Почитание икон и поклонение идолам: в чем разница?


На протяжении тысячелетий икона сопровождала верующего человека на его жизненном пути. Сегодня некоторые иконы признаются уникальным культурным объектом. Но при этом абсолютно любой святой образ, независимо от вида и техники исполнения, глубоко почитаем религиозными людьми.

В доме христианина иконе обычно отводится особое место — молитвенный уголок, который обычно именуется «красный угол». Сегодня иконы можно расположить на красивых резных полках, в киоте или в иконостасе.

Подробнее о том, как и где расположить иконы в доме мы писали здесь.

Что касается самих икон, то их существует огромное количество. Причем каждую можно классифицировать по тем или иным признакам и причислить к определенному виду.

Что общего и что отлич­ного между иконой и кар­ти­ной?

Икона, как и кар­тина, явля­ется пред­ме­том худо­же­ствен­ного твор­че­ства чело­века. Как и напи­са­ние кар­тины, напи­са­ние иконы тре­бует исполь­зо­ва­ния опре­де­лен­ных худо­же­ствен­ных мето­дов и при­ё­мов, худо­же­ствен­ного мастер­ства.

Между тем, икона отли­ча­ется от кар­тины по суще­ству. Прежде всего нужно отме­тить, что икона пред­став­ляет особую сферу чело­ве­че­ского бытия — духовно-рели­ги­оз­ную, имеет особые функ­ции, особое пред­на­зна­че­ние.

Кар­тина может отоб­ра­жать как дей­стви­тель­ный, так и вымыш­лен­ный, вооб­ра­жа­е­мый мир. Икона же — только дей­стви­тель­ный, однако в отли­чие от кар­тины она являет его не с точки зрения живо­писца, а с опорой на Откро­ве­ние Божье.

Мир, отоб­ра­жа­е­мый на иконе, это не только, и даже не столько мир при­выч­ного для греш­ни­ков зем­ного бытия, сколько мир ино­бы­тия. Пред­став­ляя даже и земной, види­мый, чув­ствен­ный мир, икона обна­ру­жи­вает его таким, каким он видится со сто­роны святых: как объект Божьего Тво­ре­ния и Попе­че­ния; как арена духов­ной борьбы сил Добра и зла. Вместе с тем иконы пред­став­ляют нам и мир горний, и мир доль­ний.

Даже если речь идёт о рели­ги­оз­ных кар­ти­нах, где могут отоб­ра­жаться идеи, при­су­щие Пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии, эти кар­тины, будучи неза­ви­си­мыми от тре­бо­ва­ний цер­ков­ных кано­нов, несут на себе печать инди­ви­ду­а­лизма их авто­ров, след част­ного, субъ­ек­тив­ного миро­ощу­ще­ния и свя­зан­ных с этой част­но­стью автор­ских ошибок, фан­та­зий, меч­та­ний (в данном отно­ше­нии раз­ницу между ико­нами и кар­ти­нами можно сопо­ста­вить с той раз­ни­цей, какая про­сле­жи­ва­ется между цер­ков­ной и вне-цер­ков­ной рели­ги­озно-фило­соф­ской лите­ра­ту­рой).

Цель иконы — спо­соб­ство­вать еди­не­нию чело­века и Бога. Конечно, в какой-то мере кар­тина тоже может слу­жить этой цели, напри­мер, бла­го­творно воз­дей­ствуя на эсте­ти­че­ское и даже рели­ги­оз­ное чув­ство и тем спо­соб­ствуя нрав­ствен­ному пре­об­ра­же­нию лич­но­сти. Однако, это отно­сится далеко не ко всем образ­цам живо­пис­ного искус­ства. Доста­точно часто кар­тины, даже и при­над­ле­жа­щие к обла­сти высо­кого твор­че­ства, воз­буж­дают в чело­веке те чув­ства, с кото­рыми совер­шенно не мирится поня­тие о хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тель­но­сти, чистоте.

В отли­чие от картин, отоб­ра­жа­ю­щих дей­стви­тель­ность с той или иной сте­пе­нью кон­крет­но­сти, икона — глу­боко сим­во­лична; причём, как пра­вило, эти сим­волы понятны и доступны всем вни­ма­тель­ным, обра­зо­ван­ным веру­ю­щим. Образы же сим­во­ли­че­ских картин нередко бывают понят­ными только для их авто­ров.

Нако­нец, икона служит окном в горний мир. Бла­го­го­вейно взирая на образ Божий или Его свя­того, отме­чен­ный на иконе, хри­сти­а­нин духовно воз­но­сится к Самому Пер­во­об­разу; молясь перед ликом изоб­ра­жен­ного, он реально соеди­ня­ется духов­ною связью с Самим изоб­ра­жен­ным, Богом или Его святым; а Бог, или Его святой, реально слышит молитву, реально отве­чает на просьбу моля­ще­гося (по мере веры и в меру умест­но­сти).

Кар­тина не имеет такого зна­че­ния и пред­на­зна­че­ния. Более того, ложное кар­тин­ное изоб­ра­же­ние Бога спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию у довер­чи­вого зри­теля лож­ного о Нём впе­чат­ле­ния, что может при­ве­сти к созда­нию в душе неко­его вооб­ра­жа­е­мого идола.

Иконостас дома

Со старинных времен существует традиция создания иконостаса дома. Первым делом, войдя в новый дом, с собой брали икону, чтобы оградить его стены от зла и нечисти. Порой их количество было больше, чем в небольшой церкви, так старались себя оградить от неприятностей верующие. Считалось, что должно быть три основных иконы в квартире: Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. И уже по ходу жизни они дополнялись венчальными, праздничными, образами святых покровителей.

В день крещения у каждого появляется свой заступник, имя которого он носит. В честь такого события принято дарить мерные иконы. Конечно, здесь больше идет речь о детях. Считалось, что она может всю жизнь защищать своего обладателя и оберегать, если обращаться к ней с молитвой и чистыми помыслами.

Существуют такие понятия, как родовая и семейная икона. Они разные по смыслу и написанию. Первая передается из поколения в поколение, может быть очень древней. А вторая содержит образа святых всех членов семьи, а в центре — наиболее почитаемого святого.

Чем икона отли­ча­ется от идола?

Изна­чально чело­век не был неве­ру­ю­щим. До гре­хо­па­де­ния пер­во­здан­ные люди живо ощу­щали при­сут­ствие Бога, пре­бы­вали в обще­нии с Ним. Эти отно­ше­ния были раз­ру­шены в резуль­тате дерз­кого пре­ступ­ле­ния. Первое время знание об Истин­ном Боге, Творце, рас­про­стра­ня­лось между потом­ками от отцов и мате­рей к детям. Посте­пенно истин­ное знание о Боге вытес­ня­лось ложным, обрас­тало мифами и леген­дами.

В конце концов, между наро­дами рас­про­стра­ни­лись извра­щён­ные веро­ва­ния в мест­ных богов. Стре­мясь иметь под рукой ося­за­е­мые образы вымыш­лен­ных божеств, люди стали созда­вать себе куми­ров и идолов. Нередко и сами кумиры «наде­ля­лись» сверхъ­есте­ствен­ными, боже­ствен­ными свой­ствами. Стало быть, идолы появи­лись вслед­ствие неве­де­ния Бога, как один из резуль­та­тов греха.

Идол в пере­воде с гре­че­ского — изоб­ра­же­ние. Это статуя, исту­кан, кото­рому покло­ня­ются как боже­ству. Для языч­ника исту­кан, кото­рому он покло­нялся, был как бы живым, физи­че­ским вопло­ще­нием боже­ства. При­не­сти идолу кро­ва­вую жертву, под­не­сти уго­ще­ние в виде каких-то плодов или цветов зна­чило бук­вально «накор­мить, задоб­рить боже­ство». Язы­че­ское созна­ние вос­при­ни­мало руко­твор­ного идола как визу­а­ли­зи­ро­ван­ное боже­ство, кото­рое мате­ри­а­ли­зо­ва­лось в дереве, металле, мра­море или любом другом мате­ри­але, из кото­рого был сделан исту­кан.

В отли­чие от идолов святые иконы оли­це­тво­ряют не обо­жеств­лен­ную тварь, не вооб­ра­жа­е­мых ложных богов. Они пред­став­ляют образы вопло­тив­ше­гося Еди­ного и Истин­ного Бога, а также образы Его угод­ни­ков, образы види­мого и неви­ди­мого мира, важные собы­тия про­шлого, насто­я­щего, буду­щего.

В отли­чие от идо­ло­по­клон­ни­ков, верив­ших в могу­ще­ство своих идолов, хри­сти­ане, почи­тая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молит­вен­ные обра­ще­ния направ­ля­ются к дереву и крас­кам. Пра­во­слав­ные отно­сятся к иконам как к свя­ты­ням, бого­угод­ным сред­ствам, спо­соб­ству­ю­щим еди­не­нию с Гос­по­дом, доб­рыми анге­лами, пра­вед­ни­ками, однако не наде­ляют их Боже­ствен­ными каче­ствами.

При том, что сами по себе идолы не обла­дают ника­кой сверхъ­есте­ствен­ной силой, покло­не­ние им может сопро­вож­даться про­яв­ле­нием поту­сто­рон­них сил. Почему? Идо­ло­по­клон­ство угодно дья­волу; почи­тая идолов и куми­ров, люди всту­пают в обще­ние с демо­нами (1Кор.10:19–20).

Совсем другое дело — ико­но­по­чи­та­ние. Прак­тика почи­та­ния святых икон угодна Богу. Одно из первых про­об­ра­зо­ва­тель­ных изоб­ра­же­ний Христа было создано по ука­за­нию Божию ещё во вре­мена Вет­хого Завета. Речь — о медном змее: «И сказал Гос­подь Моисею: сделай себе [мед­ного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо чело­века], ужа­лен­ный, взгля­нув на него, оста­нется жив

» (Числ.21:8). Медный змей про­об­ра­зо­вал собою Христа, воз­не­сен­ного на Крест, умер­шего и вос­крес­шего, взирая на Кото­рого с верой хри­сти­ане избав­ля­ются от власти диа­вола и греха.

Идолы бес­сильны. А по молит­вам истинно веру­ю­щих, моля­щихся перед ико­нами Бог пре­по­даёт бла­го­дать. Икона помо­гает бого­мольцу воз­вы­ситься духом к тому пер­во­об­разу, чей образ пред­став­лен на ней. Стало быть, взирая на образ, хри­сти­а­нин всту­пает в обще­ние не с изоб­ра­же­нием, а с изоб­ра­жен­ным святым. И несмотря на то, что моля­щийся пред­стоит образу, его молитву дей­стви­тельно, а не мнимо слышит сам пер­во­об­раз. В этой связи икона нередко обо­зна­ча­ется как окно в горний мир.

Покло­не­ние идолам раз­вра­щает нравы людей. Сми­рен­ное же и пока­ян­ное моле­ние перед ико­нами спо­соб­ствует вос­хож­де­нию по лествице духов­ных совер­шенств.

Покло­ня­ю­щи­еся идолам могут быть под­верг­нуты суду Божьей Правды уже в земной жизни, но гораздо страш­нее то, что они ставят себя под угрозу вечной поги­бели (Втор.27:15). Почи­та­ю­щие же святые иконы нередко ста­но­вятся объ­ек­тами Божией мило­сти, Божьих бла­го­сло­ве­ний.

Исцеляющие образа

Для большинства тех, кто много или тяжело болеет, икона — это возможность обратиться с мольбой о помощи. И есть такие, к которым принято обращаться в трудные минуты. Многим верующим известен Пантелеймон целитель и Великомученица Варвара, чудотворцы Дамиан и Косма. При обращении к образу Богородицы — иконе «Неупиваемая Чаша» — молятся об избавлении от зависимостей (наркомании, алкоголизма, курения). История ее возникновения берет свое начало еще с 1878 года. Старый солдат прибыл из Тульской губернии в Серпуховский женский монастырь с целью найти эту икону и исцелиться. Он страдал запоями и по этой причине потерял способность ходить. В этот монастырь привел его повторяющийся сон, в котором он видел старца, повелевшего явиться именно в это место для исцеления.

От своего дома до Серпухова ему предстояло проползти 100 км, Владычица смилостивилась над ним и навела его на дом старушки. У нее солдат пробыл два дня, за это время старушка помогла ему немного окрепнуть, мазала ноги целебной мазью, и дальше он пошел, опираясь на костыль. Когда он добрел до монастыря и рассказал о своем тяжелом пути в Серпухов, то попросил о направлении его к иконе «Неупиваемая Чаша», но о ней никто не знал. Услышав, что сама Богородица помогал ему, люди отправились ее искать. Солдат же отправился к мощам преподобного Варлаама, который основал монастырь, и узнал в нем того старца из своего сна.

Тем временем в коридоре, который соединял ризницу с Георгиевской церковью, обнаружили старую, написанную в византийском стиле икону. На доске была изображена Богородица, а перед нею младенец Иисус в чаше. Повернув образ обратной стороной, служители монастыря увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Ее тут же вынесли в церковь и отслужили молебен, во время которого солдат почувствовал облегчение и стены монастыря покинул уже здоровым, а желания выпить спиртное у него больше не возникало.

Зачем освя­щать иконы?

Смысл освя­ще­ния икон выра­жен в молитве, кото­рую читает свя­щен­ник при освя­ще­нии иконы: «Воззри на эти иконы, кото­рые рабы Твои в честь и славу Тебя <�…> создали, бла­го­слови их и освяти, и подай им силу целеб­ную, все козни диа­воль­ские про­го­ня­ю­щую, и сделай, чтобы все, при­лежно пред ними моля­щи­еся были услы­шаны, и милость Твоего чело­ве­ко­лю­бия обрели, и бла­го­дать полу­чили».

По словам С.В. Алек­се­ева, “освя­ще­ние – это, можно ска­зать, бла­го­сло­ве­ние, кото­рое дает от лица всей Церкви свя­щен­но­слу­жи­тель на исполь­зо­ва­ние пред­мета или изоб­ра­же­ния для Бого­об­ще­ния. При­ме­ни­тельно к святым иконам освя­ще­ние – это также кри­те­рий оценки их бого­слов­ского содер­жа­ния и, соот­вет­ственно, раз­ре­ше­ние на уча­стие в литур­ги­че­ской жизни Церкви. Сомни­тель­ные по содер­жа­нию и тех­нике выпол­не­ния иконы бла­го­сло­ве­ния не полу­чают.

Не будем судить о том, про­ис­хо­дят ли изме­не­ния в физи­че­ской при­роде пред­мета в момент его освя­ще­ния, но с точки зрения нрав­ствен­ной – эти изме­не­ния оче­видны. Меня­ется не только статус пред­мета, но и отно­ше­ние чело­века к нему”.

Николай Чудотворец, заступник странствующих

Те, у кого жизнь связана с постоянным перемещением, командировками, часто просят заступничества перед иконой Николая Чудотворца. О его чудесной силе известно испокон веков. Жил Николай еще в 3-4 веке, был милосердным и благочестивым епископом города Миры Ликийские. В годы жизни о нем уже ходили сказания, он мог исцелить, спасти от смерти невинных, утихомирить непогоду. Согласно церковному преданию, сохранившиеся нетленными мощи святого источали миро, которое помогло исцелиться многим.

Одно из чудес после его смерти случилось в 1812 году, когда во время отступления Наполеона из Москвы взорвалась Никольская башня на Московском Кремле. Над его вратами была помещена икона, названия которой чужеземцы не знали, неведомо было им и о ее силе. Стены в момент взрыва покосились, но устояли, вышибло двери и окна. Нетронутым остался не только образ, но и стекло, его прикрывавшее.

Все мореплаватели, путешественники обращаются к Николаю угоднику, зная, что он попросит Всевышнего о помощи и заступничестве во время долгого пути.

Кто и когда напи­сал самую первую икону?

Согласно Цер­ков­ному Пре­да­нию, первая икона появи­лась во время земной жизни Спа­си­теля. Это образ, кото­рый мы знаем под назва­нием «Неру­ко­твор­ный Спас». Подроб­ное изло­же­ние про­ис­хож­де­ния Неру­ко­твор­ного Образа нахо­дится в Четьи Минее. Кратко оно сво­дится к сле­ду­ю­щему: Едес­ский царь Авгарь, боль­ной про­ка­зой, послал к Христу своего архи­ва­рия Хан­нана (Ананию) с пись­мом, в кото­ром просил Христа прийти в Едессу и исце­лить его. Ханнан был худож­ни­ком, и Авгарь пору­чил ему, если Спа­си­тель не сможет прийти, напи­сать Его образ и при­не­сти ему. Ханнан застал Христа окру­жен­ным густой толпой, он встал на камень, с кото­рого ему было виднее, и попы­тался изоб­ра­зить Спа­си­теля. Видя, что Ханнан хочет сде­лать Его порт­рет, Хри­стос потре­бо­вал воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпе­ча­тался Его образ. Спа­си­тель пере­дал этот плат Хан­нану с пове­ле­нием отне­сти с ответ­ным пись­мом послав­шему его. В этом письме Хри­стос отка­зы­вался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему над­ле­жит испол­нить то, на что Он послан. По испол­не­нию Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих уче­ни­ков. Полу­чив порт­рет, Авгарь исце­лился от глав­ного своего недуга, но его лицо оста­ва­лось еще повре­жден­ным. После Пяти­де­сят­ницы в Едессу пошел святой апо­стол Фаддей, один из 70-ти, закон­чил исце­ле­ние Авгаря и обра­тил его в хри­сти­ан­ство. Авгарь при­кре­пил образ к доске и поме­стил в нише над город­скими воро­тами, убрав оттуда нахо­див­ше­гося там идола.

«Спасительные амулеты»

Сегодня в христианской религии довольно прибыльный бизнес — это торговля амулетами и оберегами, которые излечат ото всех недугов, защитят от всех бед, принесут здоровье, успех, любовь. Одиноким помогут найти свою пару, замужним/женатым — сохранить семью. Прямо-таки всемогущие вещицы!

У мусульман же такие амулеты не только не разрешены, но и строго запрещены, особенно те, которые якобы защищают от порчи, сглаза, болезней и бед. Ношение амулетов в исламе считается поклонением нескольким богам. Но человек должен обращаться за помощью исключительно к Аллаху.

Комментарии

Все ли иконы явля­ются чудо­твор­ными?

Цер­ков­ная исто­рия знает мно­же­ство чудес, про­ис­хо­дя­щих через святые иконы, с глу­бо­кой древ­но­сти и до наших дней. При этом в Церкви суще­ствует мно­же­ство явлен­ных обра­зов (то есть чудесно обре­тен­ных по Про­мыслу Божию), и их явле­ние озна­ме­но­вано чуде­сами. Но грань между чудо­твор­ной и не чудо­твор­ной иконой не без­услов­ная и не прин­ци­пи­аль­ная. Каждая икона бла­го­датна и может стать чудо­твор­ной. Можно даже ска­зать, что всякая икона, перед кото­рой горячо и искренне молятся Богу, святым или бес­плот­ным силам, ста­но­вится для моля­щихся чудо­твор­ной, так как пред данным обра­зом совер­ша­ется чудо пре­об­ра­же­ния души.

Какие иконы кла­дутся в центре храма на аналое?

В центре храма на аналое пола­га­ется икона празд­ника (если в этот день есть какой-либо цер­ков­ный празд­ник) или икона с изоб­ра­же­нием свя­того, память кото­рого празд­ну­ется в этот день. В вос­крес­ный день кладут икону Вос­кре­се­ния Хри­стова, кроме нее может пола­гаться и икона празд­ника или свя­того. В осталь­ные дни на аналое лежит хра­мо­вая икона, то есть икона того празд­ника или свя­того, в честь кото­рого освя­щен глав­ный пре­стол храма.

Как пра­вильно цело­вать иконы?

К иконам сле­дует под­хо­дить, не спеша, мыс­ленно про­из­нося молитву. При­нято дважды пере­кре­ститься с пояс­ным покло­ном, затем при­ло­житься к иконе в знак любви и почи­та­ния изоб­ра­жен­ного на ней. После этого в третий раз пере­кре­ститься, покло­ниться и отойти. У изоб­ра­жен­ного на иконе Спа­си­теля сле­дует цело­вать ноги, бла­го­слов­ля­ю­щую дес­ницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а неру­ко­твор­ный образ Спа­си­теля и главу Иоанна Кре­сти­теля – во власы. Если перед вами икона, кото­рой кроме вас хочет покло­ниться боль­шое коли­че­ство людей, помо­ли­тесь зара­нее, чтобы не задер­жи­вать и не иску­шать других веру­ю­щих.

Венчальная пара

Тем, кто решился на таинство венчания, необходимо знать, что существует определенный набор икон, которые должны быть при совершении таинства. Это образ Богородицы (находится в руках невесты) и Спасителя (в руках жениха). Они очень символичны и во время венчания означают, что мужчина принимает на себя роль креста семейной жизни, так называемой малой церкви; женщина же становится хранительницей и защитницей, несущей верность, добро и величайшую материнскую любовь.

Принято ставить их в доме с восточной стороны: с правой стороны — образ Христа, с левой — Богородицы. В былые времена венчальные иконы передавались в качестве благословения от родителей к детям.

Для чего зажи­га­ются све­тиль­ники перед ико­нами и совер­ша­ется перед ними каж­де­ние?

Све­тиль­ники сим­во­ли­зи­руют духов­ную радость, теп­лоту веры и горе­ние духа моля­щихся перед ико­нами. Зажи­гать све­тиль­ники перед свя­щен­ными изоб­ра­же­ни­ями и совер­шать перед ними каж­де­ние бла­го­вон­ным фимиа­мом пове­лел Сам Бог про­року Моисею: «И вели сынам Изра­и­ле­вым, чтобы они при­но­сили тебе елей чистый, выби­тый из маслин, для осве­ще­ния, чтобы горел све­тиль­ник во всякое время; в скинии собра­ния вне завесы, кото­рая пред ков­че­гом откро­ве­ния, будет зажи­гать его Аарон и сыно­вья его, от вечера до утра, пред лицем Гос­под­ним. Это устав вечный для поко­ле­ний их от сынов Изра­и­ле­вых» (Исх.27:20–21). За пра­во­слав­ным бого­слу­же­нием воз­жи­га­ются све­тиль­ники в знак радост­ного горе­ния духа перед Богом, и бывает каж­де­ние бла­го­вон­ным лада­ном для напо­ми­на­ния веру­ю­щим, что молитва, как дым кадиль­ный, должна воз­но­ситься вверх к Пре­столу Божию.

Как устро­ить домаш­ний ико­но­стас?

Обя­за­тельно надо иметь дома иконы Спа­си­теля и Божией Матери. Кроме того, суще­ствует много икон угод­ни­ков Божиих. Хорошо иметь в домаш­нем ико­но­стасе иконы святых, имена кото­рых носят члены семьи и тех святых, к небес­ной помощи кото­рых наи­бо­лее часто обра­ща­ются. При­об­ре­тать иконы лучше в пра­во­слав­ном храме или в спе­ци­аль­ных цер­ков­ных мага­зи­нах, где они уже освя­щены. Рас­по­ла­гать иконы в святом углу или домаш­нем ико­но­стасе нужно по прин­ципу иерар­хич­но­сти. Глав­ное место должно быть выде­лено иконам Пре­свя­той Троицы, Гос­пода Иисуса Христа и Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Жела­тельно, чтобы икона Троицы, Христа была не меньше осталь­ных икон. Икона Пре­свя­той Бого­ро­дицы, как пра­вило, ста­вится рядом с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, одес­ную (то есть справа, по правую руку) Его. Осталь­ные иконы рас­по­ла­га­ются по обе сто­роны от них, изоб­ра­жая собор святых вокруг Гос­пода Иисуса Христа. Обя­за­тельно на видном месте должен постав­ляться святой крест, как символ спа­се­ния людей от вечной смерти.

Значение святых в православии

Святые в православии нужны для того, чтобы обратиться к ним в минуты скорби или отчаяния, когда нет возможности решить проблему самостоятельно. К ним часто обращаются при неизлечимых недугах или проблемах дома. Девушки могут просить о поиске возлюбленного или о возможности зачатия ребенка.

Иконы размещают в святынях: храмах, часовнях, монастырях. Святые служили покровителями священного места, а также города, который располагается ближе всего к образу. Также в каждой иконе отмечается разный тип писания, что говорит о развитии иконографии.

Где устро­ить домаш­ний ико­но­стас?

Для домаш­него ико­но­стаса жела­тельно спе­ци­ально выде­лить часть глав­ной ком­наты (или место в каждой ком­нате), по древ­не­рус­ской тра­ди­ции изби­рался перед­ний угол, то есть при входе в ком­нату перед­ний справа угол, кото­рый часто мог сов­па­дать с восто­ком. В этом так назы­ва­е­мом крас­ном углу и обу­стра­и­ва­ется место исклю­чи­тельно для икон, лампад, святой воды, просфор и других свя­тынь. Можно, если не поз­во­ляют усло­вия, устро­ить место для икон и не в углу ком­наты, глав­ное, создать своего рода домаш­ний ико­но­стас, кото­рый станет удоб­ным местом для личной и семей­ной молитвы. Жела­тельно избе­гать близ­кого сосед­ства с ико­но­ста­сом теле­ви­зора, маг­ни­то­фона и другой быто­вой тех­ники, кото­рая вся служит земным, сию­ми­нут­ным целям. Не стоит рядом со свя­тыми ико­нами ста­вить деко­ра­тив­ные пред­меты свет­ского харак­тера.

Каковы основ­ные типы ико­но­гра­фии Спа­си­теля?

Ико­но­гра­фия Гос­пода Иисуса Христа вклю­чает мно­же­ство направ­ле­ний, в том числе, свя­зан­ных с Празд­нич­ным циклом (впро­чем, ико­но­гра­фия Празд­ни­ков обычно рас­смат­ри­ва­ется как само­сто­я­тель­ное направ­ле­ние ико­но­писи).

В каче­стве основ­ных ико­но­гра­фи­че­ских типов Спа­си­теля чаще всего выде­ляют пять: Спас Неру­ко­твор­ный, Гос­подь Все­дер­жи­тель (Пан­то­кра­тор), Спас в силах, Спас Эма­нуил (Емма­нуил), Спас на пре­столе.

Спас Неру­ко­твор­ный

Согласно Пре­да­нию Церкви, иконы этого типа вос­про­из­во­дят при­жиз­нен­ный образ Христа, явлен­ный вслед­ствие чуда.

Исто­рия свя­зы­вает это чудо со сле­ду­ю­щими собы­ти­ями. Когда Едес­ский царь Авгарь, стра­дав­ший от неиз­ле­чи­мой болезни (про­казы), узнал про совер­ша­е­мые Хри­стом чудеса, он послал к Нему своего живо­писца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с при­гла­ше­нием посе­тить город Едессу. Выслу­шав Ананию, Хри­стос отка­зал Авгарю в личном посе­ще­нии, однако не отка­зал в Своей мило­сти. Омыв лицо и потре­бо­вав при­не­сти убрус (плат), Хри­стос отёрся. В резуль­тате на ткани платка отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный лик. Через Ананию плат был пере­дан царю Авгарю, после чего тот был исце­лен.

Уве­ро­вав во Христа, Авгарь обра­тил к истин­ной вере своих под­дан­ных. Согласно его рас­по­ря­же­нию, Неру­ко­твор­ный Образ был раз­ме­щён в нише над город­скими воро­тами; он почи­тался как вели­кая свя­тыня. Когда один из потом­ков Авгаря, впав в грех идо­ло­по­клон­ства, захо­тел снять этот Образ, епи­скоп Едес­ский, по настав­ле­нию свыше, тайно заму­ро­вал нишу, скрыв Образ за гли­ня­ной доской.

Со вре­ме­нем о место­на­хож­де­нии Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу оса­дило войско пер­сид­ского царя Хозроя I, Небес­ная Вла­ды­чица, явив­шись архи­ерею Евла­лию (Евла­вию), ука­зала на Образ и пове­лела извлечь его из город­ской стены. Ниша была вскрыта, и к удив­ле­нию при­сут­ству­ю­щих помимо Неру­ко­твор­ного Образа (на убрусе) был обна­ру­жен ещё один, ана­ло­гич­ный ему, вос­про­из­ве­ден­ный на при­кры­вав­шей его гли­ня­ной доске. По воз­не­се­нии горо­жа­нами молитв к Богу и совер­ше­нии Крест­ного хода (с Неру­ко­твор­ным Обра­зом) вра­же­ское войско отсту­пило, и город был избав­лен от меча и позора.

Иконы «Спас Неру­ко­твор­ный» в разных вари­ан­тах пред­став­ляют лик Гос­пода либо без намёка на плат, либо отоб­ра­жен­ным на плате (убрусе) или на чере­пице (чрепии). Два послед­них вари­анта опре­де­ля­ются как «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» соот­вет­ственно.

Гос­подь Все­дер­жи­тель

На изоб­ра­же­ниях этого ико­но­гра­фи­че­ского типа Гос­подь бывает пред­став­лен фрон­тально: в рост или в форме пояс­ного изоб­ра­же­ния.

Его дес­ница пишется сло­жен­ной в жесте бла­го­сло­ве­ния — в знак бла­го­сло­ве­ния всех людей на избав­ле­ние от греха и стя­жа­ние Цар­ства Небес­ного. В левой руке Иску­пи­теля вос­про­из­во­дится рас­кры­тое или закры­тое Еван­ге­лие, либо свиток. Как Книга, так и свиток ука­зы­вают на Еван­гель­скую про­по­ведь; с другой сто­роны Книга ука­зы­вает на Книгу жизни.

Основ­ная идея сюжета: Гос­подь пред­став­лен в образе Все­мо­гу­щего, Все­власт­ного Царя (Пан­то­кра­тора, Все­дер­жи­теля).

Спас в силах

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью икон этого плана явля­ется то, что вос­се­да­ю­щий на пре­столе Спа­си­тель изоб­ра­жа­ется на фоне трех особых гео­мет­ри­че­ских фигур: крас­ного ромба (квад­рата), впи­сан­ного в синий овал (круг, эллипс), кото­рый, в свою оче­редь, «нало­жен» на крас­ный четы­рех­уголь­ник, в углах коего, высту­па­ю­щих из-за кон­тура овала, рас­по­ло­жены сим­волы четы­рех Еван­ге­ли­стов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).

Крас­ный ромб, обрам­ля­ю­щий фигуру Спа­си­теля, зна­ме­нует огонь Боже­ства и ука­зы­вает на Боже­ствен­ное досто­ин­ство Мессии; синий овал сим­во­ли­зи­рует Небо, ангель­ский мир, а внеш­ний и самый круп­ный четы­рех­уголь­ник, вклю­ча­ю­щий сим­волы Еван­ге­ли­стов, ука­зы­вает на про­по­ведь Еван­ге­лия по всему миру.

Хри­стос пишется бла­го­слов­ля­ю­щим правой рукой, дер­жа­щим в левой Книгу (символ Бла­го­ве­стия и Книги жизни)

Ико­но­гра­фия этого сюжета отоб­ра­жает эсха­то­ло­ги­че­ский мотив, являя Мессию в вели­чии Небес­ной славы, Таким, Каким Он явится при кон­чине веков, чтобы судить мир.

Отча­сти сюжет заим­ство­ван из виде­ния про­рока Иезе­ки­иля, созер­цав­шего Гос­пода, носи­мого ангель­скими силами, пред­став­лен­ными под обра­зом таин­ствен­ных живот­ных (Иез.1:4–28).

Спас Эмма­нуил

Иконы этого направ­ле­ния пред­став­ляют Христа в образе Отрока или Мла­денца — Эмма­ну­ила, рас­по­ла­га­ю­ще­гося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эмма­нуил, озву­чен­ное через про­рока Исаию, озна­чает «С нами Бог» (Ис.7:14).

Ико­но­гра­фией этого вида с особой выра­зи­тель­но­стью отте­ня­ется мысль о цели При­ше­ствия Сына Божьего в мир — Спа­се­нии чело­века, при­зва­нии всех людей в Цар­ство Божье.

Спас на пре­столе

Сюжет икон этого типа близок по содер­жа­нию сюже­там изоб­ра­же­ний «Гос­подь Все­дер­жи­тель». Хри­стос пред­стает вели­че­ственно и тор­же­ственно вос­се­да­ю­щим на пре­столе, как Царь Славы, Судья и Пра­ви­тель мира.

Внеш­ним отли­чием явля­ется то, что Еван­ге­лие рас­по­ла­га­ется на колене Христа, и Сам Он изоб­ра­жа­ется в полный рост.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]