Как молитва и медитация влияет на работу мозга человека


Как молитва и медитация влияет на работу мозга человека

Специалисты лаборатории психофизиологии Санкт-Петербургского института им. Бехтерева в конце прошлого века провели глобальное исследование влияния молитвы на работу мозга. В эксперименте, которым руководил доктор биологических наук Валерий Слезин, приняли участие люди, принадлежащие к различным конфессиям. Эксперименты показали: во время глубокой молитвы происходит как бы отключение коры мозга. При этом человек находился в полном сознании.

При регистрации электрической активности мозга (данные электроэнцефалограммы) это выглядит следующим образом: в моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- (состояние полного расслабления как тела, так и сознания) и бета-ритмы (состоянию активного бодрствования) ритмы с частотой соответственно от 8 до 13 и от 14 до 40 Гц.

Погружение в состояние глубокой молитвы приводило к замедлению мозгового ритма до частоты 3 Гц. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии.

Эти медленные ритмы называются дельта-ритмами. У взрослого человека они регистрируются в бессознательном состоянии (состояние глубокого сна или комы). А в состоянии бодрствования наблюдаются только у младенцев до трех-четырех месяцев.

Ученые столкнулись с парадоксом: энцефалограмма мозга молящегося (вне зависимости от того, к какой конфессии он принадлежал) соответствовала состоянию комы или новорожденного ребенка. Невольно вспоминается «Будьте как дети….».

Кстати, аналогичные состояния ритмов мозга характерны и для людей, погруженных в некоторые виды медитации.

Кроме того, во время молитвы и медитации у человека заметно снижается потребление кислорода — примерно на 20 %, тогда как во время сна — всего лишь на 8 %. Получается, что молитва и медитация восстанавливают работу мозга и всего организма даже лучше, чем сон.

Практики молитвы и медитации приводят к синхронизации полушарий мозга. Известно, что обычно одно из полушарий мозга доминирует над другим. Это определяет склонность человека к образному (интуитивному) или логическому (аналитическому) мышлению. В результате практики в течение времени от 2–4 недель до нескольких месяцев «слабое» полушарие подтягивается и достигает уровня ведущего, а также синхронизируются электрические ритмы обоих полушарий. Это делает человека более энергичным, защищённым, творческим — т.е. здоровым во всех смыслах (физическом, эмоциональном и интеллектуальном).

Продолжение следует

«Бог, ты где?». Психофизиология молитвы

Сегодня нас интересуют сугубо медицинские аспекты этого распространенного религиозного явления — научные факты или, по крайней мере, достоверная статистика.

Молитва и статистика

Первое достаточно солидное научное исследование проводил американский кардиолог Берд в 80-х годах прошлого столетия. Была организована так называемая «ходатайственная молитва» для 392 пациентов отделения кардиологической реанимации госпиталя Сан-Франциско.

Пациентов разделили на две равные группы. За больных из первой группы ежедневно молились прихожане местных протестантских и католических церквей, а вторая группа была контрольной — за нее не молились. Молитва продолжалась до выписки пациентов из клиники, при этом никто из 392 больных не знал, молятся за него или нет, что исключало эффект самовнушения.

И вот вам статистически достоверные результаты: 12 пациентам контрольной группы потребовалась искусственная вентиляция легких. В «молитвенной» группе легкие больных были в намного лучшем состоянии, и к аппарату ИВЛ подключать никого не пришлось.

Диуретики, обычно применяемые для лечения застойной сердечной недостаточности, понадобились 15 пациентам контрольной группы и в 5 случаях в «молитвенной» группе. Остановка сердца произошла в 14 случаях среди контрольной группы и только в 3 случаях «молитвенной» группы.

Надо сказать, что исследования доктора Берда произвели сильное впечатление на американскую общественность. Если до этого примерно 14 % друзей и родственников молились за своих близких, то к 2011 году эта цифра возросла до 49 %.

Но все таки лучший эффект получается, когда человек молится сам. Еще в 1982 году д-р Гарднер обнаружил, что среди верующих, регулярно практикующих молитву, частота рака различной локализации значительно ниже.

Поймите меня правильно, я не призываю ЛЕЧИТЬ рак при помощи молитвы. Есть даже высказывание на этот счет: «Рак — безнадежность на клеточном уровне»… Но что нам мешает включить молитву как компонент профилактики раковых заболеваний?

Кстати, некоторые российские женщины, практикующие глубокие молитвенные погружения, рассказывали о спонтанных излечениях гинекологических заболеваний. Но пока еще эти данные не подвергались надлежащей статистической обработке.

Физиология молитвы

Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Томаса Джефферсона в течение примерно 20 лет исследует мозг людей, занимающихся различными духовными практиками. Сам Ньюберг — атеист, что придает его работам большую убедительность. Используя метод функциональной компьютерной томографии при наблюдениях за молящимися людьми, ученый обнаружил очаги активности фронтальных долей в зонах, отвечающих за внимание, модуляцию поведения и языковую выразительность. Это касалось молитвенных и медитативных состояний среднего уровня.

Когда же глубина молитвы увеличивалась (а это получалось у более опытных участников), активность фронтальных долей понижалась, но появлялись очаги возбуждения в районе таламуса — в структурах, регулирующих поток сенсорной информации ко многим частям мозга. Говоря по-простому, эти люди переставали видеть, слышать и чувствовать боль и прикосновения.

Выходя из молитвенного состояния, они рассказывали об ощущении потери времени и пространства, о чувстве слияния со всей Вселенной. И это чистейшая правда, так как компьютерная томография фиксировала в эти моменты резкое снижение активности париетальных долей, в зонах, отвечающих за трехмерное восприятие объектов в пространстве.

Ученые также отметили, что при глубоких молитвенных состояниях происходит вовлечение нейронных путей фронтальных и париетальных долей мозга, отвечающих в том числе и за сексуальное возбуждение. Теперь становится понятно выражение оргазма на лице блаженной в композиции Бернини «Экстаз святой Терезы» и на картинах многих художников, запечатлевших подобные моменты.

Интересно, что православный стиль молитвы в отличие от католического, на ЭЭГ характеризуется полным отсутствием пароксизмов, а значит, не предполагает оргазмических реакций. Дело в том, что хотя православная молитва тоже бывает глубокой, однако ее механизм работает на ПОДАВЛЕНИЕ эмоций и, соответственно нет всплеска нейромедиаторов и гормонов.

Профессор Слезин из Психоневрологического института имени Бехтерева также установил, что глубокое молитвенное погружение — это психофизиологическое состояние, совершенно отличное от трансовых состояний так называемых «экстрасенсов». При православной молитве наблюдается эффект подавления кортикального доминирования, но нет межполушарной асимметрии и пароксизмальных проявлений, которыми грешат «экстрасенсы».

Я полагаю, что в процессе исцеления большую роль играет допамин, выброс которого характерен для экстатических состояний. Но, вероятно, задействованы и другие нейрофизиологические механизмы.

Есть ситуации, при которых молитва не работает. Например, медицинские исследования не выявили случаев положительного влияния молитвы при алкоголизме и наркомании. Думаете, родственники этих людей не молятся? Еще как молятся! Да всё без толку — это показывают результаты многих обзоров. Мое скромное мнение на этот счет: «Бог не будет помогать людям, не желающим изменить свою жизнь. Он уважает даже идиотский выбор».

Мой молитвенный опыт

Я как-то увидел занятия маленькой протестантской группы, собиравшейся по вечерам в обычной средней школе, где я арендовал зал для занятий каратэ. При всей примитивности этих ребят создавалось впечатление, что у них есть прямой доступ к Всевышнему. И когда мне было хреново (а в период работы в кардиореанимационной бригаде скорой помощи такое бывало нередко), то я прямо белом халате заваливался на эти протестанские молебны и просил молитвенной поддержки.

Надо сказать, отказа никогда не было. Они мгновенно прерывали проповеди, становились кругом и начинали за меня молиться. Через 10 минут я с новыми силами садился в желтый реанимобиль и ехал исполнять свой врачебный долг.

Членом той маленькой протестантской общины я не стал, так как хорошее естественнонаучное образование не позволило мне интеллектуально принять непорочное зачатие и хождение по водам. Однако в возможность контакта со Всевышним как особой мудрой силой я поверил безоговорочно. Молился и за себя, и за многих близких и дальних. Тут главное — искренность просьбы к Богу.

А по долгу службы я однажды познакомился с профессором-лингвистом К. А. Тимофеевым. Профессор страдал пароксизмальной мерцательной аритмией, которую мне удавалось успешно снимать новокаинамидом. В награду Кирилл Алексеевич учил меня древнегреческому, что позволяло читать Новый Завет в оригинале и в полной мере оценить искусство молитвы.

Когда в своих молитвенных процессах я утомлялся изливать претензии, то вдруг обнаруживал, что в глубине души появилось чувство благоговения — как при лицезрении чего-то прекрасного. Как правило, подавленность, тревога, депрессия тоже уходили. Думаю, магнитно-резонансную томографию тут можно было не делать — миндалины мозга наверняка светились надлежащим светом и процесс исцеления от потенциальных болезней шел полным ходом.

Сергей Боголепов

Фото thinkstockphotos.com

При­чины рас­се­ян­но­сти на молитве

  1. Небреж­ное отно­ше­ние к молитве. Сосре­до­та­чи­ва­емся мы на том, что нам важно. О чём думаем на молитве, то и явля­ется куми­ром, засло­ня­ю­щим Бога.
  2. Непо­нят­ность текста. Она бывает от непо­нят­но­сти цер­ков­но­сла­вян­ского языка и от непо­нят­но­сти исполь­зу­е­мых в молит­во­сло­виях обра­зов.
  3. Воз­дей­ствие падших духов. Один из мона­хов-пустын­ни­ков гово­рил: «Когда диавол видит, что мы молимся и ста­ра­емся пол­но­стью отдаться молитве, он пыта­ется вся­че­ски отвлечь наше вни­ма­ние. Он очень изво­рот­лив и хитер и для дости­же­ния своих ковар­ных целей исполь­зует те мысли, темы и пере­жи­ва­ния, кото­рые осо­бенно бес­по­коят нас. Он бьет нас по осо­бенно чув­стви­тель­ным, слабым местам, зарож­дает пороч­ные мысли, вся­че­ски раз­жи­гает их в нашем созна­нии… По тем мыслям, кото­рые обычно при­хо­дят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, дей­ству­ю­щие внутри нас стра­сти, и против них должны мы напра­вить наши усилия».
  4. Несо­раз­мер­ность пра­вила духов­ным силам. В молит­во­сло­вах обычно пуб­ли­куют полное молит­вен­ное пра­вило, рас­счи­тан­ное на мона­хов и духовно опыт­ных мирян. Однако тем, кто только начи­нает испол­нять молит­вен­ное пра­вило, трудно сразу начать читать его всё цели­ком. Обычно духов­ники сове­туют начи­нать с несколь­ких молитв, и затем, раз в одну-две недели добав­лять к пра­вилу по одной молитве, чтобы навык читать всё пра­вило цели­ком выра­бо­тался посте­пенно и есте­ственно.
  5. Сла­бость воли. Тре­бу­ется вос­пи­ты­вать, тре­ни­ро­вать волю, при­ла­гать еже­днев­ное усилие. Этому может помочь изу­че­ние опыта подвиж­ни­ков.
  6. Пси­хо­ло­ги­че­ские фак­торы: уста­лость, рас­се­ян­ность — неуме­ние кон­цен­три­ро­вать ум на дли­тель­ное время.

Для того чтобы выспаться, реко­мен­ду­ется ложиться спать не в тот день, когда нужно вста­вать.

Сла­га­е­мые вни­ма­тель­ной молитвы

Вни­ма­тель­ная молитва явля­ется даром Божьим тому, кто про­яв­ляет усер­дие в её при­об­ре­те­нии. Молитва даётся моля­ще­муся.

Наша молитва отра­жает наше внут­рен­нее состо­я­ние. Тре­бу­ется избе­гать мно­го­за­бот­ли­во­сти, засо­ре­ния памяти и вооб­ра­же­ния лишней инфор­ма­цией — глав­ным врагом молитвы в совре­мен­ном мире.

Фак­то­рами, спо­соб­ству­ю­щими кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, явля­ются также потреб­ность, инте­рес, пра­виль­ный настрой.

Необ­хо­ди­мость вни­ма­ния в молитве

Рас­се­ян­ность на молитве очень ярко сви­де­тель­ствует о нашей ото­рван­но­сти от Бога. Можем мы себе пред­ста­вить рас­се­ян­ность при встрече с главой госу­дар­ства, пат­ри­ар­хом, извест­ным чело­ве­ком?

Молитва – это личное обра­ще­ние, а не чтение текста. Бог знал этот текст ещё до того, как мы роди­лись.

Если мы не слу­шаем себя сами, во время молитвы, думая о сует­ном, то почему рас­счи­ты­ваем, что нас будет слу­шать Бог? Невни­ма­тель­ная молитва – лице­ме­рие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» (Мк.7:6).

Глава 13. ИСКУШЕНИЯ ОТ БЕСОВ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

Теперь следует сказать о мерах борьбы с указанными искушениями. Главным средством, по учению святых отцов, в данном случае является молитва. «Во время таких искушений, – говорит преподобный Нил Синайский, – употребляй непрестанно краткую, но напряженную молитву»800. Насколько сильна молитва верующего и какое производит действие на демонов, видно из сравнения святого Илии Екдика, который говорит, что «грозящий палкою на собак раздражает их против себя, а демонов раздражает тот, кто нудит (принуждает – «Игум.В.») себя чисто молиться»801.

Но, пред тем как приступить к такой молитве, полезно и необходимо бывает сказать несколько слов против духа злобы, искушающего молящегося. Святой Евагрий учит: «Во время искушений не прежде приступай к молитве, как сказавши несколько гневных слов против искусителя. Ибо когда душа окачествована (исполнена – «Игум.В.») скверными помыслами, тогда молитве ее нельзя быть чистою. Но если ты скажешь что-либо с гневом против них, то этим приведешь в смятение противников своих и истребишь их внушения»802.

Какие именно слова следует произносить в таких случаях, указывает преподобный Никита Стифат. Говоря о хульных помыслах – одном из видов искушений, – он поясняет, что «дух хулы, когда молимся и поем псалмы, и отрыгает иной раз, по нашему невниманию, нашими устами клятвы на нас же и странные хуления на Бога вышнего, привводя их в стихи псалмов и в слова молитвы. Но против него, когда он что-либо такое произносит устами нашими или всевает в мысли наши, надо обращать слово Христово, говоря к нему: «Отойди от Меня, сатана» (Мф.4:10), всякого зловония исполненный и осужденный на вечный огнь; хула твоя да падет на главу твою». Сказав это, тотчас насильно, как пленника, обратим ум на другой какой предмет – Божеский или человеческий, какой вспадет на мысль, или со слезами вознесем его на небеса и к Богу»803.

Так как искушения лукавого, приводящие в состояние прелести, не всегда бывают в грубой и заметной форме, то святыми подвижниками дается ряд указаний, как различать явления прелести и благодати, которые с внешней стороны иногда могут походить одно на другое, особенно в глазах неопытного в этом деле человека.

Преподобный Максим Кавсокаливит, сравнивая благодать и прелесть, высказывается в том смысле, что отличительным признаком благодати является особое состояние мира душевного с умилением и сокрушением о грехах. Человек исполняется кротостию и смирением, и душа его объята бывает радостию духовною. «Когда входит в человека благодать Святого Духа, – говорит он, – то собирает ум его и делает его внимательным и смиренным, приводит ему на память смерть и грехи его, будущий Суд и вечное мучение, душу его исполняет сокрушенным умилением и подвергает к плачу и слезам, очи его делает кроткими и полными слез, и чем более сближается с человеком, тем более умиротворяет душу его и утешает святыми страданиями Господа нашего Иисуса Христа и беспредельным Его человеколюбием, и ум исполняет возвышенными созерцаниями недомыслимой силы Божией… Тогда ум человека восторгается Божеским оным светом и просвещается светом Божеского ведения, сердце делается тихим и кротким и обильно источает плоды Духа Святого – «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, любовь, смирение» (Гал.5:22) и прочее, и душа его восприемлет неизреченное веселие»804.

Наоборот же, когда человек подпал под влияние искусителя и находится в состоянии прелести, то ощущения его уже будут иные, противоположные указанным. Появляется сначала тонкое тщеславие, переходящее затем в гордость. Смирение и мир душевный у такового отсутствуют. «Когда злой дух прелести, – говорит преподобный Максим, – приближается к человеку, то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточает и омрачает, наводит боязнь, и страх, и гордость, очи извращает, мозг тревожит, все тело в трепетание приводит, призрачно пред очами показывает свет не светлый и чистый, а красноватый… и уста заставляет говорить слова непотребные и хульные; тот, кто видит сего духа прелести, большею частью серчает и исполнен бывает гнева, смирения совсем не знает, ни истинного плача и слез, но всегда хвастается своими хорошествами и тщеславится ими, когда без сдержанности и страха Божия поддается движениям страстей, наконец, выходит из ума и приходит в совершенную пагубу»805.

Итак, человек, находящийся в состоянии прелести, прежде всего лишен душевного покоя и истинного умиления – этих верных признаков благодатного состояния духа. Кроме того, в нем отсутствуют три основных добродетели: смирение, любовь и милосердие, «без коих никто не узрит Господа»806.

Чистою молитвою, без прелести, по словам святого Григория Синаита, будет та, во время которой «ум видится безвидным и ни себя, ни другого чего не представляющим даже на мгновение, будучи и от чувств отвлекаем действующим в нем светом. Ибо тогда ум делается отрешенным от всего вещественного и световидным, неизреченно во един дух с Богом сочетаваясь»807.

Как говорит святой Исихий, это происходит вследствие того, что «всякий помысл воспроизводит в уме образ какого-либо чувственного предмета, ибо ассирианин (враг), будучи сам умною силою, не иначе может прельщать, как пользуясь чем-либо привычным для нас чувственным… И так как всякий помысл входит в сердце чрез воображение чего-либо чувственного (чувственное же мешает умственному), то Божественный свет Божества тогда уже начинает осиявать ум, когда он упразднится от всего и сделается совершенно безвидным (никакого вида и образа не представляющим). Ибо светлость оная проявляется в чистом уже уме, под условием оскудения его от всяких помышлений»808.

Интеллект во время такой молитвы как бы замирает или, как говорит святой Максим Кавсокаливит, «ум пребывает бездействен и повинуется только Духу Святому»809 и, «умирая в действии совершеннейшей молитвы, отторгается от всех мирских помышлений»810.

Поэтому же и в житии преподобного Варсануфия, составленном Никодимом Агиоритом811, где сообщается о том восхищении к Богу, которого преподобный удостаивался на молитве, подчеркивается, что возносился он к Богу «не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, полагая восхождения к Богу в сердце своем»812.

В соответствии с этим на всем протяжении «Добротолюбия» нигде не говорится о развитии мысленной, мозговой, энергии, так как это не только не нужно, но крайне вредно и даже опасно для молящегося, ибо приводит к гордости и падению. Весь центр тяжести полагается в развитии чувств сердца, потому что в духовной молитве, чистой от всяких представлений и воображений, интеллектуальная сторона не играет роли.

Помогает ли молитва исцелению других людей?

Неоднозначные результаты исследований могут способствовать дальнейшему изучению проблемы

Новое исследование на тему взаимосвязи между молитвой и сердечными заболеваниями поставило много вопросов перед учеными, на которые они не в состоянии ответить на данный момент.

Исследование не обнаружило больших преимуществ молитвы. Но это вероятно еще не конец истории.

«Это первый шаг, но он не завершающий и не окончательный», говорит исследователь, доктор Митч Крукофф

«Мы еще на раннем этапе в нашем научном понимании того, насколько молитва влияет на исцеление», говорит он.

Крукофф – профессор медицины в медицинском центре Дюкского университета. Он также отвечает за медицинские приборы для лечения сердечно-сосудистых заболеваний в исследовательском институте Дюкской клиники. Результаты исследования были опубликованы в журнале The Lancet.

Эффект молитвы

В исследовании приняло участие 748 человек. Им должны были провести хирургическую процедуру на сердце – катетеризацию сердца – для проверки заблокированной артерии. 3 из 4 также проходили другие процедуры по расширению этих артерий.

Исследователи попросили большое количество конгрегаций разных верований по всему миру молиться за 371 пациента. Другие 377 пациентов не включили в официальный список тех, за кого будут молиться.

Каждый пациент получал стандартную медицинскую помощь. Некоторые люди также использовали различные виды терапии, такие как музыкальная терапия, терапия наложения образа и тактильная терапия. За пациентами следили на протяжении 6 месяцев.

Все группы имели одинаковые результаты в основных параметрах исследования: комбинации проблем с сердцем, повторной госпитализации на протяжении 6 месяцев или смерти.

Но другие параметры показали некоторые преимущества.

Возможные преимущества

Хотя в широком смысле молитва не дала позитивного результата, по словам Крукоффа, в некоторых отдельных сферах наблюдались улучшения.

Эмоциональный стресс перед операцией и показатели смертности через 6 месяцев после процедуры были ниже у группы, которая проходила музыкальную и тактильную терапию, а также терапию наложения образа

«Пожалуй, это самые древние традиции лечения в мире, но мы оцениваем их согласно современным методам терапии», говорит Крукофф.

«Настоящая наука создает для нас почву для дальнейшего изучения, пока мы окончательно не поймем роль человеческого духа в контексте высокотехнологической медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях», говорит он.

Разные методы

В исследовании приняли участие буддистские, мусульманские, еврейские и христианские конгрегации по всему миру.

Имена пациентов были отправлены конгрегациям через 30 минут после того, как их причислили к группе людей, за которых молились.

Конгрегации могли молиться за пациентов где угодно и как угодно. Некоторые молились 5 дней, некоторые – целых 30 дней.

«Мы специально задействовали разные религиозные направления, которые были физически в разных временных зонах, которые произносили молитвы с разным синтаксисом, на протяжении разного периода времени», говорит Крукофф.

«Степень, время и длительность молитвы зависели от повседневных практик разных конгрегаций. Мы не диктовали свои условия», говорит он.

Некоторые группы могли говорить «Да будет так». Другие могли просить, чтобы процедура прошла хорошо, и врачи не совершили ошибки, говорит Крукофф.

«За них молились, как только можно», говорит он.

Пациенты (их друзья, родственники или знакомые) также могли молиться вне рамок исследования.

Двойная молитва

В ходе прошлогоднего исследования, вторую группу конгрегаций попросили молиться за конгрегации, которые молились за пациентов.

«Такая двойная терапия повлияла на случаи повторной госпитализации через 6 месяцев и смерти, что означает, что она может иметь другой эффект, чем молитвы за отдельно взятого пациента», говорит Крукофф. Это открытие требует дальнейшего исследования.

Эффект плацебо?

Пациентам не сказали, в какой группе они находятся, среди людей, за которых молятся или за которых не молятся?

Их спросили, в какой группе, по их мнению, они находились? Две трети тех, за кого не молились, думали, что за них молились.

Это их убеждение могло повлиять на результаты. Крукофф и его коллеги изучат эту возможность в будущем.

«Для меня это один из самых интересных фактов в полученных нами данных», говорит он. «У нас есть много уникальных описаний и наблюдений, которые помогут нам понять эти данные, чтобы лучше проводить исследования в будущем».

Остается еще много вопросов

«Нам абсолютно не известен реальный механизм», говорит Крукофф.

Например, он говорит, «Никто не знает, сколько лучше молиться – 30 или 5 дней. Или какому религиозному обряду стоит отдавать предпочтение?»

«Что удивительно, что каждая конгрегация имеет ограниченный график молитв за больных людей», говорит Крукофф. Молитвы можно произносить раз в неделю, раз в месяц или два раза в день – один раз наедине и один раз на вечерне вместе со всей конгрегацией, говорит Крукофф.

Неизвестно, имели ли какое-либо влияние молитвы, произнесенные перед окончанием процедуры.

Может ли наука понять молитву?

«Есть определенные ограничения, и в этом нет ничего плохого», говорит доктор Кит Джи. Мидор

Мидор не принимал участие в исследовании. Он профессор пасторальной теологии в медицине в Дюкской школе богословия. Мидор также клинический профессор психиатрии эмпирических исследований в Дюкском медицинском , говорит Мидор.

«Но я скептически отношусь к попыткам измерять молитву и изучать ее с помощью стандартных эмпирических методов, которые применяют современные исследователи», говорит он.

По словам Мидора, важное значение имеют определение молитвы и методы изучения.

«Эти открытия должны информировать тех из нас, кто работает на стыке духовности, религии и здоровья, о сложностях этой работы», говорит он.

«Это никак не должно влиять на верующего человека, на его понимание молитвы», говорит Мидор.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]