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало года — 1 января и христианское летоисчисление «от Рождества Христова». В указе царя предписывалось: «День после 31 декабря 7208 года от сотворения мира (православная церковь считает датой сотворения мира — 1 сентября 5508 лет до Р. X.) считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. Указ также предписывал отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весе¬лии друг друга поздравлять с Новым годом… По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать раке¬ты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Счет лет от Рождества Христова принят большинством государств мира. С распространением безбожия среди ин¬теллигенции и историков они стали избегать упоминания имени Христа и заменять отсчет веков от Его Рождества на так называемую «нашу эру». После великой октябрьской социалстической революции и в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский). Григорианский календарь исключал в пределах каждого 400-летия три високосных года. С течением време¬ни разница григорианского с юлианским календарем увеличивается. Исходная в XVI веке величина в 10 дней в последующем нарастает: в XVIII веке — 11 дней, в XIX веке — 12 дней, в XX и XXI веках — 13 дней, в XXII — 14 дней. Русская Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, пользуется юлиан¬ским календарем — в отличие от католиков, которые пользуются григорианским. В то же время введение григорианского календаря гражданской властью привело к некоторым трудностям для православных христиан. Новый год, который отмечает все гражданское общество, оказался перемещен в Рождественский пост, когда веселиться не подобает. Кроме того, по церковному календарю 1 января (19 декабря по старому стилю) отмечается память святого мученика Вонифатия, который покровительствует людям, желающим избавиться от злоупотребления спиртными напитками — а вся наша огромная страна встречает этот день с бокалами в руках. Православные люди празднуют Новый год «по-старому», 14 января.

ИСТОЧНИК: ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Юлианский календарь на Руси

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летоисчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летоисчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летоисчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия – система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).

Причины разделения

Основное различие между Юлианским и Григорианским календарями заключаются в том, что в Юлианском календаре год составлял 365 дней и 6 часов, что даёт число дней, очень близкое к звёздному году, но явно большее, чем один год, что привело к тому, что разница составляла уже один день за 128 лет. Таким образом, спустя много лет, когда это различие вызывало уже явное несоответствие между явлениями, наблюдаемыми на небе, и указаниями календаря, был введен Григорианский календарь, определенно более точный, в котором год насчитывает 365 дней 5 ч 48 мин. и 46 сек. Кроме того, были изменены правила определения високосных лет. Неточность Юлианского календаря — один день на 128 лет, тогда как Григорианского — 1 день примерно на 3000 лет.

В результате…

Ошибка юлианского календаря в 11 мин. 14 сек. в год, которой пренебрег Созиген, к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Это отрицательно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок и т.д. Переход на григорианский календарь («новый стиль») был результатом этой ошибки.

С каждым годом расхождение между датами «старого» и «нового» стилей возрастает. Например, в 2000-2100 годах разница в 13 дней, а в 2100-2200 годах разница будет составлять уже 14 дней.

Что нас ожидает в будущем

В отличие от григорианского, юлианский календарь более простой для летоисчесления, но он опережает год астрономический. Основой первого стал второй. По мнению Православной церкви, календарь григорианский нарушает очередность многих библейских событий.

В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют первый из них, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а восьмого января, а с девять тысяч девятьсот первого года празднование будет происходить уже восьмого марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать двадцать пятому декабря.

В странах, где к началу двадцатого века применялся юлианский календарь, например в Греции, даты всех исторических событий, которые произошли после пятнадцатого октября тысяча пятьсот восемьдесят второго года, номинально отмечают в те же числа, когда они случились.

Месяцы

Согласно григорианскому календарю, год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня:

МесяцКол-во дней
1Январь31
2Февраль28 (29 — в високосном году)
3Март31
4Апрель30
5Май31
6Июнь30
7Июль31
8Август31
9Сентябрь30
10Октябрь31
11Ноябрь30
12Декабрь31

Правило запоминания количества дней в месяце

Счёт по костяшкам рук. «Бугорок» — 31 день, «впадинка» — 30 дней (для февраля 29 или 28 дней)

Существует простое правило запоминания количества дней в месяце — «правило костяшек

».

Если выставить перед собой составленные вместе кулаки так, чтобы видеть тыльные стороны ладоней, то по «костяшкам» (суставам пальцев) на краю ладони и промежуткам между ними можно определить, является какой-либо месяц «длинным» (31 день) или «коротким» (30 дней, кроме февраля). Для этого нужно начать считать месяцы с января, отсчитывая костяшки и промежутки. Январю будет соответствовать первая костяшка (длинный месяц — 31 день), февралю — промежуток между первой и второй костяшками (короткий месяц), марту — костяшка, и т. д. Два следующих подряд длинных месяца — июль и август — попадают как раз на соседствующие костяшки разных рук (промежуток между кулаками не считается).

Существует также мнемоническое правило «Ап-юн-сен-но». Слоги этого слова указывают на названия месяцев, состоящих из 30 дней; февраль, в зависимости от года, содержит 28 или 29 дней; остальные 7 месяцев содержат 31 день. Удобство данного мнемонического правила заключается в отсутствии необходимости «пересчитывания» костяшек рук.

Также для запоминания количества дней в месяцах существует англоязычная школьная поговорка: Thirty days have September, April, June and November

. Аналог на немецком языке:
Dreißig Tage hat September, April, Juni und November
.

В тайском языке месяц имеет составное название, состоящее из названия соответствующего ему знака зодиака и суффикса: -คม (-khom

), если в месяце 31 день, и -ยน (
-yon
), если в месяце 30 дней. Февраль же именуется как กุมภาพันธ์ (
kumphaphan
) (месяц Водолея).

Неподвижные праздники

Январь

7 Рождество Христово

8 Собор Пресвятой Богородицы

9 Святого архидиакона Стефана

19 Крещение Господне, Богоявление

20 Собор святого Иоанна Предтечи

24 Преподобного Феодосия Великого

Февраль

2 Преподобного Евфимия Великого

7 Святого Григория Богослова

9 Перенесение мощей святого Иоанна Златоуста

15 Сретение Господне

Март

9 Обретение главы Иоанна Предтечи

22 Сорока мучеников

30 Святого Алексея, человека Божия

Апрель

Май

8 Апостола и евангелиста Марка

16 Успение преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

22 Перенесение мощей святого Николая

Июнь

3 Святых царей и равноапостольных Константина и Елены

24 Святых апостолов Варфоломея и Варвары

Июль

18 Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца

21 Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани

Август

1 Преподобного Серафима Саровского

2 пророка Ильи

9 Великомученика исцелителя Пантелеймона

19 Преображение Господне

28 Успение Богородицы

Сентябрь

13 Священомученика Киприана, епископа Карфагенского и святого Геннадия

19 Чудо Архистратига Михаила

21 Рождество Богородицы

27 Воздвижения Креста

Октябрь

31 Апостола и евангелиста Луки

Ноябрь

4 Казанской иконы Божьей Матери

8 Великомученика Дмитрия Солунского

21 Собор Архистратига Михаила

29 Святого апостола и евангелиста Матфея

Декабрь

7 Святой Великомученицы Екатерины

13 Андрея Первозванного

17 Святой Великомученицы Варвары

19 Святого Николая

22 Зачатье святой Анны

Структура григорианского календаря

Основная статья: Структура григорианского календаря

В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366.

365,2425=365+,25−,01+0,0025=365+14−1100+1400.{\displaystyle 365{,}2425=365+0{,}25-0{,}01+0{,}0025=365+{\frac {1}{4}}-{\frac {1}{100}}+{\frac {1}{400}}.}

Западногерманская марка 1982 года, выпущенная к 400-летию введения григорианского календаря. Изображение на марке взято из книги, изданной Иоганном Рашем в 1586 году

Отсюда следует распределение високосных годов:

  • год, номер которого кратен 400, — високосный;
  • остальные годы, номер которых кратен 100, — невисокосные;
  • остальные годы, номер которых кратен 4, — високосные.

Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были. Также не будет високосным и 2100 год.

Погрешность в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 тысяч лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3 тысяч лет, получается, если не учитывать, что со временем изменяется количество суток в тропическом году и, кроме того, изменяется соотношение между продолжительностями времён года.

Советуем изучить Кто такие еретики. история и значение этого слова

В григорианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; год может начинаться с любого из семи дней недели. В совокупности это даёт 2 × 7 = 14 вариантов календаря на год.

Календарь на 2021 год
Январь ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Февраль Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Март Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Апрель Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Май Пн
ВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Июнь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Июль Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Август Пн
ВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Сентябрь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Октябрь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Ноябрь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Декабрь Пн
ВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Почему выбор пал именно на Григорианский?

Земля за сутки вокруг собственной оси делает полностью целый оборот, а за весь год вращается вокруг Солнца только один раз. Чтобы прошел астрономический год, понадобится 365 суток, 5 часов 48 минут 46 секунд. Делаем вывод, что не существует суток с целым удобным числом. Вот и возникает проблема в создании точного календаря с чётким отсчетом времени.

У древних греков и римлян в ходу был очень простой, но довольно удобный календарь. Луна возрождается с интервалом – 30 суток или правильнее 29 суток добавочно 12 часов и еще плюсуем 44 минуты. Поэтому, наблюдая за внешними изменениями Луны, возможно считать месяцы и даже дни. В самом начале в календаре насчитывалось 10 месяцев, и они назывались звучными именами древних богов Рима.

В первые годы третьего столетия применялся аналог, основанный на лунно-солнечном цикле протяженностью 4 года. Но существовала погрешность ровно на один день у величины целого солнечного года.

В Египте применялся солнечный календарь, образовавшийся в процессе наблюдений и изучения Сириуса и Солнца. По нему один год получался – 365 суток, и насчитывал 12 месяцев, в отдельности по 30 дней. Когда они истекали, то присоединяли добавочно 5 дней. Объяснение этого звучало очень гордо, якобы «во имя самих богов».

Григорианский календарь

И тогда Римские Папы пришли к пониманию того, что календарь не точен и его нужно усовершенствовать. Папой, который провёл календарную реформу, стал Григорий ХIII. Именно в честь него новый календарь и был назван григорианским. До Григория ХIII попытки изменить календарь предпринимали папы Павел III и Пий IV, но их попытки были не успешны. Новый, григорианский, календарь был введён 4 октября 1582 года. Разработкой календаря по поручению папы занимались астрономы Христофор Клавиус и Алоизий Лилиус. После введения нового календаря в 1582 году за датой 4 октября четверг сразу же последовала новая дата – 15 октября пятница. Именно настолько юлианский календарь к тому времени отставал от григорианского.

Григорианский календарь состоит из 365 суток в год, високосный год насчитывает 366 суток. Но при этом расчёт високосных годов стал более совершенным. Так високосный год – это год, номер которого кратен 4. Годы кратные 100 являются високосным при условии их деления на 400. Таким образом, 2000 год был високосным, 1600 год был високосным, а 1800 или 1900 год, к примеру, високосными не являлись. Ошибка в один день теперь накапливается за 10 000 лет, в юлианском – за 128 лет.

Как готовилась реформа календаря?


Гай Юлий Цезарь навел в календаре порядок. Разработать новый солнечный календарь он поручил крупнейшему астроному того времени Созигену из Александрии. За основу Созиген взял период годового перемещения Солнца между звездами, то есть звездный год, длиной 365 с четвертью суток. Правда, астрономы уже знали, что эта цифра не совсем точна, но, видимо, Созиген не посчитал это обстоятельство существенным, так как пренебрег им. По мысли Созигена, начало каждого календарного года должно было всегда приходиться на одно и то же число и одно и то же время суток, а продолжительность его – очень близко совпадать со звездным годом. Поэтому, как рассчитал Созиген, три года подряд должны состоять из 365 дней, четвертый – из 366. При этом год разбивался на 12 месяцев и навсегда из календаря изымался дополнительный месяц мерцедоний

.

Упорядочил Созиген и число дней в месяцах. Все нечетные месяцы содержали по 31 дню, а все четные по 30. Лишь в феврале «короткого» года было 29 дней, а високосного – 30. Чтобы добиться полного совпадения следующего новогоднего праздника с астрономическим временем, перед тем как Римская империя официально перешла на новый календарь, ее гражданам пришлось прожить необыкновенно длинный год. Поскольку, по расчетам Созигена, прежний римский календарь очень сильно опередил звездный год, то кроме 23-дневного мерцедония были добавлены еще два безымянных месяца – из 34 и 33 дней. Их вставили между ноябрем и декабрем.

Системы летоисчисления Юлия Цезаря и папы Григория XIII

Если вам довелось жить в 1918 году, то у вас не было даты 1 февраля. А также последующих 12 дней.

Декрет Совета народных комиссаров от 26 января отменил первые 13 дней февраля, дабы Россия начала жить в ногу с Европой. Иначе говоря, декрет большевиков приказал заменить старый (юлианский) календарь на более современный григорианский. После 31 января в 1918 году в России сразу наступило 14 февраля.

В то же время новая власть приняла декрет об отделении православной церкви, которая до этого была частью власти, от государства, подписав соответствующий указ 20 января 1918 г (за 6 дней до указа о календарной реформе). Надо ли удивляться, что руководство православной церкви, в свою очередь, решило не следовать указу революционеров и принципиально не изменило даты религиозных праздников на новые, введенные большевиками.

Православная церковь все еще не сдается и крепко держится за юлианскую систему и в наши дни. Именно поэтому западные страны празднуют Рождество 25 декабря, а православные России — 7 января, с разницей в 13 дней. Хотя белорусы и украинцы, к примеру, уже официально ввели празднование Рождества 25 декабря в государственном порядке в качестве выходного дня, наряду с православной датой.

Но на деле, мало кто вникает в тот факт, что григорианскую систему ввел христианский священник, а юлианскую — древнеримский язычник.

Ссылка по теме: В чем разница между католиками и православными христианами?

Западное и православное Рождество празднуются с разницей в 13 дней.

Как вычислять даты исторических событий?

Чтобы правильно вычислить дату какого-либо исторического события применительно к современному календарю, следует понимать, в какой стране оно произошло и когда именно там был введен Григорианский календарь. Если речь идет о европейской державе и некоем событии, произошедшем, допустим, в девятнадцатом веке, то к дате нужно прибавить 12 дней.

Если же имеется в виду какое-либо событие из российской истории, связанное с церковным календарем (который, как мы уже упоминали, не менялся), то ситуация складывается несколько иная. Ведь, строго говоря, Рождество Иисуса Христа продолжают отмечать 25 декабря, просто в миру люди именуют эту дату 7 января – только и всего.


Стиль новый и старый

Для того, чтобы мирским людям было проще понимать церковников, около каждой религиозной даты в скобочках стали проставлять дни по новому стилю (прибавляя тринадцать дней) со специальными пометками. Например, то же Рождество – 25 декабря ст.ст. (7 января н.ст.).

Римская версия юлианского календаря

Введена примерно в 750 г. до н.э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось произвольным решением жрецов, даты до 8 г. н.э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях.

Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condita) — 753/754 г. до н.э.

Внимание! В нашем конвертере даты до 753 г. до н.э

не вычисляются, т.к. в римском календаре не имеют исторического смысла.

Названия месяцев

Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями при слове mensis — месяц: m. Januarius; m. Februarius; m. Martius; m. Aprilis; m. Majus; m. Junius; m. Julius; m. Augustus; m. September; m. October; m. November; m. December.

Бог времени — Янус двуликий и Майя — богиня плодородной земли

Римляне как и мы имели 12 месяцев (вернее это современный мир позаимствовал у них эти месяцы, зачастую с названиями), но год у них начинался с марта. Месяцы получили свое название от имен богов, людей, праздников и просто чисел:

Современное имяРимское имяв честь:
11JanuaryIanuariusJanus — God
12FebruaryFebruariusFebrua — festival
1MarchMartiusMars — God
2AprilAprilis?
3MayMaiusMaia — Goddess
4JuneIuniusIuno — Queen of the Gods
5JulyIulius / QuinctilisIulius — Caesar / 5 (quinque, пятый)
6AugustAugustus / SextilAugustus — Emperor / 6 (sex, шестой)
7SeptemberSeptember7 (septem, седьмой)
8OctoberOctober8 (octo, восьмой)
9NovemberNovember9 (novem, девятый)
10DecemberDecember10 (decem, десятый)

Числа месяца

Число внутри месяца определялось по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (Kalendae); 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны (Nonae); 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды (Idus). Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре, в остальные месяцы Ноны — на 5-е, а Иды — на 13-е число. Например, 22 августа 80 г. н.э. обозначали так: за одиннадцать дней до сентябрьских Календ (ante diem XI Kalendas Septembres).

Первые числа месяца определяли, отсчитывая дни от предстоящих Нон, затем, когда Ноны проходили — от Ид, и последние дни определялись от будущих Календ. Если день приходился на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня ставилось в abl.pl., например: 1-го февраля — Kalendis Februariis, 15-го марта — Idibus Martiis, 5-го апреля — Nonis Aprilibus. День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначался словом pridie (накануне) с acc.: 31-го января — pridie Kalendas Februarias, 14-го марта — pridie Idus Martias, 4-го апреля — pridie Nonas Apriles.

Дни недели

Хотя само деление на недели по семь дней появилось еще в древнем Вавилоне, семь дней недели стали стандартом примерно в 3 веке нашей эры. Имена дни недели получили по небесным телам:

1Mondaydies LunaeThe Moon (Луна)
2Tuesdaydies MartisMars (Марс)
3Wednesdaydies MercuriiMercury (Меркурий)
4Thursdaydies IovisJupiter (Юпитер)
5Fridaydies VenerisVenus (Венера)
6Saturdaydies SaturniSaturn (Сатурн)
7Sundaydies SolisThe Sun (Солнце)

Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н.э. Эта дата произвольна и была избрана историками лишь для согласования различных систем летоисчисления.

Лилианская дата — это астрономический способ измерения времени, при котором считается количество дней, прошедших с введения григорианского календаря (00:00:00 15 октября 1582 года).

Советуем изучить Молитвы о благополучии детей

Дата меняется в полночь по всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time, или UTC). Лилианская дата 15 октября 1582 года имеет порядковый номер 1. Лилианскую дату можно получить из юлианской даты путём вычитания 2 299 160,5 и исключения из результата десятичной дроби. (с)Основа скрипта взята с несуществующего в настоящее время сайта https://www.24hourtranslations.co.uk/dates.htm

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.

Суть недоразумения

В действительности же, вокруг Солнца планета Земля не оборачивается чётко за период в 365 дней. Нет точного совпадения солнечного и календарного года – имеется отклонение. В связи с чем, медленно сдвигаются астрономические события. К примеру, сдвинулся день весеннего равноденствия во время первого Вселенского Собора, дата которого была изначально 21 марта.

Григорий пытался устранить все подобные явления и поместить события масштабного астрономического плана в прежние рамки.

Новый и старый календари научились прекрасно ладить вместе, но многие в мире по-прежнему живут по Григорианскому, а Юлианским пользуются при назначении христианских праздников.

Распространение календарного новшества

  • Похожая история произошла в Америке и Англии в 18 веке, но так как тогда разница между системами исчисления лет была меньше, то и «потеряли» англичане и американцы всего 11 дней.
  • Так, 260 лет назад американцы «лишились» даты 13 сентября 1752 года, а также предшествующих десяти суток. Вместо этого, люди легли спать вечером 2-го сентября, а проснулись утром 14-го.
  • 11 дней между этими датами были просто пропущены – так было сделано по приказу парламента, который принял решение внедрить григорианский календарь, дабы уравнять Британию и ее заморские владения с большей частью Западной Европы.

Кстати, Китай перешел на григорианский календарь только в 1949 г. Некоторые другие страны немногим раньше: Египет в 1928, Турция в 1926, Греция в 1924, Румыния и Югославия в 1919.

А вообще различных календарей известно несколько десятков!

Как пересчитывать прошлые даты?


Если бы историки всего мира не договорились о том как и какой календарь использовать для датировки исторических событий, это привело бы к разнобою и сумятице в определении дат.

Какие бывают ошибки пересчета дат?

  1. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, иногда говорится, что Инка Гарсиласо де ла Вега, Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли в один день — 23 апреля 1616 года. На самом деле Шекспир умер на 10 дней позже, чем Инка Гарсиласо, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году, и на 11 дней позже чем Сервантес (который умер 22 апреля, но был похоронен 23 апреля).
  2. Есть и другого рода ошибки, когда для получения даты исторического события по григорианскому календарю зачем-то добавляют число дней, составлявших разницу между календарями на момент перехода страны на новый стиль календаря. То есть распространяют разницу числа дней календарей в глубь веков. Такую ошибку продемонстрировала наша госдума, назначив государственный праздник на 4 ноября — депутаты к дате взятия Китай-Города 22 октября 1612 года прибавили 13 дней, хотя разница между календарями тогда составляла лишь 10 дней. Это уже не говоря о том что собственно Кремль, а вернее кремлевский гарнизон польских войск сдался еще много позже и этой даты. Кроме этого госдума также бесдумно назначила некоторые памятные воинские даты: • Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года, памятную дату назначили на 28 апреля (разница опять 13 дней); • День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года, дату зачем-то назначили на на 21 сентября (13 дней); Причем эти ошибки выборочные, большая часть дат верно подсчитаны, что особенно подчеркивает небрежность пересчета ранее упомянутых дат: • День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня 1709 года, дату справедливо назначили на 8 июля (11 дней); • День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа 1812 года, дату правильно назначили на 5—7 июля (12 дней);
  3. Если в историческом событии участвовали две страны в разные века перешедшие на новый стиль, небрежные историки обоих стран могут внести еще большую сумятицу, по незнанию пересчитывая старинную дату каждый по своему. Те же шведы дату невской битвы (15 июля 1240 по юлианскому календарю) могли бы неправильно пересчитать в 26 июля по григорианскому календарю (+11 дней), а наши такие же горе-историки пересчитали бы в 28 июля (+13 дней).

Во избежание подобной путаницы приняты правила перевода дат:

  • Для обозначения всех дат до 1582г н.э. чаще всего используется юлианский календарь, введённый с 1 января 45 года до н.э.
  • Даты до введения юлианского календаря 1 января 45 года до н. э. обозначаются по т.н. пролептическому юлианскому календарю. Пролептический (от греч. «предвосхищающий») календарь — календарь, расширенный на период до его введения. Проще говоря, даты считают по юлианскому календарю, несмотря на то что календарь еще не был даже придуман.
  • Для пересчета дат после 1582г в тех странах где на момент исторического события продолжал действовать юлианский календарь, дату пересчитывают в григорианский календарь добавляя то число дней, на которое отличались календари на момент совершения события.
  • В регионах, где вообще не использовался юлианский календарь, датировка всех событий производится по пролептическому григорианскому календарю (определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до его появления 15 октября 1582 года).

Подвижные праздники

ПАСХА

— первое воскресенье после первого
весеннего
(случившегося после дня весеннего равноденствия) полнолуния.

У православных, по причине накопившегося отставания календаря на 13 дней, «равноденствие» (тоже 22 марта, но по «старому стилю») приходится на 4 апреля по «новому стилю», и следовательно, праздник Пасхи обычно съезжает на более позднее время. Поэтому все подвижные

праздники съезжают каждый год на разное количество дней. Остальные,
неподвижные
даты, у православных и католиков расходятся на 13 дней, то есть они привязаны к одинаковым числам месяца, но сам календарь — у каждого свой.

Из за этой разницы календарей возникает проблема с языческими обрядами — большая их часть привязана к астрономическим моментам — датам равноденствий и солнцестояний, и если отталкиваться от «старого стиля» и церковных

праздников, то многие важные астрономические моменты будут упущены.

Красная Горка — первое воскресенье после Пасхи.

Радуница — девятый день после Пасхи.

Семик — четверг седьмой недели после Пасхи.

Родительская суббота — суббота седьмой недели после Пасхи.

Вход Господен в Иерусалим — За семь недель (Великий пост) до пасхи.

Тогда же начинается Масленица (Сырная Седьмица).

Вознесение Господне — через 40 дней после Пасхи.

Пятидесятница (Святая Троица) — через 50 дней.

Духов день — первый понедельник после Троицы.

Через неделю после Троицы начинается — Петров пост.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]