На протяжении тысячелетий икона сопровождала верующего человека на его жизненном пути. Сегодня некоторые иконы признаются уникальным культурным объектом. Но при этом абсолютно любой святой образ, независимо от вида и техники исполнения, глубоко почитаем религиозными людьми.
В доме христианина иконе обычно отводится особое место — молитвенный уголок, который обычно именуется «красный угол». Сегодня иконы можно расположить на красивых резных полках, в киоте или в иконостасе.
Подробнее о том, как и где расположить иконы в доме мы писали здесь.
Что касается самих икон, то их существует огромное количество. Причем каждую можно классифицировать по тем или иным признакам и причислить к определенному виду.
Что общего и что отличного между иконой и картиной?
Икона, как и картина, является предметом художественного творчества человека. Как и написание картины, написание иконы требует использования определенных художественных методов и приёмов, художественного мастерства.
Между тем, икона отличается от картины по существу. Прежде всего нужно отметить, что икона представляет особую сферу человеческого бытия — духовно-религиозную, имеет особые функции, особое предназначение.
Картина может отображать как действительный, так и вымышленный, воображаемый мир. Икона же — только действительный, однако в отличие от картины она являет его не с точки зрения живописца, а с опорой на Откровение Божье.
Мир, отображаемый на иконе, это не только, и даже не столько мир привычного для грешников земного бытия, сколько мир инобытия. Представляя даже и земной, видимый, чувственный мир, икона обнаруживает его таким, каким он видится со стороны святых: как объект Божьего Творения и Попечения; как арена духовной борьбы сил Добра и зла. Вместе с тем иконы представляют нам и мир горний, и мир дольний.
Даже если речь идёт о религиозных картинах, где могут отображаться идеи, присущие Православной иконографии, эти картины, будучи независимыми от требований церковных канонов, несут на себе печать индивидуализма их авторов, след частного, субъективного мироощущения и связанных с этой частностью авторских ошибок, фантазий, мечтаний (в данном отношении разницу между иконами и картинами можно сопоставить с той разницей, какая прослеживается между церковной и вне-церковной религиозно-философской литературой).
Цель иконы — способствовать единению человека и Бога. Конечно, в какой-то мере картина тоже может служить этой цели, например, благотворно воздействуя на эстетическое и даже религиозное чувство и тем способствуя нравственному преображению личности. Однако, это относится далеко не ко всем образцам живописного искусства. Достаточно часто картины, даже и принадлежащие к области высокого творчества, возбуждают в человеке те чувства, с которыми совершенно не мирится понятие о христианской добродетельности, чистоте.
В отличие от картин, отображающих действительность с той или иной степенью конкретности, икона — глубоко символична; причём, как правило, эти символы понятны и доступны всем внимательным, образованным верующим. Образы же символических картин нередко бывают понятными только для их авторов.
Наконец, икона служит окном в горний мир. Благоговейно взирая на образ Божий или Его святого, отмеченный на иконе, христианин духовно возносится к Самому Первообразу; молясь перед ликом изображенного, он реально соединяется духовною связью с Самим изображенным, Богом или Его святым; а Бог, или Его святой, реально слышит молитву, реально отвечает на просьбу молящегося (по мере веры и в меру уместности).
Картина не имеет такого значения и предназначения. Более того, ложное картинное изображение Бога способствует формированию у доверчивого зрителя ложного о Нём впечатления, что может привести к созданию в душе некоего воображаемого идола.
Иконостас дома
Со старинных времен существует традиция создания иконостаса дома. Первым делом, войдя в новый дом, с собой брали икону, чтобы оградить его стены от зла и нечисти. Порой их количество было больше, чем в небольшой церкви, так старались себя оградить от неприятностей верующие. Считалось, что должно быть три основных иконы в квартире: Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. И уже по ходу жизни они дополнялись венчальными, праздничными, образами святых покровителей.
В день крещения у каждого появляется свой заступник, имя которого он носит. В честь такого события принято дарить мерные иконы. Конечно, здесь больше идет речь о детях. Считалось, что она может всю жизнь защищать своего обладателя и оберегать, если обращаться к ней с молитвой и чистыми помыслами.
Существуют такие понятия, как родовая и семейная икона. Они разные по смыслу и написанию. Первая передается из поколения в поколение, может быть очень древней. А вторая содержит образа святых всех членов семьи, а в центре — наиболее почитаемого святого.
Чем икона отличается от идола?
Изначально человек не был неверующим. До грехопадения первозданные люди живо ощущали присутствие Бога, пребывали в общении с Ним. Эти отношения были разрушены в результате дерзкого преступления. Первое время знание об Истинном Боге, Творце, распространялось между потомками от отцов и матерей к детям. Постепенно истинное знание о Боге вытеснялось ложным, обрастало мифами и легендами.
В конце концов, между народами распространились извращённые верования в местных богов. Стремясь иметь под рукой осязаемые образы вымышленных божеств, люди стали создавать себе кумиров и идолов. Нередко и сами кумиры «наделялись» сверхъестественными, божественными свойствами. Стало быть, идолы появились вследствие неведения Бога, как один из результатов греха.
Идол в переводе с греческого — изображение. Это статуя, истукан, которому поклоняются как божеству. Для язычника истукан, которому он поклонялся, был как бы живым, физическим воплощением божества. Принести идолу кровавую жертву, поднести угощение в виде каких-то плодов или цветов значило буквально «накормить, задобрить божество». Языческое сознание воспринимало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан истукан.
В отличие от идолов святые иконы олицетворяют не обожествленную тварь, не воображаемых ложных богов. Они представляют образы воплотившегося Единого и Истинного Бога, а также образы Его угодников, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.
В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам. Православные относятся к иконам как к святыням, богоугодным средствам, способствующим единению с Господом, добрыми ангелами, праведниками, однако не наделяют их Божественными качествами.
При том, что сами по себе идолы не обладают никакой сверхъестественной силой, поклонение им может сопровождаться проявлением потусторонних сил. Почему? Идолопоклонство угодно дьяволу; почитая идолов и кумиров, люди вступают в общение с демонами (1Кор.10:19–20).
Совсем другое дело — иконопочитание. Практика почитания святых икон угодна Богу. Одно из первых прообразовательных изображений Христа было создано по указанию Божию ещё во времена Ветхого Завета. Речь — о медном змее: «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив
» (Числ.21:8). Медный змей прообразовал собою Христа, вознесенного на Крест, умершего и воскресшего, взирая на Которого с верой христиане избавляются от власти диавола и греха.
Идолы бессильны. А по молитвам истинно верующих, молящихся перед иконами Бог преподаёт благодать. Икона помогает богомольцу возвыситься духом к тому первообразу, чей образ представлен на ней. Стало быть, взирая на образ, христианин вступает в общение не с изображением, а с изображенным святым. И несмотря на то, что молящийся предстоит образу, его молитву действительно, а не мнимо слышит сам первообраз. В этой связи икона нередко обозначается как окно в горний мир.
Поклонение идолам развращает нравы людей. Смиренное же и покаянное моление перед иконами способствует восхождению по лествице духовных совершенств.
Поклоняющиеся идолам могут быть подвергнуты суду Божьей Правды уже в земной жизни, но гораздо страшнее то, что они ставят себя под угрозу вечной погибели (Втор.27:15). Почитающие же святые иконы нередко становятся объектами Божией милости, Божьих благословений.
Исцеляющие образа
Для большинства тех, кто много или тяжело болеет, икона — это возможность обратиться с мольбой о помощи. И есть такие, к которым принято обращаться в трудные минуты. Многим верующим известен Пантелеймон целитель и Великомученица Варвара, чудотворцы Дамиан и Косма. При обращении к образу Богородицы — иконе «Неупиваемая Чаша» — молятся об избавлении от зависимостей (наркомании, алкоголизма, курения). История ее возникновения берет свое начало еще с 1878 года. Старый солдат прибыл из Тульской губернии в Серпуховский женский монастырь с целью найти эту икону и исцелиться. Он страдал запоями и по этой причине потерял способность ходить. В этот монастырь привел его повторяющийся сон, в котором он видел старца, повелевшего явиться именно в это место для исцеления.
От своего дома до Серпухова ему предстояло проползти 100 км, Владычица смилостивилась над ним и навела его на дом старушки. У нее солдат пробыл два дня, за это время старушка помогла ему немного окрепнуть, мазала ноги целебной мазью, и дальше он пошел, опираясь на костыль. Когда он добрел до монастыря и рассказал о своем тяжелом пути в Серпухов, то попросил о направлении его к иконе «Неупиваемая Чаша», но о ней никто не знал. Услышав, что сама Богородица помогал ему, люди отправились ее искать. Солдат же отправился к мощам преподобного Варлаама, который основал монастырь, и узнал в нем того старца из своего сна.
Тем временем в коридоре, который соединял ризницу с Георгиевской церковью, обнаружили старую, написанную в византийском стиле икону. На доске была изображена Богородица, а перед нею младенец Иисус в чаше. Повернув образ обратной стороной, служители монастыря увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Ее тут же вынесли в церковь и отслужили молебен, во время которого солдат почувствовал облегчение и стены монастыря покинул уже здоровым, а желания выпить спиртное у него больше не возникало.
Зачем освящать иконы?
Смысл освящения икон выражен в молитве, которую читает священник при освящении иконы: «Воззри на эти иконы, которые рабы Твои в честь и славу Тебя <�…> создали, благослови их и освяти, и подай им силу целебную, все козни диавольские прогоняющую, и сделай, чтобы все, прилежно пред ними молящиеся были услышаны, и милость Твоего человеколюбия обрели, и благодать получили».
По словам С.В. Алексеева, “освящение – это, можно сказать, благословение, которое дает от лица всей Церкви священнослужитель на использование предмета или изображения для Богообщения. Применительно к святым иконам освящение – это также критерий оценки их богословского содержания и, соответственно, разрешение на участие в литургической жизни Церкви. Сомнительные по содержанию и технике выполнения иконы благословения не получают.
Не будем судить о том, происходят ли изменения в физической природе предмета в момент его освящения, но с точки зрения нравственной – эти изменения очевидны. Меняется не только статус предмета, но и отношение человека к нему”.
Николай Чудотворец, заступник странствующих
Те, у кого жизнь связана с постоянным перемещением, командировками, часто просят заступничества перед иконой Николая Чудотворца. О его чудесной силе известно испокон веков. Жил Николай еще в 3-4 веке, был милосердным и благочестивым епископом города Миры Ликийские. В годы жизни о нем уже ходили сказания, он мог исцелить, спасти от смерти невинных, утихомирить непогоду. Согласно церковному преданию, сохранившиеся нетленными мощи святого источали миро, которое помогло исцелиться многим.
Одно из чудес после его смерти случилось в 1812 году, когда во время отступления Наполеона из Москвы взорвалась Никольская башня на Московском Кремле. Над его вратами была помещена икона, названия которой чужеземцы не знали, неведомо было им и о ее силе. Стены в момент взрыва покосились, но устояли, вышибло двери и окна. Нетронутым остался не только образ, но и стекло, его прикрывавшее.
Все мореплаватели, путешественники обращаются к Николаю угоднику, зная, что он попросит Всевышнего о помощи и заступничестве во время долгого пути.
Кто и когда написал самую первую икону?
Согласно Церковному Преданию, первая икона появилась во время земной жизни Спасителя. Это образ, который мы знаем под названием «Нерукотворный Спас». Подробное изложение происхождения Нерукотворного Образа находится в Четьи Минее. Кратко оно сводится к следующему: Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой, он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнению Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но его лицо оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
«Спасительные амулеты»
Сегодня в христианской религии довольно прибыльный бизнес — это торговля амулетами и оберегами, которые излечат ото всех недугов, защитят от всех бед, принесут здоровье, успех, любовь. Одиноким помогут найти свою пару, замужним/женатым — сохранить семью. Прямо-таки всемогущие вещицы!
У мусульман же такие амулеты не только не разрешены, но и строго запрещены, особенно те, которые якобы защищают от порчи, сглаза, болезней и бед. Ношение амулетов в исламе считается поклонением нескольким богам. Но человек должен обращаться за помощью исключительно к Аллаху.
Комментарии
Все ли иконы являются чудотворными?
Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней. При этом в Церкви существует множество явленных образов (то есть чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Но грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная. Каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся Богу, святым или бесплотным силам, становится для молящихся чудотворной, так как пред данным образом совершается чудо преображения души.
Какие иконы кладутся в центре храма на аналое?
В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В воскресный день кладут икону Воскресения Христова, кроме нее может полагаться и икона праздника или святого. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма.
Как правильно целовать иконы?
К иконам следует подходить, не спеша, мысленно произнося молитву. Принято дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображенного на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы. Если перед вами икона, которой кроме вас хочет поклониться большое количество людей, помолитесь заранее, чтобы не задерживать и не искушать других верующих.
Венчальная пара
Тем, кто решился на таинство венчания, необходимо знать, что существует определенный набор икон, которые должны быть при совершении таинства. Это образ Богородицы (находится в руках невесты) и Спасителя (в руках жениха). Они очень символичны и во время венчания означают, что мужчина принимает на себя роль креста семейной жизни, так называемой малой церкви; женщина же становится хранительницей и защитницей, несущей верность, добро и величайшую материнскую любовь.
Принято ставить их в доме с восточной стороны: с правой стороны — образ Христа, с левой — Богородицы. В былые времена венчальные иконы передавались в качестве благословения от родителей к детям.
Для чего зажигаются светильники перед иконами и совершается перед ними каждение?
Светильники символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх.27:20–21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.
Как устроить домашний иконостас?
Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены. Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Желательно, чтобы икона Троицы, Христа была не меньше остальных икон. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится рядом с изображением Спасителя, одесную (то есть справа, по правую руку) Его. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Обязательно на видном месте должен поставляться святой крест, как символ спасения людей от вечной смерти.
Значение святых в православии
Святые в православии нужны для того, чтобы обратиться к ним в минуты скорби или отчаяния, когда нет возможности решить проблему самостоятельно. К ним часто обращаются при неизлечимых недугах или проблемах дома. Девушки могут просить о поиске возлюбленного или о возможности зачатия ребенка.
Иконы размещают в святынях: храмах, часовнях, монастырях. Святые служили покровителями священного места, а также города, который располагается ближе всего к образу. Также в каждой иконе отмечается разный тип писания, что говорит о развитии иконографии.
Где устроить домашний иконостас?
Для домашнего иконостаса желательно специально выделить часть главной комнаты (или место в каждой комнате), по древнерусской традиции избирался передний угол, то есть при входе в комнату передний справа угол, который часто мог совпадать с востоком. В этом так называемом красном углу и обустраивается место исключительно для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон и не в углу комнаты, главное, создать своего рода домашний иконостас, который станет удобным местом для личной и семейной молитвы. Желательно избегать близкого соседства с иконостасом телевизора, магнитофона и другой бытовой техники, которая вся служит земным, сиюминутным целям. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.
Каковы основные типы иконографии Спасителя?
Иконография Господа Иисуса Христа включает множество направлений, в том числе, связанных с Праздничным циклом (впрочем, иконография Праздников обычно рассматривается как самостоятельное направление иконописи).
В качестве основных иконографических типов Спасителя чаще всего выделяют пять: Спас Нерукотворный, Господь Вседержитель (Пантократор), Спас в силах, Спас Эмануил (Еммануил), Спас на престоле.
Спас Нерукотворный
Согласно Преданию Церкви, иконы этого типа воспроизводят прижизненный образ Христа, явленный вследствие чуда.
История связывает это чудо со следующими событиями. Когда Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни (проказы), узнал про совершаемые Христом чудеса, он послал к Нему своего живописца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с приглашением посетить город Едессу. Выслушав Ананию, Христос отказал Авгарю в личном посещении, однако не отказал в Своей милости. Омыв лицо и потребовав принести убрус (плат), Христос отёрся. В результате на ткани платка отпечатлелся Его Божественный лик. Через Ананию плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.
Уверовав во Христа, Авгарь обратил к истинной вере своих подданных. Согласно его распоряжению, Нерукотворный Образ был размещён в нише над городскими воротами; он почитался как великая святыня. Когда один из потомков Авгаря, впав в грех идолопоклонства, захотел снять этот Образ, епископ Едесский, по наставлению свыше, тайно замуровал нишу, скрыв Образ за глиняной доской.
Со временем о местонахождении Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу осадило войско персидского царя Хозроя I, Небесная Владычица, явившись архиерею Евлалию (Евлавию), указала на Образ и повелела извлечь его из городской стены. Ниша была вскрыта, и к удивлению присутствующих помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. По вознесении горожанами молитв к Богу и совершении Крестного хода (с Нерукотворным Образом) вражеское войско отступило, и город был избавлен от меча и позора.
Иконы «Спас Нерукотворный» в разных вариантах представляют лик Господа либо без намёка на плат, либо отображенным на плате (убрусе) или на черепице (чрепии). Два последних варианта определяются как «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» соответственно.
Господь Вседержитель
На изображениях этого иконографического типа Господь бывает представлен фронтально: в рост или в форме поясного изображения.
Его десница пишется сложенной в жесте благословения — в знак благословения всех людей на избавление от греха и стяжание Царства Небесного. В левой руке Искупителя воспроизводится раскрытое или закрытое Евангелие, либо свиток. Как Книга, так и свиток указывают на Евангельскую проповедь; с другой стороны Книга указывает на Книгу жизни.
Основная идея сюжета: Господь представлен в образе Всемогущего, Всевластного Царя (Пантократора, Вседержителя).
Спас в силах
Характерной особенностью икон этого плана является то, что восседающий на престоле Спаситель изображается на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба (квадрата), вписанного в синий овал (круг, эллипс), который, в свою очередь, «наложен» на красный четырехугольник, в углах коего, выступающих из-за контура овала, расположены символы четырех Евангелистов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).
Красный ромб, обрамляющий фигуру Спасителя, знаменует огонь Божества и указывает на Божественное достоинство Мессии; синий овал символизирует Небо, ангельский мир, а внешний и самый крупный четырехугольник, включающий символы Евангелистов, указывает на проповедь Евангелия по всему миру.
Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни)
Иконография этого сюжета отображает эсхатологический мотив, являя Мессию в величии Небесной славы, Таким, Каким Он явится при кончине веков, чтобы судить мир.
Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцавшего Господа, носимого ангельскими силами, представленными под образом таинственных животных (Иез.1:4–28).
Спас Эммануил
Иконы этого направления представляют Христа в образе Отрока или Младенца — Эммануила, располагающегося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эммануил, озвученное через пророка Исаию, означает «С нами Бог» (Ис.7:14).
Иконографией этого вида с особой выразительностью оттеняется мысль о цели Пришествия Сына Божьего в мир — Спасении человека, призвании всех людей в Царство Божье.
Спас на престоле
Сюжет икон этого типа близок по содержанию сюжетам изображений «Господь Вседержитель». Христос предстает величественно и торжественно восседающим на престоле, как Царь Славы, Судья и Правитель мира.
Внешним отличием является то, что Евангелие располагается на колене Христа, и Сам Он изображается в полный рост.